Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В 2021-2023 ГГ'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В 2021-2023 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DRAFT FEDERAL LAW / FEDERAL BUDGET EXPENDITURES / GOVERNMENT SPENDING ON HEALTH CARE / HEALTH CARE FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна, Петрачков Иван Валерьевич

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 г. Тем не менее содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики. Это определяет основы формирования федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., ориентированного в значительной мере на решение неотложных задач социальной сферы, в том числе укрепление системы здравоохранения. Однако предусмотренные проектом федерального бюджета средства на финансирование здравоохранения все же не позволяют устранить накопившиеся проблемы и не обеспечивают возможности дальнейшего устойчивого развития отрасли, значимость которой в условиях пандемии возросла многократно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улумбекова Гузель Эрнстовна, Петрачков Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC RATIONALE OF PROPOSALS TO INCREASE THE FEDERAL BUDGET ON HEALTHCARE IN 2021-2023

The global coronavirus pandemic has made adjustments to the implementation of fiscal policy in 2020. However, contributing to the achievement of the country's national development goals remains a key fiscal policy objective. This determines the foundations for the formation of the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023, focused, to a large extent, on solving urgent problems of the social sphere, including strengthening the health care system. However, the funds envisaged by the draft federal budget for financing health care still do not allow to eliminate the accumulated problems and do not provide opportunities for further sustainable development of the industry, the importance of which, in the context of a pandemic, has increased many times

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В 2021-2023 ГГ»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Финансово-экономическое обоснование предложений по увеличению расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021-2023 гг.

Улумбекова Г.Э.1- 2, 1 Высшая школа организации и управления здравоохранением -Петрачков И.В.1 Комплексный медицинский консалтинг (ВШОУЗ-КМК), 115035,

г. Москва, Российская Федерация 2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 г. Тем не менее содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики. Это определяет основы формирования федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., ориентированного в значительной мере на решение неотложных задач социальной сферы, в том числе укрепление системы здравоохранения. Однако предусмотренные проектом федерального бюджета средства на финансирование здравоохранения все же не позволяют устранить накопившиеся проблемы и не обеспечивают возможности дальнейшего устойчивого развития отрасли, значимость которой в условиях пандемии возросла многократно.

Ключевые слова:

проект федерального закона, расходы федерального бюджета, государственные расходы на здравоохранение, финансирование здравоохранения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Петрачков И.В. Финансово-экономическое обоснование предложений по увеличению расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021-2023 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 4. С. 54-59. 001: 10.24411/2411-8621-2020-14003 Статья поступила в редакцию 15.10.2020. Принята в печать 15.11.2020.

Financial and economic rationale of proposals to increase the federal budget on healthcare in 2021-2023

Ulumbekova G.E.1,2, 1 Graduate School of Healthcare Organization Petrachkov I.V.1 and Management - Complex Medical Consulting

(VSHOUZ-KMK), 115035, Moscow, Russian Federation 2 Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), 117997, Moscow, Russian Federation

The global coronavirus pandemic has made adjustments to the implementation of fiscal policy in 2020. However, contributing to the achievement of the country's national development goals remains a key fiscal policy objective. This determines the foundations for the formation of the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023, focused, to a large extent, on solving urgent problems of the social sphere, including strengthening the health care system. However, the funds envisaged by the draft federal budget for financing health care still do not allow to eliminate the accumulated problems and do not provide opportunities for further sustainable development of the industry, the importance of which, in the context of a pandemic, has increased many times

Keywords:

draft federal law, federal budget expenditures, government spending on health care, health care financing

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of Interests.

For citation: Ulumbekova G.E., Petrachkov I.V. Financial and economic rationale of proposals to increase the federal budget on healthcare in 2021-2023. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2020; 6 (4): 54-9. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-14003 (in Russian) Received 15.10.2020. Accepted 15.11.2020.

В 2020 г. государственные расходы на здравоохранение (средства федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, средства ОМС), по предварительным оценкам, возрастут на 15% (на 600 млрд руб.) по сравнению с 2019 г.1. Это дополнительное финансирование расходов на здравоохранение в связи с эпидемией (выплаты медицинским работникам, приобретение лекарств и оборудования) и по национальному проекту «Здравоохранение».

