Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / YOUTH / STUDENT YOUTH / SOCIALIZATION / SPORTS SOCIALIZATION / SPORTS ACTIVITY / SOCIAL INSTITUTE / SPORT / MASS SPORT / PROFESSIONAL SPORT / OLYMPISM / OLYMPIC SPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье осуществляется анализ особенностей социализации и основных стратегий поведения современной российской молодежи в сфере спорта, определяется характер мотивации, ценностных установок и ориентаций молодых людей, занимающихся спортом. Как указывается в работе, спортивная деятельность выступает в качестве способа самоутверждения человека: занятия различными видами спорта способствуют формированию у спортсмена необходимых волевых качеств, психологической выдержки, умению мобилизоваться в экстремальных условиях. Систематические занятия спортом, предусматривающие регулярные тренировки, планирование спортивных нагрузок и состязаний на продолжительные периоды времени, способствуют формированию навыков упорного труда, направленного на достижение успехов в других сферах человеческой деятельности, не связанных со спортом. Авторы отмечают, что занятия различными видами спорта способствуют формированию определенных ценностных ориентаций индивида, влияют на складывание общесоциальной направленности личности. В процессе приобщения к спортивной деятельности особо важное значение имеет исходная мотивация лица, намеревающегося начать заниматься спортом, вступить в ту или иную секцию: данная исходная мотивация определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни. Делается вывод, в соответствии с которым в рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта. В данной ситуации актуальность приобретает философия олимпизма, в соответствии с которой главным в спортивных состязаниях является не победа над соперником, а преодоление самого себя, собственных слабостей и недостатков. Основные положения: 1. Современный спорт как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека выполняет наряду с соревновательной также и эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные и другие функции, оказывая воздействие на различные сферы общественной жизни. 2. Спортивная социализация, или социализация посредством спорта, позволяет вовлеченному в данную сферу деятельности субъекту приспособиться к выполнению различных социальных ролей, а опыт спортивных занятий способствует облегчению процесса адаптации индивида к выполнению тех или иных ролей вне спорта, формированию широких ценностных ориентаций к действительности. 3. В процессе приобщения к спортивной деятельности важное значение имеет мотивация лиц, занимающихся спортом, поскольку она определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни, не связанной со спортом. 4. В рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта, духовном и физическом совершенствовании, формировании посредством занятий спортом умений и навыков, использование которых возможно в других сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN THE FIELD OF SPORTS

The article analyzes the features of socialization and the main strategies of behavior of modern Russian youth in the field of sports, determines the nature of motivation, values and orientations of young people engaged in sports. As indicated in the work, sports activity acts as a way of self-affirmation of a person: various sports contribute to the formation of the necessary strong-willed qualities, psychological endurance, the ability to mobilize in extreme conditions. Systematic sports activities that involve regular training, planning sports loads and competitions for long periods of time, contribute to the formation of skills of hard work aimed at achieving success in other areas of human activity that are not related to sports. The authors note that various types of sports contribute to the formation of certain value orientations of the individual, affect the formation of a General social orientation of the individual. In the process of joining sports activities, the initial motivation of a person intending to start playing sports or join a particular section is particularly important: this initial motivation determines other motivations throughout the subsequent sports career, having a certain impact on the behavior of these persons in their daily life, not related to sports. It is concluded that in the framework of promoting the values of sports among young people, involving young people in sports activities, the focus should be primarily on the humanistic component of modern sports. In this situation, the philosophy of Olympism becomes relevant, according to which the main thing in sports is not to win over the opponent, but to overcome oneself, one's own weaknesses and shortcomings. Fundamentals: 1. Modern sport as a unique social institution for the development, dissemination and development of the culture of human motor activity performs, along with competitive, also heuristic, recreational, aesthetic, economic, entertainment and other functions, affecting various spheres of public life. 2. Sports socialization or socialization through sport allows the subject involved in this sphere of activity to adapt to the performance of various social roles, and the experience of sports activities facilitates the process of adaptation of the individual to perform certain roles outside of sports, the formation of broad value orientations to reality. 3. In the process of becoming involved in sports activities, the motivation of persons engaged in sports is important, since it determines other motivations throughout the subsequent sports career, having a certain impact on the behavior of these persons in their daily life, not related to sports. 4. In the framework of promoting the values of sports among young people, involving young people in sports activities, the focus should be primarily on the humanistic component of modern sports, spiritual and physical improvement, and the formation of skills through sports that can be used in other areas of life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СПОРТА»

УДК 316

DOI 10.18522/2227-8656.2020.4.6

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СПОРТА

Самыгин Петр Сергеевич

Доктор социологических наук, доцент, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

Доктор социологических наук, профессор, кафедра управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

