Научная статья на тему 'Особенности реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава» в группах комбинированной направленности'

Особенности реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава» в группах комбинированной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственно-патриотическое воспитание / взаимодействие участников образовательных отношений / социальное партнёрство / речевое развитие / группы комбинированной направленности / moral and Patriotic education / interaction of participants in educational relations / social partnership / speech development / groups of combined orientation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рехлова Элика Владимировна, Шевченко Татьяна Александровна

В статье описана комплексная деятельность воспитателей, узких специалистов, детей, родителей и социальных партнёров МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Этих дней не смолкнет слава!», являющегося частью парциальной программы ДОО «Город моего детства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рехлова Элика Владимировна, Шевченко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT IMPLEMENTATION FEATURES «THESE DAYS WILL NOT CEASE GLORY» IN GROUPS OF COMBINED ORIENTATION

The article describes the complex work of educators, specialists, children, parents and social partners of Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten №173 combined type on moral and Patriotic education of senior preschool aged children in the framework of the project «These days will not cease glory!», which is part of the partial program ChEE "The City of my childhood".

Текст научной работы на тему «Особенности реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава» в группах комбинированной направленности»

УДК 372.3/4

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА» В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рехлова Элика Владимировна.

Россия, г. Новосибирск МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида, заведующий, ds-173@mail.ru.

Шевченко Татьяна Александровна.

Россия, г. Новосибирск МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида, старший воспитатель, tania.schew4encko2015@yandex.ru.

Аннотация. В статье описана комплексная деятельность воспитателей, узких специалистов, детей, родителей и социальных партнёров МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Этих дней не смолкнет слава!», являющегося частью парциальной программы ДОО «Город моего детства».

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, взаимодействие участников образовательных отношений, социальное партнёрство, речевое развитие, группы комбинированной направленности.

PROJECT IMPLEMENTATION FEATURES «THESE DAYS WILL NOT CEASE GLORY» IN GROUPS OF COMBINED ORIENTATION

Rekhlova Elika Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten №173 combined type, head, ds-173@mail.ru.

Shevchenko Tatyana Aleksandrovna.

Russia, Novosibirsk Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten №173 combined type, senior teacher,

tania.schew4encko2015@yandex.ru.

Abstract. The article describes the complex work of educators, specialists, children, parents and social partners of Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten №173 combined type on moral and Patriotic education of senior preschool aged children in the framework of the project «These days will not cease glory!», which is part of the partial program ChEE "The City of my childhood".

Key words: moral and Patriotic education, interaction of participants in educational relations, social partnership, speech development, groups of combined orientation.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Патриотическое воспитание как важнейшая задача ставится сегодня на всех уровнях, начиная с государственной политики Российской Федерации и заканчивая каждым образовательным учреждением в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества. Невозможно воспитать патриота без знания героического прошлого страны, а Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей, наших прадедов и дедов.

В нашем учреждении это направление деятельности является одним из приоритетных на протяжении многих лет, а в процессе подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне не только активизировалось, но и обогатилось новыми формами, видами, методами и средствами, отраженными в проекте ДОУ «Этих дней не смолкнет слава!».

На протяжении нескольких лет практическая деятельность воспитателей детского сада убедительно демонстрировала эффективность реализации задач обучения, воспитания и развития детей в любом направлении через использование метода педагогического проектирования. Однако, проблема, рассматриваемая педагогами как важная задача, заключалась и заключается в том, что 4 группы из 6-ти посещают дети с тяжёлым нарушением речи. А эти дети требуют особого подхода: кроме речевых проблем, у них имеются трудности в формировании психических функций, наблюдаются проблемы с памятью, наглядно-образным мышлением, неустойчивое эмоциональное поведение, они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Всё это сказывается на гармоничном развитии личности ребёнка и требует от педагогов комплексного подхода к коррекционно-воспитательному процессу: координация действий воспитателей, специалистов ДОУ и родителей воспитанников, а так же привлечение социальных партнёров.

