Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Улыбина Екатерина Владимировна, Вербианова Ольга Михайловна, Груздева Ольга Васильевна

Представлен анализ проблемы развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Обоснована актуальность целенаправленной психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми и их семьями. Приводятся результаты диагностики самостоятельности 73 здоровых и 73 часто болеющих детей 5-7 лет, проведен сравнительный анализ полученных данных. Сделан вывод, что средние значения числовых выражений развития самостоятельности выше в группе здоровых детей по сравнению с группой часто болеющих детей. Изучение достоверности различий фактического материала в различных возрастных группах (дети 5-6 и 6-7 лет) показало, что с возрастом развитие самостоятельности часто болеющих детей начинает существенно отставать от развития изучаемого показателя у здоровых детей. Выделены детерминанты развития самостоятельности часто болеющих детей: недостаточность профессионального управления развитием самостоятельности в дошкольном образовательном учреждении и стихийность воспитания самостоятельности детей в семье. Сформулированы направления оказания поддержки детям и родителям в вопросах развития самостоятельности часто болеющих старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Улыбина Екатерина Владимировна, Вербианова Ольга Михайловна, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF HEALTHY AND OFTEN AILING CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

The analysis of the problem of development of independence in senior preschool age is presented. The urgency of purposeful psychological and pedagogical work with often ailing children and their families has been substantiated. The results of diagnostics of independence of 73 healthy and 73 often ailing children 5-7 years old are presented, a comparative analysis of the data obtained was carried out. Statistical analysis of the results obtained allows us to conclude that the average values of the numerical expressions of the development of independence are higher in the group of healthy children compared to the group of frequently ill children. The study of the reliability of differences in factual material in different age groups: children 5-6 years old and 6-7 years old showed that, with age, the development of independence of frequently ill children begins to lag significantly behind the development of the studied indicator in healthy children. Distinguish the determinants of the development of independence of often ailing children: insufficiency of professional development of independence in preschool education and spontaneity of raising children’s independence in the family. The directions of providing support to children and parents in the development of independence of often ailing children 5-7 years old are formulated.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.947.35

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. В. Улыбина, О. М. Вербианова, О. В. Груздева

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск

Представлен анализ проблемы развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Обоснована актуальность целенаправленной психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми и их семьями. Приводятся результаты диагностики самостоятельности 73 здоровых и 73 часто болеющих детей 5-7 лет, проведен сравнительный анализ полученных данных. Сделан вывод, что средние значения числовых выражений развития самостоятельности выше в группе здоровых детей по сравнению с группой часто болеющих детей. Изучение достоверности различий фактического материала в различных возрастных группах (дети 5-6 и 6-7 лет) показало, что с возрастом развитие самостоятельности часто болеющих детей начинает существенно отставать от развития изучаемого показателя у здоровых детей. Выделены детерминанты развития самостоятельности часто болеющих детей: недостаточность профессионального управления развитием самостоятельности в дошкольном образовательном учреждении и стихийность воспитания самостоятельности детей в семье. Сформулированы направления оказания поддержки детям и родителям в вопросах развития самостоятельности часто болеющих старших дошкольников.

Ключевые слова: часто болеющий ребенок, воля, волевые качества личности, самостоятельность, самоконтроль, дошкольная образовательная организация, семья, семейное воспитание, особые возможности здоровья.

Самостоятельность - системное волевое качество личности. Характеристика системности связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной) в становлении самостоятельности. Данное волевое качество определяется как возможность осуществлять деятельность по собственной инициативе; оценивать потребность принятия участия в той или иной обстановке, условиях; умение выполнять привычные обязанности без сопровождения и контроля взрослого; умение сознательно действовать в ситуации заданных условий и требований деятельности; умение действовать в меняющихся условиях, ставить перед собой цели, учитывать условия, осуществлять запланированное, получать результат; умение производить самостоятельный контроль и оценку результатов деятельности; умение использовать знакомые способы действий в новых ситуациях [1]. Самостоятельность дает возможность ребенку планомерно и целенаправленно управлять своей деятельностью и поведением [2-4].

