психологические науки
Кузьмина Анна Сергеевна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна, Фокина Наталья Владимировна САМОСОЗНАНИЕ ДИ- И МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ ...
УДК 159.923
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0083
САМОСОЗНАНИЕ ДИ- И МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2020
SPIN-код: 5364-0116
AuthorID: 625616
Кузьмина Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии
SPIN-код: 3414-1590
AuthorID: 1014394
Прайзендорф Екатерина Сергеевна, аспирант Фокина Наталья Владимировна, студент
Алтайский государственный университет (656049, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 61, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью работы стало изучение особенностей самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста. В работе приведены результаты сравнительного анализа самооценки, уровня притязаний и особенностей внутрипарного взаимодействия близнецов дошкольного возраста. Методы исследования: комплекс качественных и количественных методов для выявления особенностей сомосознания близнецов дошкольного возраста, включающие в себя оценку уровня притязаний, самооценки, наблюдение за игровой деятельностью. В качестве методов математико-статистической обработки данных использован U-критерий Манна-Уитни для выявления различий в группах испытуемых, корреляционный анализ для выявления взаимосвязи между экспериментальными параметрами. Результаты: в работе рассмотрены особенности близнецовой ситуации как особой социальной ситуации дошкольника, проанализированы эффекты влияния близнецовой ситуации на развитие личности дошкольника. Проанализированы особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования самосознания ди- и монозиготных близнецов. Определены и описаны особенности разделения ролей в паре близнецов, выделении ведущего и ведомого близнеца в соответствии с очередностью рождения. Научная новизна исследования представлена выявленными различиями особенностей самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста. Практическая значимость: основные результаты и выводы исследования могут оказаться полезными педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений для создания психолого-педагогических условий дошкольникам с близнецовой ситуацией развития.
Ключевые слова: дошкольники, самосознание, самооценка, уровень притязаний, близнецовая ситуация, социальная ситуация развития, близнецы, диада, внутрипарное взаимодействие, среда, наследственность, родители, отношения, дифференциация, близость.
SELF-CONSCIOUSNESS OF DI AND MONOZYGOTIC TWINS OF PRESCHOOL AGE
© 2020
Kuzmina Anna Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology Praizendorf Ekaterina Sergeevna, post-graduate student Fokina Natalya Vladimirovna, student Altai State University (656049, Russia, Barnaul, Lenin Ave. 61, e-mail: [email protected])
Abstract. The aim of the work was to study the identity of di- and monozygotic twins of preschool age. The paper presents the results of a comparative analysis of self-esteem, the level of claims, and the characteristics of the inter-pair interaction of preschool twins. Research methods: a set of qualitative and quantitative methods for identifying the characteristics of co-consciousness of twins of preschool age, including an assessment of the level of claims, self-esteem, observation of game activity. As methods of mathematical and statistical data processing, the Mann-Whitney U-test was used to identify differences in the groups of subjects, correlation analysis to identify the relationship between experimental parameters. Results: the paper considers the features of the twin situation as a special social situation of a preschooler, analyzes the effects of the influence of the twin situation on the development of the personality of a preschooler. The features of the development of self-awareness in preschool age are analyzed. The results of an empirical study of the self-consciousness of di- and monozygotic twins are presented. The features of the separation of roles in a pair of twins are identified and described, the allocation of the leading and trailing twin in accordance with the order of birth. The scientific novelty of the study is represented by the identified differences in the identity of di- and monozygotic twins of preschool age. Practical relevance: the main results and conclusions of the study may be useful to pedagogues-psychologists of preschool educational institutions for creating psychological and pedagogical conditions for preschool children with a twin developmental situation.
Keywords: preschoolers, self-awareness, self-esteem, level of claims, twin situation, social development situation, twins, dyad, interepair interaction, environment, heredity, parents, relationships, differentiation, proximity.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является важным периодом становления личности ребенка, его самосознания и идентичности [1, 2]. Самосознание дошкольника формируется вокруг выявления сущностных качеств, обобщения и интерпретации значимых идеалов, ценностей и особенностей поведения [2, 3].
