Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПОБЕДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ")'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПОБЕДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ЭМПАТИЯ / ЧУВСТВО ГОРДОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / SOCIAL EMOTIONS / EMPATHY / PRIDE / PRESCHOOL CHILDREN / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL AND EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Улыбина Екатерина Владимировна, Груздева Ольга Васильевна

Постановка проблемы и цель. В статье обосновывается важность системной работы по развитию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и семье. Приводятся теоретические примеры практик по различным направлениям патриотического воспитания. Цель статьи - охарактеризовать представленность социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста и раскрыть особенности их развития в условиях дошкольного учреждения и семьи на ресурсах темы Великой Отечественной войны. Методологию исследования составляют теоретические методы: анализ, синтез, систематизация научных идей; эмпирические: психодиагностические методы (опросные, экспериментальные); математические методы обработки данных. Методики исследования 1. Наблюдение за процессом рисования дошкольников на околовоенную тему, беседа по рисункам, анализ творческих работ1. 2. Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам методической подготовки к реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме Великой Отечественной войны [Александрова, Гордеева, Постникова, 2007]. 3. Анкетирование родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений на тему Великой Отечественной войны [Баранникова, 2007]. Результаты исследования. В период старшего дошкольного возраста происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. У всех категорий испытуемых выявлен интерес к теме Великой Отечественной войны (ВОВ), что указывает на межпоколенные связи в направлении передачи знаний и формирования ценностного отношения к Родине. Выявлены особенности проявления детьми старшего дошкольного возраста социальных эмоций - гордости, эмпатии. Отношение к победе и выраженность социальных эмоций в рисунках старших дошкольников имеют различия, их полнота и направленность выражаются в сюжете, настроении рисунков, особенностях композиции и используемой цветовой гамме. Педагоги осознают важность задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе. Предметно-развивающая среда ДОУ, социальные технологии патриотического воспитания, погружение в патриотическую хронологию событий военных лет способствуют формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения к родному языку, гордости за достижения своей страны, Отечество. Для родителей значимыми в патриотическом воспитании детей являются: формирование чувства привязанности к Родине, гордость за героев ВОВ, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, традициям, обычаям, осмысление исторических действий. Этим аспектам культуры народа уделяется особое внимание при патриотическом воспитании в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Улыбина Екатерина Владимировна, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL EMOTIONS AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC OF VICTORY IN WORLD WAR II

Statement of the problem. The article substantiates the importance of systematic work on the development of social emotions among senior preschool children of 5-7 in preschool educational institutions (daycare centers) and the family. Theoretical examples of practices in various areas of patriotic education are given. The purpose of the article is to characterize the representation of social emotions of senior preschool children and to reveal the features of their development in the conditions of a preschool institution and family using the resources of the theme on World War II (WWII). The research methodology consists of the following theoretical methods: analysis, synthesis, systematization of scientific ideas; empirical methods: psychodiagnostic methods (interrogative, experimental); mathematical methods of data processing. Research methods include 1. Observation of the art process among preschoolers on a military topic, analysis of their creative works. 2. Questionnaire survey of preschool educators on the issues of methodological preparation for the implementation of educational activities with preschool children on WWII [Aleksandrova, Gordeeva, Postnikova, 2007]. 3. Questionnaire survey of parents of pupils attending preschool educational institutions on WWII [Barannikova, 2007]. Research results. In the period of senior preschool age, the formation of emotions, feelings, thinking, mechanisms of social adaptation in society occurs, the process of self-awareness in the world begins. All categories of subjects showed interest in the WWII theme, which indicates intergenerational relations in the direction of knowledge transfer and the formation of a value attitude to the homeland. The features of displaying social emotions (such as pride, empathy and sympathy) by senior preschool children are revealed. Attitude to victory and the severity of social emotions in the drawings of senior preschoolers have differences; their completeness and orientation are expressed in the plot, mood of the drawings, compositional features and the colors used. Teachers are aware of the importance of patriotic parenting and the importance of emotional impact in this process. The subject-development environment, social technologies of patriotic education, and immersion in the patriotic chronology of the events of the war years contribute to the formation of respect for the mother tongue in children of preschool age, pride in the achievements of their country, pride in their homeland. Parents pride in the WWII heroes, respectful attitude to the historical past of their country, to traditions, customs and understanding of historical actions. These aspects of the people’s culture should be paid special attention and given high importance for patriotic education in the family. Conclusion. The systematic educational activity is important for the families and preschool educational institutions to develop social emotions in older preschool children. Knowledge of the conditions for development of social emotions in institutions of preschool education and the family, technology of patriotic education play an important role in the emotional development of older children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПОБЕДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ")»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-209

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«ПОБЕДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»)

И.Ю. Кербис (Красноярск, Россия) Е.В. Улыбина (Красноярск, Россия) О.В. Груздева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Постановка проблемы и цель. В статье обосновывается важность системной работы по развитию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и семье. Приводятся теоретические примеры практик по различным направлениям патриотического воспитания. Цель статьи - охарактеризовать представленность социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста и раскрыть особенности их развития в условиях дошкольного учреждения и семьи на ресурсах темы Великой Отечественной войны.

