Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ПРЕДПОСЫЛКИ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Ольга Васильевна

Проблема и цель. Статья посвящена анализу проблемы становления самосознания в дошкольном возрасте. Актуальность указанной проблемы обусловлена изменениями в системе социально-психологических условий, предпосылок развития самосознания детей. Характеризуется современный контекст развития детей, детерминирующий содержание ценностей, установок взрослых, влияющих на становление и развитие самосознания детей. Материалы и методы исследования. Исследование по характеру является теоретическим. Использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, систематизация научных идей, системный, структурный, функциональный и генетический анализ проблемы; моделирование. Результаты исследования, обсуждение. Представлено содержание и результаты подготовительного, организационного этапа исследования. Обзор основных тенденций развития общества, системы образования и анализа ключевого понятия исследования позволил обосновать актуальность изучаемой проблемы, были выделены основные противоречия, определившие цель исследования, определены новизна, значимость работы, представлена методология исследования. Заключение. В ходе теоретического анализа проблемы определена ее сущность. Выделены существующие противоречия между объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления и развития самосознания современных дошкольников. Определено, что социальный контекст развития детей за последние 10-15 лет существенно изменился и отсутствуют научно обоснованные технологии развития самосознания в практике дошкольного образования. Автором статьи обозначена позиция в решении выделенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SITUATION FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IDENTITY IN CONTEMPORARY CONDITIONS

Introduction: The article is devoted to the analysis of the problem of self-identity formation at preschool age. The relevance of this problem is determined by the changes in the system of socio-psychological conditions, prerequisites for the development of self-identity in children. The article describes the modern context of children's development determining the content of values, the prescriptions of adults that affect the formation and development of children's self-consciousness. Materials and Methods: The study by nature is theoretical. Theoretical methods of research are used: systematization and conceptualization of scientific ideas; systematic, structural-functional and genetic analysis of the problem; modeling. Results: The content and results of the preparatory and organizational stage of the study are presented. Based on the review of the main trends in the development of society, the educational system, the analysis of the key concept of the research and the relevance of the problem under study are substantiated, the main contradictions that determined the purpose of the study are identified, the novelty and the importance of the work are defined, the methodology of the study is presented. Conclusions. In the course of theoretical analysis of the problem, its essence was determined. The existing contradictions between the objective need of modern society in ensuring the development of personality and self-identity of the child in the family and educational institution, and the absence of a holistic perception of the conditions for the formation and development of self-consciousness in modern preschoolers are revealed. It has been found out that the social context changed over the past 10-15 years, and there is no scientificallybased technology for the development of self-identity in the practice of preschool education. The author of the article defined the position for solving the problems that were singled out.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-106

УДК 159.922

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.В. Груздева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена анализу проблемы становления самосознания в дошкольном возрасте. Актуальность указанной проблемы обусловлена изменениями в системе социально-психологических условий, предпосылок развития самосознания детей. Характеризуется современный контекст развития детей, детерминирующий содержание ценностей, установок взрослых, влияющих на становление и развитие самосознания детей.

Материалы и методы исследования. Исследование по характеру является теоретическим. Использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, систематизация научных идей, системный, структурный, функциональный и генетический анализ проблемы; моделирование.

Результаты исследования, обсуждение. Представлено содержание и результаты подготовительного, организационного этапа исследования. Обзор основных тенденций развития общества, системы образования и анализа ключевого понятия исследования позволил обосновать актуальность изучаемой

проблемы, были выделены основные противоречия, определившие цель исследования, определены новизна, значимость работы, представлена методология исследования.

Заключение. В ходе теоретического анализа проблемы определена ее сущность. Выделены существующие противоречия между объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления и развития самосознания современных дошкольников. Определено, что социальный контекст развития детей за последние 10-15 лет существенно изменился и отсутствуют научно обоснованные технологии развития самосознания в практике дошкольного образования. Автором статьи обозначена позиция в решении выделенных проблем.

Ключевые слова: детство, дети дошкольного возраста, самосознание, ценности, установки, личностные смыслы, предпосылки, условия развития самосознания, социализация, индивидуализация.

