С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, А. М. Гурьянов, И. А. Мамакина. Социализация детей-сирот...
УДК 364.3-053.2:371.037.1
С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, А. М. Гурьянов, И. А. Мамакина
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
В настоящее время в связи с серьезными социально-экономическими преобразованиями в обществе растет количество детей-сирот, детей, чьи родители по различным причинам лишены родительских прав. Для более успешной социализации таких детей необходимо разрабатывать и применять различные пути и способы, создавать необходимые условия. Для достижения поставленной цели использовались: лекции, беседы, наглядный и практический методы. Детский спортивный проект «Остров отважных» стал тренингом жизненно важных умений и навыков детей 12-14 лет, способствовал привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом, приобщению к основам здорового образа жизни.
Ключевые слова: социализация, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, интеграция, адаптация, дети, формирование.
Проблема социализации сирот в нашей стране всегда была актуальной [1], но особенно остро она встала в настоящее время, когда в ситуации серьезных социально-экономических перемен России, по официальной статистике, около двух миллионов детей-сирот, из них большинство социальные сироты, и те, чьи родители лишены родительских прав.
Система государственных детских домов не справляется с социализацией таких детей. Педагоги не имеют возможности уделять достаточного внимания каждому ребенку, поскольку дети собраны в большие группы. Как показывает практика, в результате социальной запущенности дети отстают в развитии и не мотивированы ни на обучение, ни на трудовую деятельность.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психо-травмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т. д.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними [2-4].
Создание системы связей для детей, лишенных естественной поддержки от собственной семьи, -важнейшая задача, стоящая перед обществом и специалистами сфер социальной защиты и образования. Эта задача должна учитываться и решаться при разработке различных моделей адаптации детей-сирот в обществе.
Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество разрабатывают и приме-
няют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Одним из таких путей может стать детский спортивный проект «Остров отважных».
Детский спортивный проект «Остров отважных» имеет огромную значимость в плане жизнестойкости и адаптации к жизни в обществе, приобщении к самостоятельному труду, приобретении необходимых навыков в самообслуживании. В рамках проекта проводятся занятия с психологом, ведущими спортсменами Ульяновской области.
Основной целью детского спортивного проекта «Остров отважных» является профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи проекта:
- привлечение подростков к активным занятиям физкультурой и спортом;
- популяризация здорового образа жизни;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом;
- приобретение практических навыков выживания в экстремальных условиях;
- нравственное, гражданско-патриотическое воспитание;
- организация спортивных мероприятий, направленных на сплочение коллектива;
- формирование навыков межличностного общения, способствующих успешной социализации.
Участники проекта: за 8 лет в проекте приняло участие около 2 000 воспитанника детских домов г. Ульяновска и Ульяновской области в возрасте 12-16 лет.
Участники проекта проживали в палатках, самостоятельно готовили пищу на костре. Для них разработан жесткий распорядок дня, который включает в себя: ежедневную зарядку, двухразовые учебно-тренировочные занятия со спортивной со-
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)
ставляющей, водные процедуры, запрет на курение. Мастер-классы проводили заслуженные тренеры России, известные спортсмены Ульяновской области: чемпионы России, Европы и Олимпийских игр в своих видах спорта (греко-римская борьба, каратэ, плавание и легкая атлетика).
Таким образом, участники проекта получили уникальную возможность приобщиться к физической культуре и спорту, подражая «значимым взрослым» - спортивной элите страны. Это является особенно актуальным для детей, оставшихся без попечения родителей, позитивное самовосприятие которых тесно связано с наличием эмоциональной включенности в контакты со значимыми людьми, освоением эффективных навыков общения [5].
По завершении каждой смены проводился спортивный праздник «Боевое знакомство с островом», по результатам которого определялась сильнейшая команда. По итогам смены выявлялись подростки (мальчик и девочка), проявившие себя с наилучшей стороны.
Церемония вручения призов проходила в Администрации Ульяновской области в присутствии Губернатора и членов Правительства, что создавало ситуацию большей значимости результата.
Результаты проведенной работы можно признать позитивными, тем более учитывая, что подростковый возраст является одним из наиболее опасных для формирования девиантного и де-линквентного поведения личности. Результаты наблюдений позволяют сделать вывод, что подростки приобретают навыки эффективной кооперации со сверстниками, становятся более ответственными за свою малую группу, что позволяет говорить о тенденции к развитию социального интеллекта воспитанников детских домов.
Отсроченный опрос детей - участников «Острова отважных» и их педагогов показал:
- 278 человек бросили курить;
- 60 человек регулярно посещают спортивные секции;
- 180 человек продолжают самостоятельно заниматься физической культурой.
Таким образом, привитие основ здорового образа жизни дало свои результаты. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни,
нормы и правила поведения. Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях [6, с. 120].
Кроме того, дети - участники проекта транслировали в своей среде приобретенные на острове навыки и таким образом приобщили к занятиям физической культурой еще более 70 воспитанников детских домов. Таким образом, участие в проекте способствовало формированию у подростков устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Л. И. Лубышева [5, с. 42] указывает, что в спорте проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Благодаря занятиям спортом или даже в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные.
