Научная статья на тему 'Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников'

Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2956
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царегородцева Е.А.

В старшем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Содержание ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за достижения людей, развитие интереса к доступным ребенку явлениям социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ1

© Царегородцева Е.А.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В старшем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Содержание ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за достижения людей, развитие интереса к доступным ребенку явлениям социальной жизни.

Ключевые слова: патриотические чувства дошкольников, компоненты патриотических чувств, содержание процесса формирования патриотических чувств у старших дошкольников.

Социальная среда, в которой проживает маленький гражданин, уникальна и неповторима. Улицы, дома, дворы, люди - это ближайшее социально-культурное окружение предоставляет оптимальные возможности для формирования патриотизма, как чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Исследование вопроса воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемное поле современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как компонент эмоциональной сферы личности и выступают в качестве высших духовных ценностей человека. Патриотические чувства - это устойчивое положительное отношение человека к месту своего рождения, к истории и культуре своей Родины, принятие ее, переживание успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями.

В исследованиях И.Ф. Харламова патриотизм раскрывается как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения человека, привязанность и любовь к родным местам, к Родине, следование и умножение традиций народа, бережное отношение к обычаям родной страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других народов, стремление к сотрудничеству с ними [3, с. 223].

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Правительства Свердловской области и Российского гуманитарного научного фонда (грант 14-16-66003).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук, доцент.

Содержательно патриотические чувства выполняют следующие функции:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы пейзажных явлений и предметов, этнокультурных явлений, собственных действий по отношению к своей родине);

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству;

- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Значимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Отечественные исследования в области дошкольной психологии и педагогики подтверждают о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личностного развития, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Формирование патриотических чувств предопределено возрастными психологическими характеристиками у старших дошкольников такими как: большой познавательной активностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью и отзывчивостью, подражательностью, доверчивостью в восприятии информации о ближайшем окружении (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и другие авторы).

Особенностями воспитания чувств патриотизма у детей дошкольного возраста является предметно-чувственная деятельность, которая осуществляется ребенком-дошкольником в процессе общения и непосредственного взаимодействия с другими людьми, а также самостоятельно посредством проживания личностно значимого для него содержания.

Ни на одном другом возрастном этапе взаимодействие со взрослым не сможет обеспечить формирование социальных чувств у дошкольников, как базиса патриотического поведения. Поэтому деятельность взрослого в условиях дошкольной организации должна быть направлена на конструирование такого взаимодействия с ребенком-дошкольником, в процессе которого проявляется активность в познании окружающего мира и себя в нем.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста должно быть ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент составляют представления детей-дошкольников об окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих его

народу; об истории и культуры своей страны и малой Родины, на основе которых формируются этнические стереотипы поведения детей.

Эмоциональный компонент патриотических чувств у старших дошкольников можно представить как систему переживаний, связанных с восприятием окружающего мира («малой Родины»). Эти эмоциональные переживания Б.И. Додонов условно разбивает на группы эмоции [1, с. 233]:

- лирические эмоции - «чувство родного, близкого, милого» - при упоминании о близких людях (родных и знакомых), о «родных» местах, о том, что каждому дорого именно в том месте, где он живет и родился;

- эстетические эмоции - эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру, возникающее при созерцании красоты знакомых мест - природы родного края; любви к родному языку; переживание положительного эмоционального отношения к народному творчеству, к разным видам народного искусства (песням, танцам, прозе, поэзии и др.);

- гностические эмоции - возникают в результате знакомства с родным городом (селом), краем, страной, с людьми своей и другой национальности, с традициями и обычаями разных людей.

Поведенческий компонент может быть представлен через практические действия, которые влияют на формирование патриотического поведения дошкольника; закрепление патриотических свойств и отношений через включение ребенка в предметно-практическую деятельность патриотической направленности, осуществляемую под руководством взрослого.

