ГЛАВНОЕ
Программа неотложных мер в здравоохранении РФ для выхода из системного кризиса
Улумбекова Г.Э. Высшая школа организации и управления
здравоохранением - Комплексный медицинский консалтинг (ВШОУЗ-КМК), 115035, г. Москва, Российская Федерация
15 января 2020 г. Президент РФ В.В. Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ, в котором поставил задачу обеспечить доступность медицинской помощи, в первую очередь в первичном звене здравоохранения, и удовлетворить запросы населения в социальной сфере1.
Цель - на основе анализа ключевых проблем системы здравоохранения обосновать программу неотложных мер для системы здравоохранения РФ на 2020-2024 гг.
Материал и методы. Исследование строилось на принципах анализа сложных многофункциональных и многоуровневых систем, к которым относится система здравоохранения, а также с учетом рекомендаций ВОЗ, методик интегральной оценки деятельности систем здравоохранения различных стран (Великобритания, Нидерланды, США, Франция и др.), научных работ по исследованию систем здравоохранения. В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, стратегический анализ, сравнительный анализ, построение зависимостей показателей, метод синтеза.
Результаты. Сегодня в здравоохранении РФ сложилась критическая ситуация, характеризующаяся неудовлетворительными показателями здоровья населения, низкой доступностью медицинской помощи, недовольством и населения, и медицинских работников. Для стабилизации ситуации в отрасли необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров (путем увеличения оплаты их труда), повысить их квалификацию и реализовать систему всеобщего лекарственного обеспечения, т.е. обеспечить бесплатными лекарствами не только отдельные категории граждан, но и всех, кому врач выписал рецепт. Для этого необходимы дополнительное государственное финансирование в размере 710 млрд руб. в ценах 2019 г. каждый год.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020.
Ключевые слова:
государственное финансирование здравоохранения, программа развития здравоохранения, дефицит медицинских кадров, лекарственное обеспечение населения
Для цитирования: Улумбекова Г.Э. Программа неотложных мер в здравоохранении РФ для выхода из системного кризиса // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 1. С. 4-16. й01: 10.24411/2411-8621-2020-11001 Статья поступила 25.01.2020. Принята в печать 15.02.2020.
The program of urgent measures in the healthcare sector of the Russian
Federation to overcome the systemic crisis
Ulumbekova G.E. Graduate School of Healthcare Organization
and Management - Complex Medical Consulting
(VSHOUZ-KMK), 115035, Moscow, Russian Federation
Introduction. On January 15, 2020, the President of the Russian Federation V.V. Putin addressed the Federal Assembly of the RF with the State of the Nation message. In that message, he set the task to ensure availability of medical care, first of all in the primary link of the health care and to satisfy the demands of the population in the social sphere2.
Aim - based on the analysis of key problems of the health care system, to substantiate a program of urgent measures for the health care system of the Russian Federation for the years 2020-2024.
Materials and methods. The research was based on the principles of analysis of complex multipurpose and multi-tiered systems to which the health care system belongs, as well as taking into account the WHO recommendations, techniques of integrated assessment of the activity of health care systems in various countries (United Kingdom, the Netherlands, USA, France, etc.), scientific works on research into health care systems. In the course of the research, the following methods were used: analysis of literature, strategic analysis, comparative analysis, building dependences of indicators, and the synthesis method.
Results. Today, in the health care of the Russian Federation, a critical situation has shaped, which is characterized by unsatisfactory indicators of public health, low availability of medical care, discontent from both the population and health workers. To stabilize the situation in the industry, it is necessary to eliminate the deficit of health care personnel (through increase in their remuneration), to upgrade their skills and to implement a system for general provision with medicines, that is, to ensure availability of free drugs not only for specific categories of citizens but also for all the citizens to whom the doctor wrote a prescription. To that end, additional state-funded financing in the amount of 710 billion rubles in the prices of 2019 is necessary every year.
