УДК 796
РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В.Д. Паначев - доктор социологических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь
DEVELOPMENT OF THE STUDENTS ATHLETIC CULTURE
V.D. Panachev - Doctor of Sociological Sciences, assistant professor National exploratory pollytechnic university of Perm
Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: спортивная культура, спорт, физическая культура, студенты.
Аннотация. В статье анализируется развитие спортивной культуры студентов. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные и примеры жизненного пути многих выдающихся студентов-спортсменов. По данным социологических опросов современной студенческой молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.
Keywords: athletic culture, sport, physical culture, students
Summary. In article development of the students athletic culture is analyzed. The sport, creating value of the athletic culture, was always shown by powerful social phenomenon and facility to successful socialization. About this witness and scientific data, and examples of the life way of many prominent student-athletes. According to the sociological questioning of modern student youth, the athlete, becomes clear that exactly sport has rendered the significant influence upon their belief about public life and the world as a whole.
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, физическая культура прочно вошла в рабочие планы общеобразовательных школ и вузов в качестве обязательного учебного предмета. Этому способствовали успешная и качественная подготовка специалистов, становление программно-методических школ с материально-спортивной базой. Спорт органично входил в систему физического воспитания в качестве средства, обеспечивающего организацию и содержание внеклассной и внешкольной физкультурно-образовательной и спортивной работы. Многочисленные спортивные рекорды, установленные в XX в., смогли превзойти даже самые смелые прогнозы. Все это сделало спорт одним из самых бурно развивающихся социальных и культурных феноменов современного общества. В науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельностью (Г Г. Наталов, В.И. Столяров, 1980; Н.Н. Визитей, 1986; Л.П. Матвеев, 1991).
Методы и организация исследования. Спорт, создающий ценности спортивной
культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.
При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни студенческой молодежи. Однако современная система физического воспитания при всем зачастую хаотичном многообразии ее форм не смогла привлечь основную массу студентов к занятиям различными упражнениями. Это не позволило использовать в качестве основного средства физического воспитания самое главное достижение спортивной культуры. Создавшееся противоречие между пониманием социальной необходимости оздоровления и адаптации детей, изменившейся системой ценностей в организации общественной жизни и недостаточно разработанными технологиями реализации этих процессов, во многом, предопределило критическую ситуацию физического воспитания студенческой молодежи. Так, социологические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство студентов хотели бы заниматься спортом, однако их желание искусственно сдерживается организационно-управленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта, как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека.
Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что он помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте, во многом, зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.
Результаты и их обсуждение. Прежде всего, сформулируем рабочее понятие спортивной культуры. В.К. Бальсевич, О.В. Козырева, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров уже обращались к этому понятию. Как нам представляется, спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные опыт и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека.
В современном философском словаре дано такое определение культуры. Культура -форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Существуют сотни определений культуры, причем легко заметить, что среди них есть такие, которые противоречат друг другу, определения культуры как нормы и как преобразования стандартов, как адаптации человека к обществу и как преодоления социальной инерции, как накопленного опыта и как самореализации личности.
Культура (лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) -первоначально обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание духовных и личностных склонностей и способностей человека; соответственно, существует культура тела, культура души и духовная культура. Культура - это изменяющиеся нормы, процедуры деятельности,
которые задают деятельность; это принцип связи человека с предметом (окультуриться -значит войти в мир человеческой деятельности). Субъект культуры - человек, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.
Развитие - понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появления новых форм бытия, существования различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. Социальная значимость спорта определяется, прежде всего, его ценностным потенциалом. К сожалению, вопрос о ценностях спортивной культуры, об их месте в системе научного спортивного знания остается малоизученным. В нашем исследовании мы делаем одну из первых попыток структурирования (классификации) ценностей спортивной культуры в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В данном контексте ценности рассматриваются нами как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Известно, что спорт есть сфера создания ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин в подтверждение этого факта отмечает: «Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проектирует свои ценности и создает их. Ценности здесь могут проявляться в виде здоровья, физического совершенствования и как конкретные результаты (занятое место, рекорд) или опосредованно - повышение производительности труда, уровня боевой подготовки, общей воспитанности и культурности человека». Н.И. Пономарев в работе «Спорт как социальное и педагогическое явление» отмечает, что в системе ценностей современной культуры спорт занимает значительное место. К ценностям спорта относят: уровень здоровья людей, их физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки. Продолжая анализ ценностей спорта, автор подчеркивает: «Для всех спортсменов существенны ценности: функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание и др. Ценности спорта могут проявляться и опосредованно - в виде повышения производительности труда людей, занимающихся физическими упражнениями. Ценности спорта, следовательно, связаны с его использованием средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей, культурных запросов общества».
Для исследования ценностей спортивной культуры особое значение имеет определение существенных признаков, позволяющих их выявить, систематизировать и сгруппировать в зависимости от значимости для личности и общества. Пользуясь методологией Ю.Ф. Курамшина, за основу классификаций ценностей спортивной культуры нами взяты такие признаки, как потребность в самоорганизации здорового стиля жизни, успехе, достижении высокого спортивного результата, поскольку ценность как социальная категория всегда связана с удовлетворением человеческих потребностей. Потребности человека многообразны, и многие из них проявляются и в сфере спортивной культуры. В процессе удовлетворения потребностей создаются культурные ценности, в том числе, и в сфере спорта. Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента: общекультурный; социально-психологический; специфический.
Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, культурного и образовательного полей социального пространства. Социально-психологический компонент обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентации людей, а также взаимоотношениями, которые выстраиваются в сфере спорта
(«тренер - спортсмен», «спортсмен - спортивный коллектив» и т.д.). Специфический компонент выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, укреплении здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.
