Научная статья на тему 'Предложения по программно-целевому управлению для достижения в РФ ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2024 г.'

Предложения по программно-целевому управлению для достижения в РФ ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2024 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
685
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ожидаемая продолжительность жизни / национальные программы и проекты / целевые показатели / life expectancy at birth / National Programs and Projects / goal indicators

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна

В статье рассмотрены подходы к достижению цели, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным (Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»), а именно увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2024 г. Дана количественная оценка факторов, влияющих на здоровье населения РФ, и рассчитаны условия, необходимые для достижения цели «ОПЖ 78 лет». Определены приоритеты в политике охраны здоровья, перечень программ с индикаторами для контроля по годам до 2024 г. Представлена система управления разработкой и реализацией национальных программ и проектов. Потребуется реализовать 2 главных взаимосвязанных стратегических направления: охрана здоровья на популяционном уровне (межведомственные программы по повышению приверженности населения здоровому образу жизни) и комплекс программ по повышению доступности и качества медицинской помощи. Первое направление – зона ответственности профильных министерств, региональной и муниципальной власти. Второе – Минздрава России, РАН и региональных органов управления здравоохранением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goals management proposals to achieve life expectancy at birth equal to 78 years till the year 2024 in Russia

The article describes the approaches to reach the goal set by the President of the Russian Federation V.V. Putin (Decree of the President of Russia N 204 of May 07, 2018 “On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period till 2024”), specifically – increasing the life expectancy at birth (LEB) up to 78 years till the year 2024. The article contains a quantitative assessment of the factors influencing the Russian population health and the description of the conditions necessary to achieve the goal “LEB equal to 78 years". The article states the healthcare policy priorities, the list of programs which include the indicators for annual monitoring until 2024. The management system for the development and implementation of the National Programs and Projects is presented. It is necessary to implement 2 main interrelated strategic directions: health protection at the population level (interdepartmental programs for increasing the adherence of the population to a healthy lifestyle) and a set of programs to improve the accessibility and quality of medical care. First direction is the zone of responsibility of the relevant ministries, regional and municipal authorities. Second – of the Ministry of Health, the Russian Academy of Sciences and of the regional healthcare authorities.

Текст научной работы на тему «Предложения по программно-целевому управлению для достижения в РФ ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2024 г.»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Предложения по программно-целевому управлению для достижения в РФ ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2024 г.

Улумбекова Г.Э. Высшая школа организации и управления

здравоохранением, Москва

В статье рассмотрены подходы к достижению цели, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным (Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»), а именно увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2024 г. Дана количественная оценка факторов, влияющих на здоровье населения РФ, и рассчитаны условия, необходимые для достижения цели «ОПЖ 78 лет». Определены приоритеты в политике охраны здоровья, перечень программ с индикаторами для контроля по годам до 2024 г. Представлена система управления разработкой и реализацией национальных программ и проектов.

Потребуется реализовать 2 главных взаимосвязанных стратегических направления: охрана здоровья на популяционном уровне (межведомственные программы по повышению приверженности населения здоровому образу жизни) и комплекс программ по повышению доступности и качества медицинской помощи. Первое направление - зона ответственности профильных министерств, региональной и муниципальной власти. Второе - Минздрава России, РАН и региональных органов управления здравоохранением.

Ключевые слова:

ожидаемая продолжительность жизни, национальные программы и проекты, целевые показатели

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 2. С. 4-19.

(М: 10.24411/2411-8621-2018-12001. Статья поступила в редакцию: 01.06.2018. Принята в печать: 15.06.2018.

Goals management proposals to achieve life expectancy at birth equal to 78 years till the year 2024 in Russia

Ulumbekova G.E. Higher School of Healthcare Organization and

Management (VSHOUZ), Moscow

The article describes the approaches to reach the goal set by the President of the Russian Federation V.V. Putin (Decree of the President of Russia N 204 of May 07, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period till 2024"), specifically - increasing the life expectancy at birth (LEB) up to 78 years till the year 2024. The article contains a quantitative assessment of the factors influencing the Russian population health and the description of the conditions necessary to achieve the goal "LEB equal to 78 years". The article states the healthcare policy priorities, the list of programs which include the indicators for annual monitoring until 2024. The management system for the development and implementation of the National Programs and Projects is presented.

