УДК 316
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Любецкий Николай Петрович
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры спортивных дисциплин Донского государственного технического университета [email protected]
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Спортивная этика
и ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Sergy I. Samygin
doctor of sociology, professor, professor of Department of Personnel Management and Sociology of Rostov State University of Economics [email protected]
Nicolay P. Lyubetsky
candidate of sociology, associate professor, Associate Professor of the Department sports discipline of Don State Technical University [email protected]
Petr S. Samygin
doctor of sociology, associate professor, professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics [email protected]
Sports ethics and
transformation of values of olympic sport in the context of influence on socialization of the russian youth
Аннотация. В статье анализируется влияние спортивной этики на формирование нравственности спортсменов, рассматриваются особенности трансформации ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию российской молодежи. Авторы отмечают необходимость воспитания представителей современной молодежи на основе этических ценностей спорта, необходимых для формирования социально зрелой личности, способной проявлять заботу о собственном здоровье и здоровье других людей, а также вести здоровый образ жизни. Подчеркивается актуальность акцента внимания на гуманистической составляющей современного спорта, ценностях, связанных с возможностью развивать в рамках спортивной деятельности разнообразные физические, психические и духовные качества человека, содействовать целостному развитию личности, формированию нравственной, эстетической, интеллектуальной, физической, экологической культуры.
Ключевые слова: нравственность, спортивная этика, цививилизационные и олимпийские ценности, «кодекс этики олимпийца», личность, здоровье, спорт, молодежь, социализация.
Annotation. The article considers the influence of sports ethics on the formation of ethics of Olympian sportsmen, peculiarities of transformation of Olympic sports values in the context of influence on socialization of the Russian youth. The authors emphasize necessity of education of representatives of modern Russian youth on the base of sports ethics, which are necessary for formation of social mature personality, who is capable to take care of own health and health of other people, to lead a healthy way of life. The authors underline necessity to accentuate attention to humanistic component of modern sport,values, connecting with possibility to develop physical, psychic qualities of a person, contribute to the integral development of a personality, forming of moral, aesthetic, intellectual, psychical and ecological culture in the sports activity.
Keywords: morality, sports ethics,civilizational and Olympic values, code of Olympianethics, personality, health, sports, youth, socialization.
В настоящее время современное мировое сообщество испытывает на себя негативное влияние глобализационных процессов, связанных с формированием во многом нездорового общества потребления, многовекторного сис-, -
ры общественной жизни [1, с. 113]. В качестве
,
современного общества, в том числе, и российского, исследователями справедливо выделяются, с одной стороны, рост социального расслоения и дифференциации, а, другой - ценностно, -
ние морали и нравственности, широкое распространение различных видов девиантного поведения, включающих алкоголизм, наркоманию, проституцию и т.д. Сложившаяся негативная ситуация значительно усугубляется кризисом традиционных социальных институтов, включающих, в первую очередь, семью и образова-,
молодого поколения современного российского .
Наряду с рядом других социальных институтов,
особую роль в системе институтов социализации , -
ный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной актив.
. . , -лизации посредством спортивной деятельности во многом зависит от того, насколько ценности спорта как социального института совпадают с общественно значимыми ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, представляющими, в том числе, молодежь как особую
социально-демографическую группу [2, с. 77]. С , -
,
институт играет достаточно важную роль в процессе социализации современной российской .
в сознании молодежи в частности ценности физической культуры и спорта занимают довольно большое место: так, современные российские учащиеся, школьники и студенты, достаточно высоко оценивают ту немаловажную роль, которую играют физическая культура и спорт в жизни современного человека. Однако, с другой стороны, результаты других эмпирических исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время имеется тенденция, связанная с уменьшением значимости активных занятий физической культурой и спортом для молодых людей по мере их взросления. Для многих представителей современной российской молодежи спорт имеет важное значение прежде всего как зрелище,
форма проведения пассивного, а не активного
:
исключительно в роли пассивных зрителей, а не непосредственных участников спортивных мероприятий. Эмпирические данные, в частности, показывают, что число молодежи, наблюдающей за спортивными состязаниями с помощью телевизора и Интернета, значительно превышает количество молодых людей, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом [3, с. 78].
Характер функционирования спорта как института социализации зависит от многих факторов, к числу которых относится мировой спорт и тенденции его развития, поскольку именно международное спортивное и, в том числе, олимпий, -
ности, на которые ориентируется молодое поколение, делая свой выбор в пользу или не в пользу систематических занятий спортом. В то же
,
время обозначился ряд негативных тенденций, связанных с утратой последним своего гумани-.