В статье осуществляется анализ особенностей социализации и основных стратегий поведения современной российской молодежи в сфере спорта, определяется характер мотивации, ценностных установок и ориен-таций молодых людей, занимающихся спор-

FEATURES OF SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN THE FIELD OF SPORTS

Peter S. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected],

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Personnel Management

and Sociology, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the features of socialization and the main strategies of behavior of modern Russian youth in the field of sports, determines the nature of motivation, values and orientations of young people engaged in sports. As indicated in the work, sports activity acts as

том. Как указывается в работе, спортивная деятельность выступает в качестве способа самоутверждения человека: занятия различными видами спорта способствуют формированию у спортсмена необходимых волевых качеств, психологической выдержки, умению мобилизоваться в экстремальных условиях. Систематические занятия спортом, предусматривающие регулярные тренировки, планирование спортивных нагрузок и состязаний на продолжительные периоды времени, способствуют формированию навыков упорного труда, направленного на достижение успехов в других сферах человеческой деятельности, не связанных со спортом.

Авторы отмечают, что занятия различными видами спорта способствуют формированию определенных ценностных ориентаций индивида, влияют на складывание общесоциальной направленности личности. В процессе приобщения к спортивной деятельности особо важное значение имеет исходная мотивация лица, намеревающегося начать заниматься спортом, вступить в ту или иную секцию: данная исходная мотивация определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни. Делается вывод, в соответствии с которым в рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта. В данной ситуации актуальность приобретает философия олимпиз-ма, в соответствии с которой главным в спортивных состязаниях является не победа над соперником, а преодоление самого себя, собственных слабостей и недостатков. Основные положения: 1. Современный спорт как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека выполняет наряду с соревновательной также и эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные и другие

a way of self-affirmation of a person: various sports contribute to the formation of the necessary strong-willed qualities, psychological endurance, the ability to mobilize in extreme conditions. Systematic sports activities that involve regular training, planning sports loads and competitions for long periods of time, contribute to the formation of skills of hard work aimed at achieving success in other areas of human activity that are not related to sports. The authors note that various types of sports contribute to the formation of certain value orientations of the individual, affect the formation of a General social orientation of the individual. In the process of joining sports activities, the initial motivation of a person intending to start playing sports or join a particular section is particularly important: this initial motivation determines other motivations throughout the subsequent sports career, having a certain impact on the behavior of these persons in their daily life, not related to sports. It is concluded that in the framework of promoting the values of sports among young people, involving young people in sports activities, the focus should be primarily on the humanistic component of modern sports. In this situation, the philosophy of Olympism becomes relevant, according to which the main thing in sports is not to win over the opponent, but to overcome oneself, one's own weaknesses and shortcomings. Fundamentals:

1. Modern sport as a unique social institution for the development, dissemination and development of the culture of human motor activity performs, along with competitive, also heuristic, recreational, aesthetic, economic, entertainment and other functions, affecting various spheres of public life.

2. Sports socialization or socialization through sport allows the subject involved in this sphere of activity to adapt to the performance of various social roles, and the experience of sports activities facilitates the process of adaptation of the individual to perform certain roles outside of sports, the formation of broad value orientations to reality.

3. In the process of becoming involved in sports activities, the motivation of persons engaged in sports is important, since it determines

функции, оказывая воздействие на различные сферы общественной жизни.

2. Спортивная социализация, или социализация посредством спорта, позволяет вовлеченному в данную сферу деятельности субъекту приспособиться к выполнению различных социальных ролей, а опыт спортивных занятий способствует облегчению процесса адаптации индивида к выполнению тех или иных ролей вне спорта, формированию широких ценностных ориентаций к действительности.

3. В процессе приобщения к спортивной деятельности важное значение имеет мотивация лиц, занимающихся спортом, поскольку она определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни, не связанной со спортом.

4. В рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта, духовном и физическом совершенствовании, формировании посредством занятий спортом умений и навыков, использование которых возможно в других сферах жизнедеятельности.

other motivations throughout the subsequent sports career, having a certain impact on the behavior of these persons in their daily life, not related to sports.

4. In the framework of promoting the values of sports among young people, involving young people in sports activities, the focus should be primarily on the humanistic component of modern sports, spiritual and physical improvement, and the formation of skills through sports that can be used in other areas of life.

Ключевые слова: молодежь; учащаяся молодежь; социализация; спортивная социализация; спортивная деятельность; социальный институт; спорт; массовый спорт; профессиональный спорт; олимпизм; олимпийский спорт.

Keywords: youth; student youth; socialization; sports socialization; sports activity; social institute; sport; mass sport; professional sport; Olympism; Olympic sport.

