Научная статья на тему 'Практика использования ресурсного центра современных образовательных технологий для преодоления речевых нарушений у старших дошкольников'

Практика использования ресурсного центра современных образовательных технологий для преодоления речевых нарушений у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционно-развивающее обучение / ресурсный центр современных образовательных технологий / дети с нарушением речи. / correctional and educational training / resource center of modern educational technologies / children with speech disorders

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванина Людмила Петровна

В статье рассматривается проблема обновления коррекционноразвивающего обучения детей с нарушением речи. Обосновывается значимость применения информационно-компьютерных технологий, робототехники, мультипликации и здоровьесберегающих технологий, позволяющих разнообразить и обогатить образовательный процесс. Представлен ресурсный центр современных образовательных технологий, который создает возможности для успешного устранения дефектов звукопроизношения и преодоления недоразвития лексико-грамматических средств языка у дошкольников с нарушением речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING THE RESOURCE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES CENTER FOR THE OVERCOMING OF SENIOR PRESCHOOLERS’ SPEECH DISORDERS

The problem of updating the correctional developmental education of children with speech disorders is highlighted in the article. The importance of information and computer technologies, robotics, animation and health-saving technologies use, which diversify and enrich the educational process, is substantiated. A resource center of modern educational technologies, which creates opportunities for the successful elimination of defects in sound pronunciation and overcoming the underdevelopment of the lexical and grammatical means of language in preschool children with speech disorders, is presented.

Текст научной работы на тему «Практика использования ресурсного центра современных образовательных технологий для преодоления речевых нарушений у старших дошкольников»

УДК 373.2

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ванина Людмила Петровна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 50 «Семицветик», учитель-логопед, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается проблема обновления коррекционно -развивающего обучения детей с нарушением речи. Обосновывается значимость применения информационно-компьютерных технологий, робототехники, мультипликации и здоровьесберегающих технологий, позволяющих разнообразить и обогатить образовательный процесс. Представлен ресурсный центр современных образовательных технологий, который создает возможности для успешного устранения дефектов звукопроизношения и преодоления недоразвития лексико-грамматических средств языка у дошкольников с нарушением речи.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, ресурсный центр современных образовательных технологий, дети с нарушением речи.

PRACTICE OF USING THE RESOURCE OF MODERN EDUCATIONAL

TECHNOLOGIES CENTER FOR THE OVERCOMING OF SENIOR PRESCHOOLERS' SPEECH DISORDERS

Vanina Lyudmila Petrovna.

Russia, Novosibirsk, MGPEI Kindergarten of combined type No. 50 "Semitsvetik", speech therapist, [email protected].

Abstract. The problem of updating the correctional developmental education of children with speech disorders is highlighted in the article. The importance of information and computer technologies, robotics, animation and health-saving technologies use, which diversify and enrich the educational process, is substantiated. A resource center of modern educational technologies, which creates opportunities for the successful elimination of defects in sound pronunciation and overcoming the underdevelopment of the lexical and grammatical means of language in preschool children with speech disorders, is presented.

Key words: correctional and educational training, resource center of modern educational technologies, children with speech disorders.

Реализация национального проекта «Образование» решает ключевые задачи основного общего образования: обеспечение глобальной

конкурентноспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Отдельного направления по дошкольному образованию в национальном проекте пока не существует, однако учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью основного общего образования успешность ребенка на этом этапе, позволяет избежать потенциальных трудностей и предопределяет плавное вхождение в систему школьного обучения.

Целевые и содержательные ориентиры дошкольного образования на современном этапе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Они заключаются в формировании общей культуры; развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств; формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста, а также коррекция недостатков в речевом, физическом и (или) психическом развитии детей с особыми образовательными потребностями.

Значительная часть дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) не справляется с темпами освоения материала коррекционных традиционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и коммуникации в коллективе, что в дальнейшем отрицательно влияет на обучение в школе.

Особую актуальность в связи с этим приобретает обновление содержания, форм, методов коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ТНР и от того насколько качественно и целенаправленно будет осуществляться педагогический процесс, зависит полноценная интеграция ребенка в образовательную среду сверстников [1].

