Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников'

К вопросу о необходимости педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / FIRST-YEAR STUDENTS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FIRST-YEAR STUDENTS / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ / REFLEXIVITY / LEVEL OF REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина А.А.

В основе статьи лежит анализ психолого-педагогической литературы на предмет определения раннего юношеского возраста как сенситивного периода для развития основных социогенных потенций человека. Выделяется значимость рассматриваемого возраста как для успешного формирования личности, так и для продуктивного социального развития. Акцентируется внимание на том, что период обучения на младших курсах целесообразен для формирования рефлексивной позиции студента с точки зрения возрастных особенностей, поскольку профессиональное становление включает в себя выстраивание образа будущей профессии на деятельностном уровне и определение ценностного отношения к профессиональной деятельности. Вместе с тем указывается, что студенты-первокурсники не способны к сознательной регуляции своего поведения в полной мере. Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента на предмет определения уровня рефлексивности студентов-первокурсников. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического материала доказывается необходимость педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE NECESSITY OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING REFLEXIVE POSITION OF FIRST-YEAR STUDENTS

The study is based on an analysis of psychological and pedagogical research literature to determine early adolescence as a sensitive period for the development of basic sociogenic potentialities of human. The importance of considering age is highlighted as for successful identity formation and productive social development. The author focuses on the fact that the training period for junior courses is suitable to form a reflective position in students from the point of view of their age specifics, because professional development includes forming an image of a future profession on the activity level and defining their attitude to professional activities. However, it is stated that first-year students are not fully capable of conscious regulation of their own behavior. The paper gives results of an ascertaining phase of the experiment to determine the level of reflexivity of first-year students. The analysis of psychological and pedagogical works help the author to prove the need of pedagogical support in formation of a reflexive position of first-year students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников»

ентации. Сущность направленности личности связана с мотивами его поведения, с тем, что для него имеет ценность, значение. Смысл деятельности и образа жизни человека определяется его внутренними ценностями - осознанными и неосознанными мо-

тивами. Именно поэтому немаловажная роль в дополнительном профессиональном образовании сотрудников полиции должна отдаваться, кроме профессиональной, еще и идейно-воспитательной составляющая.

Библиографический список

1. Кодзоков С.А. Учебно-методическое обеспечения развитие компетенции целеполагания курсанта вуза внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 [43]: 76-179.

2. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов России в системе дополнительного профессионального образования, как эффективный педагогический инструмент формирования компетенций. НАУКОВЕДЕНИЕ. Интернет-журнал. 2014; Вып. 2, март - апрель. Available at: http://publ.naukovedenie.ru

3. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490. Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068955/

4. Кривых С.В. Образование взрослых: перспективы развития. Академия профессионального образования. 2015; 10: 3 - 8.

References

1. Kodzokov S.A. Uchebno-metodicheskoe obespecheniya razvitie kompetencii celepolaganiya kursanta vuza vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 [43]: 76-179.

2. Sadekov R.R., Senatorova O.Yu. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov Rossii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya, kak 'effektivnyj pedagogicheskij instrument formirovaniya kompetencij. NAUKOVEDENIE. Internet-zhurnal. 2014; Vyp. 2, mart - aprel'. Available at: http://publ.naukovedenie.ru

3. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz MVD RF ot 29 iyunya 2009 g. № 490. Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068955/

4. Krivyh S.V. Obrazovanie vzroslyh: perspektivy razvitiya. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2015; 10: 3 - 8.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 378.046.2

Kostina A.A., third-year postgraduate, Academy of Public Administration (Moscow, Russia),

E-mail: ankalexandrovna@gmail.com

ON THE QUESTION OF THE NECESSITY OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING REFLEXIVE POSITION OF FIRST-YEAR STUDENTS. The study is based on an analysis of psychological and pedagogical research literature to determine early adolescence as a sensitive period for the development of basic sociogenic potentialities of human. The importance of considering age is highlighted as for successful identity formation and productive social development. The author focuses on the fact that the training period for junior courses is suitable to form a reflective position in students from the point of view of their age specifics, because professional development includes forming an image of a future profession on the activity level and defining their attitude to professional activities. However, it is stated that first-year students are not fully capable of conscious regulation of their own behavior. The paper gives results of an ascertaining phase of the experiment to determine the level of reflexivity of first-year students. The analysis of psychological and pedagogical works help the author to prove the need of pedagogical support in formation of a reflexive position of first-year students.

