Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и адаптивной физической культуры Магомедов Руслан Расулович
Ставропольский государственный педагогический университет (г. Ставрополь)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В данной статье анализируются здоровьесбергеающие технологии, в частности роль спорта в социализации молодежи в современном российском обществе, рассматривается отношение молодежи к спортивной культуре и спорту, а также их статус в качестве конкретной социальной группы. В статье определены основные направления трансформации национальной политики в сфере спортивного менеджмента в Российской Федерации. Тема статьи актуальна, поскольку спорт - это одно из важнейших социальных явлений, которое охватывает все уровни современного общества и оказывает широкое влияние на все сферы жизни молодежи. Автор подчеркивает, что успешная реализация комплексного плана использования здоровьесберегающих технологий, а также другие национальные меры, связанные с молодежным спортом и участие представителей различных молодежных групп в систематической культуре и ответственного отношения к своему здоровью, будут способствовать повышению роли спорта в социализации молодежи, что должно привести к улучшению показателей физического и психического здоровья молодежи. Состояние физического и психического здоровья молодежи во многом определяет будущее всей страны в целом и решения самых насущных задач, стоящих перед российским обществом в настоящее время. В статье показано, что государственные органы Российской Федерации в настоящее время организуют и управляют спортивной культурой и спортом, формулируют задачи, связанные с резким увеличением числа граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни. Спорт - это не только важнейшее направление для социализации молодежи, но и образ жизни. При этом не имеет значения, выполняет ли человек эту работу на профессиональном или любительском уровне.
Ключевые слова: физическое воспитание, молодежная политика, молодежная социализация, технологии здравоохранения.
Annotation. This article analyzes health-saving technologies, in particular the role of sports in the socialization of youth in modern Russian society, examines the attitude of young people to sports culture and sports, as well as their status as a specific social group. The article defines the main directions of transformation of the national policy in the field of sports management in the Russian Federation. The topic of the article is relevant because sport is one of the most important social phenomena that covers all levels of modern society and has a broad impact on all spheres of youth life. The author emphasizes that the successful implementation of a comprehensive plan for the use of health-saving technologies, as well as other national measures related to youth sports and the participation of representatives of various youth groups in a systematic culture and responsible attitude to their health, will contribute to increasing the role of sports in the socialization of youth, which should lead to an improvement in the indicators of physical and mental health of youth. The state of physical and mental health of young people largely determines the future of the whole country as a whole and the solution of the most pressing tasks facing Russian society at present. The article shows that the state bodies of the Russian Federation currently organize and manage sports culture and sports, formulate tasks related to a sharp increase in the number of citizens leading an active and healthy lifestyle. Sport is not only the most important direction for the socialization of young people, but also a way of life. At the same time, it does not matter whether a person performs this work at a professional or amateur level.
Key words: physical education, youth policy, youth socialization, healthcare technologies.
Введение. Процесс социализации личности имеет положительное проявление историко-культурных условий во внешней среде. На этапе технологических преобразований этот процесс приобрел определенный контур и форму: изменились стандарты и показатели социальной зрелости, усложнилась сама система социализации, изменились методы обучения. Пока цивилизация существует в разных поколениях, проблемы социализации человека будут связаны между собой. Российские ученые и специалисты по социологическим вопросам в этой области считают, что «социализация - это процесс социального становления человека и формирования его социального статуса» [1].
Социализация - это процесс, посредством которого формируется общество людей и их социальный статус. Благодаря своим специфическим методам физкультура, как показывает практика, действительно оказала положительное влияние на процесс социализации личности обучающихся. В данном процессе это повлияло на повышение личностной социальной зрелости благодаря гармоничному сочетанию физической культуры или физического воспитания, тела и ума, мышления и труда, морального и эстетического воспитания.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время вышеупомянутые проблемы особенно серьезны для современного российского общества, переживающего экономические, политические, культурные и социальные кризисы. Без образования, культуры, человеческой нравственности и других составляющих социальный прогресс в обществе невозможен. Это особенно важно для молодежи.