It is necessary to implement 2 main interrelated strategic directions: health protection at the population level (interdepartmental programs for increasing the adherence of the population to a healthy lifestyle) and a set of programs to improve the accessibility and quality of medical care. First direction is the zone of responsibility of the relevant ministries, regional and municipal authorities. Second - of the Ministry of Health, the Russian Academy of Sciences and of the regional healthcare authorities.

Keywords:

life expectancy at birth, National Programs and Projects, goal indicators

HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education.

Bulletin of VSHOUZ. 2018; (2): 4-19. doi: 10.24411/2411-8621-2018-12001. Received: 01.06.2018. Accepted: 15.06.2018.

Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»

Главная общенациональная цель до 2024 г. -ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) российских граждан - 78 лет

ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни. Это характеристика здорового общества в РФ

ОПЖ - это число лет, которое в среднем предстоит прожить человеку, рожденному сегодня, если на протяжении его жизни повозрастные коэффициенты смертности (КС) останутся такими же, как в год, когда вычисляется показатель.

ОКС (общий коэффициент смертности) - общее число умерших в стране, в расчете на 1 тыс. населения.

СКС (стандартизованный коэффициент смертности) - показатель смертности на 100 тыс. населения, который показывает, сколько бы человек умерло, если бы возрастной состав населения был таким же, как и в стандарте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В РФ ожидаемую продолжительность жизни определяют:

Социально-экономические факторы

(рост ВВП)

Данные регрессионного анализа по РФ за период 2011-2016 гг.

В РФ ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) определяют:

Социально-экономические факторы

(рост ВВП)

Политика финансово-экономического блока

63% влияния на ОПЖ

Образ жизни

(потребление алкоголя и табакокурение)

Деятельность здравоохранения

(госрасходы)

Политика в области общественного здоровья

Политика здравоохранения

•"■—""Национальная

( ч.

Национальная программа »«...^ по демографии

4+

Национальный проект ^ в здравоохранении

Вице-губернаторы Министры

по социальным вопросам здравоохранения

78 лет - это дом, фундамент которого стоит на 2 блоках

I Здоровый образ жизни +2,5 года II Повышение доступности и качества медицинской помощи +2,5 года

Сценарные условия расчета Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г.

• ВВП - рост на 4% ежегодно

• Потребление алкоголя - снижение на 40% к 2024 г.

Увеличение государственного финансирования здравоохранения на 10-15% ежегодно обеспечит ОПЖ 78 лет

ОПЖ, число лет

78,077,076,075,0-

74,073,072,0

+15% ежегодно +10% ежегодно +5% ежегодно нет роста

77,4-78 лет Т в 2,7 раза

76,6-77,1 года 1 Т в 2,0 раза

75,8-76,2 года 1 Т в 1,4 раза

75-75,3 года

2017 ' 2018 ' 2019 ' 2020 ' 2021 ' 2022 ' 2023 ' 2024 '

Приоритеты в охране здоровья граждан РФ до 2024 г.

• Мужчины

• Сельские жители

• Дети и подростки

ПОЧЕМУ?

ОПЖ российских мужчин на 10 лет ниже, чем российских женщин. В 1986 г. разница была 8,7 года. Трудоспособные мужчины в РФ умирают в 3,4 раза чаще, чем в странах ЕС

(на 100 тыс. населения)

Число лет

Число лет

35,0 8,0

1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017

Смертность детей в возрасте 0-14 лет в РФ в 2016 г. среди стран ОЭСР была самой высокой

Число умерших в возрасте 0-14 лет

на 100 тыс. населения соответствующего возраста

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Источник: Росстат; база данных ОЭСР «OECD.StatExtracts».

Словению.

