Научная статья на тему 'Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023–2024 гг.'

Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023–2024 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2162
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогнозы государственного финансирования здравоохранения РФ / смертность населения РФ / доступность медицинской помощи населению РФ / проблемы здравоохранения РФ / forecasts of state financing of healthcare in the Russian Federation / population mortality of the Russian Federation / availability of medical care to the population of the Russian Federation / the problems of healthcare in the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна

12 октября 2021 г. Президент РФ В.В. Путин обратился к депутатам Государственной Думы Федерального собрания РФ с призывом решить задачи с бедностью, демографией и здравоохранением, которые отражены в его Указе от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В статье проведен анализ соответствия государственного бюджета на здравоохранение решению этих задач. В 2022 г., по сравнению с 2021 г., по прогнозу Минфина России, государственные расходы на здравоохранение (бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в текущих ценах возрастут только на 3% (127 млрд руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2018 г. = 100%) они сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) – с 4,1 до 3,9%. Аналогичная тенденция сохранится до 2024 г. Такие показатели государственного финансирования не позволят решить острейшие проблемы системы здравоохранения РФ: нарастающий дефицит медицинских работников, неудовлетворительное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, недостаточные объемы бесплатной медицинской помощи и их финансовое обеспечение. Как следствие, на фоне увеличения потока пациентов, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи, ее доступность продолжит сокращаться, соответственно, будет расти смертность населения РФ, которая сегодня уже приняла катастрофические масштабы (за 9 мес 2021 г. дополнительно умерли 373 тыс. человек, что составляет +18% к аналогичному периоду прошлого года). Для исправления ситуации в здравоохранении необходимо в 2022 г. и последующие годы выделять дополнительно минимум по 500 млрд руб. в год, так, чтобы к 2025 г. государственное финансирование достигло 5% ВВП. Автор делает вывод, что расходы на сбережение народа нашей страны должны быть в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из Фонда национального благосостояния выделяется до 2,5 трлн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of budget costs of the Russian Federation budgetary system in "Healthcare" section for 2022 and for the planning period of 2023–2024

October 12, 2021 the President of the Russian Federation V.V. Putin appealed to the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation with a request to solve the problems with poverty, demography and healthcare, which are reflected in the Presidential Decree No. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030” (21 July 2020). The article analyzes the compliance of the state budget allocated for healthcare with solution of these problems. In 2022, compared to 2021, according to the forecast of the Ministry of Finance of the Russian Federation, public spending on the health sector (the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund, the federal budget and the consolidated budgets of the regions), at current prices, will increase by only 3% (127 billion rubles), and in constant prices (adjusted for inflation, 2018 = 100%) they will decline by 1%. Over the same period, the share of government funding for healthcare in the gross domestic product (GDP) will also decline from 4.1% to 3.9%. This trend is expected to continue up to 2024. Such indicators of state financing of healthcare will not allow solving the most pressing problems of the healthcare system of the Russian Federation: the growing health professional shortage, unsatisfactory public drug supply on an outpatient basis, insufficient amounts of free medical aid and its financial support. As a result, against the background of an increase in the number of patients in need for free-of-charge medical treatment, its availability will continue to decline, and accordingly, the population mortality rate of the Russian Federation will increase, which today has already assumed catastrophic proportions (during the first 9 months of 2021, an additional 373 thousand people died, which is +18% over the same period last year). To improve the current situation in the healthcare sector, it is necessary to allocate at least 500 billion rubles a year in 2022 and subsequent years, so that in 2025 state funding of healthcare could reach 5% of GDP. The author concludes that budget costs of the Russian Federation budgetary system on saving the people of our country should be a priority compared to infrastructure projects for which up to 2.5 trillion rubles are allocated from the National Welfare Fund.

Текст научной работы на тему «Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023–2024 гг.»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг.