олимпийского движения также имеются тенденции отрицательного характера, включающие в первую очередь прогрессирующую политизацию спорта, его коммерциализацию, дегуманизацию, перманентный рост в данной сфере нездоровой конкуренции. На данное обстоятельство обращает внимание и Л.И. Лубышева, по мнению которой в последние годы «обозначилась серьезная опасность утраты национальных спортив-, . становится средством формирования социального неравенства, неоднородности общества» [2, с. 169]. Помимо этого, в настоящее время имеют место массовые нарушения так называемой спортивной этики, с которой нередко сталкиваются организаторы олимпийского спорта, тренеры, спортсмены и зрители. Под спортивной
этикой в данном контексте следует понимать «
спортсменов, тренеров, болельщиков в процессе состязания или его просмотра, а также строгое соблюдение правил соревнований, честную борьбу, уважение к соперникам, судьям, зрителям, выполнение спортивных ритуалов» [4, с. 477].
Как социальный институт, спорт не может не испытывать на себе последствий трансформации общества на современном этапе, основополагающих тенденций общественного развития, связанных с коммерциализацией, доминированием прагматических и потребительских ценностей в противовес ценностям гуманистическим и -. затрагивают и мировой спорт, в рамках которого можно наблюдать стремление к достижению профессиональными спортсменами, спортсменами-олимпийцами успеха любой ценой. Присущие обществу в целом прагматические ценности проникают в спортивную сферу: здесь можно отметить, что даже хорошо известный всем девиз олимпийского движения «Citius, Altius, Fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!») ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения,
не отражая нравственные ценности философии
,
достоинства прекрасного человеческого тела, несокрушимой воли и, не имеющего себе в при, . -, -
нователя современного олимпийского движения П. де Кубертена напрямую перекликается с жизненными и олимпийскими ценностями древне,
идеологии классической калокагатии, представляющей собой единство Истины, Добра, Красоты
как идеал воспитания гармоничного человека. К
,
хартии (1996 г.) исключено важное гуманистическое положение предыдущего варианта хартии (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали,
побивать рекорды и развлекать публику, и не , -
плин в профессиональной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой» [5, с. 55].
Истинная цель олимпийского движения заключается в том, что спорт должен служить гармоничному развитию человека, способствовать воспитанию целостной здоровой личности, обладающей необходимыми этическими качествами, соблюдающей этические принципы и законы, к числу которых относятся достоинство и честь, честность и добросовестность, отсутствие алчности и зависти, готовность к самопожертвованию, соблюдение закона совести (этика олимпийца России). Спортивная отрасль призвана формировать не просто рекордсмена с фрагментарным сознанием, а иметь «на выходе», в первую очередь, образованного патриота-гражданина, воспитанного на гуманистических ценно, -
, -
исторических традициях. Подобный подход, применяемый российскими тренерскими кадрами в работе со спортивной молодежью, позволит сформировать целостную личность молодого спортсмена, отличающегося развитым историческим и национальным самосознанием, могущим брать ответственность за себя, а также за свою семью и страну в целом. Однако как было отмечено на заседании Комиссии по этике Олимпийского комитета России (ОКР) 17.03.2015 г., в рамках работы российских тренеров со спортсменами вопросы спортивной этики «ушли» сегодня примерно на третий, четвертый план в системе спортивной подготовки. Следствием отсутствия подобной воспитательной работы являются многочисленные допинговые скандалы, затронувшие членов российской олимпийской сборной: велосипедистов, лыжников, тяжелоатлетов, легкоатлетов и др. Один из этих скандалов, затронувших российскую легкоатлетическую сборную накануне Чемпионата мира по легкой атлетике 2015 г. в Пекине, «стоил» карьеры президенту Всероссийской федерации легкой
( ) .
сборной команды России по спортивной ходьбе В. Чёгину. В дальнейшем Международной ассоциацией легкоатлетических федераций( ИААФ)
было принято и вовсе беспрецедентное реше-
,
легкоатлетической федерации, отстранением отечественных легкоатлетов от международных спортивных соревнований и, в том числе, Олим-2016 . - - ( -ние было поддержано Международным олимпийским комитетом). Совершенно очевидно, что отстранение не уличенных в употреблении допинга атлетов от Олимпиады в Бразилии входит в явное противоречие с ценностями олимпийского движения и нарушает принципы Олимпийской
хартии, а также является юридически необосно-, -
ских спортсменов и девальвирует ценность успеха соперников отечественных атлетов.
