ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Финансирование системы здравоохранения РФ: динамика, прогнозы, сравнение с развитыми странами
Улумбекова Г.Э.1- 2, 1 Высшая школа организации и управления здравоохранением, АЛЬВИаНСКаЯ Н.В.1 115035, г. Москва, Российская Федерация
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация
Несмотря на вызовы, обусловленные последствиями глобальной пандемии, достижение национальных целей развития страны остается стратегическим направлением государственной политики в области здравоохранения.
Для устойчивого роста численности населения, увеличения средней продолжительности жизни в России, которая в 2030 г. должна составить 78 лет, крайне необходимо обеспечить доступность и качество медицинской помощи, которые, в свою очередь, напрямую зависят от уровня государственного финансирования здравоохранения.
В настоящей статье анализируются основные параметры финансирования здравоохранения РФ в период 2012-2020 гг. и в сравнении с развитыми странами ЕС, осуществляется их оценка на перспективу 2022-2024 гг., приводятся основные выводы о сохранении в РФ низких параметров государственного финансирования здравоохранения, что исключает возможность решения острейших проблем дефицита медицинских кадров, недостаточности бесплатного лекарственного обеспечения населения, недостаточности объемов бесплатной медицинской помощи и становится реальным препятствием для реализации мер, направленных на достижение национальных целей развития РФ.
Ключевые слова:
достижение национальных целей развития РФ в здравоохранении, качество и доступность медицинской помощи, финансирование здравоохранения РФ
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Альвианская Н.В. Финансирование системы здравоохранения РФ: динамика, прогнозы, сравнение с развитыми странами // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 3. С. 36-47. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-3-36-47 Статья поступила в редакцию 01.09.2021. Принята в печать 25.09.2021.
Health care system financing in the Russian Federation: dynamics, prognoses, comparison with developed countries
Ulumbekova G.E.'-2, 1 Graduate School of Healthcare Organization and Alvianskaya N.V.1 Management (VSHOUZ), 115035, Moscow, Russian Federation
2 Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation
Despite the challenges posed by consequences of the global pandemic, achieving the country's national development objectives remains a strategic direction of public health policy.
For sustainable population growth and an increase in average expectation of life in Russian Federation, which should reach 78 years in 2030, it is imperative to ensure availability and good quality of medical care, which in turn directly depend on the level of government funding for healthcare.
This article analyzes main parameters of healthcare financing in the Russian Federation in the period 2012-2020, and assesses them for the future 2022-2024, in comparison with parameters of developed EU countries. The article presents main conclusions on persistence of low parameters of government funding for healthcare in the Russian Federation, which exclude possibility of solving the acute problems of shortage of health care workers, insufficient free drug provision of population, insufficient volumes of free medical care and become a major setback to implementation of measures aimed at achieving national development goals of the Russian Federation.
Keywords:
achieving national development goals of the Russian Federation in public health service, quality and availability of medical care, healthcare financing in the Russian Federation
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.
For citation: Ulumbekova G.E., Alvianskaya N.V. Health care system financing in the Russian Federation: dynamics, prognoses, comparison with developed countries. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (3): 36-47. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2021-7-3-36-47 (in Russian) Received 01.09.2021. Accepted 25.09.2021.
I. Обшие принципы
финансирования
здравоохранения
Финансирование здравоохранения складывается из государственных и частных (личных)
расходов. Государственные расходы на здравоохранение формируются из средств бюджетов всех уровней: федерального, регионального и муниципального, а также средств обязательного медицинского страхования (далее -ОМС)1. Частные (личные) расходы на здраво-
1 В данном контексте расходы на здравоохранение, осуществляемые за счет средств местных бюджетов, рассматриваются как государственные расходы на здравоохранение.
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 25%
В «новых-8» странах ЕС доля частных —
27% (в 1,3 раза ниже)
Рис. 1. Источники государственного финансирования здравоохранения РФ, 2020 г.
охранение складываются из взносов населения и работодателей, уплачиваемых в систему добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), а также личных средств населения, из которых оплачиваются медицинские и санаторно-курортные услуги, лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН) в амбулаторных условиях.
