3. Leontjev, D.A. Psikhologiya smihsla: priroda, stroenie i dinamika smihslovoyj realjnosti. - M., 1999.
4. Bassin, F.V. K voprosu o daljneyjshem razvitii nauchnihkh issledovaniyj v psikhologii / F.V. Bassin, A.S. Prangishvili, A.E. Sheroziya // Voprosih psikhologii. - 1979. - № 5.
5. Knyazev, V.N. Psikhologicheskie osobennosti ponimaniya lichnostjyu drugogo cheloveka kak subjhekta obtheniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - 1981.
6. Archibald O., Woefel J. Significant others? The self-reflexive act and the attitude formation process // American sociological review. - 1971. -Vol. 36.
7. Slastenin, V.A. Formirovanie professionaljnoyj kuljturih uchitelya: ucheb. posobie. - M., 1993.
8. Tollingerova, D. Psikhologiya proektirovaniya umstvennogo razvitiya deteyj / D. Tollingerova, D. Goloshushova, G. Kontorkova. - M.; Praga, 1994.
9. Bershadskiyj, B.E. Didakticheskie i psikhologicheskie osnovaniya obrazovateljnoyj tekhnologii / B.E. Bershadskiyj, V.V. Guzeev. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 06.09.12
УДК 159.9
Khomova N.A. DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLECT IN STUDENT AGE. Article focuses on the psychological development of the individual students in the modern educational environment of high school. The subject of a special study is the psychological component of the process of adaptation of students between high school preparation.
Key words: psychological characteristics, the modern student, adaptation, learning activities.
Н.А. Хомова, аспирант каф. социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Е-mail: khomo-natalya@yandex.ru
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Статья посвящена психологическому развитию личности современных студентов в образовательном пространстве высшей школы. Предметом специального изучения становится психологическая составляющая процесса адаптации студентов в период вузовской подготовки.
Ключевые слова: психологические особенности, современный студент, адаптация, учебная деятельность.
Проблему студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, изучала психологическая школа Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей (П.А. Просецкий, Е.М. Никиреев,
В.А. Сластенин) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, результатов экспериментов, теоретических обобщений по этой проблеме.
Студенческий возраст в уровневой современной подготовке приходится на период 18-25 лет, который совпадает с началом периода ранней зрелости, согласно Э. Эриксону; в некоторых периодизациях этот период носит название юности, поздней юности, молодости, начала взрослости. Этот период характеризуется Ю.П. Гущо как возраст «устойчиво концептуальной социализации», когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер [1]. В молодости человек максимально способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, наиболее работоспособен, овладевает сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных областях науки и техники.
В то же время этот возраст отличается сложностью становления черт личности, так как студенческая молодость - это пора, когда приходится выдерживать большие физические, умственные, волевые и нравственные нагрузки. В этом возрасте характерной чертой развития является усиление сознательных мотивов поведения, укрепление таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой. Повышается интерес и к моральным проблемам: цели, образе жизни, долгу, любви, верности и пр. В то же время способность молодых людей к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет (то есть в период обучения на первых курсах) недостаточно высока, отсюда - немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, не всегда достойное поведение.
Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил Б.Г. Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. Во время обучения в вузе формируется прочная основа профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» [2]. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля дея-
тельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.
Если преподаватель не развивает именно эти способности, у студента может закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но тормозит развитие интеллекта. Результаты специальных исследований показывают, что у большинства студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение, классификация, определение, весьма невысок. Преподавателю зачастую приходится прилагать большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе - ориентацию только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому процессу движения мысли.
Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» («оптимумов») то одной, то другой из входящих в это ядро функций (Б.Г. Ананьев). Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию.
Лишь немного более половины студентов повышают показатели интеллектуального развития от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто уходят из вуза с тем же уровнем интеллектуальных способностей, с которым пришли [3].
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это собственно способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.
Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для преобразования мотивации и формирования специальных способностей в связи с профессионализацией. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому на старших курсах
необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами, в частности, в процессе выполнения ими курсовых и дипломного проектов, прохождения практик и т.п. Передача «личностного знания» возможна, как правило, только в диаде «учитель - ученик».
Эмоциональная сфера в студенческом возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после своего бурного развития и брожения в подростковый период. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, то есть страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе (С.Д. Смирнов).
Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я». «Образ Я», по И.С. Кону, это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. За последние десятилетия произошел сдвиг пика становления самосознания с возраста 17-19 лет на 23-25 лет. Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто - противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, достижениях и др.
