УДК 376
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Касаткина Наталья Сергеевна.
г. Новосибирск, Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 173, учитель-логопед, nat.casatckina@yandex. ru.
Констанц Наталья Валерьевна.
г. Новосибирск, Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 173, воспитатель, natalyakonstanс@mail. ru.
Аннотация. В статье представлен опыт совместной работы учителя-логопеда и воспитателя в рамках детско-взрослого проекта «Мир одежды» с детьми, имеющими ограничения здоровья. В процессе реализации проекта у детей формируется грамматически правильный строй речи, развивается связная речь, обогащается словарный запас, преодолеваются трудности коммуникации. Благодаря тематической проектной деятельности расширяется кругозор детей, обогащаются и систематизируются знания по теме «Одежда».
Ключевые слова: учитель-логопед, воспитатель, проектная деятельность, ограниченные возможности здоровья.
INTERACTION OF THE LOGOPEAN TEACHER AND TELLER IN DESIGN ACTIVITIES WITH CHILDREN HEALTH-RELATED POSSIBILITIES
Kasatkina Natalya Sergeevna.
Novosibirsk, Municipal state preschool educational institution kindergarten № 173, teacher-speech therapist, nat.casatckina@yandex.ru.
Konstanz Natalia Valerievna.
Novosibirsk, Municipal state preschool educational institution kindergarten № 173, educator, natalyakonstanс@mail.ru.
Abstract. The article presents the experience of joint work of a speech therapist and a tutor in the framework of the children's and adult project "The World of Clothing" with children with health limitations. In the process of project implementation, children form a grammatically correct structure of speech, coherent speech develops, vocabulary is enriched, communication difficulties are overcome. Thanks to the thematic project activities, the children's horizons are broadened, knowledge on the theme "Clothes" is being enriched and systematized.
Key words: teacher-speech therapist, educator, project activities, limited health opportunities.
Анализируя различные литературные источники, а также формы коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы пытались найти такие, которые позволили бы ускорить активное развитие всех компонентов речи детей в целом, своевременное формирование когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу, что использование проектной деятельности сможет удовлетворить наши потребности.
В настоящее время проектную деятельность считают как один из наиболее перспективных и инновационных методов, занимающий особое место в практике использования образовательного учреждения, способствующий решению многих задач обучения, воспитания и развития дошкольника. Иными слова, это такая педагогическая технология, которая ориентирована на применение имеющегося опыта у ребенка и приобретения новых знаний.
Проектная деятельность, помогает не только дошкольникам проявить себя, реализовать свои познавательные потребности, развить речевые навыки, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном пространстве. Н.А. Одинокова [5] подчеркивает, что успех работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, во многом определяется уровнем подготовки специалистов, умением управлять и согласовывать свою деятельность, как со всем коллективом детей, так и с каждым ребенком отдельно. Традиционные представления о процессе обучения и воспитания не смогут быть личностно ориентированными, а, следовательно, не будут способствовать осуществлению дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, что возможно реализовать именно в процессе проектной деятельности.
Традиционно в структуру проектного метода входят учебно-познавательные приемы, которые подразделяются на: исследовательские, поисковые, проблемные и творческие. По мнению Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать на активной основе, путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом -восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Обучение должно проходить преимущественно как основная - игровая, а также трудовая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Вот почему проектную деятельность считают здоровьесберегающей, так как проектная работа в большинстве случаев выполняется ребенком с удовольствием, вызывая познавательный интерес и принося радость, а, следовательно, она менее энергозатратна. С.М. Оберемок пишет, что «ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут. Он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка и не предлагать для изучения что-либо сверх этого» [4].