Нормативное регулирование финансирования здравоохранения осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Финансирование здравоохранения характеризуется различными показателями. На национальном уровне для оценки динамики, для сравнений между регионами и странами используют следующие показатели: доля расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП) и валовом региональном продукте (ВРП); подушевые расходы на здравоохранение, оцененные по паритету покупательной способности доллара ($ППС); подушевые расходы в текущих и постоянных ценах.
Финансирование здравоохранения и национальные цели развития
Здоровье населения определяется социально-экономическими факторами, образом жизни
граждан, условиями внешней среды, доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи; последние напрямую зависят от уровня государственного финансирования здравоохранения. При этом степень влияния указанных факторов различна для каждой страны.
В РФ ввиду хронического недофинансирования здравоохранения зависимость показателей здоровья населения от уровня финансирования отрасли очень высокая. Исследования Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) показывают, что для достижения национальной цели развития страны: повышения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2030 г. -даже при самых благоприятных условиях (ежегодном росте доходов населения на 3,5% и снижении потребления алкоголя на 40%) потребуется ежегодное увеличение государственного финансирования здравоохранения на 8%, или на 550 млрд руб. в текущих ценах, с достижением 6% доли государственных расходов на здравоохранение в ВВП к 2030 г.
II. Государственное
финансирование
здравоохранения
Источники. В РФ государственное финансирование здравоохранения формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и в консолидированных
бюджетах субъектов РФ, а также из взносов в систему ОМС. Это взносы за работающее население - 5,1% фонда оплаты труда (ФОТ), которые уплачивают работодатели, и взносы регионов за неработающее население. Все эти взносы аккумулируются в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) (рис. 1).
Объемы. По итогам 2020 г. государственные расходы (расходы бюджетов бюджетной системы) на здравоохранение составили 4964,0 млрд руб., или 4,6% ВВП (табл. 1). Основная их часть (48%) была профинансирована за счет средств ОМС (2360,5 млрд руб.). Доля средств федерального бюджета в финансовом обеспечении здравоохранения в 2020 г. составила 27% (1334,4 млрд руб.). За счет средств консолидированных бюджетов РФ в 2020 г. было профинансировано 25% государственных расходов на здравоохранение (1269,1 млрд руб.).
Динамика государственных расходов на здравоохранение (см. табл. 1). С 2012 по 2020 г. государственные расходы на здравоохранение возросли в 2,2 раза в текущих ценах, в постоянных - только на 33%. При этом с 2012 по 2018 г. эти расходы сокращались - на 4% в постоянных ценах. Рост в 2019 г. был обеспечен за счет старта национального проекта (НП) «Здраво-
охранение» (дополнительно было выделено 474 млрд руб.), а в 2020 г. - еще и за счет средств, направленных на борьбу с пандемией С0УШ-19 (1150 млрд руб.). Следует учесть, что средства НП «Здравоохранение» предназначались преимущественно на обновление инфраструктуры медицинских организаций и на увеличение объемов медицинской помощи только по одному профилю - «Онкология», а дополнительные средства в 2020 г. - на оказание медицинской помощи дополнительному потоку больных с новой коронавирусной инфекцией. Из этого следует, что в 2020 г. по сравнению с 2018 г. реального увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и тарифов на ее оказание для большинства пациентов не произошло. К 2020 г. по сравнению с 2012 г., как в текущих, так и в постоянных ценах 2012 г., самым высоким был темп прироста расходов на здравоохранение за счет средств ОМС - в 2,5 раза (на 55% - в ценах 2012 г.).
Структура государственных расходов на здравоохранение. На оказание медицинской помощи расходуется около 85% средств, из них 70% идут в фонд оплаты труда, 30% используются по другим статьям финансирования, в том числе на приобретение лекарств, медицинских
Фонд оплаты труда с начислениями 70%
2,2 трлн руб.
1,0 трлн руб.
Рис. 2. Структура государственных расходов на здравоохранение, 2019 г.
