Научная статья на тему 'Спорт как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе'

Спорт как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / физическая культура / социум / самоопределение / профессиональный выбор / жизненные стратегии молодежи / ценностные установки / sports / physical culture / society / self-determination / professional choice / life strategies of young people / value attitudes

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович

Спорт анализируется как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи, рассматриваются функция спорта в современном обществе; роль спорта в социализации и интеграции молодежи; общие тенденции развития российского спорта; условия конструирования жизненных стратегий молодежи в российском спорте. Определены типичные для всех спортсменов этапы жизненных стратегий: начало спортивной деятельности – складывается интерес, ценностное отношение к спорту; тренировочный период – рост количества соревнований, интенсификация тренировочного процесса; профессиональный период – расцвет карьеры в спорте; послетрудовой период – завершение спортивной карьеры, профессиональная переориентация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport as a sphere of constructing young people’s life strategies in Russian society

The article is devoted to the analysis of sport as a sphere of constructing the youth’s life strategies. The following interrelated issues are considered: the function of sport in modern society; the role of sport in socialization and integration of young people; general trends in the development of sports in Russia; conditions for the construction of young people’s life strategies in Russian sport. The researcher has defined the stages of life strategies typical of all the athletes: at the beginning of sports activities, interest and value perception of sports is developed; in the training period there is an increase in the number of competitions and intensification of the training process; in the professional period, the sports career is flourishing; in the post-professional period, the sports career ends with a professional reorientation.

Текст научной работы на тему «Спорт как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе»

СПОРТ И ОБЩЕСТВО

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 11-20 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 11-20

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-11-20

Научная статья УДК [316.7:796]-053.8

Спорт как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе

Р. М. Ольховский

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г Санкт-Петербург ул. Политехническая, д. 29 2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36 3Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88

Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы спортивной педагогики1; доцент кафедры физического воспитания2; старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта3, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Аннотация. Спорт анализируется как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи, рассматриваются функция спорта в современном обществе; роль спорта в социализации и интеграции молодежи; общие тенденции развития российского спорта; условия конструирования жизненных стратегий молодежи в российском спорте. Определены типичные для всех спортсменов этапы жизненных стратегий: начало спортивной деятельности -складывается интерес, ценностное отношение к спорту; тренировочный период - рост количества соревнований, интенсификация тренировочного процесса; профессиональный период - расцвет карьеры в спорте; послетрудовой период - завершение спортивной карьеры, профессиональная переориентация.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, социум, самоопределение, профессиональный выбор, жизненные стратегии молодежи, ценностные установки

Для цитирования: Ольховский Р. М. Спорт как сфера конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 11-20. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-11-20

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Sport as a sphere of constructing young people's life strategies

in Russian society

R. M. Olkhovskiy

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya St., St. Petersburg 195251, Russia Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny lane, Moscow 117997, Russia Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia

Roman M. Olkhovskiy, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Abstract. The article is devoted to the analysis of sport as a sphere of constructing the youth's life strategies. The following interrelated issues are considered: the function of sport in modern society; the role of sport in socialization and integration of young people; general trends in the development of sports in Russia; conditions for the construction of young people's life strategies in Russian sport. The researcher has defined the stages of life strategies typical of all the athletes: at the beginning of sports activities, interest and value perception of sports is developed; in the training period there is an increase

in the number of competitions and intensification of the training process; in the professional period, the sports career is flourishing; in the post-professional period, the sports career ends with a professional reorientation. Keywords: sports, physical culture, society, self-determination, professional choice, life strategies of young people, value attitudes

For citation: Olkhovskiy R. M. Sport as a sphere of constructing young people's life strategies in Russian society. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 11-20 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2022-1-1-11-20 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Социально-политические преобразования последних десятилетий в нашей стране привели к существенным изменениям в социальных ориентациях и жизненных ожиданиях населения, к принципиальным трансформациям жизненных траекторий различных социальных групп российского общества. Произошедшие социальные изменения очень сильно сказались на молодежи как специфичной социально-демографической группе населения. В то же время в молодежной среде всегда являются актуальными проблемы конструирования жизненных стратегий, самоопределения и профессионального выбора. Развитие российского общества во многом определяется тем, какие цели ставит перед собой молодое поколение, какими ценностными установками руководствуется в своем поведении, каким видит свое будущее.