2 State of the Nation message by the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 15.01.2020. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. Том Б, № 1, 2020 5
Keywords:
state-funded financing of health care, a program for the development of health care, deficit of health care personnel, provision of the population with medicines
For citation: Ulumbekova G.E. The program of urgent measures in the healthcare sector of the Russian Federation to overcome the systemic crisis. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2020; 6 (1): 4-16. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-11001 (in Russian) Received 25.01.2020. Accepted 15.02.2020.
В терминах авиации «штопор» означает, что самолет находится в свободном падении, т.е. падает с ускорением3. Для выхода из него необходимы форсаж или дополнительная тяга. Для здравоохранения это означает, что необходимы дополнительные мощности и ресурсы - дополнительное государственное финансирование в размере 710 млрд руб. в ценах 2019 г. каждый год. Эти средства должны быть направлены на ликвидацию дефицита медицинских кадров (путем увеличения оплаты их труда), повышение их квалификации и обеспечение всего населения бесплатными лекарствами. Для
ВВП на душу населения, тыс. $ППС (2018 г.)
60,050,040,030,020,010,00,0
62,5
47,0
33,1
I
III
Россия «Новые-8» «Старые» страны страны ЕС ЕС
Источники: Росстат, база данных ОЭСР «OECD.Stat».
Канада США
Рис. 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в разных странах в 2017-2018 гг.
реализации этих мер необходим умелый командир самолета - министр здравоохранения. Если в сложившейся ситуации новый министр немедленно не примет такое единственно возможное решение, это приведет к коллапсу в отрасли (никакие паллиативные меры не помогут). Как следствие, неизбежно будет нарастать социальное недовольство, что совершенно недопустимо.
Признаки, определяющие закритическую ситуацию в состоянии здоровья населения и системы здравоохранения РФ
■ Существенное отставание РФ по ключевой характеристике здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), которая рассчитывается по смертности в различных возрастных группах. В РФ в 2018 г. ОПЖ была на 4,8 года ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), близких к нашей стране по уровню экономического развития (рис. 1, 2). При этом ОПЖ российских мужчин была на 6,1 года ниже, чем в названных странах, смертность детей - в 1,6 раза выше (рис. 3), а смертность от инфекционных болезней -в 3,5 раза выше, чем у них (рис. 4)4.
3 Когда угол набегания потока воздуха на крыло самолета становится закритическим, начинает падать подъемная сила, и самолет сваливается в штопор.
Росстат, база данных ВОЗ «Здоровье для всех», база данных ОЭСР «OECD.Stat».
4
Число лет
82,080,078,076,074,072,070,068,066,064,062,0-
«Старые» страны ЕС 78 2 79,1
Цель -78 лет
От— ООСО^Г1-ПСОГ~.СОС001— ООСО^Г1-ПСОГ~.СОС001— ООСО^Г1-ПСОГ~.СОС001— С^СО^Г1.ПСОГ~.СО СОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОСОООООООООООт—1—1—1—1—1—1—1—1—
оооюоотс^ох^оюююооо^отоююоооооооооооооооооо Источники: Росстат; база данных ВОЗ «Здоровье для всех»; база данных ОЭСР «OECD.Stat».
Рис. 2. Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении в РФ, «новых-8» и «старых» странах Евросоюза
■ Критическое (на 20%) снижение рождаемости с 2014 по 2018 г. (рис. 5), которое в сочетании с высокой смертностью привело к тому, что в 2018 г. в РФ число умерших превысило число родившихся на 225 тыс. чел., а в 2019 г. (по прогнозам) - на 300 тыс. чел.
■ Рост общей заболеваемости населения с 2012 г., с ежегодным приростом 1%, или 1,4 млн случаев, и соответствующим ежегодным увеличением потоков заболевших, которым необходимо оказывать медицинскую помощь (рис. 6).
