Научная статья на тему 'ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ'

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / ДОШКОЛЬНИКИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-CONSCIENCE / SELF-ESTEEM / PRESCHOOLERS / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марихин Сергей Васильевич, Кондратюк Мария Игоревна

В данной статье рассматривается проблема становления самосознания детей дошкольного возраста как структурного компонента, обеспечивающего внутреннюю согласованность, исследуются такие его составляющие, как самооценка и представления о себе (собственном поле и возрасте). Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме развития самосознания, трудов корифеев психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), а также современных исследователей (Ф. Роша, З.М. Гаджимурадова, Ж.Т. Курбанова) позволил выявить отличительные черты развития самосознания в детском возрасте, сформировать собственную позицию по данному вопросу и сформулировать цель представленной работы : изучение особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Для исследования был применен следующий инструментарий: метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностическая методика «Лесенка» В.Г. Щур, «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской. Выявлено, что дети с высоким социометрическим статусом отличаются более развитым представлением о себе, для них характерны адекватная самооценка, положительное отношение к своему будущему положению - статусу школьника. Кроме этого, их отличают представления о высокой оценке мамой, была обнаружена обратная корреляция самооценки дошкольников и их представлений о маминой оценке самих себя. Для дошкольников с низким социометрическим статусом характерны неадекватно завышенная самооценка, несформированность представлений о своем полном имени, наиболее привлекателен для них образ юности. Полученные результаты открывают перспективы дальнейшего изучения проблемы, могут применяться в области психологии развития и образования, быть основой для разработки программ развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, поскольку развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений работы и выступает основой успешной социализации, понимания себя и гармоничной жизни. Введение. В статье рассматриваются и обобщаются взгляды на феномен самосознания, приводятся отличительные черты и факторы его развития в детском возрасте, делается вывод, что, по мнению авторов, самосознание - отрытое поликомпонентное образование, и особая чувствительность детей к воздействиям окружающего позволяет влиять на его формирование. Анализируются особенности половозрастной идентификации и самооценки детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Материалы и методы. Выборку составили 55 дошкольников в возрасте 6-7 лет, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Был применен метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностические методики: «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки и представлений об оценках значимых людей (мамы, папы, воспитателя), «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской для анализа сформированности представлений о собственном поле и возрасте, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской для изучения социометрической структуры группы. Результаты исследования. Установлено, что старшие дошкольники с различным социометрическим статусом, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеют отличия в особенностях элементов самосознания - самооценке и половозрастной идентификации. Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования описывают более популярных дошкольников как детей, имеющих более адекватную самооценку, по сравнению с менее популярными. Дошкольники с высоким социометрическим статусом имеют развитое представление о себе, положительно относятся к статусу школьника, в то время как изолированные и отвергаемые дети имеют трудности представления о своем полном имени, статус школьника для них непривлекателен. Выявленные особенности обнаруживают необходимость комплексной работы с детьми, имеющими низкий социометрический статус, открывают перспективы дальнейшего исследования особенностей самосознания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марихин Сергей Васильевич, Кондратюк Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND GENDER IDENTIFICATION AND SELF-ESTEEM FEATURES OF PRESCHOOLERS WITH DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