Введение

В социологической науке спорт традиционно рассматривается как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека. Как особый социальный институт спорт имеет собственную национальную и международную структуру, материальную базу, профессиональные кадры, специфическую систему обучения и тренировки. Несмотря на то что основополагающим элементом спорта является соревновательный элемент, спорт не сводится исключительно к состязаниям и результатам, выполняя наряду

с соревновательной также и эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные и другие функции, оказывая воздействие на различные сферы общественной жизни (Гафиатулина, 2018).

По мнению Л.И. Лубышевой, спорт в условиях современной социокультурной ситуации одновременно является и генератором определенного рода ценностей для молодежи, и практической деятельностью, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизнедеятельности в условиях быстроразвивающегося общества (Лубышева, 2017. С. 13). Спорт можно рассматривать в качестве очень сжатой и наглядной в своей простоте модели всей человеческой жизни, поскольку он дает возможность выявить и проявить физические и другие способности человека. Спортивная деятельность направлена по сути на преодоление себя, выступая в качестве способа самоутверждения человека: занятия различными видами спорта способствуют формированию волевых качеств, психологической выдержки, умению мобилизоваться в экстремальных условиях. Систематические занятия спортом, предусматривающие регулярные тренировки, планирование спортивных нагрузок и состязаний на продолжительные периоды времени, способствуют формированию навыков упорного труда, направленного на достижение успехов в других сферах человеческой деятельности, не связанных со спортом. Природа спорта такова, что он поощряет победителей, поэтому посредством систематических занятий спортом может происходить самоутверждение молодого человека как личности, спорт вводит в социали-зационный процесс «смысл успеха», который впоследствии переносится индивидом в различные социальные ситуации, в рамках которых необходимо проявлять способности достигать успеха (Самыгин, 2015. С. 78).

Таким образом, спортивная социализация, или социализация посредством спорта, позволяет вовлеченному в данную сферу деятельности субъекту приспособиться к выполнению различных социальных ролей, а опыт спортивных занятий способствует облегчению процесса адаптации индивида к выполнению тех или иных ролей вне спорта, формированию широких ценностных ориентаций к действительности. Исследования американских ученых свидетельствуют о том, что представители учащейся молодежи, систематически занимающиеся спортом, в целом более успешно адаптируются к условиям окружающей социальной действительности, имеют более высокие достижения в учебной деятельности по сравнению с теми их сверстниками, которые не вовлечены в регулярные спортивные занятия (Eitzen, 1992. P. 80). Аналогичные результаты получены и отечественными социологами, делающими заклю-

чение о том, что молодые люди, занимающиеся спортом, по показателям социализации демонстрируют лучшие результаты по сравнению с теми представителями молодежи, которые спортом не занимаются (Самыгин, 2015. С. 43).

Несмотря на то что многочисленные социологические исследования фиксируют увеличение количества россиян, в том числе представителей молодежи, вовлеченных в систематические занятия спортом, в большинстве работ при этом не учитывается специфика самой спортивной деятельности. Как отмечает Л.И. Лубышева, в настоящее время спортивная деятельность представлена весьма разнообразно, вследствие чего в рамках исследования роли данного вида деятельности в процессе социализации молодежи следует учитывать ее специфику (Лубышева, 2017. С. 14). С точки зрения Т.Ю. Дельцовой, отраженной в тексте ее диссертации, посвященной роли института спорта в системе формирования ценностных ориентаций российской молодежи, особо важное значение в процессе приобщения к спортивной деятельности имеет исходная мотивация лица, намеревающегося начать заниматься спортом, вступить в ту или иную секцию и т.д. (Дельцова, 2007. С. 12). Указанная исходная мотивация определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни, не связанной со спортом. С учетом данных обстоятельств была определена цель настоящего исследования, направленного на социологическое исследование социализации российской молодежи в сфере спорта, механизмов спортивной социализации, перспективных путей и способов вовлечения молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом, повышения эффективности спортивной деятельности. При этом основные интеллектуальные усилия авторов данной работы были направлены на выявление ценностных установок и ориентаций молодежи, вовлеченной в систематические занятия спортом.

Методологическую основу исследования составили принципы структурно-функционального подхода, в рамках которого спорт рассматривается как социальный институт, функциональная специфика которого является весьма разнообразной и включает в себя функции, направленные не только на поддержание и развитие физического состояния человека, но и на его духовный потенциал, гармоничное развитие в процессе многообразных форм и способов взаимодействия людей в рамках спортивной деятельности. Теоретической основой послужили положения специалистов в области социологии физической культуры и спорта, детского и молодежного спорта. В качестве источниковой базы ис-

следования использовались нормативно-правовые акты в области спорта и физической культуры, монографии, материалы конференций, диссертационные исследования, а также результаты всероссийских социологических исследований, посвященных отношению молодежи к спорту.