Особый интерес вызывают вопросы роли физической культуры и спорта в жизни современной молодежи. Актуальность данного проблемного поля определяют такие социально-демографические проблемы, как гиподинамия, широкое распространение табакокурения и употребления алкоголя, а также угрожающие масштабы наркотизации молодого поколения. В этом контексте интерес представляет выявление специфики самоопределения молодых спортсменов в России. Их практики самореализации в спорте, конструирование массмедиа их позитивного имиджа возлагают на них функцию культурного образца и субъекта культурного влияния на молодежь.

Изучение жизненных стратегий молодых спортсменов в условиях трансформирующегося общества имеет комплексную природу и предполагает анализ теоретических работ по вопросам исследования жизненных стратегий вообще, самоопределения и профессионального выбора молодежи в частности; анализ спорта, социализирующей роли спорта; изучение спорта как сферы конструирования

жизненных стратегий молодежи и наполнения их ценностными смыслами; специфику формирования жизненных планов и стратегий молодых спортсменов.

Цель исследования: выявить роль спорта как сферы конструирования жизненных стратегий молодежи в российском обществе.

Материалы и методы исследования

Анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

Результаты и их обсуждение

Спорт как общественный феномен проявляется на всех этапах социального развития. В традициях Э. Дюркгейма спорт можно рассматривать как социальный факт, так как он является «...способом действия, распространенным на всем протяжении данного общества, имеющим в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [1, с. 39].

С точки зрения С. Ласкене и В. Чингене можно выделить доминирующие определения спорта. В первом делается акцент на спортивной специализации и соревновательности: «Спорт - это занятия определенным видом спорта (в различных клубах и др.); как состязания (профессиональный спорт, спорт высокого мастерства, спорт как профессия); в школе как физическое развитие (физическая культура); различные аспекты, поддерживающие здоровье, - такие, как рекреация, фитнес, спорт на досуге; спорт в различных специальных институциях - таких, как высшая школа, военный спорт, спорт на производстве; в менее типичных группах лиц: женский спорт, параспорт, в движении как аспекте понимания искусства -танец, балет, народные (национальные) танцы, гимнастика и др.» [2, с. 118]. В. М. Выдрин предлагает похожую дефиницию: «Игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» [3, с. 124].

Другая трактовка связана с выделением различных форм активности в качестве атрибута спортивной деятельности: «Спорт - особая форма активности движения человека. Наличие цели, круг занимающихся спортом людей, время и место свидетельствуют о многомерности спорта, характеризующей общественное значение этого явления. Спорт - выражение культурных достижений людей. Поэтому для него характерно то, что и для других культурных достижений: тенденции идеологизации, профессионализации, дидактичности и др.» [2, с. 118].

Комплексная дефиниция спорта «...включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности» [4, с. 9]. Похожая трактовка спорта дается Л. П. Матвеевым, который выделяет «соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности» [5, с. 204].

В современной исследовательской литературе также ставится вопрос о соотношении физической культуры и спорта, когда ряд авторов рассматривают спорт составной частью физической культуры или же наоборот. Оставим за рамками настоящего исследования дискуссии по этому вопросу. Видится оптимальной в этом отношении позиция В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой, которые отмечают, что цели спортивной деятельности и физической культуры разнятся, что определяет различное содержание связанных с ними социальных процессов. Физкультурная деятельность направлена на развитие физических и духовных способностей человека, а основным средством являются физические упражнения. Спорт в большей степени направлен на формирование спортивного мастерства и достижение заметных результатов на основе систематических тренировок [6].

Анализ спорта как сферы конструирования жизненных стратегий молодежи предполагает рассмотрение следующих взаимосвязанных вопросов: а) функция спорта в современном обществе; б) роль спорта в социализации и интеграции молодежи; в) общие тенденции развития российского спорта; г) условия конструирования жизненных стратегий молодежи в российском спорте.

Многие социологи рассматривают спорт как социальный институт, который отвечает основным требованиям институционализации:

выполняет конкретные социальные функции; обладает развитой инфраструктурой и материальной базой (спортивные залы, стадионы, медицинские центры и т. д.); готовит профессиональные кадры. Спорт выполняет целый ряд функций: стратификационную, компенсаторную, воспроизводства трудовых ресурсов, социализации личности, рекреационную и социально ценного досуга, идеологическую и др. Рассмотрим основные функции спорта подробнее.

