Научная статья на тему 'Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.). Факты и предложения'

Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.). Факты и предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3713
725
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госрасходы на здравоохранение / частные расходы на здравоохранение / приоритеты здравоохранения / госпрограмма «Развитие здравоохранения» / квалификация медработников / ожидаемая продолжительность жизни / public spending on healthcare / private spending on healthcare / healthcare priorities / state program “Development of healthcare” / qualifications of health workers / life expectancy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна, Гиноян Аргишти Багратович, Калашникова Александра Владимировна, Альвианская Нелли Владиславовна

Даны общие сведения по объемам и структуре государственных и личных расходов на здравоохранения в РФ, проведены сравнения этих расходов со странами ЕС. Проанализирована динамика госрасходов на здравоохранение в РФ за период 2012–2018 гг., а также за плановый период 2019–2021 гг. Определены условия, при реализации которых можно достичь национальной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения РФ до 78 лет к 2024 г. Показано, что для достижении этой цели наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо будет ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на 15% в постоянных ценах. Увеличение государственных расходов на 10% в год в постоянных ценах при этих же условиях обеспечит рост ОПЖ до 77 лет. Этот темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 5% ВВП в 2024 г., что на уровне «новых» стран ЕС, в которых уровень ОПЖ сегодня достиг 78 лет. Проведено сравнение расходов на здравоохранение, необходимых (для достижения ОПЖ 77 лет) и предусмотренных в государственной программе «Развитие здравоохранения» до 2024 г. Показано, что с 2019 по 2024 г. (за 6 лет) потребуется дополнительно 6 трлн руб. Даны предложения по приоритетным направлениям расходования этих дополнительных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна, Гиноян Аргишти Багратович, Калашникова Александра Владимировна, Альвианская Нелли Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthcare financing in Russia (2021–2024). Facts and suggestions

General information on the volume and structure of state and personal health care expenditures in the Russian Federation is given, comparisons of these costs with EU countries are made. The dynamics of government spending on health care in the Russian Federation for the period 2012–2018, as well as for the planning period 2019–2021, is analyzed. The conditions have been determined under which it is possible to achieve the national goal of increasing the life expectancy (life expectancy) of the population of the Russian Federation to 78 years by 2024. It is shown that to achieve this goal, along with a focused policy aimed at reducing the consumption of hard alcohol (decrease by 45% by 2024), it will be necessary to annually increase government spending on health by 15% at constant prices. An increase in government spending of 10% per year at constant prices under the same conditions will ensure an increase in life expectancy up to 77 years. This growth rate of public health spending will correspond to 5% of GDP in 2024, which is at the level of the "new" EU countries, in which the level of life expectancy today has reached 78 years. A comparison is made of health care expenditures required (to achieve life expectancy of 77 years) and provided for in the state program “Healthcare Development” until 2024. It is shown that from 2019 to 2024 (over 6 years) an additional 6 trillion rubles will be required. Proposals are given on priority areas for spending these additional funds.

Текст научной работы на тему «Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.). Факты и предложения»

ГЛАВНОЕ

Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения

Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В.

Высшая школа организации и управления здравоохранением - Комплексный медицинский консалтинг (ВШОУЗ-КМК), Москва, Россия

Альвианская Н.В.

Даны общие сведения по объемам и структуре государственных и личных расходов на здравоохранения в РФ, проведены сравнения этих расходов со странами ЕС. Проанализирована динамика госрасходов на здравоохранение в РФ за период 2012-2018 гг., а также за плановый период 2019-2021 гг. Определены условия, при реализации которых можно достичь национальной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения РФ до 78 лет к 2024 г. Показано, что для достижении этой цели наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо будет ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на 15% в постоянных ценах. Увеличение государственных расходов на 10% в год в постоянных ценах при этих же условиях обеспечит рост ОПЖ до 77 лет. Этот темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 5% ВВП в 2024 г., что на уровне «новых» стран ЕС, в которых уровень ОПЖ сегодня достиг 78 лет. Проведено сравнение расходов на здравоохранение, необходимых (для достижения ОПЖ 77 лет) и предусмотренных в государственной программе «Развитие здравоохранения» до 2024 г. Показано, что с 2019 по 2024 г. (за 6 лет) потребуется дополнительно 6 трлн руб. Даны предложения по приоритетным направлениям расходования этих дополнительных средств.

Ключевые слова:

госрасходы на здравоохранение, частные расходы на здравоохранение, приоритеты здравоохранения, госпрограмма «Развитие здравоохранения», квалификация медработников, ожидаемая продолжительность жизни

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 4-19. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14001 Статья поступила 15.10.2019. Принята в печать 01.12.2019.

