Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
525
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Груздева Ольга Васильевна, Вербианова Ольга Михайловна, Арамачева Людмила Викторовна, Леганькова Ольга Викторовна

Постановка проблемы и цель. Статья посвящена изучению становления и развития самосознания детей дошкольного возраста на современном этапе. Актуальность обусловлена изменениями в системе социально-психологических факторов, условий и предпосылок развития самосознания детей. Приводятся данные о развитии компонентов самосознания в старшем дошкольном возрасте, в том числе при осложненном варианте развития - у детей с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Материалы и методы исследования. Исследование по характеру является эмпирическим. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования, математические и статистические методы обработки данных (анализ описательных статистик, таблиц сопряженности и параметров распределения, t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок для параметрических данных, графические методы представления полученных данных). В рамках исследования были использованы методики для детей старшего дошкольного возраста: «Я-концепция» (И.П. Шахова) [Шахова, 1998]; «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Всего в исследовании принимали участие 74 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 31 ребенок страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая осанка). Все испытуемые - русскоговорящие дети, посещающие бюджетные образовательные дошкольные учреждения городов Красноярска и Красноярского края (Железногорск, Зеленогорск, Ачинск, Боготол). Результаты исследования, обсуждение. Результаты сравнительного эмпирического исследования позволили выделить некоторые особенности развития самооценки и самосознания здоровых и больных детей старшего дошкольного возраста. 1. Определено преобладание неадекватной завышенной самооценки у здоровых детей старшего дошкольного возраста, что является закономерным для данного возрастного периода. Осознание себя большинством здоровых детей происходит через выделение своей индивидуальности. У большинства здоровых детей выявлен самый простой вариант сформированнности Я-концепции. 2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата) чаще обладают заниженной и низкой самооценкой, относятся к себе и своим способностям преимущественно отрицательно в сравнении с их здоровыми сверстниками. Они чаще чувствуют себя отверженными и ощущают давление со стороны близких, имеют более сложный вариант развития Я-концепции. Заключение. Приведены и описаны сведения о развитии компонентов самосознания здоровых и соматически больных детей в старшем дошкольном возрасте, свидетельствующие о наличии особенностей в развитии отдельных компонентов самосознания в зависимости от условий, обеспечивающих их становление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Груздева Ольга Васильевна, Вербианова Ольга Михайловна, Арамачева Людмила Викторовна, Леганькова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Statement of the problem and purpose of the article. The article is devoted to the study of the formation and development of self-consciousness among preschool children at the present time. The relevance is due to changes in the system of socio-psychological factors, conditions and prerequisites for the development of children’s self-awareness. The article describes the current context of children’s development that affects formation and development of children’s self-awareness, and also provides data on the development of components of self-awareness in the older preschool age, including complicated development among children with disabilities (disorders of the musculoskeletal system). Materials and methods of research. The proposed study is empirical. Theoretical research methods were used: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific ideas; structural, functional and genetic analysis of the problem; empirical research methods included: psychodiagnostics methods (questionnaire, experimental); mathematical methods of data processing. Research results. The results of a comparative empirical study allowed us to identify some features of the development of self-esteem and self-awareness among healthy senior preschool age children and children with disabilities. 1. The predominance of inadequate overestimated self-esteem among healthy senior preschool children was determined, which is natural for this age period. Awareness of themselves by most healthy children occurs through highlighting their individuality. Most healthy children have the simplest version of the self-perspective formation. 2. Children with disabilities (disorders of the musculoskeletal system) often have very low and low selfesteem, treat themselves and their abilities mostly negatively, in comparison with their healthy peers. They often feel rejected and feel pressure from loved ones, have a more complex version of the development of the selfperspective. Conclusion. Data on the development of components of self-consciousness among healthy and somatically challenged children of senior preschool age are presented and described, indicating the presence of features in the development of individual components of self-consciousness, depending on the conditions that ensure their formation and development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-246

УДК 159.922

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.В. Груздева (Красноярск, Россия) О.М. Вербианова (Красноярск, Россия) Л.В. Арамачева (Красноярск, Россия) О.В. Леганькова (Минск, Республика Беларусь)