Методологию исследования составляют теоретические методы: анализ, синтез, систематизация научных идей; эмпирические: психодиагностические методы (опросные, экспериментальные); математические методы обработки данных.

Методики исследования

1. Наблюдение за процессом рисования дошкольников на околовоенную тему, беседа по рисункам, анализ творческих работ1.

2. Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам методической подготовки к реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме Великой Отечественной войны [Александрова, Гордеева, Постникова, 2007].

3. Анкетирование родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений на тему Великой Отечественной войны [Баранникова, 2007].

Результаты исследования. В период старшего дошкольного возраста происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

У всех категорий испытуемых выявлен интерес к теме Великой Отечественной войны (ВОВ), что указывает на межпоколенные связи в направлении

1 Великая Отечественная война глазами детей и подростков России / Министерство обороны Российской Федерации. URL: http://ens.mil.ru/science/sociological_center/ army_in_numbers/more.htm?id=10424049@cmsArticle (дата обращения: 25.01.2020).

передачи знаний и формирования ценностного отношения к Родине.

Выявлены особенности проявления детьми старшего дошкольного возраста социальных эмоций - гордости, эмпатии. Отношение к победе и выраженность социальных эмоций в рисунках старших дошкольников имеют различия, их полнота и направленность выражаются в сюжете, настроении рисунков, особенностях композиции и используемой цветовой гамме.

Педагоги осознают важность задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе. Предметно-развивающая среда ДОУ, социальные технологии патриотического воспитания, погружение в патриотическую хронологию событий военных лет способствуют формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения к родному языку, гордости за достижения своей страны, Отечество.

Для родителей значимыми в патриотическом воспитании детей являются: формирование чувства привязанности к Родине, гордость за героев ВОВ, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, традициям, обычаям, осмысление исторических действий. Этим аспектам культуры народа уделяется особое внимание при патриотическом воспитании в семье.

Заключение. В дошкольных образовательных учреждениях, семьях воспитанников при развитии социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста важна системная и планомерная образовательная деятельность. Учет особенностей представлений детей дошкольного возраста о войне и победе в ВОВ, знание условий формирования социальных эмоций в учреждениях дошкольного образования и семье, технологий патриотического воспитания играют важную роль в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социальные эмоции, эмпатия, чувство гордости, дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, социально-эмоциональное развитие детей.

Постановка проблемы. В настоящий момент современное общество ориентировано на гармоничное развитие личности, повышение ценности каждого человека, в связи с чем возникает потребность в гуманизации общества, социальном развитии и вложении инвестиций в человеческий капитал [Данилюк и др., 2009]. Интеллектуальные, культурные и духовные ценности становятся приоритетами в политике государства. Гуманизация отношений представляет собой не что иное, как сочувствие, сострадание, сопереживание другому человеку, умение понимать и проникаться его горестями и радостями [Медведев, 2016].

Сопровождение развития социальных эмоций, и в частности эмпатии у старших дошкольников, становится актуальной задачей современного образования, что отмечается не только отечественными, но и зарубежными авторами [Richaud de Minzi, 2013]. При этом Победа в Великой Отечественной войне (ВОВ) - это тема высокой значимости для социально-эмоционального развития детей. Важно определить возможности развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с темой ВОВ. Все это обусловливает научный интерес к рассмотрению процесса развития социальных эмоций (чувства гордости, эмпатии) детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения на теме Победы в Великой Отечественной войне.

Теоретический обзор литературы направлен в первую очередь на раскрытие понимания условий формирования развития социальных эмоций, а именно эмпатии и чувства гордости.

Эмоции - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей [Stern, Borelli, Smiley, 2015].

Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства [Ребер, 2001]. Социальные эмоции представляют собой отдельную группу эмоций. В

этой группе эмоциональных явлении взаимоотношения с другими людьми и сравнительная оценка себя (и своих действий) в социальном контексте с точки зрения других людей (и их действий) или тех ценностей, которые разделяются (или могут разделяться) другими, являются ключевыми моментами. Социальные эмоции -это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений [Реан, 2013]. Наиболее важными эмоциями, направленными на отражение внешней действительности, являются гордость и эмпатия [Ильин, 2002].

Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию [Звенигородская, 2019, с. 244], чувство уважения к другому [Magri, 2019]. Она также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д. [Rogers, 1995]. Развитие эмпатии - это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития. Она возникает и формируется во взаимодействии, в общении [Slone, Mann, 2016, с. 950; Gutentag et al., 2017].

Гордость - это ощущение силы, удовлетворения от полученных результатов, уверенность в достижении [Wubben, Cremer, Dijk, 2012]. Подчеркнутое уважение человека за его высокие заслуги, уважение себя за свои действительные достижения. Гордость - это совокупность радости, удовлетворения и осмысления результатов2. Гордость впервые появляется, как только ребенок начинает чувствовать свое отношение к окружающей среде [Забродин, 2014, с. 110]. Основными показателями чувства гордости являются чувство собственного достоинства,

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

Гордость [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: http://www. psychologos.ru/articles/view/gordost (дата обращения: 10.07.2017).

S

к

н и

w

PQ

самоуважения, удовлетворения от чьих-либо успехов, радость за достигнутый результат [Колодина, 2017, с. 219]. Совместно с понятием «гордость» часто рассматривают и понятие «патриотизм». Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа, любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [Воронова, 2018].

В период старшего дошкольного возраста происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического развития, формирования социальных мотивов, социальной адаптация ребенка в обществе [Норова, Улыбина, 2019, с. 68].

Процесс развития социальных эмоций и процесс сопровождения их развития также имеют свои теоретические основания. Так, в отечественной литературе вопросы теории и практики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Т.Н. Дороновой, С.Н. Николаевой, Т.С. Комаровой, О.Л. Князевой, Е.И. Корнеевой и др. Современные концепции воспитания и социализации детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, М.И. Махмутова и др. Концепция теории социально-психологического и педагогического взаимодействия рассмотрены Л.В. Бай-бородовой, В.Н. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой, М.З. Ильчиковой, Т.А. Куликовой и др. Теории воспитания и развития дошкольников освещены М.И. Богомоловой, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдовой, Р.И. Жуковской и др. В последнее время идеи в сфере воспитания патриотизма анализируются в более широком

контексте - с учетом обращения к мировому опыту (США, европейских стран, Китая, Израиля, Японии). Многие педагоги подчеркивают большое значение поисковой деятельности детей в системе патриотического воспитания, отмечают возможности использования информационно-коммуникативных технологий, рекомендуют придерживаться принципа системности.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования -анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы. Важное место было отведено опытно-экспериментальной работе.

В педагогике и практической психологии сегодня существует множество различных концепций, социальных технологий, парциальных программ, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Например, «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешиной, «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой, «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкин-ской, «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

Таким образом, процесс развития социальных эмоций, и в частности эмпатии у старших дошкольников, становится актуальной задачей современного образования. Тема Великой Отечественной войны и победы в ней, юбилей Победы имеют важную потенциальную основу для социально-эмоционального развития детей.

Методология и методы исследования. В данной статье использованы теоретические методы: анализ, синтез, систематизация научных

идей ключевых работ Т.Н. Дороновой, С.Н. Николаевой, В.И. Журавлевой; эмпирические: психодиагностические методы (опросные, экспериментальные); математические методы обработки данных. Далее описаны методики, использовавшиеся в исследовании.

1. Наблюдение за процессом рисования дошкольников на околовоенную тему, беседа по рисункам, анализ творческих работ3 с целью выявления доминирующих социальных эмоций на фоне темы Победы в Великой Отечественной войне. Проведен анализ содержания творческих рисунков дошкольников. В исследовании приняли участие 92 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 48 девочек и 44 мальчика.

2. Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам методической подготовки к реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме Великой Отечественной войны [Александрова, Гордеева, Постникова, 2007]. Цель - изучение форм, педагогических средств, насыщения предметно-пространственной образовательной среды при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с темой ВОВ. В исследовании приняли участие 56 педагогов.

Вопросы анкеты

1. Какова цель вашей работы при ознакомлении детей дошкольного возраста с темой победы в ВОВ?

2. Какие эмоции вы планируете развивать у детей дошкольного возраста при ознакомлении с темой ВОВ?

3. Каковы особенности формирования современной качественной предметно-пространственной среды группы при ознакомлении детей дошкольного возраста с тематикой ВОВ?

