РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПОРТАЛА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПО НОРМАМ ГТО
УДК/UDC 796:002
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 13.11.2015 г.
Доктор педагогических наук, доцент Р.С. Наговицын1 Доктор педагогических наук Е.А. Рассолова2 Доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Сенатор3 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Торбина3
1 Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, г. Глазов
2 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, Москва
3 Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, Москва
WEB PORTAL DESIGN ТО PREPARE STUDENTS FOR GTO TESTS
Dr.Hab., Associate Professor R.S. Nagovitsyn1 Dr.Hab. E.A. Rassolova2
Dr.Hab., professor S.Yu. Senator3 Associate professor, PhD I.I. Torbina3
1 Glazov State Pedagogical Institute n.a. V.G. Korolenko, Glazov
2 Judicial board on civil cases of the Supreme Court of the Russian Federation, Moscow
3 Moscow State Humanitarian University n.a. M.A. Sholokhov, Moscow
Аннотация
В статье на основе анализа научных позиций специалистов по проблеме внедрения мобильных технологий в сфере физической культуры, спорта и фитнеса разработана и экспериментально проверена технология подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО в контексте разработки и реализации специального веб-портала. С помощью портативных мобильных устройств и контента в сети Интернет появилась возможность заниматься физической культурой, спортом и фитнесом самостоятельно и с наставником в образовательных, спортивных и иных учреждениях в аспекте формирования физической культуры личности и физкультурного образа жизни молодежи. В этом аспекте разработка веб-портала для подготовки обучающихся к тестированию по нормам ГТО на основе мобильных технологий, построенных на использовании мобильных приложений в физкультурно-спортивной деятельности, будет способствовать решению проблемы, связанной с недостаточной двигательной активностью молодежи, а также проблемой сохранения и укрепления ее здоровья.
Ключевые слова: веб-портал, технология, сайт, мобильное обучение, физическая культура, торт, фитнес, студенты, тестирование по нормам ГТО, мобильные приложения.
Annotation
Based on a review of scientific standpoints of experts on the introduction of mobile technologies in the sphere of physical culture, sport and fitness the technology of training of students for the "Ready for Labour and Defence" complex (GTO) tests was developed and experimentally tested in the context of development and implementation of a dedicated web portal. Uisng portable mobile devices and content on the Internet one can do physical culture, sports and fitness individually and with an instructor in educational, sports and other institutions in terms of formation of personal physical culture and sports lifestyle of young people. Hence, the developed web portal for training of students for the GTO complex tests using mobile technology, based on the use of mobile applications in physical culture and sports activities will help solve the problem associated with the insuffienct motor activity of young people, as well as the challenge of promotion and strengthening of their health.
Keywords: Web portal, technology, website, mobile learning, physical culture, sport, fitness, students, GTO standard testing, mobile applications.
Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровыми и физически развитыми, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения, увеличении психоэмоционального истощения, сердечно-сосудистых и других хронических и инфекционных заболеваний [1, 3].
Определено, что современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека является причиной этих проблем в контексте хронического «двигательного голода», выраженного в обострении гиподинамии среди современной молодежи. Мас-
совое использование информационных технологий, с одной стороны, отчуждает обучающихся от занятий физической культурой, спортом и фитнесом, с другой - реализация данных технологий, а особенно использование мобильных устройств в сфере физической культуры, спорта и фитнеса, содействует активизации двигательного режима, что, в свою очередь, способствует повышению физического развития и функциональных показателей здоровья молодежи. В связи с этим особо необходимо использование мобильных устройств как средств для организации физкультурной деятельности молодежи через построение концепции и реализации технологии подготовки студентов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и оборо-
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
не» на основе мобильных технологий, и создание специального мобильного контента в сети Интернет для подготовки обучающихся в контексте тестирования по нормам ГТО [2, 6].
Цель исследования - на основе анализа научных позиций и концепции специалистов по проблеме внедрения мобильных средств в сфере физической культуры, спорта и фитнеса разработать и экспериментально проверить технологию подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО в контексте реализации специального веб-портала.