Улумбекова Г.Э.1- 2 1 Высшая школа организации и управления здраво-

охранением, 115035, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

12 октября 2021 г. Президент РФ В.В. Путин обратился к депутатам Государственной Думы Федерального собрания РФ с призывом решить задачи с бедностью, демографией и здравоохранением, которые отражены в его Указе от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В статье проведен анализ соответствия государственного бюджета на здравоохранение решению этих задач. В 2022 г., по сравнению с 2021 г., по прогнозу Минфина России, государственные расходы на здравоохранение (бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в текущих ценах возрастут только на 3% (127 млрд руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2018 г. = 100%) они сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) - с 4,1 до 3,9%. Аналогичная тенденция сохранится до 2024 г. Такие показатели государственного финансирования не позволят решить острейшие проблемы системы здравоохранения РФ: нарастающий дефицит медицинских работников, неудовлетворительное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, недостаточные объемы бесплатной медицинской помощи и их финансовое обеспечение. Как следствие, на фоне увеличения потока пациентов, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи, ее доступность продолжит сокращаться, соответственно, будет расти смертность населения РФ, которая сегодня уже

приняла катастрофические масштабы (за 9 мес 2021 г. дополнительно умерли 373 тыс. человек, что составляет +18% к аналогичному периоду прошлого года). Для исправления ситуации в здравоохранении необходимо в 2022 г. и последующие годы выделять дополнительно минимум по 500 млрд руб. в год, так, чтобы к 2025 г. государственное финансирование достигло 5% ВВП. Автор делает вывод, что расходы на сбережение народа нашей страны должны быть в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из Фонда национального благосостояния выделяется до 2,5 трлн руб.

Ключевые слова:

прогнозы государственного финансирования здравоохранения РФ, смертность населения РФ, доступность медицинской помощи населению РФ, проблемы здравоохранения РФ

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 7-15. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-7-15 Статья поступила в редакцию 01.09.2021. Принята в печать 01.12.2021

Analysis of budget costs of the Russian Federation budgetary system in "Healthcare" section for 2022 and for the planning period of 2023-2024

Ulumbekova G.E.1-2 1 Graduate School of Healthcare Organization and Management (VSHOUZ), 115035, Moscow, Russian Federation

2 Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

October 12, 2021 the President of the Russian Federation V.V. Putin appealed to the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation with a request to solve the problems with poverty, demography and healthcare, which are reflected in the Presidential Decree No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" (21 July 2020). The article analyzes the compliance of the state budget allocated for healthcare with solution of these problems. In 2022, compared to 2021, according to the forecast of the Ministry of Finance of the Russian Federation, public spending on the health sector (the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund, the federal budget and the consolidated budgets of the regions), at current prices, will increase by only 3% (127 billion rubles), and in constant prices (adjusted for inflation, 2018 = 100%) they will decline by 1%. Over the same period, the share of government funding for healthcare in the

gross domestic product (GDP) will also decline from 4.1% to 3.9%. This trend is expected to continue up to 2024. Such indicators of state financing of healthcare will not allow solving the most pressing problems of the healthcare system of the Russian Federation: the growing health professional shortage, unsatisfactory public drug supply on an outpatient basis, insufficient amounts of free medical aid and its financial support. As a result, against the background of an increase in the number of patients in need for free-of-charge medical treatment, its availability will continue to decline, and accordingly, the population mortality rate of the Russian Federation will increase, which today has already assumed catastrophic proportions (during the first 9 months of 2021, an additional 373 thousand people died, which is +18% over the same period last year). To improve the current situation in the healthcare sector, it is necessary to allocate at least 500 billion rubles a year in 2022 and subsequent years, so that in 2025 state funding of healthcare could reach 5% of GDP. The author concludes that budget costs of the Russian Federation budgetary system on saving the people of our country should be a priority compared to infrastructure projects for which up to 2.5 trillion rubles are allocated from the National Welfare Fund.

Keywords:

forecasts of state financing of healthcare in the Russian Federation, population mortality of the Russian Federation, availability of medical care to the population of the Russian Federation, the problems of healthcare in the Russian Federation

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of Interest.

For citation: Ulumbekova G.E. Analysis of budget costs of the Russian Federation budgetary system in "Healthcare" section for 2022 and for the planning period of 2023-2024. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (4): 7-15. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-7-15 (in Russian) Received 01.09.2021. Accepted 01.12.2021.

Актуальность

Для достижения национальной цели, поставленной в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474, - увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2030 г., необходимо, чтобы снижалась смертность населения. К сожалению, в 2020 г. в РФ дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. чел. (рост +19% к 2019 г.). В расчете на 1 млн населения это 2323 чел., что на 33% выше, чем в Польше, почти на 57% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии. Согласно данным Росстата, только 43% (145 тыс. чел.) из этих дополнительных смертей связаны с новой корона-вирусной инфекцией, в отличие от других стран,

где это основная причина прироста смертности. В результате ОПЖ в РФ в 2020 г. сократилась до 71,5 года.

