УДК 378
Зобков Александр Валерьевич
Владимирский государственный гуманитарный университет
САМОРЕГУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА -СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены субъектные особенности личности студента вуза, участвующие в саморегуляции учебной деятельности, приведена системно-структурная организация компонентов личности, характеризующая её со стороны субъекта деятельности, а так же обозначены качества личности студента как субъекта учебной деятельности.
Ключевые слова: саморегуляция, субъект, личность студента, учебная деятельность.
Федеральная программа развития образования в России [7] называет важнейшей целью образования «гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни».
Среди основных задач учреждений профессионального образования ставится задача осознания необходимости создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта. В процесс самосовершенствования личности учащегося входит и процесс саморегуляции учебной деятельности.
Проблема саморегуляции учебной деятельности студента по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем возрастной и педагогической психологии, разработка которой непосредственно связана с решением задачи формирования социально-активной личности, добивающейся в деятельности стабильных и эффективных результатов, с формированием субъекта деятельности.
Саморегуляция учебной деятельности - есть система самоорганизации личностью своего поведения, направленного на самообучение и самовоспитание, обеспечивающая эффективность функционирования личности в учебной деятельности, в целом в жизнедеятельности. Система саморегуляции, как показывают наши исследования, включает в себя внутренний произвольный процесс самодиагностики внутренних и внешних условий, целеполагание и оценку вероятности достижения цели, самостоятельность и инициативность в планирующей и исполнительной фазах деятельности, целеосуществление, самоконтроль и самооценку хода выполнения деятельнос-
ти, оценку достигнутого результата, целеутверж-дение, самокоррекцию [3].
Процесс саморегуляции деятельности всегда должен начинаться с самодиагностики, проходить сложный путь внутренней работы, а заканчиваться самоутверждением и самокоррекцией. По высказыванию Н.А. Менчинской, действия самодиагностики и самокоррекции следует отнести к «высшим формам регуляции» [5].
Исследование, проведённое на контингенте учащейся молодёжи (п=1260 чел.) показало, что процессы самодиагностики и самокоррекции, как правило, не входят в структурный механизм саморегуляции студентами учебной деятельности. Самодиагностика и самокоррекция, саморегуляция учебной деятельности, осуществляемая на субъектно-деятельностном уровне характерна, по результатам наших исследований, только для 7±2% учащейся молодёжи, отнесённых нами к субъектам учебной деятельности.
Субъектно-деятельностный подход, разработанный в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др., раскрывает важнейшую особенность человека: люди и их психика формируется и развивается, прежде всего, в ходе изначально практической деятельности, а потому объективно могут быть исследованы через проявления в деятельности. Познание осуществляется в ходе обучения, воспитания и самовоспитания людей, в процессе деятельности. В качестве основных свойств субъекта деятельности С.Л. Рубинштейном выделяются сознательность, активность, целенаправленность, творчество [6].
Начиная с работ Б.Г Ананьева, характеристика человека как субъекта деятельности становится основополагающей. Стать субъектом деятельности - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию [2].
К.А. Абульханова, изучая проблему субъекта деятельности, раскрывает это понятие с позиций индивидуального уровня бытия человека, способа его существования, как особое качество психической деятельности, высший уровень осуществляемой ею регуляции, новый способ активности, когда индивид обнаруживает деятельную сущность и становится субъектом своей жизни и её стратегий. Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и результаты своих действий [2].
Названные К.А. Абульхановой сущностные свойства субъекта характеризуют его, с нашей точки зрения, с результативной объективно-психологической стороны, в которых проявляются свойства субъекта: активность, сознательность, целенаправленность и творчество.
Возникает вопрос, а какие качества (черты) личности на процессуальном объективно-психологическом уровне способствуют реализации субъектных качеств личности - сознательности, активности, целенаправленности, творчества, непосредственно связанных с саморегуляцией деятельности?
