Res. - 2017. -No. 31 (4). - P. 1132-1141.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2020), "Means of physical culture in improving the functional capabilities of the body", The autonomy of personality, No.1 (21), рр. 77-81.
2. Vanyushin, Yu.S. and Khyrullin, R.R. (2015), "Cardiorespiratory system as an indicator of functional state of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp.11-14.
3. Grechishkina, S.S., Shaxanova, A.V. and Dautov, Yu.Yu. (2012), "The correlation of heart rate variability and ventilatory indicators in athletes with different orientations of the training process", The Bulletin of the Adyghe State University. Series "Natural-Mathematical and Technical Sciences". No.1 (98). pp. 90-99.
4. Isaeva, E.E., Tupinevich, G.S. and Shamratova, V.G. (2021), "Features of influence of physical loads of different intensity on the functions of the circulatory system of the youth", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 107-111.
5. Chaabene, H., Tabben, M. and Mkaouer, B. (2015), "Amateur boxing: physical and physiological attributes", Sports Med, No. 45 (3), pp. 337-352.
6. Durmic, T., Lazovic, B., Djelic, M. (2015), "Sport-specific influences on respiratory patterns in elite athletes", J Bras Pneumol, No. 41 (6), pp. 516-522.
7. Haugen, T.A., Tonnessen, E. and Seiler, S. (2016), "Physical and physiological characteristics of male handball players: influence of playing position and competitive level", J. Sports Med Phys Fitness, No. 56, pp. 19-26.
8. Mazic, S., Lazovic, B. and Djelic, M. (2015), "Respiratory parameters in elite athletes-does sport have an influence", Rev Port Pneumol, No. 21(4), pp. 192-197.
9. Slimani, M.,Chaabene, H., Davis, P., Franchini,E., Cheour, F. and Chamari, K. (2017), "Performance Aspects and Physiological Responses in Male Amateur Boxing Competitions: A Brief Review", J Strength Cond Res, No. 31 (4), pp. 1132-1141.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.07.2022
УДК 796.011
СПОРТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный национальный исследовательский университет им. С.П. Королева, Самара; Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, доцент, Самарский
государственный экономический университет, Самара; Дина Расимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный социально-педагогический университет; Александр Сергеевич Шилихин, старший преподаватель, Волгоградская
академия МВД России, Волгоград
Аннотация
Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных и культурных норм, приобретения своих социальных ролей, взаимодействие с обществом и его правилами. В статье рассматривается феномен социального развития молодежи через занятия спортом. Любой из нас знает, какое влияние спорт оказывает на физическое и психоэмоциональное состояние человека, но не все задумываются о том, как занятия спортом способствуют социализации индивида. В данной статье авторы рассмотрели роль спорта в социальной адаптации молодежи в обществе. С помощью социологического опроса они раскрыли отношение студентов к спорту, как к средству общественной и профессиональной социализации. Выявили, что благодаря спорту, студенты усваивают базовые правила жизни в обществе, на которые большое влияние оказывает, в том числе и их спортивно-тренировочный процесс. Опрос студентов подтвердил, что спорт, формируя волевые качества, учит легко преодолевать жизненные трудности, а формирование лидерских качеств ведет к успешности во всех сферах их жизнедеятельности. Однако представленная точка зрения студентов, доказала, что не все студенты понимают важность регулярных занятий физической культурой и спортом, а,
следовательно, они не смогут качественно применять умения и навыки, полученные в спортивной деятельности в дальнейшем. Уточняется место ценностного отношения студента в системе воспитательного процесса в вузах Российской Федерации. Данная статья представляет интерес для дальнейшего изучения вопроса социализации через спортивную деятельность.
Ключевые слова: спорт, социализация, нормы, физическое воспитание, влияние.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p178-182
SPORT AS A MEANS OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION
Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Samara University; Anastasia Olegovna Aleksina, the candidate of economic sciences, docent, Samara State University of Economics; Dina Rasimovna Surkova, the senior teacher, Samara State Socio-Pedagogical University; Alexander Sergeevich Shilikhin, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
Abstract
Socialization is the process of assimilation by an individual of social and cultural norms, acquisition of their social roles, interaction with society and its rules. The article examines the phenomenon of social development of youth through sports. Any of us knows what impact sports have on the physical and psycho-emotional state of a person, but not everyone thinks about how sports contribute to the socialization of an individual. In this article, the authors examined the role of sports in the social adaptation of young people in society. With the help of the sociological survey, they revealed the attitude of students to sports as a means of social and professional socialization. It was revealed that thanks to sports, the students learn the basic rules of life in society, which are greatly influenced, including by their sports and training process. The survey of students confirmed that sports, forming strong-willed qualities, teaches to easily overcome life difficulties, and to the formation of leadership qualities that leads to success in all spheres of their life. However, the presented point of view of students proved that not all students understand the importance of regular physical education and sports, and therefore, they will not be able to qualitatively apply the skills and abilities acquired in sports activities in the future. The place of the student's value attitude in the system of the educational process in the universities of the Russian Federation is clarified. This article is of interest for further study of the issue of socialization through sports activities.
Keywords: sports, socialization, norms, physical education, influence.
ВВЕДЕНИЕ
Феномен социального развития личности многогранен и включает в себя физическую, психологическую и социальную стороны.
Ученые давно доказали, что занятия спортом положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Организм человека, занимающегося спортом, работает более слаженно, четко и гармонично, так как физические упражнения держат его в постоянном тонусе. Кроме того, занятия спортом, способствуют снижению уровня стресса, тревоги, напряженности, подавляют панику и многое другое. Но важно понимать, что спорт оказывает существенное влияние не только на физическое и психологическое здоровье человека, но и на его социализацию.
Одно из самых распространенных определений данного понятия звучит следующим образом: социализация - это процесс усвоения индивидом социальных и культурных норм, а также усвоение им социальных ролей[1]. Иными словами, она помогает человеку освоиться в обществе и стать личностью.
Социализация - процесс непрерывный, она начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека, но самыми значимыми этапами становления личности считаются детство, юность и молодость. Именно в это время человек усваивает большую часть социокультурных норм, приобретает свои первые социальные роли, знакомится с обществом и его правилами. Апциаури Л.Ш. определяет данную часть процесса социализации как первичную [1].
Кроме этого, она утверждает, что социализироваться человеку помогают отдельные личности, группы, социальные институты - так называемые агенты социализации [1]. С их помощью индивид познает окружающий его социальный мир и учится в нём жить. Агентами первичной социализации, по обыкновению, являются семья, школа, друзья, ровесники, а также спортивная секция или кружок.
Во-первых, занятия спортом способствуют появлению у человека определенных волевых качеств, таких как сила воли, целеустремленность, терпение, дисциплинированность, смелость, решительность, исполнительность и ответственность. Соответственно, у ребенка и подростка, которые увлекаются спортом, эти качества вырабатываются в усиленном режиме. В дальнейшем, на протяжении всей жизни человека, эти качества пригодятся ему не только в спорте, но и во всех сферах его жизнедеятельности.
Во-вторых, спортсмены в большинстве своем имеют тренеров или наставников, и отношения с этими людьми помогают выработать чувство авторитета. Тренер прилагает усилия для того, что его ученик стал лучшим в своем деле, а ученик, в свою очередь, перенимает его опыт, учится у него не только навыкам, связанным с занятиями спортом, но и перенимает простые жизненные установки [2]. Кроме того, в зависимости от конкретного случая, воспитанник может научиться доверять, уважать.
В-третьих, спорт зачастую предполагает работу в команде, что также способствует социализации человека. Спортсмен учится находить общий язык со сверстниками, обладающими разными темпераментами, мнениями и привычками; возможно, у него вырабатываются лидерские качества; кроме того, работа в команде прививает чувство ответственности перед коллективом [4].
Очень часто сокомандники становятся друзьями за счет одинаковых интересов. Благодаря этому спортсмен приобретает умение дружить - сопереживать чужим неудачам и радоваться за близкого товарища, поддерживать друг друга, помогать, заботиться.
Профессиональный спорт, в свою очередь, воспитывает в человеке патриотизм, который тоже представляет собой одну из социокультурных норм. Спортсмен выступает за Родину, которую он любит и которой гордится [3].
В-четвертых, во время соревнований спортсмены вынуждены вырабатывать тактику, стратегию, подстраиваться под постоянно меняющиеся условия, держать себя в руках, не поддаваться панике, спокойно реагировать на поступки окружающих людей. Победы помогают самореализоваться, поражения учат не сдаваться, пробовать еще и еще, бороться до конца, работать над собой, меняться в лучшую сторону [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В рамках данной темы, мы провели социальный опрос среди студентов Самарских и Волгоградских вузов. Выборка составила 200 человек. Было предложено шесть вопросов, на которые наши респонденты могли дать либо положительный, либо отрицательный ответ. Полученная статистика представлена в таблице.