Постановка проблемы. В последнее время в России отмечается повышение внимания к вопросам детства. Сегодня это приоритет государственной политики, что отражено в значимых документах о социальном, экономическом развитии и многих государственных программах, ориентированных на поддержку детей и семей. Президент Российской Федерации В.В. Путин своим указом объявил период с 2018 по 2027 год Десятилетием детства и определил вектор развития системы образования на «детствосбережение» [Волосовец, 2017].

Проблема детства актуальна не только в масштабах государства, но и для каждого образовательного учреждения. Система образования нуждается в проектировании и реализации

педагогических концепций, обеспечивающих комплексную поддержку детства в процессе образования, создание условий для безопасной, способствующей развитию и успешной социализации среды [Волосовец, 2017; Веракса, 2014].

Проблемный анализ исследований в области дошкольного образования - первой ступени общего образования, а также анализ дошкольных образовательных практик позволили выделить объективно существующие противоречия: между трансформациями детства в современном мире, его самоценностью, усиливающейся ролью процессов социализации; расширением возможностей саморазвития детей в условиях информационно-насыщенной среды и отсутствием прикладных схем, моделей

поддержки детства в процессе образования, обеспечения условий самореализации и самоактуализации ребенка в процессе дошкольного образования [Волосовец, 2017]; между приоритетами государственной политики в интересах детства, ориентированными на развитие основ личности, и отсутствием педагогических концепций сопровождения развития основ личности в процессе дошкольного образования, которые бы отвечали реалиям современной социальной ситуации в российском обществе, образовательной практики.

Новое поколение детей с самого рождения сталкивается с высокотехнологичными достижениями, растет и развивается в условиях цифровой реальности, информационного общества [Смирнова, 2007; Горлова, 2009; Груздева, 2018]. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменились жизнь, социальный и предметный мир, ожидания взрослых от детей и характер общения их друг с другом.

Отмечено, что современный мир переживает кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Канаев1, 2012]. С одной стороны, это связано с интенсивным проникновением информационных технологий во все сферы жизни, а с другой - с увеличивающимися процессами глобализации и возросшей глубиной межкультурных контактов. В ходе этих процессов сложившиеся представления людей о самих себе (самосознание, Я-концепция) подвергаются серьезным испытаниям, включающим кризисы [Heymans et а1., 1994; Stryker, 1987]. Преодоление подобных кризисов предполагает не только рефлексивное осознание имеющихся у людей представлений о себе и о принимаемых ими ценностях, но и выработку новых образов самих себя, соответствующих новым обстоятельствам [Канаев1, 2012]. Поэтому в настоящее время все чаще ставятся вопросы об индивидуальном пути развития каждой личности и одновременно о ее включении (адапта-

ции) в пространство групповых социальных отношений [Груздева, 2018]. Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и самосознания детей [Борисенко2, 2018; Гогобе-ридзе, 2017; Морозова, Викдорова, 2015].

Все это обусловливает необходимость исследования того, что же представляет собою процесс развития самосознания, становления личности.

Теоретический анализ проблемы. Анализ современных исследований феномена детства, проблем воспитания и социализации детей в современном российском обществе, исследований в области дошкольного образования показывает, что изучение вопросов становления самосознания детей в современных реалиях, несмотря на их чрезвычайную актуальность, в психологической и педагогической науке практически отсутствует [Антилогова, 2014; Божович, 1968; Воронова и др., 2014; Груздева, Ковалевский, 2015].