This article is devoted to the problem of formation of self-consciousness of preschool children as a structural component that provides internal consistency, such components as self-esteem and ideas about oneself (one's own gender and age) are being studied. Analysis of domestic and foreign literature on the development of self-awareness, consideration of the works of the luminaries of psychology (S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, L.I. Bozhovich), as well as the works of modern researchers (Ph. Rocha, Z. M. Gadzhimuradova, Zh.T. Kurbanov) allowed us to identify the distinctive features of self-consciousness development in childhood, form own position on this issue and formulate the purpose of the presented work : to study the features of self-consciousness of older preschool children with different sociometric status who attend a preschool educational institution. The following methods and techniques were used for the study: the conversation method, the counter-ranking method, the psychodiagnostic method "Lesenka" by V.G. Shchur, "Gender and age identification" by N.L. Belopolskaya, and the sociometric method "Two houses" by T.D. Marcinkovskaya. It was revealed that children with high sociometric status have a more developed view of themselves, they are characterized by self-esteem, a positive attitude to his future position - the status of the student, except that they are distinguished by the representation of the mother, there was negative correlation between self-esteem of preschoolers and their representations on the mother's evaluation of themselves. Preschool children with low sociometric status are characterized by inadequately inflated self-esteem, unformed ideas about their full name, and the image of youth is most attractive to them. The obtained results open prospects for further study of the problem, can be applied in the field of developmental psychology and education, to be the basis for the development of children attending pre-school educational institutions, since the development of preschool children is one of priorities and is the basis of successful socialization, understanding and harmonious life. Introduction. The article discusses and summarizes views on the phenomenon of self-consciousness, provides distinctive features and factors of its development in childhood, the conclusion is drawn that, according to the authors, self- consciousness is an open multicomponent education, and the special sensitivity of children to the influences of the environment allows them to influence its formation. The features of gender and age identification and self-assessment of children attending preschool educational institutions are analyzed. Materials and methods. The sample consisted of 55 preschool children aged 6-7 years attending kindergarten. The method of conversation, the method of counter ranking, and psychodiagnostic methods were used: "Lesenka" V.G. Shchur - for studying of self-esteem and perceptions of the evaluations of significant people, "Gender and age identification" N.L. Belopolskaya - for studying of formation of ideas about one's own gender and age, sociometric method "Two houses" T.D. Martsinkovskaya - for studying of sociometric group structure. Results. It is established that older preschoolers with different sociometric status who attend a preschool educational institution have differences in the features of self-awareness elements. Discussion and conclusion. The results of the study describe more popular preschoolers as children with more adequate self-esteem, compared to less popular ones. Preschoolers with a high sociometric status have a developed idea of themselves, have a positive attitude to the status of a schoolchild, when isolated and rejected children have difficulty understanding their full name, the status of a schoolchild is unattractive for them. The revealed features reveal the need for complex work with children with low sociometric status, and open up prospects for further research of the features of preschool children's self-awareness.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923.5

Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников с различным социометрическим статусом

С. В. Марихин, М. И. Кондратюк

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

В данной статье рассматривается проблема становления самосознания детей дошкольного возраста как структурного компонента, обеспечивающего внутреннюю согласованность, исследуются такие его составляющие, как самооценка и представления о себе (собственном поле и возрасте). Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме развития самосознания, трудов корифеев психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), а также современных исследователей (Ф. Роша, З.М. Гаджимурадова, Ж.Т. Курбанова) позволил выявить отличительные черты развития самосознания в детском возрасте, сформировать собственную позицию по данному вопросу и сформулировать цель представленной работы : изучение особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Для исследования был применен следующий инструментарий: метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностическая методика «Лесенка» В.Г. Щур, «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской. Выявлено, что дети с высоким социометрическим статусом отличаются более развитым представлением о себе, для них характерны адекватная самооценка, положительное отношение к своему будущему положению - статусу школьника. Кроме этого, их отличают представления о высокой оценке мамой, была обнаружена обратная корреляция самооценки дошкольников и их представлений о маминой оценке самих себя. Для дошкольников с низким социометрическим статусом характерны неадекватно завышенная самооценка, несформи-рованность представлений о своем полном имени, наиболее привлекателен для них образ юности. Полученные результаты открывают перспективы дальнейшего изучения проблемы, могут применяться в области психологии развития и образования, быть основой для разработки программ развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, поскольку развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений работы и выступает основой успешной социализации, понимания себя и гармоничной жизни.

