Научная статья на тему 'Государственная социальная политика в органах внутренних дел и методология ее формирования и реализации в системе обеспечения экономической безопасности'

Государственная социальная политика в органах внутренних дел и методология ее формирования и реализации в системе обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2382
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE SOCIAL POLICY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковская Ю.В.

Тема. Ключевое место в обеспечении и повышении экономической безопасности занимают органы внутренних дел Российской Федерации. Важнейшая роль среди механизмов, обеспечивающих полноценную работу органов внутренних дел, принадлежит государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД. Цели. Определение роли государственной социальной политики, проводимой в МВД России, методологии ее формирования и реализации в обеспечении и повышении экономической безопасности. Методология. С помощью анализа статистических данных общественного мнения об уровне коррупции в органах внутренних дел, сравнительного метода исследования динамики расходов на денежное довольствие и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, систематизации мотивации и методов стимулирования труда, анализа научных исследований о взаимосвязи размеров заработной платы и коррупции показана роль государственной социальной политики в МВД России в обеспечении экономической безопасности страны. Результаты. Обосновано, что для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной на обеспечение и повышение экономической безопасности, необходимо дальнейшее развитие государственной социальной политики в ОВД, которое должно строиться на методологическом подходе. Представлена методология формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел. Выводы. В работе показано, что особую роль при совершенствовании государственной социальной политики в органах внутренних дел имеет разработка и принятие Концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. Учитывая важнейшее значение государственной социальной политики в ОВД для экономической безопасности, сделан вывод, что концепция может стать эффективным механизмом в системе ее обеспечения органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быковская Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social policy of the State in internal affairs bodies and the methodology for its formation and implementation in the economic security system

Importance The social policy of the State in relation to employees of internal affairs plays the crucial role among mechanisms streamlining operations of the internal affairs bodies. Objectives The research determines what role the State social policy in the internal affairs bodies plays, which methods are used to formulate and implement it as part of ensuring and improving the economic security. Methods I demonstrate the role of the State social policy in the internal affairs bodies of Russia in ensuring the economic security, using an analysis of statistical data on public opinion on the corruption in the internal affairs, comparative method of research into expenses for monetary allowance and retirement benefits, systematization of motivation and incentive methods, analysis of scientific researches into the salaries and corruption trade-off. Results The State should develop its social policy towards the internal affairs bodies in order to enhance their performance and ensure the economic security. I present a methodology for formulating and implementing the social policy in the internal affairs. Conclusions and Relevance It is important to articulate and adopt the Concept for developing the State social policy towards the Russian Ministry of the Interior. I conclude that the Concept may become an effective mechanism for the internal affairs bodies to ensure the economic security.

Текст научной работы на тему «Государственная социальная политика в органах внутренних дел и методология ее формирования и реализации в системе обеспечения экономической безопасности»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Юлия Викторовна БЫКОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Российская Федерация zima7327@yandex.ru

История статьи:

Принята 06.08.2015 Одобрена 19.08.2015

УДК 338.242 JEL: H56

Ключевые слова:

государственная социальная политика, органы внутренних дел, экономическая безопасность

Аннотация

Тема. Ключевое место в обеспечении и повышении экономической безопасности занимают органы внутренних дел Российской Федерации. Важнейшая роль среди механизмов, обеспечивающих полноценную работу органов внутренних дел, принадлежит государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД. Цели. Определение роли государственной социальной политики, проводимой в МВД России, методологии ее формирования и реализации в обеспечении и повышении экономической безопасности.

Методология. С помощью анализа статистических данных общественного мнения об уровне коррупции в органах внутренних дел, сравнительного метода исследования динамики расходов на денежное довольствие и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, систематизации мотивации и методов стимулирования труда, анализа научных исследований о взаимосвязи размеров заработной платы и коррупции показана роль государственной социальной политики в МВД России в обеспечении экономической безопасности страны.

Результаты. Обосновано, что для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной на обеспечение и повышение экономической безопасности, необходимо дальнейшее развитие государственной социальной политики в ОВД, которое должно строиться на методологическом подходе. Представлена методология формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел. Выводы. В работе показано, что особую роль при совершенствовании государственной социальной политики в органах внутренних дел имеет разработка и принятие Концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. Учитывая важнейшее значение государственной социальной политики в ОВД для экономической безопасности, сделан вывод, что концепция может стать эффективным механизмом в системе ее обеспечения органами внутренних дел.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Система обеспечения экономической безопасности включает себя в совокупность субъектов (органов судебной, законодательной и исполнительной власти, общественных организаций и т.п.), направлений их деятельности, методов, инструментов и механизмов, обеспечивающих их эффективную и взаимосвязанную работу в целях надежной защиты объектов экономической безопасности (граждан, общества, государства, экономической системы) и достижения стратегических приоритетов долгосрочного устойчивого развития экономики и социальной сферы. Ключевое место в обеспечении и повышении экономической безопасности занимают органы внутренних дел Российской Федерации.

Особая роль среди механизмов, обеспечивающих полноценную работу органов внутренних дел, принадлежит государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников

ОВД. Это подтверждается ключевыми целями государственной социальной политики, проводимой в МВД России, к которым относятся:

• обеспечение социальной защищенности сотрудников, наиболее полное удовлетворение их социальных потребностей, последовательное улучшение уровня и качества их жизни;

• обеспечение результативной работы органов внутренних дел, повышение эффективности правоохранительной деятельности;

• повышение статуса сотрудника органов внутренних дел, престижа службы в органах внутренних дел, ее привлекательности на рынке трудовых ресурсов.

