Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С 2012 ПО 2019 Г'

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С 2012 ПО 2019 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ (ЛИЧНЫЕ) РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЧАСТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрачков Иван Валерьевич, Улумбекова Гузель Эрнстовна

В статье проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. В структуре этих расходов выделены статьи, которые потенциально являются доходными источниками оплаты медицинских услуг в частных медицинских организациях (МО): средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО, и платные медицинские услуги (ПМУ). За этот же период проанализирована динамика выручки крупных частных МО. Выявлено, что в РФ с 2012 по 2019 г. общий объем государственного финансирования на здравоохранение увеличился на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). При этом средства ОМС выросли на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.) в постоянных ценах. Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.). В 2019 г. эти средства составили 3,8% в общем объеме средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.). Частные расходы на здравоохранение за этот период выросли на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.) в постоянных ценах, из них ПМУ - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.). Общий объем потенциальных источников финансирования частных МО с 2012 по 2019 г. вырос на 50% (с 346 до 519 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). В 2019 г. общий объем этих источников составил 806 млрд руб., из них 90% - доля ПМУ, 10% приходится на ОМС. За этот же период среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах. Авторы делают следующие выводы. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО, по сравнению с темпом роста всех расходов по ОМС свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО. Более высокий темп роста объемов ПМУ в целом на рынке, чем темп роста выручки крупных частных МО, говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке. Для того чтобы одновременно увеличить доступность медицинской помощи (т.е. ее объемы) и при этом сбалансировать интересы частных и государственных МО, необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, вне зависимости от формы собственности, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрачков Иван Валерьевич, Улумбекова Гузель Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF VOLUMES OF POTENTIAL SOURCES OF FINANCING OF PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS FROM 2012 TO 2019

The article analyzes the dynamics of the volume of public and personal (private) healthcare expenditures in the Russian Federation from 2012 to 2019. The structure of these expenditures includes items that are potentially profitable sources of payment for medical services in private medical organizations (MO): compulsory funds medical insurance (CMI) sent to private medical institutions, and paid medical services (PMS). During the same period, the dynamics of revenue of large private medical organizations was analyzed. It was revealed that in the Russian Federation from 2012 to 2019, the total amount of state funding for health care increased by 7% (from 2283 to 2439 billion rubles) in constant prices (2012 = 100%). At the same time, compulsory medical insurance funds grew by 49% (from 932 to 1391 billion rubles) in constant prices. Of these, the amount of funds channeled to private municipalities increased 4.4 times (from 12 to 53 billion rubles). In 2019, these funds accounted for 3.8% of the total amount of CMI funds (83 from 2190 billion rubles). Private spending on healthcare during this period increased by 28% (from 1008 to 1295 billion rubles) in constant prices, of which PMS - by 39% (from 334 to 465 billion rubles). The total volume of potential sources of financing for private medical organizations from 2012 to 2019 increased by 50% (from 346 to 519 billion rubles) in constant prices (2012 = 100%). In 2019, the total volume of these sources amounted to 806 billion rubles, of which 90% is the share of PMS, 10% falls on the compulsory medical insurance. Over the same period, the average annual growth rate of revenue of large private medical organizations (with a revenue of more than 900 million rubles per year) ranged from 4 to 29% in constant prices. The authors draw the following conclusions. For the period from 2012 to 2019, the higher growth rate of CMI funds allocated to private MOs compared to the growth rate of all CMI expenses indicates that private MOs are gradually increasing their share in this market sector at the expense of state MOs. The higher growth rate of PMS volumes in the market as a whole, than the growth rate of revenue of large private medical organizations, indicates that the public sector is more actively increasing its share in this market. In order to simultaneously increase the availability of medical care (i.e., its volume) and at the same time balance the interests of private and public health care providers, it is necessary to gradually increase public funding for health care and direct additional funds to those health care organizations, regardless of the form of ownership, which will provide medical care required profile and quality. For the phased elimination of PMS from state-owned MOs, additional funding will also be required to compensate them for lost income.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С 2012 ПО 2019 Г»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Динамика объемов потенциальных источников финансирования частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

В статье проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. В структуре этих расходов выделены статьи, которые потенциально являются доходными источниками оплаты медицинских услуг в частных медицинских организациях (МО): средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО, и платные медицинские услуги (ПМУ). За этот же период проанализирована динамика выручки крупных частных МО.

