Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения'

Особенности межличностных отношений детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1476
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ ДОУ / СОЦИОМЕТРИЯ / SOCIOMETRY / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / UNEVEN-AGE GROUPS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковец Д.А., Валиуллина Г.Г.

Цель. Статья посвящена проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), что является актуальным в условиях современной системы образования и общества в целом. Предметом исследования являются сложные межличностные взаимоотношения, существенно влияющие на развитие ребенка. Опыт таких отношений определяет характер самосознания ребенка, его последующее социальное развитие. Авторы ставят целью сделать сравнительный анализ особенностей личности, поведения и общения детей в одновозрастных в разновозрастных группах. Метод или методология работы. Исследование проводилось с использованием объективных методик: тест-игра «Секрет» (социометрическая методика, адаптированная Репиной Т.А.), метод наблюдения, методика «Мозаика» (метод проблемных ситуаций). Также использовались субъективные методы методика «Картинки» (диагностика социального интеллекта), методика «Лесенка» (диагностика самооценки). Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста в ДОУ. Выявлена специфика этих отношений в одновозрастных и разновозрастных группах. В разновозрастных группах выше показатели следующих характеристик: инициативность, преобладающий эмоциональный фон, социальный интеллект, уровень самооценки, характер участия и эмоциональной вовлеченности в действия партнера. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике психологов и других специалистов в сфере дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF CHILDREN IN UNEVEN-AGE GROUP OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Purpose. Article is devoted to a problem of the interpersonal relations of children ofpreschool age in the preschool educational institutions (PEI) that is relevant in the conditions of a modern education system and society in general. An object of research are the complex interpersonal relationship significantly influencing (correct also in the text of article) on development of the child. Experience of such relations defines the nature of consciousness of the child, his subsequent social development. Authors set as the purpose to make the comparative analysis of features of the personality, behavior and communication of children in even-aged in uneven-age groups. Methods of research. The research was conducted with use of objective techniques: the test game "Secret" (the sociometric technique adapted by Repina T.A.), observation method, technique "Mosaic" (method of problem situations). Also subjective method were used: technique of "Picture" (diagnostics of social intelligence), technique "Short flight of stairs" (diagnostics of a self-assessment). Results. In article results of a research offeatures of the interpersonal relations of children ofpreschool age are presented to preschool educational institution. The specifics of these relations in even-aged and uneven-age groups are revealed. In uneven-age groups indicators of the following characteristics are higher: initiative, the prevailing emotional background, social intelligence, self-assessment level, the nature of participation and the emotional involvement into actions of the partner. Sphere of implementation of the results. Results of a research can be applied in practice ofpsychologists and other experts in the sphere of preschool education.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения»

2018, том 20 [6]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-79-85

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Яковец Д.А., Валиуллина Г.Г.

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация. Цель. Статья посвящена проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), что является актуальным в условиях современной системы образования и общества в целом. Предметом исследования являются сложные межличностные взаимоотношения, существенно влияющие на развитие ребенка. Опыт таких отношений определяет характер самосознания ребенка, его последующее социальное развитие. Авторы ставят целью сделать сравнительный анализ особенностей личности, поведения и общения детей в одновозрастных в разновозрастных группах.

Метод или методология работы. Исследование проводилось с использованием объективных методик: тест-игра «Секрет» (социометрическая методика, адаптированная Репиной Т.А.), метод наблюдения, методика «Мозаика» (метод проблемных ситуаций). Также использовались субъективные методы методика «Картинки» (диагностика социального интеллекта), методика «Лесенка» (диагностика самооценки).

Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста в ДОУ. Выявлена специфика этих отношений в одновозрастных и разновозрастных группах. В разновозрастных группах выше показатели следующих характеристик: инициативность, преобладающий эмоциональный фон, социальный интеллект, уровень самооценки, характер участия и эмоциональной вовлеченности в действия партнера.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике психологов и других специалистов в сфере дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольный возраст, межличностные отношения, разновозрастные группы ДОУ, социометрия, социальный интеллект.

Введение. Проблема межличностных отношений находится на стыке философии, социологии, социальной психологии, психологии личности, педагогики и является одной из важнейших в наше время. Особую актуальность она имеет для периода детства.

Дошкольный период - это очень важный возраст. В это время в тесном общении со взрослыми и сверстниками у ребёнка возникают достаточно сложные взаимоотношения, существенно влияющие на его личностное развитие. Опыт этих отношений, в значительной

~ 79 ~

—--—

степени, определяет в дальнейшем особенности самосознания человека, его отношение к миру и поведение [1, с.713].