ОПЖ сельского населения почти на 2 года ниже, чем городского. В 1992 г. разница была 1,3 года

Число лет Число лет

о 1— — с^т-ч-юсог^юою!— сут^-юю^

СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ СЭ -I— -I— -I— -I— -I— -I— -I— -I—

отоотспоттоюооооооооооооооооо 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1— 1— с^с^с^иииис^с^с^иииимммм

Сначала надо понять, а уж потом действовать, а не наоборот, «как у нас всегда»

Направления действий (блоки)

I

Межведомственные

программы по общественному здоровью (ЗОЖ)

II

Повышение качества

и доступности медицинской помощи

+2,5 года

Зона ответственности системы здравоохранения

1-й блок

Межведомственная программа по общественному здоровью и формированию у населения здорового образа жизни (ЗОЖ) Приоритеты - снижение потребления алкоголя и табака

1-й блок: межведомственная программа по общественному здоровью и формированию у населения ЗОЖ

Правительство РФ Межведомственный проектный комитет «ОПЖ 78 лет»

Председатель - вице-премьер по социальным вопросам Ответственные - главы регионов и муниципалитетов

Снижение потребления алкоголя на 40% и распространенности курения в 2 раза Минздрав, Минобразования, Минкомсвязь, Минфин (Росалкогольрегулирование)

Снижение смертности от внешних причин, оказание медпомощи в скорой экстренной форме (в части здравоохранение). Снижение коэффициента смертности мужчин (КСМ) на 68% и коэффициента смертности женщин (КСЖ) на 52% МЧС, МВД, Минздрав, Минкомсвязь

Увеличение доли лиц, занимающихся спортом, в 2 раза Минспорт, Минобразования, Минкомсвязь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание условий для здорового питания Минсельхоз, РАН, Минздрав, Роспотребнадзор

Руководитель - акад. РАН В.А. Тутельян

Системная поддержка качества жизни людей старшего поколения Минздрав, Минтруд

2-й блок

Научно-клинические и организационно-клинические программы (подпрограммы). Ответственность - Минздрав России, РАН и региональные органы управления здравоохранением

Межведомственный проектный комитет «ОПЖ 78 лет» при Правительстве РФ Совет Минздрава России и РАН по разработке и мониторингу целевых программ

Ответственный - секретарь Совета

Подпрограммы по повышению доступности и качества медицинской помощи (по каждой программе — рабочая группа)

Научно-клинические (РАН и Минздрав) Организационно-клинические (Минздрав)

Борьба с болезнями системы кровообращения Снижение КСМ на 34% и КСЖ - на 31% Руководитель - акад. РАН Е.В. Шляхто Шаговая доступность первичной медико-санитарной помощи - для всех граждан РФ

Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях - для всех граждан РФ

Борьба с онкологическими заболеваниями Снижение КСМ до 64 лет на 38% и КСЖ - на 18% Руководители - акад. РАН А.Д. Каприн, И.С. Стилиди

Квалификация медицинских кадров и качество медпомощи - на уровне мировых стандартов совместно с Национальной медицинской палатой

Охрана здоровья детей и подростков Снижение КСМ (0-14 лет) на 39% Руководитель - акад. РАН А.Г. Румянцев

Высокая эффективность управления в системе здравоохранения

Инфекционная безопасность и ВИЧ Снижение КСМ на 77% и КСЖ на 48% Руководители - акад. РАН Н.Д. Ющук, В.В. Покровский

Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение Руководитель - акад. РАН А.Н. Разумов

2-й блок

Организационно-клинические программы (подпрограммы)

Повышение доступности первичного звена здравоохранения

Увеличение объемов

бесплатного

лекарственного

обеспечения

населения

по рецепту врача

Своевременное оказание

медицинской помощи по неотложным и экстренным показаниям

Развитие медико-социального ухода за гражданами старшей возрастной группы на дому

Подпрограмма «Ответственный работодатель»

1. Условия для безопасного труда на производстве

2. Профилактика и диспансеризация на предприятиях

3. Создание медсанчастей на крупных предприятиях (>1000 человек)