О
Таблица 1. Динамика государственных расходов на здравоохранение, 2012-2020 гг.
<
TD X
Ш
>
> >
X
го =1 TD ГО TD СГ Ш I О
ГО >
S С S X п
о о о
СП TD
ш ш
0 ш ш
1
1 https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/2022-2024.pdf.
2 https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/lssWWW.exe/Stg/d02/18.htm.
3 URL: https://roskazna.gov.ru/ispoinenie-byudzhetov/konsoiidirovannyj-byudzhet/.
4 Рассчитано: в виде разности между общими объемами государственных расходов на здравоохранение и объемами расходов на здравоохранение из средств федерального бюджета и бюджета ФОМС.
Здесь и в табл. 2: расшифровка аббревиатур дана в тексте.
Наименование показателя 2013 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020/ 2021
факт факт факт факт факт факт факт факт факт1 прирост
Макроэкономические показатели2
ВВП в текущих ценах, млрд руб. 68 103 72 986 79 030 83 087 85 616 91 843 103 862 109 242 106 968 57%
Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года 6,57 6,47 11,35 12,91 5,39 2,51 4,26 3,04 4,90 X
Государственные расходы на здравоохранение3
Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. 2283,3 2318,0 2532,7 2861,0 3124,4 2820,9 3315,9 3805,0 4964,0 2,2 р.
Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд руб. 2283,3 2177,1 2136,3 2137,3 2214,7 1950,6 2199,2 2449,2 3045,9 33%
Государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП 3,4% 3,2% 3,2% 3,4% 3,6% 3,1% 3,2% 3,5% 4,6% X
из них: расходы федерального бюджета
расходы федерального бюджета в текущих ценах, млрд руб. 613,8 502,0 535,5 516,0 506,3 439,8 537,3 713,0 1 334,4 2,2 р.
расходы федерального бюджета в ценах 2012 г., млрд руб. 613,8 471,5 451,7 385,5 358,9 304,1 356,4 458,9 818,8 33%
из них: расходы бюджета ФОМС
расходы бюджета ФОМС в текущих ценах, млрд руб. 932,2 1048,0 1268,0 1638,2 1589,6 1654,3 1987,8 2186,7 2360,5 2,5 р.
расходы бюджета ФОМС в ценах 2012 г., млрд руб. 932,2 984,3 1069,6 1223,8 1126,8 1143,9 1318,4 1407,5 1448,4 55%
из них: расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ
расходы бюджетов субъектов РФ в текущих ценах, млрд руб. 737,3 768,0 729,2 706,8 1028,5 726,8 790,8 905,3 1269,1 72%
расходы бюджетов субъектов РФ в ценах 2012 г., млрд руб. 737,3 721,3 615,1 528,0 729,0 502,6 524,5 582,7 778,7 5%
в
s
X
>
о 8 S
изделий, лечебное питание, обслуживание медицинского оборудования, содержание зданий, транспортные расходы, услуги связи, административные расходы и др. (рис. 2). В разрезе видов медицинской помощи указанная структура расходов, однако, отличается. Так, доля расходов на оплату труда при оказании амбулаторной медицинской помощи составляет почти 80%. В структуре расходов стационарной медицинской помощи она меньше: в условиях круглосуточного стационара - 65,1%, дневного стационара - 44,3%. Расходы на медикаменты при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях составляют только 5%, в то время как в круглосуточном стационаре их доля достигает 14%, а в условиях дневного стационара - 37%2.
Расходы на здравоохранение в разрезе субъектов РФ. Сегодня в РФ государственные расходы на здравоохранение (ОМС и бюджеты всех уровней) в расчете на душу населения существенно разнятся по субъектам РФ. Так, в 2019 г. средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения составила 18,8 тыс. руб. При этом в 66 регионах из 85 (80%) подушевые расходы были меньше средневзвешенных по РФ. Разница в подушевых расходах между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составила почти 2 раза (26,1 и 14,3 тыс. руб. на душу населения). Такое положение свидетельствует о значительном неравенстве в доступности медицинских услуг для граждан, проживающих в различных субъектах РФ (рис. 3).
