УДК 378.147:34
ББК Х7р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Шаламов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66; e-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельность; учебная деятельность; обучающийся; возраст; познавательные процессы; направленность; мотив.
АННОТАЦИЯ. В статье дается краткая характеристика деятельности как специфического осознанного типа поведения человека. Определяется сущность учебной деятельности - одного из основных видов деятельности человека. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Дается характеристика юношеского возраста, рассматриваются особенности учебной деятельности курсанта, раскрываются основные компоненты структуры личности курсанта, определяющие его готовность к учебной деятельности в вузе МВД России. Юношеский возраст совпадает по времени со студенческим / курсантским периодом в жизни человека. Студент /курсант как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: психологической, социальной, биологической. Для этого возраста характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Возраст от 17 лет до 21 года - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других. Студенческий / курсантский возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оп-тимумы развития интеллектуальных и физических сил. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента / курсанта, его возрастные и личностные особенности. К наиболее важным психическим особенностям личности, формирующим готовность обучающегося к учебной деятельности, относятся свойства личности и познавательные психические процессы.
Shalamov Vyacheslav Victorovich,
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Psychology of Service Activity and Pedagogy, Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.
PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
AS A CONDITION OF THEIR READINESS FOR TRAINING ACTIVITIES.
KEY WORDS: activity; educational activity; student; age; cognitive processes; focus; motive.
ABSTRACT. The article briefly describes activity as a specific conscious type of human behavior. The essence of educational activity is one of the main types of human activity. The main result of educational activity is formation of theoretical way of thinking of the trainees. The level of formation of theoretical thinking, which replaces empirical thinking, influences all the knowledge acquired further in the process of studying. Characteristics of adolescence is given; peculiarities of the studying process of the students are discussed; the basic components of the personality structure of a student are studied, which determine readiness for academic activities at the University of MIA of Russia. Adolescence coincides with the period of student life. A student or a cadet, as a person of certain age, may be characterized from three points of view: psychological, social and biological. This age is characterized by the shortest period of latent reactions on simple, combined and verbal signals; optimal absolute and difference sensitivity of analyzer; and flexibility in formation of complex psychomotor and other skills. The age of 17-21 is a period of quick development of moral and aesthetic standards, stabilization of character and acquisition of the whole complex of social roles of an adult person: civil, professional and labour and others. Student age is also characterized by the fact that this is the period of optimal development of intellectual and physiological spheres. The study of these spheres reveals the qualities and abilities of a student/cadet, their age-specific and personal features. The most important psychological features of a person, forming readiness of a student to learning activity are the qualities of personality and cognitive psychological processes.
'еловек как личность существует, определяет потребности как форму связи
сформируется и развивается благо- живых организмов с внешним миром, ис-
даря своей природной активности. Возник- точник их активности [21, с. 276].
новение различных форм его поведения Поведение человека, его активность регу-
мотивируется и стимулируется его потреб- лируются определенными интересами и тре-
ностями. Один из подходов в психологии бованиями общества, в котором он живет. Та-
Чф
© Шаламов В. В., 2016
кой специфически осознанный тип поведения в психологии называют деятельностью. Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения [27, с. 430].
Следует различать вопросы «почему действует человек?» и «для чего он действует?», так как побуждение личности к активности не всегда совпадает с целью деятельности. Однако деятельность человека, побуждаемая потребностями, как правило, управляется целью. Регуляция внутреннего и внешнего состояния поведения человека обуславливается формированием и развитием его сознания. При этом деятельность служит основой для развития сознания и определяет его содержание. Из этого следует, что психологической концепцией деятельности является принцип единства сознания и деятельности [4; 10].
Различные формы поведения и виды деятельности человека проявляются в определенные фазы созревания его организма в связи с формированием функциональных механизмов высшей нервной системы. Наряду с этим ни один вид деятельности не появляется сам по себе. Он зарождается на основе взаимодействия с людьми и окружающей средой, т. е. в результате социального практического опыта [19, с. 64].