Психологический анализ учебной деятельности учащейся молодёжи с учётом положений субъектно-деятельностного подхода, а также оценок преподавателей и студентов позволил нам выделить ряд объективных показателей личностной направленности, участвующих в саморегуляции учебной деятельности: дисциплинированность, организованность, ответственность, трудолюбие (организационно-деятельностный компонент), самостоятельность и инициативность в планирующей и исполнительной фазах деятельности, общительность, коммуникативная совместимость, эмпатия (содержательно-деятельностный компонент), настойчивость, целеустремлённость, уверенность (эмоционально-волевой компонент), познавательная активность, оригинальность мышления, рефлексия, интеллектуальная гибкость (интеллектуальный компонент).
По своему содержанию названные компоненты, и входящие в них показатели, раскрывают соответственно субъектные свойства студента - со-
знательность, активность, целенаправленность, творчество.
Можно говорить о том, что одной из нерешённых проблем саморегуляции учащимися учебной деятельности является вопрос о выявлении участия объективно-психологических показателей и компонентов личностной направленности в саморегуляции качества и продуктивности учебной деятельности студентов в процессе их обучения в вузе.
Реализуя стандарт высшего профессионального образования, студент овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками. По своему содержанию учебно-профессиональная деятельность студента ежегодно изменяется, усложняется и направлена на становление будущего специалиста - профессионала. Для того, что бы студент качественно и своевременно выполнил требования преподавателей, реализующих их учебно-профессиональную деятельность на определенном этапе обучения, учащийся должен обладать саморегуляционными качествами организационно-деятельностного, содержательно-деятельностного эмоционально-волевого и интеллектуального содержания.
Восприятие субъектом объективных проявлений мотивации, целеполагания, самооценки, психических состояний можно рассматривать как осознание субъектом своих свойств и качеств (черт) личности и последующих изменений в них, как результат собственной регулятивной активности субъекта [4].
Задачи исследования: 1) определить системно-структурную организацию саморегуляции студентами учебной деятельности на объективно-психологическом уровне, отнесённых к категории субъектов учебной деятельности; 2) изучить совокупность «внутренних условий», определяющих субъектность деятельности студента.
Гипотеза исследования - саморегуляция студентами учебной деятельности на объективнопсихологическом уровне обусловлена субъектно-деятельностными компонентами, имеющими целостную системно-структурную организацию, в которой доминирующую позицию занимают показатели организационно-деятельностного компонента.
В исследовании приняли участие студенты психологического и физико-математического факультетов первых-пятых курсов очной формы обучения Владимирского государственного гу-
манитарного университета и студенты-психологи Владимирского государственного университета (п=497 чел).
Изучение уровня развития показателей, входящих в тот или иной объективно-психологический компонент, показало, что средние значения от курса к курсу претерпевают незначительные изменения и находятся в пределах от 6,2 до 7,5 баллов. Отметим, что уровень развития показателей организационно-деятельностного компонента, характеризующего сознательность отношения к деятельности, на всех пяти курсах обучения студентов в вузе занимал ведущие позиции - первую или вторую.
У студентов-пятикурсников самый высокий уровень развития показателей был зафиксирован в содержательно-деятельностном компоненте (7,5±0,2 балла), раскрывающем, с нашей точки зрения, содержательную активность студента в процессе учебной деятельности. Следует заметить, что уровень развития показателей данного компонента у студентов-первокурсников находился на самом низком уровне развития (5,8±0,2 балла).
Пик уровня развития показателей интеллектуального (6,6±0,2 балла) и эмоционально-волевого компонента приходится на четвёртый курс обучения (7,1±0,1 балла).
Анализ уровня развития объективно-психологических показателей, участвующих в саморегуляции студентами учебной деятельности, говорит о том, что от первого ко второму курсу уровень развития показателей всех компонентов саморегуляции учебной деятельности возрастает, на третьем курсе обучения - понижается, хотя и превышает средние значения студентов-первокурс-ников. Вероятно, это можно связать, как следует из научной литературы, с кризисным периодом обучения студентов. На последующих курсах обучения снова отмечается рост уровня развития показателей саморегуляции студентами учебной деятельности.
Анализ средних значений уровня развития объективно-психологических показателей изучаемых компонентов, участвующих в саморегуляции студентами учебной деятельности, позволил представить динамику уровня развития компонентов, выявить зоны их активного развития. Уровень развития показателей компонентов от 6,2 до 7,5 баллов можно считать оптимальным уровнем развития.
Для определения системно-структурной организации объективно-психологических показате-
лей и компонентов, участвующих в саморегуляции студентами учебной деятельности применялась математико-статистическая обработка результатов исследования с применением метода главных компонент (метод максимального корреляционного пути).
Исследованиями установлено, что доминирующую позицию в системно-структурной организации саморегуляции студентами учебной деятельности, отнесённых к категории субъектов учебной деятельности, занимали показатели организационно-деятельностного компонента - трудолюбие, дисциплинированность, организованность, ответственность. Как указывалось выше, данный компонент раскрывает сознательность отношения студентов к учебной деятельности. Ведущим показателем в данном компоненте был показатель организованность.
Показатель эмоционально-волевого компонента занимали вторую структурную позицию в саморегуляции студентами учебной деятельности. Ведущим показателем, активно участвующим в саморегуляции учебной деятельности на её объективном уровне, была целеустремлённость.
Содержательно-деятельностный компонент в системно-структурной организации саморегуляции субъектами учебной деятельности занимал -третью структурную позицию. Вероятно, можно говорить о том, что проявление в деятельности показателей содержательно-деятельностного компонента зависит от уровня сформированности и воздействия показателей эмоционально-волевого компонента. Ведущую регулирующую роль в проявлении показателей содержательно-деятельностного компонента играет самостоятельность.
Показатели интеллектуального (творческого) компонента в структурной организации саморегуляции субъектами учебной деятельности занимали четвертую (низшую) позицию. Ведущий показатель - оригинальность мышления.
На основании результатов проведённого исследования можно говорить о саморегуляции субъектами учебной деятельности, осуществляемой на объективно-психологическом уровне, как о целостном многокомпонентном динамичном процессе, в котором ведущую роль играют показатели организационно-деятельностного компонента, характеризующего сознательность отношения студентов к учебной деятельности, а показатели эмоционально-волевого, содержательнодеятельностного и интеллектуального компонен-
тов, характеризующих соответственно целенаправленность, содержательную активность и творчество студентов в деятельности, играют подчиненные роли.
Приведём результаты, связанные с изучением качеств и особенностей субъекта учебной деятельности.
Субъекты учебной деятельности учатся, как правило, на «хорошо» и «отлично» на всем протяжении обучения в вузе.
Структура «внутренних условий» саморегуляции учащимися учебной деятельности в данном случае включает в себя:
1) деловую коллективистскую мотивацию, адекватную самооценку;
2) самодиагностику достигнутого, развития качеств личности;
3) проявления самостоятельности и инициативности в выполнении учебных обязанностей;
4) самоконтроль, осмысление временных отношений, последовательности, длительности, темпа и ритма работы, а также реальная оценка временных характеристик различных процессов и событий, предпочтений в их организации (самоконтроль и осмысление временных и пространственных отношений непосредственно проявляется в уверенном поведении учащегося);
5) постоянную рефлексию своего поведения в общении и деятельности, а так же самоотчеты о проделанном, достигнутом, самокоррекцию и определение границ на будущее развитие.
Ниже приведём отдельные данные, полученные в процессе наблюдения, экспертных оценок, анализа результатов учебной деятельности и применения ряда стандартизированных личностных методик.
Установлено, что субъект учебной деятельности - это организованный (7,9±0,7 - по 10-ти балльной шкале оценок), дисциплинированный (8,4±1,8), ответственный (8,6±1,6), обладающий высоким уровнем развития трудолюбия (7,8±1,7) учащийся, что позволяет ему выполнять учебную деятельность на высокопродуктивном уровне. Для них характерен высокий уровень развития целеустремленности (8,4±1,4), настойчивости (8,2±1,3), уверенности в себе и своих возможностях (7,6±11,0%). Такие студенты обладают высоким уровнем развития самоконтроля (8,7±1,2), самостоятельности и инициативности (8,1±0,6) -необходимые характеристики творческой деятельности.