В целом, освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта. Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым, не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время, тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами, перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и сохраняя основное комплексное интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентации, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной прежде всего на формирование самого себя в соответствии с заданными целями.
С позиции целеполагания, жизнеспособная личность - нравственно-волевой, духовно развитый, физически активный, социально адаптированный, психологически устойчивый человек, обладающий знаниями и способностями, необходимыми для жизни в современном обществе. Жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать проблемы, которыми озадачивает жизнь. Ей присуща гражданская ответственность, она готова защитить свои права и добросовестно выполнять обязанности. Философы утверждают, что умение жить -это искусство, которому нужно учить. Воспитать жизнеспособную личность - значит сформировать у студента реалистическое отношение к жизни. Жизненная энергия, сила духа, твердость характера - именно эти качества востребованы в современном обществе.
Физическое воспитание, организуемое с начальной школы, лишь частично решает актуальную задачу современного образования, формирования жизнеспособной личности. Ценностный потенциал спортивной культуры, методы спортивного воспитания, как показывает практика спортивных школ, решают эту задачу более эффективно.
В этой связи мы солидарны с Л.И. Лубышевой, которая предложила ввести в учебный процесс вузов дисциплину «Спортивная культура», чтобы каждый студент имел возможность приобщиться к занятиям спортом и физкультурно-спортивной деятельностью, которая в полной мере обеспечивает социальный заказ на формирование жизнеспособной личности, спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, побеждать, прежде всего, над самим собой. В спорте уже создан механизм развития жизнеспособной личности. Технология спортивной подготовки включает в себя качества и методы формирования личности спортсмена, способного к самосовершенствованию в соответствии с заданными целями.
Модель учебной дисциплины «Спортивная культура» должна строится с учетом
общепринятой методологии. Его целью является развитие спортивной культуры личности. В содержание входят три раздела: теоретический, практический и контрольный.
Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методиках медицинского контроля и самоконтроля; практический - включать основные разделы спортивной подготовки: общефизической, специальной, тактической и технической (соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса). Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов. Содержание спортивного образования включает: формирование спортивной культуры личности, как процесса выработки ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, изучения теории и истории спорта, овладения техникой вида спорта, развития специальных качеств, участия в соревнованиях, ведения спортивного стиля жизни, воспитания нравственного поведения на спортивных аренах; своевременное формирование мышечной системы студентов, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающих условия для бытового, производственного и спортивного травматизма; своевременное развитие у студентов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их ловкость и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды; овладение студентами методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также грамотного выбора режимов двигательной активности; овладение учащимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом возрасте.
Реализация содержания спортивного образования осуществляется посредством:
- разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно-тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных);
- создания спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно-тренировочный процесс за пределами расписания;
- использования новых форм образовательного процесса (учебно-тренировочные занятия, матчевые встречи, спортивные праздники, соревнования, олимпиады).
Процесс освоения ценностей спортивной культуры происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности.
Необходимо использовать учебные и внеучебные тренировочные программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого студента, учитывая гендерные отличия; внедрять личностно ориентированные методики; интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения, олимпийское образование и воспитание.
Возможны индивидуальные программы и экстернат для особо одаренных учащихся. Преподаватель-тренер должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие тренировочные программы.
Введение учебной дисциплины «Спортивная культура» позволит устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания:
- создаст организационно-педагогические условия привлекательности для студентов
содержания учебных занятий;
- обеспечит соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики студентов, их спортивным интересам;
- будет способствовать активному и систематическому использованию новейших технологий спортивного и олимпийского воспитания студентов;
- предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровье формирующих ценностей спортивной культуры, спортивного стиля жизни;
- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля за здоровьем занимающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивное образование учащихся позволит приблизиться к решению главной задачи современности - предоставлению возможности каждому человеку в изменяющемся обществе чувствовать себя уверенно, защищенно, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье. Все это, в целом, даст возможность улучшить качество жизни студенческой молодежи, развить спортивную культуру личности студента в условиях вуза.
Литература
1. Выгузова, Е.В. Спорт и красота в условиях современной культуры / Е.В. Выгузова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 11. - С. 72.
2. Глотов, Н.К. Философско-культурологический анализ физической культуры / Н.К. Глотов, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. // Теория и практика физической культуры.- 1996. - № 1. - С. 16.
3. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М., 1991. - С. 89.
4. Коновалов, И.Е. Особенности физического воспитания студентов / И.Е. Коновалов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 26.
5. Панова, Е.О. Повышение уровня физической подготовленности студентов как фактор приобщения к ценностям физической культуры и спорта / Е.О. Панова // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 2. - С. 69.
Literature
1. Vyguzova, E.V. Sports and beauty in contemporary culture / E.V. Vyguzova // Theory and practice of physical culture. - 2011. - № 11. - P. 72.
2. Glotov, N.K. Philosophical and Cultural Analysis of Physical Education / N.K. Glotov, A.S. Ignatiev, A.L. Lotonenko // Theory and practice of physical culture. - 1996. - № 1. - P. 16.
3. Ilyenkov, E.V. Philosophy and Culture / E.V. Ilyenkov. - M., 1991. - P. 89.
4. Konovalov, I.E. Features of physical education students / I.E. Konovalov // Theory and Practice physical culture. -2011. - № 3. - P. 26.
5. Panova, E.O. Improved physical fitness of students as a factor in initiation to the values of physical education and sport / E.O. Panova // Theory and practice of physical culture. - 2011. - № 2. - P. 69.
Статья поступила в редакцию 23.02.2012 г.