Существенное внимание этому вопросу было уделено в исследованиях В.С. Мухиной, относящихся к 80-90-м гг. прошлого столетия [Мухина, 1977; Чеснокова, 1997]. В.С. Мухиной определено, что «самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Система личностных смыслов организуется в структуру самосознания, представляющую единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев. Структуру самосознания личности формируют идентификация с телом, именем собственным, самооценка, выраженная в контексте притязания на признание; представление себя как представителя определенного пола; представление себя в аспекте психологического времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального про-

1 Канаев И.А. Отношение к другому в структуре самосознания: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. URL: http://cheloveknauka.

com/otnoshenie-k-drugomu-v-strukture-samosoznaniya

2 Борисенко Ю.В. Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопровождения: дис. ... д-ра наук. Кемерово. 2018. URL: //https://kemsu. ru/upload/iblock/7f2/7f2c5ed1bb9ffe348666f7bbf2942928.pdf

<

PQ £ а

4

с

PQ

5 к

EÜ W H К

и ^

Ш PQ

к

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

о

ё и fc

s

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

странства личности (права и обязанности в контексте конкретной культуры)» [Мухина, 1997]. Таким образом, структура самосознания личности есть «совокупность устойчивых связей ее элементов, обеспечивающих определенную целостность и тождественность во все периоды развития человеческой истории».

Структура самосознания, по мнению В.С. Мухиной, строится во временном и социальном пространствах. Содержательной единицей анализа структуры самосознания являются ценностные ориентации, которые начинают складываться на ранних этапах онтогенеза и наполняют ее звенья. Содержательная сторона самосознания постоянно развивается, при этом наполнение звеньев самосознания зависит от предпосылок развития, условий развития, внутренней позиции самого человека [Мухина, 1997].

Но в контексте изменившейся современной социальной ситуации развития изучение феноменов детского самосознания не осуществлялось. Предпосылки, механизмы развития самосознания современных дошкольников не анализировались. Складывающиеся под влиянием взрослого ценностные установки и личностные смыслы детей претерпевают существенные изменения и предположительно становятся феноменами, особенностями самосознания. Что касается прикладных психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования, отдельные аспекты развития самосознания детей в них рассматриваются, но не комплексно и вне концепции сопровождения развития личности и самосознания детей.

Все вышесказанное позволяет сформулировать ряд противоречий между:

- объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления, развития самосознания современных дошкольников;

- изученностью влияния социального контекста развития детей и практическим отсутствием исследований предпосылок и социально-психологических детерминант самосознания;

- разработанностью общепсихологических и психолого-педагогических аспектов развития самосознания детей и неразработанностью подхода, позволяющего целостно представить механизмы и условия развития самосознания детей в современных условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- потребностью в качественных методиках диагностики и неразработанностью диагностического инструментария, позволяющего комплексно оценить сформированность компонентов (звеньев) самосознания детей на разных этапах дошкольного детства;

- необходимостью определения принципов, целей, содержания, технологий развития самосознания и сложившейся практикой отсутствия баланса между процессами индивидуализации и социализации в развитии самосознания детей;

- разработанностью многочисленных психолого-педагогических практик, направленных на развитие самосознания детей, и отсутствием комплексного психологического подхода к этому процессу.

Анализ приведенных противоречий и поиск путей их решения определил научную проблему нашего исследования, которая состоит в разработке целостного представления о сущности, детерминантах, механизмах и возможностях детей, развитии самосознания детей на протяжении дошкольного возраста в контексте современной социальной ситуации развития.

Практические работники дошкольной ступени общего образования и представители научного сообщества озабочены феноменами детского развития, обозначаемыми ими как «утрата человеческих смыслов», «нет понимания границ дозволенности, поведение детей за гранью смысла», «нет самоорганизации», отсутствие у родителей установок, целей в воспитании [Груздева, 2015; Борисенко, 2015; Кер-бис, Груздева, 2016; Морозова, 2015; Серый, 1999; Яницкий и др., 2017], и очень заинтересованы в разработке технологий сопровождения развития личности и самосознания детей дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой предпринятого нами исследования определены:

- подходы: системный (Б.Ф. Ломов), комплексный (Б.Г. Ананьев), деятельностный (С.Л. Рубинштейн) и личностно ориентированный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бо-далев, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу);

- общая концепция становления личности и самосознания ребенка, обоснованная в трудах отечественных ученых (В.С. Мухиной, В.В. Сталина и др.);

- положения о влиянии на онтогенез самосознания детей деятельности и общения (Л.С. Выготский, А.Я. Варга, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин и др.);

- представления о факторах и механизмах развития личности в семье (А.Я. Варга, И.С. Морозова, А.С. Спиваковская);

- концепция ценностно-смысловой сферы личности, психолого-педагогических технологий оптимизации ее развития (А.В. Серый, М.С. Яницкий);

- требования личностно ориентированного подхода к развивающей работе с ребенком (О.В. Белановская, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и

др.).