Выявлено, что в РФ с 2012 по 2019 г. общий объем государственного финансирования на здравоохранение увеличился на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). При этом средства ОМС выросли на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.) в постоянных ценах. Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.). В 2019 г. эти средства составили 3,8% в общем объеме средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.). Частные расходы на здравоохранение за этот период выросли на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.) в постоянных ценах, из них ПМУ - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.).

Общий объем потенциальных источников финансирования частных МО с 2012 по 2019 г. вырос на 50% (с 346 до 519 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). В 2019 г. общий объем этих источников составил 806 млрд руб., из них 90% - доля ПМУ, 10% приходится на ОМС. За этот же период среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах.

Петрачков И.В.1, Улумбекова Г.Э.1,2

1 Высшая школа организации и управления здравоохранением, 115035, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

2

Авторы делают следующие выводы. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО, по сравнению с темпом роста всех расходов по ОМС свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО. Более высокий темп роста объемов ПМУ в целом на рынке, чем темп роста выручки крупных частных МО, говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке. Для того чтобы одновременно увеличить доступность медицинской помощи (т.е. ее объемы) и при этом сбалансировать интересы частных и государственных МО, необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, вне зависимости от формы собственности, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

Ключевые слова:

частные (личные) расходы на здравоохранение, государственные расходы на здравоохранение, платные медицинские услуги, обязательное медицинское страхование, частные медицинские организации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Научное руководство исследованием - Улумбекова Г.Э.; сбор и обобщение статистических материалов, интерпретация полученных результатов - Петрачков И.В.

Для цитирования: Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Динамика объемов потенциальных источников финансирования частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 80-91. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-80-91 Статья поступила в редакцию 03.02.2021. Принята в печать 03.03.2021.

Dynamics of volumes of potential sources of financing of private

medical organizations from 2012 to 2019

Petrachkov I.V.1, 1 Graduate School of Healthcare Organization

Ulumbekova G.E.12 and Management (VSHOUZ), 115035, Moscow,

Russian Federation

2 Pirogov Russian National Research Medical

University of the Ministry of Health of the Russian

Federation, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the dynamics of the volume of public and personal (private) healthcare expenditures in the Russian Federation from 2012 to 2019. The structure of these expenditures includes items that are potentially profitable sources of payment for medical services in private medical organizations (MO): compulsory funds medical insurance (CMI) sent to private medical institutions,

and paid medical services (PMS). During the same period, the dynamics of revenue of large private medical organizations was analyzed.

It was revealed that in the Russian Federation from 2012 to 2019, the total amount of state funding for health care increased by 7% (from 2283 to 2439 billion rubles) in constant prices (2012 = 100%). At the same time, compulsory medical insurance funds grew by 49% (from 932 to 1391 billion rubles) in constant prices. Of these, the amount of funds channeled to private municipalities increased 4.4 times (from 12 to 53 billion rubles). In 2019, these funds accounted for 3.8% of the total amount of CMI funds (83 from 2190 billion rubles). Private spending on healthcare during this period increased by 28% (from 1008 to 1295 billion rubles) in constant prices, of which PMS - by 39% (from 334 to 465 billion rubles).

The total volume of potential sources of financing for private medical organizations from 2012 to 2019 increased by 50% (from 346 to 519 billion rubles) in constant prices (2012 = 100%). In 2019, the total volume of these sources amounted to 806 billion rubles, of which 90% is the share of PMS, 10% falls on the compulsory medical insurance. Over the same period, the average annual growth rate of revenue of large private medical organizations (with a revenue of more than 900 million rubles per year) ranged from 4 to 29% in constant prices.

The authors draw the following conclusions. For the period from 2012 to 2019, the higher growth rate of CMI funds allocated to private MOs compared to the growth rate of all CMI expenses indicates that private MOs are gradually increasing their share in this market sector at the expense of state MOs. The higher growth rate of PMS volumes in the market as a whole, than the growth rate of revenue of large private medical organizations, indicates that the public sector is more actively increasing its share in this market. In order to simultaneously increase the availability of medical care (i.e., its volume) and at the same time balance the interests of private and public health care providers, it is necessary to gradually increase public funding for health care and direct additional funds to those health care organizations, regardless of the form of ownership, which will provide medical care required profile and quality. For the phased elimination of PMS from state-owned MOs, additional funding will also be required to compensate them for lost income.

