Амриллаева А.М. студент Волкова Е.А. старший преподаватель КФВ ФГБОУ ВО СФ «Уфимский университет
науки и технологий» Россия
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: данная статья посвящена теме влияния спорта на социализацию личности и развитие общества в целом. В статье рассмотрена социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Рассматривается, что спорт играет важную роль в формировании моральных и этических качеств личности. Подчеркивается важность инвестирования в спорт и развитие спортивной инфраструктуры в обществе.
Ключевые слова: спорт, развитие общества, социализация личности, физическая культура, физическое воспитание, личность, социальное явление.
Amrillaeva A.M.
student Volkova E.A. senior lecturer KFV
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ufa
University of Science and Technology "
Russia
THE SOCIAL ROLE OF SPORT IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL
Abstract: this article is devoted to the topic of the influence of sports on the socialization of the individual and the development of society as a whole. The article examines the social role of sport in the development of society and the socialization of the individual. It is considered that sport plays an important role in the formation of moral and ethical qualities of a person. The importance of investing in sports and the development of sports infrastructure in society is emphasized.
Key words: sports, development of society, socialization of personality, physical culture, physical education, personality, social phenomenon.
Процесс социализации представляет собой процесс формирования личности, где индивид осваивает социальные нормы и ценности, психологические установки, знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. Он начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни.
Спорт - это вид физической и умственной активности, направленный на соревнование. Тренировки являются важным компонентом подготовки к соревнованиям.
Спорт играет важную роль в нашем обществе, оказывая влияние на многие аспекты жизни людей. Он объединяет миллионы людей, включая политиков, которые используют спорт, чтобы сплотить народ и вызвать патриотические чувства.
Забота о развитии физической культуры и спорта является одним из главных направлений социальной политики государства. Вовлечение людей в занятия спортом помогает развивать такие важные качества, как ответственность, толерантность и умение работать в команде, что способствует эффективной социализации личности. Спорт, как сложное социальное явление, представляет собой самобытную подсистему со своими ценностями, функциями и закономерностями развития. Однако, несмотря на свою относительную самостоятельность, спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни, такими как политика, идеология, экономика, культура и образование [1, с. 135].
Спорт является важным социальным институтом, который удовлетворяет различные социальные потребности личности, такие как здоровье и социальное самочувствие, а также оказывает влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Он формирует национальные отношения, деловую жизнь, этические ценности, образ жизни людей, а также имеет мощную социализирующую силу. Спорт объединяет общество единой национальной идеей, наполняет своей идеологией и стремлением к успеху, к победе. В спорте выражаются такие ценности, как равенство шансов на успех, стремление быть первым и победить. Политики привлекают внимание к спорту, рассматривая его как национальное увлечение, способное укрепить единство общества и национальную идентичность.
Существуют случаи, когда спорт не оказывает положительного воздействия на социализацию личности. В современном мире спортивные события часто сопряжены с политикой, что может привести к возникновению отрицательных чувств между соперниками. Кроме того, профессиональный спорт может быть крайне жестоким. Из-за яркой конкуренции спортсмены могут испытывать чувства злости и ненависти к сильнейшим. В некоторых случаях, ради победы, молодые спортсмены нарушают правила поведения на соревнованиях. Также актуальной проблемой является вопрос допинга, который используется некоторыми
спортсменами для достижения высоких результатов. Поэтому важно изучать факторы, которые стимулируют молодых людей заниматься спортом на профессиональном уровне [2, с. 57].
Главной миссией физического воспитания молодежи являются: укрепление организма и здоровья, правильное физическое развитие, обучение детей и подростков необходимым двигательным умениям и навыкам, улучшение их физических возможностей, а также способствование формированию важных морально-волевых качеств.
Комплексное, гармоничное развитие человеческого тела и духа должно стать общей целью воспитания и образования, хотя задачи могут различаться в деталях. Воспитание стремится развивать нравственные качества и силу воли, таким образом способствуя формированию характера, в то время как образование уделяет внимание систематическому умственному, эстетическому и физическому развитию. Образование должно научить молодого человека анализировать получаемые впечатления, сравнивать их между собой, формировать понятия на основе усвоенных знаний, а также действовать с максимально возможной целесообразностью и убедительностью.
Занятия спортом, особенно олимпийским, предполагают определенную социализацию в силу уникальных характеристик этой деятельности. Основной упор делается на социальные ценности, которые формируются у личности в процессе занятий, включая формирование характера, гуманистических идей, спортивной этики и т.д. Как будто бы спорт и игры становятся своего рода микрокосмосом, который социализирует человека в различных ситуациях, устанавливает правила поведения и формирует модели поведения и их нормы.
Можно выделить модели социализации в спорте, основанные на склонности к выполнению ролью; главными агентами социализации являются семья, школа и сверстники. Три социальные системы - семья, сверстники и тренеры - оказывают влияние на личность. В мужской среде сверстники играют важную роль в социализации, тогда как у женщин ни одна из этих систем не имеет существенного значения. Отец, сверстники и учителя выступают в качестве факторов, стимулирующих увлечение мальчиков спортом [3, с. 375].
Таким образом, социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности не может быть недооценена. В спорте формируются ценности, которые лежат в основе моральных и этических качеств, таких как уважение, честность и трудолюбие, которые помогают индивидууму стать лучшим человеком и научиться жить в обществе с людьми из разных сред и культур. Спортивные команды и клубы обычно являются местами, где формируются дружеские связи и взаимоуважение, которые также важны в развитии личности.
Более того, спорт играет серьезную роль в развитии здорового общества и профилактике различных заболеваний. Занятие спортом помогает укрепить организм, улучшить сон и настроение, а также снизить стресс и риск развития различных заболеваний.
Следовательно, инвестирование в спорт и развитие спортивной инфраструктуры может быть ценным для общества в целом, поскольку это помогает не только улучшить здоровье и формирование характера индивидуума, но и создать более единую и дружелюбную общественную среду, что содействует социальной защите и активному участию в жизни общества.
Использованные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 135 с.
2.Выдрин В. М. Спорт в современном обществе. - М.: Физкультура и спорт, 2007 - 57 с.
3. Дубровский В.И. Спортивная физиология. - М.: Владос, 2009. - 375 с.