УДК 373.24
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО ПРОЕКТА «ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА»
Касаткина Наталья Сергеевна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 173, учитель-логопед, педагог психолог. [email protected].
Констанц Наталья Валерьевна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 173, воспитатель, natalyakonstanс@mail.ru.
Аннотация. В статье представлен опыт совместной работы учителя-логопеда и воспитателя на разновозрастной группе комбинированной направленности. Любой человек должен знать историю своего города, улиц и памятников. Эта информация должна переходить от старших членов семьи к младшим из поколения в поколение. Без знания истории своего города, трудно формировать у детей патриотические чувства и любовь к родному городу. Актуальность данной работы в том, что в своём проекте мы познакомим детей с именами тех, кто защищал нашу Родину в трудные годы войны, тех, кого мы не должны забывать. За период реализации проекта у детей формируется такое качество как уважение к старшим, закрепляются знания о подвигах героев, в честь которых названы улицы нашего города.
Ключевые слова: учитель-логопед, воспитатель, взаимодействие, патриотическое воспитание.
INTERACTION BETWEEN A SPEECH THERAPIST AND A TEACHER
IN THE FRAMEWORK OFA CHILD-ADULT PROGECT «THE STREETS OF JUR CITY STREETS ARE NAMED AFTER THEM»
Kasatkina Natalya Sergeevna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 173, teacher-speech therapist, [email protected].
Konstanz Natalia Valerievna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 173, educator, natalyakonstanс@mail.ru.
Abstract. The joint work experience of a speech therapist and a teacher in a multi-age combined orientation group are presented in the article. Anyone should know the history of their city, streets and monuments. This information should be passed from older family members to younger ones from generation to generation. Without knowledge of your city history, it is difficult to form children's Patriotic feelings and love for their Motherland. The relevance of this work is that we will introduce children to the names of those who defended our Homeland during the
difficult years of the war, those whom we should not forget in our project. During the implementation of the project, children develop such a quality as respect for their elders, and gain knowledge about the exploits of heroes, after whom the streets of our city are named.
Keyword: teacher-speech therapist, educator, interaction, Patriotic education.
Сегодня в детский сад приходит много детей с нарушением речи, у которых, кроме этой проблемы, имеются трудности в формировании высших психических функций, у них часто встречается неустойчивое эмоциональное поведение, они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Всё это сказывается на гармоничном развитии личности ребёнка и требует от педагогов комплексного подхода к коррекционно-воспитательному процессу: координации действий воспитателей, специалистов ДОУ и родителей воспитанников; интеграции содержания всех пяти образовательных областей, использование разных видов и форм детской и совместной взросло-детской деятельности.
Использование технологии проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, родителей и воспитанников даёт хорошие результаты в разностороннем развитии дошкольников.
Одним из основных направлений в дошкольном образовании является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине [1].
В наши дни дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда, сотрудничество взрослых и детей при сохранении индивидуальности каждого участника проекта является важным условием для реализации цели данного проекта. А именно, формировании у детей с нарушением речи знаний о людях и их подвигах в годы Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города Новосибирска, через взаимодействие педагогов и дошкольников и реализацию задач детско-родительского проекта «Их именами названы улицы нашего города».
Слаженные действия воспитателя и учителя-логопеда помогают детям в ходе реализации проекта знакомиться с героическим прошлым своих земляков, проявляя себя, раскрывая свои способности, реализуя познавательные потребности, активно используя речь, тем самым развивая коммуникативно -речевые навыки, что позволяет успешно адаптироваться в обществе детей без речевых нарушений. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на реализацию конкретных индивидуальных задач, среди которых нравственно -патриотическое воспитание детей выступают одними из приоритетных в настоящее время в ДОУ.
Обоснование актуальности проекта.
Проект создан с целью осуществления тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы комбинированной направленности в реализации задач детско-взрослого проекта «Их именами названы улицы нашего города» как инновационного и перспективного, способствующего всестороннему развитию личности ребенка с нарушением речи, формированию у него начал патриотических чувств и коррекции речевых нарушений, предоставляющего широкие возможности для сотрудничества взрослых и детей дошкольного возраста.
В результате реализации проекта, комплексно решая поставленные задачи, мы использовали технологию повышения познавательной активности дошкольников, развитие способностей к сотрудничеству взрослых и детей.