Key words: pedagogical support, first-year students, psychological and pedagogical features of first-year students, reflexivity, level of reflexivity.

А.А. Костина, аспирант третьего года обучения, Академия социального управления, г. Москва,

E-mail: ankalexandrovna@gmail.com

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

В основе статьи лежит анализ психолого-педагогической литературы на предмет определения раннего юношеского возраста как сенситивного периода для развития основных социогенных потенций человека. Выделяется значимость рассматриваемого возраста как для успешного формирования личности, так и для продуктивного социального развития. Акцентируется внимание на том, что период обучения на младших курсах целесообразен для формирования рефлексивной позиции студента с точки зрения возрастных особенностей, поскольку профессиональное становление включает в себя выстраивание образа будущей профессии на деятельностном уровне и определение ценностного отношения к профессиональной деятельности. Вместе с тем указывается, что студенты-первокурсники не способны к сознательной регуляции своего поведения в полной мере. Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента на предмет определения уровня рефлексивности студентов-первокурсников. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического материала доказывается необходимость педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенты-первокурсники, психолого-педагогические особенности, рефлексивность, уровень рефлексивности.

Студенческий возраст - период, непосредственно связанный с высшей школой. В этот активный период происходит интенсивная работа над собой, в связи с чем К.Д. Ушинский назвал этот возраст «самым решительным» [1].

Л.Д. Столяренко дает характеристику студенчеству как особой социальной категории, которая организационно объединена высшим образованием [2]. По определению И.А. Зимней, студенчество состоит из людей, целенаправленно, планомерно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, отличающихся достаточно высоким образовательным уровнем, более активным использованием культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].

Сейчас студент вуза - это, в первую очередь, молодой человек, который имеет достаточный потенциал к последующему развитию, определению своего будущего. Будучи важным интеллектуальным ресурсом социума, студент-первокурсник является вчерашним школьником, не имеющий необходимого опыта, и ощущающий существенную потребность в его получении [4]. Период между окончанием школы и началом обучения в высшем учебном заведении достаточно небольшой. Именно в этот период важно внести серьезные коррективы в ранее поставленные цели, пересмотреть свои прежние привычки и манеру поведения, что в результате будет способствовать появлению новых качеств, способствующих выполнению возникших новых социальных ро-

Таблица 1

Моменты развития и их соотношения в различные микропериоды зрелости

Микропериоды, Годы Повышение функционального уровня, % Стабилизация, % Понижение функционального уровня, %

18—22 46,8 20,6 32,6

23—27 44,0 19,8 36,2

28—32 46,2 15,8 38,0

33—35 11,2 33,3 55,5

лей, проявлению необходимых индивидуальных качеств, таких как самостоятельность, любознательность, инициативность.

Конечно, методы обучения в вузе заметно отличаются от школьных. Процесс обучения в вузе строится по принципам, отличающимся от дидактики средней школы: учебная работа сближается с научной; активность студентов заключается в самостоятельной учебно-познавательной деятельности; происходит профессионализация содержания изучаемых дисциплин. Соответственно, многие первокурсники в первое время испытывают большие трудности. Поэтому начальный этап обучения в вузе связан с коренной ломкой устоявшихся представлений и привычек школьника, необходимостью изменять и перестраивать свое поведение и деятельность, учиться обрабатывать и анализировать информацию в большом объеме, отчетливо и ясно излагать свои мысли. Поэтому весьма важным является то, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника в русло самостоятельной работы. Это, в свою очередь, влечет за собой развитие познавательной деятельности. Здесь нужно внести ясность и дать понять студенту, что он ведет эту деятельность для того, чтобы овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, а совсем не для того, чтобы с успехом сдать экзамены.