В нашей стране одним из важнейших факторов, который определяет снижение смертности населения, является доступность бесплатной медицинской помощи [1], которая, в свою очередь, определяется уровнем государственного финансирования здравоохранения. Это и очевидно: чем больше средств в здравоохранении, тем больше будет медицинских кадров и выше оплата их труда, бесплатных лекарств для населения, объемов бесплатной медицинской помощи и выше их финансовое обеспечение.

В октябре-ноябре 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ состоялось обсуждение проектов федеральных законов «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» [2], «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» [3]. Автором проведен анализ расходов РФ бюджетов бюджетной системы по разделу «Здравоохранение» на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., определено его соответствие достижению национальной цели по увеличению ОПЖ.

Материал и методы

Анализ государственных расходов на здравоохранение проведен с 2018 по 2024 г. в текущих и постоянных ценах (2018 г. = 100%), в доле валового внутреннего продукта (ВВП) и в разрезе источников финансирования [федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ, бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)], код бюджетной классификации «0900».

Данные для анализа были получены из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов», Минфин России [4].

Дополнительная информация для анализа и формирования предложений была получена из следующих источников:

1) «Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году» от 29 июня 2021 г.;

2) аналитических отчетов Счетной палаты: «Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ выполнения положений Указов Президента РФ 2012 г. в части увеличения средней заработной платы отдельных категорий работников отраслей бюджетной сферы"», 2020 г.; «Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в РФ"».

Аналитика

В 2022 г. по сравнению с 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы по разделу «Здравоохранение» (или государственные расходы на здравоохранение) по прогнозу возрастут на 3% (127 млрд руб.), а в постоянных ценах (т.е. с поправкой на инфляцию, 2012 г. = 100%) сократятся на 1% (см. таблицу). Из них:

■ расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных ценах - на 12%;

■ расходы бюджета ФОМС вырастут на 8% в текущих ценах, в постоянных - только на 4%;

■ расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 3% в текущих ценах, а в постоянных ценах сократятся на 1%.

За этот же период сократится доля государственных расходов в ВВП с 4,1 до 3,9%. Это означает, что темпы роста ВВП будут выше, чем темпы прироста расходов на здравоохранение.

В 2024 г. по сравнению с 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы по разделу «Здравоохранение» по прогнозу возрастут на 12% (596 млрд руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012=100%) сократятся на 1% (см. таблицу). Из них:

■ расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных - на 19%;

■ расходы бюджета ФОМС вырастут на 20% в текущих ценах, в постоянных -только на 7%;

■ расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 18% в текущих ценах, а в постоянных - на 5%.

За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП - с 4,1 до 3,7% (см. таблицу).

Обсуждение

В РФ долгие годы государственное финансирование здравоохранения было минимум в 1,6 раза ниже, чем аналогичные расходы в «новых-8» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономиче-

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

х

го

I

О

СП <

х го

X

ш го п

Ш

Е

о

<

ш

51 s

N Z

ю

Д

I4J

о

I4J

и и

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2018-2024 гг. в текущих и постоянных ценах

Наименование показателя 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2022/ 2024/

факт факт факт1 прогноз 2021, прирост 2021, прирост

Макроэкономические показатели2

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 103 862 109 242 106 968 124 400 133 300 141900 151500 7% 22%

Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года 4,26 3,04 4,90 5,80 4,00 4,00 4,00 X X

Государственные расходы на здравоохранение3

Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. 3315,9 3805,0 4964,0 5060,0 5187,0 5377,0 5656,0 3% 12%

Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2018 г., млрд руб. 3315,9 3692,7 4592,5 4424,7 4361,3 4347,2 4396,9 -1% -1%

Государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП, % 3,2% 3,5% 4,6% 4,1% 3,9% 3,8% 3,7% X X

из них: расходы федерального бюджета

расходы федерального бюджета в текущих ценах, млрд руб. 537,3 713,0 1334,4 1362,3 1245,5 1211,5 1234,8 -9% -9%

