Научная статья на тему 'Акмеолого-педагогические аспекты занятий физической культурой в вузах'

Акмеолого-педагогические аспекты занятий физической культурой в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / АКМЕОЛОГИЧНОСТЬ КАЧЕСТВА ЗАНЯТИЙ / ACMEOLOGICAL QUALITY OF TRAINING / МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERNIZATION OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лахтин А. Ю.

Тема статьи носит актуальный характер, так как высшая школа в настоящее время актуализирует необходимость обоснования акмеологических аспектов повышения качества занятий физической культурой студентов. Автор рассматривает статус физической культуры как акмеологический инструмент накопления человеческих ресурсов, способствующий укреплению здоровья нации. В статье подчёркивается, что модернизация физической культуры на акмеологическом уровне связана с повышением эффективности всех ее сегментов: физического воспитания, студенческого спорта, адаптивной физической культуры и активного досуга. Утверждается необходимость в акмеологизации физической культуры, которая связана с переходом к системе «открытого» физического образования студентов, с внедрением в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм обучения, программ модульного типа, обеспечивающих более высокое качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES

The article studies a relevant topic, for graduate school is currently actualizes the need for justification of acmeological aspects of improving the quality of physical education among students. The author examines the status of physical education as an acmeological tool for generating human resources that strengthen the health of the whole nation. The article emphasizes that the modernization of physical education on the acmeological level increases efficiency of all of its segments: physical training, sports, adaptive physical culture and active leisure. The necessity of the acmeological development of physical education is associated with the transition to the “openness” of physical education for students, with introduction of interdisciplinary and problem-oriented forms of teaching, modular programs into the educational process, which provide a higher quality of education.

Текст научной работы на тему «Акмеолого-педагогические аспекты занятий физической культурой в вузах»

На основе данных, полученных в ходе эмпирического исследования, считаем необходимым отметить, что такие черты личности, как способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, уметь правильно организовывать своё рабочее время для самостоятельной работы, у студентов-первокурсников сформированы на недостаточном уровне.

По нашему мнению, некоторые студенты-первокурсники оказались неспособными к принятию элементарных решений, так как привыкли к ежедневной опеке и контролю в школе. У них недостаточно развиты навыки самообразования и самовоспитания. В новых условиях вуза у молодого человека может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы. А недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке студентами-первокурсниками своих сил и возможностей.

В свою очередь, также необходимо отметить, что, с одной стороны, результаты констатирующего этапа соответствуют закономерностям и специфике психического развития личности в данный возрастной период, но с другой стороны, - привносят предположение, что, имея низкий уровень рефлексивности, студенты-первокурсники едва ли смогут сформировать устойчивую рефлексивную позицию без педагогического сопровождения.

Л.С. Выготский доказал, что процессы обучения и развития находятся в сложной динамической взаимосвязи, которые изменяются с возрастом - процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет за ним [7]. Учёный выделил «зону ближайшего развития», обозначенную некоторыми задачами, которые на определенном этапе развития студент может решать под руководством преподавателя, но не самостоятельно. В дальнейшем, по мере развития познавательных способностей задачи эти могут быть выполнены им полностью самостоятельно. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. В этой связи является очевидным тот факт,

Библиографический список

что первокурсники нуждаются в планомерном педагогическом сопровождении.

С точки зрения системно-ориентационного подхода сопровождение рассматривается как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что дает основание соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, которые благоприятны для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала обучающегося.

В рамках нашего исследования, педагогическое сопровождение - это целенаправленная деятельность педагога, суть которой заключается в его перманентной готовности адекватно отреагировать на возникший запрос обучающегося о взаимодействии.

Таким образом, проанализировав теоретический материал на предмет определения психолого-педагогических особенностей студентов-первокурсников и результаты констатирующего этапа эксперимента, в учебно-воспитательной работе с первокурсниками мы предлагаем акцентировать внимание преподавателей вузов на необходимости педагогического сопровождения развития основных социогенных потенций студентов-первокурсников и внедрении в учебный процесс технологий по развитию критического мышления, в том числе, интерактивных методов обучения (дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод) [2; 8].

В заключение хотелось бы отметить, что высшее образование существенно воздействует на психику человека, на развитие его личности. При наличии благоприятных условий, период обучения в вузе связан с развитием всех уровней психики студентов. В дальнейшем эти уровни определяют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. А знание индивидуальных особенностей студентов-первокурсников, на основе которых должна быть построена система педагогического сопровождения, имеет решающее значение в процессе включения студентов-первокурсников в новые виды деятельности и в новый круг общения.

