УДК 316.4 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-247-252
ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЕВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В ОБЛАСТИ СПОРТА
Герасимов соискатель, Институт социологии и регионоведения Южного Максим федерального университета (344022, Россия, г. Ростов-на-Дону,
Васильевич ул. Пушкинская, 160). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется глобальная сетевизация как фактор влияния на формирование жизненных проектов современной российской молодежи в области спорта. Автор отмечает, что социальные сети в настоящее время воздействуют как на развитие спорта, так и на вовлечение представителей различных групп и, в первую очередь, молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом. В то же время глобальная сеть Интернет содержит большой объем информации, способной причинить вред здоровью и физическому развитию молодежи, что обуславливает необходимость активизации деятельности государства и органов местного самоуправления, направленной на оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом, использование возможностей сети Интернет для пропаганды эффективных физкультурно-оздоровительных систем.
Ключевые слова: глобальная сетевизация, социальные сети, жизненные проекты, жизненное проектирование, молодежь, спорт, массовый спорт, социальный институт, социализация, спортивная социализация.
Процессы глобальной сетевизации в современном обществе оказывают существенное воздействие на формирование жизненных проектов молодежи как особой социально-демографической группы. В специальных исследованиях жизненные проекты определяются как совокупность задач и средств их реализации, направленных на достижение запланированной цели (или целей); жизненное проектирование, соответственно, рассматривается в качестве подсистемы, ответственной за процесс формирования целостной системы - жизненного мира индивида как мира его непосредственной практической деятельности. Как справедливо отмечает Ш.И. Алиев, выбор и реализация жизненных проектов молодежи в настоящее время осуществляется в условиях информационного общества, порожденного развитием информационных и, прежде всего, цифровых компьютерных технологий и характеризующегося определенной направленностью и закономерностями своего развития [1, с. 143].
В условиях быстро меняющейся социальной реальности именно молодежь выступает как наиболее подвижная и динамично реагирующая на инновации социальная группа. Молодые люди также являются наиболее активными пользователями сети Интернет: значительная часть (41%) представителей российской молодежи, как показывают результаты соответствующего опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» вообще проводят в Интернете практически все свое свободное время. Сеть превращается для молодежи в один из наиболее значимых информационных источников, из которых молодые люди получают все наиболее интересующие их сведения, в том числе, и информацию новостного характера. Так, к числу наиболее востребованных для молодежи источников новостной информации в сети Интернет относятся социальные сети, блоги и форумы (ими пользуются 72% аудитории) [2, 325].
Социальные сети также рассматриваются молодыми людьми в качестве площадки для реализации различных видов социальной активности, которая, в свою очередь имеет следствием киберсоциализацию пользователей глобальной сети, изменение их ценностных установок и ориентаций, появление новых интересов и, в конечном итоге, формирование новых жизненных проектов. В соответствии с выводами, сделанными А.А. Лисенковой и А.Ю. Мельниковой, «доминирующей силой социальных сетей является самоутверждение личности с активным репрезентативным образом» [2, с. 328].
Личность данного типа характеризуется включением в различные сообщества, а ее жизнедеятельность осуществляется в соответствии с правилами, принятыми в данных группах, от которых она получает социальное одобрение и поддержку. Некоторые исследователи
даже считают, что в настоящее время можно наблюдать процесс формирования личности нового типа, представляющего сетевое сообщество, нормы и ценности которого могут вступать в противоречия с ценностями традиционного общества, а сама формирующаяся «сетевая личность» вступать в конфликт с реальной социальной действительностью.
Характерные для современного общества процессы глобальной сетевизации, затрагивающие различные коммуникационные практики, в целом, как отмечается в специальных исследованиях, оказывают положительное воздействие на представителей различных социальных групп.
Глобальная сетевизация, в частности, дает индивиду новые эффективные «высокотех-нологизированные способы индивидуального взаимодействия», предоставляет ему возможности широкого позиционирования себя в рамках различных социальных взаимодействий, позволяет интенсифицировать социальные контакты [3]. Наконец, активное включение индивида в социальные сети означает для него возможности эффективного профессионального развития, может способствовать личностного росту в различных сферах общественной жизни (с одной стороны, индивид получает облегченный доступ к необходимой ему информации, а, с другой стороны, приобретает возможность продемонстрировать собственные достижения в тех или иных областях). Интенсивная сетевизация коммуникационных практик также способствует развитию гражданского общества, формированию различных организаций и ассоциаций граждан, к числу которых относятся и объединения спортивной направленности, различные спортивные клубы и сообщества, объединяющие любителей отдельных видов спорта.