Healthcare financing in Russia (2021-2024). Facts and suggestions

Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B., Graduate School of Healthcare Organization Kalashnikova A.V., and Management - Complex Medical

Alvianskaya N.V. Consulting (VSHOUZ-KMK), Moscow, Russia

General information on the volume and structure of state and personal health care expenditures in the Russian Federation is given, comparisons of these costs with EU countries are made. The dynamics of government spending on health care in the Russian Federation for the period 2012-2018, as well as for the planning period 2019-2021, is analyzed. The conditions have been determined under which it is possible to achieve the national goal of increasing the life expectancy (life expectancy) of the population of the Russian Federation to 78 years by 2024. It is shown that to achieve this goal, along with a focused policy aimed at reducing the consumption of hard alcohol (decrease by 45% by 2024), it will be necessary to annually increase government spending on health by 15% at constant prices. An increase in government spending of 10% per year at constant prices under the same conditions will ensure an increase in life expectancy up to 77 years. This growth rate of public health spending will correspond to 5% of GDP in 2024, which is at the level of the "new" EU countries, in which the level of life expectancy today has reached 78 years. A comparison is made of health care expenditures required (to achieve life expectancy of 77 years) and provided for in the state program "Healthcare Development" until 2024. It is shown that from 2019 to 2024 (over 6 years) an additional 6 trillion rubles will be required. Proposals are given on priority areas for spending these additional funds.

Keywords:

public spending on healthcare, private spending on healthcare, healthcare priorities, state program "Development of healthcare", qualifications of health workers, life expectancy

For citation: Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B., Kalashnikova A.V., Alvianskaya N.V. Healthcare financing in Russia (2021-2024). Facts and suggestions. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2019; 5 (4): 4-19. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14001 (in Russian) Received 15.10.2019. Accepted 01.12.2019.

Обшие сведения

По способу финансирования в здравоохранении РФ сложилась смешанная модель, в которой участвуют и средства населения (частные), и государственные (или общественные) средства. За счет государственных средств оплачиваются Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской

помощи (ПГГ), инвестиционные расходы, содержание медицинских учреждений, в том числе образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическая служба и др. Население оплачивает медицинскую помощь как напрямую, путем оплаты медицинских услуг в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, так и через систему добровольного медицинского страхования (ДМС).

В «новых» странах ЕС доля частных 27%

Рис. 1. Структура общих расходов на здравоохранение в РФ в 2018 г.

ФОМС - фонд обязательного медицинского страхования.

В РФ в 2018 г. общие расходы на здравоохранение составили 5,1 трлн руб., из них государственные расходы - 65% (3,32 трлн руб.), частные (личные расходы граждан и ДМС) - 35% (1,79 трлн руб.). В «новых» странах ЕС доля личных расходов ниже и составляет 27% (рис. 1).

Государственное финансирование формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и в консолидированных бюджетах субъектов РФ, а также взносов

Рис. 2. Формирование источников государственного финансирования в РФ

ФОТ - фонд оплаты труда; ФОМС - фонд обязательного медицинского страхования.

в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Это взносы за работающее население [5,1% Фонда оплаты труда (ФОТ), которые уплачивают работодатели], и взносы регионов на неработающее население. Все средства ОМС аккумулируются в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) (рис. 2).

На рис. 3 представлена структура распределения государственных расходов на здравоохранение. Видно, что на оказание медицинской помощи тратится около 85% средств, из которых 70% идут в ФОТ.

Динамика государственных расходов на здравоохранение в РФ в 2012-2018 гг.

Все государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. составили 3316 млрд руб.1. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли на 45%, но в постоянных ценах (2012 г. - 100%) снизились на 4% (табл. 1). Из них расходы федерального бюджета [без учета расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)] в 2018 г. составили 537,3 млрд руб.2. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они снизились на 4%, в постоянных ценах - на 37% (см. табл. 1).

Расходы бюджета ФОМС (с учетом расходов на ВМП) в 2018 г. составили 1 988,5 млрд руб.3. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли в 2,1 раза, а в постоянных ценах - в 1,4 раза (см. табл. 1).

Однако расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ с 2012 по 2018 г. в текущих ценах остались на одном уровне, а в постоянных ценах - снизились на 34%, и в 2018 г. составили 790,1 млрд руб. (см. табл. 1). Это свидетельствует о том, что после уплаты из консолидированных бюджетов в ФОМС взносов за неработающее население у регионов значительно снижаются возможности для финансирования здравоохранения по другим статьям расходов. Для справки: в 2016 г. дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий (т.е. разни-

1 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (форма по ОКУД 0507021).

2 Отчет об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3 Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда (ФОМС) (форма 0503117).