Благодаря грамотной, систематической и последовательной организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду, происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, что и является основными педагогическими задачами.

Не менее важными задачами, которые можно рассматривать и как условия для успешной реализации проекта, являются следующие:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании традиционных и новых технологий в патриотическом воспитании детей;

- обеспечение образовательного процесса наглядно-дидактическими материалами по теме Великой Отечественной войны;

- активизация работы по сотрудничеству с общественными организациями и семьями воспитанников по воспитанию у дошкольников патриотизма и чувства гордости за свою Родину;

- создание оптимальных условий для выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

В основу проекта легли следующие принципы:

- историзм - сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений;

- гуманизация - ориентация на высшие общечеловеческие понятия;

- дифференциация - создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;

- интегративность - сотрудничество с семьей, социальными партнёрами, сочетание разных видов деятельности;

- наглядность - изготовление пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала.

При создании и реализации проекта педагоги ориентировались на ФГОС ДО. В нём прописана цель по патриотическому воспитанию детей - «создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально -нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» [1].

Для того чтобы создать эти условия, педагоги должны быть компетентными в вопросах патриотического воспитания детей, о котором ещё в начале XIX века сказал К.Д. Ушинский «...патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством» [2].

Реализации задач воспитательно-образовательного процесса предшествовала методическая работа по повышению компетентности и профессионального мастерства педагогов ДОУ. Были проведены такие семинары и консультации как: «Психологический аспект нравственно -патриотического воспитания дошкольников», «Задачи, структура и содержание работы в ДОУ по патриотическому воспитанию детей», «Взаимодействие педагогов, с детьми и родителями как условие успешной реализации задач проекта», «Роль развивающей предметно-пространственной среды в патриотическом воспитании детей», «Особенности организации воспитательно -образовательного процесса в группах комбинированной направленности».

Систематизируя материал, педагоги ДОУ в рамках проекта находились в поиске новых подходов и технологий, создавали комплексно-тематические планы и модели организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своих группах, а также планы взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в группах комбинированной направленности.

В процессе поиска новых форм коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, позволяющими ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков учитель-логопед и воспитатель пришли к выводу, что метод проектов даёт эффективные положительные результаты, адаптируя детей в общем коллективе сверстников.

Нравственно-патриотическое воспитание является сложной задачей ДОУ не только потому, что в общий образовательный процесс включается коррекционная работа, но и потому, что период жизни дошкольного детства, ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Поэтому вся работа, проводимая с детьми в ДОУ по воспитанию патриота и гражданина своей страны, обязательно скажется на формировании гармоничной личности сегодняшнего дошкольника.

Благодаря хорошо проведенной работе по реализации организационно -подготовительного этапа проекта, основной этап проходил целенаправленно и последовательно, что сказалось на результатах, соответствующих поставленным задачам.

В рамках сетевого взаимодействия были запланированы и проведены мероприятия с такими учреждениями как библиотека им. Б. Богаткова, музей Октябрьского района «Закаменка», мультимедийный исторический парк «Россия моя история», музыкальный театр «Родники».

Воспитателями в группах организовывались и проводились разнообразные формы и виды деятельности:

- чтение художественной литературы по теме проекта и беседы с использованием наглядных пособий на темы: «Города - герои», «Оружие и техника Великой Отечественно войны», «Военные профессии», «Сибирская добровольческая дивизия», «Памятники героям-сибирякам в Новосибирске», «Награды героев ВОВ»;

- мультимедийные презентации, видеофильмы, виртуальные экскурсии на основе исторического материала;

- рассматривание иллюстраций, картин о Великой Отечественно войне, воинской славе, русских богатырях;

- творческая деятельность: выставки рисунков «Салют, Победа!», аппликационных работ «Наша армия родная», подготовка поздравительных открыток и поделок ко Дню защитников Отечества и Дню победы;

- тематические дни «Не перевелись на земле богатыри земли русской», посвященные Дню былинного богатыря Ильи Муромца;

- составление совместных детско-родительских рассказов о родных -участниках военных действий или служивших в армии, создание книги «Герои нашей семьи»;

- дидактические игры «Наша армия», «Военная техника» и творческие игры «Парад российских войск», «На границе»;

- викторина «Есть такая профессия - Родину защищать»;

- детские тематические проекты: «Юные защитники отечества», «Их именами названы улицы нашего города», «9 мая».