© Марихин С В., Кондратюк М.И., 2020

259

Введение. В статье рассматриваются и обобщаются взгляды на феномен самосознания, приводятся отличительные черты и факторы его развития в детском возрасте, делается вывод, что, по мнению авторов, самосознание - отрытое поликомпонентное образование, и особая чувствительность детей к воздействиям окружающего позволяет влиять на его формирование. Анализируются особенности половозрастной идентификации и самооценки детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Материалы и методы. Выборку составили 55 дошкольников в возрасте 67 лет, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Был применен метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностические методики: «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки и представлений об оценках значимых людей (мамы, папы, воспитателя), «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской для анализа сформированности представлений о собственном поле и возрасте, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской для изучения социометрической структуры группы.

Результаты исследования. Установлено, что старшие дошкольники с различным социометрическим статусом, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеют отличия в особенностях элементов самосознания - самооценке и половозрастной идентификации.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования описывают более популярных дошкольников как детей, имеющих более адекватную самооценку, по сравнению с менее популярными. Дошкольники с высоким социометрическим статусом имеют развитое представление о себе, положительно относятся к статусу школьника, в то время как изолированные и отвергаемые дети имеют трудности представления о своем полном имени, статус школьника для них непривлекателен. Выявленные особенности обнаруживают необходимость комплексной работы с детьми, имеющими низкий социометрический статус, открывают перспективы дальнейшего исследования особенностей самосознания дошкольников.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, дошкольники, идентификация.

Для цитирования: Марихин С.В., Кондратюк М.И. Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников с различным социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 259-273.

Age and gender identification and self-esteem features of preschoolers with different sociometric status

Sergei V. Marikhin, Maria I. Kondretiuk

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

This article is devoted to the problem of formation of self-consciousness of preschool children as a structural component that provides internal consistency, such components as self-esteem and ideas about oneself (one's own gender and age) are being studied. Analysis of domestic and foreign literature on the development of self-awareness, consideration of the works of the luminaries of psychology (S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, L.I. Bozhovich), as well as the works of modern researchers (Ph. Rocha, Z. M. Gadzhimuradova, Zh.T. Kurbanov) allowed us to identify the distinctive features of self-consciousness development in childhood, form own position on this issue and formulate the purpose of the presented work : to study the features of self-consciousness of older preschool children with different sociometric status who attend a preschool educational institution. The following methods and techniques were used for the study: the conversation method, the counter-ranking method, the psychodiagnostic method "Lesenka" by V.G. Shchur, "Gender and age identification" by N.L. Belopolskaya, and the sociometric method "Two houses" by T.D. Marcinkovskaya. It was revealed that children with high sociometric status have a more developed view of themselves, they are characterized by self-esteem, a positive attitude to his future position - the status of the student, except that they are distinguished by the representation of the mother, there was negative correlation between self-esteem of preschoolers and their representations on the mother's evaluation of themselves. Preschool children with low sociometric status are characterized by inadequately inflated self-esteem, unformed ideas about their full name, and the image of youth is most attractive to them. The obtained results open prospects for further study of the problem, can be applied in the field of developmental psychology and education, to be the basis for the development of children attending pre-school educational institutions, since the development of preschool children is one of priorities and is the basis of successful socialization, understanding and harmonious life.

Introduction. The article discusses and summarizes views on the phenomenon of self-consciousness, provides distinctive features and factors of its development in childhood, the conclusion is drawn that, according to the authors, self- consciousness is an open multicomponent education, and the special sensitivity of children to the influences of the environment allows them to influence its formation. The features of gender and age identification and self-assessment of children attending preschool educational institutions are analyzed.

Materials and methods. The sample consisted of 55 preschool children aged 67 years attending kindergarten. The method of conversation, the method of counter ranking, and psychodiagnostic methods were used: "Lesenka" V.G. Shchur - for studying of self-esteem and perceptions of the evaluations of significant people, "Gender and age identification" N.L. Belopolskaya - for studying of formation of ideas about one's own gender and age, sociometric method "Two houses" T.D. Martsinkovskaya - for studying of sociometric group structure.

Results. It is established that older preschoolers with different sociometric status who attend a preschool educational institution have differences in the features of self-awareness elements.