Результаты

В рамках анализа роли спорта как института социализации современной российской молодежи необходимо сопоставить плановые показатели и результаты эмпирических исследований, отражающих уровень вовлеченности молодежи в систематические занятия спортом. Следует отметить, что высокая значимость спорта для различных категорий населения, в том числе для молодежи, в настоящее время четко осознается политической элитой нашей страны и находит отражение в текстах различных нормативно-правовых актов и государственных программ. Цели государственной политики в сфере спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и т.д. В соответствии с данными документами усилия государства в России должны быть направлены на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе на повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. В частности, предусматривается увеличение к 2024 г. до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, включая вовлечение в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и т.д. Что касается детей и молодежи, то доля представителей данных возрастных групп, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна достичь 86 % к 2024 г.1

Результаты социологических исследований показывают, что доля россиян, в том числе молодых людей, вовлеченных в занятия спортом, в

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р. URL: http://www. minsport.gov.rmactivitiesfederal-pragrams.. .26363.

течение последних лет действительно увеличилась, хотя еще не достигла плановых показателей, зафиксированных в Стратегии развития физической культуры и спорта и других документах. Так, данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» в 2019 г. показывают, что систематически спортом занимаются чаще всего дети 3-5 (51 %) и 6-12 лет (67 %), однако далее эта доля постепенно снижается - в возрасте 13-29 лет систематически занимается 41 %, 30-59 лет -36 %, а старше 60 лет - 27 %. Несмотря на то что большая половина россиян (63 %) декларируют, что занимаются спортом либо иной физической активностью, реально в систематические спортивные занятия вовлечены только 38 %. К числу причин, по которым дети не занимаются спортом, респондентами были отнесены отсутствие секций (26 %) и нехватка времени (23 %); кроме того, некоторые дети не занимаются спортом из-за плохого состояния здоровья, а также отсутствия соответствующего желания. Для подростков и молодежи, входящих в возрастную группу 13-29 лет, основной причиной отказа от занятий спортом выступает отсутствие свободного времени (53 %). Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы в России происходило развитие спортивной инфраструктуры, строительство новых и модернизация имеющихся спортивных сооружений: 47 % россиян отмечают, что за последние 2-3 года по их месту жительства стало больше спортивных сооружений, а 66 % говорят, что существующие по их месту жительства спортивные сооружения удовлетворяют их потребности1.

Несмотря на то что многочисленные социологические исследования фиксируют увеличение количества россиян, в том числе представителей молодежи, вовлеченных в систематические занятия спортом, в большинстве работ при этом не учитывается специфика самой спортивной деятельности, которая в настоящее время представлена очень разнообразно (от традиционных видов спорта до экстремальных), что предусматривает необходимость учета характера спортивной активности в рамках исследования роли данного вида деятельности в процессе социализации молодежи. В ряде исследований справедливо отмечается, что занятия различными видами спорта способствуют формированию определенных ценностных ориентаций индивида, влияют на складывание общесоциальной направленности личности (Самыгин, 2015. С. 60). Существуют, в частности, виды спорта, влияющие на агрессию и соответствующее агрессивное поведение людей в повседневной жизни: речь

1 Россия - спортивная страна : аналитический обзор ВЦИОМ. Вып. № 4101. 13 ноября 2019 г. URL: http://www.wciom.ru.

здесь идет о различных видах единоборств, являющихся популярными в молодежной среде. В данном случае актуальность приобретает вопрос о том, какая мотивация имеется у детей и подростков, приходящих заниматься в секции контактных единоборств, чему они хотят там научиться и каким образом применять приобретенные навыки и умения. Некоторые исследователи, к числу которых относится С.Б. Петрыгин, полагают, что контактными видами единоборств идут заниматься те люди, которые уже имеют предрасположенность к агрессивным действиям (Пет-рыгин, 2018. С. 206). Социологическое исследование поведения подростков, занимающихся в секциях единоборств, проведенное Н.Ю. Шумаковой, позволило обнаружить у данных лиц с помощью опросов и наблюдений скрытую агрессию. В рамках данного исследования было установлено, что во многих случаях подростки не отличались агрессивностью до начала занятий в секциях единоборств, а были, напротив, миролюбивыми, однако в процессе занятий это качество (склонность к агрессивному поведению) у них сформировалось и начало реализовы-ваться в повседневной жизни (вот высказывание одного из респондентов, девочки-подростка: «Я никогда не могла ударить человека, но как попробовала ударить один раз на тренировке соперника, теперь только и дерусь»). Было также выявлено, что мотивы занятий единоборствами у подростков ассоциируются в первую очередь с агрессией, т. е. они основываются на ожидании агрессии со стороны и желании дать отпор (Шумакова, 2002. С. 53). Интересно, что у лиц, занимающихся единоборствами, агрессия проявляется не только в отношениях со сверстниками, но и в жестоком обращении с животными.