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Статья посвящена изучению становления и развития самосознания детей дошкольного возраста на современном этапе. Актуальность обусловлена изменениями в системе социально-психологических факторов, условий и предпосылок развития самосознания детей. Приводятся данные о развитии компонентов самосознания в старшем дошкольном возрасте, в том числе при осложненном варианте развития - у детей с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Материалы и методы исследования. Исследование по характеру является эмпирическим. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования, математические и статистические методы обработки данных (анализ описательных статистик, таблиц сопряженности и параметров распределения, ^критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок для параметрических данных, графические методы представления полученных данных). В рамках исследования были использованы методики для детей старшего дошкольного возраста: «Я-концепция» (И.П. Шахова) [Шахова, 1998]; «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Всего в исследовании принимали участие 74 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 31 ребенок страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая осанка). Все испытуемые -русскоговорящие дети, посещающие бюджетные образовательные дошкольные учреждения городов Красноярска и Красноярского края (Железно-горск, Зеленогорск, Ачинск, Боготол).

Постановка проблемы. Сегодня ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Наблюдаются и фиксируются изменения в социальном и предметном пространствах его развития. Изменились

Результаты исследования, обсуждение. Результаты сравнительного эмпирического исследования позволили выделить некоторые особенности развития самооценки и самосознания здоровых и больных детей старшего дошкольного возраста.

1. Определено преобладание неадекватной завышенной самооценки у здоровых детей старшего дошкольного возраста, что является закономерным для данного возрастного периода. Осознание себя большинством здоровых детей происходит через выделение своей индивидуальности. У большинства здоровых детей выявлен самый простой вариант сформированнности Я-концепции.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата) чаще обладают заниженной и низкой самооценкой, относятся к себе и своим способностям преимущественно отрицательно в сравнении с их здоровыми сверстниками. Они чаще чувствуют себя отверженными и ощущают давление со стороны близких, имеют более сложный вариант развития Я-концепции.

Заключение. Приведены и описаны сведения о развитии компонентов самосознания здоровых и соматически больных детей в старшем дошкольном возрасте, свидетельствующие о наличии особенностей в развитии отдельных компонентов самосознания в зависимости от условий, обеспечивающих их становление и развитие.

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, самосознание, самооценка, нарушение опорно-двигательного аппарата, дети с ограниченными возможностями здоровья, соматически больные дети.

и являются другими ожидания взрослых, характер общения взрослых и детей [Вербианова, 2017; Груздева, 2019]. В последнее время чаще формулируются вопросы о балансе, путях и способах обеспечения развития индивидуального

< и

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

К

Н

и

И

и социального (общественного) компонентов в личности ребенка [Груздева, 2018; 2019; Легань-кова, Сахаревич, 2018; Собкин, 2017; Семья как фактор..., 2018]. Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и самосознания детей [Бо-рисенко, 2018; Вербианова, Груздева, 2017; Гого-беридзе, 2017; Груздева, 2019; Леганькова, Сахаревич, 2018; Леганькова, Душейко, 2019; Морозова, Викдорова, 2015]. Стержневой характеристикой личности выступает самосознание, становление и развитие которого начинается уже на ранних этапах дошкольного детства. Сегодня хорошо известны общие особенности становления самосознания ребенка [Мухина, 1997]. Тем не менее современные социальные перемены в обществе, семье, практике воспитания детей могут определить некоторые существенные изменения в развитии определенных структурных компонентов самосознания. Особый интерес здесь может иметь изучение феноменов самосознания не только здоровых, но и соматически больных детей в силу особой социальной ситуации развития таких детей [Ковалевский, 2018; Николаева и др., 2012; Груздева, 2019].

Теоретический анализ проблемы. Анализ данных в исследованиях по современному детству подтверждает наличие проблем воспитания и социализации / интеграции детей в современное российское общество. Вопросы становления самосознания детей в современных реалиях, несмотря на их чрезвычайную актуальность, в психологической и педагогической науке изучены недостаточно.

Одним из ведущих исследователей вопросов формирования и развития детского самосознания является В.С. Мухина [Мухина, 1997; Чеснокова, 1977]. В.С. Мухиной дано определение самосознанию, его структуре, компонентам. Отмечено, что «структуру самосознания личности формируют идентификация с телом, именем собственным, самооценка, выраженная в контексте притязания на признание; представление себя как представителя определенного пола; представление себя в аспекте психологи-

ческого времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального пространства личности (права и обязанности в контексте конкретной культуры)» [Мухина, 1997]. Самосознание, в том числе его содержательная сторона как характеристика личности человека, постоянно развивается. Развитие и наполнение звеньев самосознания зависят от условий развития, социального контекста и формирующейся под его влиянием внутренней позиции самого человека [Мухина, 1997; Груздева, 2019]. В связи с этим сравнительные исследования в области формирования и становления самосознания детей очень актуальны и востребованы педагогической практикой.