Сложность работы по данному направлению заключалась в том, что из 30 детей, которые посещали группу, были в возрасте от 4 до 7 лет, а 15 из которых,
согласно заключению ПМПК, имели статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) - это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР). Обычно они выделяются сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, своеобразным поведением, низким навыком самоконтроля. Многочисленные исследования ученых и опыт практиков: Е.В. Марудовой [2], Л.Н. Менщиковой [3], Н.А. Одиноковой [6], Н.П. Битютской [7] и других указывают на отставание в развитии мышления, недостаточность произвольной памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы. Их эмоциональное восприятие может быть выражено настолько слабо, что иногда может наблюдаться полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Детей с данными нарушениями даже сказочный, сюрпризный персонаж может привлечь достаточно ненадолго. Ограниченный запас общих сведений и представлений приводит к трудностям в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, ребятам сложно узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга, не всегда могут узнать и часто смешивают сходные по начертанию изображения и т. д. Возникающие вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Особую роль в данном случае играют организационно-педагогические условия, в которые включают предметно-развивающую среду (безбарьерную, доступную), а также необходимые подходы к организации образовательного процесса:
- подбор заданий, максимально возбуждающих активность каждого ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности и требующих разнообразной деятельности;
- использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала;
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития каждого воспитанника;
- обязательное включение динамических пауз в занятия с большой умственной нагрузкой в соответствии с темой занятия;
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- проявление большого такта со стороны педагогов, использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Необходимо как можно чаще привлекать внимание детей к персонажам в разных видах деятельности, менять их в течение дня, уходить от излишней эмоциональности и экспрессивности, как причины перевозбуждения или наоборот расторможенности детей. В связи с этим важно, чтобы деятельность детей в течение дня была не только жестко регламентирована, но также, чтобы было достаточно времени для свободного самостоятельного проявления. Е.А. Альябьева считает необходимым и обязательным планирование развивающей среды по теме, четкое чередование групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности ребят [1].
В начале учебного года учитель-логопед и воспитатель совместно изучают содержание программы ДОУ, обсуждают и разрабатывают тематическое планирование на весь учебный год с учетом единых целей и задач. Каждый специалист в отдельности при помощи своего инструментария должен донести до детей содержание того материала, который необходимо освоить в рамках Программы дошкольного образования в соответствии с возрастным периодом обучения. Чаще в проектной деятельности используется коллективная работа детей в подгруппах, которая дает им возможность проявить себя в различных видах ролевого общения и взаимодействия. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные, волевые качества. Через объединение различных областей знаний формируется целостное восприятие картины окружающего мира. Занятия воспитателя основываются на формировании у детей необходимых знаний через художественно-эстетическую направленность (лепку, аппликацию, рисование, конструирование) и социально-коммуникативную. А учитель-логопед, в свою очередь, занимается расширением активного и пассивного словаря, лексико-грамматических знаний, связной речи на групповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Опираясь на тему проекта «Мир одежды», было уточнено значение и осуществлена активизация новых слов в течение всего образовательного процесса. Учитель-логопед и воспитатель занимались совместной подготовкой ко всем детским утренникам. Так учитель-логопед, основываясь на личностно-ориентированный подход, отбирал для каждого ребенка соответствующий речевой материал, а воспитатель его закреплял. Кроме того, разрабатывались совместные сценарии: развлечений, логопедических праздников, родительских собраний, рекомендаций для родителей и т. п. Для укрепления артикуляционного аппарата у детей воспитатель проводил два раза в день артикуляционную и пальчиковую гимнастики, которые предоставлял учитель-логопед, предварительно осуществив первичное знакомство их с детьми. Для автоматизации поставленных звуков учителем-логопедом, воспитатель во второй половине дня проводил коррекционный час согласно теме недели и индивидуальных заданий, прописанных в тетради взаимосвязи (индивидуальном маршруте сопровождения).
Такое тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя привело к успешному достижению поставленных целей:
- повысить эффективность коррекционно-логопедической развивающей работы;
- исключить дублирование занятий;
- оптимизировать организованные и содержательные аспекты коррекционно-логопедической развивающей деятельности специалистов, как на всю группу, так и индивидуально.
Добиться данных целей помогло решение следующих направлений: учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей; а воспитатель закрепляет уже сформированные речевые навыки.
Дети совместно с педагогами определяли интересы внутри темы и намечали предполагаемые источники информации, используя модель «Трех вопросов», суть
которых заключается в трех вопросах, задаваемых детям: Что мы уже знаем по данной проблеме? Что мы еще хотим узнать? Как мы можем узнать об этом?