В рамках отечественной и зарубежной психологии большое внимание уделяется изучению и анализу структурных компонентов самосознания на разных возрастных этапах [4, 5, 6]. Разработке данного вопроса посвятили свои работы С. Л. Рубинштейн (1940,
1976), В. В. Столин (1983), И. С. Кон (1968, 1971, 1978, 1984), Р. Берне (1986), B. С Мухина (1975, 1980, 1998), К Л. Белопольская (1984), А. Маслоу (1954), Д. В. Ольшанский (1986), К. Роджерс (1990, 1994), Е. Т. Соколова (1980), П. Р. Чамата (1966), И. И. Чесно-кова (1977, 1982), Э. Эриксон (1959, 1996) и многие другие. Анализируя работы ряда авторов можно выделить следующие компоненты самосознания: самоконтроль, самооценка, определение места в разворачивающейся социальной ситуации, а также в системе отношений со взрослыми [7, 8, 9]. Становление этих составляющих самосознания взаимосвязано и взаимообусловлено [10].
Kuzmina Anna Sergeevna, Praizendorf Ekaterina Sergeevna, Fokina Natalya Vladimirovna SELF-CONSCIOUSNESS OF DI AND MONOZYGOTIC TWINS ...
psychological science
Важным элементом развивающегося самосознания дошкольника становится самооценка и формирующийся уровень притязания [1, с.177]. Также значимыми аспектами самосознания ребенка дошкольного возраста является развитие самоотношения (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, В. В. Сто-лин, И. И. Чеснокова).
Ряд работ посвящен рассмотрению вопросов развития самосознания в онтогенезе (В. С. Мухина, М. И. Лисина, Д. В. Ольшанский и др.). Так, В. С. Мухина пишет, что присвоение структуры самосознания происходит через механизм идентификации [11, 12]. Автор понимает этот механизм как идентификацию с именем, полом, "образом Я" во временной перспективе, ценностями социума и образцами, развивающими притязание на признание в процессе развития. При этом присвоенные звенья структуры самосознания заполняются индивидуальным содержанием и закрепляются в личности.
Многими авторами подчеркивается важнейшее значение самосознания как ведущего фактора в становлении личности и отмечается неотъемлемая роль социального окружения и социальной ситуации развития в целом в процессе его формирования.
Категория «социальная ситуация развития» является широко разработанной в рамках отечественного психологического подхода. Это понятие было введено Л. С. Выготским, который рассматривал социальную ситуацию развития как источник психического развития ребенка, важнейший структурный компонент возраста, определяющий направление и содержание детского развития [13]. Л. С. Выготский в учении о структуре и динамике психологического возраста противопоставляет социальную ситуацию развития и среду, объясняя разницу между понятиями следующим образом: «Одна из величайших проблем для теоретического и практического изучения детского развития - неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий... Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [13, с. 258]. Акцент делается на двусторонние отношения между социальной ситуацией развития и ребенком, как активным субъектом, а не просто пассивно принимающим воздействие извне.
Д. Б. Эльконин, описывая социальную ситуацию развития дошкольника, пишет, что ребенок выходит в мир взрослых людей, социальных отношений, и основной задачей ребенка является освоение мира взрослого человека, с его общественными функциями и задачами, освоение социальных норм и правил [14]. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, поэтому, является сю-жетно-ролевая игра, позволяющая смоделировать мир общественных отношений, ролей, и действовать в условиях созданной модели. С точки зрения Д. Б. Эльконина, именно благодаря моделированию системы отношений между взрослыми, возникает необходимость в формировании внутреннего плана действий, поскольку приходится внутренне проигрывать как систему своих действий, так и систему их последствий.
На основе анализа работ отечественных психологов можно выделить четыре сферы социального развития в дошкольном возрасте: Образ Я, семья, сверстники, мир взрослых [15, 16]. Ведущей линией являются динамические изменения в структуре образа Я, формирование которого происходит при условии предъявления требований к ребенку взрослыми и сверстниками. Именно Я-структуры регулируют активность ребенка и обеспе-
чивают его эффективность в социальной среде. Образ Я дошкольника отличается гибкостью, но находится в процессе дифференциации усложнения.
Самоотношение дошкольника развивается в предметной и игровой деятельности со сверстниками, это позволяет ребенку смотреть на себя глазами другого, смотреть на себя со стороны. В такой ситуации появляется возможность сравнивать сверстника с собой, и благодаря такому сравнению лучше осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, чувства, переживания и мотивы поведения. Отношение к себе дошкольника складывается через отношение к нему другого [17].