Экономическая безопасность - это состояние экономики страны, определяемое устойчивостью к воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Устойчивое

состояние экономики характеризуется множеством индикаторов и достигается с помощью совокупности различных институтов, методов, механизмов и инструментов. Очевидно, что состояние социальной сферы, тенденции ее развития оказывают существенное влияние на состояние экономической безопасности. Низкий уровень доходов сотрудников органов внутренних дел и назначаемых им пенсий, необеспеченность жильем, невысокий уровень медицинского обеспечения способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников в теневой сектор экономики, способствуют разрастанию коррупции в органах внутренних дел. В результате происходит снижение уровня экономической безопасности, прежде всего экономической безопасности в социальной сфере1.

Так, например, отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму является индикатором экономической безопасности в социальной сфере, пороговое значение которого должно быть не менее 3,5 [1].

1 Под государственной социальной политикой в органах внутренних дел будем понимать целенаправленную деятельность государства по социальной защите сотрудников и членов их семей, обеспечивающую поддержание и повышение уровня их благосостояния, качества жизни в соответствии с современным состоянием экономики и социальной сферы, приоритетами и направлениями общегосударственной социально-экономической политики, целями, задачами и спецификой правоохранительной деятельности в органах внутренних дел, создающей условия для всестороннего развития сотрудников и успешного выполнения ими правоохранительных функций государства. Под социальной защитой сотрудников органов внутренних дел будем понимать комплекс целенаправленных мероприятий государства экономического, правового, организационного, методологического и информационного характера по формированию и реализации законодательно закрепленных социальных гарантий, обеспечивающих сотрудникам соблюдение их социальных прав. Под социальными гарантиями сотрудникам органов внутренних дел будем понимать законодательно закрепленные социальные обязательства государства перед сотрудниками органов внутренних дел по недопущению ухудшения их материального положения; обеспечению денежным довольствием в размере, позволяющем поддерживать определенный уровень материального благосостояния; предоставлению пособий, компенсаций и других денежных выплат в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел; предоставлению отпусков; индексации денежного довольствия, пособий, компенсаций и других денежных выплат в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел в условиях инфляции; медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению; обязательному государственному страхованию жизни и здоровья; государственному пенсионному обеспечению; жилищному и социально-бытовому обеспечению; профессиональному образованию.

В 2009 г. средний уровень оплаты труда сотрудников милиции составлял: рядовой состав (сержант, милиционер ППС с выслугой 5 лет) -11 300 руб., офицерский состав (капитан, старший оперуполномоченный РОВД с выслугой 10 лет) -16 900 руб.2. В 2009 г., по данным Росстата, прожиточный минимум для трудоспособного населения был равен 5 562 руб. Таким образом, существующий в 2009 г. уровень оплаты труда сотрудников милиции находился на отметке 2-3 прожиточных минимумов. При этом следует отметить, что расчеты приведены исходя из среднего уровня оплаты труда, в то время как размер среднедушевых денежных доходов сотрудников милиции ниже.

Во-первых, данные официальной статистики за последние 10 лет показывают, что уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы был выше уровня среднедушевых денежных доходов.

Во-вторых, величина среднедушевого денежного дохода зависит от состава семьи и доходов всех ее членов и рассчитывается с учетом иждивенцев (несовершеннолетних детей, инвалидов). Большинство сотрудников органов внутренних дел имеют несовершеннолетних детей, при этом зачастую супруги сотрудников также проходят службу в органах внутренних дел и имеют невысокие заработки.

В-третьих, при расчете среднедушевого денежного дохода учитываются все доходы гражданина, включая работу по совместительству, доходы в виде процентов по вкладам, ценным бумагам. Принимая во внимание невысокий уровень заработной платы сотрудников ОВД, можно говорить о том, что величина вкладов и процентов по ним у этой категории граждан также невелика. В качестве примера рассмотрим семью сотрудника ОВД, состоящую из трех человек и включающую несовершеннолетнего ребенка и супругу, также являющуюся сотрудником органов внутренних дел. Для того чтобы среднедушевые денежные доходы были равны уровню заработной платы, необходимо, чтобы доходы по вкладам составляли около половины его заработной платы. Для сотрудника, величина оплаты труда которого в 2009 г. составляла 16 900 руб./мес., проценты по вкладам должны составлять 8 450 руб./мес.

2 Финансово-экономическое обеспечение МВД России, социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск - итоги, задачи, перспективы. URL: http://parlcom.ru/index.php? p=MC83&id=26553.

Следовательно, при средней процентной ставке по вкладам 18% годовых3 размер вклада в банке должен составлять более 560 000 руб. При заработной плате в 16 900 руб./мес. вряд ли такое возможно.