Для того, чтобы подвести детей к выбору конечного продукта в данном проекте, была проведена беседа, в ходе которой приняли решение: изготовить альбом «Ткани» и лэпбук «Одежда и обувь»; организовать выставку детских работ; провести итоговое занятие на тему «Модный приговор» с показом одежды, изготовленной из бросового материала; пополнить книжный уголок литературой по направлению проекта; собрать тематические открытки и фотографии.
Для более глубокого изучения детьми данной темы были проведены следующие виды деятельности в соответствии с образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие: проведение таких игр как: «Ателье», «Оденем куклу на прогулку», «Одежда по сезону»;
- познавательное развитие: просмотр презентаций: «История одежды», «История русского костюма», «Из чего сделана наша одежда»; чтение художественной литературы, стихов и рассказов; просмотр мультфильмов «Золушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукавичка», «Храбрый портняжка»;
- художественно-эстетическое развитие: тематическое рисование «Русский сарафан», «Узор для платья», «Платье для куклы», «Наряд для Золушки», пластилинография «Украсим платье», «Пуговицы для одежды», конструирование «Платье», оригами «Рубашка», аппликация «Фартук для мамы»;
- речевое развитие: разучивание стихов и чистоговорок об одежде; словесные игры: «Кто что делает!», «Мой, моя, моё, мои ....», «Угадай-ка», «Подбери признак», «Из чего же?», «Четвертый лишний»; дидактические игры «Найди пару», «Подбери цвет»; составление описательных рассказов об одежде.
Нельзя не затронуть вопрос о содержании педагогического партнерства, как системы и процесса координации действий специалистов образовательной организации и семьи при реализации проектной деятельности. Особое место в проекте занимала совместная деятельность детей и родителей, которые не только участвовали в создании коллекции, но и вместе с нами изготавливали «куклы-обереги», шили одежду для кукол, изготавливали одежду из бросового материала.
Экспериментальная деятельность проводилась на темы: «Мир ткани», «Рассматривание лоскутков ткани». Для повышения детской познавательной активности и заинтересованности, хорошо использовать лупы, микроскоп для усиления визуального эффекта при рассматривании плетения нитей разнообразных тканей.
Активно включались в деятельность дидактические игры и игры-упражнения, которые строились на коммуникативной и рефлексивной мотивации. Широко применялись обучающие специальные приемы активной познавательно-речевой деятельности, особенно при освоении средств и способов построения связного высказывания.
После проведения вышеперечисленной работы были получены следующие результаты совместной деятельности:
- детские творческие работы по теме;
- альбом «Ткани»;
- лэпбук «Одежда и обувь»;
- куклы-обереги;
- одежда для кукол в игровую зону;
- открытое занятие «Модный приговор» с показом одежды изготовленной из бросового материала совместно с родителями.
В ходе реализации проектной деятельности «Мир одежды» были получены следующие положительные результаты:
• расширились знания детей об окружающем мире;
• расширился словарь, усовершенствовалась связная речь;
• развились коммуникативные и социальные навыки;
• сформировались личностные качества ребенка;
• осуществилась положительная динамика в речевом развитии детей;
• повысились интерес и участие родителей в совместной деятельности.
В тоже время, столкнулись с некоторыми трудностями в работе над созданием и реализацией данного проекта: дети не владеют умениями самостоятельно определять проблему и планировать предстоящую деятельность, а также недостаточно низкая активность участия родительской аудитории в проекте. Преодоление проблем осуществлялось в ходе специально созданных ситуаций для детей и родителей, бесед, придание мероприятиям конкурсной и соревновательной форм.
Главной практической значимостью данного вида деятельности считаем приобретение и совершенствование опыта работы с детьми над тематическим проектом, предполагающим результат за определенный отрезок времени.
Таким образом, использование, в совместной работе учителем-логопедом и воспитателем с детьми с ОВЗ, проектной деятельности дает положительный результат, так как позволяет более полно учитывать психофизические, возрастные и индивидуальные особенности детей, дифференцированно проводить логопедическую работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции, речь, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и. т. д.
Библиографический список:
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.
2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 128 с.
3. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с.
4. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. - 64 с.
5. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181185.
6. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № Б18. - С. 38-45.
7. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / Авт.-сост. Н.П. Битютская. - Волгоград: Учитель, 2012. - 207 с.