Научная статья на тему 'Методические основы взаимодействия воспитателей и руководителя по физической культуре в группах комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР'

Методические основы взаимодействия воспитателей и руководителя по физической культуре в группах комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / старший дошкольный возраст / методические основы физического воспитания / групп комбинированной направленности / дошкольники с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. / physical education / senior preschool age / methodical bases of physical education / combined orientation of groups / preschool children with TNR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалунова Анастасия Анатольевна, Кузь Наталья Александровна

В статье показана специфика деятельности дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье детей и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Для воспитания физически здоровой личности необходимо взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся в группе комбинированной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалунова Анастасия Анатольевна, Кузь Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF INTERACTION OF TEACHERS AND HEAD OF PHYSICAL CULTURE IN COMBINED DIRECTIONS FOR CHILDREN WITH THR AND ZPR

The role of preschool institutions today is to organize the pedagogical process that saves the health of a child of preschool age and educates a value attitude to health. For full-fledged education of a physically healthy person, it is necessary to interact with the teaching staff of a preschool institution in a group of combined orientation.

Текст научной работы на тему «Методические основы взаимодействия воспитателей и руководителя по физической культуре в группах комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР»

УДК 376

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР И ЗПР

Шалунова Анастасия Анатольевна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, руководитель по физической культуре, [email protected].

Кузь Наталья Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, [email protected].

Аннотация. В статье показана специфика деятельности дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье детей и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Для воспитания физически здоровой личности необходимо взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся в группе комбинированной направленности.

Ключевые слова: физическое воспитание, старший дошкольный возраст, методические основы физического воспитания, групп комбинированной направленности, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

METHODOLOGICAL BASES OF INTERACTION OF TEACHERS AND HEAD OF PHYSICAL CULTURE IN COMBINED DIRECTIONS FOR CHILDREN WITH THR AND ZPR

Shalunova Anastasia Anatolevna.

Russia, Novosibirsk, MKDOE kindergarten № 17 of the general developing type «Smile» with priority activities for the physical development of children, head of physical education, [email protected].

Kuz' Natalya Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI HE «Novosibirsk State Pedagogical University», Ph.D. ped Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Preschool Education, [email protected].

Abstract. The role of preschool institutions today is to organize the pedagogical process that saves the health of a child of preschool age and educates a value attitude to health. For full-fledged education of a physically healthy person, it is necessary to interact with the teaching staff of a preschool institution in a group of combined orientation.

Keywords: physical education, senior preschool age, methodical bases of physical education, combined orientation of groups, preschool children with TNR.

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста стала особенно актуальной в связи увеличением объема познавательной информации для детей, снижением физической активности детей в условиях семейного воспитания и др. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на актуальное состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Начиная с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. Эти ценности поддерживаются в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом дошкольного образования является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

[1; 5].

Первостепенными задачами в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяются: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [10].

Руководитель по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовывать и организовывать работу педагогического коллектива по вопросам физического развития детей, привлекать к активному сотрудничеству семьи воспитанников и содействовать становлению культуры здорового образа жизни всех участников образовательных отношений.

Одна из главных задач профессиональной деятельности инструктора по физической культуре - это умение оказать методическую помощь воспитателям. Специалисту по физической культуре необходима хорошая теоретическая подготовка, умение применять свои знания на практике, широкая

осведомленность в разных областях. Он должен проводить большую работу с воспитателями, с целью повышения их научно -теоретического уровня, раскрытия, обоснования и внедрения в практику конкретных идей, заложенных в приемах и методах работы педагогов [2; 3; 4].

Особую актуальность в современном детском саду приобретает проблема организации взаимодействия с педагогами, работающими в группах комбинированной направленности (инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития) [6].

«Задержка психического развития (далее - ЗПР) - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе» [7, с. 4].

«Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения» [8, с. 4].

В «Законе об Образовании в РФ» раскрывается понятие «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9].

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Руководитель по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей, воспитывающихся в группах комбинированной направленности:

- участие в проектировании содержания образовательной области «Физическое развитие» ООП ДО и АООП ДО для обучающихся с ТНР и ЗПР;

- планирование и организация образовательной деятельности по физическому воспитанию детей с учетом типологических особенностей двигательной сферы в структуре дефекта;

- планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня;

- методическая помощь по вопросам физического воспитания (консультации, выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах, психолого-

педагогических консилиумах и т.д.). Кроме групповых форм взаимодействия один раз в неделю планируется обсуждение со специалистами и вопросов, требующие персонального внимания к ребенку и его семье; - разработка и организация просветительской профилактической работы с родителями [6].

