Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование двигательных способностей, формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности родителей, детей и педагогов ДОУ'

Развитие и совершенствование двигательных способностей, формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности родителей, детей и педагогов ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательные способности / здоровый образ жизни / здоровьесбережение / совместная деятельность / дошкольники / родители / педагоги. / motor abilities / healthy lifestyle / health saving / joint activity / preschool children / parents / and teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боок Людмила Михайловна, Лебедева Наталья Владимировна, Югансон Яна Викторовна

В статье представлены методы, приемы, формы развития и совершенствования двигательных способностей у детей, сохранение и укрепление их здоровья в процессе организации воспитательной работы совместно с родителями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боок Людмила Михайловна, Лебедева Наталья Владимировна, Югансон Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF MOTOR SKILLS, FOUNDATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG PRESCHOOL CHILDREN IN JOINT ACTIVITIES OF PARENTS, CHILDREN AND TEACHERS PEI

Methods, techniques, and forms of development and improvement of children’s motor abilities, preservation and strengthening of their health in the process of organizing educational work together with the parents of pupils are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование двигательных способностей, формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности родителей, детей и педагогов ДОУ»

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ

Боок Людмила Михайловна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», инструктор по физической культуре, [email protected].

Лебедева Наталья Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», учитель-логопед, [email protected].

Югансон Яна Викторовна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», ст. воспитатель, [email protected].

Аннотация: В статье представлены методы, приемы, формы развития и совершенствования двигательных способностей у детей, сохранение и укрепление их здоровья в процессе организации воспитательной работы совместно с родителями воспитанников.

Ключевые слова: двигательные способности, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, совместная деятельность, дошкольники, родители, педагоги.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF MOTOR SKILLS, FOUNDATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG PRESCHOOL CHILDREN IN JOINT ACTIVITIES OF PARENTS, CHILDREN AND

TEACHERS PEI

Bok Lyudmila Mikhailovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI № 496, physical culture instructor, [email protected].

Lebedeva Natalia Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI № 496, teacher-speech therapist, [email protected].

Johanson Yana Viktorovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI № 496, art teacher, [email protected].

Abstract. Methods, techniques, and forms of development and improvement of children's motor abilities, preservation and strengthening of their health in the process of organizing educational work together with the parents of pupils are presented in the article.

Keywords: motor abilities, healthy lifestyle, health saving, joint activity, preschool children, parents, and teachers.

Программа по физическому развитию детей с обучением плаванию и формированию основ здорового образа жизни «Здоровячок» реализуется в нашем образовательном учреждении с 2014 года. Её целью является формирование у детей дошкольного возраста основ физической культуры, привычек здорового образа жизни и потребности в ежедневных физических упражнениях.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать детям возможность приобретения опыта в двигательной и других различных видах деятельности, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- развивать саморегуляцию и целенаправленность в двигательной сфере;

- формировать ценности здорового образа жизни, овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании);

- создавать оптимальные условия и здоровьесберегающую среду для сохранения и укрепления здоровья детей;

- оптимизировать уровень образовательной нагрузки, систему профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- создать благоприятный микроклимат для осуществления комплексного, системно-функционального подхода к организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.

В своей деятельности мы придерживаемся следующих принципов физического развития, которые реализуются ДОУ:

- принцип оздоровительной направленности предполагает создание оптимальных условий для двигательной активности и оздоровления детей. В нашем детском саду для этого есть, оборудованный всем необходимым, спортивный зал, во всех группах имеются физкультурные уголки, на территории детского сада - стадион. Систематически во всех возрастных группах проводятся занятия по физической культуре и плаванию, утренняя гимнастика, динамические паузы, физкультминутки, гимнастика после сна с элементами закаливания, подвижные часы, развлечения и досуги;

- принцип разностороннего и гармоничного развития личности выражается в комплексном решении задач физического, умственного, социально -нравственного и художественно-эстетического воспитания. Проводятся традиционные спортивно-патриотические праздники ко дню защитника Отечества, ко дню Победы; познавательно-спортивные развлечения ко Дню космонавтики, когда спортивный зал превращается в планетарий и после тщательной подготовки ребята «отправляются в полёт к далёким планетам нашей солнечной системы»;

- принцип гуманизации и демократизации позволяет выстроить всю работу на основе личностного подхода к каждому ребёнку, предоставить ему выбор форм, средств, позволяющих реализоваться в какой-либо двигательной деятельности;

- принцип комфортности в общении педагога с детьми и детей между собой соблюдается при реализации программы;

- принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию, учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка;

- принцип постепенности соблюдается при тренирующих воздействиях, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха;

- принцип единства с семьёй предполагает единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, развития двигательных и культурно-гигиенических навыков.