4. Какие практические мероприятий включены в образовательный процесс при ознакомлении с историческим прошлым ВОВ?

5. Какими ценностными ориентирами пользуется современный педагог при подготовке

3 Великая Отечественная война глазами детей и подростков России / Министерство обороны Российской Федерации. URL: http://ens.mil.ru/science/sociological_center/ army_in_numbers/more.htm?id=10424049@cmsArticle (дата обращения: 25.01.2020).

к образовательной деятельности в рамках ознакомления с ВОВ?

3. Анкетирование родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений на тему Великой Отечественной войны [Баранникова, 2007]. Анкетирование родителей позволило определить уровень их знаний и заинтересованности в вопросах патриотического воспитания детей и оценить просветительскую работу с детьми в семьях. Вопросы анкеты

1. Как вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание - педагоги или родители?

2. Уделяете ли вы внимание теме войны и победы в беседах с вашими детьми?

2. Что для вас при патриотическом воспитании вашего ребенка является значимым?

3. Какие литературные источники, на ваш взгляд, способствуют развитию у дошкольников чувства гордости и сопереживания?

4. Какая литература наиболее доступна для восприятия детьми чувств и эмоций о теме ВОВ?

Исследование по изучению социальных эмоций и процесса их формирования (в рамках проекта «Тема войны в сознании современных детей») проведено феврале - марте 2020 г. в г. Красноярске. В нем приняли участие 92 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, 53 родителя, 56 педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Результаты исследования. При анализе сюжетов детских рисунков учитывались их соответствие тематике и содержание. Так, среди рисунков 16 % не соответствуют теме войны и победы. При этом изображаются наиболее характерные для детского творчества сюжеты и объекты - машины (не военные), принцессы, феи, животные, цветы. Среди испытуемых, в рисунках которых отсутствует сюжет по заданной тематике, преимущественно девочки (80 % от общего количества). Данное наблюдение можно связать с отсутствием принятия содержания задания, а также слабой выраженностью эмоций, связанных с переживанием войны и победы в ней.

< И

а

4

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Выраженность социальных эмоций - гор- детей в процессе рисования, ответах на вопросы дости, эмпатии - можно отметить в образах ри- беседы: «Что изображено на рисунке?», «Какие сунков, их настроении, а также комментариях чувства вызывает у тебя рисунок?».

Распределение рисунков детей по приоритетной тематике сюжетов о войне и победе в ней

Distribution of children's drawings according to the priority subjects of stories about the war and victory in it

Солдат, воин Военная техника Сражение, битва, противостояние Награды, государственная символика Сюжет, не относящийся к теме войны, победы

Мальчики 28 29 17 8 3

Девочки 23 20 5 10 12

Значимые, ключевые объекты или персонажи изображаются детьми, как правило, в центре и прорисовываются наиболее детально. Среди них можно выделить повторяющиеся, стандартные (табл.). Так, 57 % детей (51 человек) изобразили на своем рисунке солдата, воина. К данной категории относятся, как правило, мальчики (64 % в своих рисунках изображают солдат). Такая особенность, возможно, связана с проекцией на себя роли мужчины, защитника, наиболее характерной для мальчиков. Больше половины, 49 детей (53 %), изобразили на рисунке военную технику; 24 % детей выполнили рисунок, отражающий сражение, битву, противостояние (как солдат и техники, так и в целом держав). Среди объектов в детских рисунках также встречаются награды, государственные символы, Вечный огонь (у 20 % дошкольников), что свидетельствует о выраженности у детей чувства патриотизма, осознания гордости за победу. Такие объекты в детских рисунках, как, например, пожар, кровь, оторванные части тела, раненые или убитые солдаты, указывают на повышенную возбудимость, импульсивность либо склонность к физической или вербальной агрессии, схожее значение имеет сюжет баталии в рисунке.

При анализе настроения детских рисунков, наряду с нейтральным, можно выделить следующие группы: доброжелательные (68 % детей изображают на рисунках счастливых людей, флаги, что свидетельствует об умении концентрироваться на положительных эмоциях) и агрессивные (у 13 % детей на рисунках наблюдаются увечья, ранения, сражения, также этот показатель

выражается в сильном и сверхсильном нажиме на карандаш, штриховке, что указывает на внутренний дискомфорт, беспокойство, связанные с данной темой). Согласно ответам детей можно выделить рисунки триумфальные (48 % детей изображают парад, шествие, награждение) и траурные (11 % детей рисуют гибель, поражение, упадок). Распределение детей по полу отображено на рисунке. Такие различия связаны, предположительно, с позитивными либо отрицательными установками по поводу заявленной тематики, наличием умения выделять главное, концентрироваться на сути событий.