Discussion and conclusion. The results of the study describe more popular preschoolers as children with more adequate self-esteem, compared to less popular ones. Preschoolers with a high sociometric status have a developed idea of themselves, have a positive attitude to the status of a schoolchild, when isolated and rejected children have difficulty understanding their full name, the status of a schoolchild is unattractive for them. The revealed features reveal the need for complex work with children with low sociometric status, and open up prospects for further research of the features of preschool children's self-awareness.

Key words: self-conscience, self-esteem, preschoolers, identification.

For citation: Marikhin, S.V., Kondratiuk, M.I. (2020) Polovozrastnaya identifikaciya i osobennosti samoocenki starshih doshkol'nikov s razlichnym sociometricheskim statusom [Age and gender identification and self-esteem features of preschoolers with different sociometric status]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Push-kina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 259-273. (In Russian).

Введение

Что такое самосознание? - данный вопрос задается уже ни одно столетие, ученые различных направлений пытаются определить значение самосознания, его строение, функции, особенности становления, факторы развития и взаимосвязь с другими явлениями. К 50-м гг. XX столетия насчитывалось около двух тысяч научно-психологических работ по этой проблеме [1, с. 5].

Самосознание рассматривают как сложный внутренний процесс восприятия Я-образов в различных условиях и деятельности, которые соединяются в целостное представление о самом себе и понимание себя как отличного от других субъекта [9, с. 52-53]. Также существует мнение, что самосознание является специфичной формой сознания, объект которого -собственная личность субъекта [4, с. 293]. Кроме этого, самосознание рассматривают как систему личностных смыслов, определяющих индивидуальное бытие личности1.

Как видим, существует определенная терминологическая несогласованность и разрозненность, и в этой связи стоит отметить, что некоторые авторы стараются избегать употребления термина «самосознание» из-за его размытости. На наш взгляд, самосознание является одновременно и процессом, и продуктом, позволяющим отделить самого себя от другого,

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., пере-раб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.

включающим определенные компоненты, которые обеспечивают осознание собственной тождественности и непрерывности своего Я, присущее человеку за счет социализации и деятельности.

Самосознание рассматривается как ядро личности, и именно благодаря ему обеспечивается внутренняя согласованность, осуществляется самопознание, саморегуляция, человек имеет возможность оценить себя в целом и как бы проследить за собой в прошлом, представить себя в будущем [5]. Значение самосознания весьма велико в жизни человека, оно выступает в качестве регулятора поведения, регламентирует деятельность человека, а также имеет защитную функцию - обеспечивает сохранение образа Я [6]. Самосознание определяет эмоционально-ценностное отношение к себе, способствует самопознанию. Самосознание -

" 1 основа ожиданий и саморазвития1.

Таким образом, тема исследования самосознания в целом остается актуальной уже многое время, а изучение самосознания у детей дошкольного возраста представляет собой важную задачу для психологии образования и развития, так как отвечает запросам государственной политики в области детства.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что необходимо формировать общую культуру личности детей, способствовать развитию нравственности, самостоятельности и ответственности, развивать положительное отношение к миру, самому себе и окружающим людям. Всего этого невозможно добиться без развитого самосознания, которое выступает основой гармоничного отношения к себе и другим. Кроме этого, развитие самосознания у дошкольников выступает одним из условий психологической готовности к школе, что, несомненно, важно для будущего первоклассника. Таким образом, изучение самосознания детей дошкольного возраста имеет не только актуальное теоретическое, но и практическое значение.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

1 Кедярова Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2002. 186 с.

Гипотеза исследования - существуют значимые различия особенностей самосознания более успешных и менее успешных (по мнению педагогов дошкольного образовательного учреждения) дошкольников.

Основные задачи проведенного исследования:

1) оценить сформированность половозрастной идентификации дошкольников;

2) проанализировать особенности самооценки дошкольников;

3) изучить представления дошкольников об оценках значимых близких.

Обзор литературы

Многих исследователей интересовала тема становления самосознания у детей. Так, С.Л. Рубинштейн связывает зарождение личности и самосознания с началом совершения произвольных движений, т. е. самосознание начинает формироваться с весьма раннего возраста; самостоятельное передвижение и овладение речью также закладывают основу самосознания, которое завершится лишь в подростковом возрасте возможностью полного контроля за своим поведением и мыслями [8, с. 679-686].