Keywords:

private (personal) health care expenditures, public health care expenditures, paid medical services, compulsory health insurance, private medical organizations

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of Interests.

Contribution. Scientific supervision of the research - Ulumbekova G.E.; collection and generalization of statistical materials, interpretation of the results obtained - Petrachkov I.V.

For citation: Petrachkov I.V., Ulumbekova G.E. Dynamics of volumes of potential sources of financing of private medical organizations from 2012 to 2019. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (1): 80-91. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-80-91 (in Russian) Received 03.02.2021. Accepted 03.03.2021.

Проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г.

Задача исследования - поиск ответов на следующие вопросы.

1) Насколько в период с 2012 по 2019 г. темп роста частных расходов на здравоохранение отличался от темпов роста государственных расходов?

2) Как в период с 2012 по 2019 г. менялась динамика потенциально доходных источников частных медицинских организаций (МО) [платные медицинские услуги (ПМУ) и средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО]?

3) Как в период с 2012 по 2019 г. менялся темп прироста выручки крупнейших частных МО?

При анализе использованы следующие источники информации: база данных ЕМИСС; данные Федерального фонда обязательного медицинского страхования; данные ресурсов официальных сайтов частных медицинских ор-ганизаций1; консультационно-аудиторское товарищество «Авдеев и Ко»2.

1. Анализ динамики объемов государственных и частных расходов на здравоохранение в период с 2012 по 2019 г.

Государственные расходы на здравоохранение складываются из федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и консолидированных бюджетах

субъектов РФ, а также взносов в систему ОМС [на работающее население 5,1% взносы в фонда оплаты труда (ФОТ) уплачивают работодатели, на неработающее население - взносы регионов], которые аккумулируются в Федеральном фонде ОМС [1, 5]. Все эти средства направляются преимущественно на финансирование медицинской помощи, оказываемой в государственных МО. Из средств ОМС небольшая часть также направляется в частные МО. В 2019 г. их доля составила 3,8% всех средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.).

Частные (личные) расходы на здравоохранение складываются из взносов населения и работодателей, уплачиваемых в систему добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), а также личных средств населения, из которых оплачиваются медицинские и санаторно-курортные услуги, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые в амбулаторных условиях [2]. Объем услуг, оказанный по полисам ДМС, учитывается в составе ПМУ3 (приказ Росстата от 29.09.2017 № 643 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг»).

В таблице представлена динамика государственных и частных расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. в текущих и постоянных ценах (2012 г. = 100%). Видно, что общий объем государственного финансирования на здравоохранение вырос на 66% (с 2283 до 3790 млрд руб.) в текущих ценах, однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) - только на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.). Из них средства ОМС увеличились в 2,3 раза (с 932 до 2190 млрд руб.)

1 https://medsi.ru, http://www.mcclinics.ru/, https://www.emcmos.ru/, https://www.medicina.ru/, https://klinikabudz-dorov.ru/, https://avapeter.ru/, https://newhospital.ru/, https://www.medswiss.ru/, https://familydoctor.ru/, https:// www.smclinic.ru/,https://alfazdrav.ru/, https://ldc.ru/, https://www.sogaz-clinic.ru/, https://www.clinic23.ru/, https:// semeynaya.ru/

2 https://www.audit-it.ru/

3 Платные медицинские услуги - предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»).

00 Динамика государственных и частных расходов на здравоохранение в РФ

<

"О X

ш

>

> >

X

го =1 "О

го

сг ш

I

о

го >

с ^

X

п

о о

О СП "О

ш ш

0 ш ш

1

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/ 2012 гг., %

Государственные расходы на здравоохранение, всего1

Государственные расходы на здравоохранение, всего (в текущих ценах), млрд руб. 2283 2318 2533 2861 3124 2821 3316 3790 +66

Государственные расходы на здравоохранение, всего (в ценах 2012 г.), млрд руб. 2283 2177 2137 2137 2214 1951 2199 2439 +7

Из них: расходы бюджета ФОМС2

Расходы бюджета ФОМС (в текущих ценах), млрд руб. 932 1049 1269 1639 1590 1655 1989 2190 +135

Расходы бюджета ФОМС (в ценах 2012 г.), млрд руб. 932 985 1069 1224 1126 1144 1318 1391 +49

Частные (личные) расходы на здравоохранение3

Частные расходы на здравоохранение (в текущих ценах), млрд руб. 1008 1161 1319 639 692 1766 1910 2012 +100

