Н.Н. Невьянцева, доцент, кафедра управления персоналом и социологии,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, nadegdan62@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
В статье обоснована необходимость использования специально разработанной программы адаптации студентов младших курсов. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение как временных, так и психологических затрат на адаптацию первокурсников при помощи специфических методов и форм психолого-педагогического воздействия. Также разработанная программа позволяет своевременно учесть возможные негативные последствия школьного воспитания и нежелательные влияния новой для первокурсника среды вуза. В программе адаптации студентов младших курсов обозначено три направления работы: введение в вуз как в организацию, введение в профессию и введение в студенческую группу как микросоциум. В течение всего адаптационного периода важно отслеживать успешность процесса и при необходимости своевременно производить коррекцию поведения обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования студентов-первокурсников, позволившего выявить особо значимые моменты для этой группы, которые помогли бы им успешно пройти адаптационный период и включиться в процесс профессионального обучения, что является профессиональной задачей кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе и специалистов управления по воспитательной и внеучебной работе. Статья может быть полезной для студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки «педагог высшей школы», преподавателей первых курсов вузов и кураторов.
Ключевые слова: куратор, адаптация, адаптационный синдром, трудности адаптации, управление адаптацией, поведение, социальные роли студента как будущего специалиста, мотивация учебной деятельности, профессионально значимые свойства личности.
В условиях постоянного изменения социальной ситуации и периодического пересмотра требований к профессиональной компетентности молодых специалистов на первый план выходит такая ситуативная адаптационная задача, как приведение знаний, умений и навыков в соответствие вызовам времени.
В процессе формирования и профессионального развития отраслевых специалистов следующего поколения особое значение приобретают аспекты продуктивности процесса адаптации. Необходимое уточнение: в результате указанного процесса про-
фессионального развития студенты - как формирующиеся специалисты - получают теоретические профессиональные знания, умения и навыки практического применения данных знаний, у них развиваются способности творческого осмысления и выполнения учебных, а в обозримом будущем и производственных обязанностей. Кроме указанных выше способностей и возможностей они должны научиться управлять своим временем, соблюдать регламент и нормативные требования рабочего места, развить навыки трудолюбия, выработать практические умения эффективного взаимодействия в коман -
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
де, развить умения и навыки принятия решений и подчинения указаниям руководителей. Все указанные профессиональные компетенции позволят студенту на этапе окончания обучения в вузе повы- =
сить общую социальную компетентность, быстро и продуктивно включиться во взрослую социальную и профессиональную среду.
Образование связано со способностью к изменению, поиску и усвоению нового, когда информация одного рода служит источником понимания и преобразования другой информации1. Для поиска и усвоения нового студенту необходима не просто активность, а гибко организованная поисковая активность - адаптация.
В научной литературе встречается достаточно большое количество определений адаптации. В самом широком смысле под адаптацией (лат. adapto - приспосабливаюсь) чаще всего понимается процесс активного приспособления к постоянно изменяющимся условиям внешней среды2. Для личности, как указывают исследователи, процесс адаптации носит парадоксальный характер. С одной стороны, молодой человек, поступив в университет, предъявляет определенные требования к вузу: желает учиться у высокопрофессиональных, опытных и мудрых педагогов при помощи современных методов/методик/техник/технологий и технических средств, в современных помещениях и пр. С другой = стороны, вуз предъявляет свои требования к обучающемуся. От него требуют соблюдения определенных правил: обязательного посещения аудиторных занятий, систематической самостоятельной работы и выполнения домашних заданий, проявления уважения к педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу3. Принято считать, что если соотношение перечисленных
Информацию об абитуриенте можно собрать при собеседовании: в какой семье он воспитывался; каким было отношение в родительской семье к образованию, интеллектуальному и творческому развитию и т. д. В ходе собеседования выясняются мотивы выбора профессии, а также социальные ожидания.
Куратор организует посещение музея вуза, студенты знакомятся с историей и перспективами его
развития, с организационной структурой и системой управления, правилами внутреннего распорядка, социальными программами.
требований уравновешено, происходит необходимая и достаточная адаптация.
Для оптимизации процесса социальной и профессиональной идентификации студен-= та необходимо на уровне вуза формализовать процесс адаптации, что повысит его управляемость и позволит обеспечить формирование и развитие у студентов качеств, которые обеспечат становление их профессиональной и социальной компетентности и активной = гражданской позиции.