Е. А. Сергиенко пишет, что «взаимодействие между людьми невозможно без понимания психического состояния Другого (мыслей, убеждений, намерений, желаний, эмоций) и способности смотреть на событие с разных точек зрения: сопоставлять модель психического в своей актуальной ситуации и другого человека» [18]. Такая способность понимать другого важна для понимания человеком себя и проявления продуктивной активности. Особое значение модель психического приобретает у дошкольников в связи с близнецовой ситуацией развития.
Близнецовая ситуация развития - уникальная социальная ситуация развития, связанная с наличием сиблин-га, находящего на той же стадии физического и психического развития. Близнецы постоянно находятся рядом, совместно переживают различные жизненные события. Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и т.п. Сами родители также склонны объединять двоих детей в одно целое, давая им похожие имена, покупая одинаковую одежду, отдавая в одни и те же кружки дополнительного образования. Все эти особые условия социальной среды, наличие жизненного партнера с момента зачатия влияет на психологическое и социальное развитие близнецов, а также отношения, которые они формируют на протяжении всей своей жизни [19].
Вопросы развития самосознания в дошкольном возрасте приобретают особую значимость в парах ди- и монозиготных близнецов [20].
Целью исследования стало изучение особенностей самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста посредством изучения самооценки, уровня притязаний и особенностей внутрипарого взаимодействия близнецов-дошкольников.
Концептуальными основаниями исследования стали культурно-исторический подход определяющий роль социальной ситуации в развитии ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), концепция самосознания дошкольника (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, М. И. Лисина)
В исследовании приняли участие 100 близнецов дошкольного возраста с письменного согласия родителей. Средний возраст испытуемых составил 6 лет 4 месяца. Выборка представлена 84 дизиготными близнецами и 16 монозиготными близнецами.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использован комплекс качественных и количественных методов для выявления особенностей самосознания близнецов дошкольного возраста. Наблюдение за игровой и совместной деятельностью близнецов, «Методика выявления степени осознания детьми себя и других в отношении с другими» Н. И. Непомнящей, экспериментальное исследование самооценки с помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур. Изучение уровня притязаний проводилось по шкале от 1 до 5. Обследование уровня притязаний проводилось в индивидуальной форме, дошкольникам было предложено 3 серии заданий по методике кубики Кооса. По инструкции дошкольникам необходимо было выбрать задание в соответствии с тремя уровнями сложности (легкое, среднее, сложное). За
психологические науки
Кузьмина Анна Сергеевна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна, Фокина Наталья Владимировна САМОСОЗНАНИЕ ДИ- И МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ ...
правильное выполнение легкого задания начислялось 2 балла, среднего - 4 балла трудного - 5 баллов, при допущении ошибки начислялся 1 балл, вне зависимости от сложности задания.
Дополнительно фиксировались такие параметры самосознания близнецов, как использование в речи личных местоимений «я», «мы», оценка результатов собственной деятельности, эмоциональные реакции на успех и неудачу, запоминание успехов и неудач, характер их изложения.
Методы математико-статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена. Обработка проводилась при помощи статистического пакета SPSS 23.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На первом этапе исследования опишем результаты самооценки монозиготных близнецов. Оценка проводилась путем сравнения показателей средних значений в соответствии с очередностью рождения ребенка (результаты представлены на рисунке 1).
зависим, предпочитает индивидуальную игру совместной, играет в группе охотнее с другими детьми, чем со
своим близнецом.
Рисунок 1 - Сравнительный анализ самооценки монозиготных близнецов в соответствии с очередностью рождения в паре
Достоверных различий с помощью и-критерия Манна-Уитни в двух группах испытуемых получено не было. Самооценка монозиготных близнецов достоверно не различается. Показатель самооценки завышен, что свидетельствует о трудностях формирования у близнецов представления о себе, своей идентичности, адекватной оценке себя, собственных действий и поступков, недифференцированности самосознания близнецов. Причем отсутствие достоверных различий в парах свидетельствует о схожести, близости монозиготных близнецов, отсутствии в паре близнецов ведущего и ведомого.
Наблюдение за совместной деятельностью близнецов показало, что они часто играют вместе, используя в речи местоимение «Мы», вместо местоимения «Я», что подтверждает результаты исследования по методике «Лесенка».
Оценка проводилась путем сравнения показателей средних значений в соответствии с очередностью рождения ребенка (результаты представлены на рисунке 2).
