И.В. Теплякова, ст. преподаватель, кафедра психологии и педагогики начального образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, [email protected]
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ОПЫТ КУРАТОРА
В статье рассматриваются вопросы организации сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза и условия преодоления переживаемых ими трудных жизненных, стрессовых, ситуаций в адаптационный период. Автором представлен опыт работы куратора со студенческой группой. Обоснована необходимость проведения адаптационной недели первокурсника и использования специально организованного психолого-педагогического воздействия на студенческую группу. Кроме того, в статье представлены результаты исследования, позволившего выявить исходный уровень стресса у студентов-первокурсников и причины, способствующие его возникновению, а также определить стратегии преодоления психологического напряжения. Автором рассматриваются ключевые направления организации сопроводительного процесса адаптационного периода первокурсников: проведение общефакультетских мероприятий на базе вуза и непосредственная работа куратора в группе, а также условия успешной адаптации студентов: развитие коммуникативных навыков и педагогической рефлексии; обучение использованию конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций студентами и формирование эффективных стратегий совладания с затруднениями; сотрудничество куратора со старостой группы и с родителями студентов; встречи и беседы в неформальной обстановке. Полученные в ходе реализации комплексного психолого-педагогического воздействия на студентов в адаптационный период результаты характеризуются практической значимостью.
Ключевые слова: адаптация, стресс, сопровождение, адаптационный период, трудная жизненная ситуация, личностная компетентность, профессиональная компетентность, социальная поддержка, стратегия преодоления, совладание.
Опыт работы автора в качестве куратора студенческой группы на протяжении ряда лет свидетельствует о том, что одной из приоритетных задач высшего образования в условиях меняющихся требований к профессиональной компетентности будущих специалистов является задача гуманизации образования, обращения к личностным проблемам обучающихся, в частности, к проблеме адаптации студентов-первокурсников в вузе.
При поступлении в учебное заведение обучающемуся приходится проходить сложный и порой достаточно долгий процесс социальной адаптации. С началом обучения студенты-первокурсники сталкиваются со множеством сложных для себя ситуаций, справиться с которыми им бывает подчас не под силу: отъезд из дома и разлука с родными, адаптация к новым условиям жизни, трудности межличностных взаимоотношений, осуществляемых в системе «педагог -
студент», необходимость самостоятельно свой режим дня, проблемы в личной жизни.
планировать и рационально распределять Проявления стресса, связанного с учебой,
свой бюджет и пр. Многие студенты впер- характеризуются студентами следующим
вые в жизни оказываются вдали от родите- образом: как страх, тревога (53% опро-лей, им приходится самим заботиться о себе
и самостоятельно искать способы приспособления. Часть из них тяжело переносят переход от условий жизни в сельской местности к городской обстановке: в большинстве случаев они оказываются не подготовлены к самостоятельной жизни. Таким образом, напряжение, связанное с учебной нагрузкой, финансовыми трудностями, тревогой за будущую профессиональную карьеру делает студентов уязвимыми и приводит к возникновению стрессов на начальном этапе обучения.
Исследование, проведенное автором на факультете педагогики Иркутского государственного университета с целью оценки исходного уровня стресса у студентов-первокурсников (всего было опрошено 83 чел.) и выявления причин, способствующих его возникновению, свидетельствует о том, что 45% студентов обладают высокими показателями уровня стресса: состояние достаточно выраженного напряжения эмоциональных и физиологических систем организма демонстрируют 33% опрошенных, 5% студентов находятся на стадии перехода к истощению запасов адаптационной энергии организма. 7% первокурсников пребывают в состоянии сильного стресса, 40% - умеренного стресса. И только у 15% обучающихся значимые показатели стресса отсутствуют.
Результаты качественного анализа причин и проявлений стрессовых состояний позволяют сделать следующие выводы: среди причин, способствующих возникновению и развитию стресса у студентов-первокурсников, можно выделить большую учебную нагрузку, жизнь вдали от родителей, неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, организовать
С началом обучения студенты-первокурсники сталкиваются со множеством сложных для себя ситуаций, справиться с которыми им бывает подчас не под силу: отъезд из дома и разлука с родными, адаптация к новым условиям жизни, трудности межличностных взаимоотношений, осуществляемых в системе «педагог - студент», и пр.