Теоретической основой работы выступает общая теория личности Б.Г. Ананьева, определяющая возможности психолого-педагогического сопровождения становления личности и самосознания.

Для реализации исследования определены следующие методы:

- теоретические: анализ, синтез, систематизация научных идей; системный; структурный, функциональный и генетический анализ проблемы; моделирование;

- эмпирические: беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, наблюдение и психодиагностический метод;

- математические и статистические методы обработки данных (анализ описательных статистик, таблиц сопряженности и параметров распределения, t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок для параметрических данных, U-критерий Манна - Уитни и кри-

терий Вилкоксона для непараметрических данных, корреляционный анализ, графические методы представления полученных данных и др.).

Результаты исследования. Таким образом, нами представлены содержание и результаты подготовительного, организационного этапа исследования. На основании обзора основных тенденций развития общества, системы образования и анализа ключевого понятия исследования обоснована актуальность исследуемой проблемы, выделены основные противоречия, определившие цель исследования, определены новизна, значимость работы, представлена методология исследования.

Заключение. В ходе теоретического анализа проблемы определена ее сущность. Выделены противоречия между объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления (развития) самосознания современных дошкольников. Определено, что социальный контекст развития детей за последние 10-15 лет существенно изменился и отсутствуют научно обоснованные технологии развития самосознания в практике дошкольного образования.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

Антилогова Л.Н. Духовно-нравственное становление личности в современных условиях // Инновационное образование и экономика. 2014. Т. 1, № 16. С. 12-15. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Борисенко Ю.В. Семейные условия формирования родительской идентичности личности в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63), т. 3. С. 93-98. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

< И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

6. Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н.А. Развитие самосознания ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. V Междунар. науч. конф. 2014. С. 46-48.

7. Веракса Н.Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфен-бреннера // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 10 (52). С. 56-59.

8. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 189-195.

9. Волосовец Т.В. Результаты педагогического исследования проблемы детствосбереже-ния в дошкольном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65). Ч. 2. С. 92-95. URL: https: // kpfu.ru//staff_files/F_2019965544/__11__ 65_2017_Zhurnal_VAK.pdf

10. Гогоберидзе А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада: новые форматы партнерства // Семья и современный социум. СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. С. 311-315. (Семья и дети в современном мире).

11. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6.

12. Груздева О.В., Дьячук И.П., Лесняк В.А. Диагностика пространственной деятельности детей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 160-164.

13. Груздева О.В., Ковалевский В.А. Интересы, потребности и особенности развития современных детей в контексте преобразований современной системы образования // Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей гл. ред. В.А. Ковалевский; отв. за вып. О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 5-11.

14. Груздева О.В. К проблеме обеспечения успешной социальной и образовательной

адаптации детей в поликультурной образовательной среде // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 25-27.

15. Груздева О.В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития: монография. Красноярск, 2018. 274 с.

16. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Повышение квалификации педагогов, психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сб. науч. ст. по психологии детства. Красноярск, 2016. С. 50-58.

17. Морозова И.С., Викдорова Н.А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1 (61). С. 135-138.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. 432 с.

19. Особенности самоотношения и влияние на него базисных параметров индивида. URL: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654102#1

20. Поколение в памперсах, или Коллективный портрет современного дошкольника: круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september. ru/2001/09/1.htm

21. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. Кемерово, 1999. Вып. 3. С. 354-360.

22. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2008. 270 с.

23. Собкин В.С. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 2. С. 5-16.

24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. 312 с.

26. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12-22.

27. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ. 2012. № 19. С. 82-97.