Кураторский опыт работы автора доказывает, что процесс адаптации технологически целесообразно разделить на три этапа. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Первый этап (подготовительный) начинается при отборе абитуриентов. Информацию об абитуриенте можно собрать при собеседовании: в какой семье он воспитывался; каким было отношение в родительской семье к образованию, интеллектуальному и творческому развитию и т. д. В ходе собеседования выясняются мотивы выбора профессии, а также социальные ожидания. На основании собранной и структурированной информации диагностируются возможные проблемные зоны развития личности, которые могут повлиять на отношение к учебному труду и будущей профессии, на систему взаимоотношений с окружающими. Диагностика дает информацию к размышлению и позволяет спрогнозировать, как долго продлится адаптация конкретного студента в вузе.
Второй этап (дея-тельностный) включает информирование студента о вузе, в котором ему предстоит учиться. Куратор организует посещение музея вуза, студенты знакомятся с историей и перспективами его развития, с организационной структурой и системой управления, правилами внутреннего распорядка, социальными программа-
ми. Кроме того, демонстрируются возможности, которые предоставляет вуз для духовно-культурного и профессионального роста.
Объем информации, усвоенной первокурсником, зависит от возможностей его вос-приятия4. Чаще всего эта информация дается на занятиях в рамках учебного курса «Введение в профессию», а также с помощью материала, размещаемого на сайте вуза, в буклетах, на фотографиях и в специально организованных лекциях, в беседах, при обсуждениях, на экскурсиях и т. п.
На этом этапе целесообразно предложить студенту самостоятельно собрать информацию, познакомившись с сайтом университета, дать задание просмотреть фото-и киноматериалы. Возможно, предложить самостоятельно определить интересующие темы для организации экскурсионно-разъяс-нительной практико-ориентированной работы куратора/преподавателя.
Третий этап (этап адаптации) направлен уже не только на знакомство с вузом. Здесь происходит начало знакомства с будущей профессией. Этот этап встроен в процесс обучения. Основная ответственность за его результаты возлагается на кураторов и преподавателя, ведущего дисциплину «Введение в профессию». В ходе работы со студентами важно увлечь их будущей профессией, показать ее значение для производственно-экономической и социальной жизни общества.
Преподавание на этом этапе должно поручаться высококвалифицированному увлеченному лектору, который покажет, что дело, которое выбрали первокурсники, является «самым важным на земле». Именно здесь происходит становление не абстрактной, а предметной мотивации получения будущей профессии. На этом этапе преподаватели пока «ведут за руку» студентов. Позднее, когда студент будет адаптирован к вузу и будущей профессии, социальная роль преподавателя изменится, и с роли «ведущего за руку» наставника он перейдет к роли консультанта5.
Таким образом, грамотно организовав процесс адаптации на всех обозначенных выше этапах, мы не только можем рассчитывать на успешную адаптацию студента в среде вуза, но и закладываем ростки будущей успешной адаптации личности в профессиональной среде.
В период обучения профессии молодые люди сталкиваются с ограниченным набором возможностей практической деятельности, так как находятся под опекой своих преподавателей. Они мало включены в систему социального взаимодействия на уровне общества. Поэтому у них наблюдается сочетание противоречивых поведенческих особенностей:
— стремление идентифицировать себя в качестве студента, члена студенческого коллектива, с одной стороны, и обособление, негативизм по отношению к одногруппни-кам и другим студентам вуза - с другой;
— следование традициям «студенческого братства», а иногда и не совсем социально приемлемым образцам поведения, и отрицание этих и других поведенческих норм;
— стремление принадлежать коллективу, общаться с друзьями и изоляция, иногда даже отрешенность от товарищей по группе и от внешнего мира.
Это, по мнению автора, также свидетельствует о необходимости введения специально разработанной программы адаптации как комплекса мероприятий, позволяющих снизить временные и психологические затраты на этот процесс.
В течение всего адаптационного периода необходим мониторинг успешности студента, а в некоторых случаях - коррекци-онная работа педагогов, кураторов, психологов, заместителей декана по воспитательной работе, специалистов управления по воспитательной и внеучебной работе вуза6. Куратор наблюдает за новичком, отвечает на возникающие вопросы, помогает ликвидировать причины конфликтных ситуаций или неудовлетворенность решением проб-
Преподавание на этапе адаптации должно поручаться высококвалифицированному увлеченному лектору, который покажет, что дело, которое выбрали первокурсники, является «самым важным на земле». Именно здесь происходит становление не абстрактной, а предметной мотивации получения будущей профессии.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
лем, в неформальной обстановке обсуждает со студентом его взаимоотношения с кол -лективом, в группе, контролирует выполнение студентом учебного плана и в процессе практической воспитательной деятельности обучает студента самоорганизации и самоконтролю.