Кроме того, в настоящее время существует ряд объективных ограничений, касающихся формирования доходов сотрудников. Так, для данной профессиональной категории существует законодательный запрет заниматься

предпринимательской деятельностью, работать по совместительству вне системы МВД России4. Следовательно, получать высокие заработки, работая по совместительству, для сотрудников ОВД не представляется возможным. Наряду с этим ограничения имеются и в отношении приобретения сотрудниками полиции ценных бумаг. Эти ограничения связаны с несовершенством действующего законодательства в части неурегулированности вопросов по передаче принадлежащих сотруднику

приобретенных ценных бумаг в доверительное управление, возможностью возникновения конфликта интересов при владении сотрудниками органов внутренних дел ценными бумагами, акциями, долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах, по которым можно получить доход. Также запреты на владение сотрудниками ценными бумагами часто возникают вследствие неверной трактовки действующего законодательства кадровыми подразделениями МВД России, последствиями которой могут быть препятствия при прохождении сотрудником аттестации или увольнение из органов внутренних дел [2]. Все вышеперечисленные аргументы ограничивают уровень доходов сотрудников полиции.

Таким образом, можно говорить о том, что в отношении сотрудников милиции такой индикатор, как отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, в 2009 г. имел еще более низкое значение, чем показали расчеты. Автор полагает, что подобная ситуация представляла угрозу для экономической безопасности государства.

Такое положение вещей характерно не только для 2009 г. Начиная с первой половины 1990-х гг, уровень жизни сотрудников милиции был крайне низок. После ряда социальных реформ в органах внутренних дел в 2002, 2005, 2012 гг. ситуация

3 Ставки больше - вкладов меньше. URL: http://rg.ru/2009/03/17/stavki.htm.

4 Если эта деятельность не является научной или

педагогической.

изменилась в лучшую сторону. Уровень оплаты труда существенно повышался, следовательно, повышался и уровень доходов сотрудников. Тем не менее позже происходило его ежегодное снижение.

Например, в 2012 г. после резкого увеличения размеров оплаты труда сотрудникам полиции отношение заработной платы сотрудников органов внутренних дел к прожиточному минимуму существенно повысилось. Вместе с этим в 20132015 гг. индексация окладов денежного содержания не проводилась, следовательно, соотношение среднедушевых денежных доходов сотрудников и прожиточного минимума понизилось. Так, если в 2012 г., соотношение оплаты труда сотрудников рядового состава и прожиточного минимума составляло 3,62, то в 2014 г. этот показатель уже был равен 3,215. Иными словами, хотя в результате проведения социальной реформы в МВД России уровень оплаты труда сотрудников полиции был существенно повышен, приведенные данные свидетельствуют о наличии угрозы экономической безопасности и необходимости принятия мер для ее локализации.

Аналогичная ситуация складывается и с пенсионным обеспечением сотрудников ОВД. Пороговое значение отношения средней пенсии к средней заработной плате должно быть не менее 40% [1]. Вместе с этим даже после существенного повышения размеров пенсий сотрудникам полиции в 2012 г. данный показатель был ниже 40%, что также говорит об угрозе для экономической безопасности страны.

Среди индикаторов экономической безопасности рассматриваются средняя продолжительность жизни (пороговое значение не менее 77 лет), площадь жилья на одного жителя (пороговое значение не менее 25 м2) [1]. Значения этих индикаторов также являются предметом государственной социальной политики, проводимой в МВД России, в том числе в части медицинского и жилищного обеспечения сотрудников.

В течение службы сотрудники во многом подвержены повышенным физическим нагрузкам, стрессам, травматизму. Зачастую несение службы происходит в тяжелых и опасных условиях. Все это оказывает существенное воздействие на

5 Размеры денежного довольствия приведены на основании информации ФЭД МВД России. Денежное довольствие и отдельные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел РФ в условиях 2012 г. Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2012.

состояние их здоровья, а также на продолжительность жизни. Не случайно для данной категории граждан предусмотрены более ранние сроки выхода на пенсию. В этой связи медицинскому обеспечению сотрудников органов внутренних дел как в период прохождения службы, так и по выходу на пенсию уделяется особое внимание.

Большая часть сотрудников ОВД вследствие ограниченности доходов не способна самостоятельно приобрести собственное жилье. Зачастую семьи сотрудников вынуждены жить либо с родственниками, либо в общежитиях или на съемных квартирах. В связи с этим очевидно, что жилищная политика в органах внутренних дел имеет важное значение для обеспечения достойного уровня жизни сотрудников.

Низкий уровень благосостояния сотрудников ОВД создает питательную почву для разрастания коррупции в рядах органов внутренних дел. Результаты опросов общественного мнения, проведенных специалистами ВНИИ МВД России в 2009-2012 гг., свидетельствуют о высокой степени коррупции в органах внутренних дел. Так, на вопрос, почему органы внутренних дел плохо защищают ваши личные и имущественные интересы, в чем основные причины их неудовлетворительной работы, самым популярным ответом был: коррупция и взяточничество в органах внутренних дел. В 2009 г. так ответили 17% респондентов, в 2010 г. - 14, в 2011 г. - 49, в 2012 г. - 15%. По мнению опрошенных, главное, что необходимо сделать для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, - бороться с коррупцией среди сотрудников МВД России. В 2009 г. так ответили 55% респондентов, в 2012 г. - 53%6.

В 2014 г. «Левада-Центр» провел исследование, посвященное коррупции в системе органов государственной власти. Четверть опрошенных считают, что коррупция и взяточничество широко распространены в органах внутренних дел. Правда, в 2000 г. так утверждала половина респондентов7. Хотя приведенные данные опросов общественного мнения показывают

положительную динамику в отношении коррупции в органах внутренних дел за последние 15 лет, тем

6 Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1.