28. Яницкий М.С., Серый А.В., Иванов М.С., Утюганов А.А., Хакимова Н.Р. Постнеклас-сическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд: монография. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 202 с.

29. Heymans P., Laak J., Podolski A. Developmental tasks: a cultural analyses of human development // Developmental tasks: toward a cultural analyses of human development. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 3-33.

30. Parke R.D., Buriel R. Socialisation in the Family: Ethnic and Ecological Perspectives // Handbook of Child Psychology. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development (5th Ed.) / W. Damon, N. Eisenberg (Eds.). New York: Wiley, 1998. P. 463-552.

31. Stryker S. Identity theory: Developments and extensions // Self and identity: Psychosocial perspectives / K. Yardley, T. Honess (Eds.). New York: Wiley, 1987. P. 89-103.

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H К

и ^

д

PQ

к

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

0

ё и fc

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-106

SOCIAL SITUATION FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IDENTITY IN CONTEMPORARY CONDITIONS

O.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia) Abstract

Introduction: The article is devoted to the analysis of the problem of self-identity formation at preschool age. The relevance of this problem is determined by the changes in the system of socio-psychological conditions, prerequisites for the development of self-identity in children. The article describes the modern context of children's development determining the content of values, the prescriptions of adults that affect the formation and development of children's self-consciousness.

Materials and Methods: The study by nature is theoretical. Theoretical methods of research are used: systematization and conceptualization of scientific ideas; systematic, structural-functional and genetic analysis of the problem; modeling.

Results: The content and results of the preparatory and organizational stage of the study are presented. Based on the review of the main trends in the development of society, the educational system, the analysis of the key concept of the research and the relevance of the problem under study are substantiated, the main con-

References

1. Antilogova L.N. Spiritually-moral formation of personality in modern conditions // Innovative education and Economics. 2014. Vol. 1, No. 16. P. 12-15.

2. Asmolov A.G. Psychology of personality. M.: Moscow state University Publ., 1990. 367 p.

3. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. M.: Education, 1968. 464 p.

4. Borisenko Yu.V. Family conditions for the formation of parental identity in the modern world. Vestnik KemSU. 2015. No. 3 (63), vol. 3. P. 93-98.

5. Varga A.Ya. Systemic family therapy. Short lecture course. SPb.: Speech, 2001. 144 p.

6. Voronova E.G., Kharlampieva S.Y., Sheiko N.A. Development of self-consciousness of a child of preschool age with General underdevelopment of speech // Topical issues of modern pedagogy Materials in the International scientific conference. 2014. P. 46-48.

tradictions that determined the purpose of the study are identified, the novelty and the importance of the work are defined, the methodology of the study is presented.

Conclusions. In the course of theoretical analysis of the problem, its essence was determined. The existing contradictions between the objective need of modern society in ensuring the development of personality and self-identity of the child in the family and educational institution, and the absence of a holistic perception of the conditions for the formation and development of self-consciousness in modern preschoolers are revealed. It has been found out that the social context changed over the past 10-15 years, and there is no scientifically-based technology for the development of self-identity in the practice of preschool education. The author of the article defined the position for solving the problems that were singled out

Keywords: childhood, preschool children, self-consciousness, values, attitudes, personal meanings, prerequisites, conditions for self-identity development, socialization, individualization.

7. Veraksa N.E. Understanding child development from the perspective of environmental theory Bronfenbrenner W. // Modern preschool education. Theory and practice. 2014. No. 10 (52). P. 56-59.

8. Volosovets T. V. Child-saving as the main vector of preschool education development in the decade of childhood /Scientific and pedagogical review. 2017. No. 4 (18). P. 189-195.

9. Volosovets T.V. Results of pedagogical research of the problem of child-saving in preschool education / International research journal. 2017. No. 11 (65). P. 2. P. 92-95. //https://kpfu.ru//

staff_files/F_2019965544/__11__65__2017_

Zhurnal_VAK.pdf

10. Gogoberidze A.G. Cooperation of family and kindergarten: new formats of partnership // Family and modern society. Series. «Family and children in the modern world». St. Petersburg: publishing

house "Social and humanitarian knowledge" 20.