Таблица - Мнение студентов при проведении опроса
Кол-во студентов, Кол-во студентов,
Вопрос согласившихся с не согласных с
данным утвер- данным утвер-
ждением, % ждением, %
Навыки, умения и качества, вырабатываемые человеком во время занятий спортом, необходимы в обычной жизни 56 44
Спорт может положительно повлиять на адаптацию человека в обществе 61 39
Спорт прививает социально-значимые качества 65 35
Спорт помогает индивиду стать личностью 71 29
Спорт - один из агентов социализации 54 46
Спорт учит работать в команде 90 10
Из проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
- 56% студентов считает, что спорт прививает человеку качества, которые он сможет использовать и вне своей спортивной деятельности. Поскольку в опросе принимали участие студенты свободной выборки, т.е. не обязательно занимающиеся спортом, то результат вполне получился ожидаемым. Так как до настоящего времени многие студенты все еще не понимают важности регулярных занятий физической культурой и спортом, а, следовательно, и не умеют применять умения, навыки и качества, полученные в спортивной деятельности;
- 61% респондентов согласны с тем, что спорт может значительно повлиять на адаптацию человека в обществе, подготовить его к жизни в социуме, дать возможность познакомиться с разными людьми и понять многие правила жизни среди людей. Во время проведения исследования мы надеялись, что данный процент будет выше, но так как 39% студентов сомневаются, что спорт может повлиять на социальную адаптацию в обществе и профессиональной деятельности, результат получился ниже ожидаемого;
- кроме того, около 54% опрошенных студентов согласны с утверждением о том, что спорт является агентом социализации. Это доказывает, что молодежь стремится активно принимать участие в спортивной жизни нашей станы.
ВЫВОД
На основе проведенного исследования и собранной статистики, можно сделать вывод, что занятия спортом влияют на социализацию человека. За счет общения со сверстниками и тренерами человек усваивает базовые правила жизни в обществе, сталкиваясь с разнообразными трудностями, он учится решать их согласно общепринятым правилам. Однако, необходимо больше работать преподавателям кафедры физического воспитания, создавая благоприятные условия для приобщения студенческой молодежи, отдаленной от спорта к спортивному движению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1.- С. 12-14.
2. Казакова О.А., Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника / О.А. Казакова, Л.А. Иванова, Н.Е. Курочкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 110-115.
3. Лукащук В. И. Спорт как фактор патриотического воспитания и развития толерантности / В. И. Лукащук // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. - 2016. -№ 1 (16). - С. 124-136.
4. Савельева О.В., Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте высшей школы / О.В. Савельева, Л.А. Иванова, Л.Б. Окунева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 138-140.
5. Щетинина С.Ю. Феномен физической культуры и спорта в социализации личности / С.Ю. Щетинина // Автономия личности. - 2011. - № 2 (4) - С. 40-44.
REFERENCES
1. Aptsiauri, L.S. (2003), "Sport as a social phenomenon and a factor of personality socialization", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 12-14.
2. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Kurochkina N.E. (2016),"The influence of pedagogical conditions on the socialization of a preschooler", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 110-115.
3. Lukashchuk, V. I. (2016), "Sport as a factor of patriotic education and tolerance development", State and society: yesterday, today, tomorrow. Series: Sociology, No. 1 (16), pp. 124-136.
4. Savelyeva, O.V., Ivanova, L.A. and Okuneva, L.B. (2015), "Social integration and socialization in adaptive sports of higher school", Olympus. Humanitarian version, No. 1 (1), pp. 138-140.
5. Shchetinina, S.Yu. (2011),"The phenomenon of physical culture and sports in the socialization of personality", Personal autonomy, No. 2 (4), pp. 40-44.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2022
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Екатерина Владимировна Глазова, преподаватель, Байкальский государственный университет, Иркутск
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможностях использования фитнес-приложений для организации процесса самостоятельной двигательной активности студентов. Целью исследования было изучение опыта использования фитнес-приложений как инструмента организации и контроля самостоятельной физической активности студентов. Представлен педагогический эксперимент, в рамках которого проводился опрос студентов, занимающихся в течение трёх месяцев самостоятельно физической активностью аэробной циклической направленности с помощью мобильных фитнес-приложений. В результате анализа опроса были сделаны выводы, что использование мобильных приложений для самостоятельной физической подготовки имеет ряд значительных преимуществ и может рассматриваться в качестве эффективного инструмента для формирования навыков контроля нагрузки и функционального состояния организма, а также в качестве дополнительного средства стимуляции мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой.
Ключевые слова: фитнес-приложения, самостоятельная двигательная активность, студенты, мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p182-185
USING FITNESS APPLICATIONS TO OPTIMIZE THE STUDENTS' INDEPENDENT
MOTOR ACTIVITY
Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation, Irkutsk; Ekaterina Vladimirovna Glazova, the teacher, Baikal State University, Irkutsk
Abstract
The article considers the question of the possibilities of using fitness applications for organizing the process of independent motor activity of students. The purpose of the study was to study the experience of using fitness applications as a tool for forming self-organization skills and self-control of independent physical activity of students. The pedagogical experiment is presented, within the framework of which a survey was conducted of students engaged in aerobic cyclic physical activity independently for three months using mobile fitness applications. As a result of the analysis of the survey, it was concluded that the use of mobile applications for independent physical training has a number of significant advantages and it can be considered as an effective tool for the formation of load control skills and the functional state of the body, and also as an additional means of stimulating motivation for independent physical training.
Keywords: fitness applications, independent motor activity, students, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования стремительно меняется под воздействием происходящих в обществе перемен, связанных с активным внедрением цифровизации во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая образование. Действующая в настоя-