Методологической и теоретической основой предпринятого исследования вопросов развития детского самосознания являются: системный (Б.Ф. Ломов), комплексный (Б.Г. Ананьев), деятельностный (С.Л. Рубинштейн) и личностно ориентированный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу) подходы; концепция становления личности и самосознания ребенка (В.С. Мухина, В.В. Столин и др.); положение о влиянии на онтогенез самосознания детей деятельности и общения (Л.С. Выготский, А.Я. Варга, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин и др.).

Результаты исследования. Осуществлен сбор эмпирических данных об особенностях развития компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста и их соматически больных сверстников (нарушения опорно-двигательного аппарата). Основное внимание было направлено на изучение сформированности параметров самооценки и изучение Я-концепции. Обследовано 74 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 31 ребенок страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоти-ческая осанка). Все испытуемые - русскоговорящие дети, посещающие бюджетные образовательные дошкольные учреждения городов Красноярска и Красноярского края (Железногорск, Зе-леногорск, Ачинск, Боготол). Использовались методики: «Я-концепция» (И.П. Шахова), «Лесенка»

(в модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Параме- более важные в становлении самосознания ре-тры самооценки и Я-концепции выбраны как наи- бенка данного возраста (рис. 1).

Адекватная Заниженная

Уровень развития самооценки

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности детей исследуемых групп по уровню самооценки Fig. 1. Distribution of sampled children from groups of interest according to their self-assessment levels

Определено:

- присутствие у большинства здоровых детей завышенной самооценки (81,25 %, методика «Лесенка»). При этом соматически больные дети (с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)) старшего дошкольного возраста

имеют заниженную самооценку (70 %, методика «Лесенка»);

- наибольший весомый вклад в формирование самооценки детей вносят: 46,6 % - родители, 16,6 % - воспитатели; 6,6 % - сверстники группы или родственники; 33,3 % - другие неопределенные детьми лица.

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности детей исследуемых групп по выраженности характеристик Я-концепции

Fig. 2. Distribution of sampled children from groups of interest according to the degree of self-perspective characteristics

Выявлено: интересованного в социальных контактах, толь- 80 % детей с НОДА и 30 % здоровых детей ко 10 % детей с НОДА и 80 % здоровых детей в отношениях с близкими людьми чувствуют их воспринимают себя как включенного в окружа-давление; ющий мир;

- 90 % детей с НОДА и 20 % здоровых детей - 80 % детей с НОДА и 70 % здоровых детей

воспринимают себя как отверженного или не за- осознают свою индивидуальность;

- идентифицируют себя преимущественно с мамой 40 % детей с НОДА и 70 % здоровых детей;

- 60 % детей с НОДА и 90 % нормально развивающихся детей демонстрируют высокий эгоцентризм;

- выявлена более сложная структура Я-концепции у детей с НОДА (60 %), чем у здоровых детей (30 %).

Сравнение результатов диагностики позволяет сделать выводы о том, что соматически больные дети чаще обладают заниженной самооценкой, нежели их здоровые сверстники.

При этом старшие дошкольники с НОДА чаще воспринимают себя как отверженных или не заинтересованных в социальных контактах, а также ощущают давление со стороны близких. Помимо этого, значительно меньшее количество дошкольников с НОДА демонстрируют высокий уровень эгоцентризма. Полученные результаты исследования Я-концепции старших дошкольников представлены на рис. 2.

Достоверность различий в результатах исследования характеристик самосознания групп здоровых и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подтверждена подсчетом ^критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок для параметрических данных.

В связи с важной ролью формирования адекватной самооценки, позитивного отношения к себе в дошкольном возрасте важно разработать определенные методы коррекции для тех детей, у которых выявлены описанные проблемы. Коррекционно-развивающую работу рекомендуем строить в следующих направлениях.

1. Работа с родителями. В старшем дошкольном возрасте родители оказывают значительное влияние на формирование у дошкольника позитивного самоотношения, уверенности в себе. Ребенок воспринимает себя опосредованно, через отношение родителей к нему: если родители чрезмерно его опекают, акцентируют внимание на его неудачах, это способствует формированию тревожности, негативного восприятие себя, отношению к себе как к неспособному. Формы работы могут быть как индивидуальными (консультации), так и групповыми (семинары по темам «Особен-

ности эмоционально-волевой сферы у дошкольников», «Влияние детско-родительских отношений на формирование самоотношения ребенка»).