Частные расходы на здравоохранение (в ценах 2012 г.), млрд руб. 1008 1090 1113 477 491 1221 1267 1295 +28

Общий объем потенциальных источников финансирования частных МО (ОМС, платные медицинские услуги)4

Потенциальные источники финансирования (в текущих ценах), млрд руб. 346 438 506 570 624 689 750 806 +133

Потенциальные источники финансирования (в ценах 2012 г.), млрд руб. 346 411 427 426 442 476 497 519 +50

Из них: платные медицинские услуги (в том числе ДМС)5

Платные медицинские услуги (в текущих ценах), млрд руб. 334 416 474 528 572 627 678 723 +116

Платные медицинские услуги (в ценах 2012 г.), млрд руб. 334 391 400 394 405 434 450 465 +39

Средства ОМС6

Средства ОМС в частных МО (в текущих ценах), млрд руб. 12 22 32 42 52 62 72 83 +592

Средства ОМС в частных МО (в ценах 2012 г.), млрд руб. 12 21 27 31 37 43 48 53 +342

Примечание. Точные данные по показателям средств ОМС, направляемых в частные МО, в свободном доступе за 2013-2018 гг. отсутствуют, поэтому темп роста этих расходов с 2012 по 2019 г. был заложен нами равномерно по годам.1 Казначейство РФ. Расчет ВШОУЗ-КМК;2 Минфин РФ. Расчет ВШОУЗ-КМК;3 Расчет ВШОУЗ-КМК;4 Расчет ВШОУЗ-КМК;5 Росстат. Расчет ВШОУЗ-КМК;6 Расчет ВШОУЗ-КМК. Расшифровка аббревиатур дана в тексте.

Объем государственных и частных расходов на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд руб.

3000-1 25002000150010005000-

Среднегодовой темп = 1%

2283

2177

2137 —•—

2137 —

Среднегодовой темп = 4%

1008

1090 1113

477

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2214

491

Государственные расходы

2439

2199

1951

Частные расходы

1221

1267 1295

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

ф на 7%

ф на 28%

Рис. 1. Динамика объема государственных и частных (личных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г.

Здесь и на рис. 2-6: расшифровка аббревиатур дана в тексте.

в текущих ценах, а в постоянных ценах - на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.). Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.) в постоянных ценах.

Частные расходы на здравоохранение за данный период увеличились на 100% (с 1008 до 2012 млрд руб.) в текущих ценах, однако в постоянных - только на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.). Из них ПМУ выросли в 2,2 раза (с 334 до 723 млрд руб.) в текущих ценах, тогда как в постоянных - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.).

На рис. 1 представлен рассчитанный среднегодовой тем роста государственных и частных расходов на здравоохранение в постоянных ценах. Видно, что темп роста частных расходов был в 4 раза выше, чем государственных, -соответственно 4 и 1%. Это говорит, что за данный период медленный рост реального финансирования бесплатной медицинской помощи вынудил население оплачивать ее из своего кармана. Так, с 2012 по 2018 г. государственные

расходы на здравоохранение в постоянных ценах вообще сократились на 4% (они выросли только в 2019 г.), численность практикующих врачей уменьшились на 8% и обеспеченность коечным фондом сократилась на 15% [1]. При этом реальные доходы населения в период с 2013 по 2018 гг. снизились на 6,9% (А.Г. Аган-бегян4) [3]. Более того, в РФ в 2019 г. более 50% населения проживало на доходы менее 27 тыс. руб. в месяц, а количество бедных было более 20 млн чел.5. Все это существенно увеличило нагрузку на бюджеты российских семей.

2. Анализ динамики потенциально доходных источников частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Доходные источники по оплате медицинской помощи государственных и частных МО схема-

4 Аганбегян Абел Гезевич - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий завкафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

5 Росстат.

Государственные источники финансирования медицинской помощи

Частные источники финансирования медицинской помощи

Платные медицинские услуги 36%

Расходы на приобретение ЛС в амб. усл. 58%

2012 млрд

руб.

Государственные МО

Частные МО

Рис. 2. Доходные источники государственных и частных медицинских организаций в РФ в 2019 г.

тично представлены на рис. 2. Отметим, что ПМУ могут оказываться как в частных, так и в государственных МО. При этом объемы внебюджетных услуг (поступлений в государственные МО

Рис. 3. Рынок платных медицинских услуг и обязательного медицинского страхования в частных медицинских организациях в РФ в 2019 г.