Программа реализуется по трём направлениям:

1. Физическое развитие в различных видах деятельности.

2. Развитие защитных сил организма через закаливание и во время занятий по плаванию.

3. Формирование валеологических представлений.

По всем направлениям работа ведётся системно по подготовленным перспективным планам. Приобретение знаний и навыков по валеологии осуществляется в совместной деятельности, регулярном проведении специально планируемых тематических развлечений, досугов, проектов, конкурсов в группах и между группами. Каждый год традиционно проходит незабываемый, красочный праздник Здоровья. В этом году он был приурочен к тридцатилетнему юбилею детского сада и назывался «Здоровый день рождения», на котором много внимании было уделено здоровому питанию и активному образу жизни.

Знания по валеологии дают детям возможность познакомиться с органами и системами своего организма, их функциями, возможностями, потребностями, необходимостью вести здоровый образ жизни для сохранения и укрепления здоровья. Дети узнают, что здоровый образ жизни - это не только правильное и рациональное питание, закаливание, гигиена, но и активный образ жизни, физическое развитие человека.

Мы хорошо понимаем, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются нашими активными помощниками и единомышленниками.

Отличительной особенностью командной системы взаимодействия является организация работы на основе принципов комплексного междисциплинарного подхода, преемственности в работе специалистов. Социально-психологическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи детям с особыми образовательными потребностями в решении задач обучения, воспитания, реабилитации, интеграции, социализации. Это возможно, если обеспечить доступность всех сфер жизнедеятельности [1 ].

Поэтому мы стараемся заинтересовать родителей перспективами своей работы, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в педагогической деятельности. Традиционные родительские собрания всё реже

и реже вызывают заинтересованность, и жизнь требует применения новых форм и направлений в работе с родителями [2].

Одним из таких направлений является проведение совместных занятий по физической культуре с родителями. Такие занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью, они с удовольствием занимаются вместе со своими родителями в паре, показывая свои достижения, активно участвуют в играх, проявляя фантазию, раскрепощаются, освобождаются от напряжения. У детей формируется интерес, потребность и осознанное отношение к физическим упражнениям. Родители же получают наглядную, исчерпывающую информацию о физической активности и развитии своего ребёнка, ощущают радость от совместной двигательной деятельности, понимают полезность гимнастики вдвоём.

На занятиях вся двигательная активность проходит в детско -родительской паре, родитель и ребёнок вместе выполняют разминку, физические упражнения, основные виды движений и вместе участвуют в подвижных играх. Родители понимают физическую нагрузку, соответствующую возрасту своего ребёнка, видят какие двигательные навыки и как формируются в этом возрасте и могут взять себе на вооружение развивающие упражнения и игры, в которые можно играть дома («Пингвины», «Тачка», «Поезд»).

По традиции ко дню защитника Отечества папы и дедушки участвуют вместе с детьми в конкурсе «Знатоки Отечества», комплексном развлечении «Огонь, вода и медные трубы», где родители вместе с детьми преодолевают препятствия в разных местах детского сада (спортзал, бассейн, музыкальный зал), зарабатывая звёзды. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество звёзд. Родители не только помогают своим детям, они являются полноправными участниками игры. Большую роль в работе с родителями играет организованный два года назад родительский клуб «Мой ребёнок -дошколёнок», который ведёт не только просветительскую работу, но и организует родителей с детьми на совместные мероприятия (походы, субботники, прогулки, экскурсии).

Деятельность клуба включает в себя три направления:

1. Работа с родителями.

2. Работа с педагогами.

3. Работа с детьми.

Первое направление предполагает проведение обучающих семинаров по различным вопросам развития ребёнка. Темы встреч определяются через анкетирование родителей: «Детские истерики», «Взаимоотношения между детьми в семье», «Воспитание ребёнка с особыми образовательными потребностями», «Детские манипуляции», «Ребёнок от 3-х до 4-х. Какой он?», «Как учить ребёнка справляться со своими эмоциями?» и др.