2. Работа воспитателей. Одна из основных задач для воспитателя - повысить статусное положение дошкольника путем включения его в игровую деятельность, поручения задач, организации возможности участвовать в публичных выступлениях (спектакли, концерты).

3. Работа с ребенком. Предпочтение отдается групповым формам работы или совместным встречам (родители и ребенок), включающим тренинговые упражнения, элементы сказ-котерапии, телесно-ориентированной терапии и игротерапии. Возможные упражнения: «Я -чемпион», «Роза и ромашка», «Комплименты», «Пряничая кукла» и многие другие.

Заключение. В ходе анализа проблемы выделены существующие противоречия между объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления (развития) самосознания современных дошкольников. Определено, что социальный контекст развития детей за последние 10-15 лет существенно изменился и отсутствуют научно обоснованные технологии развития самосознания в практике дошкольного образования. Приведены и описаны сведения о развитии компонентов самосознания здоровых и соматически больных детей в старшем дошкольном возрасте, свидетельствующие о наличии особенностей в развитии отдельных компонентов самосознания в зависимости от условий, обеспечивающих их становление и развитие.

1. В структуре самосознания детей старшего дошкольного возраста особое место и роль начинает занимать самооценка. По результатам исследования определено преобладание неадекватной завышенной самооценки у здоровых детей старшего дошкольного возраста, что является закономерным для данного возрастного периода. Осознание себя большинством здоровых детей происходит через выделение своей индиви-]

дуальности, то есть в становлении личности и самосознания современного ребенка наибольший вес приобретают механизмы обособления над механизмом идентификации. (При существовав- 6. шем в детской психологии постулате о параллельном воздействии на становление личности двух механизмов - идентификации и обособления.) [Мухина, 1997]. Все это, на наш взгляд, больше 7. формирует индивидуальное Я ребенка. Диагностические задания, позволяющие сделать общий вывод о развитости Я-концепции детей, свидетельствуют о сформированности у большинства детей самого простого варианта Я-концепции. 8.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата) чаще обладают заниженной и низкой самооценкой, относятся к себе и своим способностям отрицательно в сравнении с их здоровы- 9. ми сверстниками. Они чаще чувствуют себя отверженными и ощущают давление со стороны близких, имеют более сложный вариант развития Я-концепции. Часто дети не понимают и не принимают задания, связанные с оценкой себя, своих действий или отвечают наобум. 10.

3. Показана целенаправленная развивающе-коррекционная работа по формированию самосознания детей. 11.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с. 12.

2. Белановская О.В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: дис. ... канд. психол. наук. Минск, 2000. С. 169-173.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование 13. в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

464 с.

4. Борисенко Ю.В. Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопрово- 14. ждения: дис. ... д-ра психол. наук. Кемерово, 2018. URL: https://kemsu.ru/upload/iblock/7f2 /7f2c5ed1bb9ffe348666f7bbf2942928.pdf

5. Веракса Н.Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории

У. Бронфенбреннера // Современное дошкольное образование.Теория и практика. 2014. № 10 (52). С. 56-59. Вербианова О.М. Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 129-133. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017.

Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 189-195.

Гогоберидзе А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада: новые форматы партнерства // Семья и современный социум. СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. С. 311-315. (Семья и дети в современном мире).

Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6. Груздева О.В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития. Красноярск, 2018. 274 с. Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 80-87.

Канаев И.А. Отношение к другому в структуре самосознания: автореферат дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. URL: http:// cheloveknauka.com/otnoshenie-k-drugomu-v-strukture-samosoznaniya Ковалевский В.А. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста: кол. монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 91-94.

< И

я

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

15. Леганькова О., Сахаревич А. Взаимодействие педагогических работников учреждения дошкольного образования с родителями как условие формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях и их функциях в семье // Прале-ска. 2018. № 11. С. 55-58.

16. Леганькова О.В., Душейко М.Н. Образовательная среда учреждения дошкольного образования как фактор развития субъектно-сти детей дошкольного возраста // Современное детство в пространстве науки и образовательной практики: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и Форума молодых ученых, посвященных 100-летию Ин-та детства Герцен. ун-та, Санкт-Петербург, 24-26 апр. 2019 г. / Рос. гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.И. Николаева. СПб., 2019. С. 70-75.