В период обучения на первых курсах складывается студенческий коллектив, формируются навыки рациональной организации учебной деятельности, осознается уровень призвания к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, быта и досуга, устанавливается система работы по самообразованию и воспитанию профессионально важных качеств.
У одних студентов формирование новых стереотипов поведения происходит ровно и достаточно быстро, у других - скачкообразно, болезненно и продолжительно. Особенности адаптационной перестройки связаны с типом нервной деятельности, но и социальные факторы играют в этом процессе важную роль. Организационная и социально-психологическая адаптация происходит одновременно с формированием профессионально значимых свойств личности, усвоением профессионального языка, становлением профессионального менталитета будущего специалиста.
Важной проблемой для каждого вуза сегодня является сохранение контингента студентов, так как ежегодно растет количество студентов, отчисленных по различным причинам. Обычно руководством ставятся задачи сохранения контингента и успешной адаптации, разрабатываются прежние и проектируются новые направления воспитательной и учебно-методической работы. Однако отдельные мероприятия, не объединенные в систему, не дают желаемого результата.7
В Уральском государственном университете путей сообщения постоянно проводятся социологические исследования студенческой молодежи для получения информации об особенностях понимания ею, что такое процесс обучения в вузе и получения профессии (причем часто профессия, полученная в вузе, и личностные качества студентов дают основания предлагать/назначать их на руководящие должности). Работа на железнодорожном транспорте связана с повышенной ответственностью за людей и материальные ценности, поэтому требует особых профессиональных качеств: стрес-соустойчивости, умения планировать время, строить горизонтальные (равноправие) и вертикальные (подчинение) отношения с коллегами, способности принимать правильные решения в сжатые сроки и т. п.
дискуссия
журнал научных публикаций
В 2015 году автором был проведен социологический опрос среди студентов 1-го курса Уральского государственного университета путей сообщения, основной задачей которого было выявить потребности студентов, могущие помочь им пройти период адаптации в вузе наиболее успешно. В опросе участвовали 100 студентов, обучающихся на 1-м курсе факультета экономики и управления. По итогам анкетирование был составлен перечень мероприятий, востребованных большинством студентов:
— регулярные встречи с куратором (98,1 %);
— возможность свободного общения с куратором либо со студентом старших курсов (87,8 %);
— участие куратора в организации культурно-массовых мероприятий (93,9 %).
Таким образом, большинство опрошенных выразили желание живого общения со старшим коллегой, который мог бы предоставить всю информацию, необходимую для успешного продолжения обучения, и познакомил с неформальными правилами и традициями, существующими в учебном учреждении.
По мнению опрошенных, хорошо сближают коллектив студенческой группы проведение групп-часов, поздравления с днем рождения (газета с пожеланиями), посвящение в студенты первого курса.
Результаты исследования доказывают возникновение некоторых сложностей: студенты не всегда мотивированы на участие в работе группы (только 23,8 % постоянно делают это и 66,2 % - :
иногда). В данном случае мы снова подчеркиваем важность участия психолога в формировании группы и ее ценностной системы. Необходимы профессиональные рекомендации специалиста-психолога по сплочению группы, развитию лидерских качеств студентов, поиску и нахождению своего места в группе социальные позиции: место учебы (а часто и в общественной жизни университета. и место проживания), социальное окруже-
Из изложенного выше следует, что для ние (студенты группы, в комнате общежи-того, чтобы построить успешную систему тия, педагоги) и система деятельности (но-
Большинство опрошенных выразили желание живого общения со старшим коллегой, который мог бы предоставить всю информацию, необходимую для успешного продолжения обучения, и познакомил с неформальными правилами и традициями, существующими в учебном учреждении.
адаптации студентов-первокурсников, в вузе необходимо проводить работу по нескольким направлениям:
1. Организация учебного процесса как совместное достижение целей всеми субъектами образовательного процесса: студентов необходимо вовлекать в совместный труд с преподавателем, так как научить можно только того, кто этого хочет; научение происходит быстрее и эффективнее в процессе совместной деятельности наставника и обучаемого.
2. Коллективное творческое воспитание. Необходимо вовлекать всю студенческую группу в творческую деятельность студенческих коллективов, приобщать к общественной жизни вуза. Куратору-организатору лучше выдвинуть самостоятельность студентов и группы на первый план, оставаясь «в тени».
3. Творческое самоуправление. Отметим: не просто студенческое самоуправление, а создание в коллективе духа сотрудничества, который заставляет, делая что-либо, искать помощи у преподавателей и кураторов (школа обретения социального опыта).