Социальность феномена спортивной деятельности заключается в развитии социального взаимодействия на основе соревновательности. И если физкультура нужна человеку для поддержания здоровья, то спорт, как правило, направлен на демонстрацию успешности индивида в определенном сообществе. Поэтому спорт выполняет функцию стратификации. В работах П. Лазарсфельда, Дж. Мида, Б. Бар-бера спорт рассматривается как механизм восходящей социальной мобильности, в том числе для низших слоев американского общества [7].

Б. Дубин также пишет, что спорт в модерном обществе является каналом социальной мобильности, механизмом подготовки элит -«.как по линии собственно спортивных достижений ("звезд" с их ролевым репертуаром и публичным образом жизни), так и по линии общественного управления этой деятельностью, ее государственно-бюрократической организации (чиновники соответствующих ведомств)» [8].

Значимый символический потенциал спорта связан с его ориентированностью на ценность внешнего, демонстративно-очевидного результата, публично явленного успеха, что высоко коррелирует с особенностями развития современного социокультурного пространства и определяет высокую степень востребованности спорта сегодня.

По мере роста социальной значимости спорта расширялась его идеологическая интерпретация. С точки зрения Ю. А. Фомина, в спорте конструируются нравственные, эстетические и идеологические установки. С другой стороны, официальная идеология учитывает огромное воздействие спорта на массовую аудиторию и использует его в качестве инструмента воздействия [9, с.144].

Кроме того, исследователи отмечают, что сегодня спорт является институтом глобальных зрелищ, в которые вычленяются группы команды профессионалов, зрителей и субкультуры фанатов. Современная спортивная

деятельность выступает в качестве важнейшего и прибыльного компонента глобальной индустрии развлечений и досуга. Как феномен массового общества потребления спорт связан с индустрией досуга и консьюмеризма, с областью развлечений.

Наконец, спорт, как всякий социальный институт, отмечает В. Д. Паначев, возник естественным и неизбежным образом - как ответ на социальную потребность в развитии физической культуры человека, столь неизбежным же образом институт вобрал в себя функции воспитания и социокультурной репродукции [10, с. 8].

А. Л. Славко следующим образом систематизирует все многообразие функций физкуль-турно-спортивной деятельности [11, с. 15-16] (таблица).

Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления: - массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);

- спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт. В контексте настоящего исследования следует подробнее рассмотреть роль спорта в социализации и интеграции молодежи.

Как отмечает большинство ученых, спорт является важнейшим средством позитивной социализации молодежи. Исследования зарубежных социологов фиксируют, что спортивная деятельность и спортивная индустрия предоставляют подрастающему поколению ролевые и идентификационные схемы. Было установлено, что интеграция молодых людей в общество более эффективна в странах так называемой «футбольной культуры» (Бразилия, Аргентина, Мексика), хотя в этих государствах наблюдаются ограничения в образовательных и профессиональных перспективах молодого поколения. «Спорт усиливает ощущения "онтологической безопасности" (Э. Гидденс), солидарности с другими людьми (Э. Эрик-сон), снижает неопределенность и противоречивость идентификационных моделей. Среди молодых людей, увлеченных спортом, в два

Функции физкультурно-спортивной деятельности

Functions of physical and sport activity

Группы функций Функции

I. Ценностно-нормативные Ценностная, нормативная

II. Регулятивные Ослабление (снятие) социальной напряженности, профилактическая, коррекционная, селективная

III. Деятельностные Моделирование жизненных ситуаций, повышение готовности к преодолению жизненных затруднений, повышение жизненной конкурентоспособности, культивирование субъектных моделей достижения жизненного успеха

IV. Коммуникативные Трансляционная, установление и расширение сети межличностных отношений, развитие способности к взаимопониманию, установление сети состязательных отношений, установление отношения социального сравнения (компаративных отношений)

V. Социально-статусные Материальное благополучие, социальный престиж, возможность социальной мобильности

VI. Социально-психологические Повышение самоуважения, повышение самоэффективности, повышение жизненного тонуса и формирование оптимистического настроя, укрепление душевного здоровья, развитие способности к самообладанию

VII. Валеологические Укрепление здоровья, улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни

VIII. Социально-интеграционные Развитие сотрудничества, групповая интеграция, развитие коллективистских отношений, формирование и укрепление командного духа, развитие социальной ответственности

IX. Социально-нравственные Формирование толерантности, формирование готовности к взаимопомощи, развитие морально-психологических качеств

X. Интеллектуальные Развитие самопознания, развитие способности к самовоспитанию

XI. Эстетические Красивое выполнение спортивных упражнений (действий), формирование и развитие телесной красоты, формирование и развитие чувства красоты (прекрасного), развитие эмоционально-чувственного мира

раза больше "конформистов", придерживающихся традиционных гражданских идентично-стей» [7, с. 12].