■ Критическое снижение мощностей системы здравоохранения, от которых зависит доступность медицинской помощи. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельской местности, в малых и средних городах, и только выездом мобильных бригад эту ситуацию не решить -
населению необходима постоянно доступная медицинская помощь. С 2012 по 2018 г. обеспеченность практикующими врачами в государственных и муниципальных медицинских организациях снизилась на 12% (на 46 тыс. чел.5), в результате она вышла на уровень «старых» стран ЕС и даже на 14% ниже, чем в Германии (рис. 7). При этом в нашей стране имеется значительно большая потребность в медицинской помощи, чем в названных странах, из-за худшего состояния здоровья и низкой плотности населения. Самый значительный дефицит медицинских работников сложился в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс. чел.), средних медицинских работников - в 1,8 раза меньше (на 66 тыс.), фельдшеров - в 1,9 раза
5 Рассчитано в среднем по различным данным.
Число умерших в возрасте 0-14 лет
на 100 тыс. населения соответствующего возраста
Источники: Росстат; база данных ОЭСР «OECD.Stat» (расчет ВШОУЗ-КМК).
Рис. 3. Динамика смертности детей в возрасте 0-14 лет в РФ, «новых-8» и «старых» странах Евросоюза
Число умерших на 100 тыс. населения соответствующего пола и возраста (европейский стандарт)
Источники: Росстат (Демографический ежегодник России), ЦНИИОИЗ; база данных ВОЗ «Здоровье для всех».
Рис. 4. Динамика стандартизированного коэффициента смертности от инфекционных болезней в РФ, «новых-8» и «старых» странах Евросоюза
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О
х го х
О
СП <
х го
X
ш го п
Ш
Е
0
<
ш
01
2 01
м о м о
Население, человек
2 500 ООО
1 500 ООО
500 ООО
-500 ООО
-1 500 ООО
¡И ¡¡¡¡I
-2 500 ООО
>
о *
х
Е
X
га
и >
о
3
аз со
5
От— С^СО-Ч-ЮСО^-СОООт- С^СО-Ч-ЮСО^-СОООт- С^СО-Ч-ЮСО^-СОООт- с\]со^ипсо[^сосоот—с\]со^гилсог--соа>о-1—с\]со^гилсог--соа> СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО Г— Г— Г— Г— Г— Г— Г— Г— Г— Г— СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ ОЭ О О О О О О О О О О т— т— т— т— т— т— т— т— т— т—
о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о
-I— -I— -I— -I— -I— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— Т— -I— Т— Т— Т— С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]С\]
Число родившихся
Число умерших
Естественный прирост
со
Источник. Росстат.
Рис. 5. Динамика естественного движения населения в РФ
и а
и о
Число случаев на 100 тыс. населения в год
<
"О X
ш
>
> >
X
го =1 "О
го
"О
сг ш
I
о
го >
о
СП "О
ш ш
о ш ш
Рост с 1990 г. на 53%
Все заболевшие, число случаев на 100 тыс. населения в год
г 180 000
га х
о
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
160 000
- 140 000
- 120 000
- 100000
-Болезни системы кровообращения "^в 2,5 раза -Беременность, роды и послеродовой период "^в 2 раза
- Болезни костно-мышечной системы и соед. ткани в 2,3 раза Новообразования ^ в 2,3 раза
Источники-, сборники Росстата «Здравоохранение России»( 1990-2004 гг.); база ЕМИСС( 2005-2013 гг.); ЦНИИОИЗ Минздрава России. Рис. 6. Динамика общей заболеваемости всего населения РФ
Обеспеченность практикующими врачами на 1000 населения, 2017 г. (или последний возможный)
6,0П
Источники: ЦНИИОИЗ Минздрава России; база данных ОЭСР «OECD.Stat».
Рис. 7. Обеспеченность практикующими врачами в РФ, «новых-8» и «старых» странах Евросоюза
меньше (на 20 тыс. чел.). Обеспеченность стационарными койками с 2012 по 2018 г. сократилась на 15% (на 160 тыс.), в результате в РФ она стала на 15% ниже, чем в Германии (рис. 8).
■ Существенное хроническое недофинансирование здравоохранения из государственных источников - в 1,9 раза ниже на душу населения, чем в «новых-8» странах ЕС (по $ паритета покупательной способности - ППС). При этом в РФ с 2012 по 2018 г. государственные расходы сократились еще на 4% в постоянных ценах (рис. 9). Отсутствие необходимого финансирования не позволяет повышать оплату труда медицинских работников и оказывать медицинскую помощь в соответствии с современными клиническими рекомендациями и стандартами.
