УДК 336.14
DOI 10.23672/x1370-5421 -8149-e
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
профессор Института права
и национальной безопасности,
Российская академия
народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Стельмах Сергей Анатольевич
кандидат технических наук, доцент,
магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Омельченко Игорь Владимирович
магистрант факультета политологии, председатель,
Общественная наблюдательная комиссия Ростовской области igorom111 @yandex.ru
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Professor at the Institute of Law
and National Security,
Russian Academy
of the National Economy
and Public Service
President of the Russian Federation
Aleksandr V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences,
Professor,
Head of Laboratory,
South Russian Institute of Management -
branch of the Russian Academy
of the National Economy
and Public Service
President of the Russian Federation
Sergey A. Stelmakh
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor,
Master of Political Science,
South Russian Institute Management -
branch of the Russian Federation
Academy of National Economy
and Public Service
President of the Russian Federation
Igor V. Omelchenko
Master of Political Science, Chairman,
Public Monitoring Commission of the Rostov Region igoroml 11 @yandex.ru
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА
FINANCIAL SECURITY OF THE SOCIAL OBLIGATIONS OF THE STATE
Аннотация. В статье дан анализ финансового обеспечения социальных обязательства государства за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Рассматривается финансирование социальной политики, здравоохранения, образования, культуры и кинематографии, физической культуры и спорта.
Ключевые слова: бюджет, здравоохранение, культура, образование, физическая культура и спорт, фонд.
Annotation. The article provides an analysis of the financial security of the state's social obligations at the expense of the federal budget and state non-budget funds. Funding for social policy, health, education, culture and cinematography, physical culture and sports is considered.
Keywords: budget, health, culture, education, physical education and sports, foundation.
Финансовое обеспечение социальных обязательства государства осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов, государственных внебюджетных фондов [1]. В федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных социальных обязательств составляют по государственным программам Российской Федерации:
- развитие образования по 20 млн рублей на каждый год;
- социальная поддержка граждан - 53 млрд 990 млн 606,7 тыс. руб.; 55 млрд 301 млн 140,2 тыс. руб.; 57 млрд 477 млн 095,5 тыс. руб.;
- развитие культуры - 90,5 млн руб.; 99,5 млн руб.; 90,5 млн руб.;
- развитие физической культуры и спорта - по 15 млн руб. на каждый год;
- для развития пенсионной системы предусмотрено 797 млрд 522 млн 355,6 тыс. руб.; 414 млрд 754 млн 864,6 тыс. руб.; 402 млрд 077 млн 356,4 тыс. руб. [2].
В федеральном бюджете определены расходы по таким социальным разделам, как социальная политика, здравоохранение, образование, культура, кинематография, физическая культура и спорт [3].
Для финансирования социальной политики предусмотрено в 2021 году 5 трлн 576 млрд 345 млн 693 тыс. руб.; в 2022-м - 5 трлн 742 млрд 271 млн 382,6 тыс. руб.; в 2023-м - 6 трлн 051 млрд 469 млн 776 тыс. руб.
В абсолютных цифрах объем финансирования увеличивается. Вместе с тем,его доля уменьшается в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта - соответственно 4,82 %; 4,62 %; 4,55 % и в общем объеме расходов федерального бюджета - 25,91 %; увеличение до 26,23 %; уменьшение до 25,56 %.
Рассмотрим объем финансирования на 2021 год. Основные расходы в объеме 5 трлн 536 млрд 753 млн 633,9 тыс.руб. (99,28 % расходов на социальную политику) предназначены для финансирования: пенсионного обеспечения - 3 трлн 251 млрд 787 млн 653,6 тыс. руб.(58,3 %), соци-альногообслуживания населения - 19 млрд 479 млн 594,6 тыс. руб. (0,34 %); социального обеспечения населения - 1 трлн 275 млрд 462 млн 964,7 тыс. руб. (22,87 %), охраны семьи и детства - 990 млрд 023 млн 421 тыс. (17,75 %).
Максимальный размер семейного (материнского) капитала в связи с рождением, усыновлением второго или третьего ребенка и последующих де-тей,начиная с 01 января 2020 года, составляет 639431,83 рубля, величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии - 10022 руб.