К сожалению, у молодых людей всё чаще наблюдаются негативные явления - конфликты в межличностных отношениях, неуверенность в себе и растущие трения в будущем. Некоторые подростки проявляют такие черты, как безнравственность, безответственность, агрессивность и преступные наклонности. Нынешнее ухудшение социальных и культурных условий связано с социальным неравенством и недооценкой культуры, образования, интеллектуального и творческого труда [12].
Растущий интерес национальной политики в области образования к формированию физической культуры молодого поколения следует рассматривать не только с точки зрения «узких рамок» когнитивной деятельности, ответственной за социализацию, но и с учетом личностного социального образования.
Успех выпускников зависит от точности выбора наилучшего выбора среди групп с долгосрочными противоречиями (такими как стабильность и мобильность). Эта последняя форма все еще не подходит для решения проблем в системе образования конкретной страны. Однако в исследуемых проблемах наблюдаются положительные тенденции и изменения, что отражается в сложности структуры образовательного движения, что означает накопление дополнительных навыков и формирование позитивных личностей в обществе.
Следует отметить, что студенты ВУЗов, как социальная группа, студенты выделяются по-разному: высшее образование и когнитивная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации, сочетание интеллекта, творчества и физической активности. С точки зрения психосоциального развития студентов отличает развитие высших психологических
функций и личности в целом. В начале XXI века российские университеты присоединились к Болонской конвенции и постепенно перешли на европейскую образовательную модель.
Принятие этой модели привело к ограниченному пониманию населением, включая студентов и преподавателей, цели высшего образования, заключающейся в получении степеней бакалавра и магистра в области образования. Действительно ли это единственная цель высшего образования? Согласно национальным документам об образовании, университеты стремятся предоставить на рынок труда компетентных кадров, обладающих необходимыми качествами для формирования профессионального духа. В то же время в литературных и научных работах подчеркивается, что обучение студентов также является важным этапом социализации.
Социализация, согласно определению энциклопедии, означает, что люди сами активно участвуют в развитии культуры, формируют определенные важные социальные качества и приобретают необходимые навыки. Их успешная реализация в направлении более независимой социализации предполагает понимание человеком окружающей действительности и овладение знаниями и навыками личной и совместной деятельности. Процесс образования имеет решающее значение для эффективности социализации [5].
Следовательно, ясно, что основная роль университетов в подготовке квалифицированных кадров заключается в социализации специальностей. В научной литературе существует множество способов выявления типа профессиональной социализации. Например, социолог А.С. Перинская понимает процесс вхождения людей в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта и усвоение норм и ценностей профессионального сообщества посредством профессиональной социализации [10]. С другой стороны, мы имеем в виду процесс активной реализации накопленного профессионального опыта, в котором проявляются различные типы правильного поведения, которые не подчиняются внешним требованиям, а сознательно выбирают наилучшие поведенческие решения, предполагающие постоянное профессиональное и личностное развитие.
Известный российский ученый в области социализации молодежи А.И. Ковалева также определяет профессиональную социализацию как способность индивидов приобретать определенные профессиональные знания, навыки, овладевать опытом работы, нормами и ценностями профессионального сообщества [4].
А.Г. Красноперова в своей статье подчеркнула, что профессиональная социализация личности тесно связана с подготовкой человека к профессиональной деятельности, включая влияние информации СМИ, историй родственников и знакомых, наблюдение за профессиональным поведением [5].
Исследование социолога В.А. Клименко о профессиональной социализации студентов рассматривается как процесс усвоения нескольких факторов и уровней людьми, обладающими особыми социальными и профессиональными знаниями, способностями. В то же время приоритет отдается формированию профессиональных норм, ценностей и профессиональной культуры. Цель состоит в том, чтобы развить адаптивность и общие характеристики, создать необходимый потенциал для эффективной интеграции в рабочую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, а также иметь высокий уровень социальной и профессиональной мобильности в личной жизни.
Т.Г. Затеева уточняет, что профессиональная социализация является многомерным и сложным процессом, результатом активного развития и является основой профессионально важных социальных ценностей, установок и норм [10].