Также следует уделить особое внимание дополнительным деталям в рисунках - часть детей изображают небо (как показатель приближенности к реальности, отсутствия абстрактных, отделенных от действительности событий), солнце, траву и цветы (в большинстве работ как признаки принятия и благополучия). Данные особенности являются отражением системы усвоенных знаний, результатом переработки информации, полученной от родителей и педагогов, служат индикаторами проявления социальных эмоций в связи с восприятием темы войны и победы. Таким образом, отношение к победе и выраженность проявления социальных эмоций в рисунках старших дошкольников имеют различия, их полнота и направленность отражаются в сюжете, настроении рисунков, особенностях композиции и используемой цветовой гамме.

При анализе результатов анкетирования педагогов можно отметить, что основная цель деятельности педагогов (83 %) - в направлении

Рис. Распределение тематики сюжетов рисунков девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по доминирующему настроению Fig. Distribution of topics for drawings by girls and boys of senior preschool age according to the dominant mood

ознакомления с темой победы в ВОВ, создании условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитании патриотизма, чувства гордости за свою семью, Родину.

Для большинства педагогов (96 %) значимо воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение, чувство гордости за воинов, героев войны, защитников, любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны [Григорьева, 2012, с. 43].

При опросе сотрудников дошкольных образовательных организаций о насыщении предметно-пространственной образовательной среды было выявлено, что современные педагоги включают в образовательную программу различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне: организуют традиционную акцию «Бессмертный полк» (43 %), встречи с ветеранами (12 %), посещают совместно с детьми тематические выставки (8 %), участвуют в библиотечных мероприятиях, посещают концерты, митинги и парад в честь Дня Победы (37 %).

В открытых вопросах педагоги указывали на проведение различных мероприятий: организация выставки и чтение художественной литературы о ВОВ; проведение беседы «Боевая слава героев» с демонстрацией иллюстративного материала о войне, подвигах наших воинов, армии,

партизанах, людях, которые трудились в тылу; просмотр видеофильмов: «Минута памяти», проведение сюжетно-ролевых игр «На границе», «Как прадеды мир отстояли»; прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы»; проведение квеста -игры «Дорогами бессмертного полка»; проведение тематического вечера памяти «Дети и война» с приглашением ветеранов ВОВ; оформление альбомов: «Города-герои», «Награды Великой Отечественной войны». Педагоги дошкольных образовательных учреждений при планировании содержания занятий с дошкольниками активно используют интернет-ресурсы о Великой Отечественной войне: уникальные архивы, мультимедийные военные карты, видеоинтервью ветеранов, Календарь Победы, ордена и награды России и т.д. [Кербис, Груздева, 2017, с. 126]. Педагоги дошкольной организации применяют систему методов, способов и приемов для обогащения представления дошкольников о людях, их эмоциональных состояниях, учат понимать эмоции в мимике, жестах, интонации речи, устанавливать причину эмоционального состояния сверстника [Груздева, 2019, с. 80].

Таким образом, педагоги осознают важность задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

в этом процессе. Педагогами были использованы различные педагогические средства с целью вызвать эмоциональный отклик у детей, целенаправленно проводилась работа над воспитанием патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свой народ, победивший фашизм, за своих родственников, участвовавших в этой Великой войне. Насыщенная предметно-развивающая среда, социальные технологии патриотического воспитания, погружение в патриотическую хронологию событий военных лет направлены на формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к родному языку, гордости за достижения своей страны, за Отечество.

Анкетирование родителей воспитанников о теме ВОВ позволило определить уровень знаний и заинтересованности родителей в вопросах патриотического воспитания детей и оценить просветительскую работу с детьми в семьях.

Так, 96 % опрошенных родителей считают важным освещение военной темы для дошкольников в совместной деятельности педагогов и родителей. Для большинства родителей (74 %) значимыми в патриотическом воспитании являются формирование чувства привязанности к Родине, гордости за героев ВОВ, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, традициям, обычаям, осмысление исторических действий. Главным доступным для восприятия детьми источником, по мнению родителей (44 %), способствующим сохранению исторических событий, развитию чувства гордости и сопереживания, является художественная и научно-популярная литература о войне. Наиболее читаемыми (по выборам родителей) оказались следующие книги: А. Твардовский «Василий Теркин», В. Катаев «Сын полка», А. Шевцова «Мы из будущего», Э.М. Ремарк «Три товарища» и «Триумфальная арка» и др. Большинство семей (52 %) с целью знакомства с литературой о войне отметили возможность посещений городских библиотек, при этом часть родителей (38 %) указывают на наличие такой тематической литературы в домашних библиотеках [Вербианова, Груздева, 2020, с. 141].

Таким образом, большинство опрошенных родителей имеют достаточные знания и заинтересованность в воспитании патриотических качеств у детей, понимают важность данного процесса в дошкольном возрасте. Анкетирование показало, что родители осознанно относятся к мероприятиям, связанным с темой войны, уделяют внимание художественной и научно-популярной литературе о войне, проводят беседу с обсуждением. Значимым моментом в просветительской работе родители выделяют передачу знаний и осмысление исторических событий родного города, края, страны.

Заключение. В результате проведенного исследования выявлены особенности проявления детьми старшего дошкольного возраста социальных эмоций - гордости, сопереживания. Отношение к победе и выраженность социальных эмоций в рисунках старших дошкольников имеют различия, их полнота и направленность выражаются в сюжете, настроении рисунков, особенностях композиции и используемой цветовой гамме. Данные представления являются отражением системы усвоенных знаний, результатом переработки информации, полученной от родителей и педагогов, служат индикаторами проявления социальных эмоций в связи с восприятием темы войны и победы.

Педагоги дошкольных учреждений осознают важность задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе. Педагогами были использованы различные педагогические средства с целью вызвать эмоциональный отклик у детей, целенаправленно проводилась работа над воспитанием патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свой народ, победивший фашизм, за своих родственников, участвовавших в этой Великой войне. Насыщенная предметно-развивающая среда, социальные технологии патриотического воспитания, погружение в патриотическую хронологию событий военных лет направлены на формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к родному языку, гордости за достижения своей страны, Отечество.

Большинство опрошенных родителей имеют достаточные знания и заинтересованность в воспитании патриотических качеств у детей, понимают важность данного процесса в дошкольном возрасте. Анкетирование показало, что ро- 2. дители осознанно относятся к мероприятиям, связанным с темой войны, уделяют внимание художественной и научно-популярной литерату- 3. ре о войне, проводят беседу с обсуждением.

Результаты исследования могут использоваться в расширении системы знаний, формировании ценностного отношения дошкольников 4. к военным событиям, встраиваться в содержание нравственного развития и патриотического воспитания детей, что будет способствовать раз- 5. витию в том числе социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста. Проведенная диагностическая работа доказывает наличие у всех категорий испытуемых интереса к Великой Отечественной войне и победе в ней, ука- 6. зывает на межпоколенные связи в направлении передачи знаний и формировании ценностного отношения к Родине.

Таким образом, на основании результатов можем сформулировать предложения по разви- 7. тию социальных эмоций на теме войны. Важным является обучение понимания эмоций в мимике, жестах, интонациях людей на иллюстрациях, видеофрагментах, посвященных войне и победе в ней. Актуально проведение взрослыми совместно с детьми анализа причин проявления 8. определенных социальных эмоций - чувство единения, сопричастности, объем приложенных усилий, пережитый страх, потери, утраты, лишения и т.д. Также немаловажными остаются формирование позитивной установки на восприятие данной темы, включение педагогами 9. ее в планирование образовательного процесса, обсуждение в расширенной семье, демонстрация взрослыми собственного интереса к исто- 10. рии, военным событиям, подвигам, совместная с детьми рефлексия важности данных событий. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического

воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практич. пособие. М.: АРКТИ, 2007.

Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5-6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151. Воронова Е.А. Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.

Григорьева М.А. Патриотическое воспитание детей и молодежи // Выступления участников Всероссийской педагогической 65-й конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи». 2012. С. 43-45. Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 80-87.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.

Забродин О.Н. О работе В.С. Дерябина «Эмоции, порождаемые социальной средой» и критике в ней теории Альфреда Адлера // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. № 3 (5). С. 107-114.

Звенигородская М.А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе // Молодой ученый. 2019. № 12 (250). С. 244-247. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.

Кербис И.Ю., Груздева О.В. Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 126-137.

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ÈÎ W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и fc с

и

о

[-4

о

ё

и

Ян

s

>>

0

1

и

W tr

s

ь

l-ч <

э

с

«

s к

H U

w

PQ

12. Колодина Н.И. Лакуны в структурированности нравственного понятия «гордость» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10 (76): в 3-х ч. Ч. 1.

13. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-30.

14. Норова Е.В., Улыбина Е.В. Учет интересов и способностей дошкольников в образовательно-воспитательном процессе как условие гармоничного развития личности детей // Современное психолого-педагогическое образование: матер. Между-нар. психол.-пед. Чтений памяти Л.В. Ябло-ковой. Красноярск, 26-28 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. О.В. Груздева, К.Ю. Лобков, Е.Ю. Дубовик; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. С. 67-69.

15. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

16. Ребер А. Большой психологический словарь. М.: «Вече» Аст, 2001.

17. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013.

18. Gutentag T., Halperin E., Porat R., Bigman Y.E., Tamir V. Successful emotion régulation requires both conviction and skill: beliefs about

the controllability of emotions, reappraisal, and regulation success // Cognition and Emotion. 2017. № 31(6). P. 1225-1233. DOI: 10.1080/02699931.2016.1213704.

19. Magri E. Empathy, respect, and vulnerability // International Journal of Philosophical Studies. 2019. № 27 (2). P. 327-346. DOI: 10.1080/09672559.2019.1587260

20. Richaud de Minzi M.C. Children's perception of parental empathy as a precursor of children's empathy in middle and late childhood // The Journal of Psychology. 2013. № 147 (6). P. 563-576. DOI: 10.1080/00223980.2012. 721811

21. Rogers C. Empatic: an unappreciated way of being. Houghton Mifflin Harcourt, 1995. 395 p.

22. Slone M., Mann S. Effects of war, terrorism and armed conflict on young children: A systematic review // Child Psychiatry and Human Development. 2016. № 47 (6). P. 950-965.

23. Stern J.A., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: a role for empathy in child attachment // Attachment & Human Development. 2015. № 17 (1). P. 1-22. DOI: 10.1080/14616734.2014.969749

24. Wubben M.J.J., Cremer D., Dijk E. Is pride a prosocial emotion? Interpersonal effects of authentic and hubristic pride // Cognition and Emotion. 2012. № 26 (6). P. 1084-1097. DOI: 10.1080/02699931.2011.646956

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-209

DEVELOPMENT OF SOCIAL EMOTIONS AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC OF VICTORY IN WORLD WAR II

I.Yu. Kerbis (Krasnoyarsk, Russia) E.V. Ulybina (Krasnoyarsk, Russia)

0.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article substantiates the importance of systematic work on the development of social emotions among senior preschool children of 5-7 in preschool educational institutions (daycare centers) and the family. Theoretical examples of practices in various areas of patriotic education are given.

The purpose of the article is to characterize the representation of social emotions of senior preschool children and to reveal the features of their development in the conditions of a preschool institution and family using the resources of the theme on World War II (WWII).

The research methodology consists of the following theoretical methods: analysis, synthesis, systematization of scientific ideas; empirical methods: psychodiagnostic methods (interrogative, experimental); mathematical methods of data processing.

Research methods include

1. Observation of the art process among preschoolers on a military topic, analysis of their creative works.

2. Questionnaire survey of preschool educators on the issues of methodological preparation for the implementation of educational activities with preschool children on WWII [Aleksandrova, Gordeeva, Postnikova, 2007].

3. Questionnaire survey of parents of pupils attending preschool educational institutions on WWII [Baran-nikova, 2007].

Research results. In the period of senior preschool age, the formation of emotions, feelings, thinking, mechanisms of social adaptation in society occurs, the process of self-awareness in the world begins.

All categories of subjects showed interest in the WWII theme, which indicates intergenerational relations

in the direction of knowledge transfer and the formation of a value attitude to the homeland.

The features of displaying social emotions (such as pride, empathy and sympathy) by senior preschool children are revealed. Attitude to victory and the severity of social emotions in the drawings of senior preschoolers have differences; their completeness and orientation are expressed in the plot, mood of the drawings, compositional features and the colors used.

Teachers are aware of the importance of patriotic parenting and the importance of emotional impact in this process. The subject-development environment, social technologies of patriotic education, and immersion in the patriotic chronology of the events of the war years contribute to the formation of respect for the mother tongue in children of preschool age, pride in the achievements of their country, pride in their homeland.

Parents pride in the WWII heroes, respectful attitude to the historical past of their country, to traditions, customs and understanding of historical actions. These aspects of the people's culture should be paid special attention and given high importance for patriotic education in the family.

Conclusion. The systematic educational activity is important for the families and preschool educational institutions to develop social emotions in older preschool children. Knowledge of the conditions for development of social emotions in institutions of preschool education and the family, technology of patriotic education play an important role in the emotional development of older children.

Keywords; social emotions, empathy, pride, preschool children, patriotic education, social and emotional development of children.

References 3.