За счет средств федерального бюджета финансируются следующие государственные программы Российской Федерации:
- Социальная поддержка граждан (2 трлн 004 млрд. 241 млн 747,9 тыс.руб.);
- Доступная среда (58 млрд 890 млн 948,4 тыс. руб.);
- Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (255 млрд 119 млн 528,3 тыс.руб.);
- Содействиезанятости населения (135 млрд 624 млн 915,3 тыс. руб.).
Также предусмотрены около 400 млрд руб. на выплаты малоимущим семьям с детьми до семи лет [4].
Для финансирования здравоохранения выдел е н о :
- в 2021 году 1 трлн 123 млрд 338 млн 370,5 тыс. руб. (0,97 % в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и 5,21 % в общем объеме р а сходов федерального бюджета);
- в 2022-м г., соответственно - 1 трлн 112 млрд 798 млн 844,1 тыс. руб. (0,89 % и 5 %);
- в 2023-м - 1 трлн 081 млрд 348 млн 347,8 тыс. руб. (0,81 % и 4,56 %).
В 2021 году финансируются:
- стационарная медицинская помощь (1 трлн 123 млрд 338 млн 370,5 тыс. руб.);
- амбулаторная помощь (265 млрд 770 млн 680,7 тыс. руб.);
- медицинская помощь в дневных станционерах всех типов (906 млн 275,6 тыс. руб.);
- скорая медицинская помощь (6 млрд 060 млн 497,9 тыс. руб.);
- санитарно-оздоровительная помощь (41 млрд 656 млн 335,7 тыс. руб.);
- з а готовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов (5 млрд 812 млн 174,4 тыс. руб.);
- санитарно-эпидемиологическое благополучие (3 5 млрд 646 млн 876,9 тыс. руб.).
Ф и н а нсируется Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в сумме 965 млрд 077 млн 231,2 тыс. руб.
Во всех социальных разделах федерального бюджета есть подраздел по прикладным научным исследованиям. В связи с необходимостью их проводить для преодоления пандемии коронави-руса отметим, что на научные исследования в области здравоохранения выделяется в 2021 году 44 млрд 388 млн 559,9 тыс. руб.; в 2022-м году -39 млрд 902 млн 952,1 тыс. руб.; в 2023-м году -35 млрд 508 млн 157,2 тыс. руб. [2].
Выделены 90 млрд рублей на модернизацию первичного звена здравоохранения, дополнительно 60 млрд руб. за счет повышения НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб. в год, на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями [4]. Предусмотрены 18 млрд руб. на капитальный ремонт и строительство инфекционных стационаров, 2.7 млрд руб. - на обеспечение доступности лекарств и вакцинации граждан, более 2 млрд руб. - на передвижные медицинские комплексы для сельских жителей, 3,7 млрд руб. - на компенсационные выплаты медицинским работникам, приехавшим работать в сельские населенные пункты [5].
Планируется финансовое обеспечение образования в объеме 1 трлн 078 млрд 576 млн 079,8 тыс. руб.; 1 трлн 042 млрд 316 млн 767,9 тыс. руб.; 1 трлн 081 млрд 459 млн 916,3 тыс. руб. Следовательно, объем финансирования в абсолютных цифрах сначала уменьшается, а затем увеличи-вается.Доля финансирования образования в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и в общем объеме расходов федерального бюджета уменьшается - соответственно 0,93 % и 5 %; 0,83 % и 4,76 %; 0,81 % и 4,56 %.
В 2021 году выделено на финансирование:
- дошкольного образования 43 млрд 098 млн 761,5 тыс. руб.;
- общего образования - 264 млрд 961 млн 747,8 тыс. руб.;
- среднего профессионального образования -37 млрд 223 млн 105,4 тыс. руб.;
- высшего образования - 604 млрд. 655 млн 477,4 тыс. руб.;
- дополнительного образования детей - 21 млрд 064 млн 023,7 тыс. руб.;
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации - 20 млрд 535 млн 532 тыс. руб.;
- молодежной политики - 21 млрд 075 млн 983,7 тыс. руб.
Финансируется Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» в объеме 383 млрд. 767 млн 118,4 тыс. руб. Выделены:
- 540 млн 663,7 тыс. руб. бюджетных ассигнований на организацию бесплатного горячего питания учащихся начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- 758 млн 630 тыс. руб. - на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
- 5 млрд руб. - на модернизацию инфраструктуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования [2].