Социологи из США часто пишут о том, что спорт аккумулирует основные ценности американского социума. Включение в спортивную деятельность в качестве участника или болельщика социализирует молодого человека, позволяет транслировать такие социальные ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, этичное отношение к конкуренту и пр. [4]. Поэтому нормативная среда спортивной деятельности обладает высокой интегрированностью для молодого поколения.

А. М. Ахметов по этому поводу также указывает, что физкультурно-спортивная деятельность молодежи сопровождается появлением внутренней потребности действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями. При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда надо достичь наивысшего результата, включаются все составляющие психики человека (мышление, память, внимание, воля, эмоции) и направляются на выполнение поставленной цели [12].

Проводимые исследования фиксируют, что существует корреляция между занятиями спортом и самооценкой спортсменов [13]. Самоуважение спортсменов зависит от следующих характеристик восприятия: физических параметров и состояния здоровья, физической силы, привлекательности фигуры и оценки профессионального уровня в спорте. Выраженность данных позиций определяет более высокую самооценку спортсменов.

Вместе с тем, существует и другая точка зрения касательно социокультурной роли спорта. И если одна группа ученых утверждает, что спорт является условием позитивной социализации и трансляции социально значимых ценностей, в то же время другая группа исследователей делает акцент на том, что феномены спортивной соревновательности опасны для сотрудничества, провоцируют негативное разделение людей на победителей и побежденных, культивируют такие отрицательные личностные качества, как агрессивность, эгоизм, зависть и др. [2]

Насилие и горячая поддержка современного спорта убедили некоторых критиков в том, что спорт навязывает молодежи милитаристские ценности, иррационально внушает зрителям локальную и национальную гордость

и служит одним из главных оплотов мужского шовинизма. Поэтому, как утверждали П. Хоч, Д. Скотт, Д. Мэггиси и др., в Америке организованные занятия спортом призваны обучать милитаризму, авторитаризму, расизму и сексизму, способствуя сохранению у масс «ложного сознания» [14].

В связи с этим следует вести речь, по мнению А. В. Шутова, об инструментальной противоречивости спорта. Автор приводит мнение Пьера де Кубертена о том, что «.спорт -это средство, с помощью которого можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти и которое в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне. Люди хотят побеждать и обретать славу, и спорт, в первую очередь профессиональный, - прекрасная арена для подобной деятельности» [15, с. 51].

Б. Дубин интерпретирует двоякую роль спорта в социализации личности через напряжения и конфликты ориентаций, экспектаций и оценок в ролевом самоопределении спортсменов как одной из модификаций зрелой личности в модерновом обществе [8]. Хотя исследования многих зарубежных авторов свидетельствуют о том, что спортсмены в большинстве своем не ориентированы к оправданию насилия и агрессии по сравнению с молодыми людьми, которые не занимаются спортом.

В целом же, несмотря на разночтения степени позитивности воздействия спорта на личность, сильнейшее социализирующее воздействие спортивной деятельности на молодежь не вызывает сомнений. Спортивные практики являются показательным примером социокультурных форм формирования личности. «В этих практиках участники разрабатывают определенные, различные, иногда совершенно новые отношения к самим себе. Они могут преодолевать себя, достигать уверенности в том, кто и, соответственно, как они есть, наконец, могут сознавать собственный эксперимент над собой» [8].

Переходя к рассмотрению вопроса относительно общих тенденций развития российского спорта как условий и ресурсов реализации жизненных стратегий молодых спортсменов, следует сказать пару слов о векторе развития мирового спорта вообще. В этом отношении исследователи выделяют отличительные черты спортивной сферы в современном массовом обществе:

- коммерциализация профессионального

спорта, связанная с ослаблением идеологии национальных государств;

- массовый спорт перемещается в расширяющуюся платную индустрию физкультурно-оздоровительных услуг;

- массмедиатизация спорта, когда удельный вес занимающихся спортом и являющихся активными болельщиками, которые посещают спортивные мероприятия, сегодня на порядок меньше доли телезрителей спортивных передач.