Им свойственен высокий уровень развития интеллекта (+В), что согласуется с высокой степенью интенсивности вербального творческого мышления (1,3±0,3) и высоким уровнем развития оригинальности (10,5±2,5) и беглости (8,9±1,4), образного творческого мышления. По данным стандартизированного личностного опросника Р. Кеттелла эту группу учащихся отличает независимость и настойчивость (+Е), высокая совестливость и требовательность к порядку (+G), высокий волевой самоконтроль и способностью сдерживать тревогу (+Q3), рациональность (-I), рефлексивность и обязательность (+0), смелость (+Н) и склонность к соперничеству (+L).
На наш взгляд, результаты данного исследования можно использовать в практике обучения и воспитания студенческой молодёжи.
Наши исследования показывают, что одним из позитивных методов, повышающих уровень саморегуляции, является метод самоэксперимен-та, проводимый два раза в течение учебного года: перед новым календарным годом и в конце учебного года. Самоэксперимент проводится учащимися в течение одной - двух недель и включает в себя самодиагностику личностных качеств, оказывающих влияние на процесс учебной деятельности, на процесс жизнедеятельности. Учащиеся сами определяют средства коррекции качеств, отрицательно влияющих на процесс деятельности и жизнедеятельности, строят графики самонаблюдения. По окончании самоэксперимента проводится индивидуальная беседа с учащимися, целью которой является анализ самоэксперимента.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы чело-векознания. - М.: МПСИ, 2005. - 432 с.
3. Зобков А.В. Саморегуляция учебного процесса в переходные периоды обучения // Вестник университета ГУУ: Социология и управление персоналом. - 2008. - .№10. - С. 79-81.
4. Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. - Владимир: Собор, 2008. - 164 с.
5. Научное наследие Н.А. Менчинской и современная психология учения // Материалы конференции посвященной 100-летию со дня рождения Н.А. Менчинской / Под. ред. Е.Д. Божович. -М.: ПЕРСЭ, 2005. - 192 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1940. - 596 с.
7. Федеральная программа развития образования (Приложение к Федеральному закону от
10 апреля 2000г. №51-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2000. - .№16. -Ст. 1639.
УДК 355:37
Афанасов Алексей Владимирович
Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ У КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА
В статье представлены результаты изучения свойств личности курсантов военного вуза.
Ключевые слова: личность курсанта, военный вуз, свойства личности.
ля правильного развития личности курсантов, необходимо правильно понимать их мировоззрение, мотивацию к обучению, да и весь процесс обучения в целом. Этот процесс будет значительно отличаться от обучения в гражданском ВУЗе (построения, наряды, караулы, самоподготовка, увольнения, подъем - все эти слова не знакомы рядовому студенту). Поэтому воспитание будущего офицера имеет свою специфику.
В частности, для каждого курсанта важную роль играет физическое развитие. Физические данные будущего офицера, составляющие ядро природных сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и службе, влияют на настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Личность курсанта в значительной степени характеризуется особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности) в их диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими образованиями (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Курсанты военных вузов являются носителями тех общих черт, которые характерны для человека нашего общества: русского менталитета, гордости за свою страну, патриотизма. Кроме того, будущие офицеры - часть молодежи, занимающейся в высшей степени общественно значимой деятельностью по овладению военной профессией. А молодежи присущи и возрастные особенности.
Курсанты (17-22 года) относятся к юношескому возрасту на степени его перехода к зрелости. Юноше свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания. Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только сложен, но порой и противоречив.
У большинства курсантов сильно развито чувство собственного достоинства и стремление к самостоятельности, желание найти свое место в жизни, показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.
Социально-психологические особенности курсантов зависят также от характера и содержания воспитывающей учебной и служебной деятельности, жизненного опыта, семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов. Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и интересах, в повседневной деятельности, будущих офицеров [5, с. 45].
Направленность курсантов, как правило, характеризуется возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить военный вуз, получить востребованную в современном мире профессию, стать офицером, отдать свою жизнь службе в Вооруженных Силах России.
Наличие твердых жизненных планов, возвышенных стремлений - благоприятная предпосылка успешного обучения и воспитания будущих офицеров.
Для курсантов военных вузов характерны острая восприимчивость, сильная впечатлитель-