Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кофтина Юлия Николаевна

В современных условиях эффективного обеспечения кадровой политики и преобразования прохождения службы, увеличения влияния международных норм на моральный образ сотрудника органов внутренних дел, вопрос о стимулировании служебной деятельности, как средства повышения профессиональной мотивации труда, является неотъемлемой частью всей оперативнослужебной деятельности системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кофтина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE PROVISION OF THE PERSONNEL POLICY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: ISSUES OF LEGAL REGULATION

In modern conditions of effective provision of personnel policy and transformation of service, increasing the influence of international norms on the moral image of an employee of the internal affairs bodies, the issue of stimulating service activities as a means of increasing professional motivation is an integral part of the entire operational and service activities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_210 УДК 351.74

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ PROFESSIONAL MOTIVATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A CONDITION FOR EFFECTIVE PROVISION OF THE PERSONNEL POLICY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: ISSUES OF LEGAL REGULATION

КОФТИНА Юлия Николаевна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: [email protected];

Koftina Yulia Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with Personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В современных условиях эффективного обеспечения кадровой политики и преобразования прохождения службы, увеличения влияния международных норм на моральный образ сотрудника органов внутренних дел, вопрос о стимулировании служебной деятельности, как средства повышения профессиональной мотивации труда, является неотъемлемой частью всей оперативно-служебной деятельности системы МВД России.

Abstract: In modern conditions of effective provision of personnel policy and transformation of service, increasing the influence of international norms on the moral image of an employee of the internal affairs bodies, the issue of stimulating service activities as a means of increasing professional motivation is an integral part of the entire operational and service activities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровое обеспечение, государственная служба, профессиональная мотивация, органы внутренних дел.

Keywords: personnel policy, staffing, public service, professional motivation, internal affairs bodies.

Для цитирования: Кофтина Ю.Н. Профессиональная мотивация сотрудников органов внутренних дел как условие эффективного обеспечения кадровой политики МВД России: вопросы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 210-213. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_210.

For citation: Koftina Yu.N. Professional motivation of employees of internal affairs bodies as a condition for effective provision of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia: issues of legal regulation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 210-213. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_210.

Статья поступила в редакцию: 27.07.2023

Постановка проблемы. Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Ли Якокка - выдающийся американский менеджер, в свое время возглавлявший ведущие компании, утверждал, что «управление представляет собой не что иное как настраивание других людей на труд» [10, 178]. Поэтому важнейшая задача руководителя -побуждение своих подчиненных к производительному труду посредством целенаправленного воздействии на личность в соответствии с ее потребностями, ценностными ориентациями, мотивами.

Важно отметить, что мотивационное воздействие позволяет значительно повысить эффективность управленческого воздействия. Знание реальнодействующих мотивов индивида может адресно воздействовать на мотивационную сферу, тем самым повышая внутреннюю мотивацию личности, понимая значимые личностные цели, достижение которых обусловлено личностным смыслом, т.к. по мнению Л. Яккока, эффективное управление обусловлено пониманием и знанием мотивации личности [10, 178].

Актуальность изучения профессиональной мотивации сотрудников ОВД обусловлена преобразованием Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в последние годы. Высокая социальная значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), актуализирует проблемы кадровой работы и морально-психологического обеспечения в настоящее время. Процесс профессионального, морально-нравственного, социально-психологического становления личности сотрудника ОВД находит отражение в современных научных трудах и нормативных правовых источниках. Особое внимание уделяется профессиональному отбору кандидатов на службу, изучению личности сотрудников ОВД в процессе использования современных кадровых технологий, а именно: конкурсного отбора кандидатов, аттестации, выдвижения в кадровый резерв, ротации кадров и т.д.

Ведущая роль в процессе преобразования системы МВД России отводится кадровым подразделениям. Так, в своем выступлении министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев отметил, что на данном этапе принимается ряд мер, направленных на обновление в ведомстве системы работы с личным составом. Речь идет о повышении эффективности морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, прежде всего за счет воспитательной функции. Для этого выстраивается

единая вертикаль руководителей, отвечающих за эту линию, включая подбор, обучение и расстановку сотрудников. В числе приоритетов остается формирование профессиональной надежности и готовности полицейских к выполнению задач в любых условиях оперативной обстановки. Этот аспект всегда имел принципиальное значение, а в текущей ситуации его актуальность сложно переоценить [7].

В современных условиях особую важность приобретают профессионально-значимые ситуации, характеризующие особенности деструктивного поведения сотрудников ОВД. Значительному общественному резонансу подвергаются случаи, связанные с неправомерным применением сотрудниками оружия, превышения властных и должностных полномочий, совершения правонарушений коррупционной направленности и пр.

Вместе с тем, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было отмечено: «Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти... Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов полиции и специальных служб от недостойных сотрудников» [8]. Дисциплинарные правонарушения являются самыми распространенными видами нарушений законности и дисциплины, совершенными сотрудниками ОВД.

Рост количества нарушений служебной дисциплины и законности снижает эффективность деятельности ОВД, способствует формированию общественного мнения о сотрудниках как о недостаточно подготовленных к служебной деятельности и недостаточно компетентных, что наносит урон авторитету органов внутренних дел и формирует различные репутационные риски. Выделенные особенности современного состояния системы ОВД обусловливают необходимость исследования профессионально значимой мотивации сотрудников, поиска путей решения социально-психологических проблем, повышения качества профессионального психологического отбора кадров, уровня профессиональной подготовки и компетентности сотрудников ОВД.

В Проекте Концепции кадровой политики МВД Российской Федерации [12] были определены основные параметры работы с кадрами. Не смотря на то, что данный Проект не был принят, значимость и важность используемых в нем теоретических конструкций определила, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников ОВД, их профессиональной мотивации, готовности неукоснительно соблюдать требования законодательства, зависят укрепление государственности, обеспечение правопорядка и общественной безопасности.

В связи с этим значительный научный и прикладной интерес представляет изучение особенностей профессиональной направленности и ведущих профессиональных мотивов у сотрудников ОВД.

Управление мотивацией персонала в организации, в том числе кадров ОВД регламентируется определенными нормативными правовыми актами в данной сфере служебно-трудовых отношений.

В целях всестороннего изучения системы правового регулирования формирования профессиональной мотивации персонала в управлении организацией, в том числе в ОВД, и выработки научно обоснованных мер по ее совершенствованию, рассмотрим уровни нормативного регулирования указанных правоотношений, а именно: на федеральном уровне; федеральные законы Российской Федерации; на уровне субъектов Российской Федерации; на уровне отдельной организации (локальный уровень), в том числе нормативные правовые акты МВД России.

Конституция Российской Федерации, в содержании которой декларируются положения о свободе труда и свободном выборе сферы профессиональной деятельности с учетом использования каждым своих способностей и реализации потребностей личности [1], является основополагающим документом, определяющим важнейшие вопросы использования организациями трудовых ресурсов и, в том числе, проблемы мотивации персонала.

Важно отметить, что конституционно закрепленные положения и принципы являются основой формирования модели мотивации персонала и способствуют организации системы государственно-общественного управления.

Основные положения Конституции Российской Федерации, главные правила и порядок организации работы между участниками трудовых отношений уточняются в содержании Трудового кодекса Российской Федерации [2], который определяет цели и задачи использования труда сотрудников организации, основные принципы правового регулирования трудовых отношений, на основе которых, в том числе, формируется система стимулирования сотрудников.

Трудовой кодекс Российской Федерации может быть использован при создании системы мотивация и стимулирования персонала в связи с тем, что его содержание определяет особенности использования труда сотрудников, особенности их отношений с работодателями и профсоюзными организациями, условия оплаты работы, продолжительность трудовой деятельности, порядок предоставления и продолжительность отпусков, включая закрепление обязанности работодателя предоставить отпуск и оплатить труд. [2]. Это положение особенно важно, т.к. теоретический анализ содержания мотивации персонала и его структуры позволяет сделать вывод, что именно заработная плата и связанные с ней выплаты являются ключевым фактором стимулирования трудовой деятельности в системе управления человеческими ресурсами организации и их использования. Принципы структурирования системы вознаграждения и оплаты труда определены разными законами, однако главным нормативным правовым актом в данной области является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Вместе с тем в формировании системы мотивации и стимулирования сотрудников большое значение имеют Федеральные законы Российской Федерации. Особенно важным является Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который регулирует размер заработной платы не ниже определенного и установленного уровня. Таким образом, работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату не ниже этого уровня, а за нарушение требований указанного закона работодатель несет ответственность [3].

Далее, Федеральный закон от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепил в главе 9 гарантии социальной защиты сотрудника ОВД, в числе кото-

рых на первое место поставлена оплата труда сотрудника (ст. 66) [6].

Так, определено, что оплата труда сотрудника ОВД производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника ОВД денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Также названный Федеральный закон закрепил в качестве гарантий социальной защиты сотрудника органов внутренних дел: жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи (ст. 67), страховые гарантии сотруднику ОВД и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, гарантии в связи с увольнением со службы в ОВД (ст. 68), вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника ОВД (ст. 69), пенсионное обеспечение сотрудников ОВД и членов их семей (ст. 70) [6].

Гарантии социальной защиты сотрудника полиции установлены главой 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции». Так, в ст. 42 закреплено, что оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел. Предусмотрены также: страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей (ст. 43) [5].

В связи с характеристикой нормативных правовых оснований системы управления профессиональной мотивацией сотрудников ОВД, важно отметить Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Задачи по обеспечению сотрудников ОВД достойным уровнем денежного довольствия являются первостепенными в работе МВД России. Основные параметры определения размеров денежного довольствия установлены вышеуказанным законом, которое состоит из должностного оклада, оклада по специальному званию, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат [4].

Деятельность по совершенствованию и увеличению параметров денежного довольствия ведется МВД России непрерывно. Вместе с тем, работа по совершенствованию социальных гарантий сотрудникам продолжается как инициативно, так и в связи с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Так, например, с учётом озвученных Президентом Российской Федерации решений по увеличению денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, в том числе МВД России, планируется проведение работы по сокращению разрыва в доходах сотрудников и военнослужащих Минобороны России. Прорабатываются новые возможности по установлению сотрудникам дополнительных выплат и надбавок.

Кроме того, МВД России инициативно подготавливается ряд проектов нормативных правовых актов, направленных на дополнительное стимулирование особо отличившихся на службе сотрудников.

Можно с уверенностью сказать, что проведенная МВД России за последнее время и планируемая в направлении повышения денежного довольствия работа позволяет в целом сохранить его достойный уровень и отвечает вызовам времени - обеспечивает возможность эффективного стимулирования сотрудников, занимающихся выполнением наиболее важных оперативно-служебных задач.

Полагаем, что указанные меры положительно скажутся на сохранении кадрового потенциала, повышении привлекательности и мотивации поступления на службу в ОВД.

Отметим, что наряду с рассмотренным федеральным законодательством, можно обратить внимание на наличие различных локальных нормативных актов, которые определенным образом также регламентируют вопросы мотивации сотрудников в деятельности организаций. Например, «Положение об оплате труда», является локальным нормативным актом большинства организаций, работающих в России и утверждается его руководителем. Основная цель этого локального нормативного правового документа - описать механизмы формирования заработной платы на предприятии, порядок ее расчета и применяемые системы премирования или другие компоненты системы мотивации персонала, определяемые характеристиками отрасли и характеристиками самой организации. Также среди локальных документов можно отметить «Положение о мотивации персонала», в котором отражаются вопросы заработной платы и других материальных стимулов, в том числе, не менее значимые в современных условиях вопросы нематериального стимулирования [11,215]. И здесь очевидно, что в системе МВД России, необходимо отметить приказ МВД России от 28 июля 2020 г. № 525 «О некоторых вопросах поощрения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым урегулирована ведомственная наградная политика.

Мы согласны с мнением исследователя В.Н. Кудрявцева, который отмечает, что поощрения, а не наказания считаются в ряде случаев более эффективными средствами при их сравнении с последними, ибо в ситуации положительной мотивации в качестве побудительной силы желаемого поведения выступают не только внешние предписания, но и собственный интерес субъекта, его заинтересованность [9,155].

Рассматривая современную систему поощрений в органах внутренних дел Российской Федерации, следует обратить внимание на наличие большого спектра иных правовых форм признания и положительной оценки труда и заслуг сотрудника органов внутренних дел (стимулов), или так называемых неформализованных мер поощрения. В соответствии с Законом о службе в ОВД они не относятся к мерам поощрения, но имеют важное воспитательное и мотивирующее значение. Нередко они играют роль альтернативных («неофициальных») форм поощрения сотрудников ОВД, иногда заменяя первые, и поэтому широко вошли в дисциплинарную практику органов внутренних дел. Особенностью данных

стимулов профессиональной деятельности является то, что они, как и законодательно закрепленные меры поощрения, носят правовой характер.

Проведенный анализ правового регулирования управления мотивацией персонала организации и сотрудников ОВД позволяет сделать вывод о том, что использование человеческих ресурсов организациями всех форм собственности, а также отдельные его аспекты, включая систему профессиональной мотивации, определяется законодательными актами различных уровней.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с личным составом на длительную перспективу. Государственная кадровая политика формируется всеми ветвями власти, но особенную роль здесь играет исполнительная власть. Не преуменьшая значение кадровой политики в других государственных органах, важно отметить ее особую значимость именно для ОВД, являющихся наиболее функциональной и мощной структурой федеральной исполнительной власти, смысл и содержание деятельности которой заключаются в обеспечении безопасности личности, защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций от противоправных посягательств, а в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед ОВД, определено укрепление кадрового потенциала. Достижение поставленной цели невозможно без создания системы профессиональной мотивации личного состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 12.12.2022).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.

3. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»,

5. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://мвд.рф/news/item/23305248/ (дата обращения 17.07.2023).

8. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам 2019 г. от 26 февраля 2020 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62860/ (дата обращения 17.07.2023).

9. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978. С. 155.

10. Ли Якокка «Автобиография» («Карьера менеджера») / Изд. Попури. 2022. С.178.

11. Листик Е.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / Е.М. Листик. - М.: Изд. Юрайт, 2019. С. 215.

12. Проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 г., не принят) // URL:http://skuvdt.ru/know/i/13.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12 Dec. 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application 12.12.2022).

2. The Labor Code of the Russian Federation of 30 Dec. 2001 No. 197-FZ // Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. 2002. No. 1. Article 3.

3. Federal Law No. 82-FZ of June 19, 2000 "On the minimum wage".

4. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police",

5. Federal Law No. 247-FZ of July 19, 2011 "On Social Guarantees to Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

6. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

7. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, General of the Police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at an expanded meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. [Electronic resource] // URL: https://мвд.рф/news/item/23305248 / (accessed 17.07.2023).

8. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the enlarged meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the results of 2019 dated February 26, 2020 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62860 / (accessed 17.07.2023).

9. Kudryavtsev V.N. Law and behavior. M.: Legal lit., 1978. p. 155.

10. Lee Iacocca "Autobiography" ("Career manager") / Ed. Popuri. 2022. P.178.

11. Listik E.M. Motivation and stimulation of labor activity: textbook / E.M. Listik. - M.: Ed. Yurayt, 2019. p. 215.

12. Draft Concept of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the internal affairs bodies (for the period up to 2020, not accepted) // URL:http://skuvdt.ru/know/i/13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.