В 2021-2023 гг. также предусмотрены расходы на национальный проект «Здравоохранение» (около 240 млрд руб. в год) и дополнительные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения (около 90 млрд руб. в год), запланированные преимущественно на обновление инфраструктуры медицинских организаций (строительство и оснащение оборудованием). Это важный шаг в увеличении государственного финансирования здравоохранения, однако недостаточный, чтобы решить другие важнейшие

1 Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», представленный Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 30 сентября 2020 г. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7.

накопившиеся проблемы отрасли, препятствующие увеличению доступности и качества медицинской помощи населению.

В целом запланированные государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах в 2021 г. останутся на уровне 2020 г., а к 2023 г. вырастут по плану всего на 8%. Однако в ценах с поправкой на инфляцию расходы на здравоохранение в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. - на 4%. Это произойдет преимущественно за счет федерального бюджета, расходы которого в ценах с поправкой на инфляцию в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшатся на 14%, а к 2023 г. - на 23%. Следует также отметить, что предусмотренный в 2021 г. рост расходов ФОМС на 7% вряд ли произойдет. Это связано с затянувшейся второй волной эпи-

демии и, как следствие, усугублением финансово-экономического кризиса и снижением заработных плат работников, с которых начисляются взносы в систему ОМС. Соответственно в 2021 г. по отношению к 2020 г. государственные расходы на здравоохранение и вовсе сократятся в текущих ценах (табл. 1).

Как видно из табл. 1, за этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП - с 4,1% в 2020 г. до 3,6% в 2023 г. При этом государственные расходы в РФ сегодня и так в 1,4 раза ниже в сопоставимых показателях, чем в «новых-8» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), соответственно 3,5 и 5% ВВП в 2019 г. В этих странах уже сегодня показатель ожидаемой продол-

Таблица 1. Государственные расходы на здравоохранение в 2018-2023 гг. в постоянных и текущих ценах

Расходы бюджетов бюджетной системы и ОМС на здравоохранение

Отклонения, % |

Наименование 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2021/ 2020 2023/ 2020

Текущие цены, млрд руб.

Федеральный бюджет 537,3 713,0 1 264,7 1 129,4 1 134,8 1 100,9 -11% -13%

Средства ОМС 1 988,5 2 186,7 2 368,6 2 545,4 2 658,0 2 798,0 7% 18%

Консолидиро-

ванные бюджеты 790,1 905,3 760,7 753,2 798,2 849,1 -1% 12%

субъектов РФ

Итого 3 315,9 3 805,0 4 394,0 4 428,0 4 591,0 || 4 748,0 1% 8%

Доля ВВП 3,5 4,1 3,8 3,7 3,6 х х

Постоянные цены 2018 г., млрд руб.

Федеральный бюджет 537,3 688,0 1 171,6 1 004,4 968,9 902,3 -14% -23%

Средства ОМС 1 988,5 2 110,2 2 194,3 2 263,7 2 269,3 2 293,3 3% 5%

Консолидиро-

ванные бюджеты 790,1 873,6 704,7 669,9 681,5 695,9 -5% -1%

субъектов РФ

Итого 3 315,9 3 671,8 4 070,6 3 938,0 3 919,7 || 3 891,6 -3% -4% I

Справочно

ВВП, трлн руб. 104,6 109,1 107,3 114,9 123,1 131,9 х х

Уровень инфляции, % 4,3 3,5 4,0 4,0 4,0 4,0 х х

Примечание. Здесь и в табл. 2: ОМС - обязательное медицинское страхование; ВВП - валовой внутренний продукт.

Таблица 2. Запланированные и необходимые расходы на здравоохранение 2021-2024 гг.

Расходы на здравоохранение - запланировано и необходимо

| Отклонения, % |

Наименование 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2021/ 2020 2023/ 2020

Запланировано, млрд руб.