1. Alexandrova E.Yu., Gordeeva E.P., Postnikova M.P. The system of patriotic education in preschool education, planning, pedagogical projects, the development of thematic classes and scenario events. M.: Uchitel, 2007.

2. Barannikova O.N. Lessons from citizenship and 4. patriotism in a preschool educational institution: a practical guide. M.: ARKTI, 2007.

Verbianova O.M., Gruzdeva O.V. Influence of the family on the development of goal-setting in children of 5-6 // Vestnik KGPU im. V.P. Ast-fieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 1 (51). P. 141-151. Voronova E.A. To raise a patriot. Programs, events, games. Rostov-on-Don: Feniks, 2018.

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ÈÎ w

H

5

и ^

д

PQ S

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

к

w

PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

с

«

s к

H U

W PQ

5. Grigoryeva M.A. Patriotic education of children and youth. In: Proceedings of the All-Russian pedagogical 65th conference "Patriotic education of children and youth". 2012. P. 43-45.

6. Gruzdeva O.V. The social situation of formation and development of self-awareness among preschool children in modern conditions // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2019. No. 1 (47). P. 80-87.

7. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and raising a citizen of Russia in the field of general education: project of the Russian Academy of Education. Moscow: Prosveshchenie, 2009. 29 p.

8. Zabrodin O.N. About the work by V.S. Deryabin "Emotions generated by the social environment" and criticism of Alfred Adler's theory in it // Filosofiya i gumanitarnye nauki v in-formatsionnom obshchestve (Philosophy and humanities in the information society). 2014. No. 3 (5). P. 107-114.

9. Zvenigorodskaya M.A. The significance of the phenomenon of empathy in modern society // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2019. No. 12 (250). P. 244-247.

10. Ilyin E.P. Emotions and feelings. St. Petersburg: Piter, 2002.

11. Kerbis I.Yu., Gruzdeva O.V. Features of communicative competence among modern teachers of preschool educational organizations // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2017. No. 3 (41). P. 126-137.

12. Kolodina N.I. Lacunae in the structuredness of the moral concept of "pride" // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki (Philological Sciences. Questions of theory and practice). 2017. No. 10 (76): in three parts. P. 1.

13. Medvedev D.A. Socio-economic development of Russia: finding new dynamics // Voprosy ekonomi-ki (Issues of Economics). 2016. No. 10. P. 5-30.

14. Norova E.V., Ulybina E.V. Taking into account interests and abilities of preschool children in the educational process as a condition for harmonious development of children's personality.

In: Proceedings of the International psychological and pedagogical readings in memory of L.V. Yablokova "Modern psychological and pedagogical education". Krasnoyarsk, November 26-28, 2019 / Edited by O.V. Gruzdeva, K.Yu. Lobkov, E.Yu. Dubovik. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2019. P. 67-69.

15. Human psychology from birth to death / Edited by A.A. Reana. St. Petersburg: Praym-Evroznak, 2002.

16. Reber A. Large psychological dictionary. M.: "Veche" Ast, 2001.

17. Rean A.A. Psychology of personality. St. Petersburg: Piter, 2013.

18. Gutentag T., Halperin E., Porat R., Bigman Y.E., Tamir V. Successful emotion regulation requires both conviction and skill: beliefs about the controllability of emotions, reappraisal, and regulation success // Cognition and Emotion. 2017. No. 31 (6). P. 1225-1233. DOI: 10.1080/02699931.2016.1213704

19. Magri E. Empathy, respect, and vulnerability // International Journal of Philosophical Studies. 2019. No. 27 (2). P. 327-346. DOI: 10.1080/09672559.2019.1587260

20. Richaud de Minzi M.C. Children's perception of parental empathy as a precursor of children's empathy in middle and late childhood // The Journal of Psychology. 2013. No. 147 (6). P. 563-576. DOI: 10.1080/00223980.2012. 721811

21. Rogers C. Empatic: an unappreciated way of being. Houghton Mifflin Harcourt, 1995. 395 p.

22. Slone M., Mann S. Effects of war, terrorism and armed conflict on young children: A systematic review // Child Psychiatry and Human Development. 2016. No. 47 (6). P. 950-965.

23. Stern J.A., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: a role for empathy in child attachment // Attachment & Human Development. 2015. No. 17 (1). P. 1-22. DOI: 10.1080/14616734.2014.969749

24. Wubben M.J.J., Cremer D., Dijk E. Is pride a prosocial emotion? Interpersonal effects of authentic and hubristic pride // Cognition and Emotion. 2012. No. 26 (6). P. 1084-1097. DOI: 10.1080/02699931.2011.646956

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.