Научная статья на тему 'Роль физической культуры в социализации личности'

Роль физической культуры в социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1948
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пулов Вячеслав Евгеньевич

В статье исследуется роль физической культуры в социализации личности, формировании ценностного пространства человека. Стиль жизни трактуется как поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности. Основная задача физкультурного воспитания направлена на формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пулов Вячеслав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Physical Culture in Socialization

The paper explores the role of physical culture in socialization of an individual, formation of the value space of a person. A lifestyle is the behavioral feature of human life, i. е., a certain standard adjusting the psychology and psychophysiology of a personality. The main objective of physical education is aimed at formation of a personality.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в социализации личности»

196

Статья отозвана редакцией 19 июня 2017 года

В. Е. ПУЛОВ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

трактуется как поведенческая особенность ж: ленный стандарт, под который подстраиваю^ логия личности. Основная задача физкуль на формирование личности.

The paper explores the role of ph| individual, formation of the value behavioral feature of human lif

psychology and psychophy^log physical education is aime

Ключевые слова: социализация, личность, современное общество^ воспитание, физическая культура, процесс образования

Key words: socialization, personality, modern society, educaflpnTphysical culture, education

В статье исследуется роль физической культур^в "^Лиализации личности, формировании ценностного пространства^ел^вега. Стиль жизни

т. е. опреде-огия и психофизио-оспитания направлена

ture in socialization of an ale'^of a person. A lifestyle is the a certain standard adjusting the

of^a personality. The main objective of ation of a personality.

та на социализацию личности, том, что человек, появившись на е, природное существо, обретает ость,,^тановится личностью путем

Говоря о влиян Л. Апциаури свет как био свою социаль

социализации1. Последняя представляет собой процесс усвоения и^д5Цидуумом социокультурных норм и ценностей того общества» к которому 'ife принадлежит. Одновременно с этим .усвоением чО^^^^О^^учается разнообразным функ-циойСёьэЫм ролям^^г^зрастным, семейно-родственным, юнальны*.Им^нно благодаря социализации каждый шаек включа^тя^^оциальные отношения, интегрируется социальную.(^г^|ему.

*В со^е^Ен^о^западной социологии утвердилось пред-ставлен^Вр\социализации как о наиболее важной части общегоцмроСесса становления личности — той его части, коаоран^4тветственна» за формирование наиболее общих

Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордов-государственного педагогического института.

JLOV Vyacheslav Evgenievich, Postgraduate at the Department of Pedagogics, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

и значимых, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или имые конкретные социальные роли. Изучение каждой роли пр исходит под влиянием социализирующих агентов (родит? лей, учителей, тренеров, сверстников и др.) в различны? сообществах (семье, школе, команде), каждое из ^огорых характеризуется своей системой норм и ценностей^|ртра-женных в социальных моделях поведения.

Обращая внимание на социальное значен^^п^фессио-нального и олимпийского спорта, следует отретШь, что они создают специфические условия для соцЯ^^^^ции. Здесь также существуют агенты, модели поведерия и социальные взаимодействия. Спортсмен являетсячлтаом команды и субкультуры и не может избежать^ёлЕния принятых норм поведения. Он социализируется ^вДр^личные роли через процессы имитации и идентификации. Каждая роль более

или менее ограничена и Успех на любой ста,

чивается наличием у поведенческих устап ности к изменению, ожиданиям. Эти у

леиа.

сса социализации обеспе-ена по крайней мере трех Епектации (ожидания), готов-ния и желания соответствовать разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей социак,ьной среды. Идеальной областью восдитанияличности^ыступают физическое воспитание и с^^^^|Здесь педагогический процесс формирует личность в^кацк-х такихисоцижльных моделей поведения и ролей, ^о^орые соответствуют социально-политическим устанрикаЬуи экономическим потребностям того общества, к крторвму она принадлежит, а также национально-регио-н^Ярнойтоентально?*^^

д Учитывая специфику олимпийского спорта, его ценностей и^идеалов, кеобкодимо различать социализацию личности вжспорте и^через спорт. Первая связана с изучением и риспособреЗиеЖ личности к специфическим ценностям, соц^^^^^^^^^руктурам, предписаниям, к освоению опре-де^ен^^х^ролей в спорте. Социализация же через спорт предусматривает познание, адаптацию личности к сложной систем^ценностей, норм, предписаниям, существующим в окружающей социально-политической среде.

