Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внебюджетный фонд / бюджет / государственная программа / здравоохранение / культура и кинематография / межбюджетный трансферт / образование / охрана семьи и детства / пенсионное обеспечение / социальная политика / социальное обеспечение населения / социальное обслуживание населения / социальные расходы / физическая культура и спорт. / extra-budgetary fund / budget / state program / health care / culture and cinematography / inter-budgetary transfer / education / protection of family and childhood / pensions / social policy / social security of the population / social services for the population / social expenditures / physical culture and sports.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стригуненко Ю.В., Северин И.В.

Актуальность темы определяется тем, что российское государство заявляет о необходимости и готовности выполнить все свои социальные обязательства в полном объеме. На ближайшие три года предусмотрены в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов значительные финансовые средства на социальные расходы. Цель заключается в анализе государственных социальных расходов. Объектом исследования являются федеральный бюджет и бюджеты Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и -на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. К методам исследования относятся статистический метод, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция. Результаты исследования. Показана динамика социальных расходов, во-первых, федерального бюджета в абсолютных цифрах, прогнозируемом объеме валового продукта, расходах федерального бюджета; во-вторых, в финансировании социальной политики, здравоохранения, культуры и кинематографии, образования, физической культуры и спорта, в-третьих, в финансировании пенсионного обеспечения, социального обеспечения населения, социального обслуживания населения, охраны и детства, в четвертых, динамика социальных расходов государственных внебюджетных фондов в абсолютных цифрах и объеме прогнозируемом объеме валового продукта. Вывод: в 2024 – 2026 годы в федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов предусмотрен достаточно большой объем финансовых средств для выполнения государством своих социальных обязательств перед российскими гражданами. Основное внимание в структуре социальных расходов уделяется социальной поддержке, приоритетом является поддержка семей с детьми и пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стригуненко Ю.В., Северин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL EXPENDITURES OF THE RUSSIAN STATE FOR THE NEXT THREE YEARS

The relevance of the topic is determined by the fact that the Russian state declares the need and readiness to fulfill all its social obligations in full. For the next three years, the federal budget and the budgets of state extra-budgetary funds provide significant financial resources for social expenditures. The aim is to analyse public social expenditures. The object of the study is the federal budget and the budgets of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026. Research methods include statistical method, comparison, analysis, synthesis, deduction, and induction. Results. The dynamics of social expenditures, firstly, of the federal budget in absolute figures, the projected volume of gross product, federal budget expenditures are shown; secondly, in the financing of social policy, health care, culture and cinematography, education, physical culture and sports, thirdly, in the financing of pensions, social security of the population, social services for the population, protection and childhood, fourthly, the dynamics of social expenditures of state extra-budgetary funds in absolute figures and the volume of the projected volume of gross product. The conclusion may be that in 2024-2026, the federal budget and the budgets of extra-budgetary funds provide for a fairly large amount of financial resources for the state to fulfill its social obligations to Russian citizens. The main focus of the structure of social expenditures is on social support, the priority is to support families with children and the elderly.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.65.76.003 УДК 336.З5

© ®

Attribution

сс by

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Стригуненко Ю.В.3, Северин И.В.4

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Краснодарский университет МВД России,

4Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова

Аннотация. Актуальность темы определяется тем, что российское государство заявляет о необходимости и готовности выполнить все свои социальные обязательства в полном объеме. На ближайшие три года предусмотрены в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов значительные финансовые средства на социальные расходы. Цель заключается в анализе государственных социальных расходов. Объектом исследования являются федеральный бюджет и бюджеты Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. К методам исследования относятся статистический метод, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция.

Результаты исследования. Показана динамика социальных расходов, во-первых, федерального бюджета в абсолютных цифрах, прогнозируемом объеме валового продукта, расходах федерального бюджета; во-вторых, в финансировании социальной политики, здравоохранения, культуры и кинематографии, образования, физической культуры и спорта, в-третьих, в финансировании пенсионного обеспечения, социального обеспечения населения, социального обслуживания населения, охраны и детства, в четвертых, динамика социальных расходов государственных внебюджетных фондов в абсолютных цифрах и объеме прогнозируемом объеме валового продукта.

Вывод: в 2024-2026 годы в федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов предусмотрен достаточно большой объем финансовых средств для выполнения государством своих социальных обязательств перед российскими гражданами. Основное внимание в структуре социальных расходов уделяется социальной поддержке, приоритетом является поддержка семей с детьми и пожилых людей.

Ключевые слова: внебюджетный фонд, бюджет, государственная программа, здравоохранение, культура и кинематография, межбюджетный трансферт, образование, охрана семьи и детства, пенсионное обеспечение, социальная политика, социальное обеспечение населения, социальное обслуживание населения, социальные расходы, физическая культура и спорт.

