Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДДЕРЖКА / ПОДПРОГРАММА / РЕЕСТР / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБСИДИЯ / AUTONOMOUS INSTITUTION / CHARITABLE ORGANIZATION / SUPPORT / ROUTINE / REGISTRY / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATION / SUBSIDY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Стельмах Сергей Анатольевич, Леньков Дмитрий Александрович, Омельченко Игорь Владимирович

В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Федерального конституционного закона от 06 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе, некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведению государственной политики. Значительное место в этой деятельности занимают некоммерческие организации. На основе федеральных нормативных правовых актов в статье рассматривается специфика социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Стельмах Сергей Анатольевич, Леньков Дмитрий Александрович, Омельченко Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS

In accordance with Article 114 of the Constitution of the Russian Federation and Article 20 of the Federal Constitutional Law of November 06, 2020, № 4-FK «On the Government of the Russian Federation» the Government implements measures to support the institutions of civil society, including non-profit organizations, ensures their participation in the development and implementation of public policy. [1, 2]. Non-profit organizations occupy a significant place in this activity. On the basis of federal regulations, the article considers the specifics of socially oriented non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 323.212

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор, профессор,

Институт права и национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@uriu.panera.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

кандидат технических наук, доцент,

магистр, факультет политологии, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.panera.ru Леньков Дмитрий Александрович

начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Правительства РО, аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт

управления - филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@uriu.panera.ru

Омельченко Игорь Владимирович

магистрант факультета политологии,

председатель,

Общественная наблюдательная комиссия Ростовской области igorom111@yandex.ru Alexander N. Averin

Professor, Doctor of Philosophy, professor of Philosophy Division of Department of Philosophy and Sociology of Institute of Social Sciences of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ponedelkov@uriu.panera.ru Sergey A. Stelmakh

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Master of Political Science Faculty of the South Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.panera.ru Dmitry A. Lenkov

Head of the Department of Interaction with Civil Society Institutions of the Russian Federation, postgraduate student of the Department of Political

Science and Ethnopolitics of the South Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA ponedelkov@uriu.panera.ru Igor V. Omelchenko

Master of Political Science, Chairman, Public Monitoring Commission Rostov region igorom111@yandex.ru

Социально ориентированные неправительственные организации Socially oriented non-profit organizations

Аннотация. В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе, некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведению государственной политики. Значительное место в этой деятельности занимают некоммерческие организации. На основе федеральных нормативных правовых актов в статье рассматривается специфика социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: автономное учреждение, благотворительная организация, поддержка, подпрограмма, реестр, социально ориентированная некоммерческая организация, субсидия.

Annotation. In accordance with Article 114 of the Constitution of the Russian Federation and Article 20 of the Federal Constitutional Law of November 6, 2020, No. 4-FK "On the Government of the Russian Federation" the Government implements measures to support the institutions of civil society, including non-profit organizations, ensures their participation in the development and implementation of public policy. [1, 2]. Non-profit organizations occupy a significant place in this activity. On the basis of federal regulations, the article considers the specifics of socially oriented non-profit organizations.

Keywords: autonomous institution, charitable organization, support, routine, registry, socially oriented non-profit organization, subsidy.

Некоммерческая организация в качестве основной цели своей деятельности не извлекает прибыль и не распределяет полученную прибыль между участниками. В нашей стране в 2019 году насчитывалось 91 287 некоммерческих организаций, 7 отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, 106 филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций [3]. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовая поддержка некоммерческих организаций в форме предоставления субсидий. Субсидии

составляют в 2021 году 174 млрд. 745 млн. 368,5 тыс. рублей, 2022-м - 186 млрд. 067 млн. 327,4 тыс. рублей, 2023-м - 180 млрд. 937 млн. 666,3 тыс. рублей [4].

В социальной сфере субсидии некоммерческим организациям предоставляются на поддержку здравоохранения, образования, реализацию творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного искусства, народного творчества, гранты в форме субсидий в области физической культуры, массового спорта и спортивного резерва. В 2020 году социально ориентированным некоммерческим организациям предоставлялись на безвозмездной основе для частичной компенсации затрат субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Размер субсидии определялся как сумма средств на расходы, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 тыс. рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6,5 тыс. рублей на количество работников в мае 2020 года[5].

Социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по решению социальных проблем и развитию гражданского общества. В социальной сфере виды их деятельности разнообразны:

- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

- оказание помощи пострадавшим людям в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, мест захоронений;

- благотворительная деятельность, организация и поддержка благотворительности и добровольчества (волонтерства);

- деятельность в области образования, просвещения, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, содействие такой деятельности, духовному развитию личности;

- сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания;

- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

- мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции людей, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;

- содействие повышению мобильности трудовых ресурсов [6].

Социально ориентированным некоммерческим организациям

оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки,

дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) [7].

Создан реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг[8]. Создан реестр для некоммерческих организаций, которые в наибольшей степени пострадали в результате распространения пандемии коронавируса[9]. В реестр включаются некоммерческие организации, которые соответствуют одному из критериев:

- некоммерческая организация является частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она создана;

- некоммерческая организация является благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством порядке, представившей в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность за 2017 - 2018 годы по утвержденным формам [10];

- некоммерческая организация включена в перечень организаций, получаемые налогоплательщиками суммы в виде грантов (безвозмездной помощи) которых, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства, не подлежат налогообложению.