Текущие цены 3 805,0 4 394,0 4 428,0 4 591,0 4 748,0 4 748,0 1% 8%

Постоянные цены 3 805,0 4 218,2 4 080,8 4 061,8 4 032,7 -3% -4%

Доля в ВВП 3,5 4,1 3,8 3,7 3,6 х х

Необходимо, млрд руб.

Постоянные цены 3 805,0 4 218,2 4 500,4 4 901,0 5 265,4 5 593,5 7% 25%

Текущие цены 3 805,0 4 394,0 4 883,3 5 539,5 6 199,3 6 860,0 11% 41%

Доля в ВВП 4,1% 4,3% 4,5% 4,7% 5,0%

Необходимо дополнительно, млрд руб.

По отношению

к запланирован- 0,0 455,3 948,5 1 451,3 2 112,0

ному

По отношению

к предыдущему 512,7 493,2 502,8 660,7

году

Справочно

ВВП, трлн руб. 109,1 107,3 114,9 123,1 131,9 137,2 х х

Уровень инфляции, % 3,5 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 х х

жительности жизни, который является ключевой характеристикой здоровья населения, составляет почти 78 лет, а в РФ - только 73,3 года2.

В ситуации продолжения эпидемии и выгорания медицинских работников, накопившегося потока пациентов, требующих лечения по другим показаниям, а также нерешенных до эпидемии проблем (низкая оплата труда и существенный дефицит медицинских кадров, недофинансирование медицинской науки и образования, недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях и др.), сокращение государственного финансирования здравоохранения опасно. Это приведет к дальнейшему снижению гарантированной бесплатной медицинской помощи и нарастанию критических проблем в отрасли. Как следствие, не будут достигнуты

национальные цели, поставленные Президентом РФ, и вырастет недовольство населения.

Для решения названных проблем необходимо изыскать дополнительные средства федерального бюджета в 2021 г. по отношению к 2020 г. - 512 млрд руб., в 2022 г. - 946 млрд руб. (или 493 млрд руб. к уровню 2021 г.), в 2023 г. -1451 млрд руб. (или 503 млрд руб. к уровню 2022 г.), в 2024 г. - 2212 млрд руб. (или 661 млрд руб. к уровню 2023 г.). Этот расчет сделан исходя из того, что государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно к 2024 г. увеличиться до 5% ВВП, как в «новых-8» странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (табл. 2).

Распределение дополнительных объемов финансирования и расчеты по укрупненным ста-

2 Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.

тьям расходов по годам представлены в табл. 3. Все расчеты сделаны исходя из необходимости поэтапного повышения расходов по важнейшим статьям до заданного уровня к 2024 г. Сначала расчет сделан в постоянных ценах 2019 г., затем полученные значения переведены в текущие цены с учетом инфляции.

Расчет по основным статьям расходов

1) Увеличение оплаты труда медицинских работников (врачи, медицинские сестры и младший медицинский персонал). В 2019 г. фонд оплаты труда (ФОТ) медицинских работников в государственных и муниципальных медицинских организациях составлял около 1,7 трлн руб. (с начислениями). К 2024 г. повышение оплаты труда медицинских работников должно произойти не менее чем в 1,5 раза в ценах 2019 г. Это позволит

приблизить их оплату труда до уровня той, которая сегодня сложилась у работников силовых ведомств, в том числе у военнослужащих (для справки: сегодня выпускник военного училища после 4 лет обучения получает около 50 тыс. руб. в месяц, а начинающий врач после 6 лет обучения - 20 тыс. руб. в среднем на 1 ставку). Тогда в 2024 г. ФОТ медицинских работников с начислениями в ценах 2019 г. составит 2,6 трлн руб. (для справки: расчеты не предусматривают поправки на увеличение численности врачей - минимум +10% к 2024 г., эти поправки можно будет сделать в 2021 г.). Таким образом, к 2024 г. по сравнению с 2019 г. дополнительно потребуется около 850 млрд руб. в постоянных ценах, а в текущих ценах - около 990 млрд руб. Причем более 30% этих средств вернется в бюджет в виде взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

Таблица 3. Дополнительные расходы на здравоохранение по основным статьям расходов в 2021-2024 гг.

| Дополнительные расходы на здравоохранение 2021-2024 г., трлн руб. | 2024/

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2019

Постоянные цены 2019 г.