7 Коррупция в системе государственной власти. URL: http://levada.ru/18-11-2014/korruptsiya-v-sisteme-gosudarstvennoi-vlasti.

не менее существующая ситуация остается далеко не идеальной.

Опасность коррупции велика, поскольку она снижает уровень экономического развити, уводит из экономики колоссальные объемы бюджетных средств (снижая при этом уровень бюджетных расходов, направляемых прежде всего в социальную сферу, в том числе на здравоохранение и образование, способствует дестабилизации в обществе, влечет за собой усиление социальной напряженности, а также повышает уровень криминогенности. Коррупция проявляется на различных уровнях государственного управления и практически во всех секторах государства.

Наряду с этим особенно остро стоят проблемы коррупции в правоохранительных органах, главным образом в органах внутренних дел. Это связано с тем, что общественная опасность совершаемых сотрудниками органов внутренних дел преступлений состоит в том, что эти преступления совершают должностные лица, на которых государством возложена обязанность соблюдения правопорядка и законности. Особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел придает совершенным ими преступлениям повышенную опасность и характеризуется высокой латентностью8. При этом широкая распространенность коррупции в ОВД во многом связана с тем, что органы внутренних дел являются самой крупной структурой среди силовых ведомств, имеют обширную сферу деятельности, о чем свидетельствуют задачи, возложенные на полицию государством и обществом. По данным исследований, проведенных международной организацией Transparency International в 2013 г., 66% опрошенных россиян считали полицию крайне коррумпированной структурой9. В итоге коррупция в органах внутренних дел, ее масштабы, сферы распространения, степень негативного влияния и характер последствий представляют серьезную угрозу для экономической безопасности.

Существуют исследования (как зарубежные, так и отечественные) о взаимосвязи оплаты труда и коррупции, результаты которых свидетельствуют о

8 Гаджиев С.Н. Коррупция в органах внутренних дел // Труды Академии управления. 2009. № 1. С. 84-89.

9 Барометр мировой коррупции-2013: коррупцию победит не правительство, а граждане. URL: http://transparency. org .ru/barometr-mirovoi-korrapteii/korrapteiiu-pobedit-ne-pravitelstvo-a-grazhdane.

том, что прямой зависимости между уровнем заработной платы государственных служащих и уровнем коррупции нет. Так, например, в аналитическом докладе фонда ИНДЕМ «Стимулы, эффективность, коррупция», опубликованном в 2004 г., было отмечено: «Многочисленные исследования... не позволяют выявить значимой статистической взаимосвязи между уровнем оплаты труда государственных служащих и уровнем коррупции в стране. Зависимость между уровнем заработной платы госслужащих и коррупцией появляется, если дополнительно учитывается эффективность управления: при повышении эффективности управления рост затрат на содержание госслужащих способствует снижению коррупции»10. О. Димант в своем исследовании «Увеличение зарплат госслужащих: все-таки не лучшая идея?» подтверждает мысль о том, что повышение заработной платы госслужащим не так эффективно, как считают многие. Он утверждает, что логика «чем больше платят, тем меньше хочется рисковать, боясь потерять место» не работает11.

Между тем очевидно, что низкая заработная плата государственных служащих, к которым относятся и сотрудники органов внутренних дел, является причиной возникновения и разрастания коррупции. Достойная и справедливая заработная плата в совокупности с рядом других мер является одним из необходимых условий сокращения и предотвращения коррупции12 [3, 4]. Более того, в Федеральном законе «О противодействии

13

коррупции» повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих отнесено к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

В этом отношении интересен опыт Сингапура, который в настоящее время считается наименее коррумпированной страной Азии.

Антикоррупционная кампания там состояла из

10 Стимулы, эффективность, коррупция // Доклад Фонда ИНДЕМ. 2004. URL: http://anti-corr.ru/project.htm

11 Димант О. Увеличение зарплат госслужащих: все-таки не лучшая идея? URL: http://corruptionresearchnetwork.org/acrn-newsMog/wages-increases-for-public-officials-not-such-a-good-idea-after-all.

12 Косенко О.И. Проблема коррупции в современном обществе: пути решения // Труд и социальные отношения. 2014. № 8. С. 3-16.

13 О противодействии коррупции: Федеральный закон

от 25.12.2008 № 273-ФЗ. URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959.

четырех этапов: создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией, лишение государственных служащих неприкосновенности, формирование независимых, объективных СМИ и существенное повышение заработных плат служащим в целях уменьшения стимула к совершению коррумпированных действий. В настоящее время размеры заработной платы государственных служащих Сингапура

ориентированы на доходы 10% самых высокооплачиваемых граждан, работающих в частном секторе (адвокатов, банкиров). Всего в Сингапуре выделено 6 категорий заработных плат, исходя из которых определяется заработная плата в государственном секторе. В каждой из категорий выделяется средний показатель, а государственным служащим платится 80% от этой величины. При этом при выплате заработной платы учитывается принцип зависимости заработной платы от результатов труда14.