ANALYSIS OF SOCIAL EXPENDITURES OF THE RUSSIAN STATE FOR THE NEXT THREE YEARS

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Yulia V. Strigunenko3, Igor V. Severin4

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

2South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4Krasnodar Higher MilitaryAviation School of Pilot

Abstract. The relevance of the topic is determined by the fact that the Russian state declares the need and readiness to fulfill all its social obligations in full. For the next three years, the federal budget and the budgets of state extra-budgetary funds provide significant financial resources for social expenditures. The aim is to analyse public social expenditures. The object of the study is the federal

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

budget and the budgets of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026. Research methods include statistical method, comparison, analysis, synthesis, deduction, and induction.

Results. The dynamics of social expenditures, firstly, of the federal budget in absolute figures, the projected volume of gross product, federal budget expenditures are shown; secondly, in the financing of social policy, health care, culture and cinematography, education, physical culture and sports, thirdly, in the financing of pensions, social security of the population, social services for the population, protection and childhood, fourthly, the dynamics of social expenditures of state extra-budgetary funds in absolute figures and the volume of the projected volume of gross product.

The conclusion may be that in 2024-2026, the federal budget and the budgets of extra-budgetary funds provide for a fairly large amount of financial resources for the state to fulfill its social obligations to Russian citizens. The main focus of the structure of social expenditures is on social support, the priority is to support families with children and the elderly.

Keywords: extra-budgetary fund, budget, state program, health care, culture and cinematography, inter-budgetary transfer, education, protection of family and childhood, pensions, social policy, social security of the population, social services for the population, social expenditures, physical culture and sports.

Введение. Федеральный бюджет утвержден с дефицитом соответственно по годам в сумме 1595391781,2 тыс. руб.; 830457493,2 тыс. руб.; 1536409009 тыс. руб. Объем дефицита бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2024 году составляет

158790928.4 тыс. руб.; объем профицита бюджета в 2025-м - 120025143,3 тыс. руб., 2026-м -

131278186.5 тыс. руб. Объем дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования равен 147085649,8 тыс. руб.;

33838875,1 руб.; 18163174,9 тыс. руб. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, государство стремится выполнить принятые социальные обязательства.

Результаты. Обсуждение. Рассмотрим представленную в таблице 1 динамику социальных расходов федерального бюджета, предназначенных для финансирования социальной политики, образования, культуры и кинематографии, здравоохранения, физической культура и спорта.

Таблица 1

Динамика социальных расходов федерального бюджета в 2024-2026 годы, тыс. рублей

2024 2025 2026

Социальная политика 7855395311,4 7707104231,6 7867843302,2

Образование 1533686071,6 1287363085 1385230108

Культура, кинематография 233916365,8 177190853,2 228352209,1

Здравоохранение 1611314470,1 1607693197,4 1586182023,4

Физическая культура и спорт 67860908,6 54081790,8 50272990,1

Всего 11302173127,5 10833433158 11117880632,8

Таблица 1 свидетельствует том, что по сравнению с 2024 годом, в 2026 году в абсолютных цифрах, в целом, социальные расходы уменьшаются, в том числе в образовании, здравоохранении, физической культуре и спорте, увеличиваются в социальной политике, культуре и кинематографии. Ежегодный объем финансирования социальной политики больше ежегодного общего объема финансирования вместе взятых образования, культуры и кинематографии, здравоохранения, физической культура и спорта.

За счет средств федерального бюджета финансируются основные направления социальной политики: пенсионное обеспечение -4049062445,4 тыс. руб.; 3933098166,1 тыс. руб.; 3845746404,9 тыс. руб., социальное обслуживание населения - 24583460,4 тыс. руб.; 24834530,6 тыс. руб.; 25786121,7 тыс. руб., социальное обеспечение населения -

1680110101,3 тыс. руб.; 1601036501,4 тыс. руб.; 1654455712,9 тыс. руб., охрана семьи и детства -

2035148168.6 тыс. руб.; 2087875290,4 тыс. руб.;

2268176223.7 тыс. руб., другие вопросы в области социальной политики - 65747248,8 тыс. руб.; 59719496,3 тыс. руб.; 73129287,7 тыс. руб.

Приведенные данные позволяют сделать заключение, что сокращается объем финансирования пенсионного обеспечения, социального обеспечения населения и увеличивается объем финансирования социального обслуживания населения, охраны семьи и детства, других вопросов в области социальной политики.

Представляет интерес динамика социальных расходов федерального бюджета в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общих расходах федерального бюджета, которая представлена в таблице 2.

© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стригуненко Ю.В., Северин И.В.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Таблица 2

Динамика социальных расходов федерального бюджета в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общих расходах федерального бюджета в 2024-2026 годы, %

2024 2025 2026

Социальная политика ВВП 4,365 4,042 3,889

Расходы 21,427 22,415 22,108

Образование ВВП 0,852 0,675 0,684

Расходы 4,183 3,744 3,892

Культура, кинематография ВВП 0,129 0,092 0,112

Расходы 0,638 0,515 0,641

Здравоохранение ВВП 0,895 0,843 0,784

Расходы 4,395 4,675 4,457

Физическая культура и спорт ВВП 0,037 0,028 0,024

Расходы 0,185 0,157 0,141

Всего ВВП 6,278 5,68 5,493

Расходы 30,828 31,506 31,239

Из таблицы 2 видно, что в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта общие социальные расходы, в том числе в социальной политике, образовании, культуре и кинематографии, здравоохранении, физической культуре и спорте сокращаются. В расходах федерального бюджета общие социальные расходы увеличиваются, в том числе в социальной политике, культуре и кинематографии, здравоохранении, снижаются в образовании, физической культуре и спорте.

Важно подчеркнуть, что Российская Федерация выполняет публичные обязательства по реализации государственных социальных программ -Развитие образования (по 20 млн руб. на каждый

год), Социальная поддержка граждан (41115114,8 тыс. руб.; 42803398,3 тыс. руб.; 44272648,9 тыс. руб.), Развитие культуры (по 91 млн руб. на каждый год), Развитие физической культуры и спорта (по 2368077,2 тыс. руб. на каждый год), Развитие туризма (по 10 млн на каждый год). На развитие пенсионной системы предусмотрено 1246309890,1 тыс. руб.; 1358433183,4 тыс. руб.; 1412770510,7 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования используются для финансирования государственных социальных программ Российской Федерации. Данные о бюджетных расходах по государственным социальным программам представлены в таблице 3.

Таблица 3

Бюджетные ассигнования для финансирования государственных социальных программ Российской Федерации в 2024-2026 годы, тыс. рублей

Государственная программа 2024 2025 2026

Развитие здравоохранения 1335335733,6 1347672216,8 1305613761

Развитие образования 588364650,4 412731628,3 427392459,6

Социальная поддержка граждан 3266856121,5 3375541481,2 3 628760681,1

Доступная среда 86614199,6 87682679,6 88849118,5

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации 768274302,7 356561861,1 259003426,6

Содействие занятости населения 66333160,8 68682992,7 687060,64,1

Развитие культуры 201146510,5 154795147,9 204292731,4

Развитие физической культуры и спорта 62210324,3 48283738,8 45080421,4

Развитие туризма 44254297,9 1482555,7 7275081

Развитие пенсионной системы Российской Федерации 3704608412,5 3552571934,9 3482379488,5

На основе таблицы 3 можно утверждать, что из 10 государственных программ по 4 программам (Социальная поддержка граждан, Доступная среда, Содействие занятости населения, Развитие культуры) бюджетные ассигнования увеличиваются и по 6 (Развитие здравоохранения, Развитие образования, Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, Развитие физической культуры и спорта, Развитие туризма, Развитие пенсионной системы Российской Федерации) уменьшаются.

Федеральный бюджет предусматривает, что в 2024 году величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения составляет 15453 рубля, для трудоспособного населения -16844 руб., пенсионеров - 13290 руб., детей -14989 руб. Финансирование мер социальной поддержки увеличивается на 114 млрд, до 3,2 трлн руб. Предусмотрено более 495 млрд руб. на материнский капитал для более 1 млн граждан, 1,3 трлн руб. из федерального бюджета и 300 млрд руб. из региональных бюджетов на выплату единого пособия для 10 млн детей и

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

беременных женщин, 31,6 млрд руб. для 196 тыс. заключенных социальных контрактов.

Вместе с тем, сократятся на 17 млрд руб. для выплаты пособий по безработице [2].

В 2024-2026 годы социальные расходы могут превысить 32 трлн руб., на выплату единого пособия предполагается 4,4 трлн руб., материнского капитала - 1,6 трлн руб., лекарственное обеспечение граждан с острыми сердечнососудистыми заболеваниями и детей с тяжелыми заболеваниями - 1 трлн руб., бесплатное горячее питание школьников - 72 млрд руб. в год, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка - 4,4 трлн руб., опережающий рост минимального размера оплаты труда - 137,4 млрд руб., борьбу с сердечнососудистыми и онкологическими заболеваниями -474,2 млрд руб., создание государственного фонда поддержки участников СВО - 29,4 млрд руб. [3].

Значительное место в социальных расходах принадлежит внебюджетным фондам. Представим динамику расходов бюджетов фондов на 2024-2026 годы. Расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в абсолютных цифрах -16178128917,1 тыс. руб.; 16293732276,3 тыс. руб.; 17193332655,4 тыс. руб., в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта - 8,99 %; 8,546; 8,498 %.

Следовательно, в абсолютных цифрах расходы увеличиваются, в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта - сокращаются.