Прогноз расходов на здравоохранение РФ с 2021 по 2024 г. (табл. 2). Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., разработанными Минфином России в соответствии со ст. 165 Бюджетного
кодекса РФ (далее - Основные направления бюджетной политики на 2021-2023 гг.), государственные расходы на здравоохранение должны увеличиться в 2021 г. по сравнению с 2020 г. -на 2%, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. - на 3%, в 2023 г. по сравнению с 2022 г. - на 4% и, наконец, в 2024 г. по сравнению с 2023 г. -на 5%. Таким образом, в период с 2022 по 2024 г. планируется ежегодный прирост бюджетных расходов на здравоохранение так, что к 2024 г. по сравнению с 2020 г. расходы на здравоохранение в текущих ценах должны увеличиться на 14%.
Однако в пересчете на цены 2012 г.3 реального увеличения расходов на здравоохранение не будет, в 2024 г. по сравнению с 2020 г. произойдет сокращение их объемов на 4%. Снизится и прогнозируемая доля расходов на здравоохранение в ВВП - с 4,6% в 2020 г. до 3,7% в 2024 г.
Наиболее значительным станет уменьшение расходов на здравоохранение за счет средств федерального бюджета - на 7% в текущих ценах и на 22% - в ценах 2012 г. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в текущих ценах к 2024 г. должны возрасти на 3% по сравнению с 2020 г. Однако в пересчете на цены 2012 г. их объемы уменьшатся на 14%.
Исключением будут только средства бюджета ФОМС, по которому прогнозируется значительный прирост расходов на здравоохранение к 2024 г. - на 32% в текущих ценах и на 11% в ценах 2012 г.
Такая ситуация с государственным финансированием здравоохранения однозначно не даст возможности исправить острейшие проблемы российского здравоохранения: ни повысить оплату труда медицинских работников и привлечь дополнительные кадры в отрасль, ни увеличить объемы бесплатной медицинской
2 Данные ВШОУЗ об итогах реализации в 2019 г. программы государственных гарантий на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг., в том числе по фактической структуре расходов по экономическим статьям затрат при оказании различных видов медицинской помощи.
3 Динамика государственных расходов с 2020 по 2024 г. в постоянных ценах 2012 г. будет соответствовать динамике цен в постоянных ценах 2020 г.
М
< "о
X
ш
>
> >
X
го =1 "О
го
"О
сг ш
I
о
го >
с ^
X
п
о
О О СП "О
ш ш О ш ш х
В з
х
>
Подушевые государственные расходы на здравоохранение (ОМС и средства консолидированных бюджетов), деленные на коэффициент дифференциации, тыс. руб. (2019 г.)
35,0
30,0
25,0
20,0
15,0
10,0
ЦФО
I
00 со со со' со-Э-
СЗФО
ЮФО
ПФО
-°>СО Г-. Ц-. Г СО (£, (о - СО. см ^л-т-ГГШшСО^.
СФО
- Ш Ш (ОЩр^
о
3
ЗООООООООООООООООО
ш о 2 Л
»ОООООООС,
¿Цё её 111.111
1 ц^ОО!
1 « I11 §
го В" о о 5 ее о ее ее 3
5 ою | СП О- 111111
£
_ МО МО МО о_МО МО ^ ш $ _э000^"00[г;0с|00)-5 к к се се се 'О сЕх© о; о; р
в 3 о £
Еш о^
1 ПО- ДП ООО
>:=: >:=: с; с; с: 5
ООО ¡5 о о о о.ох
о: о: о: < о: ее ее §
ООО § 2 § § § § х
о « 3 !|Д|Ц Iе
«51
со ® О 1 П= 0_
о ^
к ^ §Х ® он
\о 5- мо
Рис,
5 ^ Источник: Казначейство РФ. Расчет ВШОУЗ.