■ Снижение гарантированных государством объемов бесплатной медицинской помощи: с 2012 по 2018 г. число посещений амбулаторно-пол и клинических учреждений сократилось на 12%, госпи-
тализаций - на 6%, вызовов скорой помощи - на 3%. Более того, в РФ доступность лекарств в амбулаторных условиях (одного из главных индикаторов доступности медицинской помощи) в 3,4 раза меньше на душу населения, чем в «но-вых-8» странах ЕС (рис. 10). При этом эти лекарства у нас получают только отдельные категории граждан, а у них - все, кому врач выписал рецепт.
■ Существенное увеличение нагрузки на медицинских работников, которое связано с тем, что на фоне ежегодного роста заболеваемости произошло сокращение их количества, а также с тем, что множатся
излишние требования, проводятся зачастую неоправданные многочисленные контрольные проверки и увеличивается документооборот. Именно поэтому повышение с 2013 по 2018 г. среднемесячной начисленной заработной платы в постоянных ценах (2013 г. = 100%) у врачей на 25%, а у среднего медицинского персонала - на 8% оказалось крайне недо-
Обеспеченность всеми койками (без учета коек на ремонте 5%) на 1000 населения, 2017 г. (или последний возможный)
14,0
^ со
см
СО ро
—!СП |оо I
еоеоеосмсм2
шггггг^ш^г г г г г
.о а-о^ тооого^
о о о ^ С
сс сс г г
.осссс
со^о 2
Источники: ЦНИИОИЗ Минздрава России; база данных ОЭСР «OECD.StatExtracts».
Рис. 8. Обеспеченность больничными койками в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
статочным. Также необходимо понимать, что любые переработки медицинских работников опасны снижением качества медицинской помощи, именно поэтому во многих странах они запрещены законом.
В результате повышенные требования, которые сегодня предъявляются к медицинским работникам РФ, не компенсируются им ни достойной зарплатой, ни уважением общества. Это увеличивает отток кадров из отрасли, что еще больше снижает доступность бесплатной медицинской помощи. Как следствие, все это ложится дополнительным бременем на бюджеты российских семей, причем в ситуации отсутствия роста реальных доходов населения, что естественно усиливает недовольство граждан. Именно поэтому, по опросам ВЦИОМ, сегодня здравоохранение - проблема № 1, которая волнует граждан РФ и медицинских работников. Все резервы системы здравоохранения на сегодня исчерпаны. Дальнейшее промедление с решением кадровой проблемы, которая напрямую обеспечивает доступность и качество медицинской помощи, ведет к нарастанию социальной напряженности в стране.
Меры, которые необходимо реализовать немедленно, чтобы удовлетворить запросы и улучшить здоровье населения
Президентом РФ поставлена государственная цель - увеличить ОПЖ до 78 лет к 2024 г. и повысить доступность медицинской помощи, особенно в первичном звене. Реализация национального проекта «Здравоохранение», а также выделение дополнительных 550 млрд руб. (на 5 лет) для обновления инфраструктуры первичного звена, - правильный шаг в этом направлении. Однако для решения поставленных задач потребуются дополнительные меры и значительно большие финансовые ресурсы.
Обосновано, чтобы в РФ достичь ОПЖ 7778 лет при соблюдении самых благоприятных базовых условий (рост ВВП на 4% ежегодно и снижение потребления алкоголя на 40% к 2024 г.), потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения соответственно на 10 и 15% ежегодно в постоянных ценах (2018 г. = 100%)6. Увеличение на 10% -это в среднем дополнительно 820 млрд руб.