Исследование эмоционального состояния, испытываемого подростками при выполнении различных видов физических упражнений, свидетельствует о том, что представители данной возрастной группы испытывают широкий спектр разнообразных чувств в процессе осуществления спортивной деятельности. Так, от занятий спортивными и подвижными играми подростки чаще всего испытывают чувство радости, азарта и удовлетворения, во время занятий хореографией у них возникают расслабление, любовь к партнеру и вдохновение. Что касается боевых искусств, то у занимающихся данными видами спорта самоощущения проявляются следующим образом: агрессивность - 20 %, гордость - 12,7, радость - 9,2, ярость - 8,2, чувство жестокости - 15,3 %. При этом никто из респондентов-подростков не отметил в этом случае чувств вдохновения и расслабления. Данное обстоятельство, с точки зрения Н.Ю. Шумаковой, свидетельствует о том, что у занимающихся боевыми искусствами лиц «отсутствует восприятие духовной стороны»

рассматриваемых единоборств (т.е. «выпадает одно из звеньев триады: тело - дух - разум, которое делает детей жестокими и агрессивными») (Шумакова, 2002. С. 53). Здесь, разумеется, многое зависит от личности педагогов и тренеров, проводящих соответствующие занятия, транслируемых ими ценностей и установок, педагогических технологий, применяемых в рамках тренировочного процесса.

Определенную тревогу у авторов данной статьи вызывает большая популярность так называемых смешанных единоборств: данные состязания в настоящее время транслируются по федеральным телеканалам, имеют внушительную аудиторию и огромное количество поклонников (победители данных соревнований в последние годы приобрели широкую известность и являются кумирами для значительной части молодежи). В процессе этих состязаний их участники проявляют крайне высокий уровень агрессии по отношению друг к другу: победа в таких поединках зачастую достигается посредством добивания лежащего на полу соперника (отметим, что такое поведение противоречит традициям традиционного русского кулачного боя, где бить упавшего соперника всегда считалось недопустимым). Проблема заключается в том, что участники соревнований по смешанным единоборствам, профессиональному боксу и другим боевым искусствам зачастую демонстрируют агрессивное поведение и в своей повседневной жизни, вне спортивных площадок, что, учитывая широкую популярность данных спортсменов в подростковой и молодежной среде, не может не оказывать негативного воз-

с __с _

действия на сознание подростков и молодых людей. В последние годы зафиксировано большое количество преступлений против жизни и здоровья людей, совершенных спортсменами, владеющими теми или иными боевыми искусствами (интересно, что в Государственную думу даже вносился законопроект, предусматривающий введение в Уголовный кодекс РФ нового отягчающего обстоятельства: «совершение преступления с применением навыков силовых единоборств против невооруженного лица, который заведомо для применяющего не обладает подобными навыками») (Куликов, 2016. С. 4). В данном случае необходимы в первую очередь профилактическая работа со спортсменами, занимающимися контактными видами единоборств, акцентирование внимания на духовной составляющей боевых искусств, разъяснение негативных последствий, возникающих после применения приобретенных навыков в повседневной жизни.

Отметим, что наиболее известные спортсмены, выступающие на состязаниях по смешанным единоборствам, профессиональному боксу и другим подобным видам спорта, имеют высокие заработки, что также

привлекает внимание подростков и молодежи, ориентированных прежде всего на материальную или финансовую составляющую современного спорта. Ориентация на материальные ценности, являющаяся, как свидетельствуют результаты социологических исследований, одной из типичных характеристик современной российской молодежи, выступает в качестве важного фактора, определяющего исходную мотивацию лиц, занимающихся спортом. Этим отчасти можно объяснить интерес к футболу (футболисты являются одними из самых высокооплачиваемых профессиональных спортсменов в нашей стране), который является самым популярным видом спорта в России, лидируя по такому показателю, как количество занимающихся лиц и профессиональных спортивных команд. При этом в последнее время существуют проблемы с набором в секции по традиционным видам спорта, в том числе гимнастике, легкой атлетике, гребле, фехтованию и т. д. Спортсмены, профессионально занимающиеся многими традиционными, входящими в программу Олимпийских игр видами спорта, не имеют таких заработков, как футболисты, хоккеисты и некоторые другие, что отражается на степени престижности этих видов спорта, желании детей и молодежи вступать в соответствующие секции. Воспроизводству тех же легкоатлетов в нашей стране препятствуют допинговые и другие скандалы, связанные с этим видом спорта в течение последних лет (в настоящее время представители данного вида спорта лишены возможности участвовать в крупнейших международных турнирах, что также негативно отражается на имидже российской легкой атлетики).