Еще одной целью государственной социальной политики в МВД России является обеспечение результативной работы сотрудников, повышение эффективности правоохранительной деятельности. Имеющийся уровень преступности,

раскрываемости преступлений, их динамика говорят о наличии угрозы экономической безопасности. По этой причине сегодня повышение результатов правоохранительной деятельности путем удержания преступности, в частности преступности экономической направленности, в безопасных рамках, проведение мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение преступлений, становится важнейшей задачей в дальнейшем развитии нашего государства.

Имеется множество исследований, в которых обосновывается вывод о том, что оплата и стимулирование труда, а также другие социальные гарантии, предоставляемые работникам организаций различных организационно-правовых форм, в том числе государственным служащим, играют решающую роль в схеме повышения результатов работы и эффективности профессиональной деятельности.

В частности, эти исследования как зарубежных, так и отечественных ученых проводятся в рамках проблем мотивации и стимулирования труда. Теорий мотивации существует множество. Среди зарубежных концепций широко известны

14 Итоговый отчет Владивостокского центра исследований организованной преступности «Национальная антикоррупционная практика за рубежом: уроки для России», 2009. URL: http://crime.vl.ru/index.php?p=3642&more=1.

содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. МакКлелланд, К. Альдерфер) и процессуальные теории мотивации (В. Врум, С. Адамс, Л. Портер, Э. Лоулер, Д. Макгрегор). В трудах отечественных ученых (В.А. Ядова,

A.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, А.Н. Леонтьева,

B.И. Герчикова) исследуются не только потребности, но и процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они имеют много общего, поскольку исследуют механизмы управления поведением человека, в том числе при выполнении какой-либо работы, изучают факторы, побуждающие человека к действиям, к более высоким результатам труда, пытаются обосновать причины, по которым люди готовы осуществлять определенные действия, объясняют, что следует сделать для того, чтобы наиболее эффективным образом побуждать работников к повышению результатов деятельности.

Классификация потребностей А. Маслоу (пирамида Маслоу) включает в себя пять ступеней. Согласно данной теории сначала должны быть удовлетворены потребности физиологические (в еде, отдыхе, поддержании здоровья), затем потребности более высокого уровня. Таким образом, можно сказать, что потребности в определенном уровне оплаты труда, пенсий относятся к физиологическим. Этот уровень должен быть как минимум таким, чтобы обеспечивалась воспроизводственная функция заработной платы. Потребности в безопасности -это потребности, которые базируются на уверенности в завтрашнем дне, и подразумевают в том числе гарантии стабильного заработка, пенсионного, медицинского и социального обеспечения. Социальные потребности - это потребности в дружбе, любви и принадлежности. Они реализуются во внимании со стороны окружающих, в принадлежности к той или иной социальной группе. Эти потребности могут проявляться во внимании со стороны руководства, в частности в ожидании помощи в решении социальных проблем. Потребности в признании -это потребности в самоуважении и уважении со стороны коллектива, руководства, потребности в личных достижениях, в карьерном росте. Подтверждением признания может служить стимулирование труда, в первую очередь премирование. Кроме того, важны потребности в самореализации. Люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и

быть лучшими. С точки зрения социальных гарантий данная потребность может быть обеспечена достойным уровнем оплаты труда, при котором человек в полной мере может повысить свой профессиональный уровень, раскрыть собственный творческий потенциал15.

В основе теории Ф. Херцберга (двухфакторной модели мотивации) лежит анализ факторов, оказывающих воздействие на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение его потребностей. Эти факторы подразделяются на гигиенические и мотивирующие. К гигиеническим относятся размер заработной платы, межличностные отношения, социальный статус работника; к мотивирующим - продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы (в том числе путем материального и нематериального вознаграждения),

ответственность, возможность профессионального и творческого роста16.

Основная идея теории ожиданий В. Врума заключается в том, что подчиненные работают наиболее результативно, если они уверены, что оправдаются их ожидания в реализации связок «затраты - результаты» и «результаты -вознаграждение», а также ценности вознаграждения17.

Суть теории справедливости С. Адамса заключается в том, что работники субъективно определяют отношение затраченных усилий в процессе выполнения работы и полученного за эту работу вознаграждения, а затем соотносят размер полученного вознаграждения с размером вознаграждения других работников за аналогичную работу. В результате для повышения стимулирования к высокопроизводительному труду необходимо устранить дисбаланс и восстановить справедливость в отношении вознаграждения18.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая включает элементы теорий ожидания и справедливости. Данная теория базируется на пяти переменных: затраченных усилиях, восприятии,

15 Маслоу А. Мотивация и личность. URL: http://modernlib.ru/books/maslou_abraham/motivaciya_i_lichnost /read.

16Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б.Б. Мотивация к работе. URL: http://5port.ru/motivation.

17Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. М.: Дело, 1997. 704 с.

18Магура М., КурбатоваМ. Секреты мотивации, или Мотивация без секретов. URL: http://5port.ru/motivation.

полученных результатах, вознаграждении, степени удовлетворения. Важнейшим выводом этой концепции является то, что результативный труд ведет к удовлетворению. Эта теория показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение, восприятие в рамках единой, взаимосвязанной системы мотивации труда [5].

Концепция трудовой мотивации российского ученого-социолога В.И. Герчикова основывается на пяти основных типах мотивации к труду, которые могут быть скомбинированы в каждом работнике, с доминированием одного из них. Инструментальный тип мотивации заключается в том, что работа для работника имеет значение только с позиций заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Патриотический тип основан на высоких моральных и идеологических устоях, на убеждении работника в своей нужности для организации. Профессиональный тип заключается в том, что работник данного типа ценит в работе возможность проявить себя, показать, что он способен справиться с трудным заданием, которое не каждому по силам. Хозяйский тип выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Избегательный тип состоит в том, что работник обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе19 [6, 7].