Подпрограмма «Школьная медицина»

1. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для работы в учреждениях образования

2. Координация работ с амбулаторно-поликлинической службой

3. Четкая маршрутизация пациентов и мониторинг состояния здоровья детей

Подпрограмма «Медицинские кадры и качество медицинской помощи на уровне мировых стандартов»

• Актуализация образовательных программ

• Материально-техническое оснащение вузов

• Повышение квалификации преподавателей вузов

• Создание условий и требований для непрерывного повышения квалификации медицинских работников

• Внедрение стандартов безопасности пациентов в медицинских организациях

• Культивирование уважительного отношения к врачам в обществе

Подпрограмма

«Повышение эффективности управления в отрасли здравоохранение»

• Овладение руководителями здравоохранения современными методами стратегического и оперативного управления

• Достоверная статистическая отчетность

• Изменения стиля управления

> открытое обсуждение проблем и избегание самоотчетов

> постоянная обратная связь с населением

> объединение усилий

> время интуитивных решений прошло - медико-экономический анализ

Расчет целевых показателей до 2024 г.

• Целевая ОПЖ для мужчин и женщин в РФ к 2024 г. рассчитана методом регрессионного анализа - 74 года и 81 год соответственно.

• Целевой ОКС в РФ к 2024 г. рассчитан методом передвижки возрастов - 10,3 случая на 1 тыс. населения.

• Для РФ целевые КС детей рассчитаны по Германии 1999 г.

• Целевые значения СКС по основным причинам смерти для России к 2024 г. установлены по СКС, которые сложились в Германии - для мужчин в 1996 г. (74 года), а для женщин -в 2000 г. (81 год).

• СКС от новообразований до 64 лет установлены по Германии 2015 г.

• Целевые значения КС по причинам рассчитаны на основе динамики СКС.

• Целевые значения показателей по распространенности курения и потреблению алкоголя установлены по ЕС в 2015 г.

• Значения показателей снижения смертности по годам рассчитаны с учетом нелинейного темпа изменения.

Показатель РФ 2016 г. Германия (1996-2000 гг.) РФ 2024 г.

Средний возраст населения, лет Оба пола 39,6 40,6 41,5

Мужчины 36,9 38,0 38,9

Женщины 42,0 42,6 43,8

Численность населения, млн чел. 146,5 82,1 150,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет Оба пола 71,9 78,0 78,0

Мужчины 66,5 74,0 73,9

Женщины 77,1 81,0 81,3

Общий коэффициент смертности (оба пола),

число умерших на 1 тыс. населения (метод 12,9 10,3 10,3

передвижки возрастов)

и

< тэ

X

ш

>

> >

X

го =1 тэ го тэ сг ш

I

о

го >

о

СП тэ ш ш

о ш ш

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Изменение 2016-2024 гг.

Ожидаемая продолжительность Оба пола 71,9 72,7 73,6 74,4 75,2 75,9 76,7 77,4 78,0 6,1 года

Мужчины 66,5 67,5 68,5 69,5 70,5 71,4 72,3 73,1 73,9 7,4 года

жизни при рождении, число лет Женщины 77,1 77,6 78,3 79,0 79,5 80,1 80,5 80,9 81,3 4,2 года

Коэффициент смертности от болезней системы кровообращения, число умерших на 100 тыс. населения Мужчины 618,9 588,1 558,5 530,2 503,3 477,7 453,3 430,1 409,5 -34%

Женщины 614,2 587,5 561,6 536,7 512,8 489,9 468,0 446,9 425,8 -31%

Коэффициент смертности Мужчины 188,9 164,4 142,9 124,2 108,0 93,8 81,5 70,8 61,2 -68%

от внешних причин смерти, число умерших на 100 тыс. населения Женщины 49,7 45,4 41,5 37,9 34,6 31,6 28,8 26,3 24,0 -52%