Современное состояние исследований и разработок по данному направлению: научные труды по реализации современных информационных технологий в образовании (Г. А. Бордовский, Я. А. Ваграменко, А. Д. Иванников, В. Г Ки-нелев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. В. Роберт, Б. Я. Советов, D. Bell, Y Masuda, A. Toffler и др.), исследования, посвященные использованию Интернета в качестве информационной поддержки образовательно-воспитательного процесса (А. Д. Иванников, Т. В. Регер, В. И. Солдаткин, А. Н. Тихонов и др.), труды по теории программирования (В. Е. Жужжалов, И. О. Одинцов, E.W. Dijkstra и др.), научные изыскания по основам дистанционного и мобильного обучения (И. Н. Голицына, В. А. Куклев, С. В. Титова, A. Sinclair, A. K. Kay, M. Sharpies, J. B. Traxler и др.), научные труды, посвященные формированию дидактических ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и технологии мобильного обучения (А. А. Андреев, М. В. Моисеева, Е. С. По-лат и др.), исследования, посвященные современным информационным технологиям в учебном процессе по физическому воспитанию (Ю. Д. Железняк, В. В. Зайцева, В. Е. Заглада, П. К. Петров, В. С. Роднов, М. М. Чубаров и др.), в частности использование видеохостинга, например YouTube, в физическом образовании населения (М. Quennerstedt и др.) и мобильного контента для занятий физической культурой в учебных заведениях (J. Leight, R. Nichols, G. Forrest, Z. Wei и др.).
Методика и организация исследования. Исследование осуществлялось в два этапа.
Первый этап - организационный (разработка технологии организации и подготовки молодежи к тестированию по нормам ГТО на основе мобильных средств, создание пилотного проекта веб-портала, включающего специальные сайты с интерактивным информационным сервисом по тестированию по нормам ГТО, на основе разработки учебных мобильных программ по отдельным разделам физической культуры, спорта и фитнеса, привлечение пользователей). На данном этапе реализованы следующие методы: моделирование, проектирование, анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация; методы алгоритмизации и программирования.
Второй этап - основной (доработка веб-портала на основе создания комплекса мобильных приложений для разных платформ гаджетов, направленных на самостоятельные теоретические и практические занятия физической культурой, спортом и фитнесом для подготовки молодежи к тестированию по нормам ГТО). На данном этапе реализовывались следующие методы: алгоритмизации и программирования; коммерциализации инноваций и рекламирования; эмпирические методы: мониторинг физического развития и функциональных показателей, уровня здоровья; методы статистической обработки и качественного анализа результатов эксперимента; беседы, анкетирование; педагогический эксперимент.
На первом этапе исследования разработаны специальные сайты gto18.ru, mobile-coach.ru и alangasar.su для подготовки населения к тестированию по нормам ГТО. Основные технические параметры сайтов в сравнении с существующими аналогами, в том числе с мировыми:
- специальный интерактивный информационный сервис по тестированию по нормам ГТО (рис. 1-3):
- интерактивный сервис для преподавателя физической культуры по реализации мониторинга выполнения тестов испытуемыми данной курируемой группы (рис. 4-5);
- в содержании интерактивного сервиса по мониторингу выполнения тестов испытуемых реализация рейтингов: неофициального (без подтверждения результатов преподавателем) и официального (с подтверждением);
- применение представленного выше сервиса по реализации рейтинга позволяет осуществлять отборочное тестирование по нормам ГТО и оптимизировать мониторинг;
- предоставление пользователю индивидуального мобильного тренировочного цикла в зависимости от показателей тестирования по нормам ГТО (рис. 6):
- программа оснащена специальным таймером, на основе которого осуществляется тренировочный процесс с учетом основ физиологии человека, а именно на учете сочетания отдыха и нагрузок при реализации различных физических упражнений;
- приложения на веб-портале позволяют заниматься не только фитнесом, но и спортивными играми, легкой атлетикой и единоборствами;
- приложения на веб-портале интерактивны, в их основу входит возможность пользователей создавать индивидуальные системы физических упражнений через специальный сервис в содержании сайта;
Рис. 1
По результатам тестов ваш значок:
Бронзовый
Показать/скрыть результаты тестов
редактировать
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
- веб-портал оснащен специальной услугой, которая позволяет пользователю на основе заключения договоров с ведущими специалистами в области физической культуры, спорта и фитнеса получить индивидуальную мобильную программу для подготовки к тестированию по нормам ГТО;
- тренировочная программа может работать в режиме онлайн (нет необходимости загружать ее на портативное устройств) и позволяет осуществлять занятия на любых гад-жетах с помощью Интернета (Windows, iPad, iPhone, Android гаджеты и т. п.) [4].