Существуют исследования, в которых проводится анализ взаимосвязи социальных гарантий и результатов работы в государственных структурах. Так, в 2002 г. общественным фондом ИНДЕМ был подготовлен аналитический доклад на тему «Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам», в котором на основании общественного мнения было обосновано, что заработная плата стимулирует чиновников к более результативному труду, но не меньшее значение на результаты их работы оказывает возможность воспользоваться услугами ведомственной системы

здравоохранения, а также получать более высокую

20

пенсию20.

Развитая система социальных гарантий, ее постоянное совершенствование является одним из способов, позволяющих поднять престиж службы в органах внутренних дел, ее привлекательность и

19 Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективные ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.

282 с.

20 Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам // Доклад Фонда ИНДЕМ, 2004. URL: http:// anti-

corr.ru/indem/2002salary_corruption.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов. Это способствует привлечению на службу в ОВД молодых перспективных кадров, удержанию в рядах органов внутренних дел профессионалов, что также способствует повышению результатов работы органов внутренних дел.

Не секрет, что уровень оплаты труда, а также объем социального пакета являются важнейшими критериями конкурентоспособности профессий на рынке труда. Профессия сотрудника полиции вследствие специфики правоохранительной деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья, повышенными нагрузками, тяжелыми условиями службы, зачастую вызывает опасения у граждан, снижая ее привлекательность. Компенсировать эти опасения призвана государственная социальная политика, проводимая в МВД России.

В последнее десятилетние основную долю расходов МВД России составляли расходы на обеспечение сотрудников социальными

гарантиями. Так, например, в 2005-2013 гг. объем расходов федерального бюджета на оплату труда сотрудников составлял до 60% от общего объема расходов МВД России, в том числе в 2005 г. -43,2%, в 2010 г. - 53,3%, в 2013 г. - 60,1% (рис. 1). Объем расходов на пенсионное обеспечение составлял до 16,5%, в том числе в 2005 г. - 15%, в 2010 г. - 15,4%, в 2013 г. - 13,5% (рис. 2) . В 20142015 гг. тенденции социальной направленности бюджета МВД России сохранились.

Начиная с 2014 г. формирование, утверждение и исполнение государственного бюджета для всех министерств и ведомств, включая МВД России, осуществляется в программном формате. В основу нового порядка положен принцип финансирования в соответствии с объемом оказанных услуг. Бюджетные ресурсы распределяются между получателями бюджетных средств и (или) реализуемыми ими государственными

программами с учетом и в прямой зависимости от достижения конкретных результатов. Эти результаты оцениваются в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики в пределах объемов

бюджетных ресурсов, прогнозируемых на

21

долгосрочную перспективу .

21 Быковская Ю.В. Программно-целевой метод планирования: развитие, анализ, применение в МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 196-201.

Федеральный бюджет, сформированный на основе программно-целевого метода планирования, предусматривал участие МВД России в 2015 г. в нескольких государственных программах (табл. 1).

В частности, государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»22, в реализации которой МВД России является ответственным исполнителем, рассчитана на период с 2013 по 2020 г. Цель данной программы заключается в повышении качества и результативности противодействия преступности, охране

общественного порядка, собственности, обеспечении общественной безопасности, а также в повышении доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения. Учитывая, что практически все виды преступности могут оказывать влияние на состояние экономической безопасности, деятельность всех подразделений МВД России непосредственно или опосредованно способствует обеспечению экономической безопасности. При этом социальные расходы составляют основную часть бюджета МВД России, и именно социальным гарантиям и государственной социальной политике в ведомстве отводится главная роль в обеспечении эффективной работы МВД России и достижении необходимых целевых результатов.

Более того, одним из результатов неэффективно или малоэффективно реализуемой

государственной социальной политики в МВД России является отвлечение бюджетных средств от важных направлений деятельности государства. Отвлечение бюджетных ассигнований на те цели, результаты по которым не достигнуты, наносит прямой ущерб государственным и общественным интересам, поскольку затрудняет достижение стратегических приоритетов социально-экономического развития государства, в частности в направлении обеспечения и повышения экономической безопасности.

Таким образом, государственной социальной политике, проводимой в органах внутренних дел, принадлежит ведущая роль в обеспечении и повышении экономической безопасности, в том числе в части формирования доходов сотрудников, их социальной защищенности, повышения уровня и качества жизни, снижения уровня коррупции в

22 Об утверждении новой редакции государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345.

рядах органов внутренних дел, повышения результативности правоохранительной

деятельности и эффективности использования бюджетных ресурсов. В связи с этим важным является совершенствование государственной социальной политики, проводимой в МВД России, а также разработка комплекса эффективных методов ее дальнейшего формирования и реализации.