Мы видим, что формирование личностных и профессиональных качеств молодых специалистов с точки зрения обучения в рамках адаптации к профессиональной среде является приоритетным направлением изучения профессиональной социализации. Эти качества включают научную психологию и педагогические навыки: необходимы подготовка к новым профессиональным знаниям, профессиональные интересы, стремление к знаниям, умственная активность, независимость, профессиональные перспективы, способность взаимодействовать в профессиональной среде, знание профессиональной терминологии, самореализация и личностный рост [10].
Анализ научной литературы показывает, что в теории образования нет единого взгляда на определение основных аспектов понятия «социализация». Предпосылкой для социализации является то, что человек отвечает социальным требованиям своего возраста и что существуют личные и социальные условия для обеспечения стандартизированного поведения и социальной адаптации. Какие критерии можно использовать для определения степени социализации обучающихся? На основе анализа научных публикаций, мы определили и систематизировали следующую условную классификацию:
I. Психологические и мотивационные тенденции:
- овладение позитивной мотивацией изучаемой специальности;
- позитивное эмоциональное отношение к будущей карьере;
- образованная система ценностных ориентаций;
- чувство готовности студентов к профессиональной деятельности.
II. Профессиональное самоопределение:
- осознанный выбор конкретной специальности и сферы деятельности;
- личностные характеристики, которые соответствуют требованиям выбранной специальности;
- активное вхождение в профессиональную среду;
- успешное освоение специальности в определенных трудовых процессах и отношениях;
- реализация личности.
III. Социальная и профессиональная адаптация:
- бесконфликтное принятие условий организации образовательного процесса в университете;
- приобретение самостоятельных навыков научной работы;
- коммуникативная адаптация: способность продуктивно взаимодействовать в группе и выстраивать коллегиальность;
- способность учиться в процессе производственной практике;
- стремление повысить квалификационный и профессиональный уровень.
IV. Здоровье:
- достаточный уровень здоровья;
- общее самочувствие;
- настойчивость;
- отсутствие вредных привычек, здоровый образ жизни;
- знание и соблюдение правил личной и профессиональной гигиены.
Образовательные условия функционирования системы высшего образования должны обеспечивать эффективное физическое и умственное развитие личности студентов. Они должны обеспечить ориентированный на обучающихся подход к образовательному процессу в области культуры Uni-Sport, опираясь на совместную ответственность педагога и обучающихся за социально-профессиональное и личностное развитие. Формирование спортивной культуры личности каждого студента должно стать одним из факторов общего процесса социализации молодежи в вузах [6].
Технологии сохранения здоровья и спорт все чаще проникают в жизнь людей разных возрастов и социальных групп. Физическая культура и спорт эффективно влияют на процесс формирования потребностей, мотивов и ценностных ориентиров студентов в области физической культуры. Спортивная культура - это мощный инструмент, который позволяет человеку развиваться в гармонии с обществом и культурой, приобретать духовное богатство в едином выражении творческих действий, чувств и общения, а также приобретать знания. Эти знания являются ключом к разрешению конфликтов между природой и производством, работой и развлечениями.
Благодаря здоровьесберегающим технологиям, культуре и образованию, устойчивая личность и продуктивное участие в жизни и работе укрепляют естественные физические аспекты, психологический комфорт обучающихся и всесторонне развивают их [6, С. 304]
Таким образом, влияние спортивной культуры и спорта передается другим аспектам человеческой жизни, таким как авторитет и статус в обществе, занятость, ориентация на ценности, эстетические идеалы, моральные и интеллектуальные качества. Спортивная культура основана на принципе троичности движения личности, интеллекта и социальной психологии, которая является возможностью самореализации человека [5]. В процессе непрерывной трансформации общественной жизни спортивная культура, как сложное социальное явление, играет конструктивную роль в области образования, морали и этики.