Предусмотрены 10 млрд руб. на создание новых мест в сельских школах, ликвидацию третьей смены; около 17 млрд руб. - на создание дополнительных мест в сельских детских садах для детей от 1,5 до 3 лет [5].
Финансовое обеспечение культуры и кинематографии в абсолютных цифрах, процентах в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и в общем объеме расходов федерального бюджета уменьшается - соответственно, 137 млрд 558 млн 900 тыс. руб. (0,11 % и 0,63 %); 125 млрд 864 млн 738,4 тыс. руб. (0,1 % и 0,57 %); 122 млрд 358 млн 413,5 тыс. руб. (0,09 % и 0,51 %).
В 202 1 году на финансирование культуры предусмотрено 128 млрд 175 млн 973,3 тыс. руб.; кинематографии - 6 млрд 268 млн. 671 тыс. руб.; государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» - 130 млрд 026 млн 713,9 тыс. руб. [2]. На модернизацию детских школ искусств, укрепление материально-технической базы домов культуры в сельской местности предусмотрено 1,7 млрд руб. [5].
Сокращается в абсолютных цифрах, долях в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и в общем объеме расходов федерального бюджета финансирование физической культуры и спорта - соответственно, 69 млрд 216 млн 545,3 тыс. руб. (0,059 % и 0,32 %); 64 млрд 274 млн 537,2 тыс. руб. (0,051 % и 0,29 %); 53 млрд. 940 млн 507 тыс. руб. (0,04 % и 0,22 %).
В 2021 году предусмотрены средства для финансового обеспечения физической культуры в сумме 3 млрд 761 млн 956,4 тыс. руб.; массового спорта -28 млрд 980 млн 960,6 тыс. руб.; спорта высших достижений - 34 млрд 953 млн 316,9 тыс. руб.; государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» -64 млрд 701 млн 777,8 тыс. руб. Выделены бюджетные ассигнования в объеме 2 млрд руб. на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием для создания и модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и для центров развития внешкольного спорта [2].
Таким образом, анализ финансового обеспечения социальных обязательств государства в сфере социальной политики, здравоохранения, образования, культуры и кинематографии, физической культуры и спорта позволяет утверждать, что в абсолютных цифрах расходы федерального бюджета увеличиваются - соответственно, на 7 трлн 985 млрд 035 млн 588,6 тыс. руб.; 8 трлн 087 млрд 526 млн 270,2 тыс. руб.; 8 трлн 390 млрд 576 млн 960,6 тыс. руб. Доля бюджетных средств в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и в общем объеме расходов федерального бюджета уменьшается - 6,91 % и 37,1 %; 6,51 % и 36,95 %; 6,31 % и 35,44 %.
Социальные обязательства государства выполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов, расходы которых составят в 2021 году 12 трлн 975 млрд 349 млн 784,2 тыс. рублей
(11,23 % в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта); в 2022-м году - 13 трлн 631 млрд 042 млн 797,4 тыс. руб. (10,97 %); в 2023-м году - 14 трлн 204 млрд 698 млн 139,1 тыс. руб. (10,69 %). Эти данные свидетельствуют о том, что в абсолютных цифрах расходы увеличиваются, а в процентах в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта уменьшаются. Такое положение существует в каждом государ-ственномвнебюджетном фонде. Общий объем расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации составляет, соответственно. 833 млрд 293 млн 319,1 тыс. руб. (0,72 %); 863 млрд 084 млн 987,7 тыс. руб. (0,69 %); 893 млрд 226 млн 538,4 тыс. руб. (0,67 %). Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством равны, соответственно. 663 млрд 248 млн 403,7 тыс. руб.; 688 млрд 414 млн 141,5 тыс. руб.; 713 млрд 919 млн 954,1 тыс. руб., по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -111 млрд 285 млн 266,1 тыс. руб.; 115 млрд 943 млн 453,1 тыс. руб.; 120 млрд 794 млн 946,9 тыс. руб. За счет средств фонда финансируется социальное обеспечение населения (805 млрд 035 млн 529,9 тыс. руб.; 834 млрд 309 млн 474,9 тыс. руб.; 864 млрд 421 млн 862 тыс. руб.); охрана семьи и детства (621,3 тыс. руб.; 0 руб.; 233,5 тыс. руб.).