В масштабе ДОУ творческая группа, состоящая из воспитателей и специалистов (старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог), подготовила и провела такие коллективные формы организации жизнедеятельности дошкольников по патриотическому воспитанию, как:

- конкурс юного чтеца «Пусть будет мир на всей планете», посвященный Всемирному дню доброты;

- игра «Зарничка», освобождению Ленинграда;

- битва хоров «Пою тебя моя победа», посвященная Дню защитников Отечества и приуроченная к 75-летию Дня победы;

- первый этап районного фестиваля детских тематических проектов «Помним о прошлом, живём настоящим, думаем о будущем»;

- спектакль «Они должны жить», поставленный по произведениям Л. Никольской «Должна остаться живой» и О. Шестинского «Блокадные новеллы».

Планируется провести: презентацию сборника «Герои нашей семьи» с приглашением членов семьи воспитанников, о которых рассказывается в сборнике; праздничное мероприятие «Спасибо, деды за победу!» (парад макетов военной техники).

Подготовка к любому детскому мероприятию проходила с участием учителей-логопедов, особенно к таким, как составление рассказов, участие детей в играх и праздниках, презентации результатов своей творческой и продуктивно-творческой деятельности. Благодаря индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе учителя-логопеда, дети с ТНР являются полноценными участниками образовательного процесса.

В ходе проекта значительно обогатилась развивающая предметно -пространственная среда ДОУ:

- оформлены стенды для постоянно действующей выставки детско-взрослых творческих работ по теме проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- приобретены новые дидактические материалы и игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей;

- костюмерная пополнилась реквизитом и костюмами для проведения праздников, посвященных Дню защитников Отечества и Дню победы;

- в группах созданы библиотечки детской художественной литературы о Великой Отечественной войне и успешно функционирующие уголки памяти и славы;

- подобраны дидактические материалы для детей с ТНР в соответствии с темой проекта.

И третий этап проекта, заключающийся в анализе и оценке проекта (мониторинг), показал, что:

- у детей расширилось представление о подвигах нашего народа, боевых событиях ВОВ, наградах, жизни народа в военное время, работе тыла;

- пополнится словарь дошкольников, дети познакомились с произведениями художественной литературы по военной тематике и с песнями военных лет;

- у дошкольников повышен интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

- у детей с ТНР наблюдается положительная динамика в развитии речи, в коммуникативном и познавательном развитии;

- эффективно действует созданная модель совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда над коррекцией звукопроизношения и других компонентов речи;

- повысился уровень компетентности всех взрослых частников проекта в нравственно-патриотическом воспитании детей в ДОУ и в семье;

- активизировалась работа по сотрудничеству с семьями воспитанников; укрепились связи с библиотекой им. Б. Богаткова, музеем Октябрьского района «Закаменка», мультимедийным историческим парком «Россия моя история», музыкальным театром «Родники».

Очень важным результатом реализации проекта является также и то, что в процессе его реализации у всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) происходит осознание того, что в патриотическом воспитании важно помнить, что без прошлого нет настоящего. Детям необходимо рассказывать о героическом прошлом своей Родины. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Библиографический список.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригорова С.П., Полыванова В.К., Савельева О.В. Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. - 192 с.

3. Дунаева А.С., Матвеева Л.В., Потапченко Е.Г. Проектирование тематической недели «Дал присягу - назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 112 с.

4. Колобанова А.И. Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст. Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. 63 с.

5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 352 с.

6. Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: (программно -методическое пособие). Пермь: Издательство «ОТ и ДО», 2010. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.