В то же время, подобные допинговые скандалы характерны не только для российского спорта: их совершенно справедливо можно считать неотъемлемой составляющей современного мирового спорта высших достижений. В течение последних десятилетий в употреблении допинга были уличены такие выдающиеся спортсмены как спринтеры Б. Джонсон, К. Льюис, Т. Монтгомери, Д. Гэтлин, М. Джонс, знаменитый велосипедист, семикратный победитель престижной велогонки «Тур де Франс» Л. Армстронг и множество других. В данной ситуации достаточно несправедливой выглядит попытка лишить возможности выступать на Олимпийских играх (Меадународ-ная ассоциация легкоатлетических федераций официально изменила свои правила и позволила российским легкоатлетам подавать заявки на
,
Олимпиаду, в индивидуальном порядке) таких выдающихся российских легкоатлетов как С. Шубенков (барьерный бег), Е. Исинбаева (прыжки с шестом) и других, которые никогда не были уличены в употреблении допинга, в то время как в играх в Рио примут участие Т. Гэй и дважды ранее дисквалифицированный за допинг
Д. Гэтлин. Отметим, что сами российские спорт,
Олимпийского комитета России (ОКР) А. Жукова, сделанного им на олимпийском саммите в Лозанне 21.06.2016,оценивают данную ситуацию « -
». «
здравым смыслом и чистыми российскими атле-» . . -( 800 о применении допинга в отечественной легкой
атлетике и попросила политического убежища в ), -
ребление допинга [6, с. 3]. В настоящее время употребление допинга вообще стало явлением повсеместным: до 80 % профессиональных
спортсменов всех стран, как свидетельствуют , -
личных вариациях [7, с. 129]. При этом многие авторитетные исследователи в области спорта считают, что без соответствующей фармакологической поддержки тот же современный спортсмен-легкоатлет не в состоянии без травм и психического стресса выполнять фантастические
тренировочные объемы с высочайшей интен-
,
( , , , 30 % 50 %
годового объема беговой работы осуществляется спортсменом на частоте сердечных сокращений (ЧСС), равной 175-185 уд./мин.). В последние годы в мировом спорте также наблюдается увеличение числа коррупционных скандалов, затронувших и футбол, являющийся самым популярным в мире видом спорта. В качестве примера можно назвать громкий, коррупционный скандал в мировой федерации футбола (ФИФА) с непосредственным участием президента этой орга-.
футбольных ассоциаций (УЕФА) - М. Платини.
Данные обстоятельство однозначно указывают
, , ,
, -
ратил свою гуманистическую ценность. К сожа-
,
подготовки по видам спорта Министерства спорта Российской Федерации (2014 г.) также отсутствуют требования (критерии) к личностным качествам наших спортсменов (в данных стандартах выделены исключительно нормативы общей физической и специальной физической подго-). -ровать внимание на гуманистической составляющей современного спорта, ценностях, связанных с возможностью развивать в рамках спортивной деятельности разнообразные физические, психические и духовные качества человека, то есть содействовать целостному разви-, ,
эстетической, интеллектуальной, физической,
,
т.д., а также гуманным социальным отношениям [8, . 33]. , -
сти выступают для людей как принципы, цели
или средства деятельности, как образцы и мо, -
жать, как идеалы, на которые они ориентируются в своей деятельности. При этом также известно, что система знаний, умений, а также ценностных ориентаций человека, в первую очередь, формируется педагогической деятельностью. Поэтому её также следует отнести к числу важных , -
альное значение спорта для реализации ценностей устойчивого общественного развития. Развитие спорта в настоящее время способно не только решить проблемы улучшения здоровья
молодых людей и качества жизни российских
,
обеспечении национальной безопасности стра-.
России напрямую зависит от здоровья молодежи, а, следовательно, необходимо не только предотвращать прямые или косвенные угрозы жизни и здоровью молодого поколения, но и создавать институциональные условия для формирования духовно и физически здоровой личности на всех стадиях социализации молодежи с целью стимулирования развития самосохрани-
тельного поведения у молодых людей. В конеч-
,
жизнеспособностью каждого индивида, увеличением его возможностей развиваться физически и
духовно, сохраняя высокий потенциал социального здоровья [9, с. 58-59].
В данной ситуации приоритетное значение имеет качество школьных занятий по физкультуре, которые в идеале должны основываться на приоритете образовательной направленности уроков, что должно было бы способствовать лучшему пониманию отечественными детьми и подростками ценности собственного здоровья на основе приобретенных ими физкультурных знаний, как интеллектуальной основы для приобщения молодых людей к здоровому образу жизни, сохранения индивидуального здоровья, для целенаправленной и эффективной двигательной ак-, -
вии с законами природы и особенностями индивидуального развития молодых людей. В то же
,
,
. . ( опрашивались преподаватели физической культуры), только 20 % учителей физкультуры полагают, что на занятиях по этой дисциплине, кроме
,
и образовательный компонент, а 80 % школьных
преподавателей физкультуры искренне считают ( )
своих учеников не нужным, а саму проблему надуманной и не существенной [10, с. 529]. Очевидно, что подобные учителя не смогут воспитать физкультурно образованную личность (о чем в свое время мечтал создатель научной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт), способную в рамках своей последующей жизнедеятельности самостоятельно управлять психофизическим состоянием собственного организма с целью его оптимизации, делая это на основе
приобретенных на школьных занятиях теорети-
,
области физической культуры и спорта. Ценности спортивной этики в настоящее время необходимы для формирования социально зрелой личности, способной проявлять заботу о собственном здоровье и здоровье других людей, а также вести здоровый образ жизни. Отсюда возникает необходимость в воспитании представителей современной молодежи на основе этических ценностей спорта, закрепленных, в том числе, в Кодексе этики Олимпийского комитета России, основанного, в свою очередь, на нормативно-правовых актах, принятых Международным .
Литература:
1. Любецкий Н.П. Социально зрелая личность -миф или реальность в эпоху глобализации? : монография / Н.П. Любецкий, А. А. Князев. Ростов н/Д. : Изд-во ДГТУ, 2014.
2. . . -туры и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2010.
3. . . -
ции современной российской молодежи /
Literature:
1. Lyubetsky N.P. Social and mature personality -myth or reality in the era of globalization ? : mono-graphy / N.P. Lyubetsky, A.A. Knyazev. Rostov n/D. : Publ DSTU, 2014.
2. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sports : a textbook for students. Executive. training. institutions. M. : Izd. tsentr «Academy», 2010.
3. Samygin S.I. Sport as socialization institute of modern Russian youth / S.I. Samygin, P.S. Samy-
С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1.
4. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М. : СпортАкадемПресс, 2001.
5. . -обеспечения / Гл. ред. А.Д. Жуков. ООО «Изд. Дом Магистр-Пресс», 2011.
6. Долгополое Н. Бах не сфальшивил // Российская газета. Федеральный выпуск. 22.06.2016.
7. Страсти по спорту / Ред.-гаст. А. Соловьев. М. : ИД «Коммерсант»: Апьпина нон-фикшн, 2012. С. 129.
8. . -обеспечения / Гл. ред. А.Д. Жуков. ООО «Изд. Дом Магистр-Пресс», 2011.
9. . .
молодежи в аспекте национальной безопасности / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7.
10. Лукьяненко В.П. Теоретико-методологическое обоснование содержания общего и среднего образования в области физической культуры : дисс. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2002.
gin, M.Yu. Popov // Humanitarian and social and economic sciences. 2015. № 1.
4. Terminology sport. Explanatory Dictionary of sport terms / Comp. F.P. Suslov, D.A. Tyshler. M. : SportAkademPress, 2001. P. 477.
5. The science of sport. Encyclopedia of Life Support Systems / Ch. ed. A.D. Zhukov. LLC «Publishing House Masters-Press», 2011.
6. Dolgopolov N. Bah didn't falsifie // Russian newspaper. Federal release. 22.06.2016.
7. Passion for Sports / Ed-status. A. Solovev. M. : PH «Kommersant»: Alpina non-fiction, 2012. P. 129.
8. The science of sport. Encyclopedia of Life Support Systems / Ch. ed. A.D. Zhukov. LLC «Publishing House Masters-Press», 2011.
9. Samygin S.I. Sport and health of the Russian youth in aspect of national security / S.I. Samygin, P.S. Samygin, A.V. Vereschagina // Humanitarian and social and economic sciences. 2015. № 7.
10. Lukyanenko VP. Theoretical and methodological study of total and secondary education in the field of physical culture : dis. ... doctors of pedagogical sciences. Maikop, 2002.