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Составитель С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов по пед. и психол. направлениям и специальностям. Москва: Логос, 2000.

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. О влиянии глобальных вызовов на миссию современного образования. Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 января 2016 г. Москва, 2016: 123 - 127.

5. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Под редакцией Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Ленинград: ЛГУ, 1974; Вып. 2: 3—15.

6. Юлина Г.Н. Основные факторы выбора профессии старшеклассниками. Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 января 2016 г. Москва, 2016: 105 - 116.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Под редакцией А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1982 - 1984; Т. 3: 673.

8. Александрова А.А. Процесс формирования рефлексивной позиции обучающихся с использованием метода кейсов. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 8 - 10.

References

1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Sostavitel' S.F. Egorov. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5.

2. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov po ped. i psihol. napravleniyam i special'nostyam. Moskva: Logos, 2000.

4. Shishov S.E., Kal'nej V.A. O vliyanii global'nyh vyzovov na missiyu sovremennogo obrazovaniya. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 20-21 yanvarya 2016 g. Moskva, 2016: 123 - 127.

5. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Pod redakciej B.G. Anan'eva, N.V. Kuz'minoj. Leningrad: LGU, 1974; Vyp. 2: 3-15.

6. Yulina G.N. Osnovnye faktory vybora professii starsheklassnikami. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 20-21 yanvarya 2016 g. Moskva, 2016: 105 - 116.

7. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Pod redakciej A.M. Matyushkina. Moskva: Pedagogika, 1982 - 1984; T. 3: 673.

8. Aleksandrova A.A. Process formirovaniya refleksivnoj pozicii obuchayuschihsya s ispol'zovaniem metoda kejsov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 8 - 10.

Статья поступила в редакцию 10.09.16

УДК 371

Lakhtin A.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Biysk Technological Institute, Branch of Altai State Technical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

ACMEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES. The article studies a relevant topic, for graduate school is currently actualizes the need for justification of acmeological aspects of improving the quality of physical education among students. The author examines the status of physical education as an acmeological tool for generating

human resources that strengthen the health of the whole nation. The article emphasizes that the modernization of physical education on the acmeological level increases efficiency of all of its segments: physical training, sports, adaptive physical culture and active leisure. The necessity of the acmeological development of physical education is associated with the transition to the "openness" of physical education for students, with introduction of interdisciplinary and problem-oriented forms of teaching, modular programs into the educational process, which provide a higher quality of education.

Key words: physical education, health saving technologies, acmeological quality of training, modernization of physical culture.

А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц. каф. социально-гуманитарных дисциплин, Бийский технологический институт

(филиал АлтГТУ), г. Бийск, E-mail: [email protected]

АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ

Тема статьи носит актуальный характер, так как высшая школа в настоящее время актуализирует необходимость обоснования акмеологических аспектов повышения качества занятий физической культурой студентов. Автор рассматривает статус физической культуры как акмеологический инструмент накопления человеческих ресурсов, способствующий укреплению здоровья нации. В статье подчёркивается, что модернизация физической культуры на акмеологическом уровне связана с повышением эффективности всех ее сегментов: физического воспитания, студенческого спорта, адаптивной физической культуры и активного досуга. Утверждается необходимость в акмеологизации физической культуры, которая связана с переходом к системе «открытого» физического образования студентов, с внедрением в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм обучения, программ модульного типа, обеспечивающих более высокое качество учебного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровьесберегающие технологии, акмеологичность качества занятий, модернизация физической культуры.

Образовательная среда выступает в качестве условия функционирования физической культуры в системе высшей школы. Она насыщает информацией, служит точкой приложения информационных и управленческих воздействий. С учётом новых требований будущий специалист должен преобразовать качество физкультурно-спортивной деятельности таким образом, чтобы она стала эффективным средством саморазвития его универсальной сущности, интеллекта, творческой энергии и духовно-нравственных сил.

Важным шагом в разработке стандартов качества физической культуры в вузе является обоснование акмеологических аспектов пролонгированных целей, планирование мероприятий, направленных на повышение моторной плотности и креативности учебно-воспитательного процесса, эффективности управления ресурсами.

Акмеологические аспекты повышения качества занятий физической культурой в системе высшей школы должны быть направлены на воспроизводство её ценностей, и предусматривать гибкость, разнообразие, креативность и усиление спортивного вектора развития. Предпринимаемые в этом направлении шаги призваны модернизировать реалии физической культуры в образовательных учреждениях государственной службы [1, с. 184].

Сегодня физическая культура представлена в основных сферах жизнедеятельности студенческой молодежи недостаточно, поскольку не отвечает возрастающим потребностям студентов и имеет невысокий рейтинг в системе ее ценностей. Остро стоят вопросы информатизации учебного процесса, развития информационной инфраструктуры физической культуры, решение которых открывает перспективы интеллектуализации учебного процесса.

Мониторинг качества физической культуры осуществляется путем оценки таких параметров как соответствие учебного процесса требованиям государственного стандарта; методическая обеспеченность учебного процесса; оснащенность спортивных объектов современным оборудованием и их доступность; защищенность интересов студентов в отношении содержания учебных занятий; развитость инфраструктуры физической культуры в вузе; удовлетворенность студентов содержанием занятий; уровень физического развития и подготовленности студентов.

Модернизация учебного процесса предусматривает переориентацию целевых установок на удовлетворение интересов студентов с учетом их индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей. Воспитание ценностного отношения молодежи к здоровому стилю жизни предусматривает коррекцию когнитивной сферы, эндогенных механизмов внутреннего мира студентов, комплекса мотивационных подструктур, стимулирующих мотивы отношения к труду, здоровью, социальному престижу и повышению самооценок.

Модернизация физической культуры на акмеологическом уровне связана с повышением эффективности всех её сегмен-

тов: физического воспитания, студенческого спорта, адаптивной физической культуры и активного досуга. Острая необходимость в акмеологизации физической культуры связана с переходом к системе «открытого» физического образования студентов, с внедрением в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм обучения, программ модульного типа, обеспечивающих более высокое качество учебного процесса [2, с. 69].

Модернизация физической культуры на акмеологическом уровне позиционирована сегодня как генеральная программа развития физической культуры в вузе, связанная с переоценкой приоритетов.

Акмеологичность качества занятий физической культурой обеспечивают: внедрение в практику гибких проблемно-модульных педагогических технологий; достаточность ресурсного обеспечения педагогического процесса; персонификация оздоровительных программ путем оперативной коррекции текущих целей, задач, средств и ресурсов с учетом состояния и психосоматических особенностей занимающихся; информатизация педагогического процесса на основе использования компьютерных технологий.

На акмеологическом пути повышения качества занятий физической культурой следует использовать потенциал таких методических приемов, как «Case study» и «Action learning», которые позволяют объективно определить лимитирующие факторы подготовленности студентов и предпринять конкретные шаги для их устранения. Целесообразно внедрение в практику алгоритмов активного обучения «advanced control», «feedback», в кейсах целевых заданий, в которых предусмотрены комплексы упражнений с заданными и вариативными кинематическими параметрами.

Акмеологические аспекты повышения качества занятий физической культурой в системе высшей школы построены на обосновании стратегических целей управления, утверждении ценностей корпоративной культуры, обеспечивающих стабильность, автономность и саморазвитие. Современная ориентация на творческое освоение физической культуры будущим специалистом требует от физического воспитания упорядоченного воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность [3, с. 72].

Модернизация учебного процесса возможна по принципу многообразия, то есть освобождения от правовой и административной сверхрегламентации и жесткой структуры. Вместо полугодичных семестров и двух сессий в структуре учебного года выделяется пять модулей, каждый из которых завершается экзаменами и зачетами. Здесь существенно возрастает роль студенческого самоуправления в формировании личностно ориентированного учебного плана. Каждый студент может самостоятельно осуществлять подбор содержания и порядок освоения учебного курса, исходя из личных потребностей. Приоритетная направ-

ленность занятий должна ориентироваться не на трансляцию накопленного опыта, а на воспитание индивидуальности, формирование социально значимых качеств человека, его физкультурной компетентности и личностно-профессионального развития.

Акмеологичность качества занятий физической культурой предусматривает усиление гуманитарной составляющей как базового социокультурного механизма воспроизводства духовно-нравственного потенциала физической культуры студентов, повышения ее роли в формировании активного субъекта социокультурных преобразований, а также построения педагогического процесса на принципе диалогичности, с учетом многообразия существующих теорией, методик и взглядов.