В целом проект решает комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Участие в проекте является ценным жизненным опытом для воспитанников детских домов и благоприятно отразится на их личностном росте.
Можно без преувеличения назвать детский спортивный проект «Остров отважных» тренингом жизненно важных умений и навыков, так как у детей 12-14 лет всего за восемь дней формируются успешные модели поведения в условиях жизни на природе.
Кроме того, организация проекта помогла выявить следующие специфические условия:
- снятие у детей эмоциональной напряженности;
- создание доверительной атмосферы.
Проблема социальной адаптации и интеграции
в обществе детей-сирот в России является наиболее сложной. Для включения их в нормальную жизнь и приобщения к социальным ценностям, нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.
С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, А. М. Гурьянов, И. А. Мамакина. Социализация детей-сирот.
Список литературы
1. Боенкина Е. А. Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 134-139.
2. Дубровина И. В., Лисина М. И. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Просвещение, 1990. 212 с.
3. Мухина B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / под ред. B. C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. С. 113-122.
4. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 189-194.
5. Байер Е. А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физического воспитания // Вестник спортивной науки. 2009. № 2. С. 40-44.
6. Семья Г. В., Левин С. А., Панов А. И., Юдинцева H. H. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: СИМС, 1999. 140 с.
Сокунова С. Ф., доктор педагогических наук, профессор. Ульяновский государственный университет.
Ул. Льва Толстого, 42, Ульяновск, Россия, 432017. E-mail: [email protected]
Коновалова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент. Ульяновский государственный университет.
Ул. Льва Толстого, 42, Ульяновск, Россия, 432017.
Гурьянов А. М., кандидат педагогических наук, доцент. Ульяновский государственный университет.
Ул. Льва Толстого, 42, Ульяновск, Россия, 432017.
Мамакина И. А., кандидат педагогических наук, доцент. Ульяновский государственный университет.
Ул. Льва Толстого, 42, Ульяновск, Россия, 432017.
Материал поступил в редакцию 15.05.2015.
S. F. Sokunova, L. V Konovalova, A. M. Guryanov, I.A. Mamakina
SOCIALIZATION OF ORPHANS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE ON THE BASIS OF PHYSICAL CULTURE
AND SPORT INCLUSION
Currently, due to the serious socio-economic changes in society the number of orphans, children whose parents, for various reasons are deprived of parental rights is growing. For a more successful socialization of these children it is necessary to develop and use a variety of ways and means to create the appropriate conditions. . To achieve this goal we used: lectures, conversations, visual and practical methods. The children's sports project "Island of the Brave" became training of the vital skills of 12-14-year-old children, promoted involvement of children into physical culture and sport, introduction to the bases of a healthy lifestyle.
Key words: socialization, healthy lifestyle, physical culture and sport, integration, adaptation, children, formation.
References
1. Boenkina Е. А. Psikhologicheskiye osobennosti sotsial'nogo sirotstva v istorii razvitiay dannogo napravleniya [Psychological peculiarities of social orphanhood in the development of this sphere]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 6 (134), pp. 134-139 (in Russian).
2. Dubrovina I. V., Lisina M. I. Psikhologicheskoye razvitiye vospitannikov detskogo doma [Mental development of pupils of orphanage]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 212 p. (in Russian).
3. Mukhina B. C. Psikhologicheskay pomoshch detyam, vospityvaushchimsya v ucherezhdeniaykh internatnogo tipa [Psychological assistance to the children who are brought up in boarding schools]. Lishennye roditel'skogo popechitel'stva: khrestomatiya [Without parental care: a reader]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. Pp. 113-122 (in Russian).
4. Zmanovskaya E. V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural and dynamic concept of deviant behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 5 (133), pp. 189-194 (in Russian).
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
5. Buyer E. A. Psikhologicheskay I fizicheskay korrektsiya deprivirovannykh detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Psychological and physical correction of the deprived orphans and children left without parental care, by means of physical education]. Vestnik sportivnoy nauki - Journal of Sports Science, 2009, no. 2, pp. 40-44. (in Russian).
6. Sem'ya G. V., Levin S. A., Panov A. I., Yudintseva H. H. Sotsial'no-psikhologicheskiye tekhnologii postinternatnoy adaptatsii vypusknikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy dlay detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Social and psychological technologies of post-residential adaptation of graduates of educational institutions for orphan children and children without parental support]. Moscow, SIMS Publ., 1999. 140 p. (in Russian).
Sokunova S. F.
Ulyanovsk State University.
Ul. Lev Tolstoy, 42, Ulyanovsk, Russia, 432017.
E-mail: [email protected]
Konovalova L. V.
Ulyanovsk State University.
Ul. Lev Tolstoy, 42, Ulyanovsk, Russia, 432017.
Guryanov A. M.
Ulyanovsk State University.
Ul. Lev Tolstoy, 42, Ulyanovsk, Russia, 432017.
Mamakina I. A.
Ulyanovsk State University.
Ul. Lev Tolstoy, 42, Ulyanovsk, Russia, 432017.