Эффективность сотрудничества и преемственности в совместной деятельности всех специалистов организации проявляются в успешном преодолении различных речевых и психических нарушений у дошкольников благодаря созданным условиям, едином коррекционно-образовательном пространстве и предметно-развивающей среде [11].
В проекте представлен план взаимодействия между воспитателем и учителем-логопедом, план совместной деятельности педагогов с детьми и их родителями, план организации развивающей предметно-пространственной среды.
Постановка проблемы.
Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в поиске новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, через скоординированную работу учителя-логопеда и воспитателя в условиях реализации коррекционно-воспитательных и общеобразовательных задач детско-родительского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.
Практика показывает, что проектная деятельность в настоящее время является перспективной формой работы. Содержит в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в познавательном и социальном развитии дошкольников, в группах для детей с нарушением речи и в развитии их речевых способностей. Использование данной технологии в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности [2; 7].
Создание условий для развития детей с нарушением речи - проблема как наиважнейшая задача дошкольного образовательного учреждения решается только в тесном взаимодействии педагогов и родителей, что позволяет решать её через детскую проектную деятельность. Детский проект как особый вид деятельности, основанный на интересе дошкольников, способствует формированию самостоятельной, познавательной, целесообразной деятельности детей, которая, практически всегда, сопровождается речью. При условии последовательной и систематической взаимосвязи друг с другом воспитатель и учитель-логопед педагогически грамотно стимулируют данную
деятельность детей. Воспитание гражданина и патриота своей страны является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада, и эта задача касается всех дошкольников без исключения, независимо от их особенностей в развитии. Создание модели взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в реализации задач детского тематического проекта - необходимое условие в работе с детьми с нарушением речи.
Цель проекта: формирование у детей с нарушением речи знаний о людях и их подвигах в годы Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города Новосибирска, через взаимодействие педагогов и дошкольников в реализации задач детско-взрослого проекта «Их именами названы улицы нашего города».
Задачи проекта: Обучающие:
- формировать знания детей об улицах, памятниках Октябрьского района, названных в честь земляков-героев;
- расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;
- пополнить словарный запас детей по теме проекта. Развивающие:
- развивать у дошкольников желание добывать знания, желание к изучению истории родного города;
- развивать речь детей, расширять словарный запас, активизировать словарь по теме «Их именами названы улицы нашего города».
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и чувство гордости к героям павшим за нашу родину; уважение к ветеранам ВОВ, их подвигам, к людям старшего поколения.
Организация проведения проекта: осуществляется во всех видах деятельности с детьми комбинированной группы во время работы учителя -логопеда и воспитателя.
Вид проекта: социально-ориентированный.
Участники: дети старшей - подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: проект рассчитан на январь - март 2020 года в рамках подготовки к районному фестивалю детских тематических проектов «Помним о прошлом, живём настоящим, думаем о будущем».
Ресурсное обеспечение проекта представлено в таблице 1, функционал участников проекта - в таблице 2.
Ресурсное обеспечение проекта
Направление Материал, атрибуты
Техническое оснащение Звуковоспроизводящая аппаратура: музыкальный центр, проектор, ноутбук. Материал для воспроизведения: аудиотека, видеотека, мультимедийные презентации.
Методическое оснащение Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. ООП (на основе Программы «Детство»). Рекомендации для воспитателей по реализации задач проекта, разработанные в ДОО. Нищева Н.В. Примерна адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Оборудование для коллективной самостоятельной творческой деятельности детей Картины по теме детского проекта. Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры. Материалы и оборудование для изобразительной деятельности. Реквизит и костюмы для организации праздников. Альбомы с иллюстрациями «Священная война» и портретами Героев Великой Отечественной войны. Подбор детской художественной литературы. Видеофильмы и презентации по теме «История моей Родины».
Кадровое обеспечение Учитель-логопед, воспитатели, родители.
Таблица 2. Функционал участников проекта
Участники проекта Функции
Воспитатели Стимулирование и мотивация детей к познавательной деятельности, а также организация и участие в сотрудничестве с учителем-логопедом и родителями в совместных взросло-детских мероприятиях, направленных на реализацию задач проекта «Их именами названы улицы нашего города»
Учитель-логопед Обеспечение процесса реализации детского проекта материалами по развитию речи детей
Родители Участие в коллективных формах деятельности с детьми в рамках детского проекта
Сотрудники библиотеки им. Бориса Богаткова, Мультимедийного исторического парка «Россия моя история» Организация экскурсий по теме «Этих дней не смолкнет слава»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы проекта
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие из детей не знают названия улиц города, в котором они живут. И тем более в честь кого, и каких подвигов названы улицы родного города.