Безусловно, самосознание, как целостно оформившийся психологический феномен, появляется в подростковом возрасте и является новообразованием данного возрастного этапа. Но период детства подготавливает основу самосознания, закладывает исключительно важные его элементы, зарождение которых происходит весьма рано - уже в возрасте 14-18 месяцев дети способны пройти зеркальный тест и решить дилемму «Я не я». По достижении двух лет ребенок четко отграничивает результат собственных действий от результата другого человека, понимает, что он сам является источником активности [10].

Самосознание основано на социальном знании, и, согласно Дж. Болдуину, способствует восприятию других как живых существ, что чрезвычайно важно для жизни в обществе [1].

По мнению В.С. Мухиной, основа самосознания - способность к идентификации многообразного человеческого опыта, который начинает активно усваиваться именно в детстве1. Л.И. Божович называла начало дошкольного возраста стартом развития самосознания, а А.Н. Леонтьев

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., пере-раб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.

указывал, что в период дошкольного детства происходит формирование соподчинения мотивов и овладевание произвольным поведением, что является ведущим в развитии самосознания и личности [1].

Самосознание развивается от внешнего к внутреннему, путем познания окружающего мира и других, а затем совершается оборот на себя, в этом и заключается парадокс развития самосознания, когда о самом себе человек получает знания от других. Самосознание - социальный конструкт, как указывает Ф. Роша «без других нас бы не было. Как младенцы, мы бы не выжили. Как взрослые, у нас не было бы никакого ясного ощущение того, кем мы являемся; у нас не было бы ни задатков, ни возможности иметь самосознание» [11, с. 12].

Таким образом, с самого начала процесс развития самосознания - это процесс отражения, и ведущим фактором этого процесса в период младенчества и детства является взаимоотношение ребенка со взрослым [7].

Изучение и анализ взглядов на развитие самосознания позволили сформировать авторам собственную позицию по данному вопросу: основы самосознания личности закладываются в начальный период жизни человека и продолжаются всю жизнь, основой для этого служат общение и познание, расширение и обогащение индивидуального опыта. Самосознание является открытым структурным феноменом. Сензетивность ребенка по отношению к воздействиям окружающей среды позволяет оказывать воздействие на формирование самосознания.

Ближайшее окружение формирует самосознание дошкольника. Родители особо влияют на формирование самосознания, в частности на самооценку ребенка, именно их характеристики ребенок воспринимает без какой-либо призмы скепсиса или сомнения, перенимая их, формируя представление о себе. Именно поэтому авторы данной статьи считают необходимым исследовать представления детей о том, как их оценивают близкие люди, так как в период детства оценка родителей особо важна.

По данным Росстата на 2019 г., более 7,5 млн детей - что значимо превышает половину от общего числа дошкольников - посещают дошкольные образовательные учреждения. Можно сказать, что педагоги детских садов также вносят весомый вклад в становление самосознания -практически половину своего времени ребенок находится в детском саду в тесном, даже близком контакте с воспитателем, который является для

дошкольника значимой фигурой. И именно воспитатель - педагог ДОУ может оценить успешность ребенка, поскольку активно взаимодействует с ним изо дня в день [3]. При этом, в ДОУ осуществляется не просто присмотр за детьми, а ведется образовательная деятельность, направленная на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие [2].

Под успешностью дошкольника мы рассматриваем усвоение образовательной программы в рамках непосредственной образовательной деятельности, высокую познавательную активность, гармоничные отношения со сверстниками, умение налаживать контакты, положительное отношение к окружающему, просоциальное поведение и стремление соблюдать общепринятые нормы.

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения является прекрасным источником для развития самосознания, благодаря освоению социального пространства, созданию развивающей среды и активному взаимодеиствию с окружающим миром1.