На этом фоне выделяются особенности развития физкультурно-спортивной сферы в российском обществе. В. Е. Кирсанов указывает на следующие позиции, определяющие актуальность теоретических и практических проблем спорта в молодежной среде. Во-первых, фиксируется кризисность в действующей до последних лет системе физического воспитания, когда, по данным многих исследований, обобщенный показатель здоровья нации низок и не наблюдаются тенденции к его росту. Во-вторых, в условиях резко выросшей социально-экономической дифференциации общества широкие слои бедного населения не имеют традиций занятия физической культурой и спортом. В-третьих, фиксируется разрыв между развитием спортивной индустрии и системой массовой физической культуры [16].

В этой связи не является распространенной и устойчивой ценность спорта среди основной массы российской молодежи. Как утверждают исследователи, спорт с советского периода утратил функцию консолидации населения. В социуме продолжает функционировать ценность спорта как здорового образа жизни, достижения высоких результатов. Но для подавляющего большинства молодежи в современной России характерны тенденция «прагматизации» спорта и стремление к ценностям досугово-развлекательной деятельности.

Переходя к вопросу об условиях конструирования жизненных стратегий молодежи в российском спорте, необходимо отметить, что социализация современной российской молодежи проходит в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Происходит ослабление социализирующих функций таких традиционных социальных институтов, как семья и школа. «Однако в еще более сложном положении оказались вторичные (по названию, но не по значимости) институты социализации молодого поколения - такие, как внешкольные формы подростковой самоорганизации, организации детского и юношеского досуга, в области научного образования, культуры,

спорта. Многие из них либо вообще прекратили свое существование, либо интенсивность и эффективность их деятельности резко снизилась» [17, с. 38].

Диверсификация советской системы организации физкультурно-спортивной деятельности особенно негативно сказалась на состоянии спорта для молодежи, в то время как в советский период функционировала разветвленная инфраструктура спортивной подготовки детей и юношества. Эта система готовила спортивный резерв и играла большую роль в социализации подрастающего поколения. В современной России в связи с сокращением институционального регулирования спорта размываются устоявшиеся ранее траектории жизненных стратегий молодых спортсменов, фиксируются нелинейность, индивидуализация и рискогенность самоопределения молодежи в спорте.

Как отмечают специалисты, поиск и включение талантов в спортивную подготовку - это важнейший фактор развития спорта в стране. Г. Дигель и М. Фарнер указывают, что «...подготовка на базе этих талантов деятелей большого спорта - самая непростая задача. Прежде всего нужно исключить утечку спортивных талантов в другие сферы. Затем нужно подумать о социальных гарантиях спортсменов большого спорта, дабы спортсмены всегда были готовы к выступлению и, освобожденные от всех забот, они могли бы совершать свою тяжелую и рискованную карьеру» [17, с. 38].

Современный уровень развития спорта предъявляет к спортсменам высокие требования. Как пишет К. Айзенберг, выездов на соревнования стало намного больше, они стали более дорогими и требуют все больше времени [18]. Кроме того, в связи с повышением в последние годы международных требований к результатам спортсменов снижается возраст начала тренировок. Повсеместно во всех видах спорта распространяется тенденция, согласно которой спорт значительно молодеет. Так, по свидетельству В. А. Каду-шиной, средний возраст начала тренировок по различным видам спорта следующий: волейбол - 12, плавание - 13, баскетбол - 14 лет. В некоторых видах спорта, требующих особой гибкости и силы, таких как спортивная гимнастика, прыжки в воду, возраст начала регулярных занятий снизился до дошкольного. Спортивная субкультура поглощает малышей, и уже не сами спортсмены формируют свою субкультуру, а она их, воспроизводясь в новых и новых поколениях нашего олимпийского

резерва [19]. Следует также сказать о возможностях подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов уровня мастера спорта и выше. Действующий мастер спорта, чтобы оставаться на прежнем уровне или прогрессировать, должен сегодня тренироваться примерно 1000 часов в год. Это же количество рабочего времени с ним должен работать тренер-преподаватель [20, с. 243].

Таким образом, развитие профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта привело в России уже в настоящее время к формированию разветвленной инфраструктуры и устойчивой диверсифицированной сферы экономики. В ней сформировалась разветвленная структура профессиональных ролей: учителя и преподаватели физической культуры, тренеры в спортивных клубах и секциях, фитнес-тренеры, профессиональные спортсмены, врачи спортивной медицины, ученые в научных центрах в сфере спорта высоких достижений, спортивные психологи, спортивные журналисты, менеджеры в сфере спорта и др. Вхождение индивида в эту сферу общественного функционирования в раннем возрасте теперь не ограничивается освоением роли профессионального спортсмена. Эта роль может стать только начальной стадией профессиональной мобильности. В этом контексте конструирование жизненной стратегии индивида в значительной степени определяется его видением смысла жизни.