расходы федерального бюджета в ценах 2018 г. млрд руб. 537,3 692,0 1234,5 1191,3 1047,2 979,5 959,9 -12% -19%

из них: расходы бюджета ФОМС

расходы бюджета ФОМС в текущих ценах, млрд руб. 1987,8 2186,7 23605,5 2592,5 2801,1 2951,0 3120,3 8% 20%

расходы бюджета ФОМС в ценах 2018 г., млрд руб. 1987,8 2122,2 2183,8 2267,0 2355,2 2385,8 2425,7 4% 7%

из них: расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ4

расходы бюджетов субъектов РФ в текущих ценах, млрд руб. 790,8 905,3 1269,1 1105,2 1140,4 1214,5 1300,9 3% 18%

расходы бюджетов субъектов РФ в ценах 2018 г., млрд руб. 790,8 878,6 1174,1 966,4 958,9 981,9 1011,3 -1% 5%

1 https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/2022-2024.pdf (дата обращения 09.10.2021). 2 https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/lssWWW. exe/Stg/d02/18.htm (дата обращения 10.09.2021). 3 URL: https://roskazna.gov.ru/ispoinenie-byudzhetov/konsoiidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения 09.10.2021).4 Рассчитано: в виде разности между общими объемами государственных расходов на здравоохранение и объемами расходов на здравоохранение из средств федерального бюджета и бюджета ФОМС. Расшифровка аббревиатур дана в тексте.

о

-и >

> i

ы >

Е> >

гл 5

"О Ä

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> g

ГО >

° 2 о

X Ol

m О

= ш £f

> 2

Е "о

s<g

_ о

3 ° 5 s

5 s<

1|<

м s< 3-

о

g|E ? i ш

% 9,0

7,7% ВВП

8,0

«Старые» страны ЕС

7,7 7,7 7 6 7,7 7,7 7,7

7,7 7,7 7,7

6,8 6,8 6,9 6,9 6,9

7,1

«Новые-8» страны ЕС

52 \ 8 ^__5,0 4 8 4,9 4,9 4,9 5,0

5% ВВП

3,0 3,0 3,2 3,0 ^ 2,9 2,9 2,9 3,1

3,0 3,0 3,1

3,5% ВВП

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 00000000000000000000 22222222222222222222

«Старые» страны ЕС —•— «Новые-8» страны ЕС —■— Россия —•— Польша Рис. 1. Динамика государственных расходов в доле валового внутреннего продукта (ВВП)

ского развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) (рис. 1):

Как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) на 40% выше, чем в «новых-8» странах ЕС, и на 60% выше, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 35, 25 и 22%). Другими словами, недостаточные государственные расходы на здравоохранение ложатся дополнительным бременем на бюджеты российских семей.

Более того, отрицательная динамика и без того недостаточного государственного финансирования здравоохранения в 2022-2024 гг. произойдет на фоне:

■ продолжающейся пандемии и резкого увеличения потока пациентов, нуждающихся в медицинской помощи (больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды);

■ роста смертности населения РФ: по данным Росстата [5], за 9 мес 2021 г. прирост смертности составил 373 тыс. чел.

(+28% к 2019 г.), как следствие, на фоне снижения рождаемости по итогам 2021 г. естественная убыль населения может составить 0,9 млн чел., а сокращение численности населения страны - 0,7 млн чел.; ■ недопустимо низкой ОПЖ населения РФ - на 5 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС (рис. 2):

• нерешенные острейшие проблемы российского здравоохранения: дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и 2-кратный дефицит фельдшеров) [6], причем пандемия усугубила дефицит медицинских кадров из-за огромной усталости и стресса, низкой оплаты труда, бесконечного давления со стороны проверяющих и правоохранительных органов. Нехватка кадров привела к тому, что система здравоохранения уже не справляется с увеличенным потоком пациентов и не сможет делать это дальше. В результате будет расти смертность

населения, которая сегодня уже приобрела беспрецедентный масштаб; недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (почти в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи [высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), реабилитация, паллиативная помощь и др.]; низкие тарифы по оказанию медицинской помощи по многим заболеваниям, не позволяющие выполнять требования клинических рекомендаций, как показано в отчете Счетной палаты за 2021 г. [7];

низкая оплата труда медицинских работников и ее существенные различия по субъектам РФ, как показано в отчете Счетной палаты за 2020 г.