Наблюдая за детьми, было обращено внимание, что они с большим интересом рассматривают открытки, фотографии о родном городе. Таким образом, у детей проявлен интерес к истории названия улиц, памятников города, в котором они живут.
Для удовлетворения интереса детей было решено применить проектный метод. Совместно с детьми были определены интересы внутри темы и намечены предполагаемые источники информации с использованием модели «Трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как найти ответ? (табл. 3)
Таблица 3.
Использование модели «Трех вопросов»
«Что вы знаете о Великой Отечественной войне. Какие улицы в Новосибирске названы именами героев войны?» «Что бы вы хотите ещё узнать?» «Где можно найти ответы на наши вопросы?»
Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей на вопрос воспитателя
- Наша страна воевала с фашистами. - Погибло очень много людей. - Наши солдаты были очень храбрыми и сильными, поэтому победили. - Война шла 4 года по всей стране. - Много людей совершали подвиги и погибали. Они стали героями войны. - В Новосибирске есть улицы имени Бориса Богаткова, Покрышкина, Гаранина, Ватутина. - Сколько улиц в городе с именами героев? - Сколько таких улиц в нашем районе? - Какие подвиги совершали эти герои? - Из книг - Из рассказов воспитателей и родителей - Из кинофильмов - Из картин и фотографий - Из рассказов участников войны - Из экскурсий в музеи боевой славы - Из экскурсий к памятникам героев войны
В ходе бесед воспитателя с детьми и родителями были определены продукты проекта:
- Альбом «Улицы города, носящие имена героев»,
- Изготовление макета «Улица, на которой я живу»,
- Изготовление карты Октябрьский район с улицами, носящими имена героев,
- Лэпбук по теме «Их именами названы улицы нашего города» - главный продукт проекта.
2. Основной этап
План совместной взросло-детской деятельности
№ п/п Содержание
1 Проведение цикла познавательных занятий и бесед на тему «Улицы, носящие имена сибиряков-героев?»
2 Видео-презентация «Героические подвиги людей в годы войны»
3 Сбор и рассматривание открыток, фотографий по теме проекта
4 Оформление альбома «Награды Родины»
5 Составление творческих рассказов «Мой Октябрьский район»
6 Экскурсия в музей боевой славы в школе № 202
7 Экскурсии к памятникам героям ВОВ в Октябрьском районе
8 Изготовление дидактической игры «Путешествие по району»
9 Оформление детской библиотечки «Великая Отечественная война»
10 Участие в выставке рисунков «Салют, Победа!»
11 Изготовление макета «Улица, на которой я живу"
12 Разучивание стихов о ВОВ, участие в конкурсе юных чтецов в ДОУ
13 Конструирование: создание макетов памятников.
14 Игра-викторина с родителями «Знаете ли вы Октябрьский район?»
15 Оформление фотовыставки «Как служили наши деды»
16 Оформление мини-центра «Гордимся их именами»
Таблица 5.
План работы по взаимодействию педагогов ДОУ с семьями воспитанников
№ п/п Содержание
1 Родительское собрание «Воспитание гражданина и патриота в условиях ДОУ и в семье»
2 Консультация «Роль детского проекта в общем развитии и развитии речи дошкольников с нарушением речи»
3 Рекомендации: - «Развитие речи ребёнка через различные формы сотрудничества родителей и детей в рамках реализации детского проекта», - «Патриотическое воспитание дошкольника через памятные реликвии семьи и фотографии родных, участвующих в ВОВ»
4 Сбор информации и других материалов для реализации детского проекта
5 Подготовка и участие родителей в проведении экскурсий, социальных акций и коллективных мероприятий в рамках детского проекта
6 Участие родителей в оформлении уголка боевой славы «Помним их имена»
7 Совместное с детьми составление рассказов о членах семьи, участвующих в Великой Отечественной войне
8 Участие в работе творческих мастерских по созданию конечного продукта проекта (продуктивно-творческая деятельность)
9 Подготовка и участие родителей в презентации детского проекта «Улицы, носящие имена сибиряков-героев»
Предметно-пространственная среда.
В организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации задач детского тематического проекта принимают участие все его
участники, а ответственным за её структуру и содержание является воспитатель.