Таблица 1. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2018/2012 .г 00 ■н 0 /2

факт факт факт факт факт факт факт прогноз 9/ 1 о 2

Макроэкономические показатели

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 68 164 73 134 79 058 83 094 86 014 92 101 103 876 105 820 110 732 118 409

Инфляция (индекс потребительских цен, ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года, % со со ю со" 11,4 12,9 ю" ю <N со со 00 со о

ИПЦ для расчета (2012 г. - базовый) 6,19 6,10 10,23 11,43 5,12 2,44 4,12 4,12 3,66 3,85

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. 2283,3 2318,0 2532,7 2861,0 3124,4 2820,9 3315,9 3657,0 3961,0 4079,0 NO О4 Ю et чО % 9

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд руб. 2283,3 2176,5 2134,8 2135,9 2213,1 1949,4 2197,0 2323,1 2424,1 2400,3 NO О4 et чО о4 со

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение, доля в ВВП, % со со <N СО <N СО со со со v-l со <N СО ю со со со со

Из них расходы федерального бюджета РФ на здравоохранение

Расходы федерального бюджета в текущих ценах, млрд руб. 613,8 502,0 535,5 516,0 506,3 439,8 537,3 637,2 900,7 837,1 -12% NO % 0) 1

Расходы федерального бюджета в текущих ценах без учета расходов на ВМП (для сопоставимости сравнений с 2017 г.), млрд руб. 562,1 446,4 471,5 423,9 411,9 439,8 537,3 637,2 900,7 837,1 % NO % 0) 1

Расходы федерального бюджета без учета расходов на ВМП в ценах 2012 г., млрд руб. 562,1 419,2 397,4 316,5 291,8 303,9 356,0 404,8 551,2 492,6 -37% nO % et 1

Расходы бюджета ФОМС

Расходы бюджета ФОМС в текущих ценах (без учета дотаций на сбалансированность и без учета ВМП для сопоставимости), млрд руб. 932,2 1048,7 1268,7 1546,7 1495,8 1558,3 1887,1 2089,6 2246,6 2392,5 р. ■н ei чО % н 1

Расходы бюджета ФОМС в текущих ценах (с учетом ВМП), млрд руб. 932,2 1048,7 1268,7 1638,8 1590,2 1655,0 1988,5 2190,4 2350,5 2501,5 р. ■н ei чО % 9

Расходы бюджета ФОМС в ценах 2012 г., млрд руб. 932,2 984,7 1 069,4 1 223,5 1 126,4 1 143,7 1 317,5 1 391,4 1 438,5 1 472,0 d Tt- н чО о4 со

Окончание табл. 1

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2018/2012 .г 00 ■н 0 /2

факт факт факт факт факт факт факт прогноз 9/ 1 о 2

Субвенции бюджетам ТФОМС в текущих ценах, млрд руб. 640,6 1025,4 1173,9 1427,1 1458,6 1537,2 1870,6 2068,5 2225,5 2371,8

Дефицит/профицит бюджета ФОМС, млрд руб. +34,4 +52,6 -18,1 -65,3 +67,5 +82,2 -92,6 -92,2 ,5 о ,7 ю

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

Расходы бюджетов субъектов РФ в текущих ценах, млрд руб. 789,0 822,9 792,5 798,3 1 122,3 726,1 790,1 829,4 709,8 740,4 чО О4 О чО о4 ю

Расходы бюджетов субъектов РФ в ценах 2012 г., млрд руб. 789,0 772,7 668,0 596,0 794,9 501,8 523,5 526,9 434,4 435,7 -34% чО о4 н

ВПМ - высокотехнологичная медицинская помощь; ФОМС - фонд обязательного медицинского страхования.

Млрд руб. Млрд руб.

Источники: Росстат; расчет ВШОУЗ-КМК.

Рис. 5. Динамика частных расходов на здравоохранение в РФ в постоянных ценах 2005 г.

Частные расходы 35% (1,79 трлн руб.)

Фонд оплаты

труда с начислениями 70%

2,0 трлн руб.

0,8 трлн руб.

Рис. 3. Структура распределения государственных расходов на здравоохранение

ца между запланированными на эту программу средствами и фактическими расходами) за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 164,4 млрд руб. (это 20% фактических расходов на здравоохранение консолидированных бюджетов регионов за 2016 г.).

Планируемые государственные расходы на здравоохранение в 2019-2021 гг.

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1). Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014-2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах.

С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации

национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на

курортные услуги

Рис. 4. Структура частных расходов на здравоохранение в РФ в 2018 г.

ДМС - добровольное медицинское страхование.

4 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 гг. (сентябрь 2018 г.) (табл. 4.4.2).

Доля ВВП, %

1816 1412 108 6 4 2

Общие расходы, в том числе государственные расходы

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России, Казначейство РФ; база данных ОЭСР «OECD.Stat».

Рис. 6. Государственные расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС

0

23% в текущих ценах, а в постоянных ценах -только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Частные расходы на здравоохранение

Личные расходы населения (частные) складываются из собственно личных средств граждан (из своего кармана) на платные медицинские и санаторно-курортные услуги, на приобретение лекарственных средств (ЛС) в амбулаторных условиях, а также из взносов населения и работодателей на ДМС.

В структуре частных расходов в РФ в 2018 г. преобладали расходы населения на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицин-

ского назначения (ИМН) - 49%, расходы на медицинские и санаторно-курортные услуги составили 45%, и только 6% потрачено на ДМС (рис. 4).