Жизненные стратегии молодых спортсменов формируются под непосредственным воздействием спортивных практик. Первичная социализация спортсмена реализуется не только в семье и школе, важнейшую роль здесь играет институт физической культуры и спорта. Тренеры, судьи, спортивная команда выступают в роли агентов социализации, которые принимают участие в воспитании, транслируют ценностные нормы и образцы поведения, определяющие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.

Можно выделить типичные для всех спортсменов, независимо от вида спортивной деятельности, этапы жизненных стратегий. Р. Н. Абрамов и Я. И. Воронова выделяют в этом отношении четыре стадии: 1) начало спортивной деятельности - складывается интерес, ценностное отношение к спорту; 2) тренировочный период - рост количества соревнований, интенсификация тренировочного процесса; 3) профессиональный период -расцвет карьеры в спорте; 4) послетрудовой

период - завершение спортивной карьеры, профессиональная переориентация [21].

Содержательные границы жизненных стратегий молодых спортсменов, таким образом, определяют следующие «проблемные зоны» спортивных практик на каждом из выделенных этапов.

1. В период тренировок молодой спортсмен совмещает учебу и спортивную подготовку, что чревато конфликтом ценностных установок и интересов. Поэтому зачастую молодые спортсмены на этапе поступления в образовательную организацию высшего образования с целью продолжения спортивной карьеры в итоге меняют свои первоначальные жизненные планы. По утверждению Г. В. Ложкина и А. Н. Плющ, для многих из молодых спортсменов перестройка образа жизни, связанная с учебной деятельностью, не позволяет увеличить удельный вес специальной подготовки. Сочетание спорта и других видов деятельности приводит к изменению жизненных целей, значительная часть спортсменов на этом этапе уходят из спорта, сосредоточиваясь на решении других жизненных проблем. А учеба в образовательной организации высшего образования растягивает переходный период смены жизненных приоритетов, позволяя при этом получить диплом о высшем образовании [22].

2. На этапе участия в профессиональном спорте спортсмен может испытывать трудности, обусловленные его новым статусом. На данном этапе нередко возникают проблемы между самими спортсменами, спортсменом и его тренером, руководством клуба/секции, другой спортивной организации. Кроме того, исследователями отмечается определенная односторонность развития молодых спортсменов, которых отличает от их сверстников более узкий круг интересов с ориентацией, главным образом, на пассивное потребление ценностей культуры. Такое положение во многом обусловлено целевой установкой спортивной деятельности - производство спортивного результата в ущерб другим сферам жизни.

3. На послетрудовом этапе, когда завершается спортивная карьера, самыми распространенными для спортсмена проблемами являются профессиональная переориентация, снижение заработков, возможное понижение социального статуса, неустойчивое психоэмоциональное состояние. Зачастую для спортсменов этот период самый сложный. Поэтому у спортсмена должны быть организованные возможности эффективной социальной реинтеграции.

Содержательное наполнение и направленность стратегий молодых спортсменов во многом определяются формированием в их представлениях установок на дальнейшую профессиональную мобильность в спорте как сфере социальной жизни и экономике. Ведь период нахождения в роли профессионального спортсмена, как правило, относительно короткий, в среднем не превышает 10-15 лет. Эта задача - включение в жизненную стратегию реализации в качестве профессионального спортсмена как начального этапа профессиональной жизни с последующей мобильностью в другую профессиональную роль - спортивного менеджера, спортивного журналиста, тренера, спортивного психолога и др. - предполагает организацию работы с ценностными установками спортсменов еще в период их спортивной карьеры. Основными агентами такой направленной социализации выступают тренеры, спортивные учреждения и образовательные организации. Они, как специалисты в сфере спорта, должны показать многообразие возможностей в спорте как сфере функционирования общества, а также показать роль спорта в развитии физической культуры общества.