Наиболее интенсивно в современных условиях межличностные отношения у дошкольников реализуются в ДОУ. Группа детского сада имеет свою специфику. С одной стороны, это социально-педагогическое явление, которое развивается под воздействием воспитателей, ставящих социально-значимые задачи перед ней. С другой стороны, в ней имеются зачатки саморегуляции, благодаря существующим внутригрупповым процессам. Таким образом, группа детского сада, является своеобразной малой группой. Как отмечает Т.А. Репина, группа детского сада представляет собой наиболее раннюю ступень социальной организации, является первым детским обществом, где ребенок-дошкольник получает начальный социальный опыт общения со сверстниками, столь важный для становления его личности [2].

В связи с этим изучение особенностей межличностных взаимоотношений детей в группах детского сада является актуальной задачей.

В последние годы растет число разновозрастных групп, что связано как с трудностями комплектации групп детского сада, так и с необходимостью решения определенных кор-рекционно-педагогических или методических задач. Эта тенденция обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы [3].

Организация и методы исследования. Для выявления особенностей межличностных отношений дошкольников в разновозрастных группах необходимо было сравнить их с одно-возрастными группами. Базой исследования выступили три муниципальных дошкольных образовательных учреждения города Астрахани. Были обследованы две разновозрастные группы детского сада - 44 человека (22 девочки и 22 мальчика, 5-7 лет) и две группы од-новозрастных детей - 46 человек (23 девочки и

23 мальчика, 6-7 лет). Всего в исследовании приняло участие 80 детей.

При диагностике межличностных отношений детей дошкольного возраста важно соблюдение ряда условий.

1. Необходимо использовать комплекс методик (не менее трех-четырех). При этом важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях [2].

2. Исследование предполагает индивидуальную работу с ребенком (или с небольшой группой детей). Присутствие посторонних детей и взрослых может существенно повлиять на поведение и на ответы детей, исказив реальную картину их отношений.

3. Необходимы доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и исследователем для получения достоверных данных Диагностические методики нельзя осуществлять при первой встрече взрослого с детьми. Нужно предварительное знакомство и установление необходимого контакта.

4. Диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Ребенок не должен чувствовать, что его изучают. Любые оценки, порицания или поощрения недопустимы. Если ребенок отказывается от ответа на вопрос или решения той или иной задачи, диагностическую процедуру следует отложить или предложить ему другое занятие.

В психологии применяются определённые методы и методики, направленные на выявление особенностей межличностных отношений дошкольников. Они делятся на объективные и субъективные.

Объективные методы заключаются в фиксации внешней воспринимаемой картины взаимодействия детей со сверстниками. В этом

~ 80 ~

—-

случае педагог отмечает особенности взаимоотношения отдельных детей, их симпатии или антипатии, воссоздаёт объективную картину взаимоотношений. К ним относятся: социометрия, метод наблюдений, метод проблемной ситуации [4, 5].

Субъективные методы позволяют выявить внутренние глубинные характеристики отношения ребенка к другим детям, связанные с особенностями его личности и самосознания. Эти методы часто имеют проективный характер. К ним относятся: метод незаконченных историй, выявление оценки ребёнка и восприятие оценки других, картинки, высказывание, незаконченные предложения [5, 6, 7].

В исследовании использованы следующие методики:

• объективные: тест-игра «Секрет» (социометрическая методика, адаптированная Репиной Т.А.), метод наблюдения, методика «Мозаика» (метод проблемных ситуаций);

• субъективные: методика «Картинки» (диагностика социального интеллекта),

Также рассчитан коэффициент взаимности по формуле: КВ=(Р1/Р)*100%, где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте, Р1 - число взаимных выборов. Для разновозрастной группы коэффициент взаимности равен 0,42, для одновозрастной соответственно 0,48.

методика «Лесенка» (диагностика самооценки).

Анализ результатов. Исследование особенностей межличностных отношений дошкольников было начато с методики «Секрет». Для каждого ребенка были определены число общих и взаимных выборов, социометрический статус (рис. 1.).

В разновозрастной группе звезд в два раза больше, чем в одновозрастной группе (14% и 7% соответственно). Количество отвергнутых и предпочитаемых одинаково в обеих группах. В одновозрастной группе больше принятых (47%).

Был рассчитан уровень благополучия взаимоотношений в группе. В разновозрастной группе он 1,32 и считается высоким (количество звезд и предпочитаемых больше количества отвергнутых и принятых), в одновозраст-ной - 1,1 соответственно (количество звезд и предпочитаемых равно количеству отвергнутых или принятых, или незначительно расходится) и оценивается как средний.