2017. P. 311-315.

11. Gorlova N.A. Modern preschoolers: what are they like? // Hoop: education, child, student. 2009. No. 1. C. 3-6. 21.

12. Gruzdeva O.V., Dyachuk P.P, Lesniak V.A. Diagnostics of spatial activity of children // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2013. No. 2 (24). P. 160-164.

13. Gruzdeva O.V., Kovalevsky V.A. Interests, needs

and features of the development of modern 22. children in the context of the transformation of the modern education system // Psychologi- 23. cal and pedagogical conditions for the implementation of children's development programs the editor-in-chief: A. Kovalevsky; responsible for the release: V. Gruzdeva. Krasnoyarsk State 24. Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2015. P. 5-11. 25.

14. Gruzdeva O.V. On the problem of ensuring the successful social and educational adaptation of 26. children in a multicultural educational environment // Siberian Bulletin of special education. 2015. No. 1 (14). P. 25-27. 27.

15. Gruzdeva O.V. Development of preschool children in the context of modern educational and social situation of development. Krasnoyarsk,

2018. 274 p. 28.

16. Kerbis I. Yu., Gruzdeva O.V. Professional development of teachers, psychologists in modern conditions of development of preschool education // Psychological, pedagogical and social conditions 29. of development and education of the child collection of scientific articles on psychology of childhood. ed. by V.A. Kovalevsky; resp. for the release

O.V. Gruzdeva. Krasnoyarsk, 2016. P. 50-58.

17. Morozova I.S., Vikdorova N.A. the Role of type 30. of parental behavior in the process of formation

of psychological sovereignty teenager // Vestnik of Kemerovo state University. 2015. No. 1-1 (61). P. 135-138.

18. Mukhina V.S. Age-related psychology. M., 1997.

432 p. 31.

19. Features of self-attitude and the influence of the basic parameters of the individual on it //www. bibliofond.ru/view.aspx?id=654102#1

A generation in diapers or a collective portrait of a modern preschooler. Round table // Preschool education. 2001. No. 9. URL: http:// dob.1September.ru/2001/09/1.htm Seryi A.V. Value orientations as a factor in the formation and development of the system of personal meanings of the individual // Questions of General and differential psychology. Collection of proceedings. Kemerovo. 1999. Is. 3. P. 354-360.

Smirnova E.O., Lavrentieva T.V. Preschooler in the modern world. M.: Drofa, 2008. 270 p. Sobkin V.C. Socio-demographic factors and the role of parental position in the development of a preschool child // Psychological science and education. 2017. Vol. 22, No. 2. P. 5-16. Chesnokova I.I. The Problem of self-consciousness in psychology. M.: Science. 1977. 144 p. Erikson E. Childhood and society. SPb.: Peter, 1996. 312 p.

Jacobson S.G., Adilova L.R. Formation of early forms of self-consciousness in children // Questions of psychology. 2009. No. 1. P. 12-22. Yanitsky M. S., Seryi A.V. The Main methodological approaches to the study of the value-semantic sphere of personality. Vestnik Kemguki, 2012. No. 19. P. 82-97.

Yanitsky M.S., Seryi A.V., Ivanov M.S., Utuganov A.A., Khakimova N.R. Post-nonclassical pedagogical psychology: axiological trend. Kemerovo: GBU DPO "KRIRPO", 2017. 202 p. Heymans P., Laak J., Podolski A. Developmental tasks: a cultural analyses of human development // Developmental tasks: toward a cultural analyses of human development. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 3-33.

Parke R.D., Buriel R. Socialization in the Family: Ethnic and Ecological Perspectives // Handbook of Child Psychology. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development (5th Ed.) / W. Damon, N. Eisenberg (Eds.). New York: Wiley, 1998. P. 463-552.

Stryker S. Identity theory: Developments and extensions // Self and identity: Psychosocial perspectives / K. Yardley, T. Honess (Eds.). New York: Wiley, 1987. P. 89-103.

<

PQ £ a

4

tí PQ

¡5 к

w

H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н

U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.