В этих условиях возрастает роль включения в коррекционно-педагогический процесс современных информационно-коммуникационных технологий, робототехники, мультипликации и здоровьесберегающих технологий, а также новых форм сотрудничества с семьями воспитанников, способствующих качественному обновлению средств обучения и воспитания дошкольников с нарушением речи.

По мнению Л. В. Ковригиной [2], Н. А. Одиноковой [3], [4], [5] подбор компьютерных программ с учётом гигиенических требований, а также возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей не заменяют традиционных занятий, а дополняют их, обогащая коррекционно-педагогический процесс новыми возможностями.

В настоящее время разработано множество мультимедийных пособий, успешно реализующихся в педагогической практике. Однако особое значение приобретает создание авторских компьютерных развивающих игр, для использования на интерактивной доске, интерактивном столе, на компьютере.

У детей с речевых патологий страдают не только языковые компоненты речи, но и внимание, память, логическое мышление, а также наблюдается снижение интереса к обучению. В этом случае существенную помощь может оказать использование робототехники в педагогическом процессе. Современная технология непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность, знакомит с основами программирования, способствует развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни [6].

Инновационной технологией, позволяющей решить выше изложенную проблему, может стать совместное создание мультипликационных фильмов логопедом и старшими дошкольниками. Мультипликация - это коллективное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться друг с другом, развивает чувство команды, социализирует ребенка. Кроме того, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, формируются психические процессы, совершенствуется речь старших дошкольников [7].

Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В рамках вышеизложенных проблем был разработан и реализован педагогический проект, участниками которого стали учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Цель проекта: использование ресурсного центра современных образовательных технологий для повышения эффективности в преодолении речевых нарушений у старших дошкольников.

Задачи проекта:

1. Создать ресурсный центр современных образовательных технологий, а именно:

- информационно-коммуникационных технологий - сконструировать пакет электронного образовательного материала для работы на интерактивной доске Smart Board и на интерактивном столе Smart Table; на компьютере; приобрести готовую продукцию компьютерных обучающих игр;

- технологий создания мультфильмов и основ программирования с помощью набора «Робомышь» - разработать основные направления;

- здоровьесберегающих технологий - мозжечковой стимуляции с помощью оборудования Balametrics; речедвигательной ритмики, песочной терапии -создать картотеку по данным направлениям;

- технологию инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников - создать персональный сайт учителя-логопеда; группу вконтакте «Семицветик»; использовать облачные сервисы LearningApps, Wikiwall; выпустить информационный журнал «Речецветик».

2. Разработать содержание коррекционно-педагогического обучения с использованием современных технологий по преодолению речевых нарушений у детей с ООП и включить в обучающий процесс.

3. Определить эффективность реализации педагогического проекта. Проект реализован в три этапа: организационно -информационный;

практический (реализация проекта); аналитический.

На первом этапе (сентябрь 2018 г.) были проведены следующие мероприятия:

1. Разработано положение об организации ресурсного центра, подготовлена материально-техническая база.

2. Проведено ознакомление педагогов, детей и родителей с траекторией осуществления педагогического проекта.

3. Осуществлено изучение состояния звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи у детей, посещающих подготовительную к школе группу комбинированной направленности.

4. Организован ресурсный центр, в который включены современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии - сконструирован авторский игровой комплекс обучающих игр по обучению грамоте, по развитию лексики и грамматики, по коррекции звукопроизношения для работы на интерактивной доске Smart Board, на интерактивном столе Smart Table и на компьютере; создана медиатека готовой продукции;

- технология создания мультфильмов и основ программирования с помощью набора «Робомышь» - осуществлен подготовительный этап для занятий мультипликацией и робототехникой: знакомство с профессиями; с техникой «перекладка» в рисованной анимации, знакомство с робототехникой «Чему может научить Робомышь?»;

- здоровьесберегающие технологии (мозжечковая стимуляция с использованием программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics, речедвигательная ритмика, песочная терапия) - разработана картотека осуществления работы по данным направлениям;

- технология инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников - создан персональный сайт, логопедическая страница на сайте ДОУ; группа вконтакте «Семицветик Детский-Сад»; осуществлена регистрация в облачных сервисах LearningApps, Wikiwall.

5. Разработано содержание коррекционно-развивающего обучения с включением современных образовательных технологий;

На втором этапе (октябрь-апрель 2018-2019 гг.) были проведены следующие мероприятия:

1. Реализация информационно-коммуникационных технологий:

- включены интерактивные обучающие игры по обучению грамоте в НОД учителя-логопеда и детей, как часть занятия в течение 7-10 минут (один раз в неделю, с учетом изучаемой буквы), дети работают на интерактивной доске;

- включены интерактивные обучающие игры по развитию лексико-грамматических категорий в НОД учителя-логопеда и детей, как часть занятия в течение 7-10 минут (один раз в неделю соответственно лексической теме), дети работают на интерактивной доске;

- включены интерактивные обучающие игры в НОД учителя-логопеда и ребенка по коррекции звукопроизношения, как часть занятия 5-7 минут (2-3 раза в неделю соответственно графику) индивидуально - ребенок работает на компьютере, по подгруппам дети работают на интерактивном столе.

2. Реализация технологии создания мультфильма и робототехники:

- создание мультипликационного фильма (в технике «перекладка»): обсуждение сценария; придумывание названия рассказа «Лесные истории»; рисование фона, персонажей рассказа; монтаж; озвучивание мультфильма - как дополнительные занятия в совместной деятельности педагога и ребенка;

- включение набора «Робомышь: составление программы из отдельных команд по схемам, а затем программирование мышки-робота на выполнение определенных действий (по лексическим темам, по коррекции звукопроизношения) - работа осуществляется на дополнительных занятиях.

3. Реализация здоровьесберегающих технологий:

- включены речедвигательные занятия, задействована программа мозжечковой стимуляции на оборудовании Ва1атей"^ - упражнения позволяют улучшить равновесие, координацию движений, синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга - работа осуществляется на дополнительных занятиях;

- включены следующие виды игр на песке: обучающие, познавательные, фантастические, тематические. Работа с песком - входит в структуру логопедических занятий;

- Реализация технологии инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников:

- использование страницы «вконтакте», материал для работы в условиях семьи размещается еженедельно;

- использование сайта детского сада, личного сайта учителя-логопеда;

- проведение вебинаров на темы «Как научить ребенка читать?», «Логопедическая помощь в современных условиях»; осуществление совместной работы на виртуальной стенгазете Wikiwall.ru.

На третьем этапе (май 2019 г.) были проведены следующие мероприятия:

1. Организован показ мультфильма «Лесные истории», созданного с участием детей. Проведена родительская гостиная с семьями воспитанников «Встречаемся, обсуждаем»;

2. Представлен итоговый детский фоторепортаж участия в выставках в течение года «Вместе с папой, с мамой»;

3. Организован выпуск печатного издания - журнала «Речецветик»;

4. Определена эффективность коррекционно-развивающего процесса на основе изучения состояния основных компонентов речевой системы у старших дошкольников.

В результате комплексного коррекционно-развивающего обучения, осуществляемого в рамках реализации проекта, дети овладели правильным произношением звуков, приобрели навыки фонематического восприятия слуховой и произносительной дифференциации.

Анализ контрольных данных показал положительную динамику формирования лексических процессов. Так, если при первичном изучении успешность речевых проб по этому разделу составляла около 73%, то при повторном изучении около 98%.

О значительных сдвигах в развитии грамматической системы языка подтверждают сравнительные данные изучения грамматического строя языка у дошкольников до реализации проекта - 65% и после реализации проекта - 90%; наблюдается динамика в развитии связной речи - на начальном этапе средняя оценка - 61%, на заключительном - 89 %.

Таким образом, анализ обучающего процесса показал, что использование ресурсного центра современных образовательных технологий, позволил значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; существенно обогатить логопедические занятия, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Библиографический список:

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей (учебное пособие). - М.: АСТ-Астрель, 2017. - 189 с.

2. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. - 2008. - №№ 3 - С. 57-59.

3. Одинокова Н.А Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 15 мая 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. - С. 135-140.

4. Одинокова Н.А Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23-23 мая 2013 г.). -Новосибирск: НГПУ, 2013. - С. 189-193.

5. Одинокова Н.А. Профилактика зрительных нарушений при использовании интерактивной доски // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (^.Новосибирск, 13-14 мая 2009 г.) / отв. за вып. УМ.Дмитриева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С. 132-134.

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильмы своими руками. -СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80с

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.