Полученные данные свидетельствуют о благоприятном характере межличностных отношений в обследуемых группах.

Методика наблюдение. Результаты показали, что в разновозрастной группе преобладают дети с высокой инициативностью (45%),

so

одно возрос тиля группа розно воз рас та я группа

звезды ■ предпочит ■ принятые ■отвергнутые

Рис.1. Социометрический статус детей в различных группах

~ 81 ~

—--—

а в одновозрастной со средней (39%). В одно-возрастной группе достаточно высок процент (34%) детей с низкой инициативностью. Чув-

ствительность к воздействиям одногруппни-ков одинакова в обеих группах и находится на среднем уровне (54-56%).

70 60 50 40 30 20 10 О

61

37 40

15 24 23

негативный

I нейтрально-деловой

- позитивным

одноооэраонан tpvnna

разновозрастная группа

Рис. 2. Преобладающий эмоциональный фон

Особая картина прослеживается при оценке преобладающего эмоционального фона (рисунок 2). В одновозрастной группе значительно преобладает нейтрально-деловой эмоциональный фон (61%). В разновозрастной группе наблюдается поляризация, достаточно высок процент как негативного, так и позитивного фона (32% и 40% соответственно).

Методика «Мозаика». Между группами наблюдаются различия в степени вовлеченности в действия партнера (рисунок 3). В разновозрастной группе высокая степень вовлеченности в действия партнера преобладает над низкой степенью вовлеченности (41% и 21% соответственно). В одновозрастной группе низкая степень вовлеченности в действия партнера преобладает над высокой (34% и 27% соответственно).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

39 40

34 34

27

21

f средним

о дно во j рас m аи(ру п п л

ра}ново э рлс t на н г ру ни л

Рис. 3. Степень эмоциональной вовлеченности в действия партнера

В одновозрастной группе преобладает прагматическая форма просоциального поведения, когда дети согласны помочь одногруппнику в выполнении задания только после того, как

выполнят его сами (другой ребенок рассматривается как соперник). В разновозрастной группе, по сравнению с одновозрастной, больше детей с безусловной формой просоци-ального поведения, когда помощь оказывается

~ 82 ~

—--—

без всяких условий, а другой ребенок рассматривается как партнер.

Методика «Картинки». По характеру отношения к сверстнику одновозрастная и разновозрастная группы не отличаются друг от друга. Группы различаются по уровню социального интеллекта. В разновозрастной группе

больше детей с высоким социальным интеллектом. С низким социальным интеллектом примерно одинаковое количество детей (2325%).

Методика «Лесенка». Как видно из рисунка 4, в разновозрастной группе больше детей с высокой самооценкой. С низкой самооценкой - одинаково (по 25% от состава группы).

60 50 40 30 20 10 0

S3

44

32

74 22 25

одноеозрэсжэи

разновозрапнлн

низкий ■ сродни» ■ высокий

Рис.4. Уровень самооценки в группах (%

В исследовании использовались методы как качественной, так и количественной обработки эмпирических данных. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Microsoft Excel и интегрированного статистического пакета SPSS.

Проведен корреляционный анализ и анализ таблиц сопряженности.

В результате корреляционного анализа выявлены значимые (уровень значимости p<0,05) положительные связи между переменными:

• «социальный интеллект» и «возраст» (коэффициент корреляции /=0,582), «индекс социометрического статуса» (/•=0,502), «самооценка» (/=0,582), «чувствительность к воздействию партнера» (/=0,572));

• «степень эмоциональной вовлеченности в действия партнера» и «инициативность» (•=0,483), «преобладающий эмоциональный фон» (/=0,505);

• Анализ таблиц сопряженности показал

связь между переменными: самооценка» и «характер участия в действиях партнера», «формы просоциального поведения» и «социальный интеллект».

Таким образом, чем старше ребенок, тем выше у него социальный интеллект. Чем выше у ребенка социальный интеллект, тем выше у него социометрический статус, самооценка, чувствительность к воздействию партнера, тем чаще наблюдается безусловная форма просо-циального поведения. Высокой степени эмоциональной вовлеченности в действия партнера соответствует высокая инициативность и позитивный эмоциональный фон. Чем выше самооценка, тем чаще наблюдается позитивный характер участия в действиях партнера, средней самооценке соответствует демонстративный характер участия в действиях партнера).