Предпосылки проявления самостоятельности ребенком появляются в возрасте ближе к двум годам. В данный период начинается процесс становления самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игровой и образовательной деятельности, в накоплении представлений об окружающем мире и в общении со взрослыми и сверстниками. При сопровождении взрослого самостоятельные действия дошкольника закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно обретая статус качества

личности [5]. В старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания.

Необходимо упомянуть, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из целевых ориентиров для ребенка семи лет является проявление им инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности [6]. Образовательные программы дошкольных образовательных организаций (ДОО) в обязательном порядке включают в себя мероприятия, направленные на развитие самостоятельности детей [7]. В связи с этим возрастает актуальность определения мер и технологических приемов для развития самостоятельности современных детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что значимость развития самостоятельности очевидна, но сегодня практически отсутствуют факты, раскрывающие специфику развития этого волевого качества у детей, имеющих особые возможности здоровья [8, 9].

Проблема развития часто болеющего ребенка получает высокую актуальность в связи с тем, что показатели заболеваемости в России и мире ежегодно растут [10]. По данным статистического сборника «Здравоохранение в России. 2019», заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет (на 100 тыс. детей) увеличилась с 171 774,8 (в 2005 г.) до 174 694,0 (в 2018 г.) [11]. Помимо этого, по результатам профилактических осмотров в 2018 г., количество детей, которых можно отнести к I группе здоровья, составляет всего 27,6 % (в 2017 г. - 27,8 %, 2016 г. - 30,1 %). По определению Всемирной организации здравоохранения, при присвоении ребенку статуса «часто болеющий» главным показателем является частота эпизодов острых респираторных заболеваний (ОРЗ) за календарный год. А. А. Баранов и В. Ю. Альбицкий в 1986 г. внесли предложение разграничить данный показатель по отношению к возрасту детей. Так, для детей в возрасте пяти лет основанием присвоения статуса «часто болеющий» является четыре и более эпизода ОРЗ в год, для детей шести лет и старше - три и более эпизода [12].

Для детей, регулярно посещающих ДОО, создаются условия для развития самостоятельности посредством четкого планирования режима дня, содержания образовательной программы, организации предметно-пространственной среды, а также выстраивания взаимоотношений с педагогами и сверстниками в данной организации. При этом воздействия на ребенка осуществляются профессионалами - специалистами в области дошкольной педагогики и психологии. Факторами развития самостоятельности часто болеющих детей, которые значительную часть календарного года не посещают ДОО, выступают несистемные, стихийные воздействия родителей, происходящие на интуитивной основе, а в некоторых случаях потребность ребенка в самостоятельности вообще игнорируется родителями [13]. Данное противоречие дает основание предположить, что существуют значительные различия в развитии самостоятельности здоровых и часто болеющих детей дошкольного возраста. Очевидно, что сведения об особенностях развития самостоятельности представляют особый интерес с точки зрения конструирования воспитательно-образовательного процесса с часто болеющими детьми, которые сегодня составляют значительную долю среди контингента детей дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составила культурно-историческая концепция, подчеркивающая значимость взаимодействия ребенка со взрослым в процессе его развития (Л. С. Выготский) [14]; концепция интериоризации высших психических функций (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия [14-16]), а также деятельностный подход

(С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев [17, 18]), утверждающий, что отношения, складывающиеся в процессе деятельности, получают регуляцию при помощи сознания как высшего психического процесса.

С целью определения уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста была применена методика Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников» [19].

Уровень самостоятельности детей отслеживался по следующим показателям: организация деятельности без посторонней помощи, выполнение решений без напоминаний, умение отстаивать свое мнение без проявления упрямства, умение самому находить себе занятие и организовывать собственную деятельность, способность проявлять инициативу и творчество в решении возникающих задач. Каждый показатель оценивался в баллах. Сумма баллов свидетельствует об уровне развития самостоятельности.