В спорте высших достижений социализация имеет особое содержание, которое обусловлено определенными стереотипами идеализированных «спортсменов-профессионалов». Они определяются рядом ценностей: личный успех, актимость

и упорный труд, эффективность и полезность успех и признание как признак благополучия, науке и др. Личность, хорошо приспособленн. стремится к успехам в спорте, личной ж степени, чем менее социально приспособв родственные виды активности высвобождаю человеке напряжение социально прие вивая социальное мышление. Спорт и его отдельные элементы (спортс^е:

рогресс, ение к кльно, ольшей Спорт и шившиеся в утями, раз-'альный институт ренер, ценностные

ориентации, интересы и т. д. трансформируются в специфич реотипы, отражающие мо Социокультурные стереотипы различные социальн политика, студенчес:

Спорт уже в силу' предполагает оп ционно делает' ретает личност:

олимпийским, и

гуманистжЭких мы представим спорт социали^^^^щий ст^н^^иГ^ понятно, н*вё№%Г правила

цессе социализации социокультурные сте-вЪдения и образа жизни. оникают в субкультуру и туты, такие как образование, среда, быт и т. д.

природы и особенностей заранее иную социализацию. Акцент тради-иальные ценности, которые приоб-ссе з^^тий спортом, в особенности н^^с воспитанием характера, тивной этики и т. д. Если как своеобразный микромир, определенных ситуациях, то ражая реальную ситуацию, уста-ния, процесс социализации форми-

торые св идеало

и в какой-то степени их регулирует. рь модели социализации в спорте, основам которой является склонность к выполнению шола, сверстники — главные агенты социа-*ичность оказывают влияние три социальные емья, сверстники, тренеры. В среде мальчиков )стники обладают социализирующим влиянием, у гни одна из этих систем не является значительной. О^ы, сверстники и учителя представляют собой факторы, обусловливающие вовлечение мальчиков в занятия спортом. Среди них только отцы (65,0 %) определяют социализацию мальчиков и девочек в спорте. Спорт имеет особое значение

в социализации юношей, как участвующих в спортивных соревнованиях (52,1 %), так и наблюдающих (47,9 %) за ними2.

Социализация допускает, что спорт морально и эткче-ски развивает человека: с одной стороны, приобщает Дего к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает лиЧность, с другой — объясняет существующую ситуацию ^ профессиональном спорте.

Таким образом, исследования проблемы «Социализация и спорт» показали, что социализация — непрерывный процесс. Наиболее интенсивно она осуществляет^ЫпоЬредством спорта, выражается в изменении мод^о^^С^в^ения и в конкретизации базовых ценностных ориентаций. Спортсмены в процессе социализации оценивают и осваивают нормы поведения. В спорте человек овладевЛт^пределенными навыками и формирует мотивацию поведения. На различия в осуществлении социализации лирн|)сЧи решающее влияние оказывают особенности субкультуры и традиции воспитания.

Э. Майнберг пишет / т^^о педагогика спорта исследует прежде всего процессы физической социализации, поскольку она ставит РтипиДно педагогические проблемы, при этом всегда имея^в^иду общую социализацию человека. Физическая ст0Вена*вляется лишь одним из моментов процесса социализации вообще. Настное и общее здесь взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изо-лированнуюИему неминуемо^прВведет к неверным оценкам3. Он предполагает, что именф сЗЫвя влияет на двигательную социализа^и^^^обуждаяВтр^^ря и ограничивая двигательную ребенкЯ^Н^Н ведь учителю физкультуры, а

так^^С^^е^ру важ^^вн^Гь, что он постоянно имеет дело Гащимися или.^р|сменами, двигательное поведение также ш^Ж^топределяться различной моторной щиализациейЛ рамках семьи.

К социа^^з^^ииотносится также выработка определенных Готивов, устаЧовТк и позиций в соответствии с определен-ными^кр^ариями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, чт^^^ья^^удь то сами родители или братья и сестры, п^^^гж^еформировать представление ребенка о спорте, закладывая их на всю жизнь.

Результаты, полученные группой немецких ученых, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у

,хся спортом.