В текущих ценах с 2005 г. расходы населения в целом возросли в 5,8 раза, а в постоянных ценах (2005 г. - 100%) - в 2,1 раза (рис. 5). Расходы на платные медицинские услуги в постоянных ценах возросли в 2,2 раза, а на приобретение ЛС в амбулаторных условиях -в 2,4 раза. Расходы населения с 2012 по 2018 г. (2012 г. - 100%) возросли в 1,2 раза на фоне снижения государственных расходов за этот же период, что говорит о росте бремени на бюджеты российских семей.

Сравнение расходов на здравоохранение в РФ и странах Евросоюза

Государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 3,2% ВВП, что

в 1,6 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (5,0%), и в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (7,9%) (рис. 6).

Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 880 $ППС в год, что в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (1665 $ППС), и в 4,1 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (3585 $ППС) (рис. 7).

Неравенство субъектов РФ в финансировании медицинской помощи

Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования - системы ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 8). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. руб. на душу населения.

В 80% регионов (66 из 85) данные расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы). Разница в государственном финансировании здравоохранения между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составляет почти 2 раза (22,3 и 12,6 тыс. руб. на душу населения, средневзвешенные показатели). Такое положение означает существенное неравенство в доступности к медицинским услугам граждан, проживающих в различных субъектах РФ, а также в заработных платах медицинских работников.

Учитывая, что в целом здравоохранение РФ существенно недофинансировано из государственных источников, это неравенство невозможно исправить путем перераспределения средств от обеспеченных к малообеспеченным субъектам РФ. Такое перераспределение мо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

$ППС на душу населения

10 000-

8000-

6000-

4000-

2000-

Общие расходы, в том числе государственные расходы

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России, Казначейство РФ; база данных ОЭСР «OECD.StatExtracts».

Рис. 7. Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8 странах ЕС

и «старых»

0

жет привести к снижению и так невысокого уровня доступности медицинской помощи в тех субъектах РФ, от которых средства будут изъяты, тем самым вызвать недовольство граждан и медицинских работников. Для решения этой проблемы необходимо провести расчеты по обоснованию дополнительного объема финансирования здравоохранения, который позволит довести его во всех регионах до уровня не ниже обоснованного минимального показателя по РФ, установленного на федеральном уровне. При расчете этого минимального подушевого показателя необходимо учесть увеличение расходов на фонд оплаты труда медицинских работников и на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. При расчете ФОТ медицинских работников необходимо предусмотреть минимальный размер базового оклада по профессиональным квалификационным группам, установленный на федеральном уровне, аналогично - подушевой норматив финансирования расходов на лекарственные средства в амбулаторных условиях.

Сценарные условия достижения общей продолжительности жизни 78 лет и необходимые объемы финансирования здравоохранения

В работах [1-3] обоснованы ключевые факторы, определяющие здоровье населения РФ (а именно показатель ожидаемой продолжительности жизни, ОПЖ), и дана количественная оценка степени их влияния. Показано, что в РФ в период с 2011 по 2016 г. темп роста ВРП определял ОПЖ на 37%, снижение потребления алкоголя - на 33%, увеличение государственного финансирования здравоохранения - на 30%.

На основе этих результатов были построены прогнозы динамики ОПЖ при различных сценарных условиях. Были заданы следующие базовые условия: темп прироста ВРП на душу населения в 2019 г. составит 1,7%, в 2020 г. - 3%, а за период 2021-2024 гг. заложен рост по 4% на каждый год. Второе базовое условие - потребление крепких алкогольных напитков на душу населения в субъектах РФ должно снизиться на 45% (снижение заложено по функции экспоненциального роста,

минимальный порог - 3,2 л). Далее, принимая эти базовые условия, были построены три сценария увеличения ОПЖ в зависимости от динамики показателя государственных расходов на здравоохранение на душу населения (ГРЗ) в период 2020-2024 гг. (рис. 9):

1) ГРЗ изменяются в соответствии с динамикой, заложенной в государственной программе «Развитие здравоохранения»;

2) ежегодный темп прироста ГРЗ составляет 10% в постоянных ценах;

3) ежегодный темп прироста ГРЗ составляет 15% в постоянных ценах.

Видно, что для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется ежегодное увеличение государственного финансирования здравоохранения на 15% в постоянных ценах. Если государственное финансирование здравоохранения к 2024 г. будет увеличиваться каждый год на 10% в постоянных ценах, то ОПЖ вырастет до 77,3 года. Если государственное финансирование к 2024 г. будет таким, как сегодня заложено в государственной программе «Развитие здравоохранения», то ОПЖ достигнет только 75,6 года. Еще раз подчеркнем, что этот расчет сделан для базовых условий. Если ВРП не будет увеличиваться, как заложено в базовых условиях, а потребление алкоголя останется на прежнем уровне, то тогда потребуются еще большие вложения в здравоохранение, чтобы компенсировать отсутствие положительного влияния на ОПЖ этих факторов. И наоборот, если ВРП будет расти более высокими темпами, соответственно будет расти благосостояние граждан, то в здравоохранение потребуются меньшие вложения.