В исследовании приняли участие 146 дошкольников, из них 73 здоровых ребенка 5-7 лет и 73 ребенка 5-7 лет, относящихся к категории часто болеющих. В результате структурированного наблюдения у каждого ребенка в исследуемых группах проводился общий подсчет баллов, который позволил выявить распределение детей по уровням развития самостоятельности. Традиционно ожидается, что у часто болеющих детей показатели психического развития снижены по сравнению со здоровыми детьми. Самостоятельность могла бы быть исключением, если предположить, что часто болеющий ребенок, в силу длительного пребывания в домашней обстановке, при отсутствии сверстников, в силу занятости родителей, мог бы более активно проявлять это качество. Тем не менее анализ полученных сведений отвергает это предположение. Так, результаты показывают, что распределение детей по уровням развития самостоятельности более успешны в группе здоровых детей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей 5-7 лет по уровням развития самостоятельности, %

Уровень самостоятельности Здоровые дети Часто болеющие дети

Низкий 10 23

Средний 55 56

Высокий 35 21

Далее на основе статистических методов проводился анализ результатов. Статистические данные, полученные в результате анализа сведений, отражены в табл. 2.

Таблица 2

Статистика выборочной совокупности групп детей по критерию самостоятельности

Группа детей Количество детей в группе Среднее значение Стандартное отклонение Среднеквадратичная ошибка среднего значения

Здоровые 73 12,2055 2,39768 0,28063

Часто болеющие 73 11,1096 2,70063 0,31608

Представленные данные позволяют сделать вывод, что средние значения числовых выражений развития самостоятельности выше в группе здоровых детей. Наряду с этим в группе здоровых детей вариабельность данных меньше (это отражается в показателях стандартного отклонения, среднеквадратической ошибки), следовательно, показатели самостоятельности в группе здоровых детей близки по значениям и в меньшей мере определяются индивидуальными особенностями развития изучаемого феномена. В группе часто болеющих детей отмечается значительный разброс данных. Данный факт указывает, что траектория развития самостоятельности у таких детей имеет определенные особенности и

детерминанты развития. Так, в качестве наиболее значимых факторов, определяющих индивидуальные различия в развитии волевых качеств, можно назвать тип родительского отношения, стиль воспитания [20].

Значимость эмпирического значения ¿-критерия = 0,011 (менее 0,05), следовательно, между рядами показателей существует достоверное различие на уровне 95 %-й вероятности. Таким образом, показатели развития самостоятельности старших дошкольников в группе часто болеющих детей достоверно ниже, чем в группе здоровых детей.

С целью изучения особенностей динамики развития самостоятельности у здоровых и часто болеющих детей был проведен анализ фактического материала в различных возрастных группах: дети 5-6 лет и 6-7 лет.

Анализ результатов исследования позволяет сделать ряд заключений:

- в группе здоровых детей отмечаются достоверные различия между значениями самостоятельности в пользу детей 6-7 лет по сравнению с детьми 5-6 лет (выявлена достоверность на уровне 95 %-й вероятности);

- в группе часто болеющих детей не выражена достоверность различия между значениями самостоятельности в пользу детей 6-7 лет по сравнению с детьми 5-6 лет.

Таким образом, развитие самостоятельности часто болеющих детей начинает существенно отставать от развития изучаемого показателя у здоровых детей. Детерминантами выявленного факта могут быть: а) недостаточность профессионального управления развитием самостоятельности в ДОО (в связи с отсутствием регулярного посещения ДОО часто болеющими детьми) [21, 22] и б) стихийность воспитания самостоятельности детей в семье, которая во многом определяется стилем детско-родительских отношений [23]. Следует предположить, что вышеперечисленные факторы могут и в дальнейшем оказывать негативные последствия на онтогенез развития самостоятельности часто болеющих детей.

Выводы исследования прямо указывают на необходимость поддержки детей и родителей в вопросах развития самостоятельности. Наиболее продуктивным направлением оказания поддержки развития самостоятельности в семье часто болеющих детей может стать организация пропедевтики воспитания самостоятельности в семье, посредством традиционных (групповые лекции, консультации) и нетрадиционных форм работы с родителями (клубная работа, тренинги детско-родительских отношений, обучение игровым технологиям). На сайте ДОО следует разместить рекомендации для родителей по организации игровой и продуктивной видов деятельности в условиях домашнего воспитания, организации трудовых поручений; содержание игр, способствующих развитию волевых качеств ребенка дошкольного возраста. Очевидно, что педагоги должны уделять особое внимание тем детям, которые редко посещают ДОО, и усилить с ними индивидуальные формы работы с целью активизации самостоятельной деятельности и общения.

Список литературы

1. Ражабова Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 106-109.

2. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с.

3. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71-82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724

4. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1-29. DOI: 10.1023/A:1009085417776

5. Теплюк С. Н. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С. 67.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.

7. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 123 с.

8. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer10. php (дата обращения: 30.08.2020).

9. Груздева О. В., Улыбина Е. В., Вербианова О. М. Возможности и механизмы компенсаторного развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им.

B. П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 135-143.

10. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy оf Sciences. 2010. Feb. P. 5-23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x

11. Здравоохранение в России 2019: стат. сборник. M.: Росстат, 2019. 170 c.

12. Альбицкий В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратов. мед. ун-та, 1986. 184 с.

13. Арамачева Л. В., Вербианова О. М., Груздева О. В. Консультирование семей с детьми дошкольного возраста. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2020. 220 с.

14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл : Эксмо, 2005. 1136 с.

15. Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, № 3. С. 111-114.

16. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 172 c.

17. Леонтьев А. Н. Психология воли // Вестн. Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 3-14.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 688 с.

19. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

20. Вербианова О. М., Груздева О. В., Дубовик Е. Ю., Котова Е. В. и др. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. 160 с.

21. Лукьянова О. Л., Пасечник О. С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 43-47. URL: https:// science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (дата обращения: 14.09.2020).

22. Василенко В. Е., Сергуничева Н. А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 4 (106).

C. 29-48.

23. Вербианова О. М., Груздева О. В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5-6-летнего возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151.

Улыбина Екатерина Владимировна, старший преподаватель, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049).

E-mail: fyodorova_90@inbox.ru

Вербианова Ольга Михайловна, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: verbianova@kspu.ru

Груздева Ольга Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: gruzdeva@kspu.ru

Материал поступил в редакцию 30.11.2020

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF HEALTHY AND OFTEN AILING CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

E. V. Ulybina, O. M. Verbianova, O. V. Gruzdeva

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation

The analysis of the problem of development of independence in senior preschool age is presented. The urgency of purposeful psychological and pedagogical work with often ailing children and their families has been substantiated. The results of diagnostics of independence of 73 healthy and 73 often ailing children 5-7 years old are presented, a comparative analysis of the data obtained was carried out. Statistical analysis of the results obtained allows us to conclude that the average values of the numerical expressions of the development of independence are higher in the group of healthy children compared to the group of frequently ill children. The study of the reliability of differences in factual material in different age groups: children 5-6 years old and 6-7 years old showed that, with age, the development of independence of frequently ill children begins to lag significantly behind the development of the studied indicator in healthy children. Distinguish the determinants of the development of independence of often ailing children: insufficiency of professional development of independence in preschool education and spontaneity of raising children's independence in the family. The directions of providing support to children and parents in the development of independence of often ailing children 5-7 years old are formulated.

Keywords: often ailing children, will, strong-willed personality traits, independence, self-control, preschool educational organization, family, family education, special health opportunities.

References

1. Radzhabova F. P. Rol' volevykh protsessov v formirovanii lichnosti [The role of volitional processes in the formation of personality]. MaterialyIIIMezhdunarodnoynauchnoykonferentsii "Aktual'nye voprosysovremennoy psikhologii" [Topical issues of modern psychology: materials of the III International scientific conference]. Chelyabinsk, Dva Komsomol'tsa Publ., 2015. Pp. 106-109 (in Russian).

2. Osnitsky A. K. Psikhologicheskiye mekhanizmy samostoyatel'nosti [Psychological mechanisms of independence]. Moscow, Obninsk, IG-SOCIN Publ., 2010. 232 p. (in Russian).

3. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood. Child Neuropsychology, 2002, no. 8, pp. 71-82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724.

4. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective. Neuropsychology Review, 2001, no. 11, pp. 1-29. DOI: 10.1023/A:1009085417776

5. Teplyuk S. N. Istoki samostoyatel'nosti [Origins of independence]. Doshkol'noye vospitaniye - Preschool education, 1991, no. 7, pp. 67 (in Russian).

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155, g. Moskva "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) of October 17, 2013, N 1155, Moscow "On the approval of the federal state educational standard for preschool education"]. Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 14, 2013, registration no. 30384 (in Russian).

7. Knyazeva T. N. Psikhologicheskaya gotovnost'rebenka k obucheniyu v osnovnoy shkole: struktura, diagnostika, formirovaniye [Psychological readiness of a child to study in basic school: structure, diagnostics, formation]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2007. 123 p. (in Russian).

8. Volkova O. N. Osobennosti razvitiya lichnosti chasto boleyushchego rebenka [Features of the development of the personality of a frequently ill child]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektronnyy nauchnyy zhurnal - Medical

psychology in Russia: electronic scientific journal, 2010, no. 2 (in Russian). URL: http://www.mprj.ru/archiv_ global/2010_2_3/nomer/nomer10.php (accessed 30 August 2020).

9. Gruzdeva O. V., Ulybina E. V., Verbianova O. M. Vozmozhnosti i mekhanizmy kompensatornogo razvitiya chasto boleyushchikh detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Possibilities and mechanisms of compensatory development of frequently ill children of older preschool age]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva - Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2018, no. 3 (45), pp. 135-143 (in Russian).

10. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms. Annals of The New York Academy of Sciences, 2010, vol. 1186, pp. 5-23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x

11. Zdravookhraneniye v Rossii 2019. Statisticheskiy sbornik [Healthcare in Russia 2019. Statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2019, 170 p. (in Russian).

12. Al'bitsky V. Yu. Chasto boleyushchiye deti. Kliniko-sotsial'nye aspekty. Puti ozdorovleniya [Frequently ill children. Clinical and social aspects. Ways of recovery]. Saratov, Saratov Medical University Publ., 1986. 184 p. (in Russian).

13. Aramacheva L. V, Verbianova O. M., Gruzdeva O. V. Konsul'tirovaniye semey s det'mi doshkol'nogo vozrasta [Counseling for families with preschool children]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev Publ., 2020. 220 p. (in Russian).

14. Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Smysl; Eksmo Publ., 2005. 1136 p. (in Russian).

15. Gal'perin P. Ya. O formirovanii umstvennykh deystviy i ponyatiy [On the formation of mental actions and concepts]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural-historical psychology, 2010, vol. 6, no. 3, pp. 111114 (in Russian).

16. Luria A. R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel'nykh protsessov [On the historical development of cognitive processes]. Moscow, 1974. 172 p. (in Russian).

17. Leontiev A. N. Psikhologiya voli [Psychology of will]. Vestnik moskovskogo universiteta - Moscow University Bulletin, 1993, no. 2, pp. 3-14 (in Russian).

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 688 p. (in Russian).

19. Kolominskiy Ya. L., Panko E. A., Igumnov S. A. Psikhicheskoye razvitiye detey v norme i patologii: psikhologicheskaya diagnostika, profilaktika i korrektsiya [Mental development of children in health and disease: psychological diagnosis, prevention and correction]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 480 p. (in Russian).

20. Verbianova O. M., Gruzdeva O. V., Dubovik E. Yu., Kotova E. V. et al. Sem'ya kakfaktor razvitiya lichnosti rebenka doshkol'nogo vozrasta [Family as a factor in the development of the personality of a preschool child]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev Publ., 2018. 160 p. (in Russian).

21. Lukyanova O. L., Pasechnik O. S. Rol' igry v formirovanii volevykh kachestv lichnosti rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta [The role of play in the formation of volitional qualities of the personality of a senior preschool child]. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki - Scientific Review. Pedagogical sciences, 2019, no 6 (in Russian). URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (accessed 14 September 2020).

22. Vasilenko V. E., Sergunicheva N. A. Semeynye prediktory interpersonal'noy emotsional'noy kompetentnosti starshikh doshkol'nikov [Family predictors of interpersonal emotional competence of older preschoolers]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya - Counseling psychology and psychotherapy, 2019, no. 4 (106), pp. 29-48 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Verbianova O. M., Gruzdeva O. V. Vliyaniye sem'i na razvitiye tselepolaganiya detey 5-6-letnego vozrasta [Influence of the family on the development of goal-setting in children of 5-6 years of age]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva - Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2020, no. 1 (51), pp. 141-151 (in Russian).

Ulybina E. V., Senior Teacher, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after

V. P. Astafiev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049).

E-mail: fyodorova_90@inbox.ru

Verbianova O. M., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: verbianova@kspu.ru

Gruzdeva O. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: gruzdeva@kspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.