:ени интересно в педа-я физической культуры ‘ние учеников обусловлено Часто при этом учителя «агента» социализации, в

О

детей интереса к спорту. Установлено, что 55 % опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22 % даже выступали в большом спортери ставили рекорды. При опросе девушек было установлен», что родители спортивно активных дочерей часто занимались спортом. Если среди отцов неактивных в спортивном'* отношении девушек только 8 % сами занимались^лЬ'р'ом, то среди спортивно активных девушек таких отЦш^Р %4. Увлеченность спортом растет по мере повышения "социального статуса человека, одновременно с этим в^а§исимости от того, к какому слою общества принад^^^ит*человек, часто меняется и стиль воспитания. Он с^^л^^себе может пробудить у детей ярко выраженны^ интерес к спорту, а не только пример родителей, заш Это предположение в выс1 гогическом отношении. Для важно иметь в виду, нт<о влиянием социальных"стр призывают взять н»*ео^ .роль

обязанности которогоч^йдило бы компенсировать имеющиеся недостатки моторной социализации. Учитель физической культуры-^режДе всего в начальных классах, должен учитывать уроСенБрразвития^моторики у детей различного социального проирхождения<^оО|кольку моторика в большей степени з^ьжсит от упражвеЗВя, учитель физической культуры, созд|ав^лагоприятиыет«словия для обучения, сможет компенсировать суЩествуЮЩие недостатки в двигательной активности детей. ОдракВ социальное происхождение уче-е не есть^ФакГор, который полностью определяет ые качества^яеников.

ществуетТЭмрирически доказанная связь между спор-е^Е^ами родителей, братьев и сестер, пред-азличных возрастных групп ровесников и спортом отдельной личности. Эта связь объ-е одним лишь воздействием чужого примера и йных стимулов. Она возникает из обусловленных кой определенного социального слоя ценностных ставлений, различий в биографии (например, более продолжительное школьное образование), условий для занятий спортом, групповых пристрастий и требований. J. C. Andrews и M. Sleap констатируют, что семья как первичная ин-

ссоизрдоа и^^оЖи

Л. $Щ

^ Явными почтени увлечь яскяе

станция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации. Это относится как к самим моторным действиям, так установкам на физическую деятельность5.

Говоря о процессе социализации, необходимо упомянув и о таком ее детерминанте, как пол. Можно говорить начале процесса физической социализации, обусловленного половой спецификой, уже в первые недели жизн«чеё^ека. Нередко родители в первые шесть месяцев Жм1ри своих детей стараются привить первоначальные моторные навыки именно мальчикам, а не девочкам. Мальчиков всячески побуждают к расширению их мышечной самые первые месяцы жизни происход: разных полов социализация, котора ролевой идентификации обучающе: ком которой является его телес Э. Майнберг утверждает, ч социализации относится зической культуры. Во культурой способствую цесса социализации7. Он человечества. Поэтому™1 процесс физической соци лющей категории, ирк культуре

Если культур- рассматривается к-к фактор, детерминирующий сопи—ёйяацию, то ^освидетельствует о том, что существует^куёьгурно коо^ёв^ёенная социализация. Обу-словленжыаСуёьтурнымХлиН«ием характерные особенности присущ^Ык^фере двигательной активности. Этот факт имеет немаловажное значение дёя физической социализации. Для эиви множествалрдзЙообразных двигательных стереоти-рношения ^к* теЗу характерна культурная специфика.

ан^леч и предплечий, так и запястий и ходьбы отражает социальное положение социальную специфику и ни в коей мере 'ожденным качеством. Культурное окружение я среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена социальными и культурными факторами. Также различны установки и возможности для приобретения на-

сти. Уже в фическая для к определенной важным источни-изическая природа6. цифической структуре юморное преподавание фирменно занятия физической шожительному протеканию проявляется частью общей культуры ^наш взгляд, необходимо показать [изации в свете такой всеобъем-

выков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Во взрослом воЗрасте свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурным влиянием.

Таким образом, та или иная культура учар^^^эт в решении вопроса о том, как осуществляется Д^^^^кая социализация человека. Поэтому было бы ошиэкЛ|йтоворить о «естественных», нормальных двигательцых^рдЦессах. Стереотипы и техника движения формиащЮр£ЗгП|од влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер.

Неотрывно друг от друга суще^в^^ткатегории «общество» и «социализация». Если Шд^оциализацией понимать становление человека членомю^^е^ва, причем основной и первоочередной задачей этоьа^прд^сса является глубоко сознательное усвоение им опр^деняЮщих для данного общества

езульВате чего становится адекватной сгвР, 4Го совершенно понятно, в силу едстает одним из детерминантов цняя в итоге определяется не только щственными факторами8. сов социализации от общества ска-[циВлизации. Вследствие этого юсти и нормы отражаются на

ценностей и норм, в его ориентация в обг каких причин общес^ социализации, а культурными, об

Зависимость^пр°Вес

зывается и на физической

преобладаЮщие в обществ!