Фонд осуществляет оплату медицинским организациям, иным организациям, участвующим в реализации программы и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4 тыс. рублей, в том числе, услуг по оказанию медицинской помощи (3 тыс. руб.); правовой, психологической и медико-социальной помощи (1 тыс. руб. ); 6 тыс. руб. - для медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в организациях; 1 тыс. руб. за первые шесть месяцев и 1 тыс. за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры [6]. Средства на оплату передаются из бюджетаФедерального фонда обязательного медицинского страхования в форме межбюджетные трансфертов.
Литература:
1. Аверин А.Н. Динамика государственных минимальных социальных гарантий / А.Н. Аверин [и др.] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 5(96). С. 111-114.
2. Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2020. № 50 (ч. I, II, III). Ст. 8030.
Утвержден общий объем расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 2 трлн 545 млрд 373 млн
244.5 тыс. руб. (2,2 %); 2 трлн 657 млрд 988 млн
131.3 тыс. руб. (2,14 %); 2 трлн 798 млрд 771 млн
437.4 тыс. руб. (2,1 %) [7]. 99,96 % расходов предназначены для финансирования здравоохранения. Следует отметить, что вФедеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляются суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения из бюджета субъ-е к т а Российской Федерации.
Общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляет 9 трлн 596 млрд 683 млн 229,6 тыс. руб. (8,3 %); 10 трлн 109 млрд 969 млн 678,4 тыс. руб. (8,13 %); 10 трлн 512 млрд 700 млн 163,3 тыс. руб. (7,91 %). Средства фонда выделены на финансирование:
- пенсионного обеспечения (8 трлн 456 млрд 518 млн 739,9 тыс. руб.; 8 трлн 914 млрд 233 млн
523.6 тыс. руб.; 9 трлн 189 млрд 583 млн 476,2 тыс. руб.);
- со ц иального обеспечения населения (560 млрд 515 млн 367,4 тыс. руб.; 580 млрд 713 млн 861,1 тыс. руб.; 604 млрд 643 млн 572,4 тыс. руб.);
-охраны семьи и детства (443 млрд 205 млн 569,8 тыс. руб.; 480 млрд 188 млн 091,4 тыс. руб.; 579 млрд 803 млн 495,4 тыс. руб.).
Из федерального бюджета передаютсяв Пенсионный фонд РФассигнования в форме межбюд-жетн ых трансфертов на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний [8]. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в 2021 году 17443 рубля; в 2022-м году -18357 руб.; в 2023-м - 19283 руб.; социальной пенсии в 2021 году - 10122 руб. [4]. Не предусмотрена индексация страховой пенсии по старости работающим пенсионерам.
Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на дефицит федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, государство выполняет свои социальные обязательства.
Literature:
1. Averin A.N. Dynamics of state minimum social guarantees / A.N. Averin [et. al] // Science and education: agriculture and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. № 5(96). P. 111-114.
2. Federal Law № 385-FZ of December 08, 2020 «On the Federal Budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 50 (Part I, II, III), Art. 8030.
3. Аверин А.Н. Правовое обеспечение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления / А.Н. Аверин [и др.] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8(99). С. 120-123.
4. Маркелов Р. В порядке цифр / Р. Маркелов // Российская газета. 2020. 11 декабря.
5. Исаев А. Итоги работы над бюджетом 2021 года / А. Исаев // Российская газета. 2020. 09 декабря.
6. Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № 390-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 50 (ч. III). Ст. 8035.
7. Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № 391 -ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8036.
8. Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8033.
3. Averin A.N. Legal support of socially oriented non-profit organizations by state authorities and local self-government bodies / A.N. Averin [et. al] // Science and education: economy and economics; entre-preneurship; law and management. 2018. № 8(99). P. 120-123.
4. Markelov R. In the order of numbers / R. Markelov // Rossiyskayagazeta. 2020. December 11.
5. Isaev A. Results of work on the budget of 2021 / A. Isaev // RossiyskayaGazeta. 2020. December 09.
6. Federal Law № 390-FZ of December 08, 2020 «On the Budget of the Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023». 2020. № 50 (Part III). Art. 8035.
7. Federal Law № 391-FZ of December 08, 2020 «On the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023» // Legislative Meeting of the Russian Federation. 2020. № 50 (Part III). Art. 8036.
8. Federal Law № 388-FZ of December 08, 2020 «On the Budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023». 2020. № 50 (Part III). Art. 8033.