УДК 316
Герасимов Максим Васильевич
соискатель,
Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Maksim V. Gerasimov
Applicant,
Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University [email protected]
Место спорта в жизненных
проектах современной российской молодежи: социологический анализ
The place of sports in life
projects of russian youth: sociological analysis
Аннотация. В статье анализируется место спорта в жизненных проектах современной российской молодежи, рассматривается роль спортивной деятельности в жизненном проектировании различными группами молодежи в России. Автор отмечает, что спорт присутствует в жизненных проектах молодых людей в современном российском обществе, однако для большей части молодежи это связывается преимущественно с деятельностью пассивного характера, просмотром соответствующих спортивных программ, а не с активными занятиями непосредственно самим спортом и участием в спортивных состязаниях. Другая негативная тенденция связана с уменьшением значимости роли занятий спортом у молодых людей по мере их взросления, что обуславливает необходимость вовлечения рассматриваемой категории молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова: жизненные проекты, жизненное проектирование, молодежь, спорт, массовый спорт, физическая культура, социальный институт, социализация, спортивная социализация.
Annotation. The article considers the place of sports in life projects of modern Russian youth, the role of sports activities in life projecting of different groups of youth in Russia. The author emphasize that sports become a part of life projects of young people in modern Russian society, but the bigger part of youth prefers the passive activities, watching sporting programs, and doesn't prefer sport occupation, participation in competitions. Another negative trend is associated with a decrease of importance of sports activities of young people as they grow older, what makes it necessary to involve that category of youth in the systematic physical activity.
Keywords: life projects, life projecting, youth, sport, mass sport, physical education, social institute, socialization, sport socialization.
В специальных исследованиях жизненные проекты традиционно принято рассматривать в качестве совокупности целей и задач и средств их осуществления, направленных на достижение определенной запланированной жизненной цели или целей. В свою очередь, жизненное проектирование представляет собой процесс формирования и изменения жизненного мира человека посредством конструирования и реализации тех или иных жизненных проектов. Большую роль в развитии общества играет молодежь как наиболее активная социально-демографическая группа и реализация ее жизненных проектов: настоящее и будущее любого общества, в принципе, определяется состоянием и перспективами жизненной самореализации молодежи. Как справедливо отмечает Ш.И. Алиев, молодежь выступает в качестве своеобразного «социокультурного продукта»: формирование ценностного сознания молодежи, ее жизненных проектов осуществляется в конкретной со-
циокультурной среде, на определенной исторической стадии развития общества и испытывает на себе воздействие различных объективных и субъективных факторов [1, с. 143-144].
Современный период развития общества характеризуется радикальными преобразованиями различных сфер общественной жизни, которая, в свою очередь, задает определенные требования к личности современного молодого человека, качествам, позволяющим ей успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной реальности, под влиянием которой формируются жизненные планы у отечественной молодежи. В настоящее время большую популярность приобрели идеи советского ученого С.Л. Рубинштейна, в соответствии с которыми жизнедеятельность человека может осуществляться как в качестве стихийного, так и в качестве сознательного, творчески направленного процесса, а фактором возвышения человека может являться исключи-
тельно разумное проектирование его жизни. С.Л. Рубинштейн, рассматривая в качестве главной задачи самоосуществление личности в жизни, становление ее как субъекта в жизни, смысл человеческой жизни исследователь видел в том, чтобы быть «преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» [2, с. 385]. Можно констатировать, что в рамках такой интерпретации центральной характеристикой человеческой личности является присущая ей способность участвовать в процессе жизнедеятельности и, тем самым, «выстраивать» и реализовывать в практической деятельности собственные жизненные проекты .