В каждом центре активности подобраны материалы, оборудование, игры, реквизиты и т.д. для самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослыми, с соблюдением следующего правила - всё должно выполнять по отношению к детям информационную, познавательно -исследовательскую, стимулирующую, развивающую функции по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников и способствовать активизации речи детей в соответствии с их возрастом и возможностями.
Для реализации задач проекта «Их именами названы улицы нашего города» в группе подобраны следующие материалы и оборудование:
- альбомы на темы: «Книга памяти», «Боевые награды защитников Отечества», «Бессмертный полк», «Улицы района с именами героев ВОВ»;
- план и карта города Новосибирска и Октябрьского района;
- настольно-печатные игры по теме детского проекта;
- уголок творческой деятельности по образцам и по своему замыслу (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
- детская библиотека с книгами о Великой Отечественной войне и её героях;
- центры сюжетно-ролевых игр: «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники»;
- видеотека с фильмами и презентациями по патриотическому воспитанию дошкольников;
- постоянно действующий стенд для выставок детско-взрослых творческих работ по теме проекта;
- уголок боевой славы «Помним их имена» как результат реализации познавательно-исследовательской и творческой деятельности участников проекта.
3. Заключительный этап
Результаты реализации проекта.
- Оформлен мини-центр «Наш Октябрьский район (карта и фотографии Октябрьского района графическая схема микрорайона).
- Созданы: макет «Улица, на которой я живу», коллаж детского художественного творчества «Мой район», альбом «Земляки герои».
- Оформлена тематическая выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
- Создана книга памяти о героях, имена которых носят улицы Октябрьского района.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности.
Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели проекта: взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда как условие эффективной реализации задач детского проекта «Их именами названы улицы нашего города».
Это предполагает следующее:
- приобретение детьми знаний о жизни героев, именами которых названы улицы города;
- повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств дошкольников;
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи, монологической и диалогической речи;
- освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении плана детского тематического проекта;
- сплочение детского коллектива в разного вида совместной деятельности: сбор информации, подготовка и проведение выставок, праздников и конкурсов; творческая и продуктивно-творческая деятельность.
Практическая значимость проекта.
1. Обогащение опыта работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в реализации задач детских тематических проектов.
2. Накопление методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ через использование новых технологий в дошкольном образовании.
3. Активизация работы по подготовке и проведению презентаций проектов детьми с нарушением речи, одной из целей которых является адекватное общение дошкольников с окружающими людьми при демонстрации итогов своей деятельности.
4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на ознакомление детей с героическим прошлым своей малой родины и на активизацию речевой деятельности дошкольников с нарушением речи.
Критерии оценки и показатели эффективности реализации проекта.
- полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
- произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- педагогический опыт может быть интересен коллегам детских садов района;
- растет мотивация воспитателей и специалистов ДОУ к совместной деятельности по реализации задач детских тематических проектов как инновационной педагогической технологии.
Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
- качество взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в процессе реализации детского тематического проекта;
- качество участия родителей в реализации задач проекта;
- качество организации предметно-пространственной развивающей среды;
- степень освоения детьми новой информации в ходе реализации проекта, проявление интереса к предлагаемым видам и формам деятельности, результаты творческой и продуктивно-творческой деятельности дошкольников.
Методы мониторинга:
- для взрослых участников проекта: формализованные методы (самоанализ педагогов, анкеты родителей, анализ старшего воспитателя по итогам контроля реализации задач проекта);
- для детей: неформализованные (наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности).
Библиографический список.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников Москва: ЦГЛ, 2004. - 252 с.
2. Байрамова Э.Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности //Исследовательская работа школьников. 2009. № 3. - С. 40-41.
3. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста //Учитель. 2009. № 6. - С. 32-33.
4. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /под ред. Ю.Ф. Гаркуши. Москва: Секачев В.Ю.; ТЦ «Сфера»; НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
5. Громов А.С. Улицы Вам расскажут... Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 2003.
6. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Санкт-Петербург: ООО Издательство «Детство-Пресс»; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
7. Кадола Е.В. Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста //Вестник Омского университета. 2009. № 3. - С. 258260.
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методическое пособие. Москва: ТЦ «Сфера», 2007. - 207 с.
9. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о великой победе! Москва: Издательство «ГНОМ», 2011. - 48 с.
10. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. Москва; Санкт-Петербург: Речь, 2019. -143 с.
11. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями //Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181-185.