шенных); нарушения сна (3%); спешка, нехватка времени (17%); головные боли (2%); низкая работоспособность (9%); повышенная утомляемость (16% опрошенных). Также практически все студенты отметили у себя высокую степень волнения перед экзаменами.
Вместе с тем, данные, полученные с помощью методики Д. Амиртхана «Индикатор стратегий преодоления стресса», свидетельствуют о том, что стратегией избегания в ходе решения своих проблем предпочитают пользоваться 55% испытуемых, 25% -стратегией поиска социальной поддержки, являющейся конструктивной и позволяющей наиболее эффективно справляться с жизненными трудностями (применение данной стратегии свидетельствует о наличии у студентов ресурсов для преодоления трудностей). И только 20% первокурсников предпочитают обращаться к стратегии разрешения проблем, которая характеризуется использованием личностных ресурсов, проявлением активности в поиске решения проблемы -т. е. является активной и эффективной стратегией поведения. Таким образом, почти половина опрошенных студентов (45%) имеют высокие показатели уровня стресса. При этом наиболее часто с целью решения своих проблем они прибегают к стратегии избегания (55% опрошенных).
Ситуацию переживания стресса можно отнести к трудной жизненной ситуации, когда «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни...»1. Жизненная ситуация, в которую попадает первокурсник, связана с условиями его существования и предполагает их изменения, к которым необходимо приспособиться, поэтому она всегда сопровождается процессом адаптации.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Преодолению молодыми людьми трудной жизненной ситуации способствует эмоциональная поддержка со стороны взрослых. Исходя из этого, И.Н. Самадова указывает на необходимость организации в данный возрастной период совместной деятельности со значимым взрослым в ходе преодоления трудностей2. Таким образом, становится очевидной необходимость организации сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, в котором немаловажная роль принадлежит куратору группы.
Основной характеристикой адаптационного процесса является ориентационная активность студентов, -
которая, в свою очередь, связана со стремлением к автономии. Именно это стремление оказывает значительное влияние на становление личности первокурсника. Адаптационный процесс у студентов вузов М.В. Делеу
Почти половина опрошенных студентов (45%) имеют высокие показатели уровня стресса. При этом наиболее часто с целью решения своих проблем они прибегают к стратегии избегания (55% опрошенных).
взаимодействие со средой, привыкание к новому коллективу; 3) педагогическом: особенности приспособления студентов к новой системе обучения; 4) профессиональном: включение студентов в социально-профессиональную группу, освоение условий будущей трудовой деятельности3. Это означает, что в процессе адаптации у студентов необходимо сформировать новые установки и навыки взаимодействия в коллективе, включить их в социально-профессиональную группу и научить ориентироваться в новой системе обучения. Данное требование позволяет нам выделить два ключевых направления в сопроводительном процессе адапта-- ционного периода студентов-первокурсников.
Первое направление связано с организацией процесса адаптации студентов в рамках работы факультета при содействии студсовета. С первых дней обучения в вузе для студентов органи-
характеризует в четырех аспектах: 1) психо- зуется «Адаптационная неделя первокурс-
физиологическом: изменение выработанного ника», во время которой проводятся встреча
динамического стереотипа, формирование с администрацией факультета в рамках празд-
новых установок и навыков; 2) социальном: ника «День Знаний», первая встреча с курато-
ром группы на кураторском часе, знакомство с корпусами и аудиториями вуза, с расписанием занятий, встреча с работником библиотеки и выдача читательских билетов, организуются знакомство с представителями студенческого профкома и проведение тренингов учащимися старших курсов для первокурсников с целью знакомства и сплочения коллектива. Также в рамках данного направления проводится праздник «Посвящение в студенты». К концу первого месяца обучения проводится общефакультетское выездное мероприятие «День здоровья», которое также способствует сплочению коллектива группы, когда первокурсники в неформальной обстановке имеют возможность войти в коллектив студентов факультета. На данном этапе адаптации куратор выполняет роль сопровождающего студентов группы.
Второе направление связано с непосредственной работой куратора в группе как на еженедельно проводимых кураторских часах, так и вне их.