Очевидно, что жизненное проектирование является показателем достаточно высокого уровня организации культуры жизнедеятельности и представляет собой динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение и конструирование ее будущей жизни. Как отмечает Н.А. Шлапак, жизненные проекты являются своеобразным результатом отражения индивидом существующей объективной реальности, обладая при этом мобилизующими и организующими свойствами и являясь идеальным средством превращения возможности в действительность [3, с. 140]. Проблема формирования жизненных проектов и процессов жизненного проектирования молодежи приобретает особую актуальность в условиях социальной трансформации современного российского общества, которая обусловлена, в том числе, и сложностями в адаптации молодых людей к новым социально-экономическим реалиям, в поиске жизненной стратегии, позволяющей достичь поставленных целей. Молодежь как особая социально-демографическая группы, являющаяся в то же время неотъемлемой частью общества, испытывает на себе воздействие всех значимых социальных процессов и изменений. В современной России ситуация значительно осложняется тем, что здесь, с точки зрения Ю.А. Зубок, наблюдаются «такие характерные проявления в развитии молодежи, как нарушение воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей жизненного старта и самореализации молодежи, ценностно-нормативная неопределенность, а также неопределенность идентичности» [4, с. 152].
В ситуации социальной неопределенности, как правило, повышается значимость стихийной, спонтанной составляющей процесса социализации по сравнению с ее социально-контролируемой частью: здесь большое значение приобретает характер функционирования базовых институтов социализации, обеспечивающих включение молодежи в общественную жизнь. В системе основополагающих институтов социализации значимую роль играет спорт как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека [5, с. 77-79]. Степень эффективности социализации, осуществляемой посредством спортивной деятельности, находится в зависимости от того, насколько ценности спорта как социального института совпадают с обществен-
но значимыми ценностями, разделяемыми представителями определенных социальных групп, в том числе, и молодежи. Фактически речь здесь идет о месте спортивной деятельности в рамках жизненного проектирования молодежи, включении спорта в жизненные проекты молодых людей в современном российском обществе.
Результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что спорт играет значимую роль в жизненном проектировании молодежи различных стран. Так, он занимает важное место в жизненных проектах современной американской молодежи, аккумулируя в себе важнейшие ценности американского общества в целом. В исследованиях американских ученых обосновывается положение, согласно которому спортивная деятельность молодежи способствует успешному освоению ее представителями различных социальных ролей вне области спорта, формированию ценностных ориентаций, способствующих эффективной адаптации молодых людей к условиям социальной действительности. Так, изучение образа жизни обучающихся в средних школах США показало, что представители группы школьников, вовлеченных в систематические занятия спортом, более успешно адаптируются к постоянно меняющейся социальной среде, имеют более развитое самосознание, занимают престижные позиции в подростковых коллективах и даже характеризуются более успешной успеваемостью в сравнении с группой обучающихся, не занимающихся спортом [6, с. 312].
Что касается места спорта в жизненных проектах российской молодежи, то описывающие характер включенности спортивной деятельности в систему жизненного проектирования молодежи эмпирические данные выглядят достаточно противоречивыми. С одной стороны, спорт в целом играет достаточно большую роль в общем процессе социализации молодежи, что проявляется, в том числе, в достаточно высокой значимости ценностей спорта в сознании представителей отечественной молодежи. Результаты социологических опросов показывают, что такая значимая часть молодежи, как учащиеся школ и вузов оценивают роль спорта в жизни современного человека как весьма значимую (такая позиция, в частности, присуща 63,3 % учащихся-респондентов). С другой стороны, здесь имеются и определенные негативные тенденции, связанные с уменьшением значимости роли занятий спортом у молодых людей по мере их взросления: так, значительная часть представителей молодежи, окончившей обучение в соответствующих учебных заведениях, перестает заниматься спортом, и он уже перестает играть сколько-нибудь существенную роль в ее жизненных проектах. Помимо этого, спорт хоть и занимает важное место в досуговой деятельности российской молодежи, однако для большей части молодых людей он ограничивается деятельностью пассивного характера (речь идет о роли болельщика или фаната), а не активным занятием непосредственно спортом и участием в спортивных соревнованиях: по данным Л.И. Лубышевой, число молодых людей, смотрящих спортивные состязания по
телевидению, более чем в три раза превышает число лиц, вовлеченных в систематические занятия спортом [7, с. 124-142].