от ПМУ) в свободном доступе отсутствуют. Также не ведется сводного официального учета доходов всех частных МО.

Как показано в табл. 1, в РФ в 2019 г. общий объем потенциальных источников финансирования частных МО (оказанных за счет средств ПМУ и ОМС, направляемых в частные МО) составил 806 млрд руб. Видно, что большую долю на этом рынке занимают ПМУ (90%) и ОМС в частных МО (10%) (рис. 3).

Динамика платных медицинских услуг

За период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп роста объема ПМУ в текущих ценах составил 12%, тогда как в постоянных - всего 5% (рис. 4).

Динамика рынка ДМС

Хотя выплаты по договорам ДМС6 учитываются в составе ПМУ, тем не менее мы решили показать отдельно, как менялась динамика этой статьи доходов МО. С 2012 по 2019 г. объем вы-

6 Добровольное медицинское страхование - вид личного страхования, которое осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств работодателей и населения. В РФ в основном он представлен за счет работодателей, так как у населения нет денежных средств.

Объем платных медицинских услуг, млрд руб.

800-1 ияиодввяйивм^ияя

700528

474

416

Государственные расходы 678

627

723

ф в 2,2 раза

334

465

391

ф в 1,4 раза

600500400300200100 -

0-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Источник: ЕМИСС. Расчет: ВШОУЗ-КМК.

Рис. 4. Динамика объемов платных медицинских услуг в РФ

Среднегодовой темп = 5%

плат по договорам ДМС вырос в 1,5 раза в текущих ценах (с 82 до 126 млрд руб.). Однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) этот рынок остался практически на прежнем уровне (рис. 5). Среднегодовой темп роста за данный период составил 6% в текущих ценах, а в постоянных ценах - минус 0,4%. Отсутствие роста рынка ДМС связано с низкой маржинальностью этого бизнеса (среднегодовой темп роста страховых премий в постоянных ценах составил минус 1%, среднегодовой темп роста выплат - минус 2%7), а также с отсутствием средств у населения, для того чтобы самостоятельно осуществлять страхование по ДМС.

Средства ОМС, направляемые в частные МО

В настоящее время медицинскую помощь по программам ОМС могут осуществлять как государственные МО, так и частные (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Согласно данным ФОМС, количество частных МО, работающих в системе ОМС, продолжает

динамично возрастать [4]. Так, с 2012 по 2018 г. количество медицинских организаций выросло в 2,7 раза, - с 10298 до 27829. А средства ОМС, направляемые в частные МО, за период с 2012 по 2019 г. выросли в 7 раз в текущих ценах, в постоянных ценах - в 4,4 раза. Среднегодовой темп роста в текущих ценах составил 32%, в постоянных - 24% (рис. 6).

Включение частных МО в систему ОМС, с одной стороны, привело к расширению возможности выбора медицинских организаций для населения, но, с другой стороны, в отсутствие дополнительного государственного финансирования здравоохранения (государственные средства на здравоохранение за период с 2012 по 2018 г. сократились на 4% в постоянных ценах) - к оттоку финансовых средств от государственных к частным МО. Соответственно реально доступность медицинской помощи не увеличилась, а произошло только перераспределение средств: за необходимые объемы помощи, не оплаченные государством, гражданам пришлось заплатить самостоятельно.

7 Росстат. Расчет ВШОУЗ-КМК.

8 https://iz.ru/610013/elina-khetagurova/tret-besplatnykh-uslug-okazyvaet-chastnyi-sektor

9 https://1prime.ru/state_regulation/20181204/829506248.html

Объем выплат по договорам ДМС, млрд руб.

140

Среднегодовой темп = 6%

В текущих ценах

126

ф в 1,5 раза

82

75

72

73

73

80

Среднегодовой темп = -0,4%

На уровне

120 -100806040200-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Источник: ЕМИСС. Расчет: ВШОУЗ-КМК. Рис. 5. Динамика объемов выплат по договорам добровольного медицинского страхования в РФ

3. Динамика объема выручки частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Нами выбраны 15 крупных частных МО с выручкой (валовыми доходами) более 900 млн руб. в год. На рис. 7 видно, что лидерами по данному

показателю стали «Медси», «Мать и дитя», «Европейский медицинский центр» с годовой выручкой 17,9; 16,2 и 14,9 млрд руб. соответственно.