Совместно с воспитателями два раза в год (вначале и в конце года) проводится обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Для детей с ОВЗ проводятся промежуточные диагностические срезы, это дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, особенностей развития двигательных навыков с учетом структуры дефекта и результатов диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование; для детей с ТНР и ЗПР составляется индивидуальная программа, которая преемственна с общим планированием. Важной задачей является ознакомление воспитателей с содержанием физкультурной непосредственной образовательной деятельности, консультирование по отдельным вопросам (методике проведения, способах организации и т. д.).

Чтобы физкультурная непосредственная образовательная деятельность была действительно интересной, увлекательной и познавательной и коррекционно-развивающей необходимо использовать разные формы ее проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, участие в данных мероприятиях рекомендовано для всех обучающихся [11].

Эффективной является практика присутствия воспитателей групп комбинированной направленности (а иногда и родителей обучающихся с ОВЗ) на физкультурных занятиях. Руководящую роль на занятии занимает руководитель по физической культуре. Воспитатель, зная методику проведения физкультурной непосредственной образовательной деятельности, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка, нуждающегося в индивидуальной поддержке. Воспитатель на НОД не только помогает руководителю по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Родители, присутствующие на занятии, могут оценить потенциальные двигательные возможности своего ребенка и в дальнейшем организовать оптимальный двигательный режим дома.

Для воспитателей необходимо разрабатывать конкретные методические рекомендации (карточки с описанием игр и упражнений) для различных режимных моментов, в том числе и для прогулок на свежем воздухе.

Описанный подход позволяет рассматривать профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений развития обучающихся с ЗПР и ТНР в группах

комбинированной направленности как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка с ОВЗ в социум.

Кроме этого разрабатываются и внедряются в работу картотеки подвижных и хороводных игр и упражнений.

Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью всех дошкольников. Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Они оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, не только способствуют физическому развитию, но и оказывают влияние на:

- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление моральных и нравственных ценностей;

- развитие воображения и творческой активности;

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- развитие речи, обогащение активного словаря;

- становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие фольклора.

Таким образом, при помощи различных игровых движений и ситуаций дети дошкольного возраста познают мир, осваивают речь, получают новую информацию и знания. Благодаря оптимальному двигательному режиму повышается общий жизненный тонус организма детей, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формированию представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют совершенствованию речи, познавательному развитию, что особенно важно для детей с ТНР и ЗПР.

Образовательная среда групп комбинированной направленности для детей с ЗПР и ТНР предполагает активное взаимодействие всех участников образовательных отношений: детей группы, воспитателей, руководителя по физической культуре, специалистов-дефектологов и родителей. Руководитель по физической культуре проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, проводит мастер-классы, оформляет наглядный материал по вопросам физического развития детей с учетом их индивидуально -типологических особенностей. Вместе с воспитателями привлекает родителей всех детей к совместным мероприятиям - праздникам и развлечениям. Совместно с дефектологами обсуждает образовательный маршрут и динамику развития детей с ОВЗ. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Библиографический список. 1. Алимова А.Е., Данковцева В.В., Меньшова В.А., Храброва Е.А. О возможности научного обоснования физического воспитания дошкольников с направленностью на формирование творчества //Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования.

Материалы I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Волгоград, 2019. - С. 9-12.

2. Веревкина Н.А., Букреева Е.Ю. Оценка состояния физического развития детей и распределения по группам здоровья в детских дошкольных учреждениях //Региональный вестник. 2019. № 18(33). - С. 13-14.

3. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Владос, 2005. - 175 с.

4. Киркина Е.Н. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста //Когнитивные исследования в образовании. Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.Л. Фоменко. Под общей редакцией Н.Е. Поповой. Екаатеринбург, 2019. - С. 299-302.

5. Колесникова М.С., Гладкова Е.А., Тулинцева Д.С. Взаимодействие воспитателей и инструктора по физической культуре в ДОУ //Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - С. 47-49.

6. Кузь Н.А., Степакова О.Н. Особенности проектирования основной образовательной программы дошкольного образования для групп комбинированной направленности //Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2 (54). С. 30-38.

7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/PrAOOP-ZPR.docx (дата обращения 01.06.2020г.).

8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/1_PrAOOP-DO-TNR.doc (дата обращения 01.06.2020 г.).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.06.2020 г.).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Дом/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf%20(3).pdf (дата обращения: 01.06.2020 г.).

11. Хохлова Е.В., Селезнева М.А. Творческие сообщества воспитателей ДОУ и инструкторов по физической культуре как один из способов эффективного взаимодействия в процессе физкультурно-оздоровительной работы //Проблемы педагогики. 2018. № 2(34). - С. 91-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.