На втором этапе для осуществления мониторинга эффективности внедрения экспериментального исследования по реализации веб-портала для подготовки обучающихся к тестированию по нормам ГТО был использован комплекс научных методов по определению уровня сформированности физической культуры личности пользователей, включающий педагогическое наблюдение и тестирование, методы психофизиологической и функциональной диагностики, методы математической статистики - определение достоверности различий по хи-квадрату, анкетирование, а также авторские диагностические методики определения физкультурного мировоззрения по анализу данных в социальной сети «ВКонтак-
те», выбора группы мотиваций к занятиям физической культурой и мониторинга знаний в контексте комплекса ГТО [5].
Общую выборку испытуемых составили 146 студентов различных возрастных категорий, вне зависимости от пола. Для эксперимента они были разделены на две группы: экспериментальную (78 человек) - активные пользователи веб-портала и контрольную (68 человек) - занимающиеся физической культурой, спортом и фитнесом без использования авторского мобильного контента.
Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика респондентов, реализованная с помощью сети Интернет на предварительном и контрольном этапах, показала, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными улучшены в среднем на 32 % показатели мотивационного, деятельност-ного и когнитивного компонентов физической культуры личности. Зафиксировано увеличение количества испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, на высоком (22 %% и среднем (43 %% уровнях сформированности физической культуры личности после окончания эксперимента. Выявлено уменьшение численности пользователей экспериментальной группы по сравнению с контрольной на низком уровне (35 %) сформированности физической культуры личности.
Выявленные показатели подтверждают эффективность внедрения экспериментального исследования по реализации веб-портала для подготовки обучающихся к тестированию по нормам ГТО. Анализ результатов обследования процессов формирования физической культуры личности студентов на основе мобильных технологий позволяет сделать следующие выводы:
- мобильные технологии являются новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется медиасреда обучения, независимая от места и времени;
- современные гаджеты постепенно начинают заменять субъектов обучения и воспитания студентов, которые находят в приложениях портативных устройств консультационную помощь в любых жизненных ситуациях;
- с помощью портативных мобильных гаджетов, которые есть у каждого представителя современной молодежи, появилась возможность самостоятельно осуществлять занятия физической культурой, спортом и фитнесом и с наставником - в образовательных, спортивных или иных учреждениях, реализовывать внеучебную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся и в конечном итоге формировать физкультурный образ жизни студентов.
Вывод. Использование мобильных технологий в целях своевременного и качественного удовлетворения запросов общества в сфере массовой физической культуры с учетом потребностей, интересов, возможностей целевых аудиторий актуализирует проблему мониторинга и контроля за результатами маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Мобильные устройства как носители информации в подготовке целевых аудиторий к сдаче норм ГТО способствуют развитию рынка услуг с выделением классификационных признаков, потребительской ценности и инфраструктурной сущности PR-услуг в сфере физической культуры, спорта и фитнеса. В этом контексте разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО на основе мобильных технологий, построенной на использовании мобильных приложений в физкультурно-спортивной деятельности, будет способствовать решению проблемы, связанной с недостаточной двигательной активностью подрастающего поколения, а также проблемой сохранения и укрепления его здоровья и формированием личностной физической культуры через потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.
2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
3. Лубышева Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 36-41.
4. Наговицын Р.С. Программа подготовки обучающихся к сдаче норм Всероссийского комплекса ГТО на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, И.В. Владыкина, С.Ю. Сенатор // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - С. 46-48.
5. Наговицын Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.