4. Сотрудничество кураторов с родителями. Оно возможно через встречи, беседы по телефону и скайпу и пр. Для успешной адаптации в вузе студентам необходима социальная поддержка семьи, друзей и преподавателей. Кураторам и педагогам - в их взаимодействии с родителями - приходится учить родителей любить своих детей и заботиться о них не только материально; приходится оказывать родителям консультационную социально-педагогическую поддержку.
Обычно необходимость адаптации возникает у человека в связи с кардинальной сменой деятельности и социального окружения. У первокурсников кардинально меняются многие
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
вая учебная ситуация новой ступени образования, где вся деятельность осуществляется самостоятельно, без постоянного надзора и контроля, как это было в период обучения в школе). Для любого человека ситуация новизны является в определенной степени тревожной. Молодежь - особая социальная группа, которой требуется особая социальная защита. Данная необходимость объясняется наличием ряда факторов, которые ухудшают положение молодежи в современном мире. К таким факторам относится распространенность курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании; высокими остаются показатели самоубийств молодых людей.
Студент-первокурсник переживает ломку всех стереотипов, сложившихся за его достаточно непродолжительную жизнь; переживает эмоциональный дискомфорт из-за незнания особенностей и условий обучения, неопределенности представлений о требованиях, ценностях и нормах поведения в коллективе, необходимости самостоятельно планировать свой бюджет и пр. Такого рода психологическое напряжение может привести к дезадаптации -окончательной потере едва возникшего или возникающего интереса к учебе и профессии/специальности; в результате студент становится недисциплинированным, невнимательным, может отставать в учебе, начинает быстро утомляться на занятиях и прогуливать их.8 В таких случаях для успешной работы по адаптации необходима поддержка со стороны всего коллектива. Коллектив - одно из основных средств воспитания студентов. Именно через коллектив куратор реализует план адаптации студентов, сохраняя возможность проявить и развить качества личности для каждого.
На начальных курсах необходимо уделять повышенное внимание тому, как складываются отношения студентов с преподавателями. Первокурснику сложно привыкнуть к новым педагогам. Отсутствие един-
ства в действиях и требованиях к студентам у преподавателей, работающих в одной группе, может привести студента к непониманию требований и когнитивному диссонансу, что будет негативно отражаться на отношении к предмету, преподавателю и учебному процессу в целом.
Важный фактор, оказывающий существенное влияние на процесс адаптации первокурсника, по мнению автора, - место жительства студента до поступления в вуз. Из опыта работы автора известно, что юноши переносят процесс адаптации труднее, чем девушки. Их психика менее пластична.9 Куратору и это надо иметь в виду: обращать внимание на то, как юноши формируют новые связи и отношения, как используют свободное время, умеют ли работать самостоятельно и т. д. Важно вовремя зафиксировать проблему и скорректировать поведение юношей до того, как отдельные проявления девиации станут поведенческими стереотипами.
Далеко не последнее место в адаптации первокурсников играет налаживание взаимоотношений родителей и педагогов. Эти взаимоотношения обычно строятся на использовании знаний родителей о своем ребенке и знании ими единых требований и подходов к достижению цели воспитания и обучения. Изучение семьи дает еще одну возможность кураторам и педагогам познакомиться с личностью студента, понять уклад его жизни, традиции, взаимоотношения.10
Из всего изложенного выше следует: успешная адаптация студентов в высшем учебном заведении зависит от социального взаимодействия и продуктивного сотрудничества самих студентов, в отдельных сложных случаях студентов и их родителей, с профессорско-преподавательским составом и администрацией факультета/вуза. Необходимо подчеркнуть, что для достижения наибольшего эффекта следует организовать и систематически проводить работу по адаптации студентов с применением комплекса
Отсутствие единства в действиях и требованиях к студентам у преподавателей, работающих в одной группе, может привести студента к непониманию требований и когнитивному диссонансу, что будет негативно отражаться на отношении к предмету, преподавателю и учебному процессу в целом.
административных и педагогических (воспитательно-образовательных) методов. Все перечисленное позволяет добиться необходимых и достаточных результатов в формировании и развитии самостоятельности студентов, а значит, повышения уровня социальной компетентности, что, в свою очередь, является основой адаптации обучающихся к новой для них социальной роли - роли студента вуза, -'jjjj
Литература
1. Шаталова Н.И. Особенности методики обучения в системе дополнительного профессионального образования // Кадровик. 2015. № 5-6. С. 58-66.
2. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://tolkslovar.ru/a1329. html (дата обращения: 15.12.2015).
3. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html (дата обращения: 23.10.2015).
4. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников [Электронный ресурс]. URL: http://vovr.ru/ upload/6-09.pdf (дата обращения: 23.10.2015).
5. Управление персоналом на производстве: учебник / под ред. Н.И. Шаталовой, А.Г. Галкина. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. 546 с.
6. Сухова О.В., Шестопалова О.Н. Реализация качества образовательной услуги в рамках внедрения эффективного контракта // Дискуссия. 2015. № 6 (58). C. 65-72.
7. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: автореферат дисс. ... канд. псих. наук. Л., 1987. 16 с.
8. Сухова О.В., Брезгина М.О. Трудовой потенциал выпускника-отличника вуза в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 75-80.
9. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного: монография. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. 280 с.
10. Меренков А.В., Мустаева Ф.А. Самоопределение российской семьи: монография. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2013. 221 с.
ADAPTATION PROCESS MANAGEMENT OF JUNIOR STUDENTS: EXPERIENCE, TRADITIONS AND INNOVATIONS
N.N. Nevyantseva, Docent, The department of personnel management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, nadegdan62@mail.ru
The article substantiates the necessity of specially developed program for junior students' adaptation application. The program is a set of events which allow reducing temporal and psychological expenditures for freshmen's adaptation by means of specific methods and forms of psycho-pedagogical impact. The developed program allows taking into account possible negative consequences of school upbringing and undesirable influences of new environment of university. It is shown that the program includes three directions: introduction in university as in organization, introduction in profession and introduction in student group as micro-society. During the whole adaptation period it is needed to monitor successfulness and correct behavior if it is necessary. This article contains the sociological research results of freshmen, where some significant moments have appeared for this group, which can help them to go through adaptation period and get into the process off professional education. It is a professional objective of curators, associate deans for educational work and management specialists for educational and extra-curricular work.
Key words: curator, adaptation, adaptation syndrome, adjustment difficulties, management of adaptation, behavior, social role of the student as a future specialist, motivation of educational activity, professionally important personality traits.
References
1. Shatalova N.I. Osobennosti metodiki obuche- ing in the system of additional professional edu-niia v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo cation]. Kadrovik - Personnel, 2015, no. 5-6, obrazovaniia [Features of a technique of train- pp. 58-66.
дискуссия t
журнал научных публикаций *
2. Obshchii tolkovyi slovar' russkogo iazyka [General explanatory dictionary of the Russian language]. Available at: http://tolkslovar.ru/a1329.html (accessed 15.12.2015)
3. Osobennosti adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniiu v vuze [Features of adaptation of first-year students to study at the University]. Available at: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html (accessed 23.10.2015).
4. Chikina T.E. Adaptivnoe obuchenie pervokursni-kov [Adaptive training of freshmen]. Available at: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf (accessed 23.10.2015).
5. Upravlenie personalom na proizvodstve: uchebnik / pod red. N.I. Shatalovoi, A.G. Galkina [Personnel management: the textbook. Ed. by N.I. Shatalova, A.G. Galkin]. Ekaterinburg, Izd-vo UrGUPS Publ., 2013. 546 p.
6. Sukhova O.V, Shestopalova O.N. Realizatsiia kachestva obrazovatel'noi uslugi v ramkakh vnedre-niia effektivnogo kontrakta [Implementation of quality educational services as part of the implementation of effective contract]. Diskussiia - Discussion, 2015, no. 6 (58), pp. 65-72.
7. Ronginskaia T.I. Izmenenie sistemy lichnostnykh kharakteristik v protsesse adaptatsii studentov: av-toreferat diss. ... kand. psikh. nauk [The change in the system of personal characteristics in the process of adaptation of students. Abstract of candidate of psychology sci. diss.]. Leningrad, 1987. 16 p.
8. Sukhova O.V., Brezgina M.O. Trudovoi potentsial vypusknika-otlichnika vuza v ramkakh realizatsiia gosudarstvennoi strategii innovatsionnogo razvitiia [Employment potential a graduate of the excellence of the University within the framework of the implementation of the state strategy of innovative development]. Diskussiia - Discussion, 2015, no. 10 (62), pp. 75-80.
9. Merenkov A.V Chelovek: vzaimosviaz' prirod-nogo i sotsiokul 'turnogo: monografiia [Man: correlation between natural and socio-cultural. Monograph]. Ekaterinburg, Izd-vo UGGU Publ., 2007. 280 p.
10. Merenkov A.V., Mustaeva F.A. Samoopredele-nie rossiiskoi sem'i: monografiia [The determination of the Russian family. Monograph]. Magnitogorsk, MaGU Publ., 2013. 221 p.