В то же время, как следует из текстов официальных документов, государством в настоящее время ставятся задачи, связанные со значительным увеличением числа россиян, вовлеченных в систематические занятия спортом, ведущий здоровый образ жизни. Так, в соответствии с положениями «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», к отмеченной дате численность населения страны, систематически занимающаяся физической культурой и спортом должна составить 40% от общего числа граждан РФ, а среди учащейся молодежи и подростков - 80% [8]. Очевидно, что такая задача не может быть решена без развития массового спорта, являющегося неотъемлемой частью спорта, которая направлена на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Массовый спорт реализует такие значимые функции, как функция социализации, сохранения здоровья вовлеченных в соответствующую деятельность лиц, организации активного и содержательного досуга и т.д. [9, с. 42-43].
Как свидетельствуют результаты социологических опросов, проведенных сотрудниками фонда «Общественное мнение» (ФОМ), большая часть россиян считает приоритетным развитие именно массового, а не профессионального спорта: респонденты, в частности, аргументируют это тем, что именно массовый спорт в большей степени способствует развитию и укреплению здоровья, нежели спорт профессиональный («спорт - здоровье нации»), а также выступает в качестве основы для профессионального, олимпийского спорта, спорта высших достижений («хорошие профессионалы вырастают из массового спорта»). Те граждане, которые считают приоритетным развитие массового спорта или «спорта для всех», справедливо полагают, что данную разновидность спорта отличает общедоступность, вовлеченность в соответствующую деятельность представителей различных социально-демографических групп и, в том числе, молодежи (абсолютное большинство респондентов указывают на необходимость привлечения к спорту детей и молодежи, пропаганду занятий спортом и т.д.). Необходимо отметить, что ситуация с массовым спортом является не столь благоприятной, как это отмечается в текстах официальных документов и статистических отчетов: как следует из материалов исследования, проведенного ФОМ, в населенных пунктах различных типов люди значительно чаще отмечают, что мест для занятий спортом у них недостаточно, чем сообщают, что оборудованных мест хватает. Достаточно предсказуемыми оказались результаты, в соответствии с которыми выше средней доля указаний на недостаточную спортивную оснащенность характерна для сельских поселений, однако и жители городов-миллионников чаще других говорят, что «заниматься спортом у них негде» [10] .
В качестве другой значимой проблемы функционирования массового спорта в современной России можно выделить его коммерциализацию: в настоящее время спорт становится для многих россиян и, в том числе, молодежи своего рода социальным маркером или фильтром, поскольку далеко не все из них могут позволить себе тратить значительные денежные средства на приобретение спортивных товаров и услуг. Значительная часть современных спортивных организаций ориентирована на извлечение прибыли, что закрывает для малообеспеченных групп населения доступ к соответствующим спортивным занятиям и формирует риски в сфере здоровья и жизненной самореализации [11]. Данная тенденция не является чисто российской, поскольку в той или иной мере она проявляется и в других государствах, в том числе, и в западноевропейских странах, где в течение последних лет происходило уменьшение финансирование массовых спортивных организаций при одновременном увеличении расходов на спорт высших достижений. Что касается существующих массовых спортивных клубов и других организаций, то их функционирование осуществляется с помощью самих спортсменов, приобретающих абонементы и выплачивающих различные членские, стартовые и другие взносы. Отметим, что с точки зрения ряда западных специалистов, коммерциализация массового спорта может иметь следствием сокращение числа граждан, вовлеченных в соответствующую спортивную деятельность.