Распределение финансовых ресурсов по приоритетным направлениям развития здравоохранения на 2019-2024 гг.

Исходя из расчетов следует, что для достижения в РФ ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственного финансирования здра-

9'£2 9'£2

£'вг

t'92 ¿'92 ¿'92

! О ¿'81

0'02

Пг 9'иг

г

V

V

9'

¿'£ ¿'£ ¿'£ 6'£t 6'£t Ott Ott ttt ttt ttt ttt 2tt £tt £tt £tt £tt »tt »tt 9tt 9tt 9tt ¿tt ¿tt ¿tt ¿tt 8tt 8tt 8tt 6tt 6tt 0'9t 0'9t 0'9t U'BU U'BU U'BU U'BU U'BU U'BU £'9t »'9 t I »'9 t I »'9 t I S'fit S'fit 9'9t I 9'9t L '9 t L '9 t 8 '9 t ■ 6'9t 0 '9 t 0 '9 t

t'9t ■

t'9t

t'9t

2'9t ■ 9'9t 8'9t

VLY H VLY Ш

ZU

'¿t H 8 t

¿'Ot 6'0t t'2t H

■M

t'Et

■t :t :t :t t ■ t ■

t ■ ■

t'9t

HEiagjBtf вяниэЛиоЭс! BHiemÄJHi/| вяниэЛиоЭс! вяниэЛиоЭс! ввя:^вяивд-ониЬУв9в>| ие ИИ0В|Л1 B^m/gAuosd яювидо ьвяоао!в0во ИВС1И иияояивяивэве Йв0я йияояиси^евхз яювидо ввяоеоэивх BXMLrgÄU39c| ввяонэьэь яювидо ввяоиох ВЭ1ЯХ вяниэЛиоЭс! яювидо ввяоеонвеи яювидо HBMoaodnx яювидо HBNoaoiood BXMLrgÄuaad ввяооэя0эь-оеэвьв0в>| вия1яшв>| вяниэЛиоЭс! яювидо BBXotfBdjojLrog BXMLrgÄU39d ввяокМипд

яювидо вв>ю0идиооаон яювидо ввяоеонвяид MBdxiModowndu üsjntfv B^Hi/gAuosd яюещю ввяош^д ив0я иияоивхщ/ яювидо ввяоио

яювщю ВВЯ0НЭ1/0И0 tsnaotrdoiAl вяниэЛиоЭс! яювщю вв>юао<1эиэ>| яювщю ввяонвв^Лт яювщю BB>iojdAgH9do яювщю ввяоаояоу яювщю ввяониэвиэь яювщю ввяо0Ли\/

ЯЮВЩ10 ВВЯ0И0С1100>|

вииасТвх вяниэЛиоЭс! яювщю BB>ioHBjdA>| яювидо ввяс^вивп яювидо ввяонвхваюу яювидо BB>iotfodojaoH яювидо ввяонэенэу яювщю BBXoiAxdn вяниэЛиоЭс! ввяотвеЛь яювидо BB»odA>|

ИВ0Я IMOWdSIJ

яювидо ввяоШсиэжин Я1ЭВЩ10 ввя^эиии яювидо ввяояиэ-iHBxdv BuiBdÄq вяниэЛиоЭс! нвюохаоятвд вяшэЛиоЭс] яювидо ввяожэнсЛа MBdx ии>ю<1еНонэе<1>| Йвdя iin>i0dB0HaBd>| яювщю ise ввяо^ад яювщю BEXoaoudo

винвщ/ - ВИ1ЭЭ0 BBHdseso вяииэЛиоЭс]

^я LMoeodB9BX яювщю ввяойсиоиоа яювщю uejiodsai яювщю ввяонвевс! яювщю ввяояиЛх яювщю ввясЛииЬ'виа bxbq вяниэЛиоэн яювидо ввяоЬ'осТсшэд виовявх вяниэЛиоЭс! яювщю BB^oaoi/tidsao

И1А10>| ВЯШЭЛиОЭс]

яювщю BB>ioaBLroodt5

HBiodBiBi вяниэЛиоЭс!

ИВ1Щ/ вяниэЛиоЭс!

ЯЮВЩЮ BB^OtfBdjHMHML/B^

MBdx ИИЯО1ВЫЛ1В>|

яювидо ввяожЛив>|

Hiqdx вяниэЛиоЭс! ё

яиоиоюваэз 'j

яювщю BByotiBdjHMHeu S3

яювидо ввяонэимх |

яювщю ввяоеояоои 's»

ваяоот 'J g

OV иияпэнэн-оивик g

OV Йимэииэнв|л|-1я1нвх ^

jdAgdai9|j-i>iHBg 'J S

Я1ЭВЩ10 BB>IOHBl?EJB|A| I

яювщю ввяоншвхвз g

OV PNtlSHSH Й

OV иияоюяль KMaaod

00 ■H

о

CNI

CD ©

CL

CD

Ф

ГО

a.

X

о о to го

.

<

<

.

го Si

ф

3 о

оо

U S CL

77,9

-■■-- План по ГП «Развитие здравоохранения» -■■-- ГРЗ растут на 10% ежегодно -■■-- ГРЗ растут на 15% ежегодно И Факт

Рис. 9. Динамика ожидаемой продолжительности жизни в РФ по трем сценарным условиям до 2024 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГП - государственная программа; ГРЗ - государственные расходы на здравоохранение на душу населения.

воохранения на 15% ежегодно в ценах 2018 г., а до 77 лет - на 10% ежегодно. Эти расчеты сделаны при сохранении базовых условий, что ВРП в РФ будет расти согласно темпам, заложенным Минэкономразвития РФ, а потребление алкоголя сократится на 45% с 2018 по 2024 г. [4].

Примем наиболее реалистичный вариант -увеличение государственного финансирования здравоохранения на 10% ежегодно в ценах 2018 г. Это означает, что к имеющимся в 2018 г. 3,3 трлн руб. для формирования расходов на 2019 г. необходимо дополнительно 330 млрд руб. (3300 млрд руб. х 10%) плюс индексация на уровень инфляции (4%). К полученному значению финансирования в 2019 г. (3,8 млрд руб.) прибавляем 10% и снова индексируем на уровень инфляции, таким образом, получаем необходимый уровень финансирования в 2020 г. и т.д.

Полученные значения объемов государственного финансирования здравоохранения представлены в табл. 2. В ней также представлен плановый вариант финансирования здраво-

охранения, предусмотренный в государственной программе «Развитие здравоохранения». Из табл. 2 следует, что с 2019 по 2024 г. (за 6 лет) при плановом варианте на здравоохранение будет потрачено всего 26,7 трлн руб. в текущих ценах. При расчетном варианте с 10% ежегодным увеличением финансирования потребуется 32,8 трлн руб., т.е. на 6 трлн руб. больше. При этом дополнительные средства потребуются с 2021 г., так как в 2019 и 2020 гг. в плановом варианте заложены дополнительные средства, преимущественно на программу «Здравоохранение». При плановом варианте расходы на здравоохранение в 2024 г. составят 3% ВВП, что даже меньше, чем в 2018 г. При расчетном варианте эти расходы к 2024 г. составят 5% ВВП. Это как раз уровень государственного финансирования здравоохранения, который сложился сегодня в «новых-8» странах ЕС и которые уже сегодня имеют ОПЖ 77,7 года.

При плановом варианте увеличение государственного финансирования за 6 лет (с 2019 по 2024 г.) составит в ценах 2018 г. 3,4 трлн руб.,

Таблица 2. Прогнозы государственного финансирования здравоохранения по плановому и расчетному вариантам (увеличение на 10% ежегодно в ценах 2018 г.)

Показатель .г г За 6 лет Ежегодно до-

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 202" г. 2024 г. ^ 2 0 CN ет 1 0 2 дополнительно к уровню 2018 г. полнительно к уровню 2018 г. в среднем

Государственные расходы на 26 693 6782 1130

здравоохранение (ГП «Развитие здравоохранения») в текущих 3319 4112 4540 4559 4520 4487 4476

ценах (план), млрд руб.

Доля в ВВП, % (N СО 00 со о t- со" 1Я со" сч со" о со" - -

Государственные расходы 3358 560

на здравоохранение 23 269

(ГП «Развитие здравоохранения») 3319 3943 4195 4049 3862 3686 3535

в постоянных ценах 2018 г.

(план), млрд руб.

Расчет: 10% ежегодный рост 28 165 8254 1376

государственного финансирования здравоохранения в посто- 3319 3650 4015 4417 4859 5345 5879

янных ценах 2018 г., млрд руб.

Расчет: 10% ежегодный рост 32 763 12 852 2142

государственных расходов на здравоохранение в текущих 3319 3807 4346 4973 5687 6507 7444

ценах, млрд руб.

Доля в ВВП расчетного варианта, % сч со" 1Я со" оо со" ■н со о 1Я - -

Разница между плановым и расчетным вариантами, млрд руб. о -305 4 05 V-I 5 vH 4 1167 2019 2968 6070 6070 1012

ВВП в текущих ценах, млрд руб. (базовый вариант прогноза Минэкономразвития России) 103 876 109 086 114 375 122 234 130 790 139 837 149 488

ГП - государственная программа; ВВП - валовой внутренний продукт.

т.е. будет увеличиваться на 560 млрд руб. ежегодно в постоянных ценах. В расчетном варианте за все 6 лет потребуется дополнительно к уровню финансирования 2018 г. 8,3 трлн руб. в ценах 2018 г., т.е. в среднем по 1,4 трлн руб. ежегодно.

Таким образом, для достижения ОПЖ 77 лет к 2018 г. потребуется ежегодно поэтапно

увеличивать государственное финансирование здравоохранения в среднем на 1,4 трлн руб. С учетом уже предусмотренных в плановом варианте средств (560 млрд руб. ежегодно) дополнительно потребуется 820 млрд руб. ежегодно в постоянных ценах.