Технология охраны здоровья составляет большой, независимый слой общей человеческой культуры и влияет на важные аспекты личности, которые удовлетворяют социальные потребности людей в общении, развлечениях и других формах выражения личности с помощью социальной деятельности. В настоящее время утверждается социокультурная парадигма - «образование для жизни», которая подчеркивает важность влияния университетского образования на социализацию студентов и фокусирует внимание педагогов на инновационных инструментах влияния преподавания. В свою очередь, занятия спортом помогают решать такие проблемы социальных условий, как глобальное и гармоничное развитие личности, достижение более высокого уровня устойчивости социологических проблем организма к социальным и экологическим условиям, содействие развитию физических и умственных способностей и полная реализация творческих способностей [1]. Технология охраны здоровья прямо и косвенно влияет на формирование и развитие этих черт личности, позволяя развиваться в гармонии и единстве с общей культурой, достигать социальной стабильности и психологического комфорта.
По словам В.И. Столярова, «индивиды, которые активно участвуют в спортивных соревнованиях, приобретают социальные и этические нормы, культурные ценности, полезные практические навыки и конкретные знания. Другими словами, когда формируются социально значимые черты личности, это называется процессом социализации личности» [1]. Для развития личностных качеств студентов необходимо максимально увеличить участие студентов в университетской физкультуре и спортивных мероприятиях в «открытых условиях свободного развития личности и пространства социального образования» [9].
Спортивная культура проявляется в прогрессивном цивилизованном обществе как неотъемлемая часть образа жизни социально активных людей [10, 11] и органически связана с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей и духовности. Используя конкретные методы, технология сохранения здоровья фактически оказывает положительное влияние на процесс социализации личности студентов. Эти явления следует рассматривать как особую культурную деятельность, результат которой полезен для общества и человека в социальной жизни, образовании, организации труда, повседневной жизни, системах здравоохранения и развлечений.
Физическая культура и занятия спортом имеют большой потенциал для личностного развития и самосоциализации, чтобы реализовать интеллектуальные, духовные и творческие способности обучающихся. Для успешной профессиональной социализации обучающихся необходимо использовать сочетание факторов и условий обучения, реализуемых в образовательном процессе. Наш опыт показывает, что одним из наиболее важных факторов в социализации студенческой молодежи является физкультура.
Спортивная атмосфера, соревновательная деятельность, способность работать в команде, воля к победе и позитивная мотивация к здоровому образу жизни, являются основными факторами, определяющими важные профессиональные качества обучающихся. Также, это высокий уровень здоровья и благополучия, что является элементом успешной личной профессиональной социализации. Достижение этих целей зависит не только от используемых средств, но и от социальной направленности образовательного процесса.
Мы согласны с утверждением В.Г. Шилко о том, что личностно-ориентированное содержание физической культуры и занятий спортом основано на использовании в учебном процессе спортивных приемов, общего развития и здоровья, что способствует воспитанию интереса обучающихся к спорту [5]. В настоящее время одним из самых популярных видов занятий физкультурой среди студентов является фитнес. Поэтому естественно включать фитнес как курс выбора в занятия физкультурой студентов.
Спорт традиционно связан с соревнованием и конкурентоспособностью. Ученые считают, что тренировка является главной особенностью, отличающей спорт от других социальных явлений. Л.И. Лубышева считает, что «эффективность социализации через спорт в значительной степени зависит от ценностей спорта как социального института и общности индивидов (в том числе молодежи) как определенной социально-демографической группы» [5, С. 190].
Результаты российских социологических исследований показывают, что спорт, как социальный институт, играет очень важную роль в социализации современной российской молодежи. Спортивная культура и ценности все больше внедряются в общественное сознание и сознание молодежи как специфической социально-демографической группы [5].
Выводы. Нет никаких сомнений в том, что функция технологий укрепления здоровья как средства социализации молодежи напрямую зависит от национальной культурной и спортивной политики, соответствующей инфраструктуры и условий для систематического занятия спортом. В отличие от периода 1990-х годов, характеризующегося развалом спортивной инфраструктуры и резким сокращением доли населения, занимающегося спортом, нынешний этап развития характеризуется подъёмом указанного вида деятельности. Поэтому применение здоровьесберегающих является важным фактором социализации российских студентов.
Литература:
1. Воробьева, И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М.: Московский гуманитарный университет, 2007. - 20 с.