Коэффициент смертности от злокачественных новообразований, число умерших на 100 тыс. населения соответствующего возраста, 0-64 года Мужчины 120,3 113,4 107,0 100,8 95,0 89,5 84,3 79,4 74,8 -38%

Женщины 81,3 79,5 77,6 75,8 74,0 72,2 70,5 68,8 67,0 -18%

Коэффициент смертности Мужчины 36,0 30,0 25,0 20,8 17,3 14,4 12,0 10,0 8,3 -77%

от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, число умерших на 100 тыс. населения Женщины 13,8 12,7 11,7 10,8 10,0 9,2 8,5 7,8 7,2 -48%

Коэффициент смертности детей в возрасте 0-14 лет, число умерших на 1 тыс. населения соответствующего возраста 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,4 -39%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения, литров чистого спирта 7,3 6,9 6,4 6,0 5,7 5,3 5,0 4,7 4,4 -40%

Доля ежедневно курящего населения старше 15 лет 33% 29,9% 27,1% 24,5% 22,2% 20,1% 18,2% 16,5% 15% 1 в 2 раза

Доля лиц, занимающихся спортом 30% 33,0% 36,3% 39,9% 43,9% 48,3% 53,1% 58,5% 60% Т в 2 раза

о о

о >

Нормативная база по стратегическому планированию в РФ

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»

3. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 28.12.2017) «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд»(вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ...»)

4. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности...»)

Содержание документов стратегического планирования

«Проект» - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.

«Программа» - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно, в целях повышения общей результативности и управляемости.

Национальный проект (программа) - документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по межотраслевому принципу на федеральном уровне

(основа для разработки или корректировки госпрограмм).

Соподчинение главных стратегических документов в части достижения ОПЖ 78 лет

Пункт № 3 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204

1) Национальная программа в сфере демографического развития - целевые программы по формированию у населения здорового образа жизни

Пункт № 4 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204

2) Национальный проект в сфере здравоохранения - целевые программы в части снижения смертности от основных причин и повышения доступности и качества медицинской помощи

Структура управления национальными проектами (программами)

Президент РФ

Совет при Президенте РФ по стратегическому планированию и приоритетным проектам

Правительство РФ Федеральный проектный офис Межведомственный проектный комитет «ОПЖ 78 лет» Куратор - вице-премьер по социальным вопросам

Руководитель проектного комитета

Общественные объединения и научные организации

Общественно-деловые

советы и экспертные группы

Срок представления национальных программ и проектов (в том числе от субъектов РФ) в Совет при Президенте РФ по стратегическому планированию и приоритетным проектам -до 1 октября 2018 г.

Обязательные разделы программы (проекта)

1. Цели - количественно определенные

2. Задачи с индикаторами

3. Механизмы (мероприятия) реализации задач

4. Ответственные исполнители

5. Сроки

6. Ресурсы

7. 8. Риски Оценка эффективности отдельных технологий и проекта в целом

9. Приложения: рекомендации по профилактике, диагностике, лечению и организации потоков пациентов с разбивкой по уровням оказания медицинской помощи, а также по потокам пациентов (плановых и экстренных) + формуляр лекарственных средств + расчеты необходимых кадровых и материально-технических ресурсов по годам

Матрица для разработки специальных научно-клинических программ (болезни системы кровообращения, онкология, инфекционные болезни, дети и подростки) в рамках рабочих групп (Минздрав + РАН)

Целевое значение показателя снижения смертности по направлению программы

Г

По мотивации населения к ведению ЗОЖ

Анализ проблем

I

Задачи программы с индикаторами, мероприятия

I

По повышению доступности медицинской помощи в первичном звене

I

По лекарственному обеспечению в амбулаторных условиях

I

По оказанию специализированной медпомощи в стационарных условиях

I

По повышению квалификации медицинских кадров

Необходимые ресурсы

Рекомендации по профилактике, диагностике, Кадровые Материально-технические Финансовые

лечению и организации потоков пациентов в разбивке по уровням оказания помощи, плановым и экстренным потокам + Этапы и ответственные