Объем расходов по обязательному пенсионному страхованию равен 10771429557,7 тыс. руб.; 10626205149,6 тыс. руб.; 11061508954,8 тыс. руб., по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством - 1167802065,2 тыс. руб.; 1190291907,4 тыс. руб.; 1271267795,9 тыс. руб., по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 161753045,5 тыс. руб.; 171314917,5 тыс. руб.; 181520561 тыс. руб. Средства Фонда предназначены для финансирования социальной политики (15979733783,3 тыс. руб.; 16088572870,9 тыс. руб.; 17050966,8 тыс. руб.), в том числе пенсионного обеспечения (10974183633,8 тыс. руб.; 11487840681,2 тыс. руб.; 12044770744,2 тыс. руб.), социального обеспечения населения (2125647305,7 тыс. руб.; 2247045910,6 тыс. руб.; 2369297140 тыс. руб.), охраны семьи и детства (2243791550 тыс. руб.; 2343163136 тыс. руб.; 2625961228 тыс. руб.), других вопросов в области социальной политики (636111293,8 тыс. руб.; 10223142,2 тыс. руб.; 10937705 тыс. руб.) [4].

Р асходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в абсолютных цифрах составляют 3885765031,4 тыс. руб.; 3965531900 тыс. руб.; 4210301685,5 тыс. руб., в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта - 2,159 %; 2,08 %; 2,08 % [5]. Складывается такая же ситуация, как с бюджетом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в абсолютных цифрах расходы увеличиваются, в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта - сокращаются. Средства фонда предназначены для финансирования здравоохранения (3735369 112,4 тыс. руб.; 3963489699,9 тыс. руб.; 4208199195,1 тыс. руб.).

Необходимо принимать во внимание, что существуют межбюджетные трансферты. Из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и городу Байконур в сумме 3324791825,5 тыс. руб.; 2889187229,5 тыс. руб.; 2810192983,5 тыс. руб. Существуют субсидии бюджетам регионов для софинансирования выполнения полномочий региональных органов государственной власти и местного самоуправления - 1632588941,6 тыс. руб.; 1218135582,5 тыс. руб.; 1119178928,4 тыс. руб.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования передает в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования межбюджетные трансферты для оказания услуг женщинам в период беременности (4 тыс. руб.), медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период (6 тыс. руб.), услуг медицинским организациям по проведению профилактических медицинских осмотров поставленного на учет ребенка (2 тыс. руб.). В 2024 году из бюджета Фонда направляются субвенции в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов регионов и города Байконур, возникающих при передаче полномочий в сфере обязательного медицинского страхования, в сумме 3120181003,7 тыс. руб. Из регионального бюджета перечисляются в Фонд суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Заключение. Статья содержит системный анализ государственных социальных расходов, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов в 2024-2026 годы. Она может быть полезной для тех, кто проявляет интерес к проблеме изучения выполнения российским государством социальных обязательств перед своими гражданами, принимая во внимание, что федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов содержат большое количество данных о социальных расходах, которые могут восприниматься с известным трудом и не всегда системно.

© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стригуненко Ю.В., Северин И.В.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

2. Жандарова И. Ставка на семью / И. Жандарова // Российская газета. 2023. 19 октября.

3. Маркелов Р. Доходы федерального бюджета в 2024 году могут стать рекордными / Р. Маркелов // Российская газета. 2023. 30 ноября.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 542-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

5. Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 541-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

References:

1. Federal Law № 540-FZ of November 27, 2023 «On the Federal Budget for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026» // System GARANT. URL : garant.ru

2. Zhandarova I. The bet on the family / I. Zhandarova // Rossiyskaya gazeta. 2023. October 19th.

3. Markelov R. Federal budget revenues in 2024 may become record / R. Markelov // Rossiyskaya gazeta. 2023. November 30th.

4. Federal Law № 542-FZ of November 27, 2023 «On the Budget of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026» // System GARANT. URL : garant.ru

5. Federal Law № 541-FZ of November 27, 2023 «On the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026» // System GARANT. URL : garant.ru

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации anaverinl 947@mail.ru ORCID 0009-0009-0579-8545

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@unu.ranepa.ru

Стригуненко Юлия Владимировна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных наук,

Краснодарский университет МВД России

Северин Игорь Владимирович

кандидат философских наук, преподаватель,

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков pilot120558@inbox.ru

имени А.К. Серова

Аверин Александр Николаевич

Doctor of Philosophical Science, Professor,

Russian Academy of National Economy and Public Service

under the President of the Russian Federation

anaverin1947@mail.ru

ORCID 0009-0009-0579-8545

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South-Russian Institute of Management -a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ponedelkov@unu.ranepa.ru

Yulia V. Strigunenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Igor V. Severin

Candidate of Philosophical Sciences, тeacher,

Krasnodar Higher MilitaryAviation School of Pilot pilot120558@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.