И стоит отметить, что к концу дошкольного возраста у ребенка в рамках становления самосознания дифференцируется самооценка, он начинает осознавать свои качества, умения и возможности в различных видах деятельности. У него развивается самокритичность, оттачиваются в играх модели поведения и навыки определенного гендера. Наступает освоение психологического времени личности. Ребенок все больше «ощущает себя», развивается телесность, представление о собственном теле и себе - своем имени, качествах, предпочтениях. Притязание на признание способствует активности и новым достижениям2.

Период дошкольного детства является исключительно значимым для становления личности и развития самосознания, поскольку в данном возрасте происходит закладывание нравственных систем и комплексов, которые оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни3.

1 Бегишева Н.А. Педагогическая среда как фактор развития самосознания старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006. 251 с.

2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., пере-раб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.

3 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 336 с.

Оценка особенностей развития самосознания в дошкольном возрасте дает богатый материал для понимания личности ребенка в целом.

Материалы и методы

Исследование было проведено на базе муниципального образовательного учреждения № 29 Ломоносовского района Ленинградской области. Выборку составили дошкольники подготовительных групп в составе 55 человек 6-7 лет, из которых 28 девочек и 27 мальчиков. В процессе исследования были применены следующие психодиагностические методики: «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки и представлений об оценках значимых людей (мамы, папы, воспитателя), «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской для анализа сформированности представлений о собственном поле и возрасте, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской для изучения социометрической структуры группы.

Также был применен метод экспертных оценок; оценки собирались при помощи метода встречного ранжирования для анализа успешности дошкольников. В качестве экспертов выступили педагоги, которым предлагалось попеременно оценить каждого воспитанника, причем создать рейтинг, выбирая из группы сначала самого успешного, потом самого неуспешного и так попеременно проранжировать всех. Для установления контакта и получения дополнительных данных перед началом исследования с каждым ребенком проводилась стандартизированная беседа, включавшая вопросы о знании своего имени, отчества, фамилии, пола, возраста, места проживания, будущей профессии.

Результаты исследования

По результатам социометрической методики выборка была поделена на две группы - детей с высоким социометрическим статусом (в эту группу вошли звезды (18 %) и предпочитаемые (20 %)) и низким социометрическим статусом (в эту группу вошли изолированные (14 %) и отвергаемые (9 %)). Результаты распределения исследуемых по методике Т.Д. Марцинковской представлены на рис. 1.

■ Звезды ■ Предпочитаемые ■ Пренебрегаемые ■ Изолированные ■ Отвергаемые

Рис. 1. Результаты социометрического исследования

Анализ данных методики «Лесенка» позволил выявить особенности самооценки и представления дошкольников об оценках значимых близких. Выяснилось, что для первой группы (звезды и предпочитаемые) характерна адекватная самооценка, ее показатели значимо отличаются от показателей во второй группе (изолированные и отвергаемые). Сравнение самооценки проводилось с помощью критерия Мана-Уитни, так как распределение не соответствует нормальному типу, результаты сравнения: иэ = 84, икр = 89 при р <0,05. Также были выявлены значимые различия в представлениях об оценках мамы. Дошкольники из первой группы считают, что мама их оценила гораздо выше, чем дошкольники из второй группы (иэ = 72,5, икр = 89 при р <0,05). Между показателями самооценки и представлениями об оценках мамы существует статистически значимая обратная корреляция г = -0,308, г.кр = 0,27 при р <0,05. Примечательно, что значимые различия в представлениях об оценке папы и воспитателя отсутствуют; средние значения по методике «Лесенка» представлены на рис. 2.

Самооценка Оценка мамы Оценка папы Оценка воспитателя

■ 1 группа В2 группа

Рис. 2. Соотношение результатов методики «Лесенка» по группам, в баллах

7

6

5

4

3

2

1

0

Полученные результаты исследования половозрастной идентификации указывают на то, что все дошкольники правильно идентифицируют себя с изображением своего пола, а также правильно определяют предыдущий возрастной этап, правильно устанавливают последовательность взросления как своего, так и противоположного пола. Но как видно из рис. 3, во второй группе 38 % детей на просьбу показать, каким ты будешь потом, делают выбор в пользу юноши/девушки (4), а не дошкольника. На приведенных ниже рис. 4 и 5 демонстрируются результаты выборов привлекательного и непривлекательного возрастных образов.

