Научная статья на тему 'Проблема педагогического сопровождения студентов-первокурсников как условие успешного разрешения проблем развития'

Проблема педагогического сопровождения студентов-первокурсников как условие успешного разрешения проблем развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / FIRST-YEAR STUDENTS / ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / DIFFICULTIES IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова А. А.

Рассматривается педагогическое сопровождение как условие успешного разрешения проблем развития студентов-первокурсников. Автор выделяет трудности, возникающие у студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе. Приводится теоретическое обоснование того, что студенты-первокурсники в большей мере нуждаются в педагогическом сопровождении. На основе анализа психолого-педагогической литературы о предназначении сопровождения в образовании автор пришел к заключению, что педагогическое сопровождение может способствовать разрешению актуальных проблем развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of pedagogical support of first-year students as a condition for the successful resolution of development problems

The article discusses the pedagogical support as a condition for the successful resolution of the problems of first-year students. The author highlights the difficulties arising from the first-year students in the learning process at the university. Given theoretical justification that first-year students are in need of pedagogical support to a greater extent. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature about the purpose of support in education the author came to the conclusion that pedagogical support can contribute to the solution of actual development problems of students.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогического сопровождения студентов-первокурсников как условие успешного разрешения проблем развития»

УДК 378.046.2 ББК 74

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

АННА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЕКСАНДРОВА,

аспирант второго года обучения кафедры технологий и профессионального образования, «Академия социального управления» Научная специальность: 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования» E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук,

профессор Шишов С.Е.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается педагогическое сопровождение как условие успешного разрешения проблем развития студентов-первокурсников. Автор выделяет трудности, возникающие у студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе. Приводится теоретическое обоснование того, что студенты-первокурсники в большей мере нуждаются в педагогическом сопровождении. На основе анализа психолого-педагогической литературы о предназначении сопровождения в образовании автор пришел к заключению, что педагогическое сопровождение может способствовать разрешению актуальных проблем развития обучающихся.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, студенты-первокурсники, трудности в процессе обучения.

Annotation. The article discusses the pedagogical support as a condition for the successful resolution of the problems of first-year students. The author highlights the difficulties arising from the first-year students in the learning process at the university. Given theoretical justification that first-year students are in need of pedagogical support to a greater extent. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature about the purpose of support in education the author came to the conclusion that pedagogical support can contribute to the solution of actual development problems of students.

Keywords: support, pedagogical support, first-year students, difficulties in the learning process.

В настоящее время возрастает необходимость в специалистах, которые способны практическим путем решать жизненные и профессиональные проблемы. В большей степени это зависит от способных и готовых к деятельности выпускников, ориентированных на самореализацию, которые руководствуются знаниями и опытом, приобретенными в период профессионального обучения. Именно молодые исследователи позволят ответить на мировые вызовы и осуществить поставленные перед нашей страной важнейшие задачи современности. [4]

Среда вуза существенно влияет на эффективность процесса обучения студентов, особенно в первый год обучения. Именно в течение первого года обучения происходит приспособление студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе. Процесс обучения в вузе строится по принципам, отличающимся от дидактики средней школы: учебная работа сближается

с научной; активность студентов заключается в самостоятельной учебно-познавательной деятельности; происходит профессионализация содержания изучаемых дисциплин.

В этой связи начальный этап обучения в вузе связан с коренной ломкой устоявшихся представлений и привычек вчерашнего школьника, необходимостью изменять и перестраивать свое поведение и деятельность, учиться анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Стоит отметить, что также студентам-первокурсникам необходимо привыкать к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, лекционным формам работы и к напряженному учебному труду.

Процесс профессионального обучения, применительно к условиям обучения в вузе, предполагает перестройку мышления студента-первокурсника, необходима напряженная работа таких психиче-

ских процессов как внимание, память, воля. К тому же изменяется и социальная роль обучаемого, и, как следствие, возрастает необходимость регуляции своего поведения соответственно нормам и традициям, сложившимся в вузе. Соответственно, многие первокурсники в первое время испытывают большие трудности. [2]

Трудности, которые возникают у студентов в процессе первого года обучения в вузе, удалось выявить посредством анкетирования студентов-первокурсников Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского. В анкетировании приняли участие 470 студентов первокурсников разных профилей (диагр. 1).

Диаграмма 1.

Трудности, возникающие у студентов в процессе первого года обучения в вузе

По результатам опроса видно, что в ходе образовательного процесса в вузе у студентов-первокурсников наибольшие затруднения вызывают три группы проблем: низкие способности к освоению некоторых предметов — 72 %; несоответствие школьного уровня знаний, требованиям образовательного процесса в вузе — 52 %; насыщенность программы обучения в вузе — 51 %.

Из результатов анкетирования видно, что студенты-первокурсники в большей мере нуждаются в педагогическом сопровождении. В связи с этим возрастает необходимость использования педагогического сопровождения в процессе обучения студентов-первокурсников и, как следствие, возникает потребность, в первую очередь, теоретического обоснования этого вопроса.

Актуальность проблемы педагогического сопровождения обусловлена широкой общественной и научной востребованностью. В общем смысле сопровождение развития человека — есть его социальное взаимодействие с окружающими людьми, которые, воздействуя на этого человека, способствуют его развитию на жизненном пути и в разнообразных личных и социальных ситуациях. Сопровождение в педагогическом смысле заключается в усилении положительных

сторон развития обучающегося и ослаблении негативных, что дает основание сопоставлять сопровождение со сторонними изменениями, которые благоприятны для поддержки и подкрепления внутреннего потенциала обучающегося.

По мнению С.В. Дудчик и С.К. Турчак, педагогическое сопровождение есть взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет определенные действия, а педагог создает условия для осуществления этих действий. [1]

В свою очередь, С.Н. Чистякова утверждает, что педагогическое сопровождение обучающихся заключается в переориентации преподавателя с деятельности назидателя на деятельность фасилитатора, которая направлена на создание ситуации успеха. По ее мнению, педагогическое сопровождение должно реализовывать не только государственный заказ по удовлетворению потребностей рынка труда в конкурентоспособных специалистах, но и социальный заказ на подготовку социально зрелых субъектов деятельности [3].

На основе этого, можно утверждать, что основное предназначение сопровождения в образовании, субъектами которого выступают студенты и преподаватели вузов, состоит в том, чтобы посредством педагогического влияния содействовать успешному разрешению

252

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2015

проблем развития.

По нашему мнению, применение педагогического сопровождения в процессе обучения студентов-первокурсников может способствовать реализации развивающей функции образования благодаря комплексному использованию в учебном процессе рефлексии, системного анализа, проблемного обучения. Поскольку, в данном случае, деятельность педагога, осуществляющего сопровождение, будет направлена на работу с субъектным опытом студента-первокурсника; с анализом его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытием способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого обучающегося.

Известно, что высшее образование оказывает существенное влияние на психику студента, развитие его способностей в частности и личности в целом. При наличии благоприятных условий за время обучения в вузе, у студентов происходит развитие всех уровней психики, которые в дальнейшем определяют направленность ума человека, то есть формируют склад мышления, характеризующий профессиональную направленность личности.

В связи с этим, процесс обучения студентов-первокурсников, осложненный трудностям, возникающими в первый год обучения в вузе, требует комплексного решения проблемы их педагогического сопровождения, осуществляемого, по нашему мнению, за счет деятельности и преподавателей вузов, и кураторов групп первого курса, и учебного управления образовательного учреждения. Причем, эта деятельность должна осуществляться как с учетом общих закономерностей протекания адаптационных процессов у студентов-

первокурсников, так и особенностей вуза как особой социокультурной образовательной среды.

Литература

1. Дудчик С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения. Дисс.канд.пед.наук, Москва, 2008

2. Хусаинова, Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством груп-пообразующей деятельности : дисс. . канд. пед. наук / Р. Р. Хусаинова. — Киров, 2005. — 219 с., с. 59-62

3. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. — 2005. — №1. — С.19-26

4. Шишов С.Е. Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичной экономики. — Нано-технологии. Экология. Производство. — 2009. — № 2. — С. 66-69

Reference

1. Dudchik S. V. Development of cognitive interest of younger school students by means of tyyutorsky maintenance. Diss.kand.ped.nauk, Moscow, 2008

2. Khusainova, R. R. Adaptation of students to education conditions in pedagogical higher education institution by means of gruppoobrazuyushchy activity: yew. edging. пед. sciences / R. R. Khusainova. — Kirov, 2005. — 219 pages, page 59-62

3. Chistyakova of S. N. Problem of self-determination of seniors at a training profile choice//Pedagogics. — 2005. — No. 1. — Page 19-26

4. Shishov S.E. Formation of personnel potential for hi-tech economy. — Nanotechnologies. Ecology. Production. — 2009. — No. 2. — Page 66-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.