Анализ рисунка 2 показал, что самооценка перворожденного близнеца является более высокой, рожденный вторым близнец оценивает себя ниже, более критичен к себе и своим особенностям. Применения и-критерия Манна-Уитни позволило получить достоверные различия в двух группах испытуемых. Самооценка в паре дизиготных близнецов достоверно различается (2=2,26; р=0,01).
Для перворождённого близнеца характерен более высокий показатель самооценки. Второй близнец выполняет в паре роль ведомого, он более зависим от своего близнеца, ориентирован на взаимодействие и совместную деятельность.
Перворождённый близнец более самостоятелен, не-
Рисунок 2 - Сравнительный анализ самооценки дизиготных близнецов в соответствии с очередностью рождения в паре
Сравнительный анализ уровня притязаний в группах ди- и монозиготных близнецов показал, что монозиготные близнецы достоверно выбирают более трудные задания, чем дизиготные (2=1,89; р=0,02), уровень притязаний монозиготных близнецов достоверно выше, чем уровень притязаний дизиготных близнецов.
Корреляционный анализ показал значимую положительную корреляционную взаимосвязи самооценки и уровня притязаний монозиготных близнецов (г=0,67, р<0,01). Высокий уровень притязаний связан с высоким уровнем самооценки у монозиготных близнецов, что свидетельствует о трудностях формирования самосознания, его недифференцированности и некритичности. Причем эмоциональные реакции монозиготных близнецов на успех и неудачу также более выражены, что проявляется в интенсивном проявлении негативных (2=2,12; р=0,02) и позитивных эмоций (2=2,49; р=0,01) в процессе деятельности, что свидетельствует, с одной стороны, о трудностях саморегуляции монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, а с другой стороны, о низкой прогностической способности монозиготных близнецов, слабой способности адекватно оценивать себя, свои умения, сильные и слабые стороны, что приводит в непредсказуемому результату деятельности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, применение корреляционного анализа и и-критерия Манна-Уитни позволило выделить различия в особенностях самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста. Сопоставление показателей самооценки и уровня притязаний сделало возможным анализ самосознания близнецов дошкольного возраста. Применение корреляционного анализа позволило выявить взаимосвязи между самооценкой и уровнем притязаний монозиготных близнецов.
Анализ результатов исследования показал, что монозиготные близнецы достоверно имеют более высокий уровень притязаний и самооценки. Дизиготные близнецы достоверно отличаются по показателю самооценки внутри пары, что свидетельствует об их особом представлении о себе в связи с очередностью рождения. Самосознание дизиготных близнецов более дифференцированно, они лучше знают себя, свои особенности, выбирают трудность заданий в соответствии с собственными способностями и адекватной самооценкой.
Представляется, что результаты исследования окажутся полезными в организации психолого-педагогического сопровождение развития самосознания педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. пси-хол. тр./Под ред. Д. И. Фельдштейна; Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд.
Kuzmina Anna Sergeevna, Praizendorf Ekaterina Sergeevna, Fokina Natalya Vladimirovna
SELF-CONSCIOUSNESS OF DI AND MONOZYGOTIC TWINS ...
psychological science
М.: МПСИ, 2001. 349 с.
2. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка //Психология личности /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырёва. М.: изд-во Московского государственного университета, 1982. 187 с.
3. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной //Вопросы психологии. 1996, №6. С.76.
4. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.284с.
5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984. 335 с.
6. Белопольская H. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2. Изд.2-е, испр. М.: Когито Центр, 1998. 24 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. 464 с.
8. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология. М.: ЭКСМО пресс, 2000. 1008 с.
9. Карабанова О. А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 40
10. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
11. Мухина B. C. Психология дошкольника. М.: ООО Апрель, 1975. 352 с.
12. Мухина B. C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с
13. Выготский Л. С. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 433 с.
14. Эльконин Д. Б. Детская психология. М: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
15. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6-ти т. М. 1983. Т. 3. 369 с.
16. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 23 — 25
17. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003. 368 с.
18. Сергиенко Е. А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии //Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 7.
19. Cassell S. Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins and the differences in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex twins. Unpublished manuscript, Washington, DC: American University 2011. 18 p.
20. Морозова Т. Б. Особенности работы с детьми близнецами // Народное образование. 2009. № 1. С. 10 — 18
Статья поступила в редакцию 01.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020