Важное значение для социально ориентированных некоммерческих организаций имеет подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в составе государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», которая реализуется в 2013 - 2024 годы [11]. Целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, задачами - оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности, развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций. Определены целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

- доля регионов, в которых реализуются муниципальные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, принятые более чем в 10% городских округов и муниципальных районов;

- количество субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы (подпрограммы) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

- количество социально значимых мероприятий, реализуемых отдельными общественными и иными некоммерческими организациями.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 14 млрд. 866 млн. 295,9 тыс. рублей. К ожидаемым результатам реализации подпрограммы относится расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации региональных и муниципальных программ в социальной сфере для:

- обеспечения последовательного повышения качества, доступности и вариативности предоставляемых населению услуг;

- увеличения доли негосударственных организаций при оказании услуг;

- создания условий для повышения качества услуг.

Социально ориентированная некоммерческая организация может быть исполнителем общественно полезных услуг, если она не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам. Российская некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента, если она получает денежные средства, имущество из иностранных источников и участвует, в том числе, в интересах иностранных источников, в политической деятельности на российской территории. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность [6].

Для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью, некоммерческая организация может быть автономным учреждением [12]. Некоммерческие организации, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев, волонтеров к осуществлению добровольческой, волонтерской деятельности и осуществляют руководство их деятельностью, являются участниками благотворительной деятельности. Некоммерческая организация может быть благотворительной организацией, если осуществляет благотворительную деятельности в интересах общества или отдельных категорий людей [13].

В здравоохранении медицинские и фармацевтические работники имеют право создавать на добровольной основе медицинские профессиональные некоммерческие организаций для реализации и защиты своих прав, развития медицинской и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных, связанных с профессиональной деятельностью вопросов. Медицинские профессиональные некоммерческие организации могут формироваться в

соответствии с критериями принадлежности к: медицинским или фармацевтическим работникам; профессии врачей, медицинских сестер, фельдшеров, провизоров, фармацевтов; одной врачебной специальности. Они могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, в разработке порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий, в проведении аккредитации специалистов. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации [14].

В заключение отметим, что социально ориентированные некоммерческие организации участвуют в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Некоммерческие организации представили 3 868 проектов, победителями стали 900 организаций, которые получат гранты из Фонда президентских грантов на сумму 2 млрд. рублей[15]. На поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в борьбе с коронавирусом, фонду выделено 3 млрд [16].

Литература

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1июля 2020 года. - Москва: Эксмо, 2020.

2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 45, ст. 7061.

3. Россия в цифрах 2020. Статистический сборник // https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20 11/Main.htm.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 50 (часть I, II, III), ст. 8030.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 28, ст. 4428.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 3, ст. 145; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2020 г. № 0001202012300046.

7. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Воронцов С.А., Соловьев О.В. Правовое обеспечение поддержки социально ориентированных некоммерческих

организаций органами государственной власти и местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8 (99). С. 120-123.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 26, ст. 4130.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 25, ст. 3894; № 27, ст. 4235.

10. Воронцов С.А., Ляхов Ю.А., Назаров С.Н., Чупилкин Ю.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации. Москва, 2018. С. 180.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014, № 17, ст. 2059; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 декабря 2020 г. № 0001202012240018.

12. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 45, ст. 4626; 2020, № 42 (часть II), ст. 6514.

13. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 33, ст. 3340; 2020. № 50 (часть III), ст. 8074.

14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, № 48, ст. 6724; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2020 г. № 0001202012220007.

15. Квитко Ю. Система добра // Российская газета. 2020. 21 сентября.

16. Герейханова А. Время грантов // Российская газета. 2020. 31 августа.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation as amended by the All-Russian vote on July 1, 2020. - Moscow: Eksmo, 2020.

2. Federal Constitutional Law No. 4-FKZ "On the Government of the Russian Federation" of November 6, 2020 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2020, No. 45, article 7061.

3. Russia in figures 2020. Statistical collection // https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20 11/Main.htm.

4. Federal Law No. 385-FZ of December 8, 2020 "On the Federal Budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023" / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020, No. 50 (Part I, II, III), Article 8030.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 976 of July

2, 2020 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies to Small and Medium-sized Businesses and socially oriented non-profit Organizations from the Federal Budget in 2020for carrying out measures to prevent a new coronavirus infection " // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2020, No. 28, article 4428.

6. Federal Law No. 7-FZ of January 12, 1996 "On Non-profit Organizations" / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996, No.

3, article 145; the Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) 30 December 2020, No. 0001202012300046.

7. Averin A. N., Ponedelkova A. V., Vorontsov S. A., Soloviev O. V. Legal support of socially oriented noncommercial organizations, state authorities and local self-government // Science and education: economy; enterprise; law and management. 2018. No. 8 (99). pp. 120-123.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 906 of June 23, 2020 "On the Register of Socially Oriented Non-Profit Organizations" / / Collection of Legislation of the Russian Federation.

Resolution of the Government of the Russian Federation No. 847 of June 11, 2020 "On the Register of Non-Profit Organizations Most Affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection"//Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2020, No. 25, Article 3894; No. 27, Article 4235.

10. Vorontsov S. A., Lyakhov Yu. A., Nazarov S. N., Chupilkin Yu. B. Law enforcement agencies of the Russian Federation. Moscow, 2018. p. 180.

11. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 296 "On approval of the State program of the Russian Federation" Social Support of citizens " / / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2014, No. 17, Article 2059; Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) on December 24, 2020, No. 0001202012240018.

12. Federal Law No. 174-FZ of November 3, 2006 "On Autonomous Institutions" / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006, No. 45, Article 4626; 2020, No. 42 (Part II), Article 6514.

13. Federal Law No. 135-FZ of August 11, 1995 "On Charitable Activities and Volunteerism (Volunteerism)" / / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 1995, No. 33, article 3340; 2020. No. 50 (Part III), Article 8074.

14. Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" / / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2011, No. 48, article 6724; Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) December 22, 2020 No. 0001202012220007.

15. Kvitko Yu. The system is good // the Russian newspaper. 2020. September 21.

16. Gereikhanova A. Vremya grantov [Time of grants]. 2020. August 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.