$ППС на душу населения
10000-
8000-
6000-
4000-
2000-
Общие расходы, в том числе государственные расходы
Источники: Минздрав России; Казначейство РФ; база данных ОЭСР «OECD.StatExtracts». Рис. 9. Подушевые расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
Расходы на ЛС и ИМН в амбулаторных условиях, $ППС на душу населения
□ ^ ^ ^ Общие расходы, в том числе
□ ■ ■ ■ государственные расходы
1200 1000 800 600 400200 0
963
— со сч оо оо со оо 1 437
— 3 6 9 оо 6 9 9 1Л □ 646 3 КС
- — — — gg
- со О сч 9 9
со S UD ига ига 43 43
Источники: Минздрав России (расчет ВШОУЗ-КМК); Health at a Glance, 2019.
Рис. 10. Подушевые расходы на лекарственные препараты (ЛП) и изделия медицинского назначения (ИМН) в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2018) и странах ОЭСР (2017)
0
Прогнозы государственного финансирования здравоохранения по плановому и расчетному вариантам (увеличение на 10% ежегодно в ценах 2018 г.)
Показатель
и и и
00 О О
■н ■н сч
о о о
сч сч сч
и и и и
■н сч со
сч сч сч сч
о о о о
сч сч сч сч
и о £ ль о £ ь л 1
сч ел т £ л о е сч 5
о сч о ■н лет 10 2 £ со о о. 00 ■н о £ с о |_ е т 5 £ л о с 2 £ со & ф £ с е .
о а о ^ о X о ^ о
сч п а к сч ш с к со
Государственные расходы на здравоохранение (государственная программа «Развитие здравоохранения») в текущих ценах (план), млрд руб.
О)
VI
го го
2 0 О) 0 7 6
1 ю 2 8 7
1 ю ю ю
го
О) со со
6782
1130
Доля в ВВП, % со" 00 со~ о со ю со" со~ о со~ 1 - -
Государственные расходы
на здравоохранение
(государственная программа «Развитие здравоохранения») 3319 3943 4195 4049 3862 3686 3535 23 269 3358 560
в постоянных ценах 2018 г.
(план), млрд руб.
Расчет: 10% ежегодный
рост государственного 28 165
финансирования здравоохранения 3319 3650 5 VI о 4417 4859 5345 5879 8254 1376
в постоянных ценах
2018 г., млрд руб.
Расчет: 10% ежегодный
рост государственных расходов на здравоохранение 3319 3807 4346 4973 5687 6507 7444 32 763 12 852 2142
в текущих ценах, млрд руб.
Доля в ВВП расчетного варианта, % со~ ю со~ 3,8% VI со о ю" 1 - -
Разница между плановым и расчетным вариантами, млрд руб. (в текущих ценах) о -305 -194 5 VI 4 1167 2019 2968 6070 6070 1012
ВВП в текущих ценах, млрд руб. (базовый вариант прогноза Минэкономразвития России 103 876 109 086 114 375 122 234 130 790 139 837 149 488 1 - -
в год в постоянных ценах (см. таблицу), из них 110 млрд руб. на инфраструктуру уже выделено. Такой рост государственных расходов на здравоохранение к 2024 г. будет соответствовать 5% ВВП. Это как раз тот уровень, который уже сегодня сложился в «новых-8» странах ЕС, где ОПЖ составляет 78 лет.
Пути направления дополнительных средств (710 млрд руб. в год в среднем)
I. Ликвидация дефицита медицинских кадров путем повышения оплаты их труда (не менее чем в 1,5 раза) и выравнивание ее по регионам. На это потребуется около 320 млрд руб., при этом опережающим темпом должна расти оплата труда медицинских работников первичного звена и в сельской местности. Потребуются также новые подходы к организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
II. Масштабное повышение квалификации медицинских кадров, причем опережающими темпами - организаторов здравоохранения, на это потребуется 60 млрд руб., в том числе индексация оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов (не менее 300% к средней оплате труда в экономике); повышение их квалификации, создание условий в медицинских организациях для непрерывного образования.
III. Реализация программы всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях - 300 млрд руб.
IV. Увеличение тарифов по оплате медицинских услуг для включения современных методов лечения и на увеличение объемов медицинской помощи в связи с ростом числа заболевших -10 млрд руб.