В последние годы проводится крупномасштабная модернизация органов внутренних дел Российской Федерации. Сформирована новая законодательная база по социальным гарантиям сотрудникам полиции, которая охватывает все направления их социальной защиты [8]. При этом необходимо сделать еще очень много для того, чтобы государственная социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, была адекватной жизни современного общества и стала способна оказывать воздействие на повышение эффективности служебной деятельности. Сегодня указанные вопросы выдвигаются на повестку дня в качестве ключевых задач, решение которых имеет первостепенное общегосударственное значение. Это во многом связано с глобальными изменениями в политической и социально-экономической ситуации в мире и новыми вызовами и угрозами для России, на предупреждение, сдерживание и локализацию которых направлена деятельность ОВД. Но не менее важное значение эти вопросы имеют в контексте необходимости достижения параметров устойчивого долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации.

Исследование проблем, касающихся

совершенствования государственной социальной политики в органах внутренних дел в интересах обеспечения и повышения экономической безопасности, является чрезвычайно широкой, многоплановой, комплексной задачей, которую необходимо рассматривать системно, в различных аспектах и с разных точек зрения. В связи с этим для определения наиболее эффективных направлений ее дальнейшего формирования, методов, механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективную практическую реализацию, необходимо использовать

методологический подход.

Процесс формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел включает несколько последовательных этапов. Содержание первого этапа заключается в обозначении ключевых целей,

задач, принципов, направлений формирования и реализации, выявлении ее специфики, определении направлений развития, а также институтов, механизмов, методов и инструментов ее формирования и реализации, на основании которых осуществляется разработка и принятие официального документа. На втором этапе происходит непосредственная реализация государственной социальной политики в МВД России. Третий этап составляет оценка результатов, эффективности и последствий реализации.

Говоря о методологии формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел, следует отметить, что в настоящее время существует большое количество трактовок понятия «методология». Так, согласно философскому словарю «методология - это учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека»23. В Большой советской энциклопедии под методологией понимается «учение о структуре, логической организации, методах и

24 п

средствах деятельности» . В словаре русского языка С.И. Ожегова даются следующие определения методологии: «1) учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке»25. В «Современном экономическом словаре» методология определяется «как принципы построения методов, их научное обобщение, например методология управления, методология планирования, методология учета»26.

Социологический словарь дает следующую трактовку понятия методология: «1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов

" 27

исследования, применяемых в данной науке»2'. А.М. и Д.А. Новиковы считают, что «методология - это учение об организации деятельности» [9].

23 Философский словарь. URL: http://enc-dic.com/philosophy/Metodologija-3302.html.

24 Большая советская энциклопедия. URL: http://enc-dic.com/enc_big/Metodologija-36744. html.

25 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Русский язык, 1990. 921 с.

26 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7800.

27 Социологический словарь. URL:

http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/metodologija.

Обобщая обширный перечень определений понятия «методология», можно сделать вывод, что в большинстве определений под методологией понимается учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (как теоретической, так и практической). Это система принципов и способов организации и построения этой деятельности, а также учение об этой системе. При этом, как отмечают авторы работы [9], организовать деятельность - означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками деятельности, которые включают в себя особенности, принципы, условия, нормы деятельности; с логической структурой, включающей субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, инструменты, результат деятельности; с процессом ее осуществления -временной структурой деятельности (фазами, стадиями, этапами)28 [10].

Государственная социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, рассматривается как целенаправленная деятельность государства. Именно по этой причине, основываясь на приведенной структуре и этапах, можно говорить о том, что методология формирования и реализации государственной социальной политики в ОВД должна включать в себя компоненты, представленные на рис. 3.

На схеме показано, что методология формирования и реализации государственной социальной политики в системе МВД России включает прежде всего определение ее целей, задач, принципов, направлений формирования и реализации, субъектов и объектов, которые зависят от целей, задач и специфики правоохранительной деятельности в ОВД. Так как государственная социальная политика, проводимая в МВД России, является составной частью общегосударственной социальной политики, то на ее цели, задачи и принципы также оказывают влияние приоритеты и направления социально-экономического развития Российской Федерации.

Далее в соответствии с целями, задачами и принципами определяется ее специфика, на основании которой обозначаются направления развития. Затем определяются методы, механизмы, институты и инструменты ее формирования и реализации, достижения определенных

результатов, на которые оказывает влияние ряд факторов, в том числе институциональные и рыночные реформы, проводимые государством, результаты проведения государственной

28 Новиков А.М., Новиков Д.А. Предмет и структура методологии. URL: http://methodolog.ru/method.htm.

социальной политики в МВД России на предыдущих этапах, закономерности и тенденции ее развития, опыт проведения социальной политики в правоохранительных органах зарубежных стран. При реализации государственной социальной политики в ОВД необходимо определить ее эффективность, на основе которой в дальнейшем формируются направления ее дальнейшего совершенствования.

Процесс формирования и реализации государственной социальной политики в органах

внутренних дел включает разработку и принятие официального документа о ее развитии. Таким документом может стать Концепция развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу, которая, основываясь на методологическом подходе, позволит систематизировать в едином документе систему идей и взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты и направления ее формирования и реализации, обозначить вектор ее дальнейшего развития и совершенствования.

Таблица 1

Перечень государственных программ, участником которых является МВД России в 2015 г.