Дидакты подчеркивают такие свойства деятельности, как целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность, и выделяют структуру человеческой деятельности с взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Анализ научной литературы [10; 20] позволяет определить в структуре деятельности следующие основные компоненты:
- мотив или потребность, побуждающие к деятельности и ставящие задачи этой деятельности;
- цель того, кто осуществляет деятельность;
- предмет (объект), на который направлены действия по реализации цели деятельности;
- действия с предметом (объектом), включающие определенные операции;
- средства, используемые в процессе деятельности;
- результат или продукт осуществляемой деятельности.
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленной на освоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач [15, с. 300]. Как и любая другая,
учебная деятельность проявляется в результате активности обучающегося и направлена на приобретение определенного опыта.
При осуществлении теоретической или практической работы в процессе обучения следует научить обучающихся выбирать, организовывать свои действия и управлять ими. Обучающийся, зная предмет своей деятельности и имея информацию о ее характерных свойствах, начинает усваивать необходимые примеры и операции для овладения умением пользоваться этой информацией при подборе конкретных способов осуществления учебной деятельности. Таким образом, первоначальной основой для осуществления учебной деятельности является создание благоприятных условий или мотивов сознательного усвоения знаний, навыков и умений.
Л. Д. Столяренко предлагает следующие основные характеристики учебной деятельности:
- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
- общие способы действия предваряют решение задач;
- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке - ученике;
- происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» [26, с. 232].
Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.
По определению И. И. Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности выступают усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учебной ситуации, системообразующей переменной которой выступают социальные взаимодействия обучающихся с преподава-
телями и между собой. Характер этих взаимодействий в свою очередь зависит от форм сотрудничества преподавателя с обучающимися.
Итак, с психологической точки зрения учебную деятельность следует рассматривать как совокупность психических процессов развития личности. Высшим уровнем этого развития считается самостоятельное осмысление учащимся своей позиции, поиск и открытие для себя новых знаний с формированием внутренних мотивов учения [29, с. 97].
Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем учебной деятельности, отношением к ней, обучаемостью. В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной лестницы характеризуются общими и типическими для них чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена с определенным периодом в жизни человека. Под определенным этапом в данном случае мы понимаем возраст человека. Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности [15, с. 38].
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен рамками от 17 лет до 21 года [22, с. 334]. Он совпадает по времени со студенческим / курсантским периодом в жизни человека.
Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях Н. В. Кузьминой [7], Ю. Н. Кулют-кина [8], А. А. Реана [23], а также в работе В. А. Якунина [30] и других накоплен большой эмпирический материал, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
- с психологической стороны, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности; главное в психологической стороне - психические свойства (темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований; однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с
тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний;
- с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и других общностей;
- с биологической стороны, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, рост и т. д.; эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [16, с. 278].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности обучающегося, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту /к урсанту как к человеку определенного возраста, то для этого человека будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психического и социального развития.
Если же изучать студента / курсанта как личность, то возраст от 17 лет до 21 года - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориента-ций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта [11, с. 43].
Студенческий / курсантский возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремлен-
ность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Поступая в специализированную образовательную организацию, обучающиеся встречаются с новыми условиями учебной среды, новыми средствами и методами познавательной и служебной деятельности. Образовательная организация требует от курсантов нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности с учетом особенностей служебной деятельности. В качестве особенностей учебной деятельности курсанта можно перечислить следующее:
- учебная деятельность жестко регламентирована распорядком дня, что требует от обучающихся умения рационально планировать самостоятельную учебную работу;
- учебная деятельность совмещается со служебной в нарядах, дежурствах, но строится на принципе строгой отчетности за каждое занятие, что требует от курсантов физической и эмоциональной выносливости, умения использовать приемы саморегуляции, эффективно организовывать учебную работу, концентрировать внимание и волевые усилия на главном;
- преобладает групповая учебная работа как на плановых занятиях, так и на самоподготовке, что требует умения эффективно работать и в группе, и в условиях, отвлекающих внимание;
- учебный процесс, как и вся деятельность курсанта, строится в большей степени на принципе единоначалия, что требует соблюдения определенной этики поведения, субординации; это заставляет курсанта перестраивать первичную систему общения, учит сдержанному, корректному поведению, нахождению области реализации своего творческого потенциала и применению его в решении практических задач;
- учебная деятельность, с одной стороны, контролируется соответствующими должностными лицами, с другой - курсантам предоставлена полная самостоятельность в плане организации учебы и быта, рядом нет родителей, которые часто принимали решения за молодого человека.
Первый курс - самый сложный и трудный для курсантов. Для многих из них время учебы в вузе - это начало самостоятельной жизни. Юноши и девушки впервые встречаются с новой обстановкой, с неизвестными ранее условиями учебы и жизни. Происходит ломка старого динамического стереотипа и формирование нового, перестройка и выработка новых привычек.
Характерным для курсантов первого курса является также противоречие между объемом, новизной, сложностью учебного материала, с одной стороны, и отсутствием навыков и умений самостоятельной работы в новых условиях - с другой. У курсантов происходит дидактическая адаптация. Им необходимо помочь научиться слушать и записывать лекцию, самостоятельно изучать и конспектировать рекомендованную литературу, качественно готовиться к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [9, с. 82].
Личность курсанта в значительной степени характеризуется особенностями его психики и имеет определенную структуру. Основными компонентами этой структуры являются психические свойства личности (направленность и мотивы деятельности личности, способности, темперамент, характер) в их диалектической связи с психическими процессами.
Ведущим психологическим свойством личности курсанта является направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает курсант.
Направленность, как справедливо утверждают М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбоич [5, с. 83], может быть узколичной или носить общественный характер, устойчивой или неустойчивой. Применительно к учебной деятельности студентов наибольшее значение приобретает профессиональная направленность - стремление к успешному овладению профессией, навыками применения знаний на практике, в творчестве и т. д.
В основе направленности личности лежат ее потребности. Одной из важных потребностей курсантов является потребность в общении, в процессе которой они познают не только других, но и себя. Эта потребность способствует установлению многообразных связей, развитию дружбы, товарищества, стимулирует обмен знаниями, мнениями, настроениями, переживаниями и опытом социальной жизни. Но потребности в общении, как и все другие, не являются постоянно заданными. Они изменяются и совершенствуются. Так, духовные потребности кур-
сантов наиболее успешно формируются под влиянием учебно-воспитательного процесса, в связи с постоянно повышающимися требованиями к будущей профессии.
На основе потребностей под воздействием мировоззрения формируются мотивы.
Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [12, с. 513].
Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности. Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и смыслообразую-щую функции.
Поведение курсанта зависит не только от его направленности, но и от темперамента.
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны психической деятельности [22, с. 375]. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п. В настоящее время психологическая наука в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента.
Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Поэтому целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации ее самостоятельной деятельности.
В полной мере это относится и к характеру как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающейся и проявляющейся в деятельности и общении, обусловливающей типичные для индивида способы поведения [14, с. 419]. Главная особенность характера состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, студенческий или трудовой коллектив). В зависимости от того, какая
группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Курсанты различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в учебе, т. е. по способностям.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся [14, с. 439]. Таким образом, способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. Большую роль в развитии способностей курсантов играет учебный процесс. Только благодаря постоянным упражнениям, применяемым в учебном процессе, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.
В формировании готовности курсантов к учебной деятельности немаловажное значение имеют и познавательные психические процессы. К числу наиболее важных из них психологи [1; 2 и др.] относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание и речь. Значение их в учебной деятельности очевидно уже из того, что без их участия невозможно ни овладение научными знаниями, ни формирование убеждений, ни осуществление практических действий. Именно эти психические процессы лежат в основе всей учебной деятельности учащегося всех возрастов. Знание педагогом и самим обучаемым сущности каждого из психических процессов необходимо, чтобы более эффективно использовать их в осмыслении учебного материала, организации учебной деятельности.
Ощущения - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств [21, с. 244]. Ощущения - это простейшие психические процессы, с которых начинается процесс познания. В них отражаются отдельные свойства, качества предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является работа анализаторов. Ощущения чрезвычайно разнообразны. Сколько анализаторов, столько и видов ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, вибрационные, органические. При обучении особенно важны зрительные и слуховые ощущения, ибо через органы зрения и слуха человек получает более 95 % сведений об окружающем мире.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [24, с. 63]. Восприятие - более сложный по сравнению с ощущениями психический познавательный процесс. Сходство между ними состоит в том, что они являются формами непосредственного отражения в сознании курсантов изучаемых предметов или явлений с помощью органов чувств. Различаются восприятие и ощущение тем, что с помощью ощущений отражаются предметы по отдельным признакам и свойствам, а в восприятии - в целом, во всей их совокупности.
Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [21, с. 249]. Память - психический процесс, от которого зависит результат учебной деятельности обучающегося, поскольку этот результат связан с важнейшими познавательными действиями - запоминанием, сохранением и воспроизведением учебного материала, а также всего того, что было в прошлом опыте обучающегося (в виде образов, мыслей, действий, чувств). От того, насколько многообразнее будет деятельность курсанта, настолько эффективнее и богаче будет его память, настолько больше учебного материала будет сохраняться в сознании, а следовательно, тем обширнее будет учебный, научный и воспитательный опыт. Это и является, в конечном счете, необходимым условием всестороннего развития личности будущего специалиста.
Мышление — опосредованное и обобщенное познание предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях [17, с. 499]. Уровень мышления курсанта характеризуется активным применением знаний, а не пассивным, механическим их использованием. Мышление, зарождаясь в чувственном познании, выходит за его пределы, позволяет человеку познавать то, что не может быть воспринято непосредственно органами чувств.
В единстве с мышлением учащегося функционирует и его речь. Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной деятельности людей форма общения, опосредованная языком [24, с. 572]. С помощью речи обучающиеся изучают учебный материал, познают и усваивают нравственные нормы поведения, общаются, влияют друг на друга, а также на себя лично. Поэтому чем активнее обучающиеся совершенствуют свою устную и письменную речь, тем выше уровень их познавательных возможностей,
следовательно, и качества учебного труда в целом.
Воображение — психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Сущность воображения -это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся [25, с. 66].
Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, представления чрезвычайно важны для всех психических роцессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления [12, с. 234-235].
Внимание - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Основные функции внимания - отбор информации, ее фиксация, удержание в поле сознания. Внимание никогда и нигде не выступает изолированно от других психических процессов. Оно всегда включено в другие формы познавательной и исполнительной деятельности [18, с. 120-121].
Подводя итог, необходимо сказать следующее. В настоящее время в отечественной школе ведущей становится личностно ориентированная направленность образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становятся главной линией обучения и воспитания.
Юношеский возраст совпадает по времени со студенческим / курсантским периодом в жизни человека. Студент /курсант как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: психологической, социальной, биологической. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента / курсанта, его возрастные и личностные особенности.
К наиболее важным, с нашей точки зрения, психическим особенностям личности, формирующим готовность обучающегося к
учебной деятельности, относятся свойства личности и познавательные психические процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемов В. А. Курс лекций по психологии. M. : Педагогика, l958.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. M. : M^, l990.
3. Блонский П. П. Память и мышление // Избр. пед. и психол. сочинения. В 2 т. M. : Педагогика, l979-
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерки : кн. для учителя. M. : Просвещение, l99l.
5. Дьяченко M. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Mинcк : Харвест, l993-
6. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. M. : ^ука, l975-
7. Кузьмина H. В. Основы вузовской педагогики. Л. : ЛГУ, l972.
8. Кулюткин Ю. H. Психология обучения взрослых. M. : Знание, l985.
9. Левченко M. В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. M. : Педагогика, l996.
10. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. M. : Политиздат, l975-
11. Лукинова H. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
12. Maклaков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 200l.
13. Maрковa А. К. Психология труда учителя. M. : Знание, l963-
14. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. M. : Просвещение, l986.
15. Педагогический энциклопедический словарь. M. : Большая Рос. энциклопедия», 2003.
16. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д. : Феникс, l998.
17. Педагогическая энциклопедия : в 4 т. M. : Сов. Энциклопедия, l965. Т. 2.
18. Першина Л. А. Общая психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. M. : Академический Проект, 2004.
19. Петровский А. В. О психологии личности. M. : Знание, l97l.
20. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : тео-рет. эксперимент. исслед.. M. : Педагогика, l980.
21. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Mещеряковa. M. : Педагогика-Пресс, l998.
22. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, M. Г. Ярошевского. M. : Педагогика, l990.
23. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. M. : Педагогика, l994-
24. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Mинcк : Харвест, l998.
25. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. M. : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2004.
26. Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов н/Д. : Феникс, 2000.
27. Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов н/Д. : Феникс, 2003.
28. Шадриков В. Д. Активизация учения школьников. M. : Просвещение, l982.
29. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя. M. : Просвещение, l986.
30. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. M. : Педагогика, l994-
REFERENCES
1. Artemov V. A. Kurs lektsiy po psikhologii. M. : Pedagogika, 1958.
2. AsmolovA. G. Psikhologiya lichnosti. M. : MGU, 1990.
3. Blonskiy P. P. Pamyat' i myshlenie // Izbr. ped. i psikhol. sochineniya. V 2 t. M. : Pedagogika, 1979.
4. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhol. ocherki : kn. dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1991.
5. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologiya vysshey shkoly. Minsk : Kharvest, 1993.
6. Kalmykova Z. I. Obuchaemost' i printsipy postroeniya metodov ee diagnostiki. Problemy diagnostiki umstvennogo razvitiya uchashchikhsya. M. : Nauka, 1975.
7. Kuz'mina N. V. Osnovy vuzovskoy pedagogiki. L. : LGU, 1972.
8. Kulyutkin Yu. N. Psikhologiya obucheniya vzroslykh. M. : Znanie, 1985.
9. Levchenko M. V. K voprosu ob adaptatsii studentov mladshikh kursov k usloviyam obucheniya v pedvuze // Psikhologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studentov. M. : Pedagogika, 1996.
10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Politizdat, 1975.
11. Lukinova N. G. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo i uslovie razvitiya poznavatel'noy deyatel'nosti studenta : dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2003.
12. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya. SPb. : Piter, 2001.
13. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya. M. : Znanie, 1963.
14. Obshchaya psikhologiya / pod red. A. V. Petrovskogo. M. : Prosveshchenie, 1986.
15. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M. : Bol'shaya Ros. entsiklopediya», 2003.
16. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly. Rostov n/D. : Feniks, 1998.
17. Pedagogicheskaya entsiklopediya : v 4 t. M. : Sov. Entsiklopediya, 1965. T. 2.
18. Pershina L. A. Obshchaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. M. : Akademicheskiy Proekt, 2004.
19. Petrovskiy A. V. O psikhologii lichnosti. M. : Znanie, 1971.
20. Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii : teoret. eksperiment. issled.. M. : Pedagogika, 1980.
21. Psikhologicheskiy slovar' / pod red. V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakova. M. : Pedagogika-Press, 1998.
22. Psikhologicheskiy slovar' / pod red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. M. : Pedagogika, 1990.
23. Rean A. A. Psikhologiya pedagogicheskoy deyatel'nosti. M. : Pedagogika, 1994.
24. Slovar' prakticheskogo psikhologa / sost. S. Yu. Golovin. Minsk : Kharvest, 1998.
25. Slovar' prakticheskogo psikhologa / V. B. Shapar'. M. : AST ; Khar'kov : Torsing, 2004.
26. Stolyarenko L. D. Pedagogika. Rostov n/D. : Feniks, 2000.
27. Filatov F. R. Obshchaya psikhologiya. Rostov n/D. : Feniks, 2003.
28. Shadrikov V. D. Aktivizatsiya ucheniya shkol'nikov. M. : Prosveshchenie, 1982.
29. Shchukina G. I. Rol' deyatel'nosti v uchebnom protsesse : kn. dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1986.
30. Yakunin V. A. Psikhologiya uchebnoy deyatel'nosti studentov. M. : Pedagogika, 1994.
Статью рекомендует канд. психол. наук, доцент К. В. Злоказов.