Обучение в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Этот период, проанализированный в работах Б.Г Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, 3.Ф. Есаревой, знаменуется сложностью становления многих личностных черт. Эмпирические исследования Б.Г. Ананьева доказывают.чтосущность психофизическогоразвитиязрелости человека является разнородной и противоречивой и представляет собойсложноюструктрруразшчнныппроцеасов [5].Б.Г.Ана-ньев утверждает, что самые существенные социальные и пси-хофизипгргичеаки е измчнения происходяянагранхцох межеу прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структун повхдения и интеллемоазеловеко. Умасхрук-тура состоит из повышения функционального уровня различных механиноовреатерувости.тБаЧеоузавии этиоуровней и их пу-нижения. В результате эксперимента учёный сопоставил отрезки времени.яктпеыеоСоазуюв ктрвксуроразвнтБе поахофизаоло-

гических функций человека, и выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня (табл. 1).

На основе анализа данных таблицы можно сказать, что самый большой процент функционального уровня, то есть самый большой всплеск познавательных способностей (46,8%) приходится на возраст от 18 до 22 лет, на возраст, который нас больше всего интересует. Таким образом, можно заключить, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.

В то же время, становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», являясь центральным психологическим новообразованием юношеского возраста, диктует потребность подчеркнуть собственную индивидуальность. В этом возрасте формируется собственная модель личности, с помощью которой определяется свое отношение к себе и другим. Чертой нравственного развития, присущей этому возрасту, является повышение сознательных мотивов поведения. Наряду с этим, специалисты в области возрастной психологии и физиологии акцентируют внимание на том, что способность к сознательной регуляции своего поведения у студентов-первокурсников в 17 - 19 лет не в полной мере развита [6]. Зачастую происходят немотивированный риск, неумение прогнозировать последствия своих действий, основанных на не всегда достойных мотивах. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Рнасоле о с еннвгосвм е стхв2Р1Вго дрнчмиРыми проди-агностированы 470 студентов 1 курса очной формы обучения МГУСУ им. ВТ. Рамумохскогонзпре,омег охнпденоуая уровня рефлексивности как качественно особого свойства индивида, апоБобвкгп пчгогюато рБшвниообдумаоно.вмхешентр, учитывая различные варианты решения «задачи». Мы использовали мегодиау очнедоаенихуохано рефлеквивнхсто А.В. Карпова (2003). Анализ результатов полученных данных выявил, что по-давоающеБ ^вхешьстпсстоеортох! руура имеютниский уровень рефлексивности (данные распределены по профилям обучения) (рис. 1).

высокий уровень рефлексивности

8 -

средний уровень рефлексивности

7 -

низкий уровень рефлексивности

l.ll.llllllllll

_Z 3 4_5_6_7 9_10 11 13 13 14 ISJ

Распределение полученных данных по профилям обучения

Рис. 1. Баллы, полученные по методике А.В. Карпова, переведенные в стены, демонстрирующиеимеющийся уровеньрефлексивностиустудентов-первокурсников.

На основе данных, полученных в ходе эмпирического исследования, считаем необходимым отметить, что такие черты личности, как способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, уметь правильно организовывать своё рабочее время для самостоятельной работы, у студентов-первокурсников сформированы на недостаточном уровне.

По нашему мнению, некоторые студенты-первокурсники оказались неспособными к принятию элементарных решений, так как привыкли к ежедневной опеке и контролю в школе. У них недостаточно развиты навыки самообразования и самовоспитания. В новых условиях вуза у молодого человека может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы. А недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке студентами-первокурсниками своих сил и возможностей.

В свою очередь, также необходимо отметить, что, с одной стороны, результаты констатирующего этапа соответствуют закономерностям и специфике психического развития личности в данный возрастной период, но с другой стороны, - привносят предположение, что, имея низкий уровень рефлексивности, студенты-первокурсники едва ли смогут сформировать устойчивую рефлексивную позицию без педагогического сопровождения.