В монографии А.И. Киколова особенности деятельности студентов вуза характеризуются следующим образом:
1) одновременное изучение многих предметов за короткий срок;
2) частое и быстрое переключение внимания с одного объекта ил предмета на другой, постоянная переадаптация;
3) восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, которая часто имеет эмоциональный характер;
4) острый дефицит времени для переработки этой информации и для принятия решений;
5) чувство ответственности за принимаемые решения и частое возникновение состояния эмоционального стресса;
6) необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций и различных гомеостатических констант организма;
7) возникновение проблемной ситуации и фрустрации в условиях ограниченного времени и избытка информации;
8) возникновение мотивационно-эмоционального поведения и образования доминанты для осуществления (с предвидением конечного результата) и решения интеллектуальных и эмоциональных актов высшего порядка;
9) малое участие двигательного анализатора, так как работа выполняется большей частью сидя и не требует больших физических усилий (фактор гипокинезии);
10) необходимость сочетания одновременно мыслительной деятельности и эмоционального напряжения для решения учебных задач [4].
Пребывание студента на разных курсах имеет следующие особенности.
На первом курсе решаются задачи приобщения молодых людей к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Этот этап является наиболее сложным в жизни студента. Он часто связан с ломкой сложившихся представлений и привычек, с необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия. Отношение к будущей профессии у первокурсников еще не носит выраженного характера и мало влияет на их успеваемость. Наибольший отсев бывает именно в этот период.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. Здесь интенсивно проводятся различные формы обучения и воспитания, студенты получают общую подготовку. Активно идет процесс адаптации к образовательной среде.
На третьем - четвертом курсах (в зависимости от специфики вуза) начинается специализация, происходит первое знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Постепенно с приобретением профессиональных знаний студенты глубже осмысливают особенности выбранной профессии. У студентов, достигших достаточно высокого уровня социаль-
ной зрелости, вопрос о профессиональном самоопределении решается практически окончательно к концу третьего курса: в ряде случаев принимается решение либо об уходе из вуза, либо об избегании в дальнейшем работы по специальности.
Развиваются и углубляются профессиональные интересы студентов, появляется интерес к научной работе. Происходит переоценка многих ценностей жизни и культуры. Часть студентов, заканчивая бакалавриат, после четвертого курса уходят из вуза. Остальные продолжают обучение в магистратуре или, после окончания пятого курса, получают диплом специалиста.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза. Отмечается рост «притязаний» личности студента в области своей будущей профессии, формируются практические установки на будущий род деятельности, выбор места работы. Появляются новые актуальные ценности, связанные с материальным и семейным положением [5].
Психологическое развитие личности студента в образовательном пространстве высшей школы идет в различных направлениях и сопровождается возрастающей дифференциацией психических функций с развитием и усложнением психических процессов, состояний и свойств.
Для большинства студентов первого курса процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное и завершается, как правило, к концу третьего курса. Наибольший отсев студентов отмечается на первом курсе, и уходят порой способные. Поэтому ускорение процессов вхождения первокурсников в новый для них образ жизни и деятельности, исследование психологических особенностей состояний, возникающих в учебной деятельности, а также выявление факторов, психологических условий и закономерностей повышения адап-тированности студентов являются чрезвычайно важными задачами, пока еще далекими от завершения.
Исследователи (А.Г. Мороз, В.Т. Лисовский и др.) различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям; общественная адаптация, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов - и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [6].
Системный анализ процесса адаптации позволяет выделить в нем следующие основные составляющие, вытекающие из общих представлений о структуре личности обучаемого: социально-психологическую, психологическую и деятельностную
Социально-психологическая составляющая процесса адаптации отражает изменение: социальной роли обучаемого; круга и содержания его общения; корректировку потребностей и системы ценностей; дальнейшее формирование мировоззрения и социальных установок; развитие сознания, самосознания и самооценки; усложнение регуляции своего поведения; стремление к самоутверждению в учебном коллективе; усвоение профессиональных традиций и норм, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии.
Психологическая составляющая процесса адаптации отражает: перестройку мышления и речи студента; резкое возрастание роли функций внимания, памяти, зрительного восприятия; испытание и тренировку воли; увеличение эмоционального напряжения; реализацию задатков и способностей; проявление компенсаторных механизмов.
Деятельностная составляющая процесса адаптации отражает: приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам; приспособление к новому режиму жизни и работы; приобщение к напряженному учебному труду; преодоление противоречий между личными интересами, желаниями и необходимостью; необходимость преодоления индивидуального «информационного взрыва»; необходимость проявления жизненной позиции и гражданских качеств.
Выделенные выше структурные составляющие рассматриваемого процесса в сочетании друг с другом, осложняемые комплексом исходных факторов, образуют ту основу, на базе которой у студентов вырабатываются многообразные и сложные приспособительные реакции, отвечающие их потребности включения в учебно-воспитательный процесс и общественную жизнь коллектива.
Эти реакции, как правило, поддаются сознательному волевому контролю и регулированию со стороны студента, то есть чаще оказываются произвольными, а по содержанию могут быть деятельностными, поведенческими, эмоциональными и др. К ним
применимы обычные характеристики в виде скорости, интенсивности и формы протекания.
Результаты исследований показывают, что для многих студентов первого курса адаптация к совершенно новым для них условиям жизни (ломка сложившегося динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта и пр.) - процесс болезненный. Помочь им в этом, то есть снизить возможность возникновения негативных психических состояний - задача чрезвычайно важная. От того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легче вчерашний школьник сумеет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыки самостоятельной работы, будут во многом зависеть успех в учебе, подкрепление профессиональной мотивации студента, его первые шаги в науке и в целом уровень его подготовки как молодого специалиста.
С.А. Гапонова (2005) отмечает, что для ускорения и оптимизации адаптационного процесса у студентов младших курсов необходимо включать в программы психологических дисциплин разнообразные формы и методы обучения произвольной регуляции и саморегуляции поведения и деятельности, приемы це-
Библиографический список
ленаправленного воздействия на личность и создавать благоприятные условия для жизни и учебной деятельности [6].
К третьему курсу у абсолютного большинства студентов адаптация к жизни и деятельности в образовательном пространстве высшей школы заканчивается. Отмечается суммарное увеличение уровня равновесных психических состояний положительной модальности (интерес, удовлетворенность, внимание, бодрость, любознательность и др.), снижается процент неравновесных отрицательных состояний.
У студентов старших курсов в учебной деятельности развиваются состояния утомления, монотонии, скуки, психического пресыщения, которые начинают оказывать влияние на процесс и результат деятельности. Для купирования этих состояний необходимо насыщать учебный процесс новыми, активизирующими работу студентов и вызывающими у них интерес формами и методами обучения.
Важнейшим условием оптимизации потенциала личности студента является ее направленность на определенный вид деятельности, которая выступает в качестве мотивов и целей и на наш взгляд, является предметом специального изучения.
1. Гущо, Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. - М.: 1993.
2. Вербицкий, А.А. Познавательная активность личности в обучении // Активность личности в обучении (психол.-пед. аспект): сб. науч. трудов / под ред. В.М. Кузнецова [и др.]. - М., 1986.
3. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестн. Моск. ун-та. - 2004. - № 1. - Сер. 20.
4. Киколов, А.И. Обучение и здоровье. - М., 1985.
5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д., 2006.
6. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты,
оптимизация: дис. ... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2005.
Bibliography
1. Gutho, Yu.P. Vvedenie v ehnciklopediyu zdorovjya i dolgoletiya. - M.: 1993.
2. Verbickiyj, A.A. Poznavateljnaya aktivnostj lichnosti v obuchenii // Aktivnostj lichnosti v obuchenii (psikhol.-ped. aspekt): sb. nauch. trudov /
pod red. V.M. Kuznecova [i dr.]. - M., 1986.
3. Smirnov, S.D. Psikhologicheskie faktorih uspeshnoyj uchebih studentov vuza // Vestn. Mosk. un-ta. - 2004. - № 1. - Ser. 20.
4. Kikolov, A.I. Obuchenie i zdorovje. - M., 1985.
5. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posobie / otv. red. M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D., 2006.
6. Gaponova, S.A. Funkcionaljnihe psikhicheskie sostoyaniya studentov v obrazovateljnom prostranstve vuza: dinamika, determinantih,
optimizaciya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - N. Novgorod, 2005.
Статья поступила в редакцию: 25.08.12
УДК 37.032
ShiryaevA.N. MODELING OF PROCESS OF FORMATION OF READINESS OF CADETS TO SLUZHEBNO-FIGHTING ACTIVITY IN DIVISIONS OF A SPECIAL PURPOSE OF INTERNAL TROOPS. In article it is considered formations of readiness of the cadet to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops from positions culturological, system, an axiology, synergetrics, lichnostno-dejatelnostnogo, and also modeling of process of formation of readiness of cadets to sluzhebno-fighting activity in divisions of a special purpose of internal troops.
Key words: formation of readiness, service and combat activity, model, system approach, a component of the.
А.Н. Ширяев, заместитель начальника каф. огневой подготовки Новосибирского военного института
внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: shiryaev-69@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
В статье рассматривается формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск с культурологической, системной, аксиологической, синергетической, личностно-деятельностной позиций, а также моделирование процесса формирования готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск.
Ключевые слова: формирование готовности, служебно-боевая деятельность, модель, системный подход, компонент.
Одним из требований формирования готовности курсанта к служебно-боевой деятельности1 в подразделениях специального назначения внутренних войск является знание сущности моделирования.
Главное значение модели в том, что она позволяет увидеть структуру объекта, получить наглядное изображение существенных связей и зависимостей. Важнейшее требование к составленной модели — достаточная полнота картины. Модель управ-
1 далее СБД
ляемого объекта освобождает руководителя от необходимости удерживать в голове многие показатели и позволяет определить главное звено в цепи событий.
Проблема формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях специального назначения внутренних войск рассматривается с позиций культурологического, системного, аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного и других подходов.
Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологи-