Научная статья на тему 'Социальная сфера важнейший приоритет бюджетной политики'

Социальная сфера важнейший приоритет бюджетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Ирина Евгеньевна

One of the main aim of modern state is a full-fledged financial ensuring the viable system of social support of the population, oriented on all-round development of the people and social justification. The domestic practice is indicative of ensemble of the problems in given direction, consideration which is dedicated to article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сфера важнейший приоритет бюджетной политики»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 30-32.

© И.Е. Мазур, 2007 УДК 336. 12

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

И.Е. Мазур

Омский государственный институт сервиса

One of the main aim of modem state is a full-fledged financial ensuring the viable system of social support of the population, oriented on all-round development of the people and social justification. The domestic practice is indicative of ensemble of the problems in given direction, consideration which is dedicated to article.

Одной из основных целей современного государства является полноценное финансовое обеспечение жизнеспособной системы социальной поддержки населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание.

В современной России финансовое обеспечение социальной политики вообще и системы социальной поддержки в частности традиционно отходят на второй план. Государственные бюджетные, внебюджетные расходы, как и социальные инвестиции корпораций, направляются на указанные цели преимущественно по остаточному принципу. Это хорошо видно по распределению расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в 2006-2007 гг., которое отражено в таблице.

В результате проведенного анализа структуры расходов бюджета на 2006-2007 гг. можно сделать вывод, что выделение финансовых средств на социальную политику производится «от достигнутого». В целом на социальную политику в 2007 г. федеральным бюджетом выделено 215565 млрд руб., что на 5 % денежных средств больше, чем в 2006 г. В этой сумме: 164,886 млрд руб. - пенсионное обеспечение; 3,102 млрд руб. - социальное обслуживание населения; 51,101 млрд руб. - социальное обеспечение населения [5].

Если критически подойти к анализу структуры расходов федерального бюджета на 2006-

2007 гг., то следует ориентироваться на обобщающие мировой опыт рекомендации авторитетных организаций, отражающие объективные требования к современному государству.

Так, расходы на здравоохранение должны составлять от 5 % (минимальный уровень, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения) до 10 % ВВП (уровень наиболее благополучных стран); расходы на науку соответственно 1,5-3 % ВВП; расходы на образование - 5-7 %. Если сравнить эти показатели с данными консолидированного бюджета на 2007 г., то можно увидеть следующие цифры: расходы на здравоохранение 206,4 млрд руб. -0,7 % ВВП; расходы на науку 194,0 млрд руб. -

0, 62 % ВВП; расходы на образование - 277,9 млрд руб. - 0,9 % ВВП; на социальные нужды -215,6 млр руб. - 0,6 % ВВП. Но если к этим статьям прибавить межбюджетные трансферты (1,8 трлн руб.), то даже тогда величина государственных расходов на поддержку социальной сферы и финансирование социальных программ не превысит 10 % ВВП (8,6 % ВВП) [3]. Это существенно меньше даже зафиксированного применительно к рубежу двух столетий среднего уровня финансирования исполнения социальных функций центральными правительствами не только развитых стран (21,6 %), но и стран с переходной экономикой (18 %), в группу которых входит Россия.

Расходы федерального бюджета в 2006-2007 гг., млрд руб.

Статьи расходов Номер раздела Сумма расходов Темп прироста, %

в 200б г. в 2007 г.

Общегосударственные вопросы 01 638,885 808,196 26,5

Национальная оборона 02 666,026 822,035 23,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 541,634 662,862 22,4

Национальная экономика 04 339,333 497,229 46,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 05 38,883 53,024 36,4

Охрана окружающей среды 06 6,334 8,096 27,8

Образование 07 201,588 277,939 37,9

Культура, кинематография и СМИ 08 51,248 67,804 32,3

Здравоохранение и спорт 09 149,098 206,373 38,4

Социальная политика 10 205,253 215,565 5,0

Межбюджетные трансферты 11 1431,827 1844,346 28,8

Прямые сопоставления такого финансирования с социальными расходами федерального бюджета России 2007 г. свидетельствуют о том, что доля этих расходов в объеме всех федеральных расходов почти втрое ниже соответствующего среднемирового уровня. Поэтому назвать федеральный бюджет социально ориентированным никак нельзя. Уровень социальных расходов государства в нашей стране - один из самых низких в мире. Чтобы достичь в этой области среднемировых стандартов, российскому государству надлежит увеличить социальные расходы минимум на 4,9 % ВВП, т. е. почти точно в объеме профицита федерального бюджета 2007 г. Иными словами, отмеченный профицит (1,5 трлн руб., или 4,8 % ВВП) равен величине недофинансирования социальных расходов в сравнении со среднемировым уровнем их финансирования.

Следовательно, можно сделать вывод, что профицит федерального бюджета России на 2007 г. образуется не потому, что наше государство получает доходов больше, чем ему требуется для выполнения своей социальной функции, а вследствие недофинансирования их выполнения.

По нашему мнению, существующий принцип распределения расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации должен быть изменен. Кроме того, сегодняшнее планирование баланса финансовых ресурсов страны осуществляется от доходов. В этой связи мы поддерживаем точку зрения С.В. Барулина и Е.В. Барулиной, предусматривающих планирование финансовых ресурсов от расходов [1].

На наш взгляд, такой подход необходим не только в отношении социальной политики, но и всех государственных и муниципальных финансов. Следует также устранить отсутствие в действующем Бюджетном кодексе РФ положений о социальных государственных стандартах. Центральное место в системе социальных стандартов занимают стандарты потребительской корзины, прожиточного минимума, обязательного среднего образования. Потребительская корзина должна объединять научно обоснованный набор социальных, культурных, духовных, материальных благ, по качеству и количеству соответствующий достойной жизни человека. Прожиточный минимум должен гарантировать каждому российскому гражданину любой работодатель как минимальную заработную плату, или государство нетрудоспособному как социальную поддержку. В денежном измерении он должен соответствовать стоимости научно обоснованной потребительской корзины.

На наш взгляд, следует в корне изменить отношение государства к социальной политике. Главной целью социальной политики должна стать прежде всего жизнь человека, его финансовая состоятельность, чтобы положения Конституции РФ о социальности государства наполнились реальным (финансовым) содержанием, социум должен иметь соответствующие денежные доходы.

Денежные доходы населения, либо заработанные трудоспособными гражданами, либо полученные ими из государственного бюджета как средства социальной поддержки, становятся отправной точкой бюджетной политики. Сам федеральный бюджет, формируемый от расходов, учитывающий существенную финансовую поддержку нуждающихся граждан, а также достойное денежное содержание работников государственного сектора превращается в финансовый рычаг, который «поднимает» заработки и в частном секторе экономики.

Наиболее острой социальной проблемой современной России является бедность, принявшая огромные масштабы. В 2004 г. 25,5 млн чел. (17,8 % от общей численности населения) имели доходы ниже величины прожиточного минимума [2]. Следует отметить, что эти цифры в полной мере не характеризуют истинных масштабов бедности в нашей стране, поскольку, по мнению экспертов, величина прожиточного минимума занижена в 1,5-2 раза.

Одним из индикаторов крайне низкой эффективности социальной политики в РФ является высокая дифференциация доходов населения. Разрыв в уровне доходов в нашей стране приобретает опасный с точки зрения социальной стабильности характер. Критическим в этом плане считается 7-8-кратный разрыв в уровне доходов крайних децильных групп населения. В России же он достиг в 2004 г. 14,8 раза. Коэффициент Джини в 2004 г. составил 0,406 (в 1992 г. он был равен 0,289), что свидетельствует о резком углублении дифференциации доходов в период рыночных преобразований [4]. Следует отметить, что, по данным американского журнала «Форбс», в России в настоящее время насчитывается 33 миллиардера.

Сложившийся в нашей стране глубокий разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными вызывает серьезную озабоченность еще и потому, что противоречит основным тенденциям социальной политики в странах-лиде-рах мировой экономики. Во второй половине ХХ века произошли существенные перемены в жизни общества. Изменились социальные характеристики значительной части населения, которая стала считать себя не столько рабочи-

ми, фермерами и служащими, сколько средним классом.

Важнейшей характеристикой среднего класса является довольно высокая степень уверенности в устойчивости его положения, которая гарантируется системой социальной защиты государства, приобретенным профессиональным статусом. Лицам, относящимся к среднему классу, есть что терять в случае социальных потрясений и политических конфликтов. Именно средний класс стал опорой стабильности в обществе.

Логичным завершением и неотъемлемой частью финансового обеспечения социальной политики является финансовый контроль. В сочетании с реализацией функциональных обязанностей Федеральной службой финансовобюджетного надзора необходим регулярный выборочный аудит финансовых операций в системе социальной поддержки с привлечением на конкурсной основе известных крупных аудиторских фирм.

По нашему мнению, основополагающим принципом эффективной социальной поддерж-

ки должен быть мониторинг фактической нуждаемости граждан в ней. Росфинмониторинг России должен осуществлять статистический анализ и постоянный контроль за фактическими доходами и состоятельностью населения. Тогда финансовые ресурсы, выделяемые обществом на социальную поддержку, будут использованы рационально и результативно.

1. Барулин С.В., Барулина Е.В. Модель «экономики потребления» и финансовые механизмы ее реализации в России // Финансы и кредит. 2005. № 20. С. 8-20.

2. Вопросы статистики. 2005. № 12. С. 66.

3. Глазьев В.А. Бюджет - 2007: все тот же социально-экономический смысл // Российский экономический журнал. 2007. № 2. С. 3-5.

4. Россия в цифрах. 2005. М., 2005. С. 102,

110.

5. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.