Л.С. Выготский доказал, что процессы обучения и развития находятся в сложной динамической взаимосвязи, которые изменяются с возрастом - процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет за ним [7]. Учёный выделил «зону ближайшего развития», обозначенную некоторыми задачами, которые на определенном этапе развития студент может решать под руководством преподавателя, но не самостоятельно. В дальнейшем, по мере развития познавательных способностей задачи эти могут быть выполнены им полностью самостоятельно. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. В этой связи является очевидным тот факт,

Библиографический список

что первокурсники нуждаются в планомерном педагогическом сопровождении.

С точки зрения системно-ориентационного подхода сопровождение рассматривается как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что дает основание соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, которые благоприятны для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала обучающегося.

В рамках нашего исследования, педагогическое сопровождение - это целенаправленная деятельность педагога, суть которой заключается в его перманентной готовности адекватно отреагировать на возникший запрос обучающегося о взаимодействии.

Таким образом, проанализировав теоретический материал на предмет определения психолого-педагогических особенностей студентов-первокурсников и результаты констатирующего этапа эксперимента, в учебно-воспитательной работе с первокурсниками мы предлагаем акцентировать внимание преподавателей вузов на необходимости педагогического сопровождения развития основных социогенных потенций студентов-первокурсников и внедрении в учебный процесс технологий по развитию критического мышления, в том числе, интерактивных методов обучения (дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод) [2; 8].

В заключение хотелось бы отметить, что высшее образование существенно воздействует на психику человека, на развитие его личности. При наличии благоприятных условий, период обучения в вузе связан с развитием всех уровней психики студентов. В дальнейшем эти уровни определяют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. А знание индивидуальных особенностей студентов-первокурсников, на основе которых должна быть построена система педагогического сопровождения, имеет решающее значение в процессе включения студентов-первокурсников в новые виды деятельности и в новый круг общения.

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Составитель С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов по пед. и психол. направлениям и специальностям. Москва: Логос, 2000.

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. О влиянии глобальных вызовов на миссию современного образования. Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 января 2016 г. Москва, 2016: 123 - 127.

5. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Под редакцией Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Ленинград: ЛГУ, 1974; Вып. 2: 3—15.

6. Юлина Г.Н. Основные факторы выбора профессии старшеклассниками. Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 января 2016 г. Москва, 2016: 105 - 116.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Под редакцией А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1982 - 1984; Т. 3: 673.

8. Александрова А.А. Процесс формирования рефлексивной позиции обучающихся с использованием метода кейсов. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 8 - 10.

References

1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Sostavitel' S.F. Egorov. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5.

2. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov po ped. i psihol. napravleniyam i special'nostyam. Moskva: Logos, 2000.

4. Shishov S.E., Kal'nej V.A. O vliyanii global'nyh vyzovov na missiyu sovremennogo obrazovaniya. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 20-21 yanvarya 2016 g. Moskva, 2016: 123 - 127.

5. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Pod redakciej B.G. Anan'eva, N.V. Kuz'minoj. Leningrad: LGU, 1974; Vyp. 2: 3-15.

6. Yulina G.N. Osnovnye faktory vybora professii starsheklassnikami. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 20-21 yanvarya 2016 g. Moskva, 2016: 105 - 116.

7. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Pod redakciej A.M. Matyushkina. Moskva: Pedagogika, 1982 - 1984; T. 3: 673.

8. Aleksandrova A.A. Process formirovaniya refleksivnoj pozicii obuchayuschihsya s ispol'zovaniem metoda kejsov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 8 - 10.

Статья поступила в редакцию 10.09.16

УДК 371

Lakhtin A.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Biysk Technological Institute, Branch of Altai State Technical University (Biysk, Russia), E-mail: skbpgu@mail.ru

ACMEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES. The article studies a relevant topic, for graduate school is currently actualizes the need for justification of acmeological aspects of improving the quality of physical education among students. The author examines the status of physical education as an acmeological tool for generating

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.