Также в работе проведено сравнение между одновозрастной и разновозрастной группами (использован непараметрический критерий и-

~ 83 ~

—--—

journal.ru/journalnumbers/neobhodimo-sopostavljat-dannye-raznyh-metodik.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

[3] Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников. Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Москва, 2007. - 26с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование, 2008. -№1. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http//sdo-journal.ru/journalnumbers/igra-v-sekret.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус: [дата обращения 15.07.2016].

[5] Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

[6] Методика срезов Т. Репиной [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.psworks.ru/goods-878-1.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. [дата обращения 15.07.2016]/

[7] Степанов С.И. Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам // Воспитание школьников. - 1995. - №3.

FEATURES OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF CHILDREN IN UNEVEN-AGE GROUP OF PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION

IakovetsD.A., Valiullina G.G.

Astrakhan state university, Astrakhan, Russian Federation

Annotation. Purpose. Article is devoted to a problem of the interpersonal relations of children ofpreschool age in the preschool educational institutions (PEI) that is relevant in the conditions of a modern education system and society in general. An object of research are the complex interpersonal relationship significantly influencing (correct also in the text of article) on development of the child. Experience of such relations defines the nature of consciousness of the child, his subsequent social development. Authors set as the purpose to make the comparative analysis of features of the personality, behavior and communication of children in even-aged in uneven-age groups.

Methods of research. The research was conducted with use of objective techniques: the test game "Secret" (the sociometric technique adapted by Repina T.A.), observation method, technique "Mosaic" (method of problem situations). Also subjective method were used: technique of "Picture" (diagnostics of social intelligence), technique "Short flight of stairs" (diagnostics of a self-assessment).

Results. In article results of a research offeatures of the interpersonal relations of children ofpreschool age are presented to preschool educational institution. The specifics of these relations in even-aged and uneven-age groups are revealed. In uneven-age groups indicators of the following characteristics are higher: initiative, the

~ 84 ~

Манна-Уитни). Выявлены достоверные, на высоком уровне значимости (р<0,01) различия по показателям: инициативность, преобладающий эмоциональный фон, социальный интеллект, уровень самооценки, характер участия в действиях партнера, степень эмоциональной вовлеченности в действия партнера. В разновозрастной группе эти показатели выше.

По результатам диагностического исследования предложены рекомендации для воспитателей по оптимизации межличностных отношений детей дошкольного возраста в конкретных группах дошкольных образовательных учреждений города Астрахни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. - 2014. -№2. - С. 711-715.

[2] Репина Т.А. Необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой / Современное дошкольное образование, 2008. -№1 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.sdo-

—--—

prevailing emotional background, social intelligence, self-assessment level, the nature of participation and the emotional involvement into actions of the partner.

Sphere of implementation of the results. Results of a research can be applied in practice ofpsychologists and other experts in the sphere of preschool education.

Key words: preschool age, interpersonal relations, uneven-age groups of preschool educational institution, soci-ometry, social intelligence.

REFERENCES

[1] Alieva Sh.G. Social development of preschool children//Young scientist. - 2014. - 2. - p. 711715.

[2] Repina T.A. It is necessary to compare data of different techniques and to check one technique other / Modern preschool education, 2008.-№1 [An electronic resource] / - the access Mode: http://www.sdo-

journal.ru/journalnumbers/neobhodimo-sopostavljat-dannye-raznyh-metodik.html, free. -The title from the screen. - Russian language.

[3] Butenko VN. Features of the interpersonal relations in uneven-age groups of preschool children. Avtoref. yew.... edging. psihol. sciences 19.00.07. - Moscow, 2007. - 26 p.

[4] Veraksa N.E., Veraksa A.N. Game in a secret": technique of a research of the interpersonal

relations of children of preschool age Modern preschool education, 2008.-№1. [An electronic resource] / - the access Mode: http//sdo-journal.ru/journalnumbers/igra-v-sekret.html, free. - The title from the screen. - Russian Language: [date of the address 15.07.2016].

[5] Smirnova E.O., Holmogorova V.M. Interpersonal relations of preschool children: diagnostics, problems, correction. - Moscow.: Gumanitar. prod. VLADOS center, 2005. - 158p.

[6] A technique of cuts of T. Repina [An electronic resource] / - the access Mode: http://www.psworks.ru/goods-878-1.html, free. -The title from the screen. - Russian Language [date of the address 7/15/2016].

[7] Stepanov S.I. Psychological diagnosing of the child according to his drawings//Education of school students. - 1995. - No. 3. p.17-28.

~ 85 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.