В первой группе большинство детей называют наиболее привлекательным образ школьника, тогда как во второй группе для большинства наиболее привлекателен образ юности. В обеих группах для большинства наиболее непривлекательным является образ старости.

Рис. 3. Соотношение выборов будущего статуса по группам, в %

Рис. 4. Соотношение выборов привлекательного образа по группам, в %

Старик Взрослый Школьник Дошкольник Младенец |

0

■ Группа 2 ■ Группа 1

Рис. 5. Соотношение выборов непривлекательного образа по группам, в %

В ходе анализа ответов на вопросы беседы было установлено, что большая часть (54 %) дошкольников из второй группы не могут назвать своего отчества, когда в первой группе только 2 чел. не вспомнили его. При этом в группе детей с низким социометрическим статусом 2 чел. сказали, что не думали о будущей профессии, один сказал, что его будущая профессия школьник, а еще один указал, что супергерой. При этом, в группе с высоким социометрическим статусом все исследуемые указали свою будущую профессию, наиболее популярные варианты - полицейский и ветеринар.

С помощью метода встречного ранжирования удалось установить, что почти все дети (92 %) с низким социометрическим статусом, по мнению педагогов, наименее успешны, тогда как дошкольники из первой группы отнесены педагогами к наиболее успешным.

Обсуждение и выводы

Были выявлены значимые различия особенностей элементов самосознания у дошкольников с различным социометрическим статусом. Более популярные дети характеризуются развитым представлением о себе, для них характерны адекватная самооценка, положительное отношение к своему будущему положению - статусу школьника. В зависимости от самооценки формируется уровень притязаний, выстраивается поведение. Самооценка влияет на ощущение собственной ценности, значимости и уверенности в себе, поэтому адекватная самооценка более успешных дошкольников обеспечивает им гармоничное поведение и взаимодействие с окружающими, положительное отношение к себе и благоприятное эмоциональное состояние. Дети с низким социометрическим статусом имеют

10

20

30

40

50

60

70

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более завышенную самооценку, их не привлекает образ школьника. Результаты беседы указывают на несформированность представлений о своем полном имени, что обнаруживает определенную инфантильность, некритичность, несформированность позиции школьника.

Тот факт, что социометрический статус совпал с оценкой успешности, которую давали педагоги, свидетельствует о том, что положение в группе, коммуникативные навыки, личные качества для дошкольников имеют большое значение.

Отдельно хочется отметить разницу в представлениях об оценках мамы: дошкольники с высоким социометрическим статусом считают, что мама высоко их оценила, а дети с низким социометрическим статусом -ниже, по сравнению с первой группой, при этом, чем ниже предполагаемая оценка мамы, тем более неадекватно завышена самооценка. Таким образом, обнаруживается необходимость в комплексной работе с детьми, имеющими низкий социометрический статус, для успешной социализации, гармонизации отношений и развития элементов самосознания.

Список литературы

1. Гаджимурадова З.М., Курбанова Ж.Т. Самосознание личности: теории, аспекты и методы исследования: моногр. М.: Парнас, 2018. 236 с.

2. Лебеденко Е.Н. Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 51. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya samosoznaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.09.2020).

3. Марихин С.В., Турчин А.С. Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmepsihologicheskiy-monitoring-deyatelnosti-vospitatelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 23.09.2020).

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: МОДЭК, 2005. 544 с.

5. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Теоретические подходы к исследованию структуры и регулирующей роли самосознания // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-reguliruyuschey-roli-samosoznaniya (дата обращения: 23.09.2020).

6. Мохова Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности // ОНВ. 2012. №1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-o-strukture-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 23.09.2020).

7. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-samosoznaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-otdelnye-aspekty-problemy (дата обращения: 23.09.2020).