Другими словами, число больных возросло, а объем финансовых средств на их лечение снизился. Как следствие, объемы бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение сократятся, а главное, не будут решены острейшие проблемы системы здравоохранения.

При обсуждении государственных расходов на здравоохранение в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в ноябре 2021 г. звучали циничные утверждения Комитета по бюджету и налогам о «беспрецедентном росте» финансирования здравоохранения в 2020-2021 гг. по сравнению с 2019 г. Однако по сути они неверны. Дополнительные средства были направлены исключительно на расходы в связи с пандемией СОVID-19 (закупка медицинского оборудования, лекарств, оказание медицинской помощи, вакцинация и др.) и не решают накопившихся проблем в здравоохранении из-за его длительного недофинансирования. Так, рост государственного финансирования здравоохра-

Число лет

82,080,078,076,074,033

67

66,0

64,0 62,0

80,1

80,9

81,6 81,6

82,1

«Старые» страны ЕС 76,1 76,8-

77,0

74,5.

п п 70,7 70,4 0,0 68,2

0 -671

79,5 " 81,2

78,9 ж^Г 80,4 78,2 ^<^79,7 79,0

77,9 78,3 76

77,1 748 755^

75,4 73 7 75,9

Польша

*^р72,8 «Новые-8» страны ЕС 71,4

70,9

67,1

65,0Л>64,5 63,9

81,7 | 77,5 77,8

77,7 78,

72^-73,3

От-С^СО^ГЮЩГ^СОООт-С^^-гГЮСОГ^СОООт-С^^^ЮСОКСОООт-С^СО^ГЮЩГ^СООТО СОЮСОСПСОСОСОСОСОСОтООЮОООТОаОООООООООООт-^т-^^т-^т-т-т-С^

оооооюоюооютооюоотоаоооооооооооооооооооооо 1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—1—

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению.

Источники: Росстат, Евростат, расчет ВШОУЗ-КМК.

Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ, «новых-8» и «старых» странах Европейского союза (ЕС), 1980-2020 гг.

82,3

76,8

76,6

нения в 2019 г. (см. таблицу) был обеспечен за счет национального проекта «Здравоохранение» (дополнительно было выделено 474 млрд руб.), а в 2020 г. - за счет средств, направленных на борьбу с пандемией (по данным Счетной палаты, дополнительно 1150 млрд руб.). При этом средства национального проекта «Здравоохранение» предназначались преимущественно для обновления инфраструктуры медицинских организаций и увеличения объемов медицинской помощи только по одному профилю - «Онкология», а дополнительные средства в 2020 г. -на оказание медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией.

Иными словами, в 2019-2020 гг. по сравнению с 2018 г. реального увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и ее финансового обеспечения по большинству классов болезней не произошло. Об этом ярко свидетельствуют данные отчета ФОМС за 2020 г. [8]. Так, в 2020 г. общий объем субвенций, направленных в регионы на оказание всех видов медицинской помощи по базовой программе ОМС, составил 2225,4 млрд руб., что на 7,5% выше уровня 2019 г. (+155 млрд руб. к 2019 г). Однако по итогам года дополнительные расходы на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией составили 294,8 млрд руб. (предъявленные счета на оплату медицинской помощи), что почти в 2 раза больше, чем прирост средств. Из этого следует, что в 2020 г. на оказание других видов медицинской помощи (не связанных с новой коронавирусной инфекцией) финансовых средств осталось меньше, чем в 2019 г. В этих условиях увеличение объемов финансирования по одному классу болезней (например, как это произошло по классу новообразований, -на 99,3 млрд руб. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. [9]) неизбежно должно было привести к снижению финансирования по другим, что и произошло по классу болезней системы кровообращения.

Заключение

Снижение государственного финансирования охраны здоровья в условиях увеличения по-

тока больных и нарастания острейших проблем

отечественной системы здравоохранения

(дефицит кадров, нехватка бесплатных лекарств, недостаточные объемы бесплатной медицинской помощи, низкие тарифы и др.) приведет к усугублению кризиса в отрасли. Как следствие, будут снижаться доступность бесплатной медицинской помощи и нарастать социальное недовольство населения. В результате национальная цель по увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г. выполнена не будет. В такой ситуации сокращение расходов на здравоохранение недопустимо.