о_
3. Подушевые расходы субъектов РФ в 2019 г. за счет средств ОМС и средств консолидированных бюджетов субъектов РФ
* я & 3 8 л
« я & 3 8 |
сч о сч
С\1
о сч
о <
о го о.
ф
со ь
о
.
го
■а
о
.
сч 16
ю .я
0
1
га
о &
со
О О Ю ■Н 1Я
■н
о о о ■н
■н
о о со со со ■н
о о
сч ■н
00 10 о
СО
3
о о
о о
о о
о 00
о
СП
го <
о
<и
.0
<
<и
(В 3"
X
со со
чО о4 " •чО О4 X
СЧ X
Щ
I Щ
I со
I
о
Щ
со
о.
3
I
со
а. щ
3
I
I щ
К
о
.
со §
,о
о
40
ю 10 ю
со
1Я
о 1-7 00 ■н
1Я
о о" 10 о
1Я
о
10 о
С! Я)
оч оо" 00 00 оч
оч
СП 00 оч
со го
СП
оч
сп
Ю~
о го
оч н о оч
X
го
< о
а Я)
ю а
8 £ 3 01
00 00
сп оо"
со
со со
го
а <
< о
а Я)
<
о
о.
го ^ Я <
00
со сч ■н
ю н ■н сч ■н
ю
1Я
сч ■н
СО
сч" 10 со ■н
со со ■н
га н ш
<2 ю
л
<
га £1 ш
с ф
с
и га £1
СО 00 со
со
СП ^
со
О) со
о"
О)
00 00 н 00
го ф
<г
ю о
а
<и <
<и <
о
X
<
а <
04
н о оч
X
го ф
<г
ю о
а
<и <
<и <
о
X
со о" сч ■н со
о
Н
ю о сч
■н
Н
о 00 сч
ю
СЧ"
о
1Я
сч
ю о" со со сч
о в
га н
<4
2 ю
с
и га £1
00 00 о со
00 04 00 ю
тН
оч со ю н
со оо" о ю н
00 з
ю а
<
а <
04
н о оч
X
го
о о
о ©
< о
X
о ©
< о
X
в
а.
са о £
ш &
&
со о
2 ю
X
га со о о.
С
<
О и
С
и га
.
3
в
О-
< о
X
%
СО 4 -1
-13% % 00 -1
1300,9 670,7
1214,5 651,2
1140,4 636,0
1105,2 641,0
1269,1 ¿'ЯП
ю ^ а ю ^ а < а
< а <
тз тз о о
о о
^^^^
(0
и
о о
(0 ^^^^
со со о о
о. &
43 X I
<и
I
(0
I
0 ю (0 а
э (0
1 Щ
о
I?
(0 а х 5 со 5 <в
0
X
а) х
1
<в
I
(0
и
0 ю (0 а
э
со
1 Щ
о
1« а
^ а о, 3
о I £
о, м 0, Ез
О сх
сч со ^^^
| Р
со — О
а ® £ £
< о
X
.С
ся ся ■с -с
I
и 9
о \о
го Е2
ф -0
^ (С СО
с»
1с ^^
& <0 ■с о.
о
э
о
X
Платные санаторно-курортные услуги
Рис. 4. Структура частных расходов на здравоохранение в 2019 г.
помощи и их финансовое обеспечение, ни расширить объемы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях.
III. Частные (личные) расходы на здравоохранение
Частные расходы складываются из расходов граждан и организаций на платные медицинские услуги, включая медицинские услуги по договорам ДМС, платные санаторно-курортные услуги, расходы граждан на приобретение ЛС в амбулаторных условиях и ИМН индивидуального пользования.
В РФ в структуре частных расходов преобладают расходы населения на ЛС в амбулаторных условиях и ИМН. В 2019 г. доля указанных расходов в объеме частных расходов на здравоохранение составляла 58%. Расходы на платные медицинские услуги по договорам с организациями и населением составляли 36%, расходы на платные санаторно-курортные услуги - 6% (рис. 4).
Млрд руб.
