УДК 376
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР И ЗПР
Шалунова Анастасия Анатольевна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, руководитель по физической культуре, [email protected].
Кузь Наталья Александровна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, [email protected].
Аннотация. В статье показана специфика деятельности дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье детей и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Для воспитания физически здоровой личности необходимо взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся в группе комбинированной направленности.
Ключевые слова: физическое воспитание, старший дошкольный возраст, методические основы физического воспитания, групп комбинированной направленности, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
METHODOLOGICAL BASES OF INTERACTION OF TEACHERS AND HEAD OF PHYSICAL CULTURE IN COMBINED DIRECTIONS FOR CHILDREN WITH THR AND ZPR
Shalunova Anastasia Anatolevna.
Russia, Novosibirsk, MKDOE kindergarten № 17 of the general developing type «Smile» with priority activities for the physical development of children, head of physical education, [email protected].
Kuz' Natalya Alexandrovna.
Russia, Novosibirsk, FSBEI HE «Novosibirsk State Pedagogical University», Ph.D. ped Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Preschool Education, [email protected].
Abstract. The role of preschool institutions today is to organize the pedagogical process that saves the health of a child of preschool age and educates a value attitude to health. For full-fledged education of a physically healthy person, it is necessary to interact with the teaching staff of a preschool institution in a group of combined orientation.
Keywords: physical education, senior preschool age, methodical bases of physical education, combined orientation of groups, preschool children with TNR.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста стала особенно актуальной в связи увеличением объема познавательной информации для детей, снижением физической активности детей в условиях семейного воспитания и др. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на актуальное состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Начиная с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. Эти ценности поддерживаются в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом дошкольного образования является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
[1; 5].
Первостепенными задачами в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяются: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [10].
Руководитель по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовывать и организовывать работу педагогического коллектива по вопросам физического развития детей, привлекать к активному сотрудничеству семьи воспитанников и содействовать становлению культуры здорового образа жизни всех участников образовательных отношений.
Одна из главных задач профессиональной деятельности инструктора по физической культуре - это умение оказать методическую помощь воспитателям. Специалисту по физической культуре необходима хорошая теоретическая подготовка, умение применять свои знания на практике, широкая
осведомленность в разных областях. Он должен проводить большую работу с воспитателями, с целью повышения их научно -теоретического уровня, раскрытия, обоснования и внедрения в практику конкретных идей, заложенных в приемах и методах работы педагогов [2; 3; 4].
Особую актуальность в современном детском саду приобретает проблема организации взаимодействия с педагогами, работающими в группах комбинированной направленности (инклюзивное образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития) [6].
«Задержка психического развития (далее - ЗПР) - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе» [7, с. 4].
«Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения» [8, с. 4].
В «Законе об Образовании в РФ» раскрывается понятие «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9].
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Руководитель по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей, воспитывающихся в группах комбинированной направленности:
- участие в проектировании содержания образовательной области «Физическое развитие» ООП ДО и АООП ДО для обучающихся с ТНР и ЗПР;
- планирование и организация образовательной деятельности по физическому воспитанию детей с учетом типологических особенностей двигательной сферы в структуре дефекта;
- планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня;
- методическая помощь по вопросам физического воспитания (консультации, выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах, психолого-
педагогических консилиумах и т.д.). Кроме групповых форм взаимодействия один раз в неделю планируется обсуждение со специалистами и вопросов, требующие персонального внимания к ребенку и его семье; - разработка и организация просветительской профилактической работы с родителями [6].
Совместно с воспитателями два раза в год (вначале и в конце года) проводится обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Для детей с ОВЗ проводятся промежуточные диагностические срезы, это дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.
Отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, особенностей развития двигательных навыков с учетом структуры дефекта и результатов диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование; для детей с ТНР и ЗПР составляется индивидуальная программа, которая преемственна с общим планированием. Важной задачей является ознакомление воспитателей с содержанием физкультурной непосредственной образовательной деятельности, консультирование по отдельным вопросам (методике проведения, способах организации и т. д.).
Чтобы физкультурная непосредственная образовательная деятельность была действительно интересной, увлекательной и познавательной и коррекционно-развивающей необходимо использовать разные формы ее проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, участие в данных мероприятиях рекомендовано для всех обучающихся [11].
Эффективной является практика присутствия воспитателей групп комбинированной направленности (а иногда и родителей обучающихся с ОВЗ) на физкультурных занятиях. Руководящую роль на занятии занимает руководитель по физической культуре. Воспитатель, зная методику проведения физкультурной непосредственной образовательной деятельности, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка, нуждающегося в индивидуальной поддержке. Воспитатель на НОД не только помогает руководителю по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Родители, присутствующие на занятии, могут оценить потенциальные двигательные возможности своего ребенка и в дальнейшем организовать оптимальный двигательный режим дома.
Для воспитателей необходимо разрабатывать конкретные методические рекомендации (карточки с описанием игр и упражнений) для различных режимных моментов, в том числе и для прогулок на свежем воздухе.
Описанный подход позволяет рассматривать профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений развития обучающихся с ЗПР и ТНР в группах
комбинированной направленности как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка с ОВЗ в социум.
Кроме этого разрабатываются и внедряются в работу картотеки подвижных и хороводных игр и упражнений.
Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью всех дошкольников. Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Они оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, не только способствуют физическому развитию, но и оказывают влияние на:
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- становление моральных и нравственных ценностей;
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речи, обогащение активного словаря;
- становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие фольклора.
Таким образом, при помощи различных игровых движений и ситуаций дети дошкольного возраста познают мир, осваивают речь, получают новую информацию и знания. Благодаря оптимальному двигательному режиму повышается общий жизненный тонус организма детей, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формированию представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют совершенствованию речи, познавательному развитию, что особенно важно для детей с ТНР и ЗПР.
Образовательная среда групп комбинированной направленности для детей с ЗПР и ТНР предполагает активное взаимодействие всех участников образовательных отношений: детей группы, воспитателей, руководителя по физической культуре, специалистов-дефектологов и родителей. Руководитель по физической культуре проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, проводит мастер-классы, оформляет наглядный материал по вопросам физического развития детей с учетом их индивидуально -типологических особенностей. Вместе с воспитателями привлекает родителей всех детей к совместным мероприятиям - праздникам и развлечениям. Совместно с дефектологами обсуждает образовательный маршрут и динамику развития детей с ОВЗ. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Библиографический список. 1. Алимова А.Е., Данковцева В.В., Меньшова В.А., Храброва Е.А. О возможности научного обоснования физического воспитания дошкольников с направленностью на формирование творчества //Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования.
Материалы I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Волгоград, 2019. - С. 9-12.
2. Веревкина Н.А., Букреева Е.Ю. Оценка состояния физического развития детей и распределения по группам здоровья в детских дошкольных учреждениях //Региональный вестник. 2019. № 18(33). - С. 13-14.
3. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Владос, 2005. - 175 с.
4. Киркина Е.Н. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста //Когнитивные исследования в образовании. Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.Л. Фоменко. Под общей редакцией Н.Е. Поповой. Екаатеринбург, 2019. - С. 299-302.
5. Колесникова М.С., Гладкова Е.А., Тулинцева Д.С. Взаимодействие воспитателей и инструктора по физической культуре в ДОУ //Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - С. 47-49.
6. Кузь Н.А., Степакова О.Н. Особенности проектирования основной образовательной программы дошкольного образования для групп комбинированной направленности //Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2 (54). С. 30-38.
7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/PrAOOP-ZPR.docx (дата обращения 01.06.2020г.).
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/1_PrAOOP-DO-TNR.doc (дата обращения 01.06.2020 г.).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.06.2020 г.).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Дом/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf%20(3).pdf (дата обращения: 01.06.2020 г.).
11. Хохлова Е.В., Селезнева М.А. Творческие сообщества воспитателей ДОУ и инструкторов по физической культуре как один из способов эффективного взаимодействия в процессе физкультурно-оздоровительной работы //Проблемы педагогики. 2018. № 2(34). - С. 91-93.