Государственная программа РФ (непрограммного направления) Статус МВД России

Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Ответственный исполнитель

Государственная программа «Социальная поддержка граждан» Участник

Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Участник

Государственная программа «Космическая деятельность России» Участник

Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» Участник

Непрограммное направление деятельности «Развитие пенсионной системы» Участник

Непрограммное направление деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» Участник

Источник: составлено по данным Федерального закона от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Рисунок 1

Динамика удельного веса расходов федерального бюджета на оплату труда сотрудников в общем объеме расходов федерального бюджета, выделенных МВД России за 2005-2013 гг., %

Рисунок 2

Динамика удельного веса расходов федерального бюджета на пенсионное обеспечение в МВД России в общем объеме расходов федерального бюджета, выделенных МВД России за 2005-2013 гг., %

Рисунок 3

Методология формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации

Список литературы

1. Сенчагов В., Максимов Ю., Митяков С. и др. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России: монография. М.: Анкил, 2013. 688 с.

2. Зуева А.С. Ограничение права собственности на ценные бумаги сотрудников полиции: постановка проблемы и пути решения // Экономика. Управление. Право. 2013. № 11. С. 21-24.

3. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. М.: АИПНБ, 2012.

4. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2 т. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. 464 с.

5. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия: монография. М.: Высшая школа, 2012. 188 с.

6. Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Ч. 1 // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2. С. 53-62.

7. Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Ч. 2 // Мотивация и оплата труда. 2005. № 3. С. 2-6.

8. Быковская Ю.В. Реформа системы социальных гарантий сотрудников полиции и основные направления дальнейшего развития социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3. С. 13-16.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.

150 с.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Economic Security

THE SOCIAL POLICY OF THE STATE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES AND THE METHODOLOGY FOR ITS FORMATION AND IMPLEMENTATION IN THE ECONOMIC SECURITY SYSTEM

Yuliya V. BYKOVSKAYA

Moscow University of Ministry of the Interior of Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russian Federation zima7327@yandex.ru

Article history:

Received 6 August 2015 Accepted 19 August 2015

JEL classification: H56

Keywords: State social policy, internal affairs bodies, economic security

Abstract

Importance The social policy of the State in relation to employees of internal affairs plays the crucial role among mechanisms streamlining operations of the internal affairs bodies. Objectives The research determines what role the State social policy in the internal affairs bodies plays, which methods are used to formulate and implement it as part of ensuring and improving the economic security.

Methods I demonstrate the role of the State social policy in the internal affairs bodies of Russia in ensuring the economic security, using an analysis of statistical data on public opinion on the corruption in the internal affairs, comparative method of research into expenses for monetary allowance and retirement benefits, systematization of motivation and incentive methods, analysis of scientific researches into the salaries and corruption trade-off.

Results The State should develop its social policy towards the internal affairs bodies in order to enhance their performance and ensure the economic security. I present a methodology for formulating and implementing the social policy in the internal affairs.

Conclusions and Relevance It is important to articulate and adopt the Concept for developing the State social policy towards the Russian Ministry of the Interior. I conclude that the Concept may become an effective mechanism for the internal affairs bodies to ensure the economic security.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Senchagov V., Maksimov Yu., Mityakov S. et al. Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ustoichivogo razvitiya i ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii: monografiya [Innovative transformations as an imperative of sustainable development and economic security of Russia: a monograph]. Moscow, Ankil Publ., 2013, 688 p.

2. Zueva A.S. Ogranichenie prava sobstvennosti na tsennye bumagi sotrudnikov politsii: postanovka problemy i puti resheniya [Restriction of the ownership right to securities of police officers: formulating the problem and solutions]. Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Economy. Management. Law, 2013, no. 11, pp. 21-24.

3. Popov V.G., Umnikov V.N. Korruptsiya: osnovnye ugrozy i mery protivodeistviya: monografiya [Corruption: major threats and countermeasures: a monograph]. Moscow, AIPNB Publ., 2012, 150 p.

4. Sulakshin S.S., Maksimov S.V., Akhmetzyanova I.R. et al. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii i tenevoi ekonomike v Rossii v 2 t.: monografiya [The State policy for countering corruption and shadow economy in Russia. Two volumes: a monograph]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2008, vol. 1, 464 p.

5. Agaptsov S.A., Mordvintsev A.I., Fomin P.A., Shakhovskaya L.S. Motivatsiya truda kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstvenno-khozyaistvennoi deyatel'nosti predpriyatiya: monografiya [Workforce motivation as a factor for improving the efficiency of production and business operations of the entity: a monograph]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2012, 188 p.

6. Gerchikov V.I. Tipologicheskaya kontseptsiya trudovoi motivatsii. Chast' 1 [A typological concept of motivation. Part 1]. Motivatsiya i oplata truda = Motivation and Remuneration, 2005, no. 2, pp. 53-62.

7. Gerchikov V.I. Tipologicheskaya kontseptsiya trudovoi motivatsii. Chast' 2 [A typological concept of motivation. Part 2]. Motivatsiya i oplata truda = Motivation and Remuneration, 2005, no. 3, pp. 2-6.

8. Bykovskaya Yu.V. Reforma sistemy sotsial'nykh garantii sotrudnikov politsii i osnovnye napravleniya dal'neishego razvitiya sotsial'noi politiki v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [Reforming the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

system of social securities for police officers and the main areas for further development of the social policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2012, no. 3, pp. 13-16.

9. Novikov A.M., Novikov D.A.Metodologiya [Methodology]. Moscow, SINTEG Publ., 2007, 668 p.

10. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [The methodology of scientific research]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2010, 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.