2. Задорина, М.А. Информационная открытость муниципальных образовательных организаций / М.А. Задорина // Города и местные сообщества. - 2015. - Т. 1. - С. 226-237.
3. Клименко, В.А. Профессиональная социализация студентов // Социологический альманах / В.А. Клименко. - 2018. - № 3. - С. 92-102.
4. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. - 2019. - № 1. - С. 109-115.
5. Красноперова, А.Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса /
A.Г. Красноперова // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 2. - С. 77-79.
6. Кучмиева, С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, 2007. - 24 с.
7. Никсон, X. Спорт, социализация и молодежь / Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта // Сост.:
B.И. Столяров, Н.И. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2018. - Ч. 1. - С. 10-19.
8. Правительство Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Российская газета. - №6405. - 2014. - 18 июня.
9. Самыгин, П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России / П.С. Самыгин. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2018. - С. 109-121.
10. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - С. 31-190
11. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2018. - С. 77-212.
12. Студеникина, Е.С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. - 21 с.
13. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. -№ 13. - Ст. 1139.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье отмечается, что процесс информатизации образования в Российской Федерации предполагает трансформацию учебного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Интеграция информационных технологий и университетского образовательного пространства обеспечивается разумной и гармоничной интеграцией в образовательный процесс. Это привело к изменениям в методике преподавания и появлению новых форм и методов организации совместной и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Одной из новых форм использования на основе инструментов является исследование квест-технологий.
Ключевые слова: цифровые технологии, квест-технологии, самообучение, саморазвитие, обучение.
Annotation. The article notes that the process of informatization of education in the Russian Federation involves the transformation of the educational process, the introduction of information and communication technologies and electronic educational resources. The integration of information technologies and the university educational space is ensured by a reasonable and harmonious integration into the educational process. This has led to changes in teaching methods and the emergence of new forms and methods of organizing joint and independent cognitive activity of students. One of the new forms of use based on tools is the study of quest technologies.
Key words: digital technologies, quest technologies, self-learning, self-development, training.
Введение. Изменения в современном обществе требуют разработки новых методов обучения, новых методик преподавания, способствующих личностному развитию, творческой инициативе, развитию навыков обучающихся в области самостоятельной навигации и формированию универсальной способности решать проблемы, возникающие в жизни.
В настоящее время наиболее востребованными становятся интерактивные образовательные мероприятия, которые позволяют охватить большое количество участников образовательного процесса и реализовать их творческий потенциал, работать индивидуально и в команде, сочетать соответствующие знания и навыки.
Изложение основного материала статьи. В последние десятилетия дистанционное обучение стало глобальным явлением в сфере образования и информационной культуры, что существенно повлияло на характер образования во многих странах мира. Дистанционное обучение - это взаимодействие между преподавателями и студентами на расстоянии, которое отражает все компоненты образовательного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуется с помощью конкретных средств - интернет-технологий [6].
Использование технологии дистанционного обучения - это новая коммуникационная возможность и новый уровень взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Современному обществу нужна позитивная личность, способная контролировать бесконечный поток информации и готовая к постоянному саморазвитию и самообразованию. В этом случае педагогам отводятся новые роли - лидеров знаний, помощников и консультантов. Знания используются не как цель, а как средство личностного развития. Современные телекоммуникационные методы дистанционного образования обеспечивают интерактивный способ обучения.
Студенты имеют возможность быстро общаться, преподаватели - быстро реагировать на требования студентов, а также своевременно контролировать и корректировать его работу. Использование дистанционных технологий стимулирует непрерывное самообразование и личностное развитие педагога. Целью дистанционного внедрения образовательных технологий в систему обучения является обеспечение доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места жительства, социального статуса и состояния здоровья, удаленности от учебных центров и т.д. [1].
Важно, чтобы система дистанционного образования не заменяла традиционную систему образования, а дополняла ее. Использование технологии дистанционного обучения предоставляет множество возможностей для управления учебной деятельностью студентов, формирования нового типа взаимодействия между преподавателями и студентами (партнерство, совместное решение учебных задач), а также новых форм управления и контроля учебной деятельности (онлайн-консультации, создание электронных сборников работ).
Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяют: