Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / государственная программа / пенсионное обеспечение / публичные нормативные социальные обязательства / социальное обеспечение / социальное обслуживание / социальные расходы / охрана семьи и детства / фонд. / budget / state program / pensions / public regulatory social obligations / social security / social services / social expenditures / family and childhood protection / fund.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Полешко В.В.

В условиях проведения Специальной военной операции, санкций западных стран в отношении России, вложения значительных финансовых средств в развитие отечественной экономики и Вооруженных Сил выполнение государством принятых социальных обязательств является актуальной проблемой. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть значение российской бюджетной системы в финансировании социальных расходов, задача – показать роль федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета в финансовом обеспечении социальной политики и отраслей социальной сферы – здравоохранения, культуры и кинематографии, образования, физической культуры и спорта. Используются такие методы научного исследования, как анализ, синтез, сравнение, статистический метод, дедукция, индукция. Объект исследования – социальные расходы бюджетной системы Российской Федерации. Результаты исследования. Показана динамика в 2023 – 2025 годы бюджетных ассигнований на финансирование образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физической культуры и спорта, социальной политики, динамика средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования основных направлений социальной политики пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального обеспечения населения, охраны семьи и детства, динамика объема расходов бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Показан объем финансирования исполнения публичных нормативных обязательств Российской Федерации и государственных программ в социальной сфере в 2021 году, объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия. Вывод состоит в том, что, несмотря на дефицит федерального бюджета в 2023 – 2025 годы, объем его совокупных социальных расходов в абсолютных цифрах и доля в общем объеме расходов федерального бюджета увеличиваются. Между тем, доля в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта уменьшается. Общий объем расходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования в абсолютных цифрах увеличивается, а в процентах к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта уменьшается; соответственно, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования увеличивается и практически остается на одном уровне. В 2021 году в федеральном бюджете и своде консолидированных региональных бюджетов важная роль принадлежала расходам на социальную политику. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия значительны. В течение нескольких лет происходит уменьшение доли социальных расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта. Необходимо такую тенденцию изменить – от уменьшения доли переходить к ее увеличению. Обзор литературы позволяет утверждать, что существуют опубликованные работы по финансированию социальной сферы и ее отраслей. В едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки указано 15 публикаций, в которых рассматривается финансирование социальной сферы, 107 – здравоохранения, 97 – образования, 25 – культуры, по одной работе – кинематографии и спорта. Не удалось обнаружить ни одной публикации по финансированию социальной политики, хотя вопросы ее финансового обеспечения обсуждаются в различных публикациях. Статья подготовлена на основе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2023 – 2025 годы, консолидированного бюджета в 2021 году, официальных статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Полешко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPONENT OF EXPENDITURES OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the context of a special military operation, sanctions of Western countries against Russia, investment of significant financial resources in the development of the domestic economy and the Armed Forces, the fulfillment by the state of its social obligations is an urgent problem. The goal is to consider the importance of the Russian budget system in financing social spending, the task is to show the role of the federal budget, the budgets of state extra-budgetary funds, the consolidated budget in the financial support of social policy and social sectors healthcare, culture and cinematography, education, physical culture and sports. Research methods such as analysis, synthesis, comparison, statistical method, deduction, induction are used. The object of the study is the social expenditures of the budget system of the Russian Federation. The results of the study. The dynamics in 2023-2025 of budget allocations for financing education, healthcare, culture and cinematography, physical culture and sports, social policy, the dynamics of federal budget funds intended to finance the main directions of social policy pensions, social services and social security of the population, family and childhood protection, the dynamics of the volume of budget expenditures of the Pension and Social Insurance Fund are shown, Federal Compulsory Medical Insurance Fund. The amount of funding for the fulfillment of public regulatory obligations of the Russian Federation and state programs in the social sphere, in 2021 the volume of expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds for social and cultural events is shown. The conclusion is that despite the federal budget deficit in 2023-2025, the volume of its total social expenditures in absolute terms and the share in total federal budget expenditures are increasing. Meanwhile, the share in the projected gross domestic product is decreasing. The total expenditure of the budget of the Pension and Social Insurance Fund in absolute terms is increasing, as a percentage of the projected gross domestic product is decreasing, respectively, the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund is increasing and practically remains at the same level. In 2021, social policy expenditures played an important role in the federal budget and the consolidated regional budgets. The expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds for social and cultural activities are significant. For several years, there has been a decrease in the share of social spending in the projected gross domestic product. It is necessary to change this trend from a decrease in the share to an increase in it. A review of the literature suggests that there are published works on the financing of the social sphere and its branches. The unified electronic catalog of the Russian State Library contains 15 publications that deal with the financing of the social sphere, 107 healthcare, 97 education, 25 culture, one work each cinematography and sports. It was not possible to find a single publication on the financing of social policy, although the issues of its financial support are discussed in various publications. The article was prepared on the basis of the federal budget, the budgets of state extra-budgetary funds in 2023-2025, the consolidated budget in 2021, and official statistics.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.003 УДК 336.14

© ®

Attribution

сс by

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Полешко В.В.3

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2■ 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. В условиях проведения Специальной военной операции, санкций западных стран в отношении России, вложения значительных финансовых средств в развитие отечественной экономики и Вооруженных Сил выполнение государством принятых социальных обязательств является актуальной проблемой. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть значение российской бюджетной системы в финансировании социальных расходов, задача - показать роль федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета в финансовом обеспечении социальной политики и отраслей социальной сферы - здравоохранения, культуры и кинематографии, образования, физической культуры и спорта. Используются такие методы научного исследования, как анализ, синтез, сравнение, статистический метод, дедукция, индукция. Объект исследования - социальные расходы бюджетной системы Российской Федерации.

Результаты исследования. Показана динамика в 2023-2025 годы бюджетных ассигнований на финансирование образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физической культуры и спорта, социальной политики, динамика средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования основных направлений социальной политики - пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального обеспечения населения, охраны семьи и детства, динамика объема расходов бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Показан объем финансирования исполнения публичных нормативных обязательств Российской Федерации и государственных программ в социальной сфере в 2021 году, объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия.

Вывод состоит в том, что, несмотря на дефицит федерального бюджета в 2023-2025 годы, объем его совокупных социальных расходов в абсолютных цифрах и доля в общем объеме расходов федерального бюджета увеличиваются. Между тем, доля в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта уменьшается. Общий объем расходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования в абсолютных цифрах увеличивается, а в процентах к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта уменьшается; соответственно, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - увеличивается и практически остается на одном уровне. В 2021 году в федеральном бюджете и своде консолидированных региональных бюджетов важная роль принадлежала расходам на социальную политику. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия значительны. В течение нескольких лет происходит уменьшение доли социальных расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта. Необходимо такую тенденцию изменить - от уменьшения доли переходить к ее увеличению.

Обзор литературы позволяет утверждать, что существуют опубликованные работы по финансированию социальной сферы и ее отраслей. В едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки указано 15 публикаций, в которых рассматривается финансирование социальной сферы, 107 - здравоохранения, 97 - образования, 25 - культуры, по одной работе - кинематографии и спорта. Не удалось обнаружить ни одной публикации по финансированию социальной политики, хотя вопросы ее финансового обеспечения обсуждаются в различных публикациях. Статья подготовлена на основе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2023-2025 годы, консолидированного бюджета в 2021 году, официальных статистических данных.

Ключевые слова: бюджет, государственная программа, пенсионное обеспечение, публичные нормативные социальные обязательства, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальные расходы, охрана семьи и детства, фонд.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

SOCIAL COMPONENT OF EXPENDITURES OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Vadim V. Polieshko3

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2 3South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Abstract. In the context of a special military operation, sanctions of Western countries against Russia, investment of significant financial resources in the development of the domestic economy and the Armed Forces, the fulfillment by the state of its social obligations is an urgent problem. The goal is to consider the importance of the Russian budget system in financing social spending, the task is to show the role of the federal budget, the budgets of state extra-budgetary funds, the consolidated budget in the financial support of social policy and social sectors - healthcare, culture and cinematography, education, physical culture and sports. Research methods such as analysis, synthesis, comparison, statistical method, deduction, induction are used. The object of the study is the social expenditures of the budget system of the Russian Federation.

The results of the study. The dynamics in 2023-2025 of budget allocations for financing education, healthcare, culture and cinematography, physical culture and sports, social policy, the dynamics of federal budget funds intended to finance the main directions of social policy - pensions, social services and social security of the population, family and childhood protection, the dynamics of the volume of budget expenditures of the Pension and Social Insurance Fund are shown, Federal Compulsory Medical Insurance Fund. The amount of funding for the fulfillment of public regulatory obligations of the Russian Federation and state programs in the social sphere, in 2021 the volume of expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds for social and cultural events is shown.

The conclusion is that despite the federal budget deficit in 2023-2025, the volume of its total social expenditures in absolute terms and the share in total federal budget expenditures are increasing. Meanwhile, the share in the projected gross domestic product is decreasing. The total expenditure of the budget of the Pension and Social Insurance Fund in absolute terms is increasing, as a percentage of the projected gross domestic product is decreasing, respectively, the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund is increasing and practically remains at the same level. In 2021, social policy expenditures played an important role in the federal budget and the consolidated regional budgets. The expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds for social and cultural activities are significant. For several years, there has been a decrease in the share of social spending in the projected gross domestic product. It is necessary to change this trend - from a decrease in the share to an increase in it.

A review of the literature suggests that there are published works on the financing of the social sphere and its branches. The unified electronic catalog of the Russian State Library contains 15 publications that deal with the financing of the social sphere, 107 - healthcare, 97 - education, 25 - culture, one work each - cinematography and sports. It was not possible to find a single publication on the financing of social policy, although the issues of its financial support are discussed in various publications. The article was prepared on the basis of the federal budget, the budgets of state extra-budgetary funds in 2023-2025, the consolidated budget in 2021, and official statistics.

Keywords: budget, state program, pensions, public regulatory social obligations, social security, social services, social expenditures, family and childhood protection, fund.

Введение.

Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируется российским законодательством.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов регионов без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет предназначен

для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, региональный бюджет - для исполнения расходных обязательств региона.

Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования, Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Бюджеты государственных внебюджетных фондов до 2023 года включали бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Начиная с 01 января 2023 года, путем реорганизации Пенсионного фонда с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования создано в организационно-правовой форме Государственное внебюджетное государственное учреждение - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. После его создания бюджетами государственных внебюджетных фондов являются бюджеты Фонда пенсионного и социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Результаты. Обсуждение.

Федеральный бюджет на 2023-2025 годы имеет дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование образования (1 трлн 237 млрд 380 млн 556 тыс. руб.; 1 трлн 292 млрд 406 млн 307,4 тыс.; 1 трлн 340 млрд 051 млн 489,5 тыс.), культуры, кинематографии (177 млрд 959 млн 300,3 тыс. руб.; 185 млрд 876 млн 159,4 тыс.; 193 млрд 120 млн 763,5 тыс.), здравоохранения (1 трлн 234 млрд 574 млн 095,9 тыс.; 1 трлн 217 млрд 373 млн 799,9 тыс.; 1 трлн 233 млрд 446 млн 289,8 тыс.), социальной политики (5 трлн 823 млрд 344 млн 773,6 тыс. руб.; 6 трлн 264 млрд 056 млн 830,1 тыс.; 6 трлн 328 млрд 835 млн 641,1 тыс.), физической культуры и спорта (80 млрд 939 млн 008,8 тыс. руб.; 61 млрд 067 млн 004,3 тыс.; 56 млрд 663 млн 373,9 тыс.) [1]. Совокупные социальные расходы в социальной сфере в 2023 году - 8 трлн 554 млрд 197 млн 734,6 тыс. руб., 2024-м году - 9 трлн 020 млрд 780 млн 101,1 тыс. руб., в 2025-м году - 9 трлн 152 млрд 117 млн 557,8 тыс. руб.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что увеличиваются в абсолютных цифрах бюджетные ассигнования в образование, культуру и кинематографию, в социальную политику; уменьшаются в физическую культуру и спорт; сокращаются, а затем увеличиваются в здравоохранении; увеличиваются совокупные социальные расходы.

Рассмотрим динамику изменения бюджетных ассигнований в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общем объеме расходов федерального бюджета. Соответственно доля в образовании - 0,829 % и 4,258 %; 0,809 % и 4,391 %; 0,785 % и 4,582 %, в культуре и кинематографии - 0,118 % и 0,612 %; 0,116 % и 0,631 %; 0,113 % и 0,66 %, в здравоохранении - 0,823 % и 4,249 %; 0,762 % и 4,136 %; 0,723 % и 4,217 %, в социальной политике - 3,883 % и 20,042 %; 3,922 %

и 21,282 %; 3,709 % и 21,641 %, в физической культуре и спорте - 0,053% и 0,278 %; 0,038 % и 0,207 %; 0,033% и 0,193%, в совокупных социальных расходах - 5,706 % и 29,439 %; 5,648 % и 30,649 %; 5,364 % и 31,295 %.

Уменьшается доля в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта в образовании, культуре и кинематографии, здравоохранении, физической культуре и спорте, в социальной политике увеличивается, затем уменьшается, в совокупных социальных расходах уменьшается. В общем объеме расходов федерального бюджета доля увеличивается в образовании, культуре и кинематографии, социальной политике, уменьшается в физической культуре и спорте, уменьшается, затем увеличивается, в здравоохранении, в совокупных социальных расходах увеличивается.

В образовании финансируется дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование, дополнительное образование детей, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодежная политика, другие вопросы в области образования, в культуре, кинематографии - культура и кинематография, другие вопросы в области культуры, кинематографии, физической культуре и спорте -массовый спорт, спорт высших достижений, другие вопросы в области физической культуры и спорта.

В здравоохранении бюджетные ассигнования используются для финансирования стационарной, скорой медицинской помощи, амбулаторной помощи, медицинской помощи в дневных стационарах, санаторно-оздоровительной помощи, заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, санитарно-эпидемиологического благополучия, других вопросов в области здравоохранения. Из федерального бюджета в 2023 и 2024 годы на модернизацию первичного звена здравоохранения будет выделено по 90 млрд руб., в 2025 году -133 млрд [2]. Для борьбы с сердечнососудистыми и онкологическими заболеваниями в 2023 и 2024 годы выделяется 350 млрд руб. В 2023 году расходы на здравоохранение из всех источников финансирования составят более 6.8 трлн руб.

Следует особо выделить финансирование социальной политики. Бюджетные ассигнования выделены для финансирования пенсионного обеспечения (3 трлн 363 млрд 717 млн 325,3 тыс. руб.; 3 трлн 429 млрд 423 млн 307,7 тыс.; 3 трлн 417 млрд 527 млн 497 тыс.), социального обслуживания населения (19 млрд 867 млн 576,8 тыс. руб.; 20 млрд 921 млн 532,6 тыс.; 21 млрд 031 млн 837,2 тыс.), социального обеспечения населения (1 трлн 188 млрд 226 млн 198,7 тыс. руб.; 1 трлн 406 млрд 803 млн 211,4 тыс.; 1 трлн 366 млрд 667 млн 925,4 тыс.), охраны семьи и детства (1 трлн. 205 млрд 863 млн 440,5 тыс. руб.; 1 трлн 359 млрд 141 млн 322,4 тыс.; 1 трлн

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

474 млрд 335 млн 104 тыс.), других вопросов в области социальной политики (44 млрд 838 млн

695.7 тыс. руб.; 47 млрд 248 млн 301 тыс.; 48 млрд 815 млн 236,9 тыс.) [1].

За счет федерального бюджета исполняются публичные нормативные обязательства Российской Федерации в рамках государственных программ. На каждый год выделяется государственной программе Развитие образования по 20 млн. руб., Развитие физической культуры и спорта -по 2 млрд 229 млн 672 тыс. руб., Развитие туризма - по 10 млн. Предусмотрено по государственной программе Социальная поддержка граждан 36 млрд 469 млн 921,4 тыс. руб.; 36 млрд 643 млн 702,7 тыс.; 37 млрд 291 млн 509,8 тыс., Развитие культуры - 100 млн руб.; 91 млн; 92 млн, Развитие пенсионной системы - 839 млрд 721 млн 153,9 тыс. руб.; 931 млрд 202 млн 708,8 тыс.; 989 млрд 197 млн 742,9 тыс.

Бюджетные ассигнования предназначены для финансирования государственных программ Российской Федерации в социальной сфере -Развитие здравоохранения (1 трлн 015 млрд 052 млн 265,8 тыс. руб.; 989 млрд 480 млн 377,4 тыс.; 1 трлн 006 млрд 851 млн 658 тыс.). Развитие образования (479 млрд 619 млн 458 тыс. руб.; 488 млрд 598 млн 835,5 тыс.; 499 млрд. 699 млн 682 тыс.). Социальная поддержка граждан (2 трлн 217 млрд 281 млн 778,8 тыс. руб.; 2 трлн 416 млрд 372 млн 401,2 тыс.; 2 трлн 583 млрд 555 млн 039,7 тыс.). Доступная среда (63 млрд 679 млн 309,9 тыс. руб.; 64 млрд 514 млн 703,2 тыс.; 65 млрд 033 млн 764,1 тыс.). Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (394. млрд 012 млн 960,2 тыс. руб.; 415 млрд. 129 млн 395,5 тыс.; 347 млрд 834 млн 614 тыс.), Содействие занятости населения (79 млрд. 769 млн 047 тыс. руб.; 77 млрд 612 млн

079.8 тыс.; 77 млрд 723 млн 774,1 тыс.), Развитие культуры (161 млрд 836 млн 121,9 тыс. руб.; 168 млрд 832 млн 006,5 тыс.; 176 млрд 113 млн 199,2 тыс.), Развитие физической культуры и спорта (76 млрд 494 млн 374,7 тыс. руб.; 56 млрд 779 млн 534,1 тыс.; 52 млрд 265 млн 690 тыс.), Развитие туризма (52 млрд 977 млн 262,2 тыс. руб.; 57 млрд 950 млн 611 тыс.; 57 млрд 479 млн 319,5 тыс.). На развитие пенсионной системы выделено 3 трлн 162 млрд 352 млн 141,8 тыс. руб.; 3 трлн 223 млрд 095 млн 524,4 тыс.; 3 трлн 189 млрд 671 млн 281,8 тыс.

Рассмотрим бюджеты государственных внебюджетных фондов. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социальное обеспечение, предоставление мер социальной защиты, поддержки отдельным категориям граждан, иные

государственные функции и полномочия, возложенных на Фонд в соответствии с законодатель-ст в о м [3].

Бюджет Фонда относится к бюджетной системе, средства его бюджета являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат.

Общий объем расходов бюджета Фонда в 2023 году составляет 13 трлн 541 млрд 342 млн 671,3 тыс. рублей, 9,03 % прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, 2024-м году -14 трлн 303 млрд 900 млн 523,9 тыс. руб., 8,95 %, 2025-м году - 14 трлн 975 млрд 185 млн 085,8 тыс., 8,778 % [4].

Следовательно, общий объем расходов бюджета Фонда в абсолютных цифрах увеличивается, а в процентах к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта уменьшается.

Утвержден объем расходов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 9 трлн 060 м лрд 669 млн 736,3 тыс. руб.; 9 трлн 335 млрд 621 млн 455,7 тыс.; 9 трлн 693 млрд 957 млн 686,1 тыс., по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособно-ст и и в связи с материнством - 838 млрд 157 млн 398,7 тыс. руб.; 973 млрд 84 млн 603,3 тыс.; 1 т рл н 075 млрд 111 млн 717,0 тыс., по обязательному социальному страхованию от несчаст-н ых случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 129 млрд 712 млн 075,1 тыс. руб.; 140 млрд 279 млн 788,1 тыс.; 150 млрд 306 млн 541,1 тыс. Бюджетные ассигнования Фонда предназначены для финансирования пенсионного обеспечения (9 трлн 765 млрд 901 млн 547,5 тыс. руб.; 10 трлн 083 млрд 724 млн 804,8 тыс.; 10 трлн 492 млрд 444 млн 572,1 тыс.), социального обеспечения населения (1 трлн 669 млрд 519 млн 440 тыс. руб.; 1 трлн 842 млрд 486 млн

165.3 тыс.; 1 трлн 976 млрд 191 млн 469,3 тыс.), охраны семьи и детства (1 трлн 918 млрд 784 млн 838,7 тыс. руб.; 2 трлн 178 млрд 362 млн

212.4 тыс. руб.; 2 трлн 300 млрд 343 млн 596,4 тыс.), других вопросов в области социальной политики (11 млрд 439 млн 541,5 тыс. руб.; 12 млрд 319 млн 392,9 тыс.; 10 млрд 952 млн 090,1 тыс.).

Следует иметь в виду, что одни бюджеты бюджетной системы предоставляют средства другому бюджету - межбюджетные трансферты. Фонд пенсионного и социального страхования получает бюджетные ассигнования в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний.

Общий объем расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год составляет 3 трлн 219 млрд 312 млн 052,4 тыс. руб., 2,146 % прогнозируемого объема валового внутреннего продукта на 2024-й год -

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3 трлн 366 млрд 000 млн 001,1 тыс. руб., 2,149 %, 2025-й - 3 трлн 591 млрд 898 млн 630,7 тыс., 2,117% [5].

Общий объем расходов бюджета Федерального фонда в абсолютных цифрах увеличивается, в процентах к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта практически остается на одном уровне.

Бюджетные ассигнования Фонда предназначены для финансирования здравоохранения - соответственно, 3 трлн 217 млрд 756 млн 505,4 тыс. руб.; 3 трлн 432 млрд 079 млн 313,8 тыс.; 3 трлн 610 млрд 356 млн 801,7 тыс. в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Фонд получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Из бюджета Фонда средства направляются в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты на оплату медицинским и иным организациям, участвующим в реализации программы и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Размеры оплаты услуг следующие. Услуги, оказанные женщинам в период беременности, - 4 тыс. руб. (услуги по оказанию медицинской помощи - 3 тыс. и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи - 1 тыс.). Медицинская помощь, оказанная женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - 6 тыс. руб. за каждую женщину, услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет, - 1 тыс. за первые шесть месяцев и 1 тыс. за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, оплата услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов. Из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования направляются субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств регионов и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере

обязательного медицинского страхования полномочий. Субвенция - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Предоставление субвенций осуществляется после перечисления в бюджет Фонда из регионального бюджета суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Федеральный бюджет и свод консолидированных региональных бюджетов без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. В 2021 году расходы на социально-культурные мероприятия составили 27 трлн 121 млрд руб., в том числе на образование - 4 трлн 690,7 млрд руб., 17,3% к итогу, культуру, кинематографию - 651,9 млрд руб., 2,4 %, здравоохранение - 5 трлн 167,3 млрд руб., 19,1 %, социальную политику - 16 трлн 002,3 млрд руб., 59 %, физическую культуру и спорт - 437,5 млрд руб., 1,6 %, средства массовой информации - 171,4 млрд руб., 0,6 % [6]. Расходы федерального бюджета - 9 трлн 545,8 млрд руб., региональных консолидированных бюджетов - 10 трлн 358,1 млрд руб. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия составили 21 трлн 121,6 млрд руб., 20,7 % валового внутреннего продукта, из них федеральный бюджет - 9 трлн 545,8 млрд руб., 7,3 %, региональные консолидированные бюджеты - 10 трлн 358,1 млрд руб., 7,9 % [6]. Расходы консолидированных региональных бюджетов и муниципальных образований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категории граждан были равны 1 трлн 468 млрд 709,2 млн руб.

Заключение.

Подводя итоги, необходимо отметить, что несмотря на дефицит федерального бюджета на ближайшие три года, предусматривается обеспечение выполнения всех социальных обязательств государства. Значительное место в выполнении социальных обязательств государства занимают бюджеты государственных внебюджетных фондов, региональные бюджеты, консолидированный бюджет.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Литература:

1. Федеральный закон от 06 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 50 (Ч. I, II, III). Ст. 8397.

2. Исаев А. Развитие системы здравоохранения / А. Исаев // Российская газета. 2022. 07 декабря.

3. Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 29 (Часть I). Ст. 5203.

4. Федеральный закон «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // официальный интернет-портал правовой информации (URL : pravo.gov.ru) 05 декабря 2022 г. № 0001202212050008. Российская газета. 2022. 08 декабря.

5. Федеральный закон от 05 декабря 2022 года № 468-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации (URL : pravo.gov.ru) 05 декабря 2022 г. Российская газета. 2022. 08 декабря.

6. Российский статистический ежегодник. 2022. URL : gks.ru

7. Финансы России. 2022. Статистический сборник. URL : gks.ru

1. Federal Law of December 06, 2021 № 390-FZ «On the Federal Budget for 2022 and for the Planning Period of 2023 and 2024» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. № 50 (Part I, II, III). Art. 8397.

2. Isaev A. Development of the health care system / A. Isaev // Rossiyskaya gazeta. 2022. December 07.

3. Federal law of July 14, 2022 № 236-FZ «On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation» // Sobranie konodatelstva Rossiiskoi Federatsii. 2022. № 29 (Part I). Art. 5203.

4. Federal Law «On the Budget of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2023 and for the Planning Period of 2024 and 2025» // Official Internet Portal of Legal Information (URL : pra-vo.gov.ru) December 05, 2022 № 0001202212050008. Rossiyskaya Gazeta. 2022. 08 dekabrya.

5. Federal Law of December 05, 2022 № 468-FZ «On the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2023 and for the Planning Period of 2024 and 2025» // Official Internet Portal of Legal Information (URL : pravo.gov.ru) December 05, 2022 № Rossiyskaya Gazeta. 2022. 08 dekabrya.

6. Russian Statistical Yearbook 2022. URL : gks.ru.

7. Finances of Russia. 2022. Statistical collection. URL : gks.ru

References:

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор, Российская академия

народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 anaverin1947@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Russian Academy National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 anaverin1947@mail.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@unu.ranepa.ru

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation ponedelkov@unu.ranepa.ru

Полешко Вадим Владимирович

аспирант 1 курса

кафедры политологии и этнополитики,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

popov-52@mail.ru

Vadim V. Polieshko

1 st year Graduate Student

Department of Political Science and Ethnopolitics, South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation popov-52@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.