Яковлева Ирина Васильевна
Соискатель, ассистент, кафедра дошкольного и специального образования Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина Возможности использования компьютерных технологий в обеспечении коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей
направленности ( для детей с нарушениями речи ДОО)
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме использования компьютерных технологий в обеспечении корреционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности. Автор касается вопросов, которые указывают на необходимость применения компьютерных программ, как важному показателю преодоления нарушений речи.
Ключевые слова: речь, коррекция, развитие, компьютерные игры, мотивация. Keywords: language, correction, motivation, make, video game.
В настоящее время достаточно большее внимание уделяется разработке и применению компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Такими авторами, как Ю.Ф. Гаркушей, З.А. Репиной и Л.Р. Лизуновой [3] разработаны компьютерные программы для обучения детей с отклонениями в речи. Под руководством О.И. Кукушкиной в 2001-2003 гг. разработан пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушением слуха, речи и задержкой психического развития по формированию представлений об окружающем мире и математических представлений [2]. Первый в России специализированный продукт - компьютерная программа «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития. Программа состоит из пяти разделов:
«Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся по погоде», «Рассказы о времени года», «Календарь». Использование данной программы в процессе фронтальной и индивидуальной работы позволяет выявлять и преодолевать недостатки в развитии мыслительных операций, коммуникативной, знаковой,
читательской деятельности, систематизировать свой жизненный опыт в сфере сезонных явлений. Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Успешному обучению детей чтению, письму и профилактике дисграфии способствует «виртуальная» школа «Уроки мудрой Совы» в рамках Интернет-поддержки (авторы — логопеды Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина). Тематическое планирование занятий построено согласно учебной программе программнометодического комплекса для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей». Так, изучая звук [А], дети вместе с Логошей учатся выделять его в ударной и безударной позициях, подбирают слова и картинки к заданным схемам, анализируют написание буквы А. Информационная новинка, программа -тренажер «Dizartria.NET»
разработана Центром Биокибернетики совместно с Институтом
информационных технологий в образовании ЮНЕСКО». Эта программа создана только для компенсации дизартрии. Данная программа устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров.
Одной из центральных задач в коррекционно-логопедической работе является мотивация. И не всегда опыта владения методикой исправления речевого дефекта достаточно для достижения успеха поставленной цели. Порой дети не желают заниматься и устают от ежедневного отрабатывания слогов, слов и предложений. В этом случае хорошим помощником является компьютер.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [4]. Основная цель работы компьютера - это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми.
В обеспечении корреционно-развивающего процесса в группах для детей с нарушениями речи ДОО прекрасно подойдут такие компьютерные программы как:
«Игры для ТИГРЫ». Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Включают в себя следующие направления:
- упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи);
- уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова);
- задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой); -упражнение на звуковой анализ и синтез;
- лексические упражнения.
Всего более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы:
"Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Состоит из следующих блоков:
1 .Неречевые звуки.
2. Звукопроизношение.
3. Речевые звуки.
4. Развитие связной речи.
Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Солнечный замок» представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико — фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Программа «Солнечный замок» предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 — 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 — 5), старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет), может применяться при работе с младшими школьниками. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха, формированию фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий. В
логопедической программе "Солнечный замок" выделены категории объектов сгруппированные по следующим признакам:
- скотный двор - домашние животные и птицы;
- зал охотника - обитатели леса;
- башня мастеров - строительные и хозяйственные инструменты;
- мост музыкантов - музыкальные инструменты;
- башня механика - наземный, водный и воздушный транспорт;
- башня Хранителя - в этой категории представлены трехмерные модели всего перечисленного включая бытовую технику.
Логопедический тренажёр «Дельфа - 142» включает в себя
упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи. Логопедический тренажёр «Дэльфа-142» используется в нескольких направлениях
коррекционной работы: коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и
голоса, формирование фонематического восприятия, обучение грамоте, формирование и коррекция навыка чтения, формирование лексикограмматической стороны речи (упражнение "Воздушный шар" - для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение "Перекресток" — для развития пространственной ориентации, отработки понятий "верх-вниз-вправо-влево",«Найди букву» и «Найди слог»).
Логопедическая компьютерная игра «Домашний логопед» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Программа содержит разделы: «гласные звуки» «согласные звуки». Кроме этого, в данной программе содержатся две веселые мини-игры - «Звуковичок» и «Угадайка» (рычалки,жужжалки, пыхтелки,шуршалки). Эти игрушки помогут малютке развить неречевой (различие бытовых шумов, звуков природы,животных и т. д.) и фонематический (различие звуков речи) слух.
Комплекс компьютерных программ «Грамотей». Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО. Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:
1. Звукослоговой анализ слов. 2.Работа над словом. 3.Работа над предлогами.
4.Работа над предложением, текстом.
«Баба Яга учится читать». Особенности программы: Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере игры и азбука в стихах. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива. Игры озвучены известными актёрами. Сказочные герои с яркими характерами. Частушки про буквы на бис. I ступень «Букварик». II ступень «Слогарик». III ступень «Карта с заданиями». Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги [5].
Компьютерная программа «Мерсибо» позволяет эффективно
организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Другие полезные компьютерные развивающие игры: «Искатель», «Приключения Гарфильда», «Маленький гений. Учимся сравнивать», «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры), «Лента времени»[6].
Подбор компьютерных игр осуществляется в соответствии с программой, разделами коррекционной работы и с учетом тематического планирования. Каждая игра должна быть предварительно просмотрена логопедом и воспитателями. Ребенку рекомендуется тот или иной вариант игры в зависимости от его речевых и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся таким образом, чтобы дети поиграли, подвигались, помогли друг другу, чтобы чувствовали себя свободно. Для достижения данных целей должно способствовать оснащение и оформление компьютерно-игрового комплекса: это и природная зона, и зона театральной деятельности, и зона для конструирования, и средообразующие мягкие модули, и кубы-вкладыши, и комната релаксации, а также систематичность занятий (не реже двух раз в неделю).
Таким образом, использование компьютерных технологий в коррекционном процессе даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, активизирует
познавательную деятельность детей, осуществляет дифференцированный подход, эффективно корректирует речевые нарушения, а главное, позволяет повысить учебную мотивацию воспитанников, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Применение компьютерных технологий
даёт более широкие возможности для развития ребёнка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.
Литература
1. Вренёва Е. П. - Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед.- 2010.- №5.
2. Кукушкина О. И. - Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология.- 1994.- № 5
3. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005, 60 с.
4. Лынская М. И. - Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду .- Л.- 2006. - № 6.
5. Суровцева И.В. -Добывание знания с помощью компьютера // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 7.
6. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду - Л., 2005. - № 5-6.