Необходимый ФОТ с начислениями 1,70 1,70 2,04 2,21 2,47 2,55 50%

Дополнительные средства на ФОТ к базе 2019 г. 0,00 0,00 0,34 0,51 0,77 0,85

Необходимые расходы на систему всеобщего лекарственного обеспечения 0,22 0,22 0,30 0,40 0,50 0,60 170%

Дополнительные средства на систему лекарственного обеспечения к 2019 г. 0,00 0,00 0,08 0,18 0,28 0,38

Дополнительные расходы на новые целевые программы, в том числе на повышение квалификации врачей и увеличение финансирования медицинской науки 0,00 0,00 0,05 0,10 0,12 0,15 150 млрд руб.

Итого дополнительно к уровню 20192020 гг. 0,00 0,00 0,47 0,79 1,17 1,38

Текущие цены

Необходимо дополнительно к уровню 2019-2020 гг. 0,49 0,85 1,30 1,60

Данные из табл. 2 - необходимое дополнительное финансирование к запланированному, при условии что государственные расходы на здравоохранение поэтапно повысятся до 5% ВВП к 2024 г. 0,45 0,95 1,45 2,12

2) Внедрение системы всеобщего лекарственного обеспечения. В 2019 г. на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (по рецепту врача) из всех источников потрачено около 220 млрд руб. В «новых-8» странах ЕС расходы по этой статье в 2,8 раза больше в сопоставимых деньгах, чем в РФ (соответственно $185 и $65 ППС на душу населения). Если к 2024 г. государственное финансирование по этой программе достигнет уровня «новых-8» стран ЕС, то тогда в 2024 г. в РФ на эту программу потребуется около 600 млрд руб. в ценах 2019 г. Это 380 млрд руб. дополнительно в постоянных ценах или 444 млрд руб. в текущих ценах.

3) Реализация дополнительных целевых программ: на это к 2024 г. по отношению к 2019 г. потребуется дополнительно 150 млрд руб. в постоянных ценах, а в текущих ценах - 175 млрд руб. После разработки этих программ потребуется уточнение расчетов. Необходимые дополнительные программы:

■ по снижению заболеваемости и смертности детей и подростков (для справки: в РФ смертность детей в 1,5 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития);

■ по развитию медицинского образования и науки (для справки: финансирование медицинской науки в РФ в доле ВВП в 8-10 раз ниже, чем в развитых странах);

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

■ по охране психического здоровья граждан и снижению распространенности наркомании (для справки: в РФ общая заболеваемость психическими болезнями составляет 6 млн чел. и постоянно растет);

■ по реализации масштабной межведомственной программы по общественному здоровью (для справки: в РФ потребление алкоголя на 9% выше, чем в «новых-8» странах ЕС, и на 35% выше, чем в Канаде и США, а распространенность курения в 1,4 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС, и в 3 раза выше, чем в Канаде и США).

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по предварительным расчетам, в 2021 г. к уровню 2020 г. дополнительно как минимум потребуется около 490 млрд руб., в 2022 г. - 850 млрд руб. (или 360 млрд руб. к уровню 2021 г.), в 2023 г. - 1300 млрд руб. (или 450 млрд руб. к уровню 2022 г.), а в 2024 г. -1600 млрд руб. (или 300 млрд руб. к уровню 2023 г.). Все эти дополнительные расходы сбалансированы с бюджетом на здравоохранение при условии, что он к 2024 г. поэтапно вырастет до 5% ВВП (см. табл. 2). Причем по расчетам, представленным в табл. 2, в 2023 и 2024 гг. остаются определенные резервы, которые могут быть направлены на увеличение численности медицинских работников и решение других вопросов.

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0986-6743

Петрачков Иван Валерьевич (Ivan V. Petrachkov) - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением - Комплексного медицинского консалтинга (ВШОУЗ-КМК), Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4110-0430

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.