Таким образом, на фоне общемировых тенденций коммерциализации и медиатизации спортивной сферы спорт в современной России переживает этап институциональных изменений. Современный спорт как сфера социальной жизни создает условия для социализации молодежи и возможности профессионального становления личности не только в собственно спортивной профессионализации, но и в широком спектре смежных профессий, обслуживающих спорт (медицина, психология, спортивная педагогика, журналистика, менеджмент, дизайн одежды, создание спортивных снарядов и сооружений и др.). Расширение спектра возможной профессиональной специализации повышает необходимость направленной социализации, ориентирующей на долгосрочность выбора жизненного пути. Ранняя вовлеченность детей и молодежи в занятия физкультурой и спортом обусловливает большую роль спортивных организаций в первичной социализации спортсменов. Спортивная секция или спортивная школа представляет собой особое пространство формирования личностных качеств юного спортсмена, ориентируя его на развитие ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, волевых качеств, то есть на индивидуализацию жизни. Тренеры

и спортивный коллектив, выступая в качестве агентов социализации, могут акцентировать прагматические краткосрочные цели (учитывая краткосрочность спортивной карьеры), способствующие быстрому профессиональному «выжиганию» спортсмена, но могут ориентировать его на выбор смысла жизни как обобщенную перспективную цель, связывающую индивида с широким социальным контекстом и долгосрочной перспективой. В этих условиях усиливается нелинейность, индивидуализация и рискогенность жизненных стратегий молодежи в спорте. Для большинства спортсменов типичными этапами жизненной траектории являются: 1) включение субъекта в спортивную деятельность, 2) тренировочный период, 3) профессиональный и 4) послетрудовой период. Особые условия профессиональной социализации - жесткость конкурентной борьбы, напряженность физических сил, сужение спектра неспортивных интересов, - определяют высокую степень риска, которому подвергается становление целостной системы личности на каждом из этих этапов. Внесение в социализацию спортсмена социальной ценности спорта, общественного смысла спортивных достижений существенно снижает эти риски и задает спортсмену долгосрочные жизненные цели.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. : Канон, 1995. 352 с.

2. Ласкене С., Чингене В. Возможности анализа спорта как социального феномена // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 117-125.

3. Выдрин В. М. Спорт в современном обществе. М. : ФиС, 1980. 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Виленский М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9-11.

5. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. М. : Воениздат, 1997. 304 с.

6. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание : образовательный и социальный аспекты // ИВ СДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». 2007. № 4. С. 54-57.

7. Пономарев И. Е. Институт спорта в социальной идентификации российской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. 28 с.

8. Дубин Б. Спорт, культ и культура тела в современном обществе : заметки к исследованию. URL: http://polit.ru/ artide/2004/12/16/sport/ (дата обращения: 10.03.2022).

9. Фомин Ю. А. Влияние российского спорта на формирование личности // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 143-146.

10. Паначев В. Д. Спорт в системе физической культуры общества : институциональный подход : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Пермь, 2008. 44 с.

11. Славко А. Л. Социокультурный потенциал физкуль-турно-спортивной деятельности студенческой молодежи и условия его эффективного использования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2012. 28 с.

12. Ахметов А. М. Воспитание морально-волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов : материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М. : МОН, 2011. С. 115-116.

13. Шукис С., Кардялис К., Янкаускене Р. Юношеский спорт - фактор социализации // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 87-96.

14. Кристофер Л. Вырождение спорта// Логос. 2006. № 3. С. 147-159.

15. Шутов А. В. Социокультурный статус спорта и идея Фэйр Плэй // Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 70-72.

16. Кирсанов В. Е. Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения : автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2008. 26 с.

17. Дигель Г., Фарнер М. Большой соревновательный спорт : сравнение опыта разных стран // Логос. 2009. № 6. С. 35-57.

18. Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3. С. 3-22.

19. Кадушина В. А. Отношения к ценностям спорта в российском социуме // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Философия. Социология. Право. 2009. Т. 16, № 10. С. 187-193.

20. Богданов В. М. Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов : материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М. : МОН, 2011. С. 241-243.

21. Абрамов Р. Н., Воронова Я. И. Профессиональный теннис : субкультура, биография, спортивная индустрия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 2. С. 53-66.

22. Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Сценарии формирования профессиональной идентичности // Вкник Нащональ-ного техшчного ушверситету Украши «Ктвський поль техшчний iнститут». Фiлософiя. Психолопя. Педагопка. 2009. № 3(27). С. 50-64.

References

1. Dyurkgeim E. Sotsiologiya. Ieio predmet, metod, pred-naznachenye [Sociology. Its subject, method, purpose]. Moscow, Kanon Publ., 1995. 352 p. (in Russian)

2. Laskene S., Chingene V. Possibilities of sports analysis as a social phenomenon. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2007, no. 11, pp. 117-125 (in Russian).