Анализ допинговых скандалов и иных негативных проявлений современного спорта не входил в число задач, стоящих перед авторами данной статьи. Мы стремились акцентировать внимание на том обстоятельстве, что значительное число современных детей и молодежи современный спорт привлекает не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гармоничного развития личности, а как средство зарабатывания денег, приобретения материальных благ, славы, престижа, возможность проявления жестокости, агрессивности, грубой физической силы, превосходства над другими людьми и т. д. Так, значительную часть старшеклассников в спортивных зрелищах привлекают драки, столкновения и споры между спортсменами (во многих видах спорта, в том числе профессиональном боксе, смешанных единоборствах, данные конфликты уже давно стали неотъемлемыми составляющими состязаний между участниками данных соревнований). Интересно, что в странах Западной Европы еще в 1960-е гг. проводились социологические исследования, показывающие, что многие профессиональ-

ные спортсмены не ориентированы на нравственное поведение в спортивных состязаниях, считают допустимым нарушение этических и других норм ради достижения результата (так, большинство молодых английских футболистов согласились с утверждением, что «если игрок противника находится в выгодном положении для удара по воротам, то его нужно немедленно сбить с ног») (Нетйа, 1974. Р. 21-22). Аналогичные исследования проводились и в нашей стране, начиная с 1980-х гг. (наиболее ярким примером может служить многолетнее исследование, которое проводилось по программе и под руководством В. Столярова); результаты этих исследований свидетельствуют о том, что данная негативная ситуация в спорте не только сохраняется, но и становится все более характерной для него (Вишневский, 2007. С. 45). Значительная часть молодых спортсменов считают, что в современном спорте невозможно добиться успеха, если придерживаться поведения в духе честной игры, а абсолютное большинство полагает, что в процессе соревнований возможны такие ситуации, когда надо добиваться победы любой ценой.

Заключение

В целом, как видим, современный спорт имеет весьма противоречивый характер, о чем в свое время говорил еще П. Кубертен, «спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызвать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким» (Кубертен, 2011. С. 22). Очевидно, что в рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта. В данной ситуации актуальность приобретает философия олимпизма, возникшая еще в Древней Греции и выдвигавшая ряд требований к личности олимпийского атлета. В соответствии с данной философией атлет не должен стремиться к победе любой ценой, отдавая предпочтение честному, благородному, рыцарскому поведению в спортивных поединках, а в самих соревнованиях главным является не победа над соперником, а преодоление самого себя, собственных слабостей и недостатков. Кубертен, в частности, полагал, что активные спортивные занятия не должны способствовать одностороннему, уродливому развитию человеческой личности, а атлет, напротив, должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. В нашей стране основное внимание в течение длительного времени уделялось достижению высоких спортивных результатов, установлению рекордов и завоеванию спортивных титулов, тогда как пропаганда ценно-

стей олимпийского движения, гуманистических ценностей спорта практически не осуществлялась. Детей и молодежь в процессе осуществления спортивной деятельности необходимо ориентировать прежде всего не на победы в спортивных соревнованиях и приобретение спортивных званий любой ценой, а на духовное и физическое совершенствование, формирование посредством занятий спортом умений и навыков, применяемых в других сферах жизнедеятельности.

Рекомендации

В современной научной литературе слабо освещены и мало представлены пути и направления реализации проблемы гуманизации и формирования духовно-нравственных гуманистических ценностей в процессе социализации молодежи в сфере спорта. Однако в современном обществе проблема гуманизации спортивной деятельности, активизации роли гуманистических ценностей физической культуры и спорта в процессе социализации молодежи, разработка и внедрение личностно ориентированных социально-педагогических технологий обучения гуманистической и культурологической направленности становится сегодня первостепенной задачей педагогической науки и практики (Ткачев, 2014).

В целях решения проблемы активизации гуманистической составляющей современного спорта в процессе социализации молодежи в сфере спорта, по мнению авторов данной публикации, следует руководствоваться следующими принципами:

- принципом гуманизации в спортивной деятельности. Понятие «гуманизация спорта» напрямую связано с концепцией гуманизма, с точки зрения которой гуманным признается все то, что способствует полноценному развитию личности молодого спортсмена, признанию ценности человека как личности и его индивидуальности, а также оказывает содействие в укреплении здоровья молодежи в процессе спортивной деятельности, удовлетворении потребностей молодежи (Перегу-дова, 2018);

- принципом духовно-нравственного воспитания, в соответствии с которым у молодежи, включенной в спортивную деятельность, формируются система духовно-нравственных убеждений, нравственное сознание, волевые черты личности, поведение, основанное на понятиях морали и нравственности;

- принципами спортивной этики, следуя которым молодые спортсмены воздерживаются от неэтичного поведения, не ставят перед собой цели добиваться материальной выгоды за счет ущемления интересов других спортсменов и пр. (Осипова, 2017. С. 41). Спортивная этика, будучи

формой профессиональной этики, «является своеобразным выражением норм общественной морали» (Шихшабеков, 2017. С. 5);

- принципом олимпизма. К числу основополагающих принципиальных идей и идеалов олимпизма могут быть отнесены создание мирного спортивного сообщества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства; «обеспечение через систему занятий спортом и участие в олимпийском движении доминанты дружбы и сотрудничества спортсменов, устранение любых форм дискриминации; разностороннее и гармоничное развитие личности средствами спорта» (Банников, 2016. С. 46).