V. Реализация программ по снижению заболеваемости и смертности детей и подростков, а также по снижению смертности от инфекционных заболеваний - 20 млрд руб. (по 10 млрд руб.).
Увеличение оплаты труда медицинских работников одновременно будет способствовать росту покупательной способности населения, а значит, и развитию экономики РФ. Только при названном увеличении финансирования и расходовании средств на обозначенные приоритеты будет возможен рост ОПЖ до 77-78 лет к 2024 г., повышение удовлетворенности населения и медицинских работников, а значит, снижение социальной напряженности в обществе.
Любой министр здравоохранения, назначенный на должность, обязан представить программу действий, включающую вышеназванные меры, обсудить ее с профессиональным экспертным сообществом, а также постоянно отслеживать обратную связь с населением и медицинскими работниками в центре и регионах. Каждые полгода он должен отчитываться перед Государственной Думой о состоянии в отрасли.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США); руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пиро-гова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: vshouz@vshouz.ru https://orcid.org/0000-0003-0986-6743
6 Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения. 3-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. Том Б, № 1, 2020 15
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020.
2. Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294.
3. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 20142016 гг. / Минздрав России.
4. Паспорт Национального проекта «Здравоохранение» / Минздрав России. Москва, 2019. 55 с.
5. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019: 416 с.
6. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры : статистические материалы / ЦНИИОИЗ Минздрава России. Москва, 2019.
7. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Основные показатели здравоохранения : статистические материалы / ЦНИИОИЗ Минздрава России. Москва, 2019.
8. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Средний медицинский персонал : статистические материалы / ЦНИИОИЗ Минздрава России. Москва, 2019.
9. Европейская база данных о смертности / WHO Mortality Database [Электронный ресурс]. URL: http:// apps.who.int/healthinfo/statistics/mortality/whodpms/.
10. ЕМИСС / база данных Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/.
11. Здоровье для всех / база данных ВОЗ [Электронный ресурс]. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/ hfa-explorer/.
12. Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru.
13. Healthy People 2020 Database [Электронный ресурс]. URL: https://www.healthypeople.gov/2020/data-search/About-the-Data.
14. OECD.Stat/база данных ОЭСР [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/.
REFERENCES
1. State of the Nation message of President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 15.01.2020 «State of the Nation message by the President to the Federal Assembly». (in Russian)
2. State program of the Russian Federation «Development of health care», approved by a decree of the Russian Federation Government as of 15.04.2014 No. 294. (in Russian)
3. State report on the realization of public policy in the sphere of health protection for the years 2014-2016. Russian Ministry of Health. (in Russian)
4. Passport of the Nationwide project «Healthcare Service». Ministry of Health of Russia. Moscow, 2019: 55 p. (in Russian)
5. Ulumbekova G.E. Public Health Care of the Russian Federation. What needs to be done. Status and recommendations: 2019-2024. 3rd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2019: 416 p. (in Russian)
6. Resources and activities of the health care organizations. Health care workforce: statistical materials. TsNIIOIZ at the Russian Ministry of Health. Moscow, 2019. (in Russian)
7. Resources and activities of the health care organizations. Key indicators of health care: statistical materials. TsNIIOIZ at the Russian Ministry of Health. Moscow, 2019. (in Russian)
8. Resources and activities of the health care organizations. Average medical personnel: statistical materials. TsNIIOIZ at the Russian Ministry of Health. Moscow, 2019. (in Russian)
9. European database on mortality / WHO Mortality Database [Electronic resource]. URL: http://apps.who.int/ healthinfo/statistics/mortality/whodpms/.
10. EM ISS / database of the Rosstat [Electronic resource]. URL: https://fedstat.ru/. (in Russian)
11. Health for all / the database of WHO [Electronic resource]. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/hfa-explorer/.
12. Rosstat [Electronic resource]. URL: http://www. gks.ru. (in Russian)
13. Healthy People 2020 Database [Electronic resource]. URL: https://www.healthypeople.gov/2020/data-search/About-the-Data.
14. OECD.Stat/database of OECD [Electronic resource]. URL: https://stats.oecd.org/.