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

9. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

10. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12-22.

11. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. New York: Cambridge University Press, 2009. 253 p.

References

1. Gadzhimuradova, Z.M., Kurbanova, Zh.T. (2018) Samosoznanie lichnosti: teorii, aspekty i metody issledovaniya [Self-consciousness of the individual: theories, aspects and research methods]. Moscow: Parnas. (In Russian).

2. Lebedenko, E.N. (2007) Psihologicheskoe soprovozhdenie razvitiya samosoz-naniya detej doshkol'nogo vozrasta [Psychological support for the development of self-consciousness of preschool children]. Nauka. Innovacii. Tekhnologii - The science. Innovations. Technologies. Vol. 51. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholog-icheskoe-soprovozhdenie-razvitiya samosoznaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (accessed: 23.09.2020). (In Russian).

3. Marihin, S.V., Turchin, A.S. (2018) Akmepsihologicheskij monitoring deyatel'nosti vospitatelya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Acmepsychological monitoring of the activities of the teacher of a preschool educational organization]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. Vol. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/akmepsihologicheskiy-monitoring-deyatelnosti-vospi-tatelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (accessed: 23.09.2020). (In Russian).

4. Merlin, V.S. (2005) Psihologiya individual'nosti [Psychology of personality]. Moscow: MODEK. (In Russian).

5. Morosanova, V.I., Aronova, E.A. (2004) Teoreticheskie podhody k issledovaniyu struktury i reguliruyushchej roli samosoznaniya [Theoretical approaches to the study of the structure and regulatory role of self-consciousness]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika - RUDN Bulletin. Series: Psychology and pedagogy. Vol. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-reguli-ruyuschey-roli-samosoznaniya (accessed: 23.09.2020). (In Russian).

6. Mohova, Yu.A. (2012) K voprosu o strukture samosoznaniya lichnosti [On the question of the structure of personality self- consciousness]. ONV - ONV. Vol. 1 (105). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-samosoznaniya-lich-nosti (accessed: 23.09.2020). (In Russian).

7. Nakonechnyh, V.N. (2014) Stanovlenie i razvitie samosoznaniya u detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta (otdel'nye aspekty problemy) [The formation and development of self-awareness in children of senior preschool and primary school age (some aspects of the problem)]. Crede Experto: transport, obshchestvo, obra-zovanie, yazyk - Crede Experto: transport, society, education, language. Vol. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-samosoznaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-otdelnye-aspekty-problemy (accessed: 23.09.2020). (In Russian).

8. Rubinshtejn, S.L. (2000) Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter. (In Russian).

9. Chesnokova, I.I. (1997) Problema samosoznaniya vpsihologii[The problem of self-consciousness in psychology]. M.: Nauka. (In Russian).

10. Yakobson, S.G. (2009) Stanovlenie rannih form samosoznaniya detej [Formation of early forms of self-consciousness in children]. Voprosy psihologii - Psychology issues. Vol. 1. рр. 12-22. (In Russian).

11. Rochat, Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. New York: Cambridge University Press, 2009.

Вклад соавторов

Марихин С.В.: концепция и дизайн исследования; Кондратюк М.И.: сбор и анализ материала, статистическая обработка данных.

Author contributions

Marikhin S.V.: concept and design of research; Kondratiuk M.I.: collection and analysis of material, statistical processing of data.

Марихин Сергей Васильевич, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, магистр менеджмента, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-0793-5672, e-mail: [email protected]

Кондратюк Мария Игоревна, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 00000001-6247-9019, e-mail: [email protected]

About the authors

Sergei V. Marikhin, Doctor of Pedagogy, Candidate of Psychological Sciences, Master of Management, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology of Development and Education, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-0793-5672, e-mail: serg [email protected]

Maria I. Kondratiuk, Postgraduate student, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-6247-9019, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 24.11.2020 Принята к публикации: 03.12.2020 Опубликована: 28.12.2020

Received: 24 November 2020 Accepted: 03 December 2020 Published: 28 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.