спортив

Поскольг

его системы

и игровой д орт и отра

пр

ьной активности его членов. уществуют вне общества, они Структурные признаки обще-яют и характер спорта как одной

одсистем Никсон социализац: поведени в свою оче Опыт |аГя|гий ел^еи^^к выполнению

чу не только спортивных, но и более широких цен-тных отношений к действительности9.

^следования учащихся (обычно мужского пола) средних учебных заведений показывают, что занимающиеся спортом лучше приспосабливаются к окружающей среде в психоло-

т о том, что важной частью процесса является передача ценностей, регулирующих мирующих нормативные отношения, которые также могут воздействовать на поведение. спортом может облегчить приспособление различных ролей вне спорта и

гическом и социальном отношении, чем учащиеся, не занимающиеся спортом; что способность и интерес к занятиям спортом положительно влияют на развитие самосозна* и повышение престижа среди сверстников и что участ во внутришкольных соревнованиях находится в позитивной соотношении с возможными в будущем академичЯКими достижениями, причем эта зависимость тем бол^Ые ^ем меньше социальное происхождение школьника^^^Ядрас-полагает его к поступлению в колледж или ^н^др^итет10.

Таким образом, говоря о процессе физ^е^Ъ^социали-зации и его связи с процессом формира^^1^^^^ностных ориентаций в сфере физической кулв^ЛЫТ^ необходимо отметить, что приобретение моторньк Жмыков является поводом и средством для развития^^вциальных навыков, что в свою очередь в значительвд^^тепени определяет успешное прохождение этап^^пЩ^чной социализации

о^а^ы отрезком от 1 года ежте сказанного необходимо е^рь развития моторных навы-ит от того, насколько силь-вана психосоциальная установка льтурой, а следовательно, и от ю дё^данного субъекта сфера

(этот этап определяется до 18 лет). Однако в упомянуть и о том, что ков решающим образо но у индивида сфо на занятия физической того, является лиКиен^ос

физической культуры. Ценнос^ сфере деятельности формир имеется опр^^Лнная Лотдабн! он стремит^Ы реализо!

е отношение к этой тогда, когда у человека ть — ценность, которую суждаемой нами области

существует тесная связь между да ценностными ориентациями уры и успешностью прохождения и первичной социализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

Олимпийский спорт как социальный институт и ции личности // Материалы междунар. форума «Моло-ука — Олимпизм». М., 1998. С. 40—42. йнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. 1М^Аспект Пресс, 1995. 230 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 Andrews J.C. Essaus on Phisical Education and Sport, Staney Thomes. Cheltenham, 1989. 146 p.; Sleap M, Warburton P. II Phisical Activity Patterns of Primavry Scool Children. L., 1990. P. 19.

6 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта ...

7 Там же.

8 См.: Овсянников В.Г. Методы исследования и обучени социологии // Социологическое образование в России перспективы: тез. Всерос. науч. конф., посвящ. 275 27 июня 1998 г. СПб., 1998. С. 7.

9 См.: Никсон Х.Л. Спорт, социализация и мол^д подход // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В.

М., 1979. С. 201—207.

10 См.: Ядов В.А. Социологическое иссле,

радной проблемы, >бГУ, 25—

нкциональный яров, 3. Кравчик.

Наука, 1972. 112 с.

Поступила 15.05.2014.

V. E. Pulov. The Role of

Culture in Socialization

Speaking about the impact that a man born as a biologic becomes a person throug socio-cultural norms and i Simultaneously, the per

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

it on socialization, L. Aptsiauri says ral being attains its social nature and ation. The latter is a process of learning f the society to which the individual belongs. s a variety of functional roles — the age,

family-related and professional ones. It is through socialization that every person is included in social relations, is integrated into the social system. The process of mastering by individuals different socio-cultural norms takes place through social interaction with other individuals and groups, and sport with its ‘aA^e-traner’ relation^hich can be defined as a typical social relationship. In general, socialization refers also to development of certain motives, attitudes and sets in accordance with certain criteria, norms and values. Therefore, it is clear that the family, be it parents or brothers and elps to give a child an idea of sport for the whole life. fneral, studies of secondary schools students (usually male) show those going in for sport are better adapted to the environment in hological and social terms than students not involved in sports, that ability and interest in sports have a positive effect on the development of self-awareness and increase in their prestige among their peers and that participation in intra-school competitions is in positive relation to possible future academic achievements, and this dependence is the greater, the poorer the social background of the student is, it predisposes schoolchildren to enter college or university.

NT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.