17. Морозова И.С., Викдорова Н.А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1 (61). С. 135-138.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

19. Николаева В.В., Арина Г.А., Леонова В.М. Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 67-72.

20. Поколение в памперсах, или Коллективный портрет современного дошкольника: круглый стол // Дошкольное образова-

ние. 2001. № 9. URL: http://dob.1september. ru/2001/09/1.htm

21. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста: кол. монография / О.М. Вербианова, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовик Е.Ю., Е.А. Котова и др. Красноярск, 2018.

22. Собкин В.С. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 2. С. 5-16.

23. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

24. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М.; Воронеж, 1998.

25. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12-22.

26. Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Ennt-wicklungs-diagnostik Fortschritte der Sozialpa-diatrie. Munich, IIVL, 2011. P. 73-101.

27. Heymans P., Laak J., Podolski A. Developmental tasks: a cultural analysis of human development // Developmental tasks: toward a cultural analysis of human development. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 3-33.

28. Parke R.D., Buriel R. Socialisation in the family: Ethnic and ecological perspectives. In: Handbook of Child Psychology. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development (5th Ed.) / W. Damon, N. Eisenberg (Eds.). New York: Wiley, 1998. P. 463-552.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-246

DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

O.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia)

O.M. Verbianova (Krasnoyarsk, Russia)

L.V. Aramacheva (Krasnoyarsk, Russia)

О.V. Lehankova (Minsk, the Republic of Belarus)

Abstract

Statement of the problem and purpose of the article. The article is devoted to the study of the formation and development of self-consciousness among preschool children at the present time. The relevance is due to changes in the system of socio-psychological factors, conditions and prerequisites for the development of children's self-awareness. The article describes the current context of children's development that affects formation and development of children's self-awareness, and also provides data on the development of components of self-awareness in the older preschool age, including complicated development among children with disabilities (disorders of the musculoskeletal system).

Materials and methods of research. The proposed study is empirical. Theoretical research methods were used: analysis, synthesis, generalization and system-atization of scientific ideas; structural, functional and genetic analysis of the problem; empirical research methods included: psychodiagnostics methods (questionnaire, experimental); mathematical methods of data processing.

Research results. The results of a comparative empirical study allowed us to identify some features of the development of self-esteem and self-awareness among

healthy senior preschool age children and children with disabilities.

1. The predominance of inadequate overestimated self-esteem among healthy senior preschool children was determined, which is natural for this age period. Awareness of themselves by most healthy children occurs through highlighting their individuality. Most healthy children have the simplest version of the self-perspective formation.

2. Children with disabilities (disorders of the musculoskeletal system) often have very low and low self-esteem, treat themselves and their abilities mostly negatively, in comparison with their healthy peers. They often feel rejected and feel pressure from loved ones, have a more complex version of the development of the self-perspective.

Conclusion. Data on the development of components of self-consciousness among healthy and somati-cally challenged children of senior preschool age are presented and described, indicating the presence of features in the development of individual components of self-consciousness, depending on the conditions that ensure their formation and development.

Keywords: children, preschool age, self-awareness, self-esteem, socialization, children with disabilities, somatically challenged children.

References

1. Asmolov A.G. Psychology of personality. Moscow: MGU, 1990. 367 p.

2. Belanovskaya O.V. Genesis of I-forms of substitution among young children in the conditions of norm and social deprivation. PhD Thesis. Minsk, 2000. P. 169-173.

3. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. Moscow: Prosveshchenie, 1968. 464 p.

4. Borisenko Ju.V. Formation of psychological readiness for fatherhood: psychological and pedagogical context and technologies of sup-

port. DSc Thesis. Kemerovo, 2018. URL: https:// kemsu.ru/upload/iblock/7f2/7f2c5ed1bb9ffe3 48666f7bbf2942928.pdf

5. Veraksa N.E. Understanding child development from the perspective of the ecological theory by U. Bronfenbrenner // Sovremennoe dosh-kolnoe obrazovanie. Teorija i praktika (Modern preschool education. Theory and practice). 2014. No. 10 (52). P. 56-59.

6. Verbianova O.M. Influence of family education style on the development of self-regulation among 6-7 year-old children // Vestnik Kras-noyarskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

b

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

ogo universiteta im. V.P. Astafieva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafiev). 2017. No. 1 (39). P. 129-133.