Наряду с теоретическими семинарами, специалисты ДОУ проводят серии педагогических мастерских, на которых родители имеют возможность поучаствовать в различных мастер-классах.

Первая мастерская проведена по теме «Здоровье детей в наших руках». На ней выступали медицинская сестра ДОУ, инструктор по физической культуре,

инструктор по плаванию, учитель-логопед. Специалисты познакомили родителей с системой работы по оздоровлению детей в детском саду, разными видами закаливания, дыхательными упражнениями, утренней зарядкой не только теоретически, но и предложили на практике выполнить различные общеразвивающие и дыхательные упражнения в игровой форме, приготовить фиточай. В конце встречи все родители получили памятки о том, как можно укреплять здоровье детей дома.

Вторая педагогическая мастерская посвящена артикуляционной гимнастике - «Весёлая гимнастика для язычка», где родители выступили в роли детей и перед зеркалом выполняли упражнения для развития артикуляционного аппарата, познакомились с артикуляционными сказками и другими занимательными приёмами.

На третьей встрече мамы и папы узнали о здоровьеукрепляющих возможностях логоритмики, совершили вместе с детьми и учителем-логопедом увлекательное игровое путешествие в осенний лес. В конце встречи родители получили буклеты с логоритмическими играми.

Параллельно проводилась наглядно-информационная работа в группах через заочные консультации.

В рамках второго направления для педагогов детского сада организован семинар-практикум «Ритм и здоровье», где учителя-логопеды рассказали о том, как формирование у детей чувства ритма влияет на детское здоровье. Педагоги на практике познакомились с различными играми на формирование чувства ритма.

Третье направление работы клуба «Мой ребёнок - дошколёнок» - это непосредственная работа с детьми. Здесь весь педагогический коллектив объединяется в единую совместную деятельность вместе с родителями.

Самыми эмоциональными и запоминающимися и познавательными стали походы на природу, детский мини-туризм, такие мероприятия требуют тщательной подготовки в единой команде единомышленников: разработка сценария, инструктаж родителей, выбор маршрута движения, беседа с детьми о том, как вести себя в природе, о правилах безопасности на дороге и в лесу, у водоёма, о первой помощи при несчастных случаях. Походы способствуют развитию у детей общей выносливости, укрепляют костно-мышечную, дыхательную систему, улучшают обменные процессы в тканях, насыщают организм кислородом. Подвижные игры и эстафеты, которые проводятся на природе, развивают у детей ловкость, быстроту, меткость, силу, совершенствуют разные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, приседания, наклоны и др.). И когда в играх участвуют не только дети, но и родители вместе с педагогами, все получают огромное эмоциональное удовлетворение, а это особенно важно для сохранения психологического здоровья и детей, и взрослых.

Интересен опыт проведения детско-родительского субботника, который мы назвали «День метёлки и граблей для сплочения друзей». Физический труд - это ещё одна эффективная форма укрепления здоровья детей и взрослых. В процессе посильного труда также совершенствуется двигательная сфера и

основные виды движений. А труд на свежем воздухе полезен вдвойне, и если он организован в игровой форме, весело, с включением сказочных персонажей и сюрпризных моментов, то обогащается и эмоциональная сфера ребёнка. Родителями было предложено предложили организовать подобное мероприятие для детей в зимний период, для оборудования детских прогулочных площадок. Для нас это стало большим достижением сотрудничество с родителями. Родители, педагоги и дети сгребали снег, лепили снежные фигуры, а потом играли в снежки, догонялки, катались на санках и ледянках. Такая активная зимняя прогулка, совместный труд на лёгком морозце способствовали закаливанию организма детей, формированию процессов терморегуляции, развитию двигательных и трудовых навыков, сплочению взрослых и детей в едином интересном деле.

Анкетирование, проведенное в конце учебного года, показало заинтересованность в реализации программы «Здоровячок» и в дальнейшей совместной деятельности по физическому развитию и оздоровлению детей. Взаимодействие с родителями через организацию мероприятий стало эффективной формой реализации задач по сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.

Библиографический список.

1. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями //Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181-185.

2. Югансон Я.В., Хребтова А.В. Использование активных форм взаимодействия с родителями в условиях детско-родительского клуба //Наука и социум: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ) /отв. ред. Н.А. Одинокова. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. - 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.