В последние годы во многих дошкольных учреждениях реализуются различные концепции образовательных программ и технологии, в которых представлено в разных формулировках и объёмах воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Особенно патриотическое воспитание раскрыто в содержании следующих образовательных программ: «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук; «Наследие» М.Ю. Новицкой; «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой; Л.Е.Осиповой; «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет и 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Ма-ханёвой; «Росток» - г. Челябинск»; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской; «Мы живем на Урале» под редакцией О.В. Тол-стиковой, О.А. Савельевой. Раскроем кратко содержание программ по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Содержание программы «Я - человек» С.А. Козловой сконцентрирована на формирование у детей-дошкольников своего особого видения мира, созвучного возможному уровню развития его социальных чувств, в частности патриотических чувств. Автор программы полагает, что необходимо не только формировать представления о родине, но, прежде всего, способство-

вать развитию у них эмоционально - чувственной сферы в этой области. Для этого в программе представлены эмоционально близкие к восприятию дошкольника факты и явления окружающего мира (представления о культуре своей страны, ее традициях, обычаях, промыслах). Это предусмотрено в содержании подраздела программы «Твоя страна, твой народ» в разделе «Земля - наш общий дом».

Оверчук Т.И. в программе «Мой родной дом» предлагает содержание для успешной социализации дошкольника. Программой предусмотрено формирование у воспитанников любви к Родине на основе приобщения к национальной культуре. Воспитание патриотических чувств должно осуществляться через ознакомление детей дошкольного возраста с национальными культурно-историческими традициями народа (с народной одеждой, национальными традициями, обычаями, обрядами, именинами, народными детскими играми и игрушками, с основами национального оздоровления и фитотерапии).

Другой подход предлагают авторы программы «Наследие» М.Ю. Новицкая и Е.В. Соловьева - воспитание патриотических чувств раскрывают через введение детей-дошкольников в традиционную русскую культуру, как культуру страны, как «форму исторической памяти», самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Акцент в содержании делается на когнитивный и эмоциональный компонент патриотического воспитания чувств. Программа включает такие самостоятельные блоки как, «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения», через содержание которых должно осуществляться обращение воспитанников к традиционным народным ценностям.

Содержание программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы живем в России» авторов Н.Г. Зеленовой и Л.Е.Осиповой ориентировано, прежде всего, на воспитание гражданско-патриотических чувств, формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников. Например, уважение культурного, исторического прошлого России. Содержание этой программы представлено в пяти разделах: родная семья, родная природа, родной город, родная культура, родная страна. Все содержание предлагаемых тем взаимосвязано между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Программа «Мы живем на Урале» (под редакцией О.В. Толстиковой, О.А. Савельевой) ориентирована на эмоционально-практическое приобщение детей дошкольного возраста к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры. Основные разделы данной образовательной программы: Моя семья; Моя малая Родина; Мой край -земля Урала; Культура и искусство народов Среднего Урала. Содержание всех разделов направлено на: ознакомление воспитанников с природой и культурой родного края, приобщение к народным традициям; формирова-

ние представлений о своей национальной принадлежности; учет этнических особенностей; использование разнообразных средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).

Основными педагогическими условиями воспитания патриотических чувств у дошкольников через содержание данной программы являются:

- введение краеведческого материала, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое - настоящее -будущее;

- формирование личного эмоционального отношения к событиям, явлениям в жизни города (села), Свердловской области;

- осуществление деятельного подхода в эмоционально-практическом приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование и другое);

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, которая будет направлена на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников к народной культуре, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов).

Анализ содержания различных образовательных программ и методических подходов в формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста позволил выделить основные педагогические акценты:

- опора на непосредственный опыт воспитанников в познании окружающего мира, его самодеятельность, проявления игровой и твор-ческо-худодественной активности в определенных социокультурных условиях;

- вариативность, как возможность выбора содержания образования, форм и методов патриотического воспитания с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка, учета социальной ситуации его развития;

- выбор содержания и педагогических форм в соответствии с возрастными возможностями старших дошкольников (учет небольшого опыта посещения экскурсий в музеи; эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств; незнание истории, непонимание со-

циальных явлений и отсутствие обобщенных представлений социокультурной направленности; утомляемость и неустойчивость внимания);

- источниками патриотических чувств детей являются их собственные действия в различных познавательных, игровых или жизненных ситуациях, переживание этих ситуаций, раздумья над наблюдаемым, услышанным и их переживания и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях детской художественной литературы, мультипликации, фильмах, переработанный, эмоционально пережитый в активном действии и «присвоенный» опыт ребенком;

- организация разных видов деткой деятельности, в процессе которых дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путем созерцания, обсуждения, решения доступных ситуаций - позиция ребенка, входящего в социальный мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально активная и преобразующая.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников во многом определяется от степени эмоционального благополучия ребенка в непосредственном ближайшем окружении. Если ребенок находится среди любимых людей, любимых предметов окружающего мира (предметы, природа и др.), его жизнь наполнена маленькими радостями и значимыми для него событиями, общением со значимыми взрослыми и сверстниками и разнообразной деятельностью, он испытывает эмоциональный комфорт. Это позитивное состояние переносится на его отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке и определяет любовь к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу (селу), т.е. элементарные патриотические чувства дошкольников.