На наш взгляд, глобальная сетевизация в настоящее время оказывает воздействие на формирование жизненных проектов молодежи в области спорта. Современные социальные сети влияют как на развитие спорта, так и на вовлечение представителей различных групп и, в первую очередь, молодежи в занятия физической культурой и спортом. Социальные сети содержат достаточно большой объем информации, множество страниц, которые характеризуются прямой или косвенной связью со спортом. Сюда относятся, к примеру, официальные аккаунты и информационные страницы «звезд» спорта, создание которых осуществляется посредством известных в спортивном мире людей. Страницы могут полностью или частично вестись самими спортсменами (выкладкой новостей на этих страницах чаще всего занимаются доверенные лица, либо вообще независимые люди, входящие в число фанатов той или иной звезды).
В сети Интернет, различных соцсетях существует большое количество сообществ, которые посвящены различным спортивным дисциплинам, отдельным звездам спорта или клубам, либо развитию спортивного движения в конкретных странах, регионах или поселениях. Подобные сообщества могут формироваться непосредственно самими фанатами, однако процесс их создания далеко не всегда имеет стихийный характер. Конструирование и поддержка подобных ресурсов может осуществляться людьми, специализирующимися на РЯ-деятельности в пространстве сети Интернет, и направляющими свои усилия на формирование положительного имиджа спортсменов или клубов среди зрительской аудитории.
Эмпирическое исследование, проведенное сотрудниками Бурятского государственного университета, показало, что подавляющая часть спортсменов имеет страницы в социальных сетях (самой популярной среди спортсменов социальной сетью является «ВКонтакте» -89,6 % респондентов-спортсменов, «Одноклассники» - 37,8%, «РасеЬоок» - 24,1% и т.д.; многие спортсмены зарегистрированы в двух и более социальных сетях). При этом около половины (41,4 %) опрошенных спортсменов тратят более трех часов в день на общение в социальных сетях. Абсолютное большинство спортсменов также выкладывают в Интернете сел-фи с тренировок и спортивных состязаний, а также снимают себя и в повседневной жизни: многие из них, как показали результаты исследования, испытывают потребность в постоянном присутствии в виртуальном пространстве, комментировании спортивных событий и т.д. [4, с. 86].
Не вызывает сомнений тот факт, что информация о различных спортсменах, спортивных клубах содействует популяризации соответствующих занятий, может оказывать воздействие на выбор молодыми людьми тех или иных видов спорта для систематических занятий. Созданные звездами спорта или их фанатами сообщества или страницы в социальных
сетях, безусловно, способствуют привлечению внимания к данным спортивным практиками. Однако их значение не следует преувеличивать: среди подростков и молодых людей действительно велика доля тех, кто интересуется спортивной информацией и состоят в различных спортивных интернет-сообществах, однако этот интерес является преимущественно зрительским, так как у большинства представителей этих групп отсутствует стремление к самостоятельным занятиям данными видами спорта.
Несмотря на то, что спорт играет достаточно большую роль в жизнедеятельности молодежи в современном российском обществе, для подавляющей части молодых людей, как показывают данные специальных исследований, эта роль ограничивается деятельностью пассивного характера (роль болельщика или фаната), просмотром спортивных передач, соответствующих состязаний по телевидению, а не активными занятиями спортом, самостоятельным участием в спортивных состязаниях (так, число молодых людей, тратящих свободное время на просмотр различных спортивных телетрансляций, более чем в три раза превышает число лиц, непосредственно вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом) [5, с. 77].
Необходимо отметить, что рассматриваемая информация, включающая сведения об известных спортсменах и спортивных клубах, имеет отношение прежде всего к профессиональному спорту или спорту высших достижений, в то время как в настоящее время государством ставится задача, связанная с приоритетным развитием массового спорта или «спорта для всех». Массовый спорт как неотъемлемая часть спорта, направленная на физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях, реализует такие значимые социальные функции, как функции социализации, сохранения здоровья вовлеченных в соответствующую деятельность лиц, организации активного и содержательного досуга и т.д. [6, с. 42-43].
Президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, выделил содействие массовому спорту в качестве одного из основных направлений Стратегии развития спорта на период с 2021 по 2030 год. По мнению главы Российского государства, финансирование физкультуры и массового спорта должно быть увеличено посредством одновременного снижения затрат региональных властей и компаний с государственным участием на профессиональный спорт («профессиональны могут и должны зарабатывать сами»).
По мнению В.В. Путина, в настоящее время существует проблема, связанная с вовлечением в систематические занятия физической культурой и спортом различных категорий населения, для чего необходимо совершенствовать организационную структуру, воссоздавать и развивать физкультурно-спортивные общества, активизировать работу по развитию спортивного комплекса ГТО и т.д. [7-8] Позиция Президента РФ здесь в целом соответствует точке зрения большинства российских граждан, которые, как показывают результаты эмпирических исследований, осуществленных специалистами фонда «Общественное мнение» (ФОМ), считают необходимым развивать в первую очередь именно массовый, а не профессиональный спорт.
С точки зрения респондентов, принявших участие в опросах ФОМ, массовый спорт в большей степени способствует развитию и укреплению здоровья, нежели спорт профессиональный («спорт - здоровье нации»), а также выступает в качестве основы для профессионального, олимпийского спорта, спорта высших достижений («хорошие профессионалы вырастают из массового спорта»). Респондентами, относящимися к различным социально-демографическим группам, были выделены такие отличительные характеристики массового спорта, как общедоступность, вовлеченность в соответствующую деятельность представителей разных категорий населения и, в том числе, молодежи (абсолютное большинство респондентов указывают на необходимость привлечения к спорту детей и молодежи, пропаганду занятий спортом и т.д.)1.
Очевидно, что реализация рассматриваемых государственных программ, включающих вовлечение молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом, пропаганду ценностей спорта и здорового образа жизни не могут быть осуществлены без соответ-
1 Ситуация с массовым спортом [Электронный ресурс]. Режим доступа: fom.ru
ствующей информационной поддержки, использования возможностей сети Интернет. Так, с точки зрения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, пропаганда спорта среди молодежи, представители которой являются наиболее активными пользователями глобальной сети, должна реализовываться посредством Интернета и, в частности, социальных сетей. «Еще важнее (по сравнению с обычными средствами пропаганды) тот самый цифровой мир: Интернет, различного рода средства новых коммуникаций. Это непаханое поле. И там нужно обязательно присутствовать». По мнению Д.А. Медведева, для соответствующей пропагандистской деятельности требуются специальные порталы и сайты в Интернете, а также социальные сети1.
Результаты региональных социологических исследований свидетельствуют о том, что у молодежи присутствует постоянный интерес к спорту, существует устойчивая потребность в соответствующих систематических занятиях. Так, большое количество представителей студенческой молодежи занимается физической культурой и спортом не только на занятиях в учебных заведениях, но и в свое свободное время, выбирая спорт в качестве разновидности досуговой деятельности. При этом наиболее распространенным местом проведения рассматриваемого физкультурно-спортивного досуга для студентов являются спортивные клубы (их выбирают 37% респондентов-студентов), еще 15% занимаются этой деятельностью самостоятельно, а 12% - являются представителями профессиональных спортивных сообществ.
Современные спортивные клубы выступают, с точки зрения О.В. Ионовой, в качестве важного средства привлечения молодых людей к занятиям физической культурой и спортом, формирования устойчивого интереса к данному виду деятельности, потребности в здоровом образе жизни у представителей различных групп молодежи [9, с. 17-19]. Отсюда проистекает необходимость в развитии массового молодежного спорта, создании системы соответствующих спортивных клубов и площадок, в том числе, и в сетевом пространстве.
Анализ различных электронных публикаций, а также материалов, содержащихся в социальных сетях, форумах и блогах, показывает, что тематика, связанная со спортом, а также здоровым образом жизни в течение последних лет стала одной из самых популярных и востребованных в Интернете. Так, в настоящее время в сети присутствует большое количество групп, которые содержат информацию о различных физических упражнениях, диетах, правильном питании и т.д. Примерами таких групп являются «90-60-90/Спортивные девушки» (5 343 345 подписчиков), «40 кг» (4 659 456 подписчиков), «0% жирности» (3 075 500 подписчиков). В то же время, как отмечают А.А. Лисенкова и А.Ю. Мельникова, проблемой таких пабликов является подмена стандартов красоты и здоровья [3, с. 327]. Под воздействием информации, содержащейся в данных группах, в сознании девушек формируются представления о том, что неотъемлемым атрибутом красоты и здоровья является чрезмерная худоба, а у юношей может сложиться мнение, согласно которому популярностью у противоположного пола пользуются исключительно мужчины с развитой мускулатурой, похожие на чемпионов по бодибилдингу. Очевидно, что подобного рода информация может причинять определенный вред здоровью молодых людей, иметь серьезные негативные последствия для физического развития юношей и девушек.
В сети Интернет в настоящее время содержится огромное количество информации, включающей рекомендации лицам, занимающимся физической культурой и спортом, рекламу различных школ и спортивных сообществ, предлагающих за короткий временной промежуток достичь высоких спортивных результатов (например, в течение нескольких месяцев подготовится и пробежать марафонскую или сверхмарафонскую дистанции).
Попытки практической реализации подобных рекомендаций и тренировочных программ также могут иметь негативные последствия для здоровья неподготовленных спортсменов-любителей. Развитию массового молодежного спорта в современной России в значительной степени препятствует его коммерциализация: абсолютное большинство спортивных услуг сейчас предоставляется за плату (это касается как посещения спортивных клубов
1 Медведев призывает активнее использовать соцсети для пропаганды спорта [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.liberatum.ru
и центров, так и участия в массовых спортивных соревнованиях, участники которых должны платить стартовые взносы).
В настоящее время от органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за развитие массового спорта, требуются существенные усилия, направленные на создание сети бесплатных спортивных клубов по месту жительства, а также оказание соответствующей информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом.
Помимо этого, вовлечению молодежи в систематические физкультурные и спортивные занятия должны способствовать популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных и других учреждениях, широкое использование возможностей сети Интернет для пропаганды эффективных физкультурно-оздоровительных систем. В рамках пропаганды здорового образа жизни и спорта важную роль призваны играть ведущие спортивные специалисты и спортсмены, популярные политики и общественные деятели, использоваться средства социальной рекламы.
Литература
1. Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях вызовов и рисков информационной эпохи // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 142-151.
2. Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 322-329.
3. Андрамонова В.В. Социальные сети в контексте развития современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21486
4. Комарова А.В., Бороева Ю.О., Намсараева Я.Н. Роль киберпространства социальных сетей в современном спорте // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 13. С. 83-86.
5. Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Спорт как институт социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 76-82.
6. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 42-45.
7. Латухина К. Путин назвал приоритеты стратегии развития спорта // Российская газета. Федеральный выпуск. 10 октября 2018 г.
8. Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта. 11 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: kremlin. ru > d/53070
9. Ионова О.В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2018. 21 с.
Gerasimov Maxim Vasilyevich, the applicant, Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University (160, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE GLOBAL NETWORKING AS THE FACTOR OF INFLUENCE OF THE FORMATION OF LIFE PROJECTS OF RUSSIAN YOUTH IN THE SPHERE OF SPORTS
Abstract
The article considers the global networking as the factor of influence of the formation of life projects of modern Russian youth. The author emphasize that social networks currently influence on the development of sports and on the involvement of representatives of various groups and especially youth on the systematic physical culture and sports activities. Global network Internet contains the information, which could cause harm to health and physical development of youth, what causes the need
for revitalization of the state and local authorities, aimed to providing information support to the population of physical culture and sports activities, taking advantage of opportunities of the Internet of the propaganda of effective sports and recreation systems.
Keywords: global networking, social networks, life projects, life projecting, youth, sport, mass sport, social institute, socialization, sport socialization.
References
1. Aliev SH.I. ZHiznennoe proektirovanie rossijskoj molodezhi v usloviyah vyzovov i riskov infor-macionnoj ehpohi // Gumanitarij YUga Rossii. 2016. № 1. P. 142-151.
2. Lisenkova A.A., Mel'nikova A.YU. Social'nye seti kak faktor aktivnogo vliyaniya na formirovanie cennostej molodezhi // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. T. 6. № 4. P. 322-329.
3. Andramonova V.V. Social'nye seti v kontekste razvitiya sovremennogo obshchestva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-2; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21486
4. Komarova A.V., Boroeva YU.O., Namsaraeva YA.N. Rol' kiberprostranstva social'nyh setej
v sovremennom sporte // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vyp. 13. P. 83-86.
5. Samygin S.I., Samygin P.S., Popov M.YU. Sport kak institut socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 1. P. 7682.
6. Samygin S.I., Samygin P.S. Massovyj sport i ego rol' v socializacii molodezhi v sovremennoj Rossii // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 4. P. 42-45.
7. Latuhina K. Putin nazval prioritety strategii razvitiya sporta // Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk. 10 oktyabrya 2018 g.
8. Putin V.V. Vstupitel'noe slovo na zasedanii Soveta po razvitiyu fizicheskoj kul'tury i sporta. 11 oktyabrya 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: kremlin. ru > d/53070
9. Ionova O.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v strukture dosuga studencheskoj molodezhi. Avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Penza, 2018. 21 p.