Требуемые поправки в законы и разработка нормативных актов

Формуляр лекарственных средств Оценка экономической эффективности

Балансировка ресурсов между программами

и

00

<

тэ х

ш

>

> >

X

го =1 тэ го тэ сг ш

I

о

го >

о

СП тэ ш ш О ш ш

МЕГАСАЙЕНС МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Эта схема объединяет все цели, приоритеты, индикаторы и программы

опж

мужчин 74 года

АОПЖ женщин и мужчин 7 лет

Снижение смертности детей на 40%

Целевые показатели по снижению смертности (КС)

От болезней системы кровообращения мужчины - на 34% женщины - на 31%

От внешних причин кровообращения мужчины - на 68% женщины - на 52%

От новообразований в возрасте до 64 лет мужчины - на 38% женщины - на 18%

От инфекционных заболеваний мужчины - на 77% женщины - на 48%

Факторы воздействия и % их влияния

Рост ВВП, доходов населения и безопасности «32%

Реализация

программ

по охране

общественного

здоровья

«32%

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Факторы окружающей среды «8%

Л

Ответственные

4

Минприроды

Целевые программы

Правительство РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минэкономразвития,

Минфин

Главы регионов и муниципальных образований

Госдума

поправки в законы

Контроль Общероссийского народного фронта

Минздрав России, РАН и региональные органы управления здравоохранения

Межведомственные программы по повышению приверженности населения к ЗОЖ

Снижение потребления алкоголя на 40% и распространенности курения в 2 раза Минздрав, Минобразования, Минкомсвязь, Минфин (Росалкогольрегулирование)

Снижение смертности от внешних причин МЧС, МВД, Минздрав, Минкомсвязь

Увеличение доли лиц, занимающихся спортом, в 2 раза Минспорт, Минобр, Минкомсвязь

Здоровое питание - основа долголетия, Минсельхоз, РАН, Минздрав, Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Шаговая доступность первичной медико-санитарной помощи - для всех граждан РФ + в экстренной форме

Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях-для всех граждан РФ

Квалификация медицинских кадров и качество медпомощи - на уровне мировых стандартов

Высокая эффективность управления

с болезнями системы кровообращения

с онкологическими заболеваниями

Охрана здоровья детей и подростков

Инфекционная безопасность и ВИЧ

Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение

о о

о >

Как принимать решения

• Каждая ячейка - это крупные подпрограммы на эти 6 лет.

• Для достижения цели «78 лет» потребуется проектное управление - оптимальное распределение материальных, кадровых и финансовых ресурсов и управленческих усилий здравоохранения между приоритетными направлениями.

• Балансировка ресурсов - через временные факторы достижения цели «78 лет» и спокойствие населения.

• Все выдающиеся клиницисты являются членами РАН, они должны возглавить программы и объединить специалистов.

Сроки

1. Создать Совет Минздрава и РАН по разработке программ (подпрограмм) - 16 мая 2018 г. и соответствующие проектные офисы в задействованных министерствах и ведомствах.

2. Сформировать рабочие группы по программам - 18 мая 2018 г.

3. Подготовить проекты программ и представить в Проектный комитет при Правительстве РФ - до 28 июня 2018 г.

4. Согласовать и доработать программы с регионами и заинтересованными сторонами, Общественно-деловым советом и экспертными группами в рамках деятельности Проектного комитета и проектных офисов в ведомствах, в том числе рассчитать необходимые ресурсы по годам - до 31 августа 2018 г.

5. Определить ключевые направления научных работ и соответствующие финансы исходя из обозначенных приоритетов на период до 2024 г. - до 31 августа 2018 г.

6. Провести распределение финансовых ресурсов между программами и сбалансировать планируемые дополнительные расходы с выделяемыми бюджетными средствами на 2019-2021 гг. - до 14 сентября 2018 г.

7. Представить проекты программ в Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому планированию и приоритетным проектам - до 1 октября 2018 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Улумбекова Гузель Эрнстовна - доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (Москва) Е-таН: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.