Характер и содержание воспитания патриотических чувств у детей-дошкольников во многом являются результатом организованного определенным образом педагогического процесса. Как известно, что в дошкольном возрасте существенное значение для развития патриотических чувств имеют разнообразные виды деятельности: игровая, художественно-творческая деятельность (продуктивные виды деятельности, праздники), коммуникативно-познавательная деятельность, в которой особое место занимают формы непосредственного и занимательного познания - экскурсии, использование наглядности (в том числе, интерактивной), загадок, ребусов, решение проблемных ситуаций, привлечения примеров их личного опыта детей; чтение художественной литературы, представление детям занимательного содержания, которое эмоционально захватывает - легенды, сказы, сказания, мифы, стихи о родном крае.

Проектирование содержания образовательной деятельности по формированию патриотических чувств, в частности - тематическое планирование

содержания, может осуществляться самостоятельно на основании выделенного принципа структурирования содержания патриотического воспитания, например, как это было представлено ранее в разных программах.

Организация педагогического процесса в контексте воспитания патриотических чувств должна быть основана на многообразном сочетании форм, методов и приемов образовательной деятельности с детьми. Педагогические методы и приемы должны способствовать «деятельностному» познанию: формированию субъектной позиции дошкольника в освоении культурного наследия; проявлению интереса к активному познанию родных мест - малой Родине; переживание положительного эмоционального отношения к народному творчеству, к разным видам народного искусства (песням, танцам, прозе, поэзии и др.) и желание проявлять познавательные, коммуникативные и творческие умения. Значимыми видами творческой деятельности детей являются пластические игры и упражнения (возможность «прожить» увиденное или рассказанное в движении), игры в ассоциативные слова, экспериментирование, художественно-творческая деятельность.

Перечислим некоторые активные методы и приемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников:

- метод «открытий»;

- игровые ситуации, игры;

- кроссворды; викторины;

- рисование; лепка; конструирование; аппликация;

- рассказы;

- составление карт-схем;

- обследование экспонатов-копий в мини-музее, выставках;

- экскурсии, целевые прогулки-экскурсии;

- применение интерактивных экспонатов;

- театрализованные представления с применением ритуалов;

- детское портфолио;

- фотовыставки «Мой любимый город (село)», «Самое красивое место в нашем городе»;

- встречи с интересными людьми (деятелями искусства, науки, спорта и т.д.);

- детско-взрослые проекты; гостевание, культурно--досуговая деятельность, конкурсы, фестивали;

- спортивные соревнования; праздники, утренники, массовые мероприятия, дни здоровья;

- совместные акции (природоохранные, социальные, общекультурные);

- кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей;

- формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, музей, ботанический сад, дом культуры, театр,

филармония, дом фольклора, зоопарк, дендрарий, спортивный комплекс, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и другие социальные организации).

Наряду со знакомыми педагогическими технологиями патриотического воспитания (экскурсии, беседы и другие), раскроем технологию «Путешествие по «реке времени», активизирующую познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении воспитанников с культурой и природой родного края. По мнению автора данной технологии Н.А. Коротковой путешествие «по реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями [2, с. 102]. Главное - создать в восприятии и воображении ребенка целостные образы истории родного народа через «метки» - символы.

В рамках данной технологии «путешествие по «реке времени» происходит не только упорядочение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи), но и ознакомление детей дошкольного возраста с национальными культурно-историческими традициями народа (с народной одеждой, национальными традициями, обычаями, обрядам, с историей своей семьи; историей жилища и бытоустройства и многое другое).

Кратко можно обозначить следующие этапы «деятельностного» познания дошкольников в данной технологии.