В России, как известно, уровень и качество жизни граждан в среднем значительно уступают среднеевропейским показателям, а в структуре населения преобладают бедные и малообеспеченные слои, вследствие чего коммерциализация спорта не может не сказываться на степени доступности различных услуг, связанных со спортом. К сожалению, в настоящее время государственные органы и муниципалитеты, ответственные за развитие спорта, нередко перекладывают финансовую нагрузку на спортивные клубы, которые могут функционировать только на основе материальной поддержки со стороны граждан (отсюда и распространившаяся в течение последних лет практика взимания различных взносов, в том числе, и за участие в спортивных соревнованиях, чего раньше в нашей стране практически никогда не практиковалось). Помимо этого, сама система спортивных клубов в России развита не в такой степени, как в странах Запада: даже в крупных российских городах число этих клубов на порядок меньше, чем в аналогичных западноевропейских и американских мегаполисах. Среди рассматриваемых учреждений достаточно высока доля различных центров фитнеса, дорогих клубов, специализирующихся на элитных видах спорта, которые объективно являются недоступными для значительной части молодежи. На наш взгляд, в современной России, с учетом сложившейся социально-экономической ситуации и традиций государственного регулирования спорта, следует сохранить и увеличивать присутствие государства в массовой спортивной деятельности, его главенствующую роль в управлении развитием массового спорта, что должно иметь в своей основе
преимущественно государственное финансирование клубов и массовых организаций спортивной направленности. Это позволит обеспечить высокий уровень вовлеченности представителей
Литература:
1. Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях вызовов и рисков информационной эпохи // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1.
2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
3. Шлапак Н.А. Категория «жизненные планы» // Философские науки. 1974. № 5.
4. Чупров В.И. Социология молодежи : учебник /
B.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М. : Норма : ИНФРА-М, 2011.
5. Самыгин С.И. Спорт как институт социализации современной российской молодежи / С. И. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1.
6. Никсон Х. (Howard L. Nixon). Спорт, социализация и молодежь / Х. Никсон; Сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. М. : Физическая культура, 2005. Ч. 1.
7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2010.
8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р. URL : docs.cntd.ru
9. Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России /
C.И. Самыгин, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4.
10. Ситуация с массовым спортом. URL : fom.ru
11. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации / Н.Х. Гафиатулина, А. В. Верещагина, С. И. Самыгин // Гуманитарные, соци-ально-экономичес. 2017. № 10. P. 26-31.
российской молодежи в спортивную деятельность, включение спорта в жизненные проекты абсолютного большинства молодых людей в современной России.
Literature:
1. Aliev Sh.I. Life projecting of Russian youth in the case of risks of information epoch // Humanities of South of Russia. 2016. № 1.
2. Rubinshtein S.L. A human and the world // Problems of basic psychology. M., 1973.
3. Shlapak N.A. Category «life plans» // Philosophical sciences. 1974. № 5.
4. Chuprov V.I. Youth sociology : textbook / V.I. Chuprov, Yu. A. Zubok. M. : Norm, INFRA-M, 2011.
5. Samygin S.I. Sport as socialization institute of modern Russian youth / S.I. Samygin, P.S. Samygin, M.Yu. Popov // Humanity, social-economic and social sciences, 2015. № 1.
6. Nixon X. (Howard L. Nixon). Sport, socialization and youth / X. Nixon; Sost. V.I. Stolyrov, N.N. Ches-nokov, E.V. Stopnikova // Antropology of sociology of physical culture and sport. M. : Physical culture, 2005. P.1.
7. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sport : studies. a grant for the student. high. studies. Institutions. 3rd prod., reslave. and additional. M. : Publishing center «Akademiya», 2010.
8. Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020. It is approved as the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009. № 1101-r. URL : docs.cntd.ru
9. Samygin S.I. Mass sport and its role in the socialization of modern Russian youth / S.I. Samy-gin, P.S. Samygin // Humanity, social-economic and social sciences, 2015. № 1.
10. Situation with the mass sport. URL : fom.ru
11. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth: the risks of destruction in the context of globalization / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 10. P. 26-31.