7. Verbianova O.M., Gruzdeva O.V. Psychology of the child: infancy, early and preschool age. Textbook. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2017. 128 p.

8. Volosovets T.V. Childkeeping as the main vector of development for preschool education in the decade of childhood // Nauch-no-pedagogicheskoe obozrenie (Scientific and pedagogical review). 2017. No. 4 (18). P. 189-195.

9. Gogoberidze A. G. Cooperation of family and kindergarten: new formats of partnership. In: Family and modern society. Family and children in the modern world series. Saint-Petersburg: Izdatelstvo "Sotsialno-gumanitarnoe znanie",

2017. P. 311-315.

10. Gorlova N. A. Modern preschoolers: what are they? // Obruch: obrazovanie, rebenok, uche-nik (Hoop: education, child, student). 2009. No. 1. P. 3-6.

11. Gruzdeva O.V. Development of preschool children in the context of modern educational and social situation of development. Krasnoyarsk,

2018. 274 p.

12. Gruzdeva O.V. Social situation of formation and development of self-consciousness among preschool children in modern conditions // Vest-nik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. V.P. Astafieva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafiev).

2019. No. 1 (47). P. 80-87.

13. Kanaev I.A. Attitude to another in the structure of self-consciousness. PhD Thesis Summary. Moscow, 2012. URL: http://cheloveknauka. com/otnoshenie-k-drugomu-v-strukture-sa-mosoznaniya

14. Kovalevsky V.A. Features of personality development of a frequently ill child. In: Family as a factor in the development of a preschool child's personality. Collective monograph. Krasnoyarsk, 2018. P. 91-94.

15. Legankova O., Sakharevich A. Interaction of teachers of preschool educational institutions

with parents as a condition for forming ideas among older preschool children about parents and their functions in the family // Praleska.

2018, No. 11. P. 55-58.

16. Legankova O.V., Dusheyko M.N. Educational environment of a preschool institution as a factor for development of subjectivity among older preschool children. In: Proceedings of the International scientific and practical conference and Forum of young scientists "Contemporary childhood in the space of science and educational practice". Saint-Petersburg, April 24-26,

2019. Saint-Petersburg: Russian State Pedagogical University, 2019. P. 70-75.

17. Morozova I.S., Vikdorova N.A. The role of the type of parental behavior in the process of formation of psychological sovereignty of a teenager // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Kemerovo State University). 2015. No. 1-1 (61). P. 135-138.

18. Mukhina V.S. Age psychology. Moscow: Aka-demia, 1997.

19. Nikolaeva V.V., Arina G.A., Leonova V.M. A look at the psychosomatic development of a child through the prism of the concept of P. Ya. Gal-perin // Kulturno-istoricheskaya psihologiya (Cultural and historic psychology). 2012. No. 4. P. 67-72.

20. Generation in diapers or a collective portrait of a modern preschool child. Round table // Doshkolnoe obrazovanie (Preschool education). 2001. No. 9. URL: http://dob.1september. ru/2001/09/1.htm. (access date: 25.09.2020).

21. Verbianova O.M., Gruzdeva O.V., Dubovik E.Ju., Kotova E.V. et al. Family as a factor in the development of a preschool child's personality. Collective monograph. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2018.

22. Sobkin V.S. The role of socio-demographic factors and parental position in the development of a preschool child. // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological science and education). 2017. Vol. 22. No. 2. P. 5-16.

23. Chesnokova I.I. The problem of self-consciousness in psychology. Moscow: Nauka, 1977. 144 p.

24. Shakhova I.P. Practicum on laboratory work for the course on age psychology. Moscow; Voronezh, 1998. 137 p.

25. Jakobson S.G., Adilova L.R. Stanovlenie rannih form samosoznanija detej [Formation of early forms of self-consciousness of children]. Voprosy psihologii. 2009. No. 1. P. 12-22.

26. Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Ennt-wicklungs-diagnostik Fortschritte der Sozialpa-diatrie. Munich, IIVL, 2011. P. 73—101.

27. Heymans P., Laak J., Podolski A. Developmental tasks: a cultural analysis of human development // Developmental tasks: toward a cultural analysis of human development. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 3-33.

28. Parke R.D., Buriel R. Socialisation in the family: Ethnic and ecological perspectives. In: Handbook of Child Psychology. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development (5th Ed.) / W. Damon, N. Eisenberg (Eds.). New York: Wiley, 1998. P. 463-552.

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

о

ë и ft

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.