С 2012 по 2019 г. динамика прироста выручки частных МО составила с 4 до 29%. В числе первых по данному показателю были клиники «Екатерининская», «Семейная» и «Европейский МЦ» (соответственно 29, 29 и 26%) (рис. 8).

Объемы

100 п

90-

80-

70-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60-

50-

40-

30-

20-

10-

0-

Среднегодовой темп = 32%

83

В текущих ценах

В постоянных ценах 2012 г.

53

ф в 7 раз

ф в 4,4 раза

12

Среднегодовой темп = 24%

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Источники: ЕМИСС. Расчет: ВШОУЗ-КМК. Рис. 6. Динамика объемов обязательного медицинского страхования, направленных в частные медицинские организации

Выручка, млрд руб.

20-

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

17,9

16,2

14,9

4,9

4,2

3,4 3,4 3,3 3,0 2,7 НННн—1 2,1 2,1 1,9 1,;

0,9

I-1,

с? ^

Источник: https://www.audit-it.ru

Рис. 7. Выручка крупных частных медицинских организаций за 2019 г. в РФ

Среднегодовой прирост выручки, %

35 -|

* — данные с 2013 г., ** — данные с 2016 г. Источник: https://www.audit-it.ru. Расчет: ВШОУЗ-КМК.

Рис. 8. Среднегодовой прирост выручки в крупных частных медицинских организаций за 20122019 гг.

Выводы

1. В период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп роста частных расходов на здравоохранение был в 4 раза выше, чем в государственном секторе (соответственно 4 и 1%). При этом в постоянных ценах государственные расходы с 2012 по 2018 г. вообще сократились на 4% и лишь в 2019 г. незначительно выросли. Это говорит о том, что сокращение реального финансирования бесплатной медицинской помощи вынудило население оплачивать ее из своего кармана. В ситуации снижения реальных доходов граждан за данный период это значительно увеличило нагрузку на бюджеты российских семей.

2. В период с 2012 по 2019 г. объем ПМУ увеличился в 1,3 раза в постоянных ценах (2012 г. = 100%), а ОМС, направленных в частные МО, - в 4,4 раза. Общий объем средств потенциальных источников финансирования частных МО в 2019 г. составил 806 млрд руб., из них ПМУ - 90%.

3. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО (в 4,4 раза), по срав-

нению с темпом роста всех расходов по ОМС (+49%) свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО.

4. В период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах, тогда как темп роста объемов ПМУ в целом на рынке - 39%. Это говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке.

5. С целью увеличения доступности медицинской помощи для населения необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества вне зависимости от формы собственности. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петрачков Иван Валерьевич (Ivan V. Petrachkov) - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением, Москва, Российская Федерация E-mail: 1923to@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-4110-0430

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: vshouz@vshouz.ru https://orcid.org/0000-0003-0986-6743

ЛИТЕРАТУРА

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо 2. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что

делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. надо делать. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с. 704 с.

3. Аганбегян А.Г. О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста // Экономическое возрождение России. 2019. № 2 (60). С. 17-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-preodolenii-stagnatsii-retsessii-i-dostizhenii-pyatiprotsentnogo-rosta

4. Кравченко Е.В., Залилова З.А. Развитие рынка медицинских услуг в России на основе государственно-част-

ного партнерства // Российский электронный научный журнал. 2018. №. 3. С. 105-114.

5. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения // ОРГ-ЗДРАВ: ууовости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 4-19.

REFERENCES

1. Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia. What to do. Status and offers: 2019-2024. 3rd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2019: 416 p. (in Russian)

2. Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia. What to do. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2015: 704 p. (in Russian)

3. Aganbegyan A.G. On overcoming stagnation, recession and achieving five percent growth. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia] 2019; 2 (60): 17-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pre-

odolenii-stagnatsii-retsessii-i-dostizhenii-pyatiprotsentnogo-rosta (in Russian)

4. Kravchenko E.V., Zalilova Z.A. Development of the market of medical services in Russia on the basis of public-private partnership. Rossiyskiy elektronniy nauchniy zhurnal [Russian Electronic Scientific Journal]. 2018; (3): 105-14. (in Russian)

5. Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B., Kalashnikova A.V., Alvi-anskaya N.V. Financing of healthcare in Russia (2021-2024). Facts and proposals. ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of VSHOUZ. 2019$5.No.4 (18). S. 4-19. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.