Научная статья на тему 'ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ БЛИЗНЕЦОВОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ БЛИЗНЕЦОВОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ВНУТРИПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БЛИЗНЕЦЫ / ДОШКОЛЬНИКИ / БЛИЗНЕЦОВАЯ СИТУАЦИЯ / SELF-CONSCIOUSNESS / INTRA-PAIR INTERACTION / TWINS / PRESCHOOLERS / TWIN SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина А.С.

Близнецовая ситуация выступает особой социальной ситуацией развития, определяющей постнатальное развитие близнецов. Близнецы, являясь зеркальной копией друг друга, зачастую испытывают трудности в формировании самосознания. Особую актуальность близнецовая ситуация приобретает в парах монозиготных близнецов. Внутрипарное взаимодействие определяет наличие ведущего и ведомого близнеца в паре, что оказывает влияние на развитие самосознания дошкольников.The twin situation is a special social development situation that determines the postnatal development of twins. Twins, being a mirror copy of each other, often experience difficulties in forming self-consciousness. The twin situation is particularly relevant in pairs of monozygotic twins. Intra-pair interaction determines the presence of a leading and leaded twin in a couple, which has an impact on the development of self-consciousness of preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ БЛИЗНЕЦОВОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ БЛИЗНЕЦОВОИ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Алтайский государственный университет, г. Барнаул Кузьмина А.С.

Близнецовая ситуация выступает особой социальной ситуацией развития, определяющей постнатальное развитие близнецов. Близнецы, являясь зеркальной копией друг друга, зачастую испытывают трудности в формировании самосознания. Особую актуальность близнецовая ситуация приобретает в парах монозиготных близнецов. Внутрипарное взаимодействие определяет наличие ведущего и ведомого близнеца в паре, что оказывает влияние на развитие самосознания дошкольников.

Ключевые слова: самосознание, внутрипарное взаимодействие, близнецы, дошкольники, близнецовая ситуация.

The twin situation is a special social development situation that determines the postnatal development of twins. Twins, being a mirror copy of each other, often experience difficulties in forming self-consciousness. The twin situation is particularly relevant in pairs of monozygotic twins. Intra-pair interaction determines the presence of a leading and leaded twin in a couple, which has an impact on the development of self-consciousness of preschool children. Key words: self-consciousness, intra-pair interaction, twins, preschoolers, twin situation.

В последнее время частота многоплодных беременностей возросла, в основном благодаря использованию методов вспомогательной репродукции. Эти беременности приводят к перегрузке матери и часто заканчиваются рождением недоношенных детей и детей с низкой массой тела, а также создают дополнительные проблемы, возникающие с воспитанием двух детей одновременно. Второй ребенок оказывается более уязвим как в физиологическом, так и в психологическом плане из-за осложнений, таких как выпадение пуповины, отслойка плаценты, дистония из-за спазмов шейки матки или травмы от внутриматочных манипуляций в случаях извлечения плода из-за нецефального предлежания [7]. Близнецовая ситуация предполагает наличие ведомого и ведущего близнеца в паре. Зачастую именно второй ребенок в паре оказывается ведомым [4].

Ряд акушерских состояний, часто связанных с многоплодной беременностью, таких как материнский возраст, преждевременные роды, перинатальная гипоксия при рождении или осложнения при родах, являются причиной задержки развития среди близнецов [1, 2, 5, 6]. Низкая масса тела близнецов при рождении является также важной детерминантой психологического развития дошкольников, особенно в первые годы жизни ребенка [8].

Тем не менее, существует относительно

немного исследований, которые описывают влияние эффектов близнецовой ситуации на развитие дошкольников.

В этом контексте основной целью данного исследования является анализ влияния эффектов близнецовой ситуации на самосознание дошкольников.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 50 пар близнецов дошкольного возраста с письменного согласия родителей. Средний возраст испытуемых составил 6 лет 3 месяца. Выборка представлена 44 парами дизиготных близнецов и 6 парами монозиготных. В исследовании использована «Методика выявления степени осознания детьми себя и других в отношении с другими» Н.И. Непомнящей, включающая вопросы на изучение отношения к себе у ребенка 6-7 лет.

Результаты и обсуждение

Одним из ключевых моментов в развитии самосознания дошкольника является осознание себя субъектом деятельности, что проявляется в том числе в использовании местоимения «Я». Появление в речи местоимения «Я» связано с прохождением ребенком кризиса 3 лет. У близнецов в сравнении с одиночнорожденными детьми наблюдается запаздывание правильного

использования в речи местоимения «Я». Намного чаще близнецы говорят о себе «Мы» [3]. Особенно это выражено у монозиготных близнецов. Так, часто монозиготные близнецы, говоря о результатах своей деятельности, отмечают: «Мы же умные, поэтому и справились с заданием».

Дифференциация образа себя, представление о своих особенностях и особенностях брата или сестры у дизиготных близнецов, имеющих явно выраженные различия и дух соперничества, проявляется намного ярче, чем у монозиготных близнецов.

Заключение

Удивительные смешения местоимений «я» и «мы», свойственные близнецам, отражают вовсе не трудности в освоении ими грамматических форм употребления личных местоимений, а выражают особое отношение к ним окружающих людей, в первую очередь родителей, которые обращаются с ними как с парой, тем самым оказывая влияние на формирование во многом сходной самооценки у членов пары. В связи с этим, одним из важных вопросов при исследовании близнецовой ситуации должно стать изучение у дошкольников условий развития самосознания и анализ специфики его формирования.

Эффекты близнецовой ситуации препятствуют нормальному формированию личности ребенка дошкольного возраста, создавая особые условия для развития самосознания [1, 2].

Список литературы:

1. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Особенности патоморфоза аддикций у подростков. Уральский медицинский журнал. 2014;1 (115):122-126.

2. Канаев И.И. Близнецы: Очерки по вопросам многоплодия. Москва: АН СССР; 1959: 381.

3. Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми близнецами. Народное образование. 2009; 1: 10-18.

4. Мухина В.С. Близнецы. Москва: Народное образование; 1997: 608.

5. Пивень Б.Н., Шереметьева И.И. Еще раз о диагностике экзогенно-органических психических расстройств. Независимый психиатрический журнал. 2008;2:36-38.

6. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное де-линквентным поведением. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(3): 89-92.

7. Asztalos E.V., Hanna M.E., Hutton E.K. et al. Twin birth study: 2-year neurodevelopmental follow-up of the randomized trial of planned cesarean or planned vaginal delivery for twin pregnancy. Am J Obstet Gynecol. 2016;214(3):371.

8. Hoffmann E., Oldenburg A., Rode L., Tabor A., Rasmussen S., Skibsted L. Twin births: cesarean section or vaginal delivery? Acta Obstet Gynecol Scand. 2012;91(4):463-469.

Информация об авторах

Кузьмина Анна Сергеевна, к.псх.н., доцент кафедры клинической психологии Алтайского государственного университета, г. Барнаул. 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61. Тел.: (3852) 296665. E-mail: annakuz87@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.