Предлагается распределить эти дополнительные средства (820 млрд руб. ежегодно) по

Таблица 3. Расчеты фонда оплаты труда врачей участковой службы на период 2019-2024 г. с учетом индексации оплаты труда всех работников на 10% ежегодно и индексации базового оклада дополнительных врачей [с расширенными функциями и врачами общей практики (ВОП)] в 1,5 раза

Исходные показатели 1

о ■н о сч ■н сч сч сч СО сч СЧ сч о сч

00 ■н о сч о сч о сч о сч о сч о сч о сч о сч

Расчет дополнительной численности врачей

(с расширенными функциями и ВОП)

и среднего медицинского персонала до 2024 г. с учетом разукрупнения участков до 1200 человек

Дополнительная численность врачей участковой службы г- со н 0 0, 0, 0, 0, со

(с расширенными функциями и ВОП), тыс. чел. ¡г ся о 1 1 н 1 н 1 1

Дополнительная численность среднего медицинского ,8 4 5, 0, 0, 5, 5, 7,

персонала (на дополнительную численность врачей), тыс. чел. 8 Ы' со 1 1 1 со 1 со 1 со 1

Расчет расходов на оплату труда дополнительной численности врачей

и среднего медицинского персонала участковой службы (с расширенными функциями и ВОП),

с повышающим коэффициентом 1,5 к базовому окладу

Расходы на оплату труда дополнительной численности

врачей (с расширенными функциями и ВОП)

с начислениями на оплату труда, с повышающим го 2 VI 3 со 4 ю 7 с^ 0 о 239,71

коэффициентом 1,5 к базовому окладу (исходя 2, со 1 н 3 со" 4 со" 6 о" 8

из пропорции 60% - базовый оклад, 40% - стимулирующие

надбавки), нарастающим итогом, млрд руб.

Расходы на оплату труда дополнительной численности

среднего медицинского персонала (на дополнительную 9 со,

численность врачей) с начислениями на оплату труда, 0 00 3 05 9 VI 4 2 00 0 с^

с повышающим коэффициентом 1,5 к базовому окладу 1, н 1 со" 2 3 со 4 ся 5 71

(исходя из пропорции 60% - базовый оклад, 40% -

стимулирующие надбавки), нарастающим итогом, млрд руб.

Итого расходы на оплату труда дополнительной численности медицинских работников участковой службы (с расширенными функциями и ВОП), млрд руб. 4,23 28,05 54,52 80,98 110,10 139,21 417,09

Расчет общих расходов на оплату труда медицинских работников участковой службы

с дополнительной численностью врачей и среднего медицинского персонала участковой службы

(с расширенными функциями и ВОП)

и с повышающим коэффициентом 1,5 к базовому окладу,

с ежегодным увеличением оплаты труда медицинских работников на 10%

Расходы на оплату труда действующей численности врачей (фактическая, 2018 г.) с начислениями на оплату труда, с ежегодным увеличением оплаты труда на 10%, млрд руб. 87,40 96,14 105,75 116,33 127,96 140,76 154,83 741,77

Расходы на оплату труда действующей численности 405,62

среднего медицинского персонала (фактическая, 2018 г.) СП 7 ю. 3 00 1 со 7 05 7 05 7 со

с начислениями на оплату труда, с ежегодным увеличением г-" 4 5 г-" 5 со" 6 СЯ 6 СО 7 ^ 8

оплаты труда на 10%, млрд руб.

Окончание табл. 3

Исходные показатели 2018 г. (факт) 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2019-2024 гг.

Расходы на оплату труда дополнительной численности

врачей (с расширенными функциями и ВОП)

с начислениями на оплату труда, с повышающим коэффициентом 1,5 к базовому окладу (исходя 1 из пропорции 60% - базовый оклад, 40% - стимулирующие 2,68 19,51 41,70 68,14 101,90 141,73 375,67

надбавки), с ежегодным увеличением оплаты труда

на 10%, млрд руб.

Расходы на оплату труда дополнительной численности

среднего медицинского персонала (на дополнительную

численность врачей) с начислениями на оплату труда, с повышающим коэффициентом 1,5 к базовому окладу 1 (исходя из пропорции 60% - базовый оклад, 40% - 1,98 14,44 30,86 50,43 75,41 104,88 277,99

стимулирующие надбавки), с ежегодным увеличением

оплаты труда на 10%, млрд руб.

Итого общие расходы на оплату труда медицинских работников участковой службы, млрд руб. 1 153,4 197,5 252,5 316,5 395,0 486,1 1 801,1

Итого дополнительные расходы на ФОТ в 2019-2024 гг., млрд руб. 989,9

приоритетным направлениям следующим образом (все расчеты сделаны в ценах 2018 г. в среднем за год, хотя подразумевается поэтапный рост по каждой из статей).

1. Обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами -320 млрд руб. Эти расходы должны пойти:

■ на увеличение численности и индексации оплаты труда медицинских работников, занятых в амбулаторных условиях (дополнительно потребуется не менее 52,6 тыс. врачей и 79 тыс. средних медицинских работников, коэффициент индексации должен составить не менее 1,5 к базовому окладу) - 165 млрд руб. ежегодно, расчеты представлены в табл. 3;

■ ликвидацию дефицита медицинских кадров по ряду специальностей (анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы и др.);

■ ликвидацию различий в оплате труда медицинских работников путем установления на федеральном уровне базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

■ индексацию оплаты труда медицинских работников, работающих в сельской и приравненной к ней местности (коэффициент 1,3 к базовому окладу);

■ средства на предоставление льготного ипотечного кредитования для медицинских работников.

2. Масштабное повышение квалификации медицинских кадров - 60 млрд руб.:

■ увеличение оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов (не менее 300% к оплате труда в среднем по экономике);

■ средства на повышение квалификации медицинских кадров (в структуре тарифа

на оказание медицинской помощи не менее 2% ФОТ в год).

3. Программа всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях - 320 млрд руб.

4. Программа по снижению заболеваемости и смертности детей и подростков - 30 млрд руб.

5. Программа по снижению заболеваемости и смертности от инфекционных болезней -30 млрд руб.

6. Обновление материально-технической базы центральных районных больниц (ЦРБ) и ММЦ (оплота сельской медицины) и создание диагностических амбулаторных межрайонных центров - 20 млрд руб. (в 20202021 гг. - по 30 млрд, далее - по 10 млрд руб. ежегодно).

7. Приведение тарифов по оплате медицинских услуг в соответствие с современными методами лечения, которые предусмотрены в клинических рекомендациях, - 15 млрд руб.

8. Увеличение объемов медицинской помощи в связи с ростом числа пациентов (в результате проведения профилактических осмотров и диспансеризации, старения населения и снижения смертности, соответственно увеличения числа больных людей, нуждающихся в лечении) -15 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Реализация программ, направленных на формирование у населения здорового образа жизни, - 10 млрд руб.

По всем программам в 2019 г. необходимо будет сделать более точные расчеты и предусмотреть названные средства с 2020 по 2024 г. Далее база финансирования здравоохранения должна сохраняться на уровне не ниже 2024 г., или 5% ВВП. Только при таких условиях возможно увеличение ОПЖ до 77 лет к 2024 г., повышение удовлетворенности медицинских работников, а значит, и снижение напряженности в обществе.

Заключение

В РФ высока доля личных расходов населения на здравоохранение, она составляет 35%, что в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (27%). Это связано с недостаточными расходами государства на здравоохранение: в 2018 г. подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС. В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в этих странах (5% ВВП).

На фоне и так невысоких государственных расходов на здравоохранение в РФ за последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) произошло их сокращение на 4% в постоянных ценах (2012 г. - 100%). Такое уменьшение расходов привело к снижению гарантированных объемов медицинской помощи.

Результаты расчетов показали, что в РФ для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на душу населения примерно на 15% в постоянных ценах. Такой темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 6,5% ВВП в 2024 г., что на уровне стран ЕС в среднем. Для достижения ОПЖ 77 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственных расходов на 10% ежегодно в постоянных ценах.

Заложенные в госпрограмме «Развитие здравоохранения» финансовые средства недостаточны для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. -динамика роста этих расходов с 2018 по 2024 г. составит всего 6% в постоянных ценах. К 2024 г. эти расходы составят 2,9% ВВП, что ниже, чем в 2018 г. (3,2% ВВП).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Ulumbekova Guzel E.) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США); руководитель Высшей школы организации и управления здраво-

охранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0986-6743

Гиноян Аргишти Багратович (Ginoyan Argishti B.) - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4513-3635

Калашникова Александра Владимировна (Kalashnikova Alexandra V.) - специалист аналитического отдела Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-7519-7405

Альвианская Нелли Владиславовна (Alvianskaya Nelli V.) - кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, руководитель Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением -Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1472-9663

ЛИТЕРАТУРА

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 704 с.

2. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.

3. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Чабан Е. А. Количественный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья населения в Российской Федерации // Медицин-

REFERENCES

1. Ulumbekova G.E. Health care of the Russian Federation. What to do. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2015. 704 p. (in Russian)

2. Ulumbekova G.E. Health care of the Russian Federation. What to do. Status and offers: 2019-2024. 3rd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2019. 416 p. (in Russian)

3. Ulumbekova G. E., Ginoyan A. B., Chaban E. A. Quantitative analysis of factors affecting the health status of the popu-

ское образование и профессиональное развитие. 2016. № 2 (24). С. 107-120.

4. Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19-30.

lation in the Russian Federation. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development].2016; 2 (24): 107-20. (in Russian)

4. Ulumbekova G.E., Prokhorenko N.F., Ginoyan A.B., Kalashnikova A.V. A systematic approach to achieving the national goal of increasing the expected longlife expectancy up to 79 years by 2024. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right]. 2019; 12 (2): 19-30. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.