Куратор осуществляет комплекс мероприятий, не только являющихся условием успешной адаптации первокурсников, но и способствующих становлению их личностной и профессиональной компетентности. Начинается работа с проведения опроса студентов с целью получения информации о мотивах их поступления в вуз, месте проживания, семье, социальном положении, испытываемых трудностях и т.д. Часто в беседе определяются проблемы эмоционального дискомфорта, затруднения, испытываемые первокурсниками из-за незнания особенностей и условий обучения в вузе, требований преподавателей и организации самостоятельной работы, когда они не могут рационально распределить время на самоподготовку. Нередко волнение вызывают сложности адаптации в новом коллективе. Также их беспокоит проблема отношений с администрацией факультета: часто из-за коммуникативных
Поскольку при разрешении жизненных трудностей в репертуаре первокурсников преобладают защитные стратегии поведения, куратору важно научить обучающихся использовать конструктивные способы разрешения сложных ситуаций и помочь им сформировать эффективные стратегии совладания с затруднениями, возникающими в значимых для студентов ситуациях.
трудностей им бывает сложно обратиться в деканат по какому-либо вопросу. Особо острыми являются вопросы рационального распределения денежных средств и содержания жилья. Нередко куратору приходится сталкиваться с бытовыми проблемами детей-сирот, поступивших в вуз, у которых ситуация новизны вызывает тревогу. Кроме того, многие первокурсники не имеют достаточно четкого представления о своей будущей профессии, что в последующем приводит к разочарованию в ней и отчислению из вуза по собственной инициативе. Куратор на данном этапе оказывает действенную помощь студентам, помогая решать по мере надобности возникающие у них проблемы.
Исходя из опыта работы, отметим, что первокурсники нуждаются в развитии коммуникативных навыков - это поможет им более эффективно использовать стратегию поиска социальной поддержки и укрепит уверенность в себе; в развитии рефлексии, на основе чего будут более адекватно осуществляться оценка трудной жизненной ситуации и выбор путей выхода из нее, чему способствуют и тренинговые занятия, и выступления на семинарских (практических) занятиях, и проводимая в вузе в рамках мероприятия «Неделя науки» ежегодная научно-практическая студенческая конференция.
Столкновение с жизненными и учебными трудностями может иметь для первокурсников разные последствия и по-разному влиять на них: одни ребята будут стремиться разрешить возникающие трудности, станут искать наиболее эффективные способы их разрешения; а другие будут всерьез переживать, но занимать при этом пассивную позицию. Все это, в конечном итоге, оказывает влияние не только на эф-= фективность обучения, но и на процесс личностного развития. Так, А. В. Либина считает, что процесс преодоления личностью трудных жизненных ситуаций включает в себя изменения самой личности
и мобилизацию ресурсов для решения проблемной ситуации4. Основным механизмом адаптации человека к изменившимся социальным условиям является его совладание с новыми трудными ситуациями. Совладание, по мнению Н. Хаан, имеет место не только и не столько в стрессовых ситуациях, сколько в повседневной жизни5.
Поскольку при разрешении жизненных трудностей в репертуаре первокурсников преобладают защитные стратегии поведения, куратору важно научить обучающихся использовать конструктивные способы разрешения сложных ситуаций и помочь им сформировать эффективные стратегии совладания с затруднениями, возникающими в значимых для студентов ситуациях, посредством организации мероприятий по повышению у ребят уровня осведомленности о трудных жизненных ситуациях и формированию навыков выхода из них (обучение совладающему поведению с помощью специально подобранных упражнений, проведение тренинговых занятий по преодолению экзаменационного стресса); организации эмоционально комфортной обстановки обучения как условия формирования внутренних ресурсов студентов для преодоления трудностей (принятие себя, принятие других и т. д.), что характерно, в целом, для благоприятного личностного развития.
Залогом успешного сотрудничества куратора с первокурсниками в адаптационный период является помощь старосты группы, который, будучи фактически заместителем куратора, выступает посредником между ним и группой, доводя до сведения студентов важную информацию в кратчайшие сроки. Еще одним условием успеха выступает сотрудничество с родителями молодых людей, которое (посредством личного общения - телефонная связь, электронная почта, скайп) помогает оперативно решать возникающие у студентов проблемы в учебе и личной жизни.
И наконец, условием успешной адаптации первокурсников являются встречи
с куратором в неформальной обстановке (посещение театров, кино, боулинга и пр.) и доверительные беседы личного характера, способствующие эмоциональному сближению куратора со студенческой группой.
Таким образом, организация куратором обратной связи и мониторинга успешности адаптации студентов в среде вуза позволяет своевременно оказать им необходимую поддержку, а в некоторых случаях -провести коррекцион-ную работу с помощью педагогов, психологов, специалистов управления по воспитательной и внеучебной работе вуза6.
Из всего вышеизложенного следует, что успешная адаптация студентов зависит от организации общефакультетских мероприятий и непосредственной работы куратора с группой. Умелая организация сопровождения адаптационного процесса первокурсников помогает им быстрее адаптироваться к условиям вуза, способствуя развитию самостоятельности студентов, повышению их стрес-соустойчивости, становлению личностной и профессиональной компетентности, что, в свою очередь, готовит их к дальнейшей педагогической деятельности.
Литература
1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных жизненных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. С. 29.
2. Самадова И.Н. Особенности деятельности кураторов по адаптации первокурсников и их осознанному профессиональному выбору в вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2010. 25 с.
3. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к ВУЗу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе: сб. ст. Кишинев: Штиинца, 1999. С. 29-32.
4. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
Умелая организация сопровождения адаптационного процесса первокурсников помогает им быстрее адаптироваться к условиям вуза, способствуя развитию самостоятельности студентов, повышению их стрессоустойчивости, становлению личностной и профессиональной компетентности.
5. Haan N. ^ping and defending. Process of self-environment organization. New York; San Francisco; London: Academic Press, 1977.
6. Сухова О.В., Шестопалова О.Н. Реализация качества образовательной услуги в рамках внедрения эффективного контракта // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 65-72.
ADAPTATION PROCESS ACCOMPANIMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY FRESHMEN: ADVISOR'S EXPERIENCE
I.V. Teplyakova, senior lecturer.
The department psychology and pedagogy of primary education.
Pedagogical Institute.
Irkutsk State University.
Irkutsk, Russia, [email protected]
This article considers the problems of adaptation process accompaniment's organization of pedagogical university freshmen and overcoming conditions of their difficult life and stress situations during the period of adaptation. The author provides an experience of adviser's work with a student group and solution ways of this problem. The author substantiates the necessity of adaptation week for freshmen and application of specially-organized psychological and pedagogical influence on a student group. The article provides the results of conducted investigation which allowed exposing an initial level of freshmen s stress and the reasons of it; it also helped to define strategies of psychological stress overcoming. The author considers the key ways of the accompaniment process organization: holding of faculty events on a base of university and direct work of advisor in group; the author also considers the conditions of students' successful adaptation: development of communicative skills and pedagogical reflection, teaching students for difficult life problems solution and formation of efficient strategies for these complications, collaboration of advisor with group's monitor and students' parents, meetings and conversations with advisor in informal atmosphere. All the results got during this investigation have a practical significance.
Key words: adaptation, stress, support, adjustment period, a difficult life situation, personal competence, professional competence, social support, coping strategy, coping.
References
1. Osukhova N.G. Psikhologicheskaia pomoshch' v trudnykh i ekstremal'nykh zhiznennykh situatsiiakh: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Psychological help in difficult and extreme situations: proc. a manual for students. the high. proc. institutions]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia» Publ., 2007. 288 p.
2. Samadova I.N. Osobennosti deiatel'nosti kurato-rov po adaptatsii pervokursnikov i ikh osoznannomu professional'nomu vyboru v vuze: avtoreferat diss.... kand. ped. nauk [Features curators on the adaptation of freshmen and their conscious professional choice in higher education institution. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Dushanbe, 2010. 25 p.
3. Deleu M.V. Nekotorye osobennosti proiavleniia lichnostnykh svoistv studentov-pervokursnikov v usloviiakh adaptatsii k VUZu [Some features of the manifestation of personality traits among first-year students in adapting to University]. Psik-
hologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii studen-tov k uchebnomu protsessu v VUZe: Sbornik statei [Psycho-pedagogical aspects of adaptation of students to educational process at the University: Collection of articles]. Kishinev, Shtiintsa Publ., 1999, pp. 29-32.
4. Libina A.V. Sovladaiushchii intellekt: chelovek v slozhnoi zhiznennoi situatsii [Saladusi intelligence: people in difficult life situations]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 400 p.
5. Haan N. ^ping and defending. Process of self-environment organization. New York-San Francisco-London: Academic Press, 1977.
6. Sukhova O.V, Shestopalova O.N. Realizatsiia kachestva obrazovatel'noi uslugi v ramkakh vnedre-niia effektivnogo kontrakta [Implementation of quality educational services as part of the implementation of effective contract]. Diskussiia - Discussion, 2015, no. 6 (58), pp. 65-72.