Первый этап предполагает обсуждение реального или вымышленного события через актуализацию культурно-смыслового контекста, наводящего детей-дошкольников на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

Второй этап - обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу сформулированных вопросов, проблем. Формулировка задач поиска, исследования. (Что хотим узнать? Как будем изучать? и другие вопросы).

На третьем этапе происходит анализ-сравнение, активное обсуждение детьми демонстрационного иллюстративного или предметного материала. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени», как предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями на «ленте времени» -«реке времени». Сборка общей таблицы, сопоставление результатов поиска и вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Четвертый этап - предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение поиска, изучения в свободной деятельности.

Опредмеченная метафора «река времени», символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными дошкольникам названиями, например: «древность» - «старина» -

«наше время». Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - «метки» каждой остановки во времени.

В реализации данной технологии на втором этапе педагог должен свободно использовать реальный предметный и иллюстративный материал по тематике исследования. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Важно осуществлять активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей на основании анализа иллюстративного материала.

Дошкольники могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а затем вновь объединиться за общим столом для «сборки» общей работы, окончательного обсуждения, сопоставления результатов поиска. Остановки на «реке времени» каждый раз заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения - в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственный поиск. Таблица должна иметь постоянное место на стене группового помещения, так, чтобы к ней легко было подойти (рассмотреть, поработать).

Старшие дошкольники предпочитают познавательно насыщенные и художественно-творческие виды деятельности (чтение, беседы и рассказывание, рассматривание картин, видеоролики, рисование, лепка, изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), такие виды деятельности, где есть элемент занимательности, элемент личностного общения со значимым взрослым.

Значительную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников играет самое ближайшее окружение - семья. Чувство малой Родины, такое как причастность к своей семье, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи начинает формироваться у детей в процессе непосредственного эмоционального общения и практического взаимодействия с самыми близкими людьми. В дальнейшем чувство любви и привязанности к родным определяет отношение к родному дому и ближайшему окружению (людям, природе, культуре, социальным объектам и т.д.). Поэтому важно в формировании патриотических чувств у дошкольников в детском саду поддержать и направлять взаимодействие с родителями.

Организация взаимодействия воспитателей с родителями в контексте патриотического воспитания может осуществляться в разнообразных традиционных и активных формах:

- поддержание семейных традиций совместным участием в них родителей и других родных («Приглашаем гостей», «Расскажем о наших традициях»;

- организация фотовыставок «Моя семья», «Мы отдыхаем семьей», «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», Работа моих родителей», «Мой папа служил в Армии», «Наш праздник в детском саду» и другие;

- совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, изготовление коллажей, поделок, альбомов);

- совместное создание взросло-детских проектов «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «Мой дедушка (бабушка, прадедушка, прабабушка) герои!», «О подвигах наших родных»;

- индивидуальные консультации, беседы;

- подготовка и проведение спортивных соревнований; праздников, утренников, массовые мероприятий, дней здоровья;

- участие в совместных акциях (общекультурных, природоохранных, социальных);

- родительские встречи («Обмен опытом семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).

Особенно значимыми для детского восприятия и переживаний нового социального опыта являются организованные семейные экскурсии по району (городу или селу), посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть отражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом видеоролике (фильме). Такая совместная с родителями социально-познавательная деятельность может быть организована как «мини-исследование» или «детско-взрос-лый проект» («История моей улицы», История нашего села», «Приглашение к путешествию...», «Наши обычаи и традиции в семье» и т.д.).

При этом следует отметить, что формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено не только на становление эмоционально-познавательного интереса, который выражается в желании узнавать новое и интересное о ближайшем окружении, но и в понимании каждым ребенком для чего это ему необходимо. В этом случае результатом патриотического воспитания дошкольников будет эмоциональное отношение к родному окружению, которое выражается у детей в желании заботиться о близком окружении, готовность соблюдать нормы и правила поведения, поддерживать чистоту, порядок и красоту, охранять природу, заботиться о своих родных и близких.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что при разнообразии подходов в определении содержания, форм и методов формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста можно выде-

лить основные ориентиры - воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формирование чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордости за мужество воинов, развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Эти чувства формируются в ребёнке последовательно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Поэтому в период дошкольного детства должно быть «каждодневное открытие мира - познание человека и Отечества, их красоты и величия» (В.А. Сухомлинский).

Список литературы:

1. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. - 1975. - № 6. -С. 23-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2007. - 519 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.