700 -
600 -
500 -
400 -
300 -
200 -
100-
Млрд руб. 450
400 350 300 250 200 150 100 50
0-1-I-I-I I I-I-I-I-I-I-I-I-I-I-ю
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Источник: Росстат. Расчет ВШОУЗ.
Рис. 5. Динамика частных расходов на здравоохранение в постоянных ценах 2005 г.
Доля ВВП, %
18-, 51614121086420-
Общие расходы, в том числе государственные расходы
«Новые-8» страны ЕС включают: Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России, Казначейство РФ, Росстат, база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК Рис. 6. Расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
Начиная с 2005 г. частные расходы на здравоохранение в текущих ценах возросли в 6,4 раза, в постоянных ценах - в 2,2 раза (2005 г. - 100%), при этом расходы на ЛС в амбулаторных условиях возросли в постоянных ценах в 2,4 раза (рис. 5).
IV. Сравнение расходов на здравоохранение в РФ и за рубежом
Государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2019 г. составили 3,5% ВВП, что в 1,5 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (5,0%), и в 2,3 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (8,0%) (рис. 6). Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 1010 $ППС4, что в 1,8 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (1850 $ППС),
и в 3,9 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (3950 $ППС) (рис. 7). Это свидетельствует о том, что здравоохранение в РФ по сравнению с «но-выми-8» странами ЕС было недофинансировано из государственных источников как минимум в 1,5 раза. Следовательно, население в РФ было вынуждено оплачивать большую, чем в развитых странах, долю расходов на здравоохранение из «своего кармана» - 35 и 27% от общих расходов (соответственно) (см. рис. 1).
Выводы
■ В 2019 г. в РФ здравоохранение по сравнению с «новыми-8» странами ЕС было недофинансировано из государственных источников как минимум в 1,5 раза (3,5 и 5% ВВП соответственно), что вынуждало население РФ оплачивать значитель-
4 1 $ППС = 25,5 руб. в 2019 г., 1 $ППС = 24,8 руб. в 2018 г. (Росстат).
$ППС на душу населения
12 000-,о
10 ООО-
Общие расходы, в том числе государственные расходы
8000-
6000-
4000-
2000-
г5 т-
о^ сш I ««ЛЬ сс^согт^ хса
- -1 ^ О
.с ц гея Е ш £5 3
гого _а ^ = ^
оп я ,
СО
о
О- 5
го
* Данные по РФ за 2019 г. предварительные «Новые-8» страны ЕС включают: Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России, Казначейство РФ, Росстат, база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК
0
Рис. 7. Подушевые расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
но большую по сравнению с указанными странами долю средств на здравоохранение из «своего кармана» (35 и 27% общих расходов соответственно).
■ С 2012 по 2020 г. государственные расходы на здравоохранение возросли только на 33% в ценах 2012 г., при этом рост был обеспечен в последние 2 года за счет НП «Здравоохранение» (преимущественно расходы на инфраструктуру здравоохранения и увеличение тарифов по профилю «Онкология») и за счет выделенных средств на борьбу с пандемией. Это означает, что реального роста объемов бесплатной медицинской помощи и увеличения финансирования медицинской помощи по другим профилям ее оказания в последние 8 лет не было.
■ С 2020 по 2024 г. в РФ сохранятся низкие параметры государственного финанси-
рования здравоохранения, что обусловит отрицательную динамику расходов на здравоохранение и снижение их объемов в постоянных ценах - на 4% и не позволит решить острейшие проблемы отрасли: дефицит медицинских кадров; недостаточные расходы на бесплатное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях; недостаточные объемы бесплатной медицинской помощи и их финансовое обеспечение. Все это произойдет на фоне увеличения потоков пациентов, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи (пациенты с новой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и те, которым помощь была отложена в предшествующие периоды), как следствие, доступность бесплатной медицинской помощи для населения РФ снизится.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель (ректор) Высшей школы организации и управления здравоохранением, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0986-6743
Альвианская Нелли Владиславовна (Nelli V. Alvianskaya) - кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, руководитель аналитического центра Высшей школы организации и управления здравоохранением, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1472-9663