6. Полынский Р.А. Внедрение инновационных технологий как условие увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом / Р.А. Полынский, Н.В. Мозолевская, Ю.Н. Левыкин, Е.А. Полынская // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 9. - С. 37-39.
References
1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura: molodezh i sovremennost' (Physical culture: youth and modernity) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1995. - № 4. - P. 2-8.
2. Bal'sevich V.K. Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatelny i sotsial'ny aspekty (Sports-centered physical education: educational and social aspects) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2003. - № 5. - P. 19-22.
3. Lubysheva L.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnoy kul'tury lichnosti v obshcheobrazovatel'noy shkole (Pedagogical conditions of formation of individual's sports culture in secondary school) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2011. - № 5. - P. 36-41.
4. Nagovitsyn R.S. Programma podgotovki obuchayushchikhsya k sdache norm Vserossiyskogo kompleksa GTO na osnove mobil'nogo obucheniya (Training program for students to pass All-Russian GTO complex standards based mobile learning) / R.S. Nagovitsyn, I.V. Vladykina, S.Yu. Senator // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2015. - № 1. - P. 46-48.
5. Nagovitsyn R.S. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya fizicheskoy kul'tury lichnosti studenta na osnove mobil'nogo obucheniya (Conceptual grounds of formation of student's personal physical culture based on mobile learning) / R.S. Nagovitsyn // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 10. - P. 11-14.
6. Polyinskiy R.A. Vnedrenie innovatsionnykh tekhnologiy kak uslovie uvelicheniya chisla zanimayushchikhsya fizicheskoy kul'turoy i sportom (Introduction of innovative technologies to increase the number of people engaged in physical culture and sport) / R.A. Polynskiy, N.V. Mozolevskaya, Yu.N. Levykin, E.A. Polynskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2011. - № 9. - P. 37-39.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА
в физическом воспитании
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 28.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Егоров1
Кандидат технических наук, доцент Е.Д. Грязева1 Кандидат педагогических наук, доцент М.С. Леонтьева1 Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Архипова1
1Тульский государственный университет, Тула
Ключевые слова: здоровье, научная парадигма, полипа-радигмальный подход, физическое воспитание.
Цель исследования - изучить проблематику реализации полипарадигмального подхода в физическом воспитании.
Методы исследования. Применялся комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение парадигмальных подходов в физическом воспитании.
Результаты исследования и их обсуждение. Базовым противоречием в физическом воспитании является взаимосвязь между накопленным научным, теоретико-методологическим потенциалом физической культуры и уровнем его реализации при формировании общекультурных и социальных функций в современных условиях высшего образования. Базовое противоречие обуславливается совокупностью отдельных противоречий между:
- объективной потребностью общества в уровне общекультурных компетенций по физической культуре и преобладанием практико-ориентированного подхода при формировании образовательных функций;
- абстрактностью и многообразием теоретико-методологических представлений о сохранении и укреплении здоровья и потребностью в адаптации понятийных основ и дифференциации структурно-содержательных составляющих формирования оздоровительных функций физической культуры к объективным реалиям общества;
- объективными требованиями физкультурной практики в формировании оздоровительно-реабилитационных функций
и традиционными организационно-методическими подходами к физическому воспитанию лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- современными требованиями общества к развитию профессионально важных качеств и способностей у будущих специалистов и реальным уровнем освоения ими содержания профессионально-прикладной физической культуры;
- объективной потребностью в формировании учебной и профессиональной мобильности учащихся и недостаточной их теоретической и методической обеспеченностью в сфере физической культуры;
- общественной потребностью в самообразовании в области физической культуры, ведении здорового образа жизни и недостаточным уровнем активности и вовлеченности в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность.
Вывод. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие теоретико-методологические основания и технологии реализации полипарадигмального подхода способны повысить эффективность физического воспитания молодежи.
Использованная литература
1. Егоров В.Н. Парадигма комплексного исследования проблемы
сохранения и укрепления здоровья студентов / В.Н. Егоров, Е.Д.
Грязева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт.- Вып.
3. - Тула, 2013. - С. 27-33.
2. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. - М.:
ИИЦ «Статистика России», 2010. - 166 с.
Информация для связи с автором: [email protected]