Следование указанным выше принципам социализации молодежи в сфере спорта будет способствовать спортивно-гуманистической социализации молодежи, показателями которой являются:

- во-первых, понимание социокультурной значимости спортивной деятельности, знание гуманистических ценностей, связанных с нормами здорового образа жизни (Воробьёв, 2019);

- во-вторых, «декларативная (провозглашаемая) и реальная (поведенческая) ориентации на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать, адекватные эмоциональные реакции и т.п.)» (По-луренко, 2006. С. 85).

Для того чтобы сформировать истинную олимпийскую менталь-ность молодежного сообщества, необходимо применение инновационных подходов в процессах социализации в спортивной деятельности с целью создания олимпийской культуры человека. На базе знаний и философии олимпизма, двигательных спортивных навыков и умений, мотивации на освоение и изучение спортивной практики формируется олимпийская культура личности. Инновационность процесса формирования олимпийской культуры заключается в его интегрированности, целостности и приоритетности потенциала спортивной деятельности и культуры. Освоение и развитие спортивных навыков и умений происходят наряду с целенаправленным созданием гуманистических качеств личности.

В целях предупреждения формирования антигуманистических качеств личности (жестокосердие, грубость, агрессивность, чувство превосходства над другими) спортивную тренировочную деятельность с молодежью необходимо строить на гуманно ориентированном личностном подходе, который предусматривает очеловечивание воспитательно-социализационных отношений, создание гуманной, личностно ориентированной спортивной среды. Тренировочная деятельность молодежи должна быть направлена не только на достижение исключительно высоких результатов, но и на формирование у молодых спортсменов обще-

ственно значимых духовно-нравственных качеств личности (ответственность, целеустремленность, самостоятельность, терпимость, доброта, милосердие), необходимых также в повседневной жизнедеятельности.

Можно обозначить методики воспитания в сфере спортивной социализации молодежи, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности:

- гражданско-патриотическое воспитание молодежи с упором на формирование активной гражданской позиции личности;

- трудовое воспитание молодежи, направленное на формирование положительных установок к трудовой деятельности в ходе тренировочного процесса, выработку ценностного отношения к своему труду, спортивно-трудовой деятельности других людей и результатам данного труда;

- воспитание толерантности и коммуникабельности (в частности, воспитание фрустрационной толерантности в случае спортивных поражений).

В целом в новых условиях социально-экономического развития общества необходим поиск новых направлений спортивно-гуманистической социализации молодежи в соответствии с духом времени, а также усиление социально-педагогической деятельности по формированию у молодежи когнитивного, эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям гуманизма.

Литература

Банников А.М., Банникова Н.А. Фундаментальные принципы и ценности олим-пизма и их распространение через региональные олимпийские академии // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. № 1. С. 44-51.

Вишневский В.И., Столяров В.И., Федосов В.Г. Современный спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность : учеб. пособие. М. : МАДИ (ГТУ), 2007. 72 с.

Воробьёв Г.А., Гафиатулина Н.Х., Са-мыгин С.И. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 54-58.

Гафиатулина Н.Х., Косинов С.С., Са-мыгин С.И. Спортивное движение как эф-

References

Bannikov, A.M., Bannikova, N.A. (2016). Fundamental principles and values of Olym-pism and their dissemination through regional Olympic academies. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika, 1, 44-51. (in Russian).

Vishnevsky, V.I., Stolyarov, V.I., Fedo-sov, V.G. (2007). Modern sport as a socio-cultural phenomenon and its humanistic value. Textbook. Moscow: MADI (GTU). (in Russian).

Vorobyov, G.A., Gafiatulina, N.Kh., Samygin, S.I. (2019). Formation of an attitude towards a healthy lifestyle as a measure of prevention of deviant behavior among young people. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, 10, 54-58. (in Russian).

Gafiatulina, N.Kh., Kosinov, S.S., Samygin, S.I. (2018). Sports movement as an effective means of developing the social

фективное средство развития социального здоровья российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 19-22.

Дельцова Т.Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориента-ций молодежи : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Пенза, 2007.

Кубертен П. Олимпийские мемуары. М. : Рид-Групп, 2011.

Куликов В. Удар с утяжелением. Владение боевыми искусствами предложено считать отягчающим обстоятельством при преступлении // Российская газета. 2016. № 248 (7116). С. 4.

Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от идеи к инновационным социокультурным проектам // Социология физической культуры и спорта: состояния и перспективы развития : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 11-16.

Осипова И.С. Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности спортсмена // Вестник Шад-ринского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 38-41.

Перегудова Н.В., Монахова Е.Г., Яковлева В.Н. Проблемы определения гуманистической парадигмы обучения будущих преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2.

Петрыгин С.Б. Агрессия и контактные виды единоборств // Современные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тула : Тульское производственное полиграфическое объединение, 2018. С. 205-209.

Полуренко К. Спортивно-гуманистическое воспитание студентов // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 84-86.

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р. Режим доступа:

gov.ru>activities/federal-

health of Russian student youth. Gumani-tarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i ob-shchestvennyye nauki, 3, 19-22. (in Russian).

Deltsova, T.Yu. (2007). Institute of sports in the system of formation of value orientations of youth. (Abstract, Candidate Dissertation, Penza State University, Penza). (in Russian).

Coubertin, P. (2011). Olympic memoirs. Moscow: Reed-Group. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kulikov, V. (2016). The weighted impact. Possession of martial arts is proposed to be considered an aggravating circumstance in the case of a crime. Rossiiskaya gazeta, 248 (7116), 4. (in Russian).

Lubysheva, L.I. (2017). Sport and socialization: from ideas to innovative socio-cultural projects. Sociology of physical culture and sport: state and prospects of development: ^l-lection of materials of the all-Russian scientific conference with international participation. Saint Petersburg: Izd-vo Polytekhnicheskogo universiteta. (in Russian).

Osipova, I.S. (2017). The potential for compliance with the principles of ethics for the formation of an athlete's personality. Vest-nik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, 1, 38-41. (in Russian).

Peregudova, N.V., Monakhova, E.G., Yakovleva, V.N. (2018). Problems of defining the humanistic paradigm of teaching future physical culture teachers. Sovremennyye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 2. (in Russian).

Petrygin, S.B. (2018). Aggression and contact types of martial arts. Modern technologies in physical education and sports: materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. Tula: Publishing house of the Tula production printing Association, 205-209. (in Russian).

Polurenko, K. (2006). Sports and humanistic education of students. Vysshee obra-zovanie v Rossii, 12, 84-86. (in Russian).

Order of the Government of the Russian Federation "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020" dated 07.08.2009 No. 1101-R (2009). Available at: http://www.minsport.gov.ru> activities/federal-programs.. .26363. (in Russian).

Russia is a sports country. VTSIOM ana-

programs...26363.

Россия - спортивная страна. Аналитический обзор ВЦИОМ. Вып. № 4101. 13 ноября 2019 г. Режим доступа: http:// www.wciom.ru.

Самыгин П.С., Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 42-45.

Самыгин С.И., Самыгин П.С., Верещагина А.В. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 58-62.

Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Спорт как институт социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 76-82.

Ткачев Е.В. Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2. С. 1-4.

Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 1 (21).

Шумакова Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 53-56.

Eitzen D.S., Sage H.G. Sport and American Education // Sociology of American Sport. N.Y., 1992. P. 79-94.

Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, 1974. № 4.

Поступила в редакцию

lytical review (2019), 4101, November 13. Available at: http://www.wciom.ru. (in Russian).

Samygin, P.S., Samygin, S.I. (2015). Mass sport and its role in the socialization of youth in modern Russia. Gumanitarnye, sotsi-al'no-economicheskie i obshestvennie nauki, 5, 42-45. (in Russian).

Samygin, S.I., Samygin, P.S., Veresh-chagina, A.V. (2015). Sport and health of Russian youth in the aspect of national security. Gumanitarnye, sotsial'no-economicheskie i obshestvennie nauki, 7, 58-62. (in Russian).

Samygin, S.I., Samygin, P.S., Popov, M.Yu. (2015). Sport as an Institute of socialization of modern Russian youth. Gumanitarnye, sotsial'no-economicheskie i obshestvennie nauki, 1, 76-82. (in Russian).

Tkachev, E.V. (2014). Problems of hu-manization of physical culture and sports activities and moral education of students-athletes in the conditions of the sports club of the university. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universi-teta, 2, 1-4. (in Russian).

Shikhshabekov, Sh.Yu., Magomedov, G.K., Ibragimova, Sh.Z. (2017). Features of spiritual and moral education of youth in the system of physical education and sports. Vest-nik Sotsial'no-pedagogicheskogo instituta, 1 (21). (in Russian).

Shumakova, N.Yu. (2002). Interrelation of physical exercises with aggressive behavior of teenagers. Teoriya i practica physicheskoy culture, 9, 53-56. (in Russian).

Eitzen, D.S., Sage, H.G. (1992). Sport and American Education. Sociology of American Sport. New York, 79-94.

Heinila, K. (1974). Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, 4.

26 июня 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.