Акмеологический формат осмысления проблемы качества физической культуры в вузе позволит более полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания. Акмеология процесса повышения качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях связана с совершенствованием образовательных программ, адаптации их к реальным условиям обучения и фактическому уровню физической подготовленности, физической активности, физического здоровья, потребностей, мотивов и интересов студентов.

Элементом акмеологичности является реализация междисциплинарных связей с другими предметами. Вполне эффективны компьютеризированный «паспорт здоровья студента», содержащий характеристику физической подготовленности, и база данных уровня физической активности с учетом факторов состояния здоровья и культурного развития. Они содержат в себе не только усредненные данные о компонентах физической культуры студентов и характере взаимосвязей между компонентами, но и позволяют судить о содержании так называемых идеализированных моделей.

Перспективные пути их использования связаны с составлением индивидуальных характеристик физической подготовленности студентов, которые снабжают преподаватели дополнительными средствами при составлении методической документации, при решении задач оценки эффективности используемых методик и анализе результатов своего труда. Другой путь связан с оценкой индивидуального профиля активности студентов, который дает возможность преподавателям и студентам осуществлять мониторинг, контролировать уровень различных видов активности, их изменение и влияние на состояние физического, психического и социального здоровья.

Следует отметить, что современные информационные и педагогические технологии помогают учить, но они не заменят

солидной образовательной программы и её реализации талантливым педагогом, ставящим долгосрочные и краткосрочные цели в соответствии с развиваемой акмеологической стратегией. В данном случае и использование технических средств, персональной электронно-вычислительной техники должно быть подчинено именно этим целям. Думается, что важным фактором успешности реализации акмеологической стратегии индивидуальной программы организации физкультурного образования студентов является соответствие следующим принципам: направленность на личностно-профессиональное развитие; создание позитивной атмосферы для обучения; условия для достижения студентами успеха; индивидуализация; наличие ин-тегративных связей; соответствие государственному стандарту; последовательность реализации; содержательность учебного материала.

Таким образом, акмеологические аспекты и педагогические направления дают основание для определенного оптимизма относительно повышения качества физической культуры, которая нуждается в адаптации к стремительно меняющимся условиям её функционирования.

Взгляд на проблему с акмеологических позиций порождает интегративную конструкцию физической культуры, что создает предпосылки конвергенции межотраслевых методов управления качеством. Акмеологическая стратегия направленности на повышение качества учебно-воспитательного процесса рассматривается сегодня как генеральная программа действий, целевой установкой которой становится гармонизация телесно-двигательных характеристик и духовных сил студентов.

Важным шагом к качеству является преобразование устаревших и формирование здоровьесберегающих стереотипов проведения досуга, соответствующих современному образу, темпу и качеству жизни.

Процесс акмеологизации физической культуры должен осуществляться в рамках сценарных вариантов, выработанных на основе существующих противоречий развития общества, культуры и цивилизации, имеющих строгую научную основу и реализующих благодаря диалектическому единству законодательных, управленческих и финансовых механизмов.

Акмеологические аспекты повышения качества занятий физической культурой обусловлены сформированностью здо-ровьесберегающей среды, обладающей такими свойствами, как адаптивность и гибкость, динамичность и вариативность, прогностичность и стабильность, инновационность и открытость.

Библиографический список

1. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. Москва: Издательство психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

2. Сайганова Е.Г. Физическая культура и подготовка к государственной гражданской службе: монография. Москва: Издательство РАГС, 2011.

3. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2011.

References

1. Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitiya. Moskva: Izdatel'stvo psihologo-social'nogo instituta. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2009.

2. Sajganova E.G. Fizicheskaya kul'tura i podgotovka k gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RAGS, 2011.

3. Lahtin A.Yu. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 22.09.16

УДК 371. 14.15.21

Anohin I.A., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ALTAI REPUBLIC IN THE PERIOD FROM 1991 TILL 2000. The

article is dedicated to development of secondary schools in the Altai Republic in the period from 1991 to 2000. The author analyzes statistical data that influenced the development of schools in the republic. According to the author's opinion these indicators are the number of secondary schools, the number of students and teachers in the Altai Republic. The author attempts to analyze the dynamics of development of the secondary schools in the Altai Republic, to identify trends that are specific to the secondary schools, to justify reasons, which influenced the process of development of the secondary schools in the studied region. Key words: education, educational system, schools, secondary schools.

И.А. Анохин, аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.