3. Vydrin V. M. Sport v sovremennom obshchestve [Sports in modern society]. Moscow, FiS Publ., 1980. 271 p. (in Russian)

4. VilenskijM. Ya. Socio-psychological determinants of the formation of a healthy lifestyle. Teoriya i praktika fizicheskoj

kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1994, no. 9, pp. 9-11 (in Russian).

5. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta [General Theory of Sports]. Moscow, Voenizdat Publ., 1997. 304 p. (in Russian)

6. Bal'tsevich V. K., Lubysheva L. I. Sports-oriented physical education : Educational and social aspects. IV SDYUSSHOR "SPORTVEST", 2007, no. 4, pp. 54-57 (in Russian).

7. Ponomarev I. E. Institut sporta v sotcial'noy identifikatsii rossiyskoy molodezhi [Institute of Sports in the Social Identification of Russian Youth]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Sociol.). Novocherkassk, 2004. 28 p. (in Russian).

8. Dubin B. Sport, kul'ti kultura tela v sovremennom obshchestve : zametki k issledovaniyu [Sport, cult and culture of the body in modern society : research notes]. Available at: http://polit.ru/article/2004/12/16/sport/ (accessed 10 March 2022) (in Russian).

9. Fomin Yu. A. The influence of sports on personality formation in Russia. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 2008, no. 10, pp. 143-146 (in Russian).

10. Panachev V. D. Sport v sisteme fizicheskoy kul'tury ob-shchestva : institutsional'niy podhod [Sport in the system of physical culture of society : an institutional approach]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Perm', 2008. 44 p. (in Russian)

11. Slavko A. L. Sotsiokul'turniy potential fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti studencheskoj molodezhi i usloviya ego effektivnogo ispol'zovaniya [Sociocultural potential of physical culture and sports activities of students and the conditions for its effective usage]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Sociol.). Tambov, 2012. 28 p. (in Russian)

12. Ahmetov A. M. Development of moral-volitional and psycho-physical qualities of students by means of physical culture. In: O povyshenii roli fizicheskoy kul'tury i sporta v razvitii lichnosti studentov : materialy dok-ladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [On increasing the role of physical culture and sports in the development of students' personality : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, MON Publ., 2011, pp. 115-116 (in Russian).

13. Shukis S., Kardyalis K., Yankauskene R. Youth sport as a factor of socialization. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2005, no. 11, pp. 87-96 (in Russian).

14. Kristofer L. The degeneration of sports. Logos, 2006, no. 3, pp. 147-159 (in Russian).

15. Shutov A. V. The sociocultural status of sport and the idea of Fair Play. Gumanitarnyie nauki [Modern Science : Relevant issues of theory and practice. Series : The Humanities], 2011, no. 2, pp. 70-72 (in Russian).

16. Kirsanov V. E. Detskiy i yunosheskiy sport kak sred-stvo sotsializatsii molodogo pokoleniya [Children's and youth sports as a means of socialization of the younger generation]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Sociol.). Moscow, 2008. 26 p. (in Russian)

17. Digel' G., Farner M. Big competitive Sport : Comparing the Experiences of different countries. Logos, 2009, no. 6, pp. 35-57 (in Russian).

18. Ayzenberg K. Sportsmen. Logos, 2006, no. 3, pp. 3-22 (in Russian).

19. Kadushina V. A. Attitudes towards the values of sports in Russian society. Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya : Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, 2009, vol. 16, no. 10, pp. 187-193 (in Russian).

20. Bogdanov V. M. The activities of university sports clubs in modern conditions. In: O povyshenii roli fizicheskoy kul'tury i sporta v razvitii lichnosti studentov: materialy dok-ladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [On increasing the role of physical culture and sports in the development of students' personality : Proceedings of the All-

Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, MON Publ., 2011, pp. 241-243 (in Russian).

21. Abramov R. N., Voronova Ya. I. Professional tennis : subculture, biography, sports industry. The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2008, no. 2, pp. 53-56 (in Russian).

22. Lozhkin G. V., Plyushch A. N. Scenarios for the development of professional identity. Visnik Natsional'nogo tekhnichnogo universitetu Ukraini "Kiivs'kiy politekhnich-niy institut". Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2009, vol. 3, no. 27, pp. 50-64 (in Russian).

Поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 09.02.2022; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 09.02.2022; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.