Расчеты Высшей школы организации и управления здравоохранением показали, что достижение национальной цели ОПЖ 78 лет к 2030 г. возможно только при увеличении государственного финансирования здравоохранения на 8% ежегодно в постоянных ценах (без учета дополнительных средств на оказание помощи больным с новой коронавирусной инфекцией), а также при соблюдении следующих базовых условий: прирост ВВП на душу населения ежегодно в среднем на 3,5% в год и снижение к 2030 г. потребления крепких алкогольных напитков на 45% в расчете на душу населения [6].

В вышеописанной ситуации срочно требуются кардинальные решения, никакие «подачки» не спасут положения. Необходимо в 2022 г. увеличить государственные расходы на здравоохранение минимум на 500 млрд руб. дополнительно и далее каждый год прибавлять по 500 млрд руб., чтобы к 2025 г. довести их до 5% ВВП (по прогнозам Минфина России, 3,7% ВВП в 2024 г.). Причем это должны быть средства федерального бюджета, так как бюджеты регионов дефицитны, а средства ФОМС (взносы на работающее и неработающее население) жестко нормируются. Никакие отговорки о том, что денег нет, неприемлемы. Деньги есть - это, например, средства Фонда национального благосостояния, которые с 2021 по 2024 г. вырастут на 9,4 трлн руб. При этом из них на инфраструктурные проекты будет направлено 2,5 трлн руб., а на финансирование здравоохранения ничего. А что может быть важнее сбережения российского народа! Кому нужны эти проекты, если сокращается население?

Дополнительные средства должны пойти на увеличение оплаты труда и привлечение дополнительных кадров в отрасль (причем всем медицинским работникам, а не только тем, кто сегодня работает в «красной зоне»); на расширение объемов бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях (для всех граждан, кому врач выпи-

сал рецепт, а не только тех, кто имеет льготы); на увеличение недостаточных объемов бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь и др.); на повышение низких тарифов, которые не позволяют выполнять требования действующих клинических рекомендаций; на развитие медицинского образования и науки.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель (ректор) Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: vshouz@vshouz.ru https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-Q986-6743

ЛИТЕРАТУРА

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019: 71-3.

2. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258295-7

3. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258297-7

4. https://minf¡n.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_ tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_ period_2023_i_2024_godov

5. https://rosstat.gov.ru/

6. Национальное руководство. Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. Г.Э. Улумбековой, В.А. Медик. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. (в печати).

7. https://ach.gov.ru/upload/iblock/432/wjvi2beix79 6z4vpn04vyii4ppk4fxcr.pdf

8. https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/ fund-activities/1_%d0%9e%d0%a2%d0%a7%d0%95%d0%a2_ %d0%be_%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb%d1%8c %d1%82%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%85_%d0%b4%d0%b 5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be %d1%81%d1%82%d0%b8_%d0%a4%d0%9e%d0%9c%d0%a1 _%d0%b7%d0%b0_2020_%d0%b3%d0%be%d0%b4.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. https://ach.gov.ru/audit/oper-2020

REFERENCES

1. Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia. What to do. Status and offers: 2019-2024. 3rt ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2019: 71-3. (in Russian)

2. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258295-7 (in Russian)

3. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258297-7 (in Russian)

4. https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_ tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_ period_2023_i_2024_godov (in Russian)

5. https://rosstat.gov.ru/ (in Russian)

6. National leadership. Public health and healthcare / G.E. Ulumbekova, V.A. Medic (eds). Moscow: GEOTAR-Media, 2022. (in print) (in Russian)

7. https://ach.gov.ru/upload/iblock/432/wjvi2beix79 6z4vpn04vyii4ppk4fxcr.pdf (in Russian)

8. https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/ fund-activities/1_%d0%9e%d0%a2%d0%a7%d0%95%d0% a2_%d0%be_%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb% d1%8c%d1%82%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%85_%d0%b 4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0% bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8_%d0%a4%d0%9e%d 0%9c%d0%a1_%d0%b7%d0%b0_2020_%d0%b3%d0%be %